Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Олег Степурко

      История Новодеревенского прихода в песнях

 

Каждый музыкант знает, как иногда бывает трудно понять фольклорные песни без комментариев. Ведь песня будет понята по-другому, если мы узнаем, какую функцию в том или ином народном обряде она играет. И мы знаем, как меняется лад песни, зависимости оттого, в каком обряде он звучит  - календарном  или свадебном.

И община Новой деревни, как и любой народ, имела свой фольклор, свои легенды и традиции,  который закладывались в малых группах. И сейчас, по прошествии 30 лет выросло новое поколение, которое уже не помнит ново-деревенские реалии. Вот почему некоторые песни мы решили снабдить комментариями. 

               1. Ковчег

   Когда в Новой Деревне стали образовываться "малые группы", в нашей группе мы решили с ведущим написать гимн. И этим гимном начинали и заканчивали встречи. Поскольку нашу группу мы назвали «Ковчег», то и сюжет гимна связан с Ноем, который спас людей и зверей. Тем более, что с этим "Ноем" мы встречались каждое воскресенье на литургии. (Забавно, что мы

очень гордились своим названием, пока нам один баптист не рассказал, что у них в церкви огромное количество групп с таким названием, даже пришлось ввести нумерацию: «Ковчег №1», №2, №3, и  т. д.).

 

2.Если б мы ушли из мира.

   В то время, власти разрешали только христианство в стенах храма и монастыря. Уголовно преследовалось миссионерство в школе, больнице или на предприятии. Конечно, мы мечтали о таких временах, которые наступили только сейчас, и нас беспокоило монашеское направление в нашей Церкви. Выходило, что мирянин – христианин второго сорта. «Церковь, - говорил о. Александр, - веками обходилась без монашества. И часто молодой неофит заменяет реальные дела, чтением Добротолюбия, которое выполнить в миру невозможно». Все мы, тогда прошли искушение стать профессиональными христианами – монахом или священником. И я помню своего приятеля, который был потрясающим джазовым барабанщиком, и когда обратился, стал монахом. В результате мы лишились замечательного музыканта, а Церковь ничего не приобрела, (он все - же  бросил монастырь). Я думаю, что он лучше бы служил Богу на барабанах. 

2. Он хотел, чтоб люди-боги.

Чистые, как Он. Светлые, как Он

На ногах стояли твердо.

Всю бы землю обошли. Сделали святой Припев:

 

3. Он пришел на свадьбу в Кане.

Исцелял слепых, исцелял больных.

Из воды вино он сделал

Умер на Кресте за нас. Чтобы жили мы.

Припев:

 

 

 

                  3. Св. Сергий

 Мы, лидером нашей молитвенной группы, решили написать песни всем святым, которых любили. Начали с пр. Сергия. В припеве я использовал ектенью, которую слышал на молебне у раки святого. Тогда, в неофитском, сентиментальном порыве добавил строки: «Дедушка, наш Сергий! Спасай внуков своих». Но Оля Е. возразила: «Дедушка может быть только Ленин». Я не согласился и пошел к отцу. Тот сказал: «Лучше будет  -  Отче, наш Сергий».

Сейчас я понимаю, что в Царстве Божием нет времени и старости. Там нет дедушек. Все молоды и  бессмертны.

   Но наш замысел с С., так и остался не выполненным. Мы успели написать песни лишь двум святым: пр. Сергию и пр. Серафиму. Затем, наш лидер начал всех нас готовить к посадке, и мы должны были  выучить к каждому занятию, по главе Евангелия от Иоанна. (Ведь в тюрьме Библии не будет). А время действительно было тревожное: Андропов у власти, отца таскали на допросы, готовя  судебный процесс и,  уже прошла артподготовка: напечатан пасквиль в газете «Труд». Все «засветившиеся» группы отец распустил. (Мы, к счастью выжили, ибо старались собираться на дни рождения и праздники). Меня, за детские библейские спектакли, начали выпирать с работы, организуя комиссии и проверки .

  К тому же мой соавтор стал, почему–то увлекаться темой предательства и предложил мне написать песню об Иуде, в которой призывал Бога простить Иуду. Мне очень не хотелось писать про Иуду, и я пошел, и показал стихи отцу Александру. Тот сказал мне: «Бог давно уже простил Иуду, и эту тему сейчас лучше оставить». Очень жаль, но вскоре наш лидер начал делать странные поступки, не слушая своего духовника и, ставя напрямую под удар о.А. Так он попросил одного иностранца привести копировальную технику, что по тем временам приравнивалось к оружию и попадало под статью с чудовищными сроками. Я помню, что о. Александр срочно передал по цепочке, чтобы с С. немедленно прервали любые контакты. Он добавил: «Когда зажжен бикфордов шнур, нужно немедленно его резать». И сделал двумя пальцами характерное движение, изображая ножницы. Когда же все же С. загремел «за диез», о. А. сказал мне: «Органы не хотели затевать это дело, которое сейчас, по политической коньюктуре им не нужно. И приставили «наружку» - (за С. постоянно ездила машина), - они, - продолжил о.А. всячески давали ему понять, чтобы тот не нарывался и прервал общение и иностранцами. Но, - с огорчением добавил о.А. – он  искал «мученичества» и не внял предупреждению».

2.Князья идут, крестьяне идут,

Птицы летят, - всех кормит из рук.

Кто драться приходит к нему, -

Тот уходит, уходит, как  друг.

Припев: Он видел Марию….

 

3. Когда снова закат лес зажег.

Люди от жути тупели

Когда Русь топтал сапог.

Пули в иконы летели.

Припев: Он видел Марию….

 

 

4. Св. Серафим

    Не случайно духовным отцом, крестившим о. Александра, - был о. Серафим Битюгов. Когда я в 70-х годах, был в домике в Загорске, где скрывался о. Серафим, то видел потрясающий портрет святого, выполненный в  манере наивных художников. Где он сейчас? Мне сказала Оля Е., что после смерти дивеевских монахинь, которые жили в этом домике, туда поселились их дальние родственники – алкаши и пропили все ценное, что оставалось.   О. Александр любил св. Серафима. Помню, он рассказывал нам, что после смерти Мотовилова, его записи о встрече со святым Серафимом  нашли  в бельевой корзине на чердаке с ненужными вещами. Что современники, несмотря на великие чудеса так и не поняли, с кем сподобилось встретиться в жизни.

  Тогда в 70-х, считалось, что мощи св. Серафима утеряны, и некоторые прихожане мне рассказывали, что собирались ехать в Саров, чтобы отыскать их. И еще один случай. Путч ГКЧП совпал со вторым открытием мощей святого, и когда все кончилось благополучно, один прихожанин сказал: «Ну, как вы могли волноваться и думать о плохом исходе? Ведь св. Серафим сейчас с нами в Москве?»

   Сколько я ни просил  своего соавтора дописать третий куплет, он так и не сделал его. Пришлось попросить Сережу Б., который и написал третий куплет.   Вообще Сережа М. был человеком необычайно интересным и любое общение он умел делать праздником, каждый раз он умудрялся рассказывать о необычных фактах и случаях. И все время придумывал фантастические путешествия. То мы поехали в Тайнинку, где был тайный приказ и где пытали государевых противников. То, вдруг мы отправлялись в имение знаменитой садистки Салтычихи, которая прославилась чудовищной жестокостью. Удивительно, но от ее имения не осталось ни каких следов -  камня на камне. Помню, с каким недоумением разглядывали нашу экспедицию. (А мы были с маленькими детьми), пьяные деревенские аборигены, не понимающие цели нашего визита. Или как мы, оставляли друг – другу детей, чтобы по очереди, поехать во Владимир, и посмотреть там церковь Покрова на Нерли. Фантазии и изобретательности Сережи не было предела. Я не удивляюсь, что сатана в первую очередь обрушивал свои стрелы на лидеров и они горели, как мотыльки, летящие в пламя свечи. Миша Мейерсон, организатор первых групп еще в 60-х. Моя жена проходила у него катехизацию. Володя «Кефиров», Женя Б., Володя, который принял псевдоним Матвеев. Все они, звездные страницы ново-деревенской летописи. Иногда мне кажется, что Господь сподобил меня, грешного, общаться с самыми лучшими людьми страны. И я не удивлюсь, если в Царстве Божием мне скажут,  что так было и на самом деле.

2.А все вокруг белым – бело, как прежде

И пашни и леса.

Нас Серафим согрел.

В душе открылись вежды.

Он нас зовет с собой на небеса. Припев:

 

3.И ни почем угрозы непокоя,-

Несут нас два крыла.

Скопили на земле

Сокровище святое:

Молитву, пост и добрые дела. Припев:

 

           5. Над Римом ночь

После ареста Сережи М., наша группа распалась, к тому же большинство групп в приходе, которые из-за неумелого обращения с телефоном «засветились» в органах,  было распущено о. Александром.

  Но нас с женой, о. А. направил в группу Андрея и Карины Ч., в которой уже было несколько человек, как и мы оставшиеся без группы, но уже в их случае КГБ был не причем. Лидера понесло, и он «сорвавшись с крыла храма», вылетел из прихода и вообще из Церкви. Как я уже говорил, ведущим устоять всегда тяжелее, чем другим членам группы и сейчас, когда я сам стал ведущим, смог в этом убедиться.

  Мы всегда очень дорожили группой и никогда не договаривались о встречах по телефону. Так получилось, что в группе собрались художник, математик, музыкант и у всех были дети. Тогда, по окончанию изучения «Послания к Римлянам ап. Павла», мы решили устроить праздник. Благо тогда у Андрея и Карины было большая квартира в Петроверигском переулке.

  Младшие дети устроили карнавал – девочки, нарядились римлянками, надев на себя все мамины украшения, а мальчики были сотниками, соорудив картонные доспехи и мечи. Подростки сделали доклад о Риме по Тациту. Мы удивились тому, что римские дома «инсулы» были аж в шесть этажей.

   Художник Коля нарисовал ап. Павла, копия фрески Андрея Рублева из Успенского собора кремля, на которой апостол зовет всех в Небесное Царствие. Причем на оригинальной фреске, из-за ветхости стерся  текст, и Коля написал на свитке свой золотой стих из «римлян».

  Андрей остроумно обыграл основную идею послания, что без Божией благодати любой человек, будь он под законом, или язычник, не может победить грех, переделав песню Б. Окуджавы: «А как первая война – это тех вина».

  Основным моментом праздника было размышление, когда по кругу пускалась братина с вином, (у Карины была рюмка невероятных размеров) и каждый размышлял над своим «золотым стихом» из римлян.

  А я написал ноктюрн «Над Римом ночь». Получилась довольно печальная песня, но наше  время было в чем-то, похоже на то. У них Нерон, у нас Андропов. Они встречаются в катакомбах, и мы тайно на квартирах. Апостола посадили и нашего апостола таскают на допросы, кое-кого посадили, а кого-то выбросили с работы.

  Я тогда и не думать не мог о том, что придет время, и я смогу спеть эту песню на огромной международной христианской конференции в Риме. И что побываю в римских катакомбах, где встречались герои моей песни, чтобы прочесть письмо апостола.

2.И нам нельзя ни слова пропустить. Лишь семь лет осталось.

   Рим запылает, закричит Нерон. Все забудут жалость.

  Но избавит Слово нас от греха. Смерть не страшна. Ждет Отец на Небе.

И из нашей крови – Церковь взойдет. И мир спасет вечною любовью.

3.И снова ночь и город уснул давно. Вновь окошко светит.

 Письмо послал Апостол в Первый Рим, а пришло в Рим Третий.

И опять нам Слово радость дарит. Чудо творит. Встречу в Божьем Царстве.

Римляне молите, чтоб нам дало. Это письмо, вечное гражданство.

6. Пойдем скорее с нами в Коринф 

(ещё одна общинная песня, написанная по случаю окончании изучения книги ап. Павла )

Чтобы понять смысл этой песни, написанной в стиле греческого сиртаки, нужно знать реалии новодеревенской жизни того периода. А они изменились в худшую сторону, потому что  настоятелем поставили о. Иоанна Клименко, (его мы звали Пэр Жан), который постоянно бегал стучать  «на угол», а именно в угловом здании в Пушкине помещалась контора ГБ

2.Пойдем, скорее с нами в Коринф,

 Но, смотри, не опадай, встретишь Ивана[1]

Хоть крут в Элладе «тачки» тариф.

Но зато на клиросе услышишь ты  нимф.[2]

Припев: Гекзаметром пишет Галлион,

И печатает в «Труде» песни Гомера.[3]

Пророчицы Павла «достают»,

Громко вслед ему кричат,

Мужья, лишь молчат.[4]

3.Пойдем, скорее с нами в Коринф.

На метро доедешь до Акилы с Прискилой.[5]

Чтоб слово Тимофей толковал.

Быстро Пушу прогони, Чтоб брат не чихал.[6]

Припев.

  Сизиф с Медеей -  наши земляки

Оттягать смогли у Павла многих коринфян

По «ящику» учат без затей.

Опыту «Труда» и воспитанья детей.[7]

4.Пойдем, скорее с нами в Коринф.

Видишь, Павел всех зовет соревноваться.

Так побежим скорее за ним.

Победителю «Коринфский орден» вручим

Припев: Коринф вобрал весь Пелопоннес.

Мужественной Спарты пыл, мудрость Афин.

Здесь Греции – сердце полно сил.

Как стрелою, - словом сердце Павел пронзил.

 

 

 

 

 

  7. Коринфа огни 

 

 

2.Как стая волков, рвут стадо с боков.

Разрывают на куски. Стадо дураки.

«Караул, обрежут» – кричат, в ящик.[8]

3.Тот тянет стадо в Рим.[9]

Тот Бультманом корит.[10]

Вот паршивая овца. Увел жену отца.[11]

 И кричит, что я не люблю «Зосю».[12]

 

4. В лицо вас бьют.

Обирают и плюют.

Разве в том моя вина.

Что свобода не нужна.

Что ее хотите отдать в рабство?[13]

5. Коринф, Коринф. Сколько вас корил.

Вы откройте для отца.

Жесткие сердца. И я вас сохраню в сердце.

 

 

     8. Коринфские частушки

 

 

 

 

1. Враги нас окружили и некому помочь.

И Берту[14] притащили, – стреляют день и ночь.

Пробили крышу в «Дачной»[15], и заняли  коттедж.[16]

И  нету нашей силы, прогнать их за рубеж.

Припев:

Но Павел прислал нам письмо:

Не бойтесь, ребята, Христос нас искупил.

Оденьтесь скорее в броню.[17]

Щит веры – все стрелы  угасил.[18]

2. Но, вот мы заблудились и нету маяка.

И сзади косогоры, а впереди – река.

Зовет нас Коля влево и Зоя бьет в набат.

А мы стоим все в горе и нет пути назад.

Припев:

Но Павел прислал нам письмо:

И карту на Небо, - короткий маршрут.

Все вместе – вы тело одно.

А ноги без тела – не дойдут.

3. Но вот, раздались песни – Сирены на тропе.

И все мы "осмурели" – кругом  “эмансипе”.

Пропела Вика Вове, про чудные сады.

От Люды нету писем и Ева рвет плоды.

Припев:

Но Павел прислал нам письмо:

Не лезьте, девчонки, в стакан.

Как в Церкви одна есть Глава.

Так в доме – мужик капитан.

3. Но вот, снаряды рвутся и  вся в крови трава.

И в ранах Антонина, Татьяна чуть жива.

И Лена в лазарете, пьет Вовик седуксен.

И мертвым сном Андрюша, заснул у нас совсем

Припев:

Но Павел прислал нам письмо:

В письме, нам рецепт свой дарит:

Молитесь, как сердце одно.

И вас благодать исцелит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  9. Иов

Изучение книги Иова пришлось как нельзя кстати: перестройка, талоны на мыло и сахар. Гиперинфляция. Эмигрантские настроения и призрак гражданской войны. Правда, проказы не было.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         10.Пятидесятница.

У нашей группы, «Ковчег», был свой Ангел Хранитель, которая всё время подавала разные идеи. Это Зоя Афанасьевна Масленникова. Поскольку мы все снимали дачи в новой деревне, то всё время ходили в походы. То это был г. Александров, где мы осматривали слободу Ивана Грозного, то ездили в Ашукино, в музей Мураново. Однажды мы поехали в Радонеж и молились перед храмом на пригорке. Назад, я помню, мы шли 5 км. по шоссе и всю дорогу пели свои песни, неся уставших детей на себе. Усталость забылась, а этот поход остался на всю жизнь.

И вот однажды З.А. предложила нам встретить Пятидесятницу в лесу, после Литургии. Женщины взяли одеяла, приготовили еду. А мужчины решили приготовить выступление. Кто-то читал стихи, кто-то спел песню. А я решил написать песню, которую исполнили в новодеревенском лесу у костра. И тогда это так напоминало апостольские времена – горстка учеников, ждущих обещанного Духа.

 

11.Колокол

У Зои Афанасьевны Масленниковой вышло несколько поэтических сборников. Она даже составила самиздатскую книгу христианских стихов русских поэтов. Я помню на основании этой антологии, в которой было более 1000 страниц, составил свою антологию, в которой было около 300 страниц. Самое большое место там занимали Алексей Константинович Толстой и Максимилиан Волошин. И мне было очень приятно узнать что Толстой  - любимый поэт о. А.

Поскольку машинка пробивала лишь 4 экземпляра, 3 книги я подарил, а последнюю кто-то заиграл. Сейчас таких антологий издано много, но тогда всё было впервые.

О. А. рассказывал, что, поскольку пол  прихода – поэты, то ему дарят бесчисленное количество стихов. «Так вот – говорил он – зимой, как-то эти стихи не идут, но летом, во время отпуска, они читаются прекрасно».

 

 

 

2. Провозглашать благую весть.

Твоим колоколам пристало.

И не висеть и не ржаветь

Куском безмолвного металла.

 

3. Я боль превозмогу. Ударь!

Тебе терпенье обещаю.

Я колокол, а Ты, Звонарь.

Я о Тебе, о Тебе предвозвещаю.

Я колокол, и я молчу…

 

 

 

                                        12. Я Пастырь добрый

2 Моих овец пасу и день и ночь

Мой глаз быть зорким должен, слух мой тонок.

И быстры ноги, вынести невмочь.

Коль плачет заблудившийся ягненок Припев:

 

 

История этой песни такова: К сорокалетию отца Александра, Марина Журинская написала ему сонет, а к пятидесятилетию я написал эту песню и спел ему на дне рождения в Семхозе.

В то время, была в разгаре антиалкогольная компания Горбачева и отец  Александр очень живо поддержал ее: на столе стояла одна фанта.

И я помню о. Александр попросил почитать юмористический рассказ Леона Измайлова, рассказ оказался очень острым, что отчасти скрасило отсутствие алкоголя. В дальнейшем я сделал аранжировку этой песни и вставил ее в Акафист, посвященный жертвам церковного Гулага, который был транслирован на всю Россию. В некоторых изданиях эти стихи, почему-то приписываются о. Александру.

 

                                                 Композитор Олег Степурко


[1] Праздники по поводу окончания изучения той, или иной книги стали традиционными, и мы старались отразить на них жизнь прихода. В то время «Пэр Жан», настоятель, стучавший на отца, стал внезапно заменять его на исповеди и наша исповедь у о. А. срывалась, успевали только первые, вот почему мы старались доехать побыстрее, не жалея денег на «тачку». Частники отреагировали на этот воскресный ажиотаж повышением тарифа до Новой Деревни.

[2] Забавно, что при о. Иоанне был женский хор и эти «нимфы» пели очень высоко и визгливо.

[3]  К тому времени появился печально знаменитый пасквиль на отца в газете «Труд». Ни газета, ни автор до сих пор не нашли сил извиниться за него.

[4] Как и во времена Евы, некоторые сестры пытались манипулировать отцом, но это у них не получилось.

[5] Так мы  звали Колю и Галю у которых чаще всего собирались.

[6] Наш бессменный комментатор Писания Костя Х., которого мы прозвали Костей Большим, ибо был еще один Костя помоложе, страдал аллергией на домашних животных и хозяйке приходилось запирать кота . которого звали Пушок. (ласково Пуша).

[7] Один бывший прихожанин, которого отец называл «канцлер», организовавший тайную общину из прихожан о.А., вскоре он загремел «за диез» и  затем выступил с покаянием по телевидению.

[8] Забавно, что враги о.А. обвиняли его во взаимоисключающих «грехах». Одни говорили, что он «агент сионизма» и у нас тайная синагога, другие, наоборот заявляли, что о. Александр «агент католицизма». Я вспоминаю, что в таких случаях о. А. , говорил: «В мире необъяснимы лишь только две вещи: – Премудрость Божия, и человеческая глупость».

[9]  Один прихожанин организовал тайную католическую общину, сильно осложнив и без того нелегкую жизнь отца.

[10] Другой духовный сын, отошел от православия, увлекшись либеральным протестантским богословом Бультманом.

[11] Слава Богу, у нас до этого не дошло,  такое случилось у коринфян.  (1 Кор. V-1)

[12]  Так на сленге называли Советскую власть.

[13]  Действительно у нас в то время было бурное обсуждение ухода нескольких прихожан в тайную общину пятидесятников. О.А. даже написал по этому поводу целое послание, чтобы остудить горячие головы и в нем подробным образом объяснил нам, что в Православии мы все уже крещены Святым Духом, (во время  миропомазания), и что он сам был свидетелем, когда гипнотизер загипнотизировал несколько атеистов и они все «заговорили языками». (Так называемые «глоссолалии»), и что этот путь к Богу «через черный ход» может навредить психике.

[14]Во время первой мировой войны у немцев была огромная пушка, которую прозвали «Берта». А у нас в группе, одна сестра помогала одной пожилой женщине, с таким именем, часто забывая собственную дочь. Наверное, нам всегда легче помогать «дальним», чем своим ближним.

[15] На станции «Дачная», жила наша сестра, которой мы помогали чинить крышу.

[16] Мы несколько лет молились о жилье, для нашего брата В., но коттедж, который ему обещали, за многолетний труд, заняло начальство.

[17] Еф. (6-14)

[18] Еф. (6 – 16)

Ирина Якушева

Соло Олега Степурко или "Когда Бог выходит из-за занавески"

 


Бог может открываться людям по-разному: кому-то через события, кому-то через книги, а кому-то-через общение с яркими творческими личностями, которые живут с Богом или живут в Боге, не знаю, как точнее выразиться.

Олегу Степурко Бог открылся через общение с о.Александром Менем.Об этом он рассказывал на встрече из цикла «Мой духовный опыт в Церкви», которая проходила 19 декабря 2007г в Культурном центре на Покровке.

Предлагаемый рассказ от первого лица записан мною на диктофон и почти не изменен (сокращен немного). Конечно, на бумаге трудно передать интонации, тембр голоса музыканта, его интригующие «так вот…» и «но…», после которых аудитория слушает, затаив дыхание (Степурко ко всем прочим талантам еще и превосходный рассказчик)…

Но почувствовать атмосферу встречи можно. И в очередной раз удивиться чуду, ибо, как сказал Олег, «когда Бог выходит из-за занавески, это радость, праздник и счастье.

 

Мне безумно повезло в этой жизни, как никому другому на свете, я встретил фантастических людей, тех, которых называют людьми века. Одним из них был о.Александр Мень. Мне посчастливилось с ним встречаться, общаться, работать в течение двадцати трех лет. Я нисколько не сомневаюсь, что другой на моем месте сделал бы гораздо больше, чем я, КПД у меня не очень высокий. И то здорово как мне повезло!

И потом я очень рад, что мне удалось встретиться с христианами из Венгрии, они рассказали о движениях в Церкви, которых сейчас огромное количество. И таких встреч было много, все они как подарок Бога.

Я вспоминаю время до встречи с Богом как какую-то черную дыру, потому что это была настолько бессмысленная жизнь, настолько безумная и тяжелая, это была постоянная депрессия, связанная с тем, что я-музыкант джазовый, а джаз тогда нигде не исполнялся, преследовался. Какие-то бездарные проходимцы писали песни про Ленина, а настоящие гении спивались. Тогда я понял, что мне не охота играть в этом «театре абсурда» и решил достать яду. Мой друг принес мне лак, жутко ядовитый, в четырех полиэтиленовых пакетах, я отправил его в дальний конец тумбочки и подумал: вот выход. И дал себе год.

Господь принял мой срок, и в конце года я встретил о. Александра Меня. Познакомил нас джазовый пианист, снимавший дачу в Семхозе.

Это был 1967 год, пятидесятилетие революции. По радио конопатили мозги песнями про Ленина: «и Ленин, такой молодой»…в мавзолее лежит; на улицах плакаты…Я понял, что все, надо сдаваться, и поехал креститься в Тарасовку.

После этого я начал оживать, потому что началась весна, начали распускаться почки, цветочки расти, бабочки летать. В жизни начались необыкновенные праздник и радость. Все стало иметь смысл.

Мне безумно повезло, что я застал то время, когда о.Александр мог приехать в любой дом. Он пришел освятить мою комнату. Я не знал, о чем говорить со священником и решил, что надо спеть. Христианских песен не было, я нашел какую-то протестантскую, стал ее разучивать. Вот-вот священник должен придти, а у меня левая рука не получается, я думаю: какой кошмар…

Спел, выпили, а говорить не о чем. Евангелие я не читал. И тогда о.Александр пригласил меня в катехизационную группу, которая проходила у него дома.

О.Александр так потрясающе рассказывал о героях Библии, что создавалось такое впечатление, будто он встречался с ними только вчера. И, когда он говорил, сердце загоралось. Как сейчас помню, мы шли после встречи: мороз, градусов пятнадцать, а жарко, как после бани. Сердце радуется, думаешь: Господи помилуй ты, сейчас слушал великого святого…

О.Александр был талантлив, он умел находить такие слова, свои мысли, он как гвозди заколачивал в голову. Совершенно невозможно забыть. Более тридцати лет прошло, а я помню все.

Он говорил о Христе постоянно, такое было впечатление, что это был его близкий Друг. Он говорил о Нем так здорово! Христос был всегда в действии, он мог говорить с кем угодно: с мужчиной, с женщиной, с ребенком, быть всем и для всех.

Вторая ступень духовной жизни началась, когда появились группы. Группа-это как первая любовь. Бежали на встречи, как на свидание с девушкой, потому что все это было втайне, сплошные приключения, как «граф Монте Кристо».

Слово Божье, войдя в нашу жизнь под каким-то фантастическим углом, стало менять нашу жизнь. Вот именно тогда появились необычные плоды и в первую очередь плоды музыкальные.

О.Александр попросил написать музыкальный спектакль для детской воскресной школы. Для этого взяли форму средневековой русской мистерии. Такие мистерии часто устраивались в средние века в храмах. В Успенском соборе снимали паникадило, вешали крюк, и там летал ангел. Зажигали мох, устраивали фейерверки…Это трудно представить в современной церкви, но это было!

Мы взяли «Рождественскую мистерию», поставили на квартире, там играли дети. Пришло такое количество народа! У нас вместо декораций была промазанная бумага, на которой изображались ослы и волы. И один осел был «настоящим»: из одеяла, его играли два ребенка. «Осел» дергал ушами, отвлекая от действия.

Спектакль произвел фурор. Неожиданно я услышал его по Би Би Си. Звукотехники изменили тембры детских голосов, чтобы их невозможно было узнать…

А потом священники в глубинках ставили этот спектакль, переданный по «вражьему голосу».

Тот опыт, который мы делали во время квартирных концертов, пригодился. Случилось чудо: спектакли зазвучали по всей стране. Пришли англичане, дали уйму денег, сняли студию, записали, купили время на TV. Спектакли транслировались на католическое Рождество и православное.

Недавно я ходил на постановку, которую сделал профессиональный театр, фантастически талантливый режиссёр Сергей Воробьёв. Там диалог идет со зрителем. Ирод кричит: «Я царь!», дети кричат в ответ: «Нет!» Я думал: как такое может быть? Спектакль про Бога - и все открыто!

(О таком спектакле я читала в замечательной статье Константина Семенова «Олег Степурко-джазист во христианстве». Она есть на сайте нашего храма в разделе «Творчество». Собственно, с нее и началось мое знакомство с творчеством Степурко год назад,когда я пришла в его группу.

Исполняются две песни из «Рождественской мистерии». Дарья Жукова, мама четверых детей, регент церковного хора, специально пришла на эту встречу. У нее высокий детский голос. Они поют с Олегом дуэтом «под минус» (фонограмму без голоса) две песни. Первая о том, как Иосиф с Марией собираются на перепись в Вифлием; вторая -о том, как им не нашлось места в домах.

Либретто написал Сергей Бычков, журналист «Московского Комсомольца». Как сказал Олег, Сергей Бычков сейчас церковный журналист, защитил докторскую диссертацию по новейшей истории русской православной церкви..

 Он успел до того, как захлопнулись двери архивов КГБ, собрать огромный материал по новомученикам.

 Олег продолжает)

А далее дети вошли во вкус. Подошло 600-летие со дня рождения Франциска Ассизского. Это был настоящий «детский святой». Весь мир у него были братья и сестры: братец Цветок, сестра Луна, братец Волк. Сюжет, близкий детям. Ребенку трудно понять раздробленность мира. Мир для него цельный, где все-братья, этот мир дает счастье и надежду и находит отражение в детском сердце.

Мы не признаем перегородок (между разными конфессиями), они не доходят до неба. Все мы - христиане Святой Равноапостольской Церкви.

Спектакль был поставлен в квартире на Остоженке у Андрея Ч. Спектакль получился и свидетельство этого – эта высшая награда – Андрея выгнали с работы. Тогда выгоняли с работы, сажали в тюрьму. Одного знакомого посадили на три года в тюрьму, он сломался. Я бы тоже сломался, потому что это не по силам.

Андрей был ученым, участвовал в изготовлении космического корабля «Буран-Шатл». После этого он стал одним из замечательных людей Церкви: организовал Христианский Молодёжный Центр. Недавно я был на его юбилее, произнес тост за КГБ. Спасибо КГБ, благодаря ему мы лишились ученого, зато приобрели потрясающего катехизатора!

После этого подоспело 600-летие Куликовской битвы. Для ребят сражение, Мамай-это так здорово! Поставили спектакль по Сергию Радонежскому.

Отрок пошел искать жеребят и встретил старца, который предсказал ему, что он будет великим святым. Помните картину Нестерова? Там описан этот эпизод.

(Звучит молитва отрока Варфоломея в исполнении Дарьи Жуковой. Пронзительный детский голосок выводит: «Боже, Боже, мой Отец, услышь меня»)

Мы устраивали походы в Радонеж семьями. Тогда там не было церкви, и пьяные аборигены удивлялись, что за люди ходят тут с детьми, песни поют.

Один современный западный святой сказал: «Когда я умру, я буду помогать не одной, а двумя руками, потому что здесь я держусь одной рукой, как в троллейбусе за поручень, чтобы не упасть.» То же случилось, когда трагически погиб о.Александр Мень.

Мы писали для фортепиано, не было надежды на оркестровое исполнение, и вдруг пришли рокеры, записали фонограмму. Она исполнялась на концерте, который должен был вести о.Александр Мень. Концерт, в котором впервые встретились рокеры и симфонические музыканты.

Все, о чем мы мечтали, все нам дал о.Александр Мень, и поэтому, когда люди спрашивают про него, я говорю: нам безумно повезло, что сейчас имеем такого святого, который как никто знает нашу жизнь и как никто может нам помочь.

О.Александр любил пьесу КР (Константина Романова) «Царь Иудейский». Когда мы поставили спектакль, отца уже таскали на допросы, и мы решили не искушать судьбу, записали спектакль на кассете.

(В исполнении Дарьи Жуковой звучит ария жены Пилата, которая только что встречает Христа, впечатление от этой встречи. «Один лишь взгляд ты бросил на меня»,и все изменилось в жизни.

Олег продолжает)

Спектакль заканчивается арией «Слезы, слёзы прочь/минула ночь». Мы очень счастливые люди, какие бы у нас ни были сложности дома, на работе, у нас есть надежда, любовь и радость, поэтому слезы прочь, что бы ни случилось, все равно есть жизнь, которая нас ждет.

(Даша и Олег исполняют ликующую песню.

Затем Олег снова возвращается к теме походов, так хорошо знакомой многим из присутствующих на встрече. В основном, это шестидесятилетние и старше. Многие-ученики о.Александра Меня. Они жили в той атмосфере, на зависть нам, более молодым, пришедшим к вере намного позже.)

Совершенно фантастическими были походы с детьми: шли по маршруту, спускались в овраги, лезли в пропасть. Дети должны были искать буквы: в земле, дупле, в пещере. А из найденных букв сложилась фраза «Бог есть Любовь». Потом был костер. Биологи показали растение и объяснили: если заблудился в лесу, то можно выкопать такие корни и съесть (и дети съели эти корни с удовольствием).Я очень много вижу здесь детей о.Александра Меня, которые находились в этом состоянии. Вот Александр Зорин расскажет об этом походе.

(Александр Зорин читает прекрасные белые стихи - импровизацию СОЛО НА ТРУБЕ. ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК. Там есть такие строки:

Вырваться, выпутаться из сетей, выйти сквозь стену

просекой в лесу, нам проложенной не лесорубом».

 

Рефреном звучат слова соло Олега, соло Олега…

И в конце щемяще-грустное:

Угомонился лес, и дети уснули

С музыкой в обнимку ,что прикорнула в бауле.

Импровизация кончилась, кончилось лето, песенка спета…

Нет же: губами согрета

В необозримой природе где-то осталась она,

Осталась же где-то…

Второе стихотворение Александра Зорина о сольной мелодии Олега на похоронах отца Александра Меня.

Играть на трубе на территории церкви не положено, поэтому соло исполнялось за оградой.

Привожу это стихотворение Александра Зорина полностью.)

ПЛАЧ В ОТДАЛЕНИИ

Вышел, сверкая трубою, Олег за ворота.

Встал поодаль от храма.

Кончилась панихида.

И полилась серебряным горлом горькая нота,

взятая у псалмопевца Давида.

Будем же славить достойного голосом трубным.

Будем хвалу ему петь — на псалтири и гуслях.

Место найдем за церковной оградой — хоть бубнам!

Далее органам электрофоническим, пусть их!

Пусть продлятся стенания скорбного Иеремии.

Нынче убит в доме Господнем пророк и священник.

Чувствую, топчутся здесь и те, что убили.

Знают прекрасно, на них не натравят ищеек.

Но вы промахнулись и нынче, дюжие хлопцы!

 Духа Святаго исполнена жизнь

возле погоста.

Если теперь — плачет труба — и рассеются овцы,

 то лишь затем, чтобы жить средь волков мудро и просто.

(Александр Зорин продолжает)

Когда появились пьесы Олега на сцене, я нисколько не удивился. Для меня это было совершенно естественно, этот переход в огромную аудиторию, внешний мир. Так же естественно как о.Александр Мень вышел в большую аудиторию. Все так и должно быть. Мне совершенно не нравится слово Олега, которое он употребил четыре раза –«повезло». Да, не «повезло», а все было подготовлено, не с неба упало. Эта та самая внутренняя работа, которой мы учились…

(Олег улыбается и, продолжая свой рассказ, употребляет слово «повезло» в пятый раз.)

Мне безумно повезло. У нас были такие лидеры, которые придумывали фантастические мероприятия. Мы ездили в походы: в Радонеж, и даже - в имение Салтычихи. И вот что удивительно: был человек - садист, и от него ничего ни дворца, ни построек не осталось, камня на камне…

Ведущий написал песню «Если б мы ушли из мира». Мы мечтали о том, чтобы пойти в больницу, в тюрьму…

 Катя Волошина, правнучка писателя, сейчас исполнит эту песню.

(Про правнучку писателя-это шутка в духе Олега, но фамилия певицы, действительно, такая.

К этому времени зал окончательно развеселился, и, если не подпевал, то прихлопывал в ладоши и притопывал в такт словам.

Песня исполняется Екатериной и Олегом живо, радостно, ликующе.

Потом Олег исполняет песню о преподобном Сергии. В ней есть что-то былинное, напевное, будто звучат гусли.

А следующей Олег исполняет песню о св.Серафиме и поясняет)

Время, когда нашли мощи святого-это было время путча. Мы стояли живым кольцом, потом радовались, что путч провалился, и какой-то человек сказал: «Что вы переживали, ведь Серафим был с нами, в Москве (в это время привезли мощи святого в Елоховский собор), ничего не должно было случиться плохого»….

Отец Александр Мень очень любил Владимира Соловьева, хотел, чтобы я написал оперу «Легенда об антихристе». Он мне разработал все сюжетные линии. Там смысл в том, что юноша засыпает, прилетает ангел, ведет его во времена конца света. Действие происходит в двух временных периодах: в конце 90-х годов в Москве и во времена конца света. И вот какой ход придумал либреттист. Юноше Андрею во сне является София, вручает лилию, посвящает в рыцари. После того, как он побывал в Риме, в Иерусалиме, был свидетелем Собора и битвы с антихристом в долине Армагеддон, в конце спектакля, он просыпается, приходит его мама, а у него в руке живая лилия.

И вот вторая ария Софии, когда мир совсем крушится, когда антихрист всех замордовал, появляется София и его поддерживает.

(Звучит ария в исполнении Екатерины Волошиной. Она написана на прекрасные стихи Владимира Соловьева)

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все виденное нами,

Только отблеск, только тени

От незримого очами.

Такой рафинированный философ не любил оперу и профессиональных композиторов! (Олег улыбается)

Катя - великая девушка, потому что я пишу очень сложную музыку. Не потому что я злодей, не люблю вокалистов, просто я инструменталист и мышление у меня инструментальное. Ну, приходит так, я не виноват, ведь сочинение – это трансляция мелодий из иных миров. Поэты это знают.

Я думал, мои мелодии могут исполнять только оперные певицы, искушенные сложнейшим репертуаром, а тут пришла Катя и спела. У меня был шок. Мне даже не верится, что такие девушки существуют на свете…

(Затем Олег рассказывает о Зое Александровне Масловой, которая снимала домик недалеко от о.Александра Меня, туда приходила вся приезжавшая к о.Александру молодежь. Там Олег познакомился со своей женой Людмилой, матерью его двоих детей: сына и дочери).

Зоя Александровна - беззаветный человек. Из пенсии в тридцать один рубль она покупала ячневую крупу и кормила кашей молодежь. Она написала книгу об о.Александре Мене.

Песня КОЛОКОЛ написана на ее стихи, это о ней самой.

Я боль превозмогу,ударь,

Тебе терпенье обещаю.

Я-колокол,ты-звонарь.

Я о тебе предвозвещаю.

(Сильно. И очень мне созвучно.Хотя, какой из меня колокол? Колокольчик, совсем маленький, «колокольчик однозвучный утомительно звенит…»

А между тем Олег с Катей поют «Моисей в путь зовет».Под такую музыку хорошо идти в поход с детьми, весело и радостно. Так под прихлопывания и притопывания аудитории заканчивается первая часть часть концерта и наступает вторая, совсем маленькая.)

Мне безумно повезло (Олег, улыбаясь, употребляет слово «повезло» в шестой раз),у меня потрясающие ученики. Вот Григорий Шило, один из лучших гитаристов страны.)

(Выходит молодой парень с длинными волосами, с электрогитарой и они с Олегом готовятся исполнить две пьесы. Олег рассказывает)

Первая пьеса РЕКВИЕМ, мы его исполняли на вечере памяти о.Александра Меня в библиотеке иностранной литературы.

А вторая называется ДЖАЗОВЫЙ ПАРОХОД, потому что Церковь- это пароход джазовый, там нужно каждый день импровизировать по тому Слову, которое Он нам дает. И, действительно, я каждый день читаю Писание и пытаюсь ответить на вопрос, что Бог хочет сказать мне сегодня.

Еще очень смешно. Я поселил святые персонажи у себя в районе: у меня есть недалеко от дома Никольская церковь, так вот дорога к метро у меня Никольская, я иду по ней и всегда вспоминаю Николая. У метро есть арка под магазином и, поскольку в Никольской церкви есть придел святой Людмилы, в этой арке меня всегда ждет святая Людмила, и я всегда там с ней общаюсь. Даже Генисаредское озеро я завёл. Иду на работу мимо него и думаю: вот здесь придет Господь по воде, чтобы меня спасти.

(Далее исполняются пьесы.

Первая - нежная,лирическая. Я столько раз слушала ее на подаренном диске и никогда не думала, что это реквием, потому что там нет скорби. В соло флюгельгорна светлая печаль, задумчивость, потом взлет вверх, прорыв в небо…Грусть в длинном гитарном проигрыше, будто падают тяжелые капли- слезы. Затем снова печаль в соло флюгельгорна: ведь душа она здесь поначалу, около земли…А потом взлет, и… прорыв в небо…

Перед второй пьесой снова говорит Олег)

Сейчас мы исполним композицию «Джазовый пароход», но… так получилось, что у нас нет барабанщика и функцию ударных исполним мы все вместе. Это не сложно.

(В радостной мелодии так и слышится труба парохода. Впечатление, будто все стоим на палубе, слегка покачиваясь из стороны в сторону и пританцовываем, хлопая в ладоши. Пританцовывает и сам Олег. Темп ускоряется, радость, улыбающаяся счастливая публика…Джазовый пароход плывет к Свету.)

Вот на этой радостной ноте и хочется закончить (говорит Олег).

Он готовится отвечать на вопросы, но их практически нет: и так все понятно. Так творить, так верить…Это и есть чудо. А многие проходят мимо, и этого чуда не замечают…

Я, например, живу среди людей, которым «глубоко фиолетово» творчество Степурко: и джаз, и христианские песни...А,  если и не «фиолетово»,то они о нем ничего не знают.

 И тут я ловлю себя на мысли, что думаю словами Олега «мне безумно повезло»….

Во первых, что я, недавно пришедшая к вере, попала в храм Косьмы и Дамиана, где продолжают традиции о.Александра Меня, где такой замечательный творческий приход.

Во-вторых, потому что попала в евангельскую группу Олега Степурко (первоначально планировалась другая группа), и у меня есть возможность слушать его «джазовые импровизации».

И, в-третьих, мне не хочется только «греться в лучах» ярких творческих личностей, хочется пытаться творить самой. Я стала писать после длительного, почти двадцатилетнего перерыва, и творческие люди нашего прихода меня приняли. Для меня большая радость, что мои работы появляются на нашем сайте, и те творческие личности, к которым я отношусь с большим уважением и симпатией, отзываются о них

очень доброжелательно.

И, хотя мне безумно повезло, как и Олегу, я согласна со словами Александра Зорина, что все это не с небо упало, а подготовлено огромной внутренней работой. Раньше я писала о рок музыкантах, теперь пишу о музыкантах джазовых, и, наверно, это «неслучайная случайность»

Как и Олег, я люблю импровизировать на темы Слова. Каждое утро, читая Евангелие, я размышляю, что Он хочет сказать мне сегодня.

В день, когда я села писать эту работу Церковью читались строки из Послания апостола Павла к Евреям (гл 11,ст 8,12,13,14,15,16).Там говорится о людях, которые имели веру подобную вере Авраама.

«Они стремились к лучшему, то есть к небесному, посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом, ибо Он приготовил им город»(Евреям гл11,ст 16).И я подумала, что эти строки об учениках о.Александра Меня, которые не рассеялись после его смерти, как овцы, а продолжают вести других к Свету.

И закончить мне хотелось бы на мажорной ноте, как это всегда делает Олег Степурко, моим стихотворением-импровизацией на тему Окуджавы. Оно было прочитано недавно на дне рождения Олега, который мы отмечали всей группой.

НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК

Когда внезапно возникает

В дверном проеме Степурко,

Вся наша группа расцветает,

И вмиг становится легко.

Внесет мажор ,всегда уместный,

Ведь это у него в крови

"Надежды маленький оркестрик

Под управлением Любви"

Когда усталость и проблемы,

Когда навалится цейтнот,

Он отобьется новой темой

И флюгельгорн не подведет.

"Безделье,-скажет,-неуместно"

Движенье у него в крови

"Надежды маленький оркестрик

Под управлением Любви".

Всем нам, усталым и серьезным

В ладонях радость принесет

И скажет:"не бывает поздно,

Молитесь, и Господь спасет".

Импровизации чудесны,

А потому всегда живи,

"Надежды маленький оркестрик

Под управлением Любви!"

Якушева Ирина

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова