Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Валерия Новодворская

БЕСЕДА С ЧИТАТЕЛЯМИ СВОБОДНОГО СЛОВА

Беседа с читателями «Свободного Слова» // Свободное Слово. №21 , 19 сентября 1989.
- Почему вы называете себя партией? Ведь другие неформальные организации на это не претендуют?

- Политическая организация, имеющая четкую структуру и предполагающая обязательность действия в рамках городского ее подразделения, обладающая политической и экономической программой, ставящая перед собой нешуточную цель изменения государственного строя огромной страны, является партией – независимо от того, называет она себя партией или нет

Количественный фактор здесь роли не играет. Если ДС не партия, то и РСДРП партией не была на первых порах своего становления. Название "партия" не выдается организациям в зависимости от их лояльности к власти. Оно отвечает или не отвечает сути

Демократическим централизмом и кое-какими другими атрибутами, типичными для политических партий России, мы сознательно пренебрегли. Кстати, партии плюралистических государств Запада тоже обходятся без них.

- Вы утверждаете, что ваша цель – изменение государственного строя. Чем вы отличаетесь от КПСС? Ведь и она говорит, что ее цель – революционное преобразование общества.

- Революция революции рознь. Мы мыслим категориями революции демократической, а не социалистической. Предложенный КПСС вариант "революции" остается в прежнем жестко социалистическом контексте: основной, главенствующий вид собственности – государственная; политическая власть принадлежит КПСС и тем, кто с ней согласится из "беспартийных"; первенствует ленинизм, остальные идеологии в лучшем случае изучаются; профсоюзы не противопоставляют себя власти; есть пределы допустимого в печати

Мы же предлагаем (и осуществляем) качественно иной вариант: денационализация собственности, изъятие ее у государства, восстановление в правах частного предпринимательства; дифференциация интересов, состояний и сил как в экономике, так и в политике; отсутствие идеологической цели у государства; равенство всех идеологий – никаких приоритетов в этой сфере – отказ от принудительного равенства в имущественном и духовном отношениях

Свободная, не стесняемая жизнь без цели построить идеальное общество. До сих пор мы не слышали, чтобы КПСС подписывалась под такой программой и заявляла, что Франция, Швеция, США – ее идеал.

- Почему ДС только критикует? Где ваша конструктивная программа? Почему вы не показываете, как улучшить сейчас положение вещей?

- Наша конструктивная программа в том, что попытки улучшения внутри порочного государственного устройства – все равно, что переливание крови мертвецу. Каша конструктивная программа - за рамками тоталитаризма

Критика же, беспощадный анализ "невозможностей" ныне здравствующей системы более чем конструктивна – она разрушает прежнее идеократическо-рабское мышление и замешает его свободным образом мыслей, соответствующим иной конструкции общества

Не отрешившись от догм социализма ленинского образца (другого, впрочем, нет ни в теории, ни на практике), мы не сможем сознательно выбрать западный (другого опять-таки нет) парламентаризм.

- Что такое тоталитаризм?

- Человечество знает несколько форм деспотического государственного устройства: абсолютизм, который сохраняет имущественные гарантии личности, не давая политических (это общество подвержено процессу эволюционного развития, оно преобразовалось на Западе в ряд парламентских демократий за счет борьбы экономически полноправного третьего сословия за политические права)

Второе: автократия. Это вид государственного устройства установился в России с XVI века. Политические права при автократии отсутствуют, экономическая дифференциация еще есть. Но имущественные права, еще не отнятые, уже не гарантированы: нет более общественного договора между властью и личностью, нет понятия "индивидуум", все холопы государя – богатые и бедные, смерды и князья. Фашизм предполагает ту же схему (отсутствие политических прав, экономические наличествуют без гарантий) с введением сильного внеэкономического компонента (расового, политического): все рабы, но не государя, а Идеи, Догмы, Абсолюта

И, наконец, предельное закрепощение личности: тоталитаризм. Полное отсутствие политических и экономических свобод, нет ни гражданина, ни гражданского общества. Человек лишен политических и имущественных возможностей. Надо всем довлеет государство

Нет даже права на частную духовную жизнь. Все четко регламентируется. В рабовладельческом обществе был класс рабов, но были и вольноотпущенники, были лично свободные граждане, были рабовладельцы. Была довольно богатая социальная структура

При тоталитаризме же нет лично свободных. Даже новый класс, партийная номенклатура – рабы верхнего звена иерархии, рабы Абсолютной Идеи, вырождающейся со временем, но которой они будут держаться ради узурпированной изначально власти

Тоталитаризм – это утопия, осуществленная более или менее близко к тексту оруэлловской (или платоновской, или Томаса Мора, или Кампанеллы). Диапазон велик: от Венгрии до Кампучии, с СССР где-то посередине.

Стр. 11

- Как вы относитесь к лозунгу "Вся власть – Советам!"?

- Без умиления, как к любому факту смешения понятий. Советы изначально были органами общественного контроля за формирующимся парламентаризмом. На Западе они выступали в качестве муниципалитетов, обществ потребителей, гуманитарных ассоциаций

Демократию обеспечивает система противовесов. Любое государство находится с личностью в конфронтации, и личность нуждается в защите от государства. Отдавая власть Советам, мы лишим общество противовеса и обречем на подавление его свобод государством

Октябрьский переворот был нужен большевикам не только для захвата абсолютной власти, но и вмонтирования в этот абсолют Советов, после чего они утратили всякое защитительное функциональное значение. Советы не заменяют парламент, а дополняют его, как суд присяжных решение профессионального судьи, ибо парламент формируется из профессиональных политиков, а Советы должны формироваться из честных граждан

Теперь другая ситуация, иной политический контекст. У нас этот лозунг тем более нелеп: всем известно, кого "рекрутируют" в Советы. Кстати, идея "Вся власть – имярек" вообще опасна. Вся власть должна быть распределена между различными институтами и силами так, чтобы не было злоупотребления и Абсолюта

Так что предлагаем свой вариант лозунга "Вся власть – никому!".

- Какова экономическая программа ДС?

- Суть ее в признании простой истины: "Наше – это ничье. Мое – это мое" (Горький, "Васса Железнова"). Только частный интерес способен подвигнуть большинство на результативный труд. Кооперация, частная собственность – это уже производные от индивидуальных, частных хозяев, умеющих стоять экономически на своих ногах – хозяев фабрик, заводов, земли, магазинов, железных дорог, коопераций

Ограничения сверху приходят потом, когда здоровые силы общества, достигшие преуспеяния, приходят к соглашению. Нам же нужно вернуть Хозяина, Дельца, Менеджера. Здесь не помогут паллиативы, здесь нужна простая идея: "Обогащайтесь!"

В  результативном обществе эта неприкрытая корысть всегда смягчается. Но мы сейчас очень бедны, нам нужно включить рычаг частной собственности и пройти естественный путь развития. Экономика – это живой организм, она должна расти с корней. Нельзя сорвать чужие плоды (например, Запада конца XX века) и просто усвоить их

Здесь каждый проживает свою жизнь. Мы остановились 70 лет назад и пошли вспять. Сейчас мы должны расплатиться столетним отставанием. Но мы будем идти вперед и будем улучшать свою жизнь. Если сумеем изжить общинное сознание, сознание коммунальной квартиры. Помните, у Тендрякова в "Кончине"? "Не желаем сами по себе! Артелью чтоб!"

Это сознание и в прежней России нам вредило, тормозило экономическое и политическое развитие, способствовало легкой большевизации. Сейчас это сознание нас убивает. У нас один выход: жить без него. Или не жить - но с ним. Третьего не дано.

- Значит, вы допускаете эксплуатацию человека человеком?

- Взаимное использование людей к обоюдной выгоде допускаем и даже приветствуем (кто умнее и сильнее, у того и выгоды будет больше)

А вот одностороннюю эксплуатацию человека государством без взаимного соглашения, в интересах только одного государства, как в СССР, мы отвергаем.

- Не кажется ли вам, что и на Западе не все хорошо, что и там есть недостатки?

- Есть и должны быть. Какие-то из них устранимы в процессе развития, какие-то присущи человеческой жизни. Общества без недостатков, где все хорошо, не может быть на грешной Земле. Ищите его в царствии небесном

А пока давайте вытащим из своего глаза бревно, тогда нам легче будет достать соринку из глаза западных демократий. Да, плюралистическим демократиям присущи недостатки. Но тоталитаризму не присущи достоинства. Сменяем государственный строй без достоинств на государственный строй с недостатками.

- Так что вы предлагаете: капитализм иди социализм?

- Термины не корректны. "Капитализм" не отражает по атрибутике сущности парламентской демократии: дифференциации сил как в политике, так и в экономике. То, что когда-то назвали капитализмом, на самом деле – плюрализм. Что до социализма, то есть восемнадцать его определений, а локализация пестрая: Франция, Швеция, СССР, город Солнца. Есть два реальных государственных устройства: плюрализм и тоталитаризм (у нас). Мы за плюрализм. А вы? Не нравится название? Придумаем новое. Назовите, как говорится, хоть горшком, только бы нам из печки вырваться...

- Где гарантия, что ДС, придя к власти, не совершит те же преступления, что и большевики?

- Конечно, не в добрых намерениях. Никогда больше не верьте на слово добрым намерениям. Гарантии – в иной системе, предлагаемой ДС, где не будет того руля, у которого партия может встать единолично, не будет такого кресла, возможности захватить власть

Мы не хотим занять место КПСС в этой системе, мы хотим изменить саму систему.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова