Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы: Россия в XXI в.
ЗНАЮТ ИСТИНУ ТАНКИ
Знают истину танки // Газета «Хозяин» №22, 1991 г.
Автору статьи 41 год. Образование – высшее гуманитарное. По специальности – переводчик, педагог, журналист. Член ДС с момента основания.
Впервые В. Новодворскую КГБ арестовал в 1969 г. За листовки и участие в антисоветской организации. Статья 70, Лефортовская тюрьма, затем спецтюрьма в Казани. Психиатрические застенки за диссидентскую деятельность в 1978 и 1985 гг., снова арест по 70-й статье в 1986 г. Освобождение в связи с горбачевской перестройкой, через 20 дней – снова арест за демонстрацию, психиатрический застенок. С 1988 по 1991 г. – 17 арестов по 15 суток за несанкционированные митинги. В мае 1991 г. – снова арест КГБ, 70-я статья, три месяца в Лефортовской тюрьме КГБ. Освобождение в связи с ельцинской перестройкой 23 августа.
Дальше – пока неясно, дело не закрыто…
Пока еще слабо барахтающиеся остатки реальной действительности не утонули окончательно в бездонном океане советской мифологии, как это было с нашими октябрями, февралями, декабрями, июнями – в 1917, 1825, 1941-м – и прочими легендарными месяцами, давайте попытаемся четко установить, подальше от литавр и салютов официоза, что же в августе 1991-го у нас произошло.
В советских газетах написано, что у нас был антиконституционный государственный переворот против законной власти. В советских газетах редко печатают правду. Они врали до хунты, при хунте и в основном врут и после хунты, за немногим исключением. Несравненная советская конституция, опутанная колючей проволокой, закрепляет ситуацию острого тоталитаризма образца 1977-го.
Янаева и К° эта конституция тоже устраивала, они ею были вскормлены. Все, что еще дышит и зеленеет в нашей стране, делает это вопреки конституции, а не благодаря ей. А что касается законности власти, то фундамент большевистского переворота 1917 года – плохая основа для будущей легитимности.
Наши споры о том, какой президент законнее, очень напоминают споры граждан города Глупова о правах их градоначальников и градоначальниц во время смуты: что лучше, Дунька-толстопятая или Матренка-ноздря? Оно конечно, у Ельцина больше оснований себя градоначальником города Глупова считать: за него глуповцы всенародно проголосовали. Но я на месте Горбачева не стала бы расстраиваться: ведь речь идет о городе Глупове и его умных обитателях, какие в Глупове президенты! Поумнеть сначала надо. В Глупове только градоначальники, и они – даже самые легитимные – или органчик в голове имеют, или Указы о «правильном пирогов печении» издают.
Так что «оставьте ненужные споры».
Я, конечно, сидя в гэбэшной тюрьме, с ГКЧП боролась как могла: посылала на волю листовки, Крючкову оскорбительные письма писала, предлагая свою кандидатуру для расстрела, статьи про хунту сочиняла прямо в камере.
Но ведь посадили меня туда, надо сказать, Ельцин с Горбачевым, а не Язов с Крючковым! Можно, конечно, и такой сценарий предположить. Приходит Язов к Крючкову и говорит: «Посади, брат, ДС и, главное, Новодворскую по 70-й статье, а то я танки даже заводить не буду, и не проси».
Это – в мае. После чего Горбачев с Ельциным плакали три месяца на пороге Лефортовской тюрьмы, но не могли меня освободить, пока не ликвидировали хунту и не вытащили из-под подушки у Пуго ключи от моей 25-й камеры.
В такой сценарий и не верю! Конечно, празднуя избавление Отечества от тоталитаризма, неудобно было держать меня и Тенякова в застенках. Выпустили в порядке издержек производства. А потом (ведь дело не прекращено, обвинение на 99% будет предъявлено) при удобном случае, через 2-3 месяца – трибунал. Не судом же называть наши ОСО и тройки образца 30-х, 60-х, 90-х годов!
Так что имели мы до 19 августа отнюдь не демократию, которой нас злодеи из ГКЧП пытались лишить, а наш родной тоталитаризм. Другое дело, если Крючкову и К° Вильнюса, Тбилиси и Баку было мало.
Предхунтовские «демократы» пили кровь стаканами, хунте захотелось хлестать ее из бочек сороковых... До 19 августа имели мы Софью Власьевну – Советскую власть – грубую, хамскую, диктаторскую, народ, который безмолвствовал и просил только одного (да и то на коленях): чтобы его одели и накормили, и горсточку мятежников, то есть честных людей, которые кричали на перекрестках под дубинками ОМОНа: подавитесь вашей перестройкой, не надо нам вашего перестроечного вранья, это – не демократия. И политзаключенных мы имели (тоже, видно, Язов запрещал Горбачеву выпускать; он же не позволил Михаилу Сергеевичу оплакать жертвы Вильнюса и Тбилиси, заставил все это одобрить). Хоть бы бедный Михаил Сергеевич сбежал на часок от охраны и дал знать ДС, что он хочет страну облагодетельствовать, а Пуго ему не дает! Мы бы за него, сердечного, заступились, предложили бы политическое убежище, утерли бы сиротские слезы, напечатали бы его манифест на своем ротаторе, помогли бы ему выступить на несанкционированном митинге! Словом, не дали бы в обиду.
И танки у нас во всех кустах почему-то все время обнаруживались. Главный довод диктатуры в отсутствии народа – танки. Это – высшая истина тоталитаризма, его программа и устав, его консенсус и национальное единство. Знают истину танки.
Было очевидно, что для самых правых, для ультрафундаменталистов даже Горбачев – диссидент. Обеим сторонам хотелось друг от друга избавиться. Ельцину, Попову и К° хотелось избавиться и от правых, и от Горбачева. И всем им вместе очень хотелось избавиться от мятежников, дерзающих не признавать их жалкую демократизацию за свободу.
Народу хотелось одного – чтобы одели и накормили. Но без хлопот. Чтобы не трогали при этом ни левые, ни правые. У нас же народ – как в доме инвалидов: накормить с ложечки, подать судно. Полный гражданский паралич.
У Белого дома на баррикадах были уже граждане, а не советский народ. И таких граждан по стране – 1%. Чтобы за свободу и свою истину – и в огонь, и в воду.
Сейчас у нас в ходу дюжина версий – кто против кого заговор устроил. Горбачев + ГКЧП против Ельцина. Ельцин + Горбачев против правых. Горбачев против Ельцина и правых. Правые против Горбачева и Ельцина. Правые, Горбачев и Ельцин против демократов-мятежников. Буш + ЕЭС + Горбачев + Ельцин против правых. Система против коммунистов. Ради сохранения системы.
Теперь не выяснишь, чьи были танки (ясно только, что не ДС). Опять-таки знают эту истину одни лишь танки. Скорее всего, правые (которые правее стены), Горбачев (правее которого только стена) и Ельцин затеяли какую-то игру. Но как только сели за стол, так сразу стали плутовать и прятать карты в рукав.
Ельцин переиграл Горбачева. Горбачев переиграл Язова. Народ в партии в трик-трак не участвовал. 1% честных людей не играли вообще, а рыцарски выступили против коммунистического Дракона, не спрашивая ни у Ельцина, ни у Горбачева гарантий, простив в эти три дня (временно) врагов своих. Зная, что не поблагодарят. Но честные люди, как всегда, не в накладе. Они познали свою силу и свою общность. Сопротивление – от «Московских новостей» до «Экспресс-хроники», от либералов из КПСС или ветеранов 1945 года до ДС – родилось на баррикадах как вечное ополчение против зла, как звездный час Антисоветчики не делили почести и привилегии с номенклатурой, но сочли своим долгом разделить риск и беду (настоящую или вымышленную).
Если мы с самого начала были обмануты Горбачевым и Ельциным, если ГКЧП – их представление, то грех не на нас. Мы поступили как люди и не просили платы у власть имущих Мы – не наемники. Мы сыграли роль Ланцелота, честно сражавшегося с Драконом.
Но, как водится по Шварцу и Марку Захарову, после классического Дракона к власти пришли придворные Дракона, драконовское окружение. Следующая генерация драконов без чешуи и хвоста (без КПСС), в обличье, схожем с человеческим.
После 21 августа мы имеем душеприказчиков Дракона, объявивших себя победителями Дракона и делящими наследие Дракона. Править они намерены драконовскими методами. Других они просто не знают, а народ, вышколенный Драконом, не забастовавший и при ГКЧП (и при нашествии марсиан работали бы), других методов не знает, не ждет и не требует. Как говорится, был бы хомут, а шея найдется.
Итак, нам бросили кость в виде независимости Прибалтики, нескольких памятников, КПСС, наследство которой поделит новая, молодая ельцинская номенклатура. Запад захлебывается от восторга. Конфликт Ельцина и Горбачева закончился, как у Бертольта Брехта в «Трехгрошовой опере»:
Все в порядке, дело в шляпе,
И согласье, и покой.
Если деньги есть в кармане,
То финал всегда такой.
Угрожал сперва тюрьмою
Максу Мориц, а потом
Хлеб голодных эти двое
За одним едят столом.
Ваш хлеб, уважаемые читатели. И вы это своим смирением, за которое точно попадете в рай («Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное»), заслужили. Горбачев бросил вам кость в виде гласности в 1986 году (мог бы и не бросать, ведь вы не кусались, а лизали руку), Ельцин прибавил объедки в виде КПСС и статуй в 1991-м. Тоже вроде бы даром.
Они решали свои проблемы – не ваши. Ваши решать придется вам самим. Или вы считаете решением своих проблем роспуск КПСС и троцкистско-зиновьевский процесс гэкачепистов?
Мои чувства по отношению к Михаилу Сергеевичу просто неописуемы. Напрасно редакция меня предупреждала о том, чтобы я не подвела их под монастырь. После того, как Горбачев заявил, что он – жертва тоталитаризма и без тени колебания, в один день, сдал свою родную партию (обычно говорят: бес попутал, а здесь коммунисты, видно, попутали своего генерального секретаря, за что он их и разогнал), у меня высохли на ручке все эпитеты. Нет таких терминов в русском языке! Не знаю, что на лозунге написать! Язык мой немеет, и взор мой угас... Не удивлюсь, если Михаил Сергеевич в ДС попросится. Но это – только через мой труп.
Когда свобода народу не нужна, возникает советская демократия. За первые недели она уже успела заявить о переделе мира (претензии Ельцина и Попова по поводу «исконных российских территорий» Украины и Казахстана за попытку к бегству), сколотить наскоро обновленный Союз, провести конференцию по правам человека на фоне концлагерей, где остаются политзаключенные, захапать освободившиеся места у номенклатурной кормушки.
Еще больше преуспела московская диктатура Попова. Таких мэров даже в Греции нет! Гавриил Харитонов успел с санкции Бориса Николаевича разогнать вполне социалистическими указами московских предпринимателей, приговорить к смерти 15 депутатов-демократов, протестовавших против его произвола голодовкой (его советчики посоветовали им рыть братскую могилу), запретить этим депутатам допуск к эфиру и московским газетам (демократия – для демократов, причем демократы, как известно, водятся только в «ДемРоссии»).
К тому же наблюдается интересная кадровая политика, не хуже горбачевской: на все места, независимо от навыков и профессиональной подготовки, ставить свою команду. А в Совдепии у каждого Тимура своя команда.
Горбачевскую команду мы в деле уже видели 19-21 августа. Г.X. Попов же сделал все, чтобы в Москве сапоги тачал пирожник, а пироги пек, наоборот, сапожник. Физика Аркадия Мурашова пытались назначить главным шерифом Москвы (начальником ГУВД), а он, хотя до сих пор черпал свои представления о милиции из фильма «Следствие ведут знатоки», вдохновляясь чисто демократической идеей, что надо идти работать туда, куда партия направит, согласился, перешагнув заранее через 15 трупов голодающих депутатов, избравших на этот пост профессионала Комиссарова.
Лучше же всего перестраивается КГБ. В том же здании, с той же агентурой (списки опубликовать отказались наотрез), с той же 70-й статьей, с той же программой. Зато с новым начальством! Физиком Савостьяновым в Московском УКГБ и христианнейшим Бакатиным в центральном.
Зачем только в 1945 году в Германии закрыли гестапо? Его надо было реформировать!
Словом все назначения пока осуществляются по формуле: «Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают».
Причем наблюдается интересное физиологическое явление: Борис Николаевич Ельцин ничего не знает. Ему не докладывают. Николаю II не доложили о 9 января, Горбачеву – о Тбилиси и Вильнюсе. Иосифу Виссарионовичу – о массовом терроре. Не хотите сходить с иконами и хоругвями к Белому дому? Не хотите написать письмецо с просьбой о заступничестве новому отцу народа? Поскольку к власти пришли временщики, Бироны XX века, они будут драть с вас, дорогие читатели, семь шкур. Но уже не под красным флагом, а под трехцветным. Вас это устроит? Еще 73 года будем молчать, а потом начинать очередную перестройку? Как говорится, таскать вам не перетаскать...
Вы же хотели монархии с человеческим лицом? И вот ваш мудрый монарх, вернувшись из крымского плена, прогнал опричников Язова и Крючкова и вернул мудрых бояр Шеварднадзе и Яковлева. И вам остается только шапки в воздух бросать. И герб у нас будет новый, знакомый. Орел двуглавый, направо – Ельцин, налево – Горбачев. И вместо колосьев все крапивой увито, потому что скоро только этот злак на наших полях и останется.
А о конструктивной программе ничего не скажу, даже под пыткой. В этой конструкции строительный материал – гражданское общество. Будете готовы идти на баррикады, захотите бунтовать – пишите, поговорим.
Только учтите: нынешняя власть держится все на тех же танках, унаследованных от Язова и ГКЧП. В следующий раз это она введет военное положение.
Знают истину танки…