НЕВИДИМАЯ БРАНЬ
СТАРЦА НИКОДИМА СВЯТОГОРЦА
К оглавлению
Часть 1
Глава тридцать пятая
НЕКОТОРЫЕ УКАЗАНИЯ, БЛАГОПОТРЕБНЫЕ В ДЕЛЕ ПРЕПОБЕЖДЕНИЯ
СТРАСТЕЙ И СТЯЖАНИЯ ДОБРОДЕТЕЛИ
Хотя я уже многое сказал тебе доселе, указывая средства, коими
надлежит пользоваться для преодоления страстей и стяжания добродетели,
но остается преподать тебе еще нечто и другое.
И во-первых, говорю тебе: не следуй, брате, в стяжании добродетелей
примеру тех, которые в продолжение семи дней недели свои духовные
делания распределяют так, чтобы одно служило для одной добродетели,
другое — для другой, и т. д., не принимая во внимание, нужно ли
для них то или другое в настоящее время. Нет, не так следует тебе
действовать, но вооружайся преимущественно против той страсти, которая
наиболее тебе докучает, не раз уже одолевала тебя и готовится снова
напасть на тебя; вооружаясь же против ней, сколько сил есть
старайся установиться в той добродетели, которая противоположна
сей страсти, употребляя все, пригодные к тому делания и подвиги.
Ибо коль скоро успеешь в этом, то вместе с тем оживишь в себе и
все другие добродетели и облечешься в них, как в броню, которая
будет ограждать тебя от всех стрел страстных. Сердце наше по естеству
полно добрых расположений, но привходят страсти и подавляют их.
Страсти эти не у всех равно все; но у одного преимущественно одна,
у другого — другая, которые и заведывают другими. Коль скоро ты
прогонишь сию главную, все другие ослабеют и устранятся сами собой;
когда же это совершится, добрые расположения, высвободясь из-под
гнета, восприимут в тебе свойственную им силу и всегда будут наготове,
стоя у дверей сердца твоего, чтоб явиться на услужение тебе, коль
скоро это потребуется.
Во-вторых: на стяжание добродетелей не назначай определенного времени,
ни дней, ни недель, ни месяцев, ни годов, говоря в себе: "Потружусь,
а там отдохну, чтоб, отдохнувши, опять взяться за тот же труд".
Нет, отдыха здесь не полагается. Уготовься на непрерывный труд,
подвиг и борение, не допуская и мысли о послаблении их, подражая
святому Павлу, который говорит о себе: теку, — гоню аще и постигну,
— со усердием гоню (ср.: 1 Кор. 9, 26; Флп. 3, 12-14). Остановиться
на пути добродетели для отдыха не значит набираться новыми силами,
а растрачивать приобретенные и расслабляться; а это то же, что возвращаться
вспять или что разорять с трудом устроенное. Под остановиться
я разумею: возмечтав, что добродетель приобретена уже в совершенстве,
не обращать внимания на недостающее в ней и пропускать представляющиеся
случаи к деланию добра. Не будь таков, а будь всегда бодрен и ретив.
Не смежай очей и не отворачивайся, когда встречаешь такие случаи,
а, напротив, высматривай их и стремись к ним. С любовию взирай на
них все, особенно же на те, которые представляют какие-либо затруднения
к совершению в них добра. Напряжение сил для устранения препон к
сделанию добра скорее водворяет в нас навык к добродетели и глубже
внедряет в сердце корни ее. Только тех случаев, которые, давая повод
проявить добродетель целомудрия, подвергают, однако ж, опасности
возгореться похотию нечистою, всевозможно избегай. Лучше не допускать
до членов своих сего огня, чтоб не обжечься и не сгореть.
В-третьих: будь мудр и рассудителен в поднятии телесных подвигов
— постов, бдений, трудовых работ и подобного. Они существенно необходимы,
и без них не мечтай преуспевать в духовной жизни, но и в них знай
и держи мудрую меру. Мера сия — средина между самоугодливою поблажкой
плота и безжалостным измождением ее до изнеможения без крайней к
тому нужды. Средину сию ищи опытом и делом, а не теорией, и в правило
при сем возьми постепенность, идя снизу кверху. Ищи и обрящешь.
Что же касается до внутренних, душевных добродетелей, как-то: любви
к Богу, презрения мира, самоуничижения, отвращения от страстей и
греха, терпения и кротости, мира со всеми, даже ненавидящими и обижающими,
и подобного, то тут не требуется никакая определенная мера, и постепенность
их совершенствования сама собой определяется там;, внутри. Твое
дело: непрестанно и всесильно нудь себя на всякое требуемое ими
дело и совершай его всегда без отлагания и медлительности. В этом
вся твоя мудрость и сила.
В-четвертых. Но среди такого действования, всем помыслом помышляй,
всем желанием желай и всем сердцем ищи одного того, чтоб победить
ту страсть, с которою теперь борешься и которая теперь тебя борет,
и на место ее восставить в силе ту добродетель, которая ей противоположна
и ею в настоящее время подавлена. Это одно да будет для тебя — весь
мир, все небо и земля, все сокровище твое и последняя твоя цель,
в уверенности, что этим одним ты достойно можешь благоугодить Богу.
Ешь ли или постничаешь, трудишься или отдыхаешь, спишь или бодрствуешь,
дома ли сидишь или находишься вне его, молитвенным ли делом занят
или житейским поделием, все это да будет у тебя направляемо к тому
одному, чтоб преодолеть возжегшуюся страсть и восставить прогнанную
ею добродетель.
О преодолении главной твоей страсти я помянул выше, а здесь
разумеется страсть, которая берет тебя в настоящим час, главная
она или не главная. Как на войне видимой иной раз случается вступать
в схватку с отрядом, где командует сам главнокомандующий, а иной
раз с таким, которым управляет простой офицер; так бывает и в духовной
брани: не всегда борет главная страсть, иной раз она вместо себя
выставляет своих пособниц, и с этими в иное время приходится чаще
иметь дело, чем с тою, но одерживать победу и в этих случаях лежит
на тебе долг не меньше, чем в первом.
В-пятых: будь непримиримый враг всех земных утех и удовольствий
чувственных, порожденных самоугодием и его питающих. Чрез это легче
и реже будешь ты подвергаться нападениям не только плотских, но
и всех вообще страстей, ибо все они коренятся в самоугодии, с подавлением
и отсечением которого они, не имея под собой почвы, теряют свою
силу, твердость и устойчивость. Не соблазняйся помыслом: приму участие
в одном удовольствии, вкушу одной сласти. Ибо пусть это будет не
грешное что-либо, но как оно допустится по одному самоугодию, то
во время этого себе послабления подымут голову все страсти и зашевелятся,
как придавленные черви, когда полить их водой, — и не дивно, что
иная между ними возгорится с такою силой, что борьба с нею будет
жестока, и победа над ней сомнительна. Потому не выпускай никогда
из памяти следующих слов Божественного Писания: Любяй душу свою
(это и есть самоугодливый), погубит ю; и ненавидяй души своея
в мире сем (непоблажающий самоугодию), в живот вечный
сохранит ю (Ин. 12, 25). Тем-же убо, братие, должны есмы
не плоти, еже по плоти жити. Аще бо по плоти живете, имате умрети:
аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете (Рим.
8,12-13).
В-шестых. Наконец, последний даю тебе совет: весьма душеполезно
или, лучше сказать, совершенно необходимо тебе прежде всего сделать
генеральную исповедь, со всем достодолжным вниманием и со всеми
потребными при сем делениями, рассмотрениями и решениями, чтобы
чрез это душу твою преисполнило полное удостоверение, что ты стоишь
во благодати Бога, единого Подателя всех духовных дарований, добродетелей
и побед.
Глава тридцать шестая
О ПОРЯДКЕ СТЯЖАНИЯ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
Хотя истинный воин Христов, всем сердцем возжелавший достигнуть
полноты совершенства, не должен никаких полагать пределов своему
стремлению к преуспению во всем, однако ж, ему необходимо рассуждением
умерять и добре направлять чрезмерные порывы рвения духовного. Такие
порывы, особенно вначале, обыкновенно вдруг возгораются с великою
силой и влекут неудержимо, а потом слабеют-слабеют и совсем угасают,
оставляя нас беспомощными среди пути. Ибо не только внешние — телесные
добродетели следует стяжевать мало-помалу, восходя в них, как бы
по ступеням, но и в стяжании внутренних — душевных добродетелей
надлежит соблюдать свой чин и порядок, так как только при этом малое
наше скоро делается большим и устанавливается на всегдашнее в нас
пребывание. Так, например, в стяжании внутренней добродетели терпения
нельзя вдруг вожделевать напраслин, обид и всяких других неприятностей,
порываться на них и радоваться им, хотя можешь терпеливо переносить
их, когда встречаются; потому что такое вожделение и такая радость
суть высшие степени терпения, до вступления на которые тебе надлежит
пройти низшие, кои суть: смиренное самоуничижение, считающее себя
заслужившим всякие оскорбления, подавление позывов к отмщению, возненавидение
всякой мысли об отмщении и подобные.
Советую тебе также: не берись вдруг за все добродетели и даже за
несколько их, но установись прежде в одной, а потом переходи и к
другой. При таком образе действования всякий добродетельный навык
удобнее и прочнее укоренится в душе. Ибо, когда станешь упражняться
непрестанно преимущественно в одной добродетели, то и память твоя
все будет занята почти одною ею, и ум твой, будучи чрез то прикован
к помышлению об ней, скорее утончится в изыскании случаев и способов
к совершению ее, и воля твоя охотнее прилепится к ней с большим
расположением; а все это в деле стяжания добродетельных навыков
суть сильные споспешествования, которых тщетно будешь ты ожидать,
если зараз прострешься ко многим добродетелям.
С другой стороны, и самые деяния одной и той же добродетели, будучи
одновидны и сходны между собой, по причине сей одинаковости образа
действования, становятся все менее и менее притрудными и скорее
препровождают к другой. Ибо обыкновенно одна добродетель вызывает
другую, подобную ей, и помогает ей тем самым, что, установившись
в сердце, предрасполагает его и к принятию своей подобницы, уготовляя
наперед там для нее как бы престол для возсестия.
Этот, высказанный мной расчет верен и истинен, и мы по опыту знаем,
что кто добре и всеусердно упражняется в одной добродетели, тот
вместе с тем не только научается наперед, как упражняться и в другой,
но с умножением навыка в ней, возбуждает, растит и крепит и все
другие добродетели, по причине нераздельности их между собой; ибо
они все суть лучи, исходящие от одного и того же божественного
света.
Глава тридцать седьмая
КАКИЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ТРЕБУЮТСЯ ДЛЯ УСПЕХА В СТЯЖАНИИ
ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ВООБЩЕ, И КАК ВЕСТИ ДЕЛО НАВЫКНОВЕНИЯ В ОДНОЙ КАКОЙ
Для стяжания добродетелей требуется душа мужественная
и великая, и воля не какая-нибудь слабая и вялая, но решительная
и сильная, с верным предзрением многих препятствий и тяжелых трудов
и с готовностию все их поднять и перенесть. В основе таких расположении
должны лежать крепкое возлюбление каждой добродетели и всей добродетельной
жизни и пламенная о том ревность, В этом — движущая по трудовому
пути добродетели сила, которую потому непрестанно должно возгревать,
чтоб не ослабела и не истощилась, так как при этом неизбежно прекратится
и самое движение. Итак, не ленись возгревать свою ревность о добродетели,
с сердечным участием размышляя, как благоугодна Богу добродетельная
жизнь, как прекрасна и высока добродетель сама по себе и как для
нас она необходима и благотворна: ибо в ней начало и конец истинного
нашего совершенства и преуспеяния в нем.
Посему каждое утро со всем вниманием старайся рассмотреть и предусмотреть,
какие случаи вероятно представиться могут в продолжение дня для
совершения того или другого доброго дела, прилагая к тому и желание
и решение непременно так поступить; а вечером поиспытай себя, исполнены
ли и как исполнены утренние твои добрые помышления и желания; затем
в следующее утро возобнови опять те же намерения и желания, с живейшею
ревностию и желанием исполнить их в точности.
Все же сие старайся направлять к упражнению в той добродетели,
в которой навыкать положил ты в настоящее время. Равным образом
и примеры святых, и молитвы, и размышления о жизни и страданиях
Христа Господа, и все другое, что почитается пригодным и необходимым
для преуспеяния в добродетелях и в духовной жизни, должно быть у
тебя направляемо преимущественно к той добродетели, которою ты занят.
Но и всеми случайностями дня, как они ни разнообразны, старайся
пользоваться сколько возможно так, чтоб чрез это не только не расстроивался,
но, напротив, более установлялся и укоренялся навык к той добродетели,
о которой ты теперь особенно ревнуешь.
Пределом такого навыка да будет — дойти до того, чтобы добродетельные
деяния, внешние ли то или внутренний, совершаемы были с такою же
легкостию и готовностию, с какими прежде были делаемы дела, противные
им, или, лучше, с какими обыкновенно исполняются естественные потребности
нашего естества; а это то же, что довесть навык в добродетелях до
того, чтоб они соделались в нас как бы естественными. При этом напомню
сказанное прежде, что, чем больше встретится внутренних или внешних
препятствий к стяжанию какой-либо добродетели, тем скорее и тем
глубже внедрится она в нашу душу, если с полною решительностию и
без саможаления будем устремляться на преодоление их,
Пригодные речения Божественного Писания, если произносить их гласно
или хоть только в уме, дивную оказывают силу к напечатлению в уме
образа искомой добродетели и к возбуждению в сердце расположения
к ней, а то и другое какую великую подает помощь ревнующему о стяжании
ее! Подыщи же такие места Писания об искомой тобой добродетели и
заучи их, чтоб они были у тебя всегда наготове, и затем как можно
чаще повторяй их себе в уме, особенно когда придет в движение противоположная
ей страсть.
Например, когда трудишься над стяжанием добродетели терпения, можешь
избрать, заучить и часто повторять следующие места Писания: Долготерпелив
муж мног в разуме... (Притч. 14, 29); терпение убогих не
погибнет до конца (Пс. 9, 19); Горе погубившим терпение
(ср.: Сир. 2,14);
Лучше муж долготерпелив паче крепкого... удержаваяй же гнев
паче вземлющаго град (Притч. 16, 32); В терпении вашем стяжите
души ваша (Лк. 21, 19); ...терпением да течем на предлежащий
нам подвиг (Евр. 12, 1); Се блажим терпящия (Иак. 5,11);
Блажен муж, иже претерпит искушение (Иак. 1, 12); Терпение
же дело совершенно да имать (Иак. 1, 4). Терпения бо имате
потребу (Евр. 10, 36).
К этому можешь присовокуплять и свои краткие молитвенные воззвания,
— такие и подобные им: "Боже мой! когда же, наконец, сердце мое
облечется в оружие терпения!"; "Когда, наконец, стану я переносить
всякую неприятность с спокойным сердцем, да возрадуется Бог мой
о мне!"; "О, как возлюбленны вы мне прискорбности, делающие меня
подобным Господу моему Иисусу, ради меня пострадавшему"! "Иисусе
мой! Даруй мне хоть иногда спокойно жить среди тысячи прискорбностей,
славы ради Твоего имени!"; "Блажен буду я, если и посреди огня скорбей
воспламенюсь желанием перенесть еще большие страдания!"
Такие молитвы надлежит употреблять, чтобы преуспеть в добродетелях,
всякий раз применяясь к той, в которой особенно упражняешься, как
внушить нам дух веры и благочестия. Такие краткие молитвы справедливо
наименовать с пророком восхождениями, в сердце полагаемыми (см.:
Пс. 83, 6), которые, исторгаясь из сердца, полного веры и упования,
восходят на небеса и входят в уши Божий. Это воздыхания, никогда
не утаивающиеся (см.: Пс. 37, 10) от очей Бога милосердного. Это
воззвания, всегда внемлемые и разумеваемые (см.: Пс. 5, 2) многоблагоутробным
Господом. Не надо только забывать прилагать к ним следующие две
уверенности, как бы два крыла: первая, что Бог радуется, видя нас
трудящимися в стяжании добродетелей, и что, пламенно желая совершенства
в них, мы ничего другого не ищем, как того, чтоб угодить Богу.
Глава тридцать восьмая
В ДОБРОДЕТЕЛЯХ УПРАЖНЯТЬСЯ НАДОБНО СО ВСЕМ УСЕРДИЕМ
И НЕПРЕСТАННО
В деле стяжания добродетелей необходимо действовать так, чтобы
всегда простираться в предняя (см.: Флп. 3, 13), если желаем
скоро и успешно достигнуть предположенной нами цели. Ибо, как только
остановимся, хоть на короткое время, тотчас подадимся назад; потому
что за этим пресечением добрых деяний, по нерадению и послаблению
себе, страсти, подавляемые усердным трудом в доброделании, по склонности
нашей к чувственности и самоугодию тотчас подымут голову, оживут
и возбудят бесчинные движения и стремления, особенно когда при этом
поспособствует им внешняя наша обстановка, а такие движения всегда
расстроивают и ослабляют добрые навыки, и, что особенно гибельно,
лишают благотворного осенения благодати, без которой ничто истинно
доброе и духовное благоспетися не может.
Ведай, что течение путем жизни духовной много разнится от обыкновенных
земных путешествий. В земном путешествии, когда путешественник останавливается,
то ничего не теряет из пройденного прежде пути, а в духовном шествовании,
если текущий путем добродетели остановится, то теряет многое из
стяжанных прежде добродетелей, как я сказал. В обыкновенном путешествии,
чем дальше идет путник, тем более увеличивается его утомление; в
течении же путем духовной жизни, чем больше кто продляет путь, простираясь
в прежняя, тем большую приобретает силу и мочь для дальнейшего
шествования.
Причина сему та, что трудами на пути добродетели низшая наша часть,
то есть плоть, которая своим восстанием против духа и делает путь
добродетели жестоким и многотрудным, все более и более ослабевает
в своем противоборстве духу; между тем как часть высшая, где и обитает
добродетель, то есть дух, все более и более укрепляется и делается
мощною. Почему, чем более преуспеваем мы в добродетели и добре,
тем более умаляется та прискорбная трудность, какую встречаем в
начале вступления на сей путь. К тому же при этом некая сокровенная
сладость, Богом подаваемая, срастворяется с нашим сердцем и час
от часу увеличивается. Вследствие чего, простираясь в передняя все
с большею и большею охотой и силой, легко восходим от добродетели
к добродетели и достигаем наконец самого верха совершенства духовного,
где душа начинает делать всякое добро, уже не как с усилием влекомая,
без всякого вкуса, но с охотным стремлением и радостию. Ибо, подавив
и победив страсти и отрешившись от всего тварного, живет она теперь
в Боге и в Нем, среди приятных трудов духовных, вкушает непрестанно
сладкий покой.
Глава тридцать девятая
НЕ ДОЛЖНО УБЕГАТЬ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ СЛУЧАЕВ К ДОБРОДЕЛАНИЮ
Если хочешь всегда простираться в предняя на пути добродетели,
не останавливаясь, надлежит тебе добре внимать и никак не позволять,
чтоб ускользало от рук твоих то, что может послужить тебе поводом
к стяжанию добродетели. Посему нехорошо делают те, которые, сколько
сил есть, избегают всяких противностей на пути добродетели, которые,
однако ж, могли бы послужить им к благоуспешному по нем течению.
Например, если ты желаешь стяжать навык в терпении, то не следует
тебе избегать тех лиц, дел и обстоятельств, которые наиболее выводят
тебя из терпения. Но встречай их охотно, с добрым решением — предать
себя неприятному их на тебя действию, приготовившись, однако ж,
перенесть то с непоколебимым спокойствием духа. Если будешь поступать
иначе, то никогда не навыкнешь терпению.
Таким же образом надлежит тебе относиться и к делу, которое тебе
не нравится или само по себе, или потому, что возлагается на тебя
человеком, которого не любишь, или потому, что оно отвлекает тебя
от дела, которое тебе нравится, то есть не следует устраняться от
него, а, напротив, взяться за него, не упираясь ногами, и затем
вести его и довеет до конца, действуя так, как бы оно было тебе
наиприятнейшим делом, и не уступая ни мало тревогам от него сердца,
особенно при помышлении,, что, если бы не это дело, ты был бы совершенно
покоен. Иначе ты никогда не научишься, как переживать встречающиеся
прискорбности; но и истинного покоя, которого ищешь, не будешь иметь,
убегая от таких случаев, очевидно, по самоугодию, потому что он
не живет в самоугодливых сердцах.
То же советую тебе делать и в отношении к помыслам, которые иной
раз нападают на тебя и смущают ум твой, при воспоминании о неправдах
человеческих и о прочем недолжном. Не прогоняй их и не подавляй,
доколе они сами не отпадут не от сопротивления им; а от терпения,
с каким переносишь их. Пусть они смущают и беспокоят мучительно,
но вместе с тем они будут научать тебя и терпеливому перенесению
неприятностей вообще. Кто будет говорить тебе о сем иначе, внушая,
что лучше бежать от такого случайного беспокойства, тот советует
тебе пресечь стремление к добродетели, которую стяжать ревнуешь.
То верно, что новоначальный воин, не искусившийся в брани, лучше
делает, когда бежит от смутительных случайностей, как бы презирая
их, нежели, когда подвергает себя действию их и противоборствует
им; однако ж и ему не следует всякий раз давать тыл и обращаться
вспять, но со всем вниманием и осмотрительностию иногда воевать
с нападающими, иногда не обращать на них внимания, смотря по своим
успехам в добродетели и нравственной силе, приобретаемой чрез то.
Только в отношении к плотской похоти неуместно так поступать: тут
бегая бегай всех случаев, могущих возбудить и разжечь сию страсть,
по причине неукротимости ее и льстивым ухищрениям врага, какими
умеет он обставить плотские движения, чтоб склонить на удовлетворение
их.
Глава сороковая
ДОЛЖНО ЛЮБИТЬ СЛУЧАИ К ДОБРОДЕТЕЛЯМ ОСОБЕННО
ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫЕ
Не должно отнюдь, возлюбленне, бегать того, что может служить поводом
к стяжанию добродетели; но наипаче надлежит всегда принимать то
с радостию, как только представится тебе что подобное, почитая наиболее
честными и достолюбезными такие случаи, которые неприятны для твоего
сердца и никакого не возбуждают сочувствия. Предсказываю тебе, что
с Божиею помощию, действительно и будешь так поступать, если добре
напечатлеешь в уме своем следующие помышления.
Во-первых, должно тебе сознать, что встречающиеся тебе случаи к
добродетели суть самые пригодные для тебя средства к стяжанию ее.
Богом тебе поданные по твоей молитве. Возжелав стяжать добродетель,
ты, конечно, молился Богу, чтобы Он даровал тебе ее; молясь же о
сем, ты не мог не молиться и о способах и средствах к получению
такого дарования. Но Бог не дает, например, добродетели терпения
без прискорбностей и добродетели смирения без смирительных случаев
унижения и бесчестия. Почему, после того как ты помолился о сих
добродетелях. Он и послал тебе соответственные им случаи. Что же
ты теперь делаешь, убегая от них и отвращаясь? Отвергаешь помощь
Божию, о коей молился, и посмеваешься над даром Божиим.
Итак, положи любезно встречать представляющиеся тебе случаи к добродетелям,
и тем любезнее, чем в большее поставляют они тебя затруднение. Ибо
в таких случаях наши добродетельные деяния вызывают большое мужество
и обнаруживают большую силу нравственную; а чрез это мы всякий раз
делаем значительнейший шаг по пути добродетели, что исключительно
и должны мы иметь всегда в цели.
Оговорюсь, однако ж, что, советуя тебе пользоваться особенно важными
случаями к добродетели, я не имею в мысли внушить тебе презирать
маловажные к тому случаи и пропускать их с небрежением. Нет, надо
неопустительно пользоваться теми и другими, чтоб всегда быть в трудах
по доброделанию. Например, терпеливо переносить должно не только
наглую брань и поношение, и даже удары, если случится, но и косой
взгляд и презрительную мину или колкое слово. Достодолжные действия
наши в таких маловажных случаях, как имеющие возможность чаще проявляться,
потому что и случаев таких больше, в непрерывном напряжении поддерживают
нашу нравственную силу и тем укрепляют нас держать себя как должно
и в важнейших случаях. Пропуская же небрежно такие случаи, мы расслабляем
свою нравственную силу и делаем ее менее способною на дела важные.
Во-вторых, восставь в себе убеждение и веру, что все случающееся
с нами, случается по Божию изволению на пользу нам, да плод некий
духовный получим чрез то. Хотя об ином из сего, каковы наши и прочих
людей грехи, нельзя полагать, что они происходят от изволения Божия
деятельного; но все-таки и они бывают не без изволения Божия попустительного,
на вразумление и смирение нас. Что же касается до прискорбностей
и страданий, по нашей ли вине бывающих, или по злобе других, то
Бог Сам посылает их, желая, чтоб мы помучились и пострадали в них,
для стяжания того блага добродетели, которое несомненно получим,
если достодолжно перетерпим посланное нам от Него, — и по другим
судам Своим, сокровенным от нас, однако ж несомненно праведным и
благословным.
Будучи, таким образом, уверен, что Сам Бог хочет, чтоб ты потерпел
встретившуюся тяготу и скорбь, от недоброты ли других людей происшедшую
или твоими неправыми делами на тебя навлеченную, ты не станешь уже
думать и говорить, как делают некоторые: "Нет, это не от Бога, это
несправедливо и злодейственно, а Бог не хочет злодейств и с отвращением
отвращается от них и от творящих их". Этим хотят они оправдать свою
нетерпеливость и порывы гнева и мстительности при встрече напраслины;
но делают только то, что восстают против Божиего определения и покушаются
сбросить с себя спасительный крест, Богом для блага их на них наложенный,
подъятием которого и благодушным несением они, несомненно, благоугодили
бы Ему. А что получают? Креста сбросить не сбрасывают, Бога оскорбляют,
покоя же себе все не получают, напротив, к скорби прилагают немирность
и бесполезное раздражение и делают свое состояние невыносимым; тогда
как, если бы благодушно перенесли случившееся, то и мирными бы себя
имели, и Божие благоволение привлекли на себя, и плода духовного
вкусили богатно. Возьми ты себе из сего урок — при встрече напраслин,
оскорблений и нападков, не обращать внимания на то, сколь неправы
причинившие их тебе, а на том одном установись вниманием, что Бог
для твоего блага попустал тебе это встретить и что этого блага ты
себя лишишь, если допустишь нетерпеливость, раздражение и немирность
по сему случаю. И до того не допытывайся, почему именно попустил
тебе сие Бог. Веришь, что Бог всегда праведен и милостив? Веруй,
что и в настоящем случае Он оказывает над тобою и правду и милость,
хотя не видишь, как это, помня ублажение Господне тем, кои так поступают:
...блажени не видевшии и веровавше (Ин. 20, 29).
Веруешь ли, что лично и к тебе относятся слова Господа: возьми
крест свой? Если веруешь, то возьми. Вот возложил его на тебя
Господь в настоящем прискорбном случае. Не говори: слишком тяжело;
Бог лучше тебя знает меру сил твоих. Одним Бог посылает неприятности
и скорби, навлекаемые на них течением событий, от людей нисколько
не зависящих: эти легче переносить. Другим — такие, которые причиняются
людьми: эти тяжелее, особенно когда причиненную нам скорбь не можем
признать ненамеренною, и еще паче, — когда люди сии нами как-нибудь
облагодетельствованы. Последний случай самый тяжелый. Если его-то
и послал тебе Бог, то знай, что он-то и есть самый тебе пригодный,
и к сему приложи такую воодушевительную мысль: Бог видит, что ты
силен перенести это, и ожидает, что действительно перенесешь то
благодушно, без ропотливости. Не отщети же Божия о тебе чаяния.
Прибавлю еще, что Бог любит, чтоб мы переносили более такие прискорбности,
которые происходят от недобросердечия людей, и особенно тех, которые
облагодетельствованы нами, нежели такие, которые происходят от неведомо
как стекающихся неблагоприятных нам случайностей. Почему? Потому,
что свойственная нам гордыня успешнее подавляется и искореняется
первыми, чем вторыми. И еще потому, что если покорность воле Божией
есть главное в нашем духовном действовании, то нигде мы не можем
вызвать ее в себе и проявить в такой мере, как в таких случаях,
если переносим их благодушно, с теплым благодарением Богу, пославшему
их нам как великое воистину благо, свидетельствуя тем и полную свою
преданность в волю Божию, и пламенную ревность во всем сообразовать
себя с сею волею.
Подобное настроение предшествует посланию крутых случайностей.
Бог, видя зарождение этого настроения и желая возвесть его в силу
и укоренить, посылает чашу сильнейших искушений, охотное, благодушное
и радостное перенесшие которых действительно и доставляет всегда
такой благим плод духовный. Посему, зная сие и сего желая и ища,
должны мы принимать такую чашу от руки Божией, смежив очи пытливости
и, полною верою ясно зря в ней и зельную любовь к нам Божию и
наше верное преспеяние духовное, с радостию испивать ее до дна,
тем вожделеннее, чем она горчайшею чувствуется.
Глава сорок первая
КАК В РАЗНЫХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ПРЕУСПЕВАТЬ В ОДНОЙ
И ТОЙ ЖЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
Выше в одной главе сказали мы, что упражняться некоторое время
в одной и той же добродетели гораздо плодотворнее и полезнее для
успеха, нежели как упражняться вдруг во многих добродетелях, и что
потому в ее пользу следует обращать все, встречающиеся с нами случайности,
хотя бы они были разнородны между собой. Теперь послушай, я покажу
тебе, как удобно это может быть исполняемо.
Если, например, случится тебе в один и тот же день или даже и час,
укоренным быть от кого безвинно за какое-либо дело, само по себе
безукоризненное, или получить отказ в просьбе, с какою обращаешься
к кому-либо, или случится с тобой нечто такое, из-за чего станут
неправильно подозревать тебя в чем-либо худом, или найдет на тебя
какая болезнь телесная, или кто-нибудь из высших тебя велит тебе
сделать что-либо, что тебе не нравится, или встретится другое что
неприятное и несносное, чем преисполнена бедная жизнь человеческая,
то по разнообразию таких и подобных сим случайностей, тебе предлежит
совершить разные добродетельные деяния. Но, соблюдая предположенное
тобою правило, ты лучше сделаешь, если все их обращать будешь на
упражнение в той добродетели, какой преимущественно прилежишь в
то время.
Так, если в то время как встретятся с тобой показанные случаи,
ты будешь преимущественно упражняться в терпении, то о том и позаботься,
чтоб перетерпеть их охотно и с радостию; если занят ты особенно
преуспеянием в смирении, то напрягись сознать, что ты достоин всякого
зла и заслуживаешь встретившихся с тобой неприятностей; если подвиг
твой обращен на стяжание добродетели послушания, то понудь себя
благопокорливо подклонить выю свою под державную руку Божию и из
благоугождения Ему охотно подчиниться и разумным и неразумным и
бездушным тварям Его, чрез которые наводит Он на тебя такие тяготы
и прискорбности; если ревнуешь о преуспеянии в нищете, то воздвигни
в себе довольство, радость и благодарение, что лишен бываешь всякого
утешения житейского и мирского; если трудишься над укоренением и
возвышением любви, то постарайся возбудить в себе любительные чувства
и к ближнему, так как он является в сие время посредником добра,
которое можешь ты извлечь из предлежащих случаев, и к Богу, так
как Он, как всегда, так и теперь, есть первая любвеобильная причина,
посылающая или попускающая такие прискорбности для твоего духовного
преуспеяния.
Из сказанного можешь уже и сам уразуметь, как можно обращать на
упражнение в одной и той же добродетели такие случаи, которые не
на короткое время поражают, но тянутся долго, как, например, болезнь
и подобное что.
Глава сорок вторая
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НАДЛЕЖИТ УПРАЖНЯТЬСЯ В КАЖДОЙ
ДОБРОДЕТЕЛИ И КАКИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕУСПЕЯНИЯ В НЕЙ
Времени, сколько нужно упражняться в добродетели, чтобы установиться
в ней, определить нельзя умозрительно. Это пусть уже всякий сам
для себя полагает, судя по своему состоянию, своим обстоятельствам
и своим успехам в духовной жизни, особенно же по рассуждению своего
старца или духовного отца, руководящего его. Впрочем, у кого ревность
о преуспеянии жива и он не останавливается ни пред какими трудностями
и средствами, у того скоро обнаружится явно не малый успех.
Признаком же преуспеяния служит то, если вступивший на путь добродетели
ревностно течет по нему с твердою решимостию не соступать с него,
как бы трудно это ни было, и каких бы жертв ни требовало, несмотря
ни на случающиеся по временам охлаждения и омрачения души, ни на
оскудение духовных утешений и благодатных радований, какое попущается
по Божескому о нас промышлению, на пользу нам.
Вторым, не менее верным признаком преуспеяния служит степень силы
брани, какую воздвигает против добрых решении и дел плоть. Чем более
слабеет сия брань, тем более преуспеяние в добродетели явно подвигается
вперед. Почему, когда не чувствуешь брани или нападков со стороны
низшей чувственной части своей, особенно в то время, когда имеешь
пред глазами возбудительные к тому случаи, то можешь верить, что
добродетель твоя довольную уже восприяла силу. Но то, если ты начал
совершать дела свои на пути добродетели с большею готовностию и
радостию духовною, чем прежде, можешь почитать признаком преуспеяния
в добродетели, даже еще более верным, чем усмирение плоти.
И святой Исаак советует, определив цель, к которой должно направлять
все дела жизни своей, держать в мысли знаки и приметы, расспросив
о них у опытных, правым ли путем идешь или уклонился от него и идешь
какою-нибудь стезею вне настоящей дороги. Знаки же и приметы полагает
он следующие: "Если видишь, что ум твой не терпит насилия, а свободно
действует и течет в добрых помыслах, то это знак, что ты простираешься
в предняя; равным образом, когда во время стояния на молитве, ум
твой не парит туда и сюда, и внезапно стих пресекается на языке
твоем, и на душу твою налегают оковы молчания без участия твоего
произволения, также, когда примечаешь, что при каждом, возникающем
в душе твоей добром помысле и припоминании, и при каждом духовном
созерцании, очи твои наполняются слезами и слезы без принуждения
текут по ланитам твоим, или когда иной раз видишь, что мысль твоя,
сама собой, без твоего содействия, погружается в глубь сердца твоего
и пребывает в этом состоянии какой-нибудь час, при чем мир царствует
в помыслах твоих, — все это суть признаки, что ты добре преуспеваешь
на пути воспринятой тобою духовной жизни" (Слово 44).
При всем том, однако ж, не следует питать полную уверенность, что
мы совершенно установились в искомой добродетели или окончательно
победили какую-либо страсть, хотя бы иной раз долгое время не чувствовали
приражений и движений ее; потому что тут может скрываться злая кознь
человеконенавистного диавола и лукавство живущего в нас греха, по
которым нередко представляется нам в себе добром и по сокровенной
гордости нашей признается таковым то, что поистине есть совершенно
противоположного свойства. И кроме того, если помыслим о совершенстве,
к какому призывает нас Бог, то, хотя бы мы уже довольное время шли
путем добродетели, скорее подумаем, что едва ли и начало достодолжной
жизни положено нами, нежели, что мы уже установились в ней. Почему
святые отцы называют несовершенною, не чуждою недостатков жизнь
и самых совершенных людей. "И совершенных несовершенно совершенство",
— говорит Лествичник. И Павел святой совершенство полагает в том,
чтобы непрестанно тещи и тещи в предняя, не озираясь вспять и не
думая, что уже достигли искомого; почему и самого себя называет
несовершенным и еще не достигшим того, к чему стремится: Не зане
уже достигох, — говорит он, — или уже совершихся: гоню же
аще и постигну... Братие, аз себе не у помышляю достигша: едино
же, задняя убо забывая, в предняя же простираясь со усердием гоню
к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. И желая показать,
что в этом одном и состоит наше совершенство, присовокупляет: Елицы
убо совершенни, сие да мудрствуим (Флп. 3, 12-15), — как бы
так: то и совершенство, чтоб не думать, что мы достигли совершенства;
то и есть быть в состоянии добродетельном, чтоб не стоять, а все
тещи непрестанно к добродетели.
К тому же в глубине нашего сердца пребывают иной раз такие тонкие
и такие скрытные страстности, что мы совсем и не знаем, что это
страсти. Как же можно нам допускать такую в себе дерзость, чтоб
думать, будто мы совсем уже очистились от страстей? И если острозоркие
оные и пророческие очи Давида не могли этого узреть в себе, как
мы можем присвоять себе такое узрение? Почему, как он всегда молил
Бога: От тайных моих очисти мя... (Пс. 18, 13), так тем паче
мы имеем нужду умолять Его об очищении наших тайных страстностей.
Ибо мы только действия и ветви страстей чувствуем, сил же их и корней
познать не можем без просвещения от Святого Духа. От того только
тогда сознаем мы в себе страсти, когда они действуют; как же скоро
они притихнут, нам думается, что мы достигли уже бесстрастия.
Чем удостовериться можем, что страсти только притихли в сердце
нашем, а не умерщвлены? Тем, что когда случится нам, успокоившимся
на их счет, встретить предметы, коими питаются скрывшиеся в нас
страсти, особенно когда это бывает внезапно, то они тотчас оживают
и дают чувствительно о себе знать своими иной раз не легкими движениями,
так что, бывая ими смущены, дивимся сами, где они укрывались и как
вдруг выросли. Святой Исаак Сирианин объясняет это следующим прекрасным
сравнением: как во время зимы, хотя исчезают с лица земли травы
и цветы, но корни их остаются целыми, укрываясь во глубине ее, и
как только почуют весенний дождь и теплоту, тотчас снова произрастают
и покрывают собой лицо земли, так бывает и со страстями... И еще:
как земля проклятая естественно произращает терния и волчцы, так
и естество человеческое, повредившееся чрез падение и теперь во
грехах зачинающееся и рождающееся, некоторым образом естественно
порождает страсти, от коих грехи, и ему никогда нельзя доверять
или на него положиться.
Итак ты, как новоначальный еще в духовной брани, всеусердно упражняйся
в добродетели, как бы не положивший еще начала в ней, помня притом,
что лучше заботиться о том, чтоб всегда простираться в предняя в
добродетели, нежели, о том, чтоб высматривать и определять признаки
совершенства в ней.
Господь и Бог наш, один Ведец сердец наших, одних просвещает и
дает им видеть свое преуспеяние в добродетели, а другим не подает
такого просвещения и ведения. Ибо видит, что тогда как для тех это
ведение послужит к смирению, эти не удержатся от возгордения, —
и как Отец чадолюбивый, от этих последних отстраняет опасность падения
в особенно ненавистный Ему грех, а первым подает повод к усилению
особенно любезной Ему добродетели смирения. Впрочем, и тот, кому
не дается познание своего преуспеяния, если только не понерадит
и не перестанет упражняться в добродетели, в свое время может узнать
об этом, когда Богу угодно будет это открыть ему для его блага.
Глава сорок третья
О ТОМ, ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ СЛИШКОМ СИЛЬНО ЖЕЛАТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ
ОТ ПРЕТЕРПЕВАЕМЫХ СКОРБЕЙ, ПРЕДАВАЯСЬ ВСЕЦЕЛО В ВОЛЮ БОЖИЮ
Когда находишься в какой скорби, переносимой тобою с благодарением,
внимай добре, да не прельстит тебя враг иди твое самолюбие возжелать
избавиться от нее. Ибо от этого потерпишь ты две потери: первая
та, что, хотя, восприяв такое желание и согласившись на него, ты
не потеряешь тотчас добродетели терпения, однако ж значительно поколеблешь
ее, от чего она, мало-помалу ослабевая, по причине неисполнения
желания избавиться от надлежащей скорби, ввергнет тебя наконец в
состояние нетерпеливости; вторая та, что терпение твое с сего момента
начнет быть подневольное: Бог же доброхотна дателя любит и награждает.
Следовательно, с сего времени, хоть терпеть все же будешь, ибо одно
желание избавиться от скорби не избавляет от нее, но терпение твое
будет безнаградное. Бог воздаст тебе за терпение скорби до того
часа, до которого ты терпел благодушно, не ища избавления, со времени
же восприятия такого желания Бог уже ничего не воздаст тебе за твое
неохотное терпение. Напротив, если ты, отражая и подавляя находящее
желание избавления от скорби, всецело будешь предавать себя в благую
волю Божию, изъявляя готовность охотно потерпеть и стократно большие
скорби, чем настоящая, если угодно будет Господу наслать на тебя
их, то, хотя бы страдание твое настоящее продолжалось час какой,
и даже менее того, Бог примет его за самое долгое, и с этим соразмерит
воздаяние тебе.
Подобно сему и во всех других случаях не давай воли своим желаниям,
а держи их в своей власти, направляя все исключительно к одной главной
цели — стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Ибо тогда
и желания твои все будут правы и благочестны, и ты при всякой неприятной
случайности будешь пребывать в покое, упокоиваясь в воле Божией.
Искренно веруя, что с тобой ничто не может случиться помимо воли
Божией, и ничего не желая, кроме пребывания в деятельном исполнении
воли Божией, ты, как само собой очевидно, всегда будешь иметь только
то, чего желаешь, что бы когда ни случилось с тобою.
Под тем, однако ж, что я сказал, — что с тобой ничего не случится,
на что нет воли Божией, — не разумеются твои собственные грехи и
грехи других людей, так как Бог не желает грехов, а разумеются скорби
и нужды. Богом посылаемые во вразумление и научение нас или в наказание
за грехи наши. Они благотворны для нас и праведно именуются спасительным
крестом, который Он нередко возлагает на самых близких любимцев
Своих и угодников, и несение которого во всех наипаче благоугодно
Ему.
И то, что я сказал: не желай избавиться от скорбей, разумей, как
должно, в смысле покорности воле Божией, Мы не можем не желать быть
свободными от скорбей, потому что в наше естество Сам Бог вложил
желание благобытия, почему благоволил и в молитву. Им Самим начертанную
для нас, включить: не введи нас во искушение, которую
мы и повторяем каждодневно по нескольку раз. Если теперь после такой
молитвы, слышимой, конечно, Богом, Он посылает нам скорбь, то явно,
что на это особая воля Его, которой мы, как твари Его, сознающие
свой долг во всем Ему покорствовать, и должны благодушно покориться,
перенося посланное, как такое, что необходимо для спасения именно
моего и твоего. Да и самую молитву: не введи нас во искушение,
твори приразумевая: не якоже аз хощу, но якоже Ты,
подражая Господу Спасителю, то есть твори не потому, чтобы имел
отвращение от искушений и ни под каким видом не желал их, но потому
одному, что так молиться повелел Господь, содержа вместе в душе
полную готовность благодушно принять все, что благоугодно будет
Богу наслать на нас, и не поблажая самолюбивому желанию непрерывного
благобытия, которому невозможно быть на земле, так как оно есть
удел будущей вечной жизни.
Глава сорок четвертая
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ЗЛЫХ СОВЕТОВ ДИАВОЛА В ДОБРОМ
Когда лукавый диавол увидит, что мы право, с живым усердием и в
добром порядке, шествуем путем добродетелей, от которых не успевает
отвлечь нас на свою сторону явными на зло прельщениями, тогда преобразуется
в ангела светла и то мнимо благими помыслами, то изречениями Божественного
Писания, то примерами святых возбуждает неблаговременно и не по
силам принимать непомерные подвиги к духовному совершенству, чтоб,
когда мечтаем стоять на верху его, низринуть нас в бездну падения.
Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием,
спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для
того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает
дела, или заболел от крайнего изнурения и сделался неспособным и
малые исполнять дела благочестия, или, утомившись под тяжестью подвигов,
стал равнодушен ко всем духовным деланиям и даже к самому спасению,
и, таким образом, мало-помалу охладевши к добру, с сильнейшим прежнего
вожделением набросился на плотские сласти и мирские утехи.
И сколько уже от этой козни вражеской погибло душ, которые, поддавшись
рвению неразумной ревности и в своих самоумерщвлениях преступая
за меру собственных своих сил, пропали в своих измышлениях подвижнических
и сделались посмешищем злых демонов! Чего, конечно, не случилось
бы с ними, если б они держались доброго рассуждения и совета и не
забывали, что эти самоумертвительные подвиги, хотя похвальны и плодотворны
там, где имеется для них достаточная сила телесная и смирение душевное,
всегда, однако ж, должны быть управляемы благоразумием и употребляемы
лишь как средство к духовному преуспеянию, а не возводимы в достоинство
целей, и то умаляемы, то увеличиваемы, то изменяемы, то совсем прекращаемы
на время.
Те, которые не могут так строго к себе жить и такие поднимать труды,
как святые, могут иным образом подражать жизни их, именно: возбуждением
и водружением в сердце добрых расположении, навыкновением теплым
молитвам, неуступчивым препобеждением страстных помыслов и пожеланий
и хранением чистоты сердечной, любовию к молчанию и уединению, смирением
и кротостию пред всеми, деланием добра тем, от коих пришлось потерпеть
что-нибудь, блюдением себя от всего недоброго, хотя бы оно было
незначительно. Такие добротности сердечные более благоугодны Богу,
чем непомерные подвиги умерщвления плоти, когда они не требуются
нравственным нашим состоянием.
Потом советую тебе в подъятии таких телесных подвигов, когда в
них належит нужда, действовать рассудительно. Не берись за высокие
меры, а начинай с низких, ибо лучше понемногу восходить вверх, нежели,
взявшись вдруг за высокое, быть потом в необходимости спускаться
вниз, к стыду своему. Но советую тебе также избегать и другой крайности,
в которую впадают иной раз и такие мужи, которые почитаются духовными.
Они, будучи управляемы самоугодием и саможалением, слишком большую
обнаруживают заботу о сохранении телесного здоровья и такими усердными
о нем бывают попечителями, что при встрече самого малого труда и
лишения дрожат, боясь потерять здоровье, и ни о чем они столько
не думают, ни о чем с таким удовольствием не говорят, как о сохранении
своей жизни. Между тем, однако ж, изобретая себе деликатные яства,
более удовлетворяющие сластолюбивый вкус их, чем здоровые, они расслабляют
и нередко расстроивают свое здоровье, лишая себя того, что считают
для себя великим благом, неуменьем принять к достижению его должных
средств.
Хотя они к такому образу действования выставляют побуждением желание
наилучше работать Господу, в самом же деле это есть ничто иное,
как покушение согласить двух непримиримых врагов — дух и плоть,
не только без всякой пользы для них обоих, но, напротив, с явным
вредом как для того, так и для другой: ибо этим у тела отнимается
здоровье, а у духа — спасительное настроение. Посему безопаснее
и полезнее для тела и для души мерный образ жизни, управляемый благоразумием,
при котором берутся во внимание и потребности душевные и особое
сложение телесное с состоянием здоровья: ибо не для всех одна мера
в сем отношении, хотя для всех один закон — тело держать в услужении
духу. Припомни при этом и сказанное уже прежде, что в стяжании не
только добродетелей телесных, но и душевных надлежит соблюдать постепенность,
восходя в них мало-помалу.
Глава сорок пятая
ЕСЛИ СУДИМ СТРОГО БЛИЖНИХ, ТО ЭТО ОТ ВЫСОКОГО
О СЕБЕ МНЕНИЯ И ОТ НАУЩЕНИЯ ВРАЖЕСКОГО. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЭТУ СКЛОННОСТЬ
От самолюбия и самомнения порождается в нас и другое некое зло,
причиняющее тяжелый нам вред, именно: строгий суд и осуждение ближнего,
по которому мы потом ни во что ставим, презираем и унижаем его при
случае. Каковый злой навык и порок, происходя от гордости, ею питается
и возращается, и, наоборот, ее питает и возращает; ибо и гордыня
наша после всякого действия осуждения подвигается вперед, по причине
сопутствующего сему действию самочувствия и самоуслаждения.
Давая себе высокую цену и высоко о себе думая, естественно, свысока
смотрим мы на других, осуждаем их и презираем, так как нам кажется,
что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды
другие. А тут еще и всезлобный враг наш, видя в нас такое недоброе
расположение, бодренно стоит близ и, открывая очи наши, научает
зорко смотреть за тем, что делают и говорят другие, делать из сего
заключения, какие потому у них мысли и чувства, и по этим предположениям
составлять о них свое мнение, чаще всего недоброе, с возведением
сей недоброты в закоренелый нрав. Не замечают и не видят эти судьи,
что самое начало осуждения — подозрение худобы в других — печатлеется
в мысли действием врага, и им же оно потом раздувается в уверенность,
что они и действительно таковы, хотя на деле ничего такого нет.
Но, брате мой, как враг бодренно следит за тобою, высматривая,
как бы посеять в тебе зло, смотри еще паче ты бодренно сам над собою,
чтоб не попасть в расставляемые им тебе сети, и как только он представит
тебе какой недостаток в ближнем твоем, спеши поскорее отклонить
от себя помысл сей, не давая ему засесть в тебе и разрастись, и
вытесни его из себя вон, чтоб и следа его не оставалось, заменив
его помышлением о добрых свойствах, какие знаешь в ближнем сем и
какие вообще уместны в людях, прилагая к сему, если еще чувствуешь
позыв произнесть осуждение, ту истину, что тебе не дано на то власти
и что, присвояя себе эту власть, ты сам в этот момент делаешься
достойным суда и осуждения не пред немощными людьми, но пред всесильным
Судиею всех Богом.
Такой переворот помысла есть самое сильное средство не к отогнанию
только случайно находящих помыслов осуждения, но и к тому, чтоб
совсем отучить себя от сего порока. Второе же, тоже очень сильное
к тому средство, есть не выпускать из ума памятований о своей худости,
своих нечистых и злых страстях и делах, и соответственно тому непрестанно
держать чувство своего непотребства. Того и другого, страстей и
дел страстных, конечно, найдется в тебе не мало. Если ты не бросил
себя и не махнул рукой, говоря: будь что будет, то не можешь не
заботиться об уврачевании этих своих нравственных немощей, губящих
тебя. Но если ты делаешь это искренно, то у тебя не должно доставать
времени заниматься делами других и судебные составлять о них приговоры;
ибо тогда, если позволишь себе это, в ушах твоих непрестанно будет
звучать: врачу, исцелися сам; изми первее бревно из очесе твоего
(Лк. 4, 23; Мф. 7,5).
К тому же, когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего,
знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в
твоем сердце, которое по своей страстности научает тебя строить
догадки о других и осуждать их. Злой человек из злаго сокровища
сердца своего износит злое (ср.: Мф. 12, 35). Напротив, око
чистое и бесстрастное бесстрастно взирает и на дела других, а не
лукаво. Чисто око еже не видети зла... (Авв. 1, 13). Потому,
когда придет тебе помысл осудить другого за какую-либо погрешность,
вознегодуй на самого себя как на делателя таких дел и в том же повинного,
и скажи в сердце своем:
"Как я, окаянный, находясь в том же самом грехе и делая еще более
тяжкие прегрешения, дерзну поднять голову, чтоб видеть погрешности
других и осуждать их?" Действуя так, ты будешь оружие, которым злой
помысл внушает тебе поразить другого, обращать на самого себя и
вместо уранения брата пластырь будешь налагать на раны собственные.
И тогда, как грех брата будет не тайный, а явный, всем видный,
ты старайся причину тому видеть не в том, что внушает недобрая страсть
осуждения, а в том, на что может указать братолюбное к нему расположение,
и скажи в себе: "Так как брат сей имеет много сокровенных добродетелей,
то Бог для сохранения их от повреждения тщеславием попустил ему
впасть в теперешний грех или малое время побыть под этим невзрачным
покровом, чтоб он и самому себе, пред своими глазами, казался непотребным,
и, будучи за то презираем другими, пожал плод смиренномудрия и еще
более благоугодным сделался Богу, так что в настоящем случае
он получит больше пользы, чем сколько потерпел вреда". Пусть даже
чей-нибудь грех будет не только явный, но и очень тяжкий и исходит
из ожесточенного и нераскаянного сердца, ты и при этом не осуждай
его, но возведи очи ума твоего к непостижимым и дивным судам Божиим
и увидишь, как многие люди, бывшие прежде пребеззаконными, потом
каялись и достигали высокой степени святости и как, с другой стороны,
иные, стоявшие на высокой степени совершенства, падали в глубокую
пропасть. Смотри, не подвергнуться бы и тебе такому бедствию за
осуждение.
Потому стой всегда со страхом и трепетом, боясь более за себя самого,
чем за другого кого. И будь уверен, что всякое доброе слово о ближнем
и радость о нем суть в тебе плод и действие Святого Духа, как, напротив,
всякое о нем худое слово и презрительное его осуждение происходят
от твоего злонравия и диавольского тебе внушения. Почему, когда
соблазнишься каким-либо недобрым поступком брата, не давай очам
своим сна, пока не изгонишь из сердца своего сего соблазна и совершенно
не умиришься с братом.
К оглавлению
|