Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Александр Мень

[Физические аспекты молитвы]


[Текст взят с сайта фонда о.А., www.alexandrmen.ru (alexandrmen.libfl.ru), где сопровожден примечанием: "Публикуемая часть книги "Практическое руководство к молитве" посвящена упражнениям для расслабления и сосредоточения, снятия эмоционального напряжения и развития умственного контроля. Текст не типичен для книг о молитве и потому ранее входил лишь в "самиздатовский" вариант брошюры". Примечание несколько странное; у меня вообще какие-то сомнения относительно авторства - сугубо стилистические - хотя текст в новодеревенском самиздате ходил - только отдельно от александровской книжки о молитве; впрочем, я этим тогда особенно не интересовался, возможно, что в Фонде все написали правильно. Просто выразил свое личное впечатление. Стилистически как-то отлично от прочих аналогичного рода текстов о.А.; да и скорее все-таки не о молитве, а о медитации. Не в манере о.А. указывать, сколько миллионов альвеол... На Леви это скорее похоже... Впрочем, особого значения это не имеет; кому-то текст может помочь, кому-то может помешать. - Примечание Я.Кротова, 15.3.2003.]

Дыхание

Большая часть людей дышит плохо. Их легкие никогда не вентилируются до глубины. При каждом вздохе они упражняют лишь малую часть своих 70 миллионов альвеол. От этого страдает их физическое, нервное, психическое равновесие, и, следовательно, и их молитва. Учиться хорошо дышать необходимо для биологического равновесия и для связанной с ним молитвы.

Не следует переоценивать значение технических приемов, но не нужно также ими пренебрегать: они принадлежат к числу благоприятных факторов. Многовековой опыт, накопившийся в самых разных религиях, позволяет утверждать, что они могут помогать сосредоточению.

Урок дыхания

Научиться дыханию значит увеличить емкость легких, упражняя разные мышцы, позволяющие расширить легкие на разных уровнях. Различают три уровня в зависимости от участвующих в дыхании мышц.

1. В основе лежит дыхание диафрагмой и животом – диафрагменное дыхание. На этом уровне дыхания в легкие поступает больше всего воздуха.

2. На втором месте по объему вдыхаемого воздуха стоит дыхание ребер.

3. Наконец, работа мышц верхних ребер приводит к наибольшему расширению верхней части грудной клетки и вызывает дыхание, называемое ключичным.

1. Специальные упражнения

А. Предварительные советы. Хорошо заниматься на свежем воздухе или в тщательно проветриваемом помещении. Одежда не должна стеснять вас. Дышим все время носом (однако вначале для контроля за выдохом можно выдыхать ртом). Начинаем с выдоха. Выдох, как правило, должен занимать вдвое больше времени, чем вдох. Постараемся развить дыхание животом, оно самое важное и вместе с тем им чаще всего пренебрегают.

Начальное упражнение, которое мы предлагаем, безопасно для здоровых людей. Этого нельзя сказать о некоторых упражнениях по контролю за дыханием, предлагаемых в ряде современных трудов по этому вопросу. Их следует делать только под наблюдением компетентного учителя.

Б. Упражнения. Лечь на спину, положить одну руку на живот (локоть на земле, чтобы избежать всякого напряжения), а другую сбоку на грудную клетку для контроля за дыхательными движениями. Согнуть колени, ступни поставить на землю. Спина должна быть прямая, голова в правильном положении.

Начнем с того, что почувствуем наше дыхание, в том смысле, в каком мы говорили выше. Мало-помалу осознаем, что в нас "дышится" — дадим убаюкать себя дыханию. Мы почувствуем, как воздух расправляет легочные альвеолы и течет в органы. Затем подтолкнем наше дыхание. Выдыхаем медленно, регулярно, молча: мы почувствуем, как диафрагма поднимается к грудной клетке, выталкиваем воздух: живот опадает, а ребра сближаются. Сделаем маленькую паузу (1 - 0,5 секунды), когда легкие пусты.

Затем медленно вдохнем или, вернее дадим нашим легким наполниться воздухом самим. Мы почувствуем, как живот наполняется. Маленькая пауза с полными легкими (ни в коем случае не форсировать!). Затем выдохнем снова.

Не нужно ни сжиматься, ни напрягаться, ни отчаиваться, если не достигнем желаемого результата сразу. Сделаем три или четыре таких полных цикла дыхания. Затем предоставим дыханию вернуться к непроизвольному ритму.

2. Упражнения в течение дня

Специальные упражнения, описанные выше (почувствовать дыхание, расширить его), можно с успехом выполнять в течение дня в любом положении и в любом месте, кроме тех мест, где слишком плохой воздух. Непременно будем выполнять дыхательные упражнения, когда ослабевает внимание, когда почувствуем раздражение и нервозность, перед трудной работой и т.д. Подобно ловцу жемчуга, сделаем полные вдохи и выдохи перед тем, как "нырнуть" в наши дела. Помимо этих нескольких упражнений предоставим легкие их естественному движению, не мешая ему излишним вниманием.

Борьба с напряжением

Напряжение. Что означает это понятие?

Мы обнаружим это постепенно, исследуя нормальное и ненормальное напряжение, напряжение случайное и обычное, уровни напряжения.

1. Напряжение нормальное и ненормальное. Существует нормальное напряжение, оно заключается в естественном усилии, соответствующем конкретной деятельности (физической, умственной, нравственной или духовной). Об этом нормальном напряжении речь пойдет в разделе, посвященном расслаблению.

Помимо того, есть ненормальное напряжение, когда усилия чрезмерны и затрачивается излишняя энергия для обретения какого-нибудь блага (для достижения профессионального успеха, материального благополучия, славы, знаний, нравственного или духовного совершенства) или для устранения какого-нибудь зла; об этом ненормальном напряжении здесь и пойдет речь. Мы называем его просто напряжением.

2. Случайное и привычное напряжение. Иногда для того, чтобы действовать и реагировать, обстоятельства требуют от нас большого усилия. Когда необходимо сделать сверхурочную работу, преодолеть препятствие и т.д., нужно следить за тем, чтобы беречь энергию, правильно распределяя усилия и выбирая короткие мгновения для пауз (разрядки). Пока чрезмерное усилие остается случайным, это неопасно, но если оно делается привычным, нужно бить тревогу: осознать и понять, что это ненормально, сделать все, чтобы освободиться или же, по крайней мере, прибегнуть к расслабляющим упражнениям.

3. Уровни напряжения. Независимо от того, навязано ли нам напряжение обстоятельст­вами или же целиком зависит от нас, случайно оно или привычно, постараемся опреде­лить, на каком уровне нашей личности находится его причина и проявление.

а) Физическое напряжение является одновременно и мышечным и нервным. Оно сказывается в чрезмерном, а иногда и совсем излишнем сокращении некоторых групп мышц. Чаще всего затрагиваются мышцы челюсти, затылка, плеч, пальцев. Иногда возникают тики. Оно может быть результатом слишком тяжелой или слишком длительной физической работы или некоторых условий жизни, зависящих или независящих от нас: неудобный транспорт, шумы, нерегулярное питание, плохой воздух, возбуждающие средства, недосыпание. Но чаще всего физическое напряжение и следующая за ним усталость, если и не являются результатом напряжения другого порядка (симптомами которого они могут быть), то, по крайней мере, усиливаются им.

б) Эмоциональное напряжение. Эмоциональность, или зона чувств, у разных индивидуальностей имел разную степень богатства и выраженности. У всех она является областью, порождающей всевозможные напряжения. Они могут быть положительными (стремление к прекрасному, поиски любви) или отрицательными (беспокойство, тоска, страхи). Напряжения часто питаются подпольно: подавленными или бессознательными комплексами. Их могут провоцировать внешние события (смерть дорогих людей, житейские трудности) или трудные отношения с близкими (деспотичный отец, грубый муж и т.д.). Такие причины нам часто неподвластны. Постараемся по крайней мере уравновесить нашу аффективную эмоциональность методами расслабления и подчинить ее нашей духовной жизни. Если эмоциональные напряжения сказываются на состоянии нашей нервной системы, то физическое и нервное расслабление могут их облегчить.

в) Умственное напряжение. Умственная, или ментальная зона есть сфера воображения, памяти и разума. Напряжение здесь возникает в форме преследующих нас образов или воспоминаний, навязчивых идей. Они могут вызываться ненасытной потребностью в знании, необходимостью напряженно учиться и переутомлением, к которому это иногда приводит. Но само собой понятно, что здесь нередко имеют место и эмоциональные причины, вызывающие и поддерживающие навязчивые образы и воспоминания.

г) Духовное напряжение более распространено, чем это обычно предполагают. Часто именно оно кроется за всеми другими напряжениями. Нередко оно приобретает форму страстного стремления к мистическим озарениям. Не содержится ли тут убежденности, впрочем бессознательной, что совершенство есть результат завоевания? Иногда напряжение порождается беспокойной потребностью иметь хорошее мнение о самом себе, иметь чистую совесть. Эти моральные и духовные напряжения требуют морального же и духовного лечения, чему косвенно способствуют упражнения на расслабление.

д) Нравственное напряжение можно было бы назвать "страстью" к самоусовершенствованию, к идеалу. Оно заключается в неумеренном желании преуспеть в нравственной сфере своими собственными силами и любой ценой. Выражается оно в беспокойной заботе о том, чтобы не нарушать никаких правил и немедленно достичь совершенства во всех добродетелях. А так как это невозможно для человека, то он рискует вызвать в себе навязчивые угрызения совести и побочное напряжение.

В силу взаимосвязи различных сфер личности напряжения на различных уровнях проецируются друг на друга и взаимно друг друга усиливают. Под словом "напряжение", следовательно, понимается явление многообразное и сложное. Каждый должен проверить: не напряжен ли он, каковы его напряжения, как они проявляются и чем вызываются.

Расслабление

Ненормальному напряжению противостоит расслабление, которое включает напряжение контролируемое. Оно предстает одновременно и как важнейший элемент жизненного ритма, и как способ достичь правильного ритма.

Ритм: напряжение-расслабление. Во всякой хорошо отрегулированной жизни существует чередование напряжения и разрядки, утомления и отдыха. Оно ведет к здоровой устало­сти, которое расслабление естественным образом снимает. Этот ритм можно выразить в виде синусоидальной кривой, крайние точки которой выражают напряжение и расслаб­ление. Чрезмерное, но преходящее напряжение может на мгновение нарушить этот ритм, однако он быстро восстановится под воздействием компенсаторного механизма, который создаст пропорциональное расслабление. Но как только ненормальное напряжение устанавливается прочно, этот гармоничный ритм может быть длительно и серьезно нарушен. Это влечет за собой привычку к перегрузкам и отсутствию контроля. Тогда страдает и деятельность и отдых. Для того, чтобы поддержать усилия на том же уровне, приходится делать затраты сил, превышающие поступление, расходовать много нервной энергии. Кроме того, человек становится неспособен отдыхать и тем самым выключает источник восстановления нервной энергии. Этот расстроенный ритм можно изобразить как след зубьев пилы, верхние и нижние точки которого постепенно все больше и больше расходятся. В конечном итоге человек может включиться в патологический цикл возбуждений и депрессий.

Способность расслабиться ликвидирует последствия временных ненормальных напряжений, устраняет опасность превращения их в постоянные и обеспечивает гибкую жизнедеятельность, сохраняя гармонический ритм усилий и отдыха. Растрачивается не больше, чем есть в наличии, и восстанавливается то, что растрачено.

Расслабление как метод. Для того, чтобы уменьшить напряжение, существует несколько способов. Термин "расслабление", которым в наши дни злоупотребляют, означает частный терапевтический метод, используемый для излечения болезненного напряжения, но мы будем говорить о более общем способе расслабления, который полезен и доступен всем.

Во-первых, нужно установить причины напряжения: кроются ли они в чрезмерных физических или умственных усилиях, или же в слишком частых и напряженных эмоциях, или же в слишком нетерпеливых поисках идеала – а затем, по мере возможности, устранить их. Можно отказаться от какой-либо работы или отложить ее на время, можно отказаться от какого-либо чтения или спектакля, отбросить воспоминание, которое вызывает тревогу. Если же это невозможно, тогда, по крайней мере, необходимо искать другой способ ослабить действие этих причин.

Если выполняется трудная работа, нужно прерывать ее краткими расслаблениями (см. ниже). Если кто-либо из семьи вас раздражает, нужно посмотреть на него иначе, почувст­во­вать, чем он раздражен или огорчен, и принести свое терпение как дар любви к Богу.

Лекарства. В случае напряжения, которое ведет за собой бессонницу, чрезмерную усталость, нередко прибегают к искусственным лекарствам, либо успокаивающим, снотворным, либо тонизирующим, возбуждающим. Действительно, они иногда бывают полезны, при том условии, что употребляются временно. В противном случае их употребление становится бесполезным или даже опасным.

Сами по себе они не производят глубокого расслабления и настоящего нервного восстановления, которое необходимо. Это лишь средства, которые ведут к естественным лекарствам: сну и отдыху.

Возбуждающие средства ускоряют расход нервной энергии, чем быстро приводят к ее упадку. Транквилизаторы иногда необходимы, но порой могут замаскировать истинные причины усталости и бессонницы. Сон – одно из важнейших лекарств, созданных природой. Спать взрослым нужно минимум 8 часов, а дети нуждаются в большем количестве сна. Таким образом, нельзя слишком поздно работать и слишком поздно засиживаться за беседой, если необходимо на другой день рано встать. Вечерний сон для большинства людей ценнее, чем утренний. Если мучает бессонница, необходимо выяснить причину для того, чтобы от нее избавиться (напр., слишком обильный ужин, заботы и проч.). Не нужно напрягать себя, желая уснуть: такое напряжение – лучший способ отогнать сон. Подумаем лучше о том, что нужно препоручить себя Богу: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".

Паузы на протяжении дня. У нас гораздо больше свободного времени, чем мы думаем. В течение дня у нас множество минутных перерывов: смена работы, то время, когда мы подымаемся или спускаемся по лестнице, когда идем на звонок открывать дверь, когда распечатываем письмо и т.д. Нужно использовать все эти мгновения для снятия напряжения.

Выходные дни. Следует стараться, чтобы они были такими же заполненными, как и рабочая неделя. Хорошо уделить внимание семье, мастерить что-то, гулять, читать, слушать музыку, заниматься любимым делом. Однако нужно, чтобы эти разнообразные занятия отличались от повседневной работы и были не слишком утомительны.

Длительный отдых. Его не нужно дробить на слишком короткие сроки. Полезно переменить обстановку, климат, пользоваться солнцем, водой, тишиной, заниматься физическими упражнениями. Большую роль в "обновлении" организма играет вода (душ или ванна).

Тем, кто ведет неподвижный образ жизни, надо выделить один час ежедневно для ходьбы: найти свой ритм, идти в тишине (внутри тоже должна быть тишина), смотреть на какое-нибудь место пейзажа, слушать пение птиц, вдыхать запахи. Летом ходить босиком по траве, по воде.

Успокоительные упражнения. Эти упражнения могут касаться различных уровней нашего существа. Контролируемое дыхание (см. дыхание) — прекрасное средство для достижения покоя физического и нервного.

Упражнения для умственного контроля (см. ниже), в частности упражнение на восприимчивость — лучший отдых для мозга.

Мы приводим здесь физические упражнения, которые, воздействуя на нервную систему, благоприятствуют отдыху разных зон человека.

Упражнения в течение дня

а) Постараемся обнаружить свою напряженность. Проверим себя: если плечи у вас приподняты, руки лихорадочно сжаты, походка неровная, лицо искажено, лоб сморщен, челюсти сжаты и т.д., то это свидетельствует о высшем напряжении. То, что мы его заметили, уже его ослабляет. Используем минуту отдыха для этого.

б) Дышим глубоко и медленно на воздухе или перед открытым окном.

в) Целиком погрузимся в то, чем мы занимаемся в данный момент. Полностью осознаем то, что делаем: идем, поднимаемся по лестнице; полезно чувствовать сильный запах, слушать песню, рассматривать фотографию и т.д.

г) Сделаем сознательными наши инстинктивные жесты. Хотим ли зевнуть, потянуться, пройтись немного и т.д. Сделаем все это, но сознательно, полностью отдаваясь этим движениям.

д) Замедлим свой жизненный ритм. В течение нескольких минут, не прерывая очередного занятия, заставим себя делать то, что мы делаем, в три раза медленнее обычного: причем полностью осознавая свои мышечные ощущения. Ими же проконтролируем энергию, которую вкладываем в жест: постараемся приложить минимум энергии, чтобы удержать стакан, взять ручку и т.д.

е) Сильно напряжем, а потом расслабим свои мышцы. Например, поднимем как можно выше плечи, а потом дадим им резко опуститься. Сожмем пальцы в кулак, а потом расслабим их. Максимально сократим мышцы лица по всем направлениям, а затем расслабим их и т. д.

ж) Ощутим вес своего тела. На самом деле, как это много: 50, 60, 80 кг! Дадим возможность этому весу тянуть вниз, как если бы земля была чем-то могущественным, желанным, что нас притягивает, ведь она действительно обладает силой притяжения. Если мы сидим, то ощущаем свой вес, давящий на стул. Или же: пусть рука свободно висит вдоль тела, как если бы ее 5 или 6 кг висели бы только на волоске. Или согнемся пополам, дав повиснуть обеим рукам и голове так, как будто бы они не связаны с телом: дадим им поболтаться под собственной тяжестью и т.д.

з) Дадим покой глазам. Глаза – тончайший орган, усталость которого особенно влияет на голову. Полезно, сидя, нагнуться над столом, закрыть глаза ладонями (при этом не надо давить на глазные яблоки), так, чтобы одна рука лежала на другой, опираясь на лоб. Две минуты такой темноты снимут усталость глаз. Это можно делать, слушая музыку, при смене занятий, у телевизора…

Не следует делать все эти упражнения сразу. Нужно пробовать одно за другим и принимать те, которые подходят.

Важно сохранить в себе гибкость, готовность к переменам, и следить, чтобы не было одержимости. Иначе это приведет только к новому напряжению. Мало-помалу состояние покоя будет возникать самопроизвольно.

Состояние покоя

а) Предварительные советы. Это  упражнение нужно приурочить к досугу и спокойному состоянию, но его ни в коем случае нельзя проводить сразу же после еды (только спустя три часа). Хорошо, если есть проветренное и достаточно теплое помещение (при полном покое температура тела может понизиться). Создаем полутьму или прикрываем глаза: на короткое время отключаемся от всякого рода внешних возбудителей. Расслабляем одежду, воротник, обувь. Продолжаем делать упражнение, несмотря даже на отсутствие видимых результатов. Не надо неотступно добиваться цели, так как одержимость – это уже напряжение.

б) Упражнение. Ложимся на спину, руки свободно лежат вдоль тела, внутренней стороной наружу. Ладони раскрыты, пальцы слегка согнуты; ноги едва раздвинуты, развернуты наружу. Каждому надо найти для себя наиболее удобную позу (в случае необходимости положить под голову, колени и локти небольшие подушечки).

Делаем один или два контролируемых вдоха и выдоха, затем даем дыханию войти в свой обычный режим.

Первая фаза. Почувствуем свое тело, ощутим его состоящим из различных частей.

Вторая фаза: принцип рессор. Надо напрячь без особых усилий все группы мышц тела, а затем их расслабить. Напрягают сначала мышцы ног, постепенно продвигаясь к голове (кому это трудно, могут начинать с мышц головы и продвигаться вниз).  Мышцы пальцев, стопы, голени, колен, бедра, таза (сначала правой стороны, потом левой), затылка, лица (челюстей, щек, ушей, век, лба), кожи головы. Затем, в совершенно полном покое и неподвижности повторить то же самое, но с гораздо меньшей напряженностью. Конечно, достичь этого можно только упражняясь изо дня в день.

Третья фаза: принцип притяжения. Сохраняя полную неподвижность, почувствуем свое тело, как оно становится тяжелым, ощутим себя распростертыми на земле (вросшими в землю), как будто влипшими в тесто.

Нельзя резко выходить из этого состояния совершенного покоя. Поморгаем, сильнее вздохнем, пошевелим губами, пальцами, потрем друг о друга руки, как будто умываемся, потянемся. Потом медленно поднимемся.

После тренировок такой сеанс будет приводить в состояние большого физического и внутреннего успокоения.

При сокращенном упражнении можно ограничиться одним контролируемым вдохом-выдохом и второй фазой упражнения (без повторения).

Умственный контроль

Начнем с распространенного явления: рассеянность в молитве. Я молюсь, и мое внимание сосредоточено на Боге, я выражаю Ему мою веру, любовь, хвалу, смотрю на мою жизнь в Его свете: мое "поле сознания" занято мыслью о Боге, чувствами и стремлениями, к Нему относящимися. Но вот в этом "поле" возникают идеи, образы, заботы, чуждые "предмету" моей молитвы. Они исходят из разных зон: тела, органов восприятия, чувств, воображения и т.д. Иногда они даже совсем заслоняют мысль о Боге и занимают ее место. Очень редко умственный контроль бывает настолько сильным, чтобы рассеянность не вносила помех в поле сознания.

Этот контроль есть одна из способностей "Я", которая осуществляется как бы автоматически. Конечно, "Я" может сознательно реагировать на наплыв помех, удвоив внимание к Богу. Но если механизм контроля хорошо налажен, то он сам устраняет то, что не имеет отношения к мысли о Боге.

"Поле сознания" ставит на границах "стражей", которые проверяют идеи, образы чувства, пытающиеся перейти границу, и отталкивают все, что не имеет отношения к молитве.

Недостаточный умственный контроль. Но у многих людей умственный контроль недостаточен, плохо используется способность устранять помехи и не давать постороннему проникать в поле сознания. Тогда помехи выступают из различных зон нашего существа и наводняют плохо охраняемую территорию, чтобы привлечь внимание "Я", а затем добиться его согласия. Это воспоминания о неудачах, забота о завтрашнем дне, мечты и т.д.

Даже если "Я" не соглашается на рассредоточение внимания и устремленность к Богу в основном сохраняется, молитва все же затруднена, поле сознания затемнено.

Недостаточность контроля в молитве свидетельствует о недостаточном контроле во всей жизни: в домашнем труде, профессиональной деятельности и т.д.

Когда контроль недостаточен, идеи и образы оказываются менее ясными, как если бы умственный взор был не в фокусе. Трудно уловить последовательность мыслей. На предмет смотрят, не замечая его особенностей. К тому, что делают, прилагают недостаточно внимания.

Этот недостаток внимания вредит работе памяти. С трудом вспоминаешь, что читал, испытываешь затруднения, когда надо точно описать, что видел, не уверен в том, что сделал (по три раза возвращаешься проверить, выключил ли газ или запер ли дверь на ключ).

Неясные мысли, расплывчатые воспоминания делают волю колеблющейся, рассеянной. Нет уверенности в себе. Как продвигаться в этом тумане с надеждою? И тогда увиливают от дела для того, чтобы написать письмо или заняться чем-нибудь посторонним.

Разрываемый многими представлениями, требующими одновременного или последовательного внимания, человек вынужден расходовать в десять раз больше энергии, чем это на деле необходимо. Отсюда привычная усталость, отсутствие воодушевления, постоянства, следовательно – эффективности действия…

Такие недостатки сказываются на нравственной и духовной жизни. Не хватает той силы и того постоянства, без которых невозможна добродетель.

Недостаток умственного контроля может в конце концов привести к серьезным нервным и психическим расстройствам. От того, что нервная энергия истощается и контроль слабеет, человек становится подверженным наваждениям, страхам и чувству вины. Следствием этого могут явиться и органические расстройства.

Причины недостаточного умственного контроля

Главная причина слабого умственного контроля – недостаточно тренированное внимание.

Поскольку умственный контроль есть механизм устранения, то этот механизм должен быть особенно хорошо налажен. Такой механизм создается сам по мере тренировки и воспитания внимания. Внимание имеет два аспекта: "Я" сосредотачивается на избранном предмете и тем самым устраняет все другие. Тренировка внимания есть в то же время тренировка контроля, устраняющего все, что не есть предмет внимания. Но эта способность ко вниманию и контролю предполагает нервную энергию и силу. Вот почему недостаток контроля может вызываться усталостью и, в частности, умственной усталостью в результате перегрузки, озабоченности и т.д. Пружина механизма внимания и контроля быстро ослабляется, он плохо работает. Это хорошо заметно вечером утомительного дня: здравый смысл советует как можно скорее лечь спать, но на это никак не можешь решиться (в таких случаях нужно принуждать себя лечь).

Развитие умственного контроля

1. У древних была поговорка: "Делай то, что ты делаешь". Это также правило духовной жизни: живи настоящим мгновением, потому что это место встречи с Господом.

Такое пребывание в настоящем, без ускальзывания в прошлое или будущее, развивает умственный контроль. Оно требует и развивает точность взгляда, здоровую волю, способствует интенсивности действия. Вот почему первый шаг к установлению умственного контроля состоит в том, чтобы целиком отдаться делу данного мгновения. Когда говорят о деле, то имеются в виду и такие действия, как идти или есть, открыть дверь, вымыть руки и т.д., а не только работать или молиться. Тогда вступает в действие механизм контроля, устраняющий все постороннее. Как в молитве, так и в наших повседневных делах, нужно устранять помехи. Обычной воли для этого недостаточно, и все-таки в этом нужно постоянно упражняться, а не поддаваться внутренним соблазнам, противодействующим устранению "паразитарных мыслей".

Кроме того, нужно, чтобы контрольный механизм не сталкивался со слишком сильными противниками. Мы видели, что отвлечение, стремящееся незаконно проникнуть в поле нашего сознания, порождается "вожделениями" различных зон. Вот почему перед "Я" возникает необходимость обуздывать эти вожделения. Речь идет не о том, чтобы их уничтожить, потому что это полезная энергии, а о том, чтобы подчинить их, упорядочить, объединить, будь то желания тела, эмоций, воображения, разума…

Эффективным средством поставить на свое место низшие стремления является воспитание в нас глубинного порыва к Богу. Такова роль молитвы: она благоприятствует умственному контролю, позволяющему с большей полнотой отдаться Божественному "предмету". Она способствует этому контролю, подчиняя низшие стремления устремленности духа к Богу.

2. "Быть в том, что делаешь", значит направлять нашу энергию в определенное русло. Но нужно еще и обладать этой энергией. А энергия внимания есть энергия нервная, точнее – мозговая. Но к чему подстегивать волю: нужно зарядить ее умственной энергией как заряжают аккумулятор. Как? Осознанием ощущения.

Я непрерывно испытываю под воздействием элементарных чувств ощущение внешнего мира: я вижу поле маков прекрасного красного цвета, я слышу пение птицы, осязаю материал… я ощущаю то, что происходит в одном из органов моего тела: ослабление мышц, ритм дыхания. Эти различные ощущения, воспринимаемые нервной системой, передаются мозгу. Нужно осознать эти ощущения, позволить им полностью развернуться. Это и значит культивировать восприимчивость. Нужно, чтобы я отдался ей, как чистая фотографическая пластинка. На самом же деле на моей пластинке уже имеется отпечаток – заботы, мечты, мысли… Когда я испытываю ощущения, я должен остерегаться немедленного преобразования этого ощущения в идеи. Я иду по улице: всякое другое ощущение исключается, я чувствую соприкосновение ног с землей, пребываю, так сказать, целиком в ногах. Это очень трудно. Я, может быть, испытаю чистое ощущение лишь одну секунду. Но в эту секунду я укреплю мою нервную систему и дам отдохнуть моему мозгу. Следовательно, я должен использовать все свободные мгновения для того, чтобы упражняться в этом состоянии восприимчивости, вместо того, чтобы переживать мои заботы или придумывать планы. Уметь отвлекаться от них в некоторые мгновения дня – великое искусство.

Состояние восприимчивости, восстанавливая нервную энергию, позволяет нам потом прилежно заниматься и молитвой, и всякой другой деятельностью. Привыкая воспринимать ощущения, человек не только отдыхает и укрепляет нервы, но также становится способным к восприимчивости духовной, которая делает его открытым для действия Божия в глубине его существа. Тогда происходит переход от активной молитвы, в которой преобладает действие человека, к молитве безмолвной, в которой преобладает действие Духа Божия

Упражнения

1. Восприимчивость. Требуется сознательно, но пассивно воспринимать ощущения, приходящие от внутренних и внешних чувств.

А) Внутренние ощущения. Сядем. Найдем самое удобное положение (спина прямая, ступни плотно прижаты к полу, руки свободно лежат на коленях). Закроем глаза. Ощутим тяжесть нашего тела на стуле, давление спинки стула на спину, соприкосновение подошв с землей. (Для тех, кто привык к работе мысли, в это время можно думать о работе органов тела). Затем почувствуем последовательно пальцы ног отдельно. Сначала правую, потом левую голень и т.д. (так поднимаемся до макушки). Затем почувствуем наше дыхание, не думая об этом. Вдыхая медленно носом, почувствуем, как проходит воздух, расширяя живот, наполняя легкие, раздвигая грудную клетку. Медленно выдыхая ртом, почувствуем, как воздух просачивается между полусомкнутыми губами.

С закрытыми глазами поднимем медленно правую руку, чувствуя, что происходит в ней, затем левую руку, ногу, согнем ее и т.д., все время пассивно регистрируя ощущения. Во время ходьбы почувствуем игру мышц, контакт с землей, ритм дыхания, ветер на лице.

Б) Внешние ощущения. Послушаем звуки, которые нас достигают, не пытаясь их определить. Откроем глаза. Воспримем формы и цвета, не пытаясь их истолковать, дать название. Научимся чувствовать запах в городе, деревне. Принимая пищу, ощутим вкус блюд. Пощупаем предметы, сосредотачиваясь на их форме, их качествах (горячее, холодное, мягкое, шершавое, гладкое).

Время от времени на протяжении дня "уйдем в отпуск": почувствуем радость существования, дадим прийти к нам и войти в нас различным ощущениям (зрительным, слуховым, осязательным).

2. Сосредоточение. Закроем глаза и мысленно начертим перед собой цифру "1"; удержим ее, а затем сотрем или станем писать ее все более и более мелкими знаками до тех пор, пока она не исчезнет, или же будем смотреть, как она удаляется все больше, подобно задней стенке последнего вагона, который уходит, пока не станет незаметным и не исчезнет.

Можно так же поступать со словами или абстрактными фигурами (знаком бесконечности, двоеточием, скрипичным ключом), сначала простыми, затем все более и более сложными – их чертят медленно, затем стирают сразу или постепенно. (Выбор предмета для мысленного сосредоточения индивидуален. Он зависит от душевного склада личности. Проверяется это практикой).

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова