ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Оп.: Перманентная революция // Свободное Слово. № 8 (38), 27 марта 1990.
Есть у братьев Гримм сказка, суть которой в том, что молодой королевич никак не может испугаться, а ему страсть как хочется понять, что такое страх. В конце концов, беднягу выручает жена: выливает ему а постель ушат воды с головастиками. Вот и со мной та же беда, только с обратным знаком, очень хочется восхититься ростом демократического движения и даже впасть по этому случаю в экстаз. Чтобы воскликнуть вместе с Фаустом Гете-Пастернака: "О, эта высь! О, это просветленье!" Да не выходит что-то
Давайте-ка вместе постранствуем по нашим революционным амбарам и демократическим сусекам. Авось наскребем горсти две радости и восторга на какой-нибудь именинный колобок
Начнем с площадей. Хотя бы 16 февраля. Хочешь обрадоваться у памятника Юрию Долгорукому (для начала). А там стоят молодые люди с горящими глазами и надсаживаются: "Ельцин – совесть нации!". Вот тебе и раз. Не говоря ничего худого о Борисе Николаевиче, тем не менее заметим: только что мы совестью нации называли Андрея Дмитриевича Сахарова. А по части совести не бывает ни первых, ни вторых заместителей. Хорошо еще, что не заявили, что Борис Николаевич еще и "ум и честь", а то был бы полный комплект, и пришлось бы Ельцину на таких вредных поклонников в суд подавать за диффамацию. Диагноз прост: молодым людям нужен "вождь". Их давно строем под барабаны не водили
С диагнозом просто, с лечением сложней: демократическое сознание, чувство юмора и внутренняя свобода даже по рецептам с круглой печатью не выдаются
Опечалились. Пошли радоваться дальше, на Пушку. Приходим – а там стоит АОД. Ну, слава богу! А с чем стоит? Ну, так и есть. Референдума требует по вопросу о независимости Армении. И от кого, вы думаете, требует? От нее, родимой, от нее, болезной, от государственной имперской власти и требует. Как будто она у нас многостаночница: одной рукой оккупирует, а другой среди порабощенных народов референдумы проводит: все ли, мол, довольны таким положением вещей
Кто-то, наверное, АОД в заблуждение ввел: сказал, что у «сильного центра» одна забота: как бы демократические нормы соблюсти (вдруг не все согласны на свободу и независимость, и вывод их оккупационных войск заденет их законные интересы). Оказывается, все колониальные дела просто решаются: голосуем против, и колонизаторы в панике разбегается, дабы не сказали, что они не достойны жить в правовом государстве. Казалось бы, чего проще: не в Москве, а в Армении провести без спроса референдум, изменить строй (вроде бы он там никому, кроме партократии, не по душе), и с богом – как Индия, как Ганди и его сторонники
Англичане не от хорошей жизни из Индии ушли. Если бы им предлагали самим референдумы проводить по поводу своего ухода, то и поныне бы они там сидели
Дальше – больше. Лозунги типа: "Уважайте статьи Конституции за номером Х, Y, Z" . Позвольте, а почему именно 72-ю статью о свободе выхода из СССР? Потому что подошла? А если уважать введение, где сказано, что советский народ руководствуется идеями "научного коммунизма"? Вот мы все и погорели! Вне закона! За неуважение! Ибо не руководствуемся! А статьи 50 и 51? Одна – свободы предоставляются в "целях укрепления и развития социалистического строя", другая – для объединения в общественные организации требует "соответствия с целями коммунистического строительства"
Ну, не коммунистов и не социалистов по этим статьям сразу на Колыму (говорить – говорят, организаций понаделали, а не укрепляют и не соответствуют), а вот куда тех, кто себя социалистами и коммунистами считает, да мнения на этот счет у них с Горбачевым расходятся? Экспертизу проводить, кто есть кто? Они проведут... В институте Сербского у наследников Лунца
А далее 62 статья. "Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета". Ну, по этой статье всех подряд можно сажать (и "Молодая Гвардия" так считает), всех "злопыхателей": "Огонек", "Московские Новости" и прочее. А по статье 65 – уже всю страну подряд, ибо она обязывает быть "непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка"
Ты бы и рад, да побоялся неформала за ворот ухватить на митинге (вдруг сдачи даст, а спецназ зазевается), да и потом, если весь день порядок охранять, то на частную жизнь времени не останется. А как непримиримость проявить? Газеты пишут, что полстраны антиобщественные поступки совершают (неформалы, экстремисты, рэкетиры, националисты, враги перестройки). Как на все реагировать? Письма писать? С бумагой и так сложно, а здесь ее и на квартал не хватит: всех осудить. Ну, как, будем просить, чтобы "они" это соблюли?
Охраны же и проволоки не хватит, даже с нашими показателями по уровню стали на душу населения. Отсюда мораль: не надо ссылаться на такой документ, которому место в музее палеонтологии в отделении птеродактилей и бронтозавров
Начинаешь разговор и выясняется, что митингующие и демонстрирующие – за ленинскую внешнюю и национальную политику. И ничего другого им не надо. У Ленина, конечно, большие заслуги по части национальной политики: если что удержать силой не мог, то сразу назад добровольно отдавал. Финляндию, Польшу, Латвию, Эстонию, Литву. Понимал все-таки: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Есть же закон правильного пищеварения: одну страну проглотил, отдохни, перевари, потом принимайся за следующую. А не то подавиться можно
Да… Будем так освобождаться – век нам свободы не видать. К телевизору кинешься – а там Верховный Совет (и не в нем дело, а в депутатах от Балтии, а в либералах, которые там остаются) решает, как ему с чужой собственностью поступить, в 1917 году еще награбленной. Я понимаю: разбой – тоже профессия. Вхожу в положение. Ну, начали с 1917 года и до 1930 все и покончили. Потом уже отнимать было нечего. Хорошая профессиональная подготовка у большевиков была. Но чтобы их наследники из той же шайки под кодовым названием "партократия" (не хуже "Черной кошки", правда?) на телеэкране на глазах у потомков своих жертв законы насчет чужого добра принимали, а мир бы весь дивился и восхищался, – я о таком даже в "Острове сокровищ" не читала. Такая радость возьмет, что хочется разбить собственный цветной телевизор
За собственную газету хватаешься, за "Свободное Слово". Ну, думаю, хоть здесь душу отведу. И вижу: в статье А.Иоскевича "Не за нас, а с нами" из номера 32 целый комплекс свежих, новых идей, которые нам сопутствовали с 7 мая 1988 года и отвечать на которые нам придется, видимо, и с того света,
Стр. 5
раз так непонятно объясняем это, что тема все время возникает заново. Все то же: подставлять лучшие головы под дубинки спецназа – это стремление провокаторов КГБ, которые только водятся в нашем водоеме
Боюсь, что если довести мысль автора до логического конца, то придется прийти к тому, что большая часть членов ДС – провокаторы КГБ, которые, в нарушение Устава ДС, состоят одновременно в двух диаметрально противоположных организациях. Ведь незаметно что-то, чтобы кто-то нас толкал под дубинки. Сами идем, добровольно
А "лучшие головы", если автору интересно, как раз тем и отличаются, что не склоняются перед деспотизмом, а остаются поднятыми несмотря ни на что. А уж чем будут приветствовать эти головы мракобесы и тираны – только дубинкой или уж сразу топором – это не наши трудности
Наши трудности – добиться, чтобы все головы поднялись и не опустились уже никогда. Очень заинтриговала меня также мысль автора о том, что народ должен увидеть вторую силу в политической оппозиции, но для этого не надо пугать конформистски настроенное большинство идеей конфронтации с властями. То есть автор предлагает дополнить оруэлловскую триаду ("Свобода – это рабство", "Мир – это война", "Незнание – сила") еще одной истиной "Сила – это слабость"
Даже если это "вторая сила". Наш народ зачастую видит то, чего нет, но даже он, боюсь, такую слабость не примет за силу. Далее автор предвидит непринужденное замещение коммунистических сил демократическими. Интересно, за счет чего это произойдет? Если мы не будем тревожить конформистски настроенное большинство и оставим его наедине с его конформизмом? Если демократия не пойдет на конфронтацию с деспотизмом, то, видимо, деспотизм просто подвинется и даст демократам место?
Я предоставляю ЭВМ подсчитать все микрошансы такой развязки – я не сведуща в математике, в особенности в теории бесконечно малых величин. Кстати, я не представляю себе вообще, как это демократия обойдет конфронтацию с деспотизмом. Мирное сосуществование двух различных систем, что ли? На этот раз – в пределах одной страны? Ладно. Отхлебнули ложку дегтя из нашей бочки меда
Пошли дальше. Курс на демократический мебельный гарнитур. "Круглый стол", мебельная фабрика "Заря перестройки", цена стабильная, с 1917 по 1990 год – сотрудничество, коллаборационизм, соучастие, предательство в свободно конвертируемой валюте. (Имеет хождение в мире от Адама до наших дней)
Захотелось демократической общественности за круглым столом с партократией посидеть и предъявить ей ультиматум
Забыла как-то общественность, что по испанскому обычаю с врагом нельзя ни есть, ни курить. И не мудрено забыть: ведь и у депутатов, и у партократии отныне общий дом – Дворец Съездов. И система у них общая, и вообще это уже совместная фирма по производству кривых зеркал. Теперь неформалам тоже где-нибудь сесть хочется? "Блажен муж, который не ходит в совет нечестивых"... "Круглые столы" придуманы для тех, кто мощью и размахом массового движения протеста сначала, до "стола", припер власть к очень неудобной квадратной стенке, поставив в безвыходное положение. А для тех, кто хочет договариваться не в результате, а вместо борьбы, есть только одно положение: под этим самым круглым столом, на коврике, ожидая, не бросят ли чего оставшегося после чаепития
Не хватает оптимизма обрадоваться такой перспективе. Простите, не могу проникнуть ни в психологию болонки, ни в психологию пуделя. И вам не советую
Может быть, сходим порадоваться обогащению нашего политического Пантеона? Заведя себе парламентариев без парламента, комитет конституционного надзора без конституции, невероятное количество Генеральных и негенеральных, верховных и неверховных судов и прокуроров без правового государства, почему бы нам теперь не разжиться Президентом без разделения властей?
Ведь это догматизм – следовать логике и здравому смыслу, которые гласят, что президент – глава Исполнительной власти в парламентской демократии на основе общественной ситуации, включающей в себя:
1. Политическую и экономическую дифференциацию общества, гарантирующую от монополии кого бы то ни было на собственность и на власть
2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Что возможно только в деидеологизированном и многопартийном контексте
3. Наличие гражданского общества и суверенного гражданина, пользующегося всеми формами самовыражения независимо от государственной власти
И, может быть, главное. Мы не Штаты, и не Франция, а многоэтническая и многонациональная страна (империя). Мыслим ли вообще для нас президентский институт, исполнительная власть которого распространяется на все страны (республики) и народы, входящие в нее? Помнится мне, что это уже было
Но мы не догматики, мы ломаем каноны. И не то удивительно, что преступная клика, владеющая нашей страной, собирается себе кого-то выбирать (фюрера, атамана, дона, главаря, пахана, императора всея тайги). Тем более, что ее выбор уже сделан, и в Их повязанном круговой порукой злодеяний "коллективе" Горбачеву пока нет альтернативы, а если бы она была..
Мы помним демократические процедуры устранения "забаллотированных" властителей – от Берии до Хрущева. Удивительно здесь другое: наши разбойники великодушно предлагают нам включиться в избирательную кампанию, под их "Веселым Роджером"
И знают ведь, что многие пойдут выбирать диктатора. Всенародно и добровольно. Еще никто и никогда не удостаивался такого презрения со стороны власти, как мы. Поражает скромность Михаила Сергеевича: мог бы сразу уж заодно и короноваться. Тем более, что народ, в отличие от золотой рыбки, пока не готов остановить этот бег притязаний и оставить генсека у разбитого корыта: не темнеет наше синее море, да и только!
И если сегодняшнее положение генсека-самодержца позволяет ему расстреливать танками города, убивать женщин и детей (Тбилиси и Баку), то чего же нам ожидать от него после коронации? Может быть, "диалог" с непокорными будет вестись с помощью нейронных бомб? Что еще им осталось применить?
И, наконец, самое приятное и возвышенное. Такую "революционную" ситуацию при таких "революционерах" должна увенчать соответствующая революция. А у нас их сразу две на один месяц: 4 и 25 февраля. Не то, что там 1905 год и февраль 1917 года – целых двенадцать лет проканителились. А у нас революция перманентная (может быть это и имел я виду Троцкий) и не утомительная, ее одно удовольствие совершать. Всю неделю мы верноподданные, а по воскресеньям революционеры
Воскресная революция, а в понедельник опять тоталитаризм. Тоталитарии по воскресеньям на картошку, а мы, демократы, значит, на революцию. По коням! По транспарантам! По стягам! Особенно меня обрадовало то, как 4 февраля революционеры рассуждали, что бы им сломать: Лубянку или Кремлевскую стену? Вот что значит, опыт первых двух революций не был изучен! В 1905 году и феврале 1917 года народ освобождал из тюрем политзаключенных (да и 1789 год, еще якобинским террором не загнанный, помнится, с Бастилии начал)
А у нас как раз Аркадий Манучаров, армянский политзаключенный, второй год безвинно в Бутырках сидит. Вот его бы и освободили! Но нет! Никому в голову не пришло! Наверное, потому что дорогу до Новослободской власти забыли радиофицировать
А революцию 25 февраля я и вовсе наблюдала прямо на "баррикадах". Могу составить даже "Хронику никуда не текущих событий"
1. Циркулируют невероятные слухи:
а). Москва окружена войсками;
б). станции переливания крови работают круглосуточно;
в). в больницах приготовлены целые палаты для жертв революционного процесса;
г). войска Прибалтийского и Закавказского военных округов собираются разбомбить Лубянку в случае расстрела народного шествие (для начала ушли бы эти войска из оккупированных ими регионов, раз уж у них такие революционные настроения);
д). заготовлено сообщение ТАСС: "Трагический исход митинга был предопределен участием в нем КАС и ДС"
Если предположить, что задачей властей был срыв выборов, то тогда можно было бы слухам поверить. Но есть все основания предполагать, что как раз наоборот – выборы эти нужны не Нам, а Им. Поэтому в слухи могли поверить лишь те, кто хотел прослыть героем по сходной цене
Итак, исполнившись сознанием собственной удали и доблести, революционеры направились на площадь отстаивать свое право попасться именно в ту мышеловку, которую власти им приготовили
2. Оргкомитет революции (МДГ и МОИ) двое суток сидит в Моссовете, обсуждая с властью маршрут будущей революции, чтобы она, не дай бог, не заблудилась и не свернула с пути истинного
Маршрут выбирается от Парка Культуры до Зубовской площади: во-первых, революция не устанет и не растратит революционный пыл, а во-вторых, нечего добропорядочной нашей революции, санкционированной Моссоветом, по улицам шляться и людей пугать
3. У Парка культуры из динамиков несется бодрая музыка, раздаются бодрые речи, атмосфера майско-октябрьская, не хватает только воздушных шаров, один кандидат даже поздравляет собравшихся со своим днем рождения; собравшиеся начинают озираться в поисках именинного угощения, но ничего не находят. Зато кто-то играет на гармошке и пляшет
4. Возглавляемая милицией с динамиками и очень что-то знакомыми людьми в штатском революция направляется на Крымский мост
5. Апофеоз. Аллегро мольто виваче. На Зубовской площади революционный процесс плавно переходит в парламентский путь (все свое, советское, неподкупное): революция принимает рррезззоллюццииюю об участии в выборах
Она будет голосовать за коммунизм – и против отдельных коммунистов, за деспотизм – и против отдельных неаппаратных деспотов
6 . Революция расходится по домам
Вспоминаю древний Рим. Известный праздник Сатурналии. Рабы раз в году получают право не повиноваться господам, бегать по городу, даже бесчинствовать. Наутро же они опять "заступают на вахту" – до следующих Сатурналий. Это вам ничего не напоминает?
И хотя и несладко, и хотя прямо-таки горько, но не кричите "Горько!". Мы не на свадьбе, мы еще не ушли с наших семидесятитрехлетних перманентных похорон.
Стр. 6