ПИСЬМА К ДРУЗЬЯМ
К оглавлению
ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ
20 января 1923 г.
Дорогие друзья мои!
Я обещал вам в нынешнем (4-м) письме вернуться к вопросу о Церкви, но и на
этот раз изменяю свое намерение и хочу говорить опять о таинстве, но не о таинстве
исповеди, о котором шла речь в предыдущем письме, а о величайшем таинстве Евхаристии.
Как и прошлый раз, я вынуждаюсь к отмене предположенной темы некоей рукописью,
находящейся в моих руках и затрагивающей вопрос неизмеримой важности. Рукопись
эта – "отношение" (так называет ее сам автор) одного иерея к своему архипастырю.
Но "отношение" это совершенно особого рода: это скорее исповедь смущенной верующей
души, мучительно ищущей разрешения своих тяжких недоумений, чем обычное, деловое
"отношение".
Читая эту "исповедь", прежде всего поражаешься тем обстоятельством, что захолустный
батюшка с мукой останавливается перед фактом, мимо которого спокойно и равнодушно,
во всяком случае, не возвышая голос (как делает этот безвестный служитель алтаря),
проходили и проходят сотни столичных иереев (не говоря о множестве провинциальных).
Очевидно, их многоученая иерейская совесть далеко не так живо реагирует на то
явление, которое повергает в величайшее смущение провинциального батюшку – отца
Гавриила. По крайней мере, в их среде не слышно было такого вопля, какой исторгся
из груди автора лежащей предо мною рукописи. Правда, в Москве, в одном частном
доме, был прочитан доклад на тему, которая составляет предмет настоящего письма,
но, несмотря на авторитетное имя лектора, практические последствия чтения были,
по-видимому, ничтожны...
Затем, нельзя не удивляться тому, с какой тщательностью собрал автор в своем
провинциальном захолустье материал для освещения взволновавшего его душу вопроса.
Воистину, честь и слава ему!
Рукопись, о которой идет речь, относится к 1921 году, но, к сожалению, она
не утратила своего значения и для нашего времени, так как и поныне во множестве
храмов совершается то, что встревожило чуткую совесть иерея Божия, написавшего
своему архипастырю следующее:
"Один недоуменный и крайне смущающий меня вопрос побудил беспокоить Ваше высокопреосвященство
настоящим отношением, тем более, что к кому ни обращался я за разъяснением его,
не получал надлежащего удовлетворения. Предварительно мне хотелось бы уверить
Ваше высокопреосвященство, что ничто низменное не руководит мною в настоящем обращении
к Вам.
От юности своея я истый церковник и единственно чего ужасаюсь, как бы враг
Церкви Христовой и моей собственной души не воспользовался моим смущением, продолжающимся
уже не один год, и не отторг бы от общего единомыслия, внушив мне ревность не
по разуму. Вопрос, который я осмеливаюсь предложить на решение Вашего Высокопреосвященства,
желал бы представить, с Вашего изволения, в таком виде.
Грозные события последнего времени тяжело отозвались на состоянии Православной
Русской Церкви. Не говоря об огромном материальном лишении Церкви, эти события
коснулись и внутреннего, духовного ее содержания.
Божественная Евхаристия есть центральный пункт нашей православной веры и Вселенской
Церкви, около которого вращается все содержимое в Церкви. Приносимая жертва Божественного
Агнца Христа есть Святая Святых нашей духовной жизни: где нет истинной Евхаристии,
там нет ни Христа, ни истинного христианства, – там пустота духовная. Такая пустота
может быть даже при внешнем, видимом совершении таинства. Вот на этот самый существенный
пункт, можно сказать, сердце вселенского Православия, совершающиеся события последнего
времени и наложили свою тяжелую руку, принудив Русскую Высшую Церковную Власть
внести изменение в совершение Божественной Евхаристии.
Как известно, Высшее Управление Русской Православной Церкви сделало циркулярное
распоряжение [1] по всем епархиям оповестить духовенство,
что оно нашло возможным допустить совершения таинства св. Евхаристии на ржаном
хлебе, за неимением пшеничного, и на некоторых ягодных соках, за отсутствием виноградного
вина.
Не знаю: может быть, постановление Церковной Власти основано на Св. Писании
и Св. Предании, только в самом циркуляре это допущение мотивировано исключительно
нуждою времени, полным отсутствием Евхаристических веществ. Я буду говорить только
об одном веществе – вине, так как в пшеничном хлебе недостатка, кажется, не было
и нет.
Допущение Церковной Властью совершать литургию на ягодных соках и предписание
епархиального начальства духовенству самому озаботиться тем, чтобы запасти вина,
дали повод к широкому произволу в этой области.
Христос-Спаситель говорит: "Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно
есть питие" (Ин. 6, 55).
Но то, что изготовлялось и изготовляется для Таинства Причащения, по большей
части истинным питием назвать нельзя: это – даже не ягодные соки, а простой водный
настой ягод или каких-нибудь фруктов, включительно до ранеток, подкрашенный чем-то
и подслащенный иногда сахарином, не только не пригодный, как питие, но подчас
возбуждающий тошноту.
Виноградное вино, узаконенное Слово Божиим и Свящ. Преданием, как единственно
достойное вещество для совершения Божественной Евхаристии, еще древним мудрецом
пророчески предсказано: "Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь: закла
своя жертвенная, и раствори в чаше своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя
рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: ... приидите, ядите
Мой хлеб, и пийти вино, еже растворих вам" (Притч. 9, 1–5).
В словах Спасителя: "Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть" [2]
– сокращение всей нашей Божественной литургии. "Я – лоза (а лоза дает только вино),
Я – жертва, приносимая за мир, а Отец Мой – совершитель этой жертвы, и в литургии
Бог Отец совершает самое Таинство, приносит Сына Своего за спасение мира. Св.
Евангелие дает нам твердое основание знать, что Христос Спаситель совершил на
Тайной Вечери и установил Таинство Причащения совершать над хлебом и виноградным
вином, чему служат доказательством слова Спасителя, произнесенные Им вслед за
причащением учеников: "... не имам пити отныне от сего плода лознаго, до дне того,
егда Я пию с вами ново во царствии Отца Моего" (Мф. 26, 29; Мк. 14, 25; Лк. 22,
18). При этом заповедал: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19).
Эта всемирная чаша должна быть едина, начиная с чаши Тайной Вечери и кончая
последней – пред Вторым Пришествием Христовым, как и по слову Апостола: "един
хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся" (1 Кор. 10,
17).
Св. Предание узаконяет вино как единственное вещество для Таинства Причащения,
что доказывают чины литургий от ап. Иакова до Златоуста [3].
В литургии св. Василия Великого священнослужащий произносит слова: "...чашу от
плода лознаго приемь" [4]. Как же он может произносить
эти слова, имея пред собою в чаше не виноградное вино, – и в такую страшную минуту?
Церковь Христова во все время своего существования строго оберегала чистоту,
святость и неизменчивость в существе своем Божественной Евхаристии. Так, в древности
были еретики-гидропарастаты ("водопредстатели"), которые учили, что Таинство Причащения
надо совершать на одной воде, без вина. Церковь отвергла это учение, и Карфагенский
собор правилом 46-м определил: "В святилище да не приносится ничто кроме Тела
и Крови Господни, якоже и Сам Господь предал, то есть кроме хлеба и вина, водою
раствореннаго [5].
В отвержение еретиков-водопредстателей, с другой стороны, еретики-армяне впали
в противоположную крайность, стали совершать Таинство Причащения на одном вине
без воды. Шестой Вселенский Собор отверг это заблуждение, 32-м правилом определив:
"И Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол Иерусалимския
Церкви, и Василий Кесарийския Церкви архиепископ, коего слава протекла по всей
вселенной, писменно предав нам таинственное священнодействие, положили в Божественной
литургии, из воды и вина составляти святую чашу. И в Карфагене собравшиеся преподобные
отцы, сии точно слова изрекли: да не приносится во святом таинстве ничто более,
точию Тело и Кровь Господня, якоже и Сам Господь предал, то есть хлеб и вино,
водою растворенное. Аще же кто епископ, или пресвитер, творит, не по преданному
от апостолов чину, и воду с вином не соединяя, сим образом приносит пречистую
жертву: да будет извержен, яко несовершенно таинство возвещающий, и преданное
нововведением повреждающий" [6].
Это свидетельство, как свидетельство Вселенского Собора, имеет особенную важность,
тем более что Вселенский Собор касается самого существа совершения Таинства: именно,
кто совершит не по чину, преданному от Апостолов, тот тем самым возвещает таинство
не совершенно или не совершившимся.
Св. Симеон Солунский в главе о священной литургии пишет: "Водопредстателей
же ереси и Златоглаголивый противится внегда глаголати реченное от Господа: не
пию отныне от рождения лозы [7], лоза же вино, не воду
рождает. О сем представляет Златоглаголивого литургия, и еще явленнее богоглаголивого
Василия... Тогда наводит: "подобие же и чашу от рождения лозы взем, растворив,
благодарив, благословив, освятив даде" [8]. Зриши ли?
"От рождения лозы взем" – глаголет... И божественный Иаков, в глаголемой того
литургии, тожде же обретается во многих, – сице глаголет: "и взем чашу и растворив
вина и воды [9]. И вси же сице приношаху Отцы в кафолических
церквах и апостольских престолах издревле преемство" [10].
Здесь св. Отец пишет против армян, совершавших таинство Причащения на одном
вине (истинное питие), и между прочим упоминает еретиков водопредстателей, приносивших
одну воду (истинное питие), у нас же в настоящее время не приносится ни вина,
ни даже воды натуральной.
Об этом же мы находим свидетельство в книге "Скрижаль" (Москва 1656 г.), одобренной
и утвержденной Великим Московским Собором 1667 г., где читаем: "Сего ради нуждно
есть во святой чаши вино и вода в совершение таинства, а не вода токмо якоже есть
ересь скверная водопредстателей, яже развращает и растлевает предание таинств
<...> Ниже вино токмо якоже творят еретици армени, дабы потребили ину ересь
водопредстателей, сами же падоша в горшую, якоже сие случися и воиных, иже отпадают
от истины" (Гл. 73, "Паки о совершаемых в проскомидии") [11].
"Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви узаконяет: "Третие
Таинство – святая Евхаристия или Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, под
видом хлеба и вина, в котором истинно и собственно или действительно находится
Иисус Христос. Сие Таинство превосходит все другие, и более других содействует
к получению нашего спасения... Священник... должен наблюдать, чтобы приличное
было вещество, то есть, хлеб пшеничный, квасный, чистый, сколько возможно, и вино,
несмешанное с другою какою-нибудь жидкостью, и чистое само в себе" (Вопр. 106–7)
[12].
Отсюда видно, что другие какие-нибудь жидкости, разные ягодные и фруктовые
соки и сиропы недопустимы даже к смешению и тем более едва ли могут быть сами
в себе веществом для таинства.
"Православное исповедание" в той части, откуда взято свидетельство, утверждено
собором восточных иерархов [13] и всеми восточными
патриархами.
Великий Московский Собор 1667 г. в присутствии двух восточных патриархов [14],
в утвержденной им книге "Скрижаль" определил: "Вещество убо Божественныя Литургии
есть хлеб и вино с водою. Не бо от иного коего либо вещества, или от плода прилучившагося,
или сикера (опьяняющий напиток - прим. ред.), но
от истинныя пшеницы и вина истинного. Божественное тайнодействие совершати нам
Господь и божественнии Его апостоли предаша. И внемли, да не прельстиши себе и
вместо чистаго вина принесеши оцет или винные дрожди, или иное что гнилое, грех
бо наведеши себе смертный" (О седми таинствах, стр. 111–112) [15].
Не могу умолчать об одном свидетельстве, где чудесным образом признается вино
как единственное вещество для св. Евхаристии. В житии преп. Кирилла Белозерского
(память 9-го июня) и в составленной ему службе, в "стихирах на хвалитех" повествуется,
что в обители его недоставало вина для совершения св. Таинства Причащения, и Господь,
по молитвам угодника, умножил вино, так что его хватило на долгое время [16].
Очевидно, что ни преп. Кирилл, ни Сам Господь не находили возможным заменить вино
чем-либо другим.
В "Великом Катехизисе", изданном по благословению святейшего патриарха Филарета,
читаем: "Вопрос: Кое есть вещество сея тайны? Ответ: хлеб пшеничен, квасен, солию
же осолен. И вино с водою имущее свою естественную целу сладость" [17].
Вопрос: "Кое есть действо и кое есть совершителное третие [18]
сея тайны? Ответ: сие есть дивное совершителное, яко в ней верху являемыя образы
хлеба и вина, пребывают же сами о себе выше естества, хлеба и вина. Сиречь, вид
и вкус хлеба есть, хлеба же самого несть. Вид и вкус вина есть, вина же несть
<…>. Обаче (однако, впрочем - прим. ред.)
известно се веждь, яко идеже сия видимая знамения не суть, ту ни телесе Христова
и пречестныя крове Его несть. Зане под сими точию (только - прим.
ред.) образы знамениями хлеба и вина, по освящении глагол Господних
дается тело и кровь Христова, кроме же сих не дается. Да вемы где суть, где же
несть их <...>. Идеже знамения от Господа назнаменанная и преданная на что
не суть, тамо ниже вещь и тайна от Бога данная есть" [19].
Не следует ли из сего заключить, что на литургии, совершенной на неузаконенных
веществах, не бывает преложения, не бывает Тела и Крови Христовых?! В "Малом Катехизисе"
читаем: "Священник имать совершати святую литургию, с намерением ума да совершает
ю, еже святая Церковь соборне описала своим и не соборне. К тому же да иметь принадлежащую
вещь совершенну сущу и делу, еже есть хлеб чистый, пшеничный, квасный, и вино
естественное с водою мало смешанное. Потом же и иныя потребы, без них же никакоже
может святая литургия совершатися" [20] (л. 32 обор.).
Наконец, "Учительное известие" гласит: "Вещество Крове Христовы есть вино от
плода лознаго, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное... Вином же не суть и
быта не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный,
грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии. Аще же кто дерзнет
кроме самаго винограднаго вина, на иных видех и соках, или вино кислостию во оцет
претворится, или с чим смешаное будет, никакоже таинства совершит: но согрешит
иерей тяжко смертно и извержению от священства подпадет" [21].
Ввиду приведенных свидетельств, при их общеизвестности, не может ли зародиться
и проникнуть в массу народную страшная мысль: да совершается ли у нас в России
св. Евхаристия? К такой мысли косвенным образом дает повод и самый циркуляр Высшей
Церковной Власти, предписавшей распространить его секретно. По-видимому, и Церковная
Власть была недостаточно уверена в обоснованности своего распоряжения.
Правда, она допустила это изменение по нужде, за полным отсутствием виноградного
вина, и Церковь, действительно, обладала во все времена и обладает правом перемены
обрядов и обычаев, отмены правил, делать по нужде снисхождения, допускать исключительные
смотрительные случаи из всеобщей практики церковной, но в то же время не надо
ли думать, что это делалось в вещах не существенных, установленных самою же Церковью,
и в случаях исключительных? Здесь же, с одной стороны, допущено служение литургии
не на виноградном вине не в виде исключения, а во всеобдержное употребление, продолжающееся
вот уже около трех лет, а, с другой стороны, вопрос этот касается самого существа
Таинства Причащения.
Древняя Церковь говорит, что Таинство "несовершенно", "не совершится", "Тела
и Крови Христовой не бывает", а тут как бы утверждается обратное, что таинство
и совершится и бывает истинное причащение: не есть ли здесь как бы посягательство
на волю Духа Святаго?
Постановлено: священников и диаконов поставляет епископ, и ни при какой нужде
не могут это совершить священники. Дух Святый не соизволит на это, а Божественная
Евхаристия выше таинства священства: не жертва Христова установлена для священников,
а священники поставляются для совершения жертвы.
Вещество для таинства крещения есть вода, как символ омовения от грехов, и
ни при какой нужде нельзя заменить ее другою какою-либо жидкостью, например, маслом,
керосином: тут будет не омовение, а вящее загрязнение, и таинство не совершится.
Божественная же Евхаристия несравненно выше крещения: в крещении вещество –
вода – остается по освящении водой же, и то ее заменять нельзя; в Причащении же
вещество – вино – прелагается в кровь Христову, тут "да молчит всякая плоть человеча"
[22]. Да и как символ – виноградное вино не имеет
себе подобного в мире вещественном.
Прошу позволения привести еще одно свидетельство из выше цитированной книги
"Скрижаль": "Страшная трапеза лежащая посреде Олтаря <...> и чаша с вином
яко веселит, и животворит, и согревает, и упояет всякаго вернаго Божествеными
благодатьми" [23] (гл. 4, "Что знаменует трапеза").
Ягодные соки заключают ли в себе все эти свойства – веселить, животворить, согревать,
упоять? Их имеет в полной мере только виноградное виной, как символ тех же свойств
Духа Святаго, оно занимает исключительное положение.
Почтительнейше прошу Ваше Высокопреосвященство дать мне архипастырское разъяснение,
что употребление в святом таинстве Причащения ягодных соков, вместо виноградного
вина, не противно Духу Евангелия Христова и Вселенского Православия, – чем успокоите
мою мятущуюся совесть.
Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник
священник Гавриил Кузнецов.
1921 года, октября 6-й день".
Не знаю, дорогие мои, нужно ли что прибавлять к тому, что сказал благоговейный
автор сего писания. Прибавлю разве вот что. По-видимому, в той хлебородной местности,
где он живет, не было покушения святотатственно, с опошленной от злоупотребления
ссылкой, что "по нужде и закону пременение бывает" [24],
посягать на вещество Тела Христова, т. е. подменять чистый пшеничный хлеб
каким-либо суррогатом. Между тем у нас, в Средней России, это практиковалось и
практикуется доселе, несмотря на то, что булочные ломятся от белого хлеба.
А ведь Церковь предъявляет те же строгие и неотложные требования к священнослужителю
относительно вещества Тела Христова, что и по отношению вещества Крови Господней.
Так, в "Известии учительном" читаем: "Вещь тайны Тела Господа нашего Иисуса Христа
есть хлеб от чистыя пшеничныя муки, водою простою естественною смешаный и добре
испеченый, квасный, непресоленый, свежий и чистый: вкус, сиесть, смак свойственный
имеяй и к ядению благоприятный и способный... Иный же хлеб, кроме самыя пшеницы,
квасный из всякаго жита семен, вещию Тела Христова быти не может: дерзнувый же
иерей над каковым хлебом из иных семен служити, или и из пшеничныя муки и естественныя
воды и квасный, но млеком или маслом или яицы помазанный, зацвелый же, сплеснелый,
или изгорчал, или черств, или растлен, зело тяжко согрешит и извержению подпадет,
яко таинство на таковых видех не совершится" [25].
Мне приходилось говорить по вопросу о веществе таинства Евхаристии со многими
духовными лицами, и я ни у кого из них не встречал той спасительной богоугодной
тревоги, которая наполнила сердце о. Гавриила и понудила его поставить откровенно
жуткий вопрос: "да совершается ли у нас в России святая Евхаристия?" Вопрос поистине
страшный, – ибо если не совершается Евхаристия, то мы лишены причастия вечной
жизни и утрачиваем связь с Церковью – Телом Христовым.
Что касается меня, то когда предо мною встал во всей ужасной обнаженности этот
вопрос, я поставил себе за правило не только не приступать к св. Чаше, не узнав
заранее о достодолжном совершении таинства (в смысле употребления обязательных
веществ), но и не присутствовать за литургией в качестве богомольца, если узнавал,
что литургия совершается не на вине, а на каких-либо суррогатах, ибо в последнем
случае великое бого- и тайнодействие подменяется лицедейством.
Со времени же образования у нас еретического ВЦУ приходится заботиться и о
том, чтобы не попасть в храм, где священнодействующим является лицо, имеющее церковное
общение с этим ВЦУ, ибо тут также никакого таинства, конечно, не совершается,
и приступающий к Чаше вместо Тела и Крови Христовых приемлют простой хлеб и простую
– того или иного рода – жидкость.
Да, родные мои, дни лукавы [26] трезвитесь, бодрствуйте;
молитесь и меня, грешного, поминайте. Воспомяните и богобоязненного о. Гавриила.
Да охранит вас благодать Господа "от человек некоторых, и бесов, и страстей,
и от всякия иныя неподобныя вещи" [27].
Любящий вас брат о Господе...
P. S. Некто сказал по поводу подлога, устраиваемого относительно вещества
таинства св. Евхаристии, что "русская Церковь впала в мистическую неизвестность",
так как неизвестно, что содержит евхаристическая чаша при наличности такого подлога.
Из приведенных выше свидетельств можно сказать больше: чаша чужда Тела и Крови
Христовых, т. е. того, что составляет сердцевину Церкви.
Хотел я предложить вам некоторые выписки из блаж. Симеона Солунского, относящиеся
к таинству исповеди, но не могу этого сделать за отсутствием под руками его священнолепных
писаний [28]. Простите! Вместо этого выпишу несколько
строк из Требника, из "Последования о исповеди", из которых видно, как необходима
частная исповедь, чтобы духовник не являлся преступником пред Господом Богом,
допуская к св. Чаше недостойных.
"Внимай себе, о духовниче! зане, аще погибнет едина овца нерадения ради твоего,
от рук твоих изыщется. Проклят бо, глаголет Писание, дело Господне с нерадением
творяй (Иер. 48, 10). Великий же Василий глаголет: блюди, да не убоишися человека
в падении его, да не предаси Сына Божия в руце недостойным, да не усрамишися кого
от славных земли, ниже самаго диадиму носящаго, да не причастиши: божественная
бо правила не повелевают недостойным причаститися, яко язычницы бо вменяются.
Аще ли не обратятся, горе и тем, и причащающым их" [29].
29 марта/11 апреля 1925 года.
г. Петроград.
[1] Текст данного циркуляра,
распространявшегося "секретно" (см. ниже с. 30), в настоящее время неизвестен;
однако в мемуарной литературе, относящейся к данному периоду времени, имеются
подтверждающие его свидетельства. Так, в воспоминаниях В. Ф. Марцинковского
описывается литургия в московской таганской тюрьме, которую совершали несколько
епископов во главе с митр. Кириллом Казанским (Смирновым); один из заключенных
священников (игумен Иона) лишь прислуживал во время литургии, но не участвовал
в причащении, поскольку "при совершении таинства вместо вина (с разрешения Патриарха
Тихона) употреблялся клюквенный сок"; в качестве оправдания игумен Иона говорил:
"Вот богослужебная книга <...> Прочитайте статью "о веществе таинства" <...>
Видите, должно быть обязательно вино. И, может быть, по грехам нашим Бог отнял
его у нас. Разрешение Патриарха Тихона для меня, как православного священника,
недостаточное основание <...> Это соборное постановление Церкви, и только
она в целом может его изменить" (Марцинковский В. Ф. Записки... С. 217-218).
Отметим также свидетельство В. Никифорова-Волгина: "...Голод. С превеликим
трудом доставали горсточку муки для просфор. Литургийный хлеб стал теперь ржаным
- почернело тело Христово..." (Дорожный посох. М., 1991. С. 86).
[2] Ин. 15, 1 (церк.-слав.).
[3] В настоящее время в Русской Православной Церкви,
как правило, совершается литургия Иоанна Златоуста, являющаяся сокращением и переработкой
литургии Василия Великого; последняя также совершается, но реже (10 раз в году).
В свою очередь св. Василий создал свою литургию путем систематизации и пересмотра
многих существовавших ранее редакций, из которых наиболее древней является литургия
ап. Иакова (брата Господня по плоти); в настоящее время эта литургия также совершается
в некоторых православных храмах (как правило, в день памяти ап. Иакова - 23 октября
по ст. стилю). Наконец, в некоторые дни четыредесятницы совершается также литургия
Григория Двоеслова (литургия преждеосвященных даров).
[4] Служебник. М., 1977. С. 393.
[5] Книга правил святых Апостол, святых соборов
вселенских и поместных и святых отец. М., 1901. С. 205.
[6] Там же. С. 94-95.
[7] Мф. 26, 29.
[8] Служебник. М., 1977. С. 393.
[9] Собрание древних литургий, восточных и западных.
Вып. 1. СПб., 1874. С. 176.
[10] Св. Симеон, архиепископ Фессалоникийский.
Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных // Писания свв. отцов и
учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т. 2.
СПб., 1857. С. 119-121 (у Новоселова приведен другой перевод).
[11] Скрижаль. М., 1656. С. 181-182.
[12] Православное исповедание кафолической И апостольской
Церкви Восточной. Ч. 1. О Вере. Вопросы 106-107. М.. 1831. С. 86-87.
[13] Указанная выше книга была снабжена следующим
предисловием: "Я смиренный, со Священным собором Архиереев и Клиром, прочитав
присланную к нам от единоверной нам Мало-Российской Церкви книгу, под заглавием:
Исповедание Православной Веры Кафолической и Апостольской Церкви Христовой <...>
нашли, что она во всем согласуется с догматами Христовой Церкви и священными канонами,
и нет в ней ничего противного Церкви. Впрочем другую часть оной, представленную
на Латинском языке, мы не читали: посему утверждаем ту только, которая писана
на нашем языке <...> В лето Спасения 1645, месяца марта, 11 дня" (послание
подписано патриархом Константинопольским Парфением и другими патриархами и епископами
восточных церквей) // Там же. С. VI-VIII.
[14] На соборе 1667 г. присутствовали Паисий Александрийский
и Макарий Антиохийский.
[15] В этом месте письма священника Гавриила Кузнецова,
по-видимому, какая-то ошибка: в книге "Скрижаль" не только нет приведенной цитаты,
но и указанной им главы (в 26-й главе с близким названием "Седмь таинств, сиречь
дарований имать епископ" речь идет совсем о других предметах).
[16] Минея. Июнь. Ч. 1. М., Издание Московской
Патриархии, 1986. С. 285. 3-я стихира на хвалитех: "Вина недостатки Божией церкви,
молитвами твоими, отче, сосуд исполнил еси и на многа времена довлети той даровал
еси. Темже и нас, почитающих память твою, вином Божия любве напой всех, да прославляем
пречестное успение твое" (Там же. С. 283).
[17] О четвертой тайне тела и крове Христовы //
Великий Катехизис. Глава 77. 3-е изд. 1890. Л. 383 об.
[18] До этого в "Катехизисе" шла речь о том, что
таинство Евхаристии, говоря современным языком, имеет три аспекта ("три суть особне
сия"): первый - что в нем мы имеем истинное Тело и Кровь, а не только их образ;
второй - что это одно Тело, а не два (из хлеба и от Богоматери); третий аспект
рассматривается в приводимом отрывке.
[19] Там же. Л. 387-388.
[20] В качестве цитируемого источника Новоселов
указывает: Катехизис. Попов (в некоторых списках: Псков. - Е. П.),
1885. Л. 3206. Мы не нашли указанного издания, в котором, по-видимому, был сделан
новый перевод с латыни; в книге С. Т. Голубева "Киевский митрополит
Петр Могила и его сподвижники" (том 2, Киев, 1897) приведен первоначальный славянский
текст "Малого Катехизиса" (1649 г.).
[21] Служебник. М., 1977. С. 511-512.
[22] Да молчит всякая плоть человеча и да стоит
со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих
и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят
же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии
Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя" (Триодь
постная. Ч. 2. М. Издание Московской Патриархии, 1992. Л. 502). Этот тропарь поется
на литургии в Великую Субботу вместо Херувимской песни.
[23] Скрижаль. М., 1656. С. 26-27.
[24] Евр. 7, 12.
[25] Служебник. М., 1977. С. 510-511.
[26] Еф. 5, 16.
[27] Молитва 7-я св. Иоанна Златоуста на сон грядущим
// Православный молитвослов и Псалтирь. М., 1988. С. 18.
[28] Св. Симеон, архиепископ Фессалоникийский.
Об исповеди // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию
православнаго богослужения. Т. 2. СПб., 1857. С. 119-121.
[29] Последование о исповедании // Требник в двух
частях. Ч. 1. М., Издание Московской Патриархии, 1979. С. 69-70. |