ПИСЬМА К ДРУЗЬЯМ
К оглавлению
ПИСЬМО СЕМНАДЦАТОЕ
Крещение Господне. 1926 г.
На этот раз я начинаю беседу с вами, мои дорогие, спустя лишь несколько дней
по окончаний предыдущей. Да благословит ее Господь Дух Святый!
Прошу вас припомнить сказанное мною в прошлом письме, а особенно в конце его,
и тогда вам понятно будет начало настоящей беседы.
"Если любите Меня, – сказал Сын Божий Своим ученикам в прощальном слове Своем
к ним, – соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя,
да пребудет с вами вовек, Духа истины... Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя
Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14, 15–17, 26).
"При наступлении дня Пятидесятницы, – читаем мы в Деяниях (2, 1 и след.), –
все они <ученики> были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба,
как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом
из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как
Дух давал им провещевать".
Так исполнилось обетование Христово, так открылось действие Духа истины, посланного
Отцом во имя Сына, так зачалась "Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины"
(1 Тим. 3, 15). И мы тут же слышим (и будем слышать в течение всех грядущих веков
бытия Церкви) ясное и твердое, в слух всего мира, исповедание Божественных действий
просвещающего Духа небесного блаженными причастниками Его. "Мужи Иудейские, и
все живущие в Иерусалиме!" – возгласил ап. Петр пред лицом огромной толпы, с удивлением
взиравшей на исполненных Духом Божиим учеников Христовых и заподозрившей их в
том, "яко вином исполнени суть". – "Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!
сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете,
ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в
последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать
сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями
вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего,
и будут пророчествовать" (Иоил. 2, 28–29; Деян. 2 14–18).
Та же книга Деяний повествует, как приявший – чрез возложение рук Апостолов
– Духа Святаго архидиакон "Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса
и знамения в народе", и как некоторые представители синагоги "вступили в спор
с Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил (6,
8–10). Сейчас же "Стефан... будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел
славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога" (7, 55), а побиваемый богоборными
иудеями, одобряемыми Савлом, "воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им
греха сего" (7, 60).
Прошло немного времени – и лютый гонитель христиан и соучастник убиения Первомученика
Стефана Савл становится ревностнейшим последователем Распятого, прияв Духа Святаго
чрез св. Крещение и возложение рук св. Анании (9, 17–18). Вся изумительнейшая
по многообразнейшим трудам и неисчислимым духовным плодам жизнь великого Апостола
языков свидетельствует непререкаемо о потрясающих своей чудесностью и непреоборимостью
действиях Духа истины, снисшедшего в мир в день Пятидесятницы. Что касается писаний
св. Апостола, то все они, главным образом, свидетельствуют в Духе Святом о Его
силе, значении, действенности и о необходимости для всех христиан быть причастниками
Духа. Нужно ли приводить примеры в доказательство этой неоспоримой истины? Уверен,
что они вам известны. Впрочем, в утешение себе я вам укажу некоторые.
"Павел, пройдя верхние страны <Римской Азии>, прибыл в Ефес и, найдя
там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же
сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же
вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил
крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во
Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел
возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками
и пророчествовать" (Деян. 19, 1–6).
Сам Апостол и присные его сотрудники в деле благовестия постоянно руководятся
Духом Святым, "наставляющим" их "на всякую истину" и всегда указующим путь жизни.
"В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон,
называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника,
и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне
Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву
и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в
Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие
в синагогах Иудейских" (Деян. 13, 1–5).
Содействуя Апостолам в их евангельской проповеди, раскрывая сердца слушателей
к приятию семени Слова Божия, Дух истины вместе с тем заграждал чудесным образом
уста противников, служителей отца лжи. "Пройдя весь остров <Кипр> до Пафа,
нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который
находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и
Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился
им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись
Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства
и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать
с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и
не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь
туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь
учению Господню" (Деян. 13, 6–12) (Ср. повествование об Анании и
Сапфире (Деян. 5, 1-11), получивших такое страшное и быстрое возмездие от Господа
за попытку "солгать Духу Святому" (5, 3), за соглашение "искусить Духа Господня"
- прим. М. Новоселова).
Так действенно было со стороны Духа истины содействие проповеди слова, утвердившегося
"последующими знамениями" (Мк. 16, 20).
Я не вспоминаю здесь о чудеснейшем и поучительнейшем событии – обращении к
вере сотника Корнилия, так как о нем кратко уже говорилось в предыдущем письме,
да и служителем Духа Святаго был там другой первоверховный Апостол – Петр, а не
Павел, о котором идет у нас речь теперь. Но все-таки я советую вам, мои дорогие,
внимательно прочитать все повествование о святом ”сотнике, чтобы лишний раз запечатлеть
в своей душе чудные действия Духа истины.
Словно за руку, как мать дитя, водит по стропотным путям [1]
жизни Своих причастников Дух Святый, указывая, что, где и когда нужно делать им,
предостерегая от угрожающих им опасностей, утешая в скорбях, просвещая и наставляя
во всех обстоятельствах многотрудного жития их, осиявая верные души чудным Своим
светом и промыслительно, в иные минуты, отъемля его... Сии и многие иные благодатные
животворящие действия Духа истины. Духа Утешителя, вы легко сами усмотрите, друзья
мои, читая Деяния и Послания Апостольские, а потому я, в дополнение к приведенным
выше примерам, приведу еще лишь два-три, чтобы соутешиться вместе с вами погружением
в светлую область явлений Духа.
Как не подивиться чудному водительству Его, когда читаешь эти изумительные
строки св. Луки, повествующего с эпической простотой о великих делах Утешителя.
"Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, – читаем в 16-й главе Деяний, – они
<ап. Павел и иже с ним> не были допущены Духом Святым проповедывать слово
в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав
же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж,
Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения,
тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь
благовествовать там" (16, 6–10).
Дальнейшие события (зри ту же главу Деяний) ясно показали, что святыми благовестниками
руководил Дух Святый, изобильным благословением благословивший их труды в стране
Македонской.
Ведет великий Апостол трогательное пастырское собеседование с Ефесскими "пресвитерами
церковными", навсегда прощаясь с ними перед отъездом своим в Иерусалим, – и опять
слышится боговдохновенное слово о Духе Святом. "Внимайте себе и всему стаду, –
увещевает Апостол окружавших его пресвитеров, – в котором Дух Святый поставил
вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию
Своею" (Деян. 20, 28). "Вот, ныне я, – возвещает славный благовестник, – по влечению
Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый
по всем городам <обратите внимание, дорогие, на это "по всем городам">
свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня". "Но я, – продолжает верный
служитель Духа, Духом укрепляемый и утешаемый, – но я ни на что не взираю и не
дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое
я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот,
я знаю (Конечно, на основании повсюдных откровений Духа истины -
прим. М. Новоселова), что уже не увидите лица моего все вы,
между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие" (20, 22–25).
Когда, приближаясь к Иерусалиму, ап. Павел остановился на несколько дней в
Кесарии, в доме Филиппа благовестника, то снова раздался голос Духа в устах пророка
Агава. "Войдя к нам, – повествует тот же св. Лука, – взял <Агав> пояс Павлов
и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс,
так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников" (21, 11).
Излишне говорить, что эти предречения Духа оправдались во всей полноте.
Я не буду утомлять вас, друзья мои, указаниями на другие события, в "Деяниях
апостольских", где сказывалось руководство, учительство и иные силы Духа Святаго.
Полагаю, что и приведенных примеров вполне достаточно для намеченной нами цели.
От событий в жизни духоносного Апостола и его сподвижников, событий,
связанных с явлениями Духа, перейдем к учению Апостола о Духе Святом, как
существенной стихии в жизни Церкви и отдельного члена ее, как основном
Источнике освящения, просвещения, научения.
"Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном, – наставляет
Римлян Апостол. – Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь
и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию
не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но
вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто
Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для
греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых
Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные
тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8, 5–11).
Хотел я ограничиться только вышеприведенными стихами из восьмой главы послания
к Римлянам, но, заглянув в дальнейшее содержание этой главы, увидел, что остановиться
на начале ее нельзя: она вся исполнена свидетельств о Духе. В самом деле, внимайте
следующим словам Апостола: "Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому
что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления,
Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что
мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники
же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (8, 14–17).
Видите, друзья мои, каковы действия и силы Духа. Ясно, что в Нем, в стяжании
Его – вся жизнь христианина. Недаром преп. Серафим наставлял своего духовного
друга Н. А. Мотовилова, что цель жизни христианина не в чем другом,
как именно в стяжании Святаго Духа Божьего.
Св. Дух не дает нам удовлетворяться тварным, временным, преходящим: "имея начаток
Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (8,23).
Сей Святый Дух не чужд и всей твари вообще, ибо и в ней живет, по Апостолу, чаяние
лучшей, нетленной жизни, и она не примиряется с суетою мира сего: "тварь с надеждою
ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно,
но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства
тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, – утверждает боговдохновенный
тайнозритель, – что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (8, 19–22).
"Дух подкрепляет нас в немощах наших" (8, 26), а так как "сами мы не знаем,
о чем молиться, как должно", то "Сам Дух ходатайствует за пас воздыханиями
неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует
за святых по воле Божией" (8, 26–27).
Наставник в молитве, поддержка в немощах наших, Утешитель является стражем
и хранителем совести нашей, что исповедует тот же Апостол: "Истину говорю во Христе,
не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом" (9, 1).
И нужно ли удивляться этому, когда св. Апостол, увещевая Коринфских христиан
избегать блуда и жить в чистоте, так определяет достоинство и внутреннее содержание
людей крещеных: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго
Духа, Которого имеете вы от Бога?" (1 Кор. 6, 19). Этим сказано все, и мне, может
быть, следовало бы покончить с писаниями Апостола языков, но не могу удержаться,
чтобы не привести вам, мои дорогие, еще нескольких боговдохновенных строк из того
же послания к Коринфянам, тем более, что строки эти как нельзя больше отвечают
основной теме нашей беседы, указуя на глубочайшее просвещение, даруемое Духом
истины Своим причастникам и соделывающее их зрителями тайн Божиих, сокрытых от
людей. Духу Святому не причастных, как бы ни пытались они своими силами проникнуть
в эти недоведомые человеческому уму тайны.
"Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости,
– пишет Апостол поклонникам таковой мудрости, – но в явлении духа и силы, чтобы
вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость
же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века
сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую
предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего
не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано:
"не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то па сердце человеку, что
приготовил Бог любящим Его" <Ис. 64, 4>. А нам, – продолжает Апостол, –
Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из
человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так
и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а
Духа от Бога, дабы знать Дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой
мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное
с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что
он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить
духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал
ум Господень, – заключает Апостол свое слово о духовном и душевном ведении (о
чем пространно и глубоко пишет преп. Исаак Сирин [2]),
– чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (1 Кор. 2, 4–16).
Из моря свидетельств о Духе Святом, как основном источнике истины, премудрости
и всякой благостыни, свидетельств, коими полно Писание (будучи в целом само произведением
Духа) вообще и писания апостольские, в частности, я почерпнул одну каплю. Но и
этой капли достаточно, чтобы удостоверить нас о всесторонней действенности Духа
в жизни Его причастников, особливо таких, как первые ученики Христовы, которые
преизобильно прияли посланного им их Учителем Духа Истины.
Казалось бы, на этом можно остановиться – куда нам идти? Ты, Душе Святый, имаши
глаголы божественной истины [3] и вещаешь их миру и
просвещаешь ими взыскующих Истины. – И действительно, мы видим и в ап. Павле,
и в апостолах Петре и Иоанне и других полную и непоколебимую уверенность в безусловной
правде тех откровений, которые, согласно обетованию Господа, они должны были получить
– и получили – от пришедшего к ним Утешителя. Однако тот же изобиловавший множайшими
дарованиями духовными Апостол языков идет к самовидцам Слова, Петру, Иакову и
Иоанну, проверить свое благовестие. "Ходил я, – пишет он Галатам, – в Иерусалим
с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо
<слав. "наедине"> знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам,
не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался" (Гал. 2, 1–2). О результатах этого
нарочитого свидания апостолов св. ап. Павел так сообщает в том же своем послании
к Галатам: "...увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру
для обрезанных (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал
и мне у язычников), и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые
столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им
к обрезанным" (2, 7–9).
Правда, согласно большинству авторитетных толкователей Свящ. Писания и как
явствует непосредственно из самого текста Писания (см. 1-ю и 2-ю главы послания
к Галатам), св. ап. Павел ходил в Иерусалим не ради себя, не для того, чтобы самому
увериться в истинности своего благовестия, которому он ревностно, самоотверженно
и с большим успехом служил до этого путешествия в течение четырнадцати лет, "не
советуясь с плотью и кровью" (Гал. 1, 16), а руководясь одним откровением, – но
это обстоятельство нисколько не ослабляет той мысли, что откровение Духа требует
для себя соборной проверки. Дух Святый не только не отвергает этого способа
утверждения в истине, но и ведет к нему, ибо ап. Павел ходил к самовидцам Слова
"по откровению", о чем, как вы, надеюсь, заметили, он и сообщает Галатам (2, 2).
Пусть сам он, в данном случае, лично не нуждался в проверке себя старейшими Апостолами,
так как не сомневался в истине своей проповеди; но их духовная помощь все-таки
нужна была ему для большего успеха этой проповеди. Получить санкцию своему
благовестию со стороны "почитаемых столпами" (2, 9) было существенно важно для
Апостола языков: их авторитетное в глазах всех верующих одобрение благовестнических
трудов Апостола должно было, с одной стороны, обезоружить многочисленных врагов
его, с другой – укрепить верных, но немощных учеников, которые могли иногда приходить
в сомнение и смущение под влиянием враждебных Апостолу голосов.
Соборное действие потребовалось и для санкционирования значительнейшего явления
в жизни первохристианской церкви – принятия в лице сотника Корнилия с его присными
язычников в недра Церкви Христовой. "Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее,
что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные
упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними" (Деян. 11, 1–3).
Ал. Петр, подобно ап. Павлу, дает обстоятельный отчет в своих действиях, явно
продиктованных Духом Святым (Деян. гл. 10 и 11). Смущенные общением Апостола с
язычниками, верующие из иудеев, выслушав апостольское объяснение, "успокоились
и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь" (11, 18).
Тот же Дух истины побуждает Своих причастников к соборным действиям и иного
характера, когда слышится не мирное повествование о трудах благовестия и обсуждаются
– может быть, и горячо – связанные с ним вопросы, а раздается резкое обличение
неправды, хотя бы она исходила от "почитаемых столпами". "Когда же Петр пришел
в Антиохию, – пишет в том же послании к Галатам ап. Павел, – то я лично противостал
ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова,
ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь
обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен
их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской,
то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски,
то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?" (2, 11–14). Сходятся два
величайших духоносца, два "первоверховных" апостола, и один корректируется другим
в своей апостольской деятельности и, может быть, в разумении Евангельской истины,
содержимой всецело лишь в соборности Тела Церкви.
Поучительно взглянуть на отношения "столпов" веры Христовой к тем, кого можно
назвать "рядовыми христианами", к таким, однако, не в пример нам, нынешним "рядовым"
христианам, которые, имея обильное помазание Духа Святаго, "возгревали" его "добрым
подвигом" жития своего. Первое послание свое "пришельцам, рассеянным в Понте,
Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии [4], св. Петр заключает
такими словами: "Сие кратко написал я вам... чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя,
что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите" (5, 12). Как великий духоносец,
он, с одной стороны, удостоверяет, что те, кому он пишет, стоят в истинной
благодати; с другой – подкрепляет в них уверенность, что они – в истине.
Св. апостол Иоанн Богослов в первом своем послании пишет: "Верующий в Сына
Божия имеет свидетельство в себе самом" (5, 10), и: "Вы имеете помазание от Святаго
и знаете все" (2, 20). Казалось бы, зачем писать имеющим помазание от Духа истины
и знающим все? Между тем новозаветный тайнозритель считает нужным писать – и объясняет,
почему он это делает: "Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому,
что вы знаете ее" (2, 21).
Подобно ап. Петру, он своим духоносным авторитетом утверждает братию в том,
что им открыто помазанием того же Духа. Он хочет укрепить в них веру в это помазание
и верность ему: "Помазание, которое вы получили от Него <Сына Божия>, в
вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание
учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте"
(2, 27). Помазание, пребывавшее в современных ап. Иоанну христианах, "учило их
всему", но заботливый наставник, возлежавший на персях Господа [5]
и больше всех ведавший тайны Господни, считает необходимым авторитетно подтвердить,
что это помазание "истинно и неложно". Это свидетельство, исходившее от возлюбленного
ученика Господа, от почетнейшего члена Тела Христова, изобильно приявшего благодать
Духа Святаго, было, конечно, и полезно, и утешительно для братии.
Наконец, наиболее целостное соборное действо наблюдаем мы, когда апостолы и
пресвитеры собрались для рассмотрения дела о способах и условиях принятия язычников
в недра Церкви Христовой, и когда, всесторонне обсудив этот важнейший и насущнейший
вопрос того времени, они изнесли согласное решение, указав и непогрешимый источник
этого богочеловеческого согласия – в словах, ставших на все времена неизменной
формулой истинной кафоличности: "изволися Духу Святому и нам" [6]
– изрекли духоносцы.
Итак, первый век имеет живых и авторитетнейших носителей Духа – апостолов,
которые проверяют друг друга и утверждают верных учеников своих, хотя и эти имеют
непосредственное откровение Духа.
Свидетельства Духа истины с первых времен христианства начали запечатлеваться
в Писании и жить в Предании и усвояться каждым христианином чрез внутреннее им
приобщение благодатию Духа и личным подвигом, при взаимной соборной проверке.
Перенесемся из века апостольского в века свв. Отцов и учителей Церкви и прислушаемся
к тому, что там говорится о предмете, нас занимающем; посмотрим, изменились ли
к тому времени взгляды и вышеуказанная практика первенствующей Церкви.
Чтобы не умножать слов и не растягивать до чрезмерности своего письма, я из
множества согласных суждений рабов Христовых этой позднейшей эпохи приведу очень
немногие, и прежде всего об основном источнике познания истины: тот ли он у них,
что и у самовидцев Слова?
"Одно дело, – говорит Климент Александрийский, – что приобретено упражнением
и учением, и иное, что воспринято через откровение верою. Только последний
путь ведет к познанию Божественной Истины, и она очень близка от нас, даже
в наших жилищах, как свидетельствует боговидец Моисей" [7].
"Научает нас, – утверждает блаж. Августин, – внутренний Учитель, научает
Христос, Божественное вдохновение; где нет этого вдохновения и внутреннего просвещения,
там тщетно действие слов извне" [8].
"И если Духа Божия нет в сердце слушателя, – подтверждает также
Григорий Богослов, – то напрасны рассуждения учителя, ибо если Тот, Кто научает,
не находится внутри, то язык учителя, который вне, трудится понапрасну"
[9].
Потому что, – заключает блаж. Иероним, – закон духовен, и нужно откровение,
чтобы понимать его" [10].
"Великие дела, – свидетельствует св. Афанасий, – творит ежедневно наш Спаситель:
Он влечет нас к благочестию, склоняет к добродетели, пробуждает стремление к небесному,
научает бессмертию, открывает познание Отца, дарует силу, смерть разрушающую,
и Сам Себя являет каждому" [11].
"Таков закон новой жизни о Христе Иисусе, – как бы изъясняет мысль св. Афанасия
преп. Симеон Новый Богослов, – что Христос Господь благодатию Св. Духа приходит
к нам, и воскрешает умерщвленные души наши, и дает им жизнь, и дарует очи видеть
Его Самого, бессмертного и нетленного, живущим в нас" [12].
"Как без глаз, языка, ушей и ног невозможно видеть или говорить, слышать или
ходить: так без Бога и от Него подаваемой действенности равно невозможно
соделаться причастником Божественных тайн и познать Божию премудрость или обогатиться
по духу, – слышим мы от богоносного Макария Египетского. – Мудрые у еллинов, –
продолжает развивать свою мысль св. Отец, – занимаются словесными науками и усердно
проводят время в словопрениях; а рабы Божий, хотя и незнакомы бывают со словесными
науками, усовершаются Божественным ведением и Божиею благодатию" [13].
"Кто слышит только внешний и плотский голос, – поучает ев. Лев Великий, – тот
слышит тварь; Бог же есть Дух, и Его можно слышать только чрез Духа, так
и Иисуса никто не может назвать Господом, как только Духом Святым" [14].
Нужны ли еще свидетельства в подтверждение полного согласия свв. Отцов с самовидцами
Слова, Апостолами – в учении о первоисточнике Божественной Истины, каковым и те
и другие единодушно признают внутреннее откровение Духа Святого? Приведенные
свидетельства так авторитетны и обнимают столь продолжительную эпоху жизни Церкви
(3–11 вв.), что в них необходимо признать подлинное учение святоотеческое.
Впрочем, для тех, кому показался бы слишком длинным период от 11 века до нашего
времени, я позволю себе, в подтверждение и поныне продолжающегося полного единодушия
Отцов, вызвать свидетелем сей истины Богоносного Отца почти наших дней, преп.
Серафима, Саровского чудотворца. Вот что свидетельствует он в замечательной беседе
со своим духовным другом Н. А. Мотовиловым: "Истинная цель жизни
нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божья. Пост же и бдение,
и молитва... и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания
Святого Духа Божьяго <...>. Если рассудить правильно о заповедях Христовых
и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых
дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении
из них большей выгоды, т. е. вящем приобретении обильнейших даров Духа
Святого ".
"Так желал бы я, Ваше Боголюбие, – внушает своему собеседнику Преподобный,
– чтобы и вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией
и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет... Если... нет,
то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святый изволил
оставить нас, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока
искомый Господь Бог Дух Святый не сыщется и снова будет с нами Своею благодатию"
[15].
Со скорбью отмечает великий Духоносец утрату нами водительства Духа Божия,
столь обычного в прежние времена, столь необходимого и естественного для истинных
христиан. Указывает Преподобный и причины этой горестной утраты.
"Мы в настоящее время, – поучает в той же беседе Угодник Божий, – по нашей
почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности
нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общения человека с Богом,
до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно-христианской
жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, когда Дух Божий
устами Моисея говорит: "И виде Адам Господа, ходяща в раи" [16],
или когда читаем у апостола Павла: "Идохом во Асию, и Дух Божий не иде с нами,
обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами" [17].
Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам"
[18].
Приведя несколько таких мест, Преподобный продолжает:
"Некоторые <...> говорят: "Эти места непонятны: неужели люди так очевидно
могли видеть Бога?" А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание оттого,
что мы удалились от простора первоначального христианского ведения и, под предлогом
просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым
то, о чем древние <...> ясно разумели".
"А все потому, – заключает преп. Серафим, – что не ищем благодати Божией, не
допускаем ей по гордости ума нашего вселиться в души наши и потому не имеем истинного
просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих
правды Божией" [19].
Замкнуть ряд духоносных свидетельств я предоставлю авторитетному церковному
учителю почти наших дней, епископу Феофану Затворнику.
"Всякий христианин – причастник Духа, – пишет этот мудрый воспитанник свв.
Отцов. – Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов" ("Мысли
на каждый день года") [20]. И в другом месте тех
же "Мыслей" читаем: Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку
истину (Ин. 16, 13). Почему же в логиках не упоминается об этом источнике
познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему
нет его в христианских? Ужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать
быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных?"
[21]
Итак, "лучшее и вернейшее познание Бога – не то, которое выработано усилиями
рассудка и выпотением мозга, но то, которое возгорается от небесного огня в
сердцах наших и вносит в душу Божественный свет, более ясный и убедительный,
чем все рассудочные доказательства" [22]. "Искать
же Боговедения лишь в книгах и писаниях – значит искать живого между мертвыми
[23]. Внутри себя ищи Бога! Он лучше всего распознается,
так сказать, духовным осязанием. Мы должны стремиться видеть Его
своими глазами, слышать своими ушами, и наши руки должны осязать
Слово жизни. Ведь душа наша, как и тело, имеет свое чувство: "вкусите и
видите, яко благ Господь!" [24]
Недаром святитель Тихон Задонский учит нас молиться Иисусу, Сыну Божию: "Даждь
ми очи видети Тя! Даждь ми вкус вкусити Тя! Даждь ми ухание благоухати Тя!" [25]...
А "величайший христианский философ" [26] преп. Исаак
Сирин утверждает, что "желать посредством исследования и расспросов уразумевать
тайны – есть неразумие души", которая "видит истину Божию по
силе жития", ибо "за сохранение заповедей ум сподобляется благодати
таинственного созерцания и откровения духовного (Т. е. подаваемого
Духом - прим. М. Новоселова) ведения" [27].
Простите, мои дорогие, что я несколько уклонился в подробности – и, говоря
о коренном Источнике истинного ведения, заговорил и о путях к Нему.
Обращаясь к главной теме настоящего рассуждения, следует сказать, что все приведенные
нами согласные свидетельства свв. Отцов и учителей церковных на протяжении всей
истории Церкви непререкаемо удостоверяют, что Божественное внутреннее откровение
Духа есть основной источник Богопознания, и потому они настаивают на необходимости
и общеобязательности этого забытого нами пути Боговедения. В этом Отцы совпадают
с апостолами – самовидцами Слова. Но совпадают ли они в другом пункте: в признании
соборности, обязательности взаимной проверки воспринимаемых ими откровений, в
искании духовного согласия друг с другом, что мы наблюдали в Апостолах и их ближайших
учениках?
Этот вопрос подводит нас к предмету величайшей важности, ибо так называемое
"consensus patrum" ("согласие отцов") определяет собою русло православия. Я позволю
себе употребить другое наименование этой существенной черты Православия: я называю
ее святоотечностью. Сему предмету я предполагаю посвятить следующее письмо
целиком. Да и другие письма, если им суждено появиться на свет, будут теснейшим
образом связаны с этим предметом, т. е. святоотечностью. Настоящее же письмо
я закончу краткими суждениями трех Отцов Церкви, дающих положительный и авторитетный
ответ на поставленный нами вопрос. Имена этих Отцов вам уже известны: это – преп.
Максим Исповедник, св. Мартин, папа Римский и св. Симеон, Новый Богослов.
Возражая монофелитам на их неправое учение о волях в Господе Иисусе Христе,
преп. Максим заключил свой ответ им такими словами: "этого я признать не могу
и не научился от святых Отцов так веровать". В другой раз преподобный изрек:
"из всего же Священного Писания, из творений святых учителей и из постановлений
соборных (См. примечание к этим словам в письме 15-м - прим.
М. Новоселова) мы научаемся, что воплотившийся Иисус Христос,
Господь и Бог наш, имеет силу хотеть и действовать по Божеству и по человечеству"
[28]. Подобные ссылки на святых Отцов мы нередко
встречаем у святого Исповедника, несмотря на великую собственную мудрость (а вернее
– благодаря ей) всегда опиравшегося в своих мудрованиях на святых своих предшественников.
Тем же убеждением в необходимости сохранять единомыслие не только с евангельским
и апостольским, но и с святоотеческим учением, был проникнут и соратник
преп. Максима в борьбе с монофелитской ересью св. папа Мартин, высказавший готовность
умереть за верность "преданиям святых Отцов" [29].
Те же святоотеческие вехи Православия устанавливает и богомудрый Симеон, со
свойственной ему яркостью выражая свою мысль. "Если слова и дела несогласны с
учением св. Отец, – поучает Новый Богослов, – то не следует принимать его, а напротив
отвращаться от него, хотя бы он воскрешал мертвых и иные многие творил чудеса"...
"Богодухновенному учению мы от начала научены Апостолами Христовыми и Божественными
Отцами нашими", – поясняет и подтверждает свою мысль св. Отец [30].
Закончить эту беседу с вами, милые друзья мои, меня потянуло в великий праздник
Крещения Господня, а предыдущее письмо мое к вам я начал, если помните, в день
славной памяти первоверховных Апостолов Петра и Павла: таким образом, за полгода
я написал вам всего два письма. Не припишите моего малоплодия одной лености, хотя
я в ней и очень повинен: так слагались внешние обстоятельства жизни, что отвлекали
от беседы с вами...
Молитесь обо мне, родные!
Любящий вас брат ваш о Господе.
[1] По кривым путям (церк.-слав.);
например, Притч. 28, 18.
[2] Слова подвижнические. 25-28 (о трех способах
ведения) // Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника
и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии. 2-е изд. Сергиев
Посад, 1893. С. 124-138.
[3] Ин. 6, 68.
[4] 1 Пет. 1, 1.
[5] Ин. 13, 23.
[6] Деян. 15, 28.
[7] См.: Новоселов М. А. Забытый путь опытного
Богопознания. 3-е изд. М., 1912. С. 9.
[8] Там же. С. 9.
[9] Там же. С. 9-10.
[10] Там же. С. 10.
[11] Там же. С. 10.
[12] Там же. С. 37.
[13] Слово 5-е ( О возвышении ума), гл. 15) //
Макарий Египетский. Беседы. С. 413-414.
[14] См.: Новоселов М. А. Забытый путь...
С. 10.
[15] Нилус С. А. Великое в малом, 2-е изд.
Царское село, 1905. С. 175, 183.
[16] Быт. 3, 8.
[17] Деян. 16, 6-10.
[18] Там же. С. 184.
[19] Там же. С. 184-185.
[20] Еп. Феофан. Мысли на каждый день года. 4-е
изд. 1904. С. 161.
[21] Там же. С. 152-153.
[22] Процитированный отрывок принадлежит Оригену
- см.: Новоселов М. А. Забытый путь... Вышний-Волочек, 1902. С. 10.
[23] Лк. 24, 5; процитированный отрывок принадлежит
блаженному Августину – см.: Новоселов М. А. Там же.
[24] Пс. 33, 9.
[25] Св. Тихон Задонский. Воздыхания грешныя души
ко Христу, Сыну Божию // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского.
Т. 1. М., 1875. С. 212.
[26] Выражение И. В. Киреевского - см.
прим. X, 42.
[27] Слово 55 (послание к преп. Симеону чудотворцу)
// Исаак Сирин. Цит. соч. С. 262, 265.
[28] Жития святых, на русском языке изложенные
по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовскаго. Книга пятая (январь). Ч.
2. М., 1904. С. 213, 230.
[29] См. прим. XV, 7.
[30] Слово 60-е // Слова преподобного Симеона
Нового Богослова. Вып. 2. М., 1890. С. 90. |