Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы: Россия в XXI в.
АМЕРИКА - О'КЕЙ
Комок, Красноярск, 1996 год
Есть шуточный, пародийный роман Джузеппе д'Агата, который так и называется: "Америка о'кей". Он похож на "Историю одного города" Щедрина (в американском преломлении, без варягов и древних племен, ибо история США короче российской). Там просто апофигей потребления: граждане обязаны потреблять, покупая товары по 5-6 раз в день, в зависимости от ранга, а так как им все это никак не потребить, они выбрасывают новые вещи и продукты в мусор. Кто не хочет следовать общему примеру, того выбрасывают в мусор самого...
Холодно. Америка о'кей не из-за барахла. Хотя барахло (или "ширли-мырли", по определению Зиновьева-писателя, а не ренегата) - тоже вещь существенная. Хотя бы потому, что когда его в достатке, никто за ним не давится в очередях и не вырывает вожделенный предмет друг у друга из рук, сдержанно рыча и лягаясь задним ботинком. Пятьдесят сортов детских консервов (с индейкой, с курицей, с ананасом, с языком) для младенцев и специально оборудованные для инвалидов места в ресторанах и театрах, лестницы, лифты - все это свидетельствует о высочайшем гуманизме американской цивилизации, о деликатности чувств, о непоказном уважении к человеческому достоинству. Есть также пародия Хаксли "О этот дивный прекрасный мир" - и парная к ней антиутопия Замятина "Мы". Оба мира одинаково регулируются жестко и сверху. Оба мира стараются программировать поведение граждан. Но какой контраст! В советском мире Замятина - скудость, бедность, клетушки в общежитиях, публичные казни на электрическом "ложе", пытки и запрет на материнство без санкции властей (иначе - казнь!) В американской же утопии тягость тоталитаризма представлена десятком краников с разными духами в жилых и рабочих помещениях, пикниками, лакомствами, красивой одеждой, транквилизаторами, снимающими тревогу и тоску, свободным сексом. А ослушников и диссидентов здесь отправляют или на красивый остров, где у них есть всяческий комфорт и общение с такими же творческими личностями, интеллектуалами, или предлагают место в элите, управляющей этим миром. На выбор. С одной стороны - банальность, пошлость, самодовольство, комфорт, избыток, некий Эдем для инфантильных потребителей. Что, конечно, не фонтан. Нам, прорабам духа, это глубоко претит. Плохо, когда обществом управляют садовники. Но что у Замятина, с другой стороны? С другой стороны жестокость, забитость, страх, нужда, скудость, вечный Тартар для дрессированных совков, которым кнутов куда больше перепадает, чем пряников. Этим обществом управляют не садовники, а палачи. Диктат пряника и диктат кнута - эти различаются не только утопии, но и общества, давшие повод для подобных пародий. В Америке и в СССР, в двух мирах-антиподах (до такой степени антиподах, что можно говорить об антимирах), у нас вырабатывали разные условные и безусловные рефлексы. В США давали пряник за инициативу. В СССР стегали кнутом за нее же, а пряников, кстати, всегда не хватало на всех, их раздавали только "парторгам, группоргам, младоторгам" (по тому же Зиновьеву - его спецификация), органавтам. Тех, кто не проявлял инициативы, просто не били. Отрицательная стимуляция. Хорошо, что сейчас, впервые за всю жизнь, не слышно свиста бичей. Правда, никто не раздает пряники. Кто смел - тот и съел. Ищите и обрящете. "А сонливый и ленивый идут после - за крапивой." И еще - шибко идейный, кто сначала за здорово живешь работает без зарплаты по полгода (а зарплата - от силы 500.000 р., за такую и работать-то грех), вместо того, чтобы податься в отхожий промысел и загрести валюту, если ты конечно не лодырь и б/к (без комплексов белоручки). А потом стоят идейные труженики у Белого Дома, стучат об асфальт касками, логарифмическими линейками, классными журналами, стетоскопами, ядерными боеголовками, изготовленными в Красноярсках-70 или Арзамасах-16, и просят, чтобы правительство их пожалело... Не пожалеет. Но и не прибьет. Правительство - само по себе, народ - сам по себе. Впервые в нашей истории, если считать с XIII в, с начала Ига - мы свободны. Свободны и невидимы! Никто не слышит, никто не ждет! Неужели Вам не хочется полетать на щетке над ночным Новым Арбатом и утопить в ванной костюм Геннадия Зюганова?
Так вот, Америка - это свободный полет народа, государства, общества, континента. Где-то, конечно, "социалка" им подстилает соломки: ну, там "Medicare", пособия разные, уже стальные мускулы Америки заплыли жирком, где-то она теряет спортивную форму траппера, пионера, старателя, ковбоя, но по-прежнему ее статуя Свободы - это Парфенон для всего человечества, а американская конституция - Библия новых времен. По TV-6 идет очень мудрый и добрый, типично американский фильм "Вавилон-5". Уже отщелкало больше 40 серий. А что Вы думали? Что американские фильмы - это порнография, насилие, кровь? Вовсе нет. Типично американский кинематограф, от вестернов до ужастиков, и в "Экзорсисте", и в "Молчании ягнят" и в "Omen" - это добрый юмор и борьба за справедливость, и чувство локтя, и терпимость (расовая, религиозная, межзвездная), и славные парнюги в джинсах, в камуфляже, в скафандрах - выступают против мирового и частного Зла. Вспомните "Великолепную семерку"! В чем ее суть? Роскошные ковбои пожалели бедных крестьян и отдали за них жизнь. "Экзорсист" - это повесть о том, как священники отдают свои жизни и души "за други своя". "Omen" - сильнейшая прививка против Зла в облике суперменства. Даже суть сериала "Чужие" - это самопожертвование главной героини ради спасения человечества, это осуждение безумной наживы, военных опытов. В "Секретных материалах" Скалли и Маулдер 38 серий ловят свое правительство за хвост, чтобы помешать ему скрывать правду, проводить преступные эксперименты над людьми, уничтожать нежелательных свидетелей. А в "Вавилоне-5" земное человечество объединяет Ойкумену в пределах Вселенной. И возглавляет борьбу с Тьмой, хотя земляне моложе других цивилизаций. Фильм американский - и идеал американский. В США мирно уживаются арабы, африканцы, итальянцы, китайцы, евреи, русские, поляки, индейцы, мексиканцы. Их всех приняли в свои щедрые и теплые объятия настырные, способные и благородные белые поселенцы, потомки английских диссидентов, голландских купцов, Кожаного Чулка и Чингачгука Большого Змея. На Вавилоне-5 земляне с одинаковым дружелюбием относятся и к похожим на кузнечиков макабам, к смахивающим на ящерицу карнам, к минбарцам, с которыми у них была война 10 лет назад... А в фильме "День независимости" Землю пытаются захватить жуткие пришельцы. Человечество обречено на тотальный геноцид. И снова земное Сопротивление возглавляют США, и принимают на себя главный удар и находят решение: у них самые способные программисты, самые блестящие ученые, самые совершенные самолеты. Президент США не прячется в бункер, а садится за штурвал самолета. Землю спасают еврей и негр. Русские, японцы, немцы - все действуют дружно, повинуясь спасительным указаниям американцев... Глупо это отрицать: США уже давно стали капитаном команды человечества, считающего себя таковым (то есть сил Запада, который, бесспорно, олицетворяет свет по принятому в "Звездных войнах" и "Вавилоне-5" дуализму). Какой мог бы у нас получиться хороший футбол, если бы Россия была форвардом в этой команде Запада под предводительством США! Ведь примитивный и тупой антиамериканизм приводит к тому, что ты неизбежно оказываешься в стане сил Тьмы. Вместе с Саддамом Хусейном, Фиделем Кастро, Китаем и Александром Лукашенко. Где мы скоро окажемся, убоявшись НАТО. А ведь НАТО - это сверкающий звездный меч, положенный США, этим современным Тристаном, между человечеством и Тьмой. Большая честь - оказаться частью такого клинка.
Земля плывет, как белый авианосец "Индепендент" в синем океане пространства. И хотим мы этого или нет, на капитанском мостике стоит элегантная Америка, обветренная, как скалы. Ее флаг развевается выше всех. Она это заслужила. Другого транспорта нет и не предвидится. Мы вольны только выбрать себе место: в грязном трюме вместе с бедными и варварскими режимами или в штурманской рубке, где "иглой на разорванной карте" НАТО отмечает свой дерзостный путь - курс, которым в XXI веке последует за ним все человечество.