Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.

Валерия Новодворская

На сопках Останкино

На сопках Останкино // "Огонек", 1994 г.

Вся эта карета шестерней, от «Останкино» до ТВ-6, которую мы именуем телевидением, все эти вороные, буланые и рыжие каналы несутся в том же направлении и с тем же несоблюдением правил уличного движения, что и классическая птица-тройка из долюмьеровской эпохи. И какой же тележурналист не любит быстрой езды? Куда мчишься, ТВ? Дай ответ! Не дает ответа.

 

Сажая на останкинское хозяйство А. Н. Яковлева, президент рассчитывал, что ответ будет: «В демократию и капитализм». Его ожидания не сбылись. А. Н. Яковлев не запряг и не поехал. Правда, ТВ потчует нас отменными фильмами по шестому каналу, НТВ, РТВ, а иногда и «Останкино» с 2x2 что-нибудь съедобное подкидывают. Но здесь тележурналисты ни при чем. Нельзя же на горбу Фасбиндера, Бертолуччи и Висконти в рай въехать. То есть ТВ с успехом заменяет видеомагнитофон. В каждой квартире стоит пункт проката видеокассет, причем даровой. И все это можно было бы только приветствовать, если бы телевизионщики работали по пословице «Сделал дело — гуляй смело». Наше ТВ гуляет, но никакого дела не делает, как и большинство из нас, грешных. Более того, есть сомкнутый ряд зрелищ, которые дело делать и вовсе не дают.

 

Мне с первой же «Просто Марии» показалось, что мыльная опера на нашем домашнем экране — идеологическая диверсия. Непонятно только, чья. Явно не ЦРУ. Наверное, руководителей телекомпаний. Мыльных опер стало так много, что от них телезрители целый день ходят взмыленные. Если по 4 сериала в день, и все по заявкам Лени Голубкова и его семьи, то народу жить приходится с телевизором в обнимку. Для развития деловой активности населения, а также его массового участия в выборах подобные фильмы просто незаменимы. К урнам придут только 10% избежавших этой телевизионной «иглы» из-за расхождения в уровне развития с капитаном от «Хопра» и те, у кого сломался телевизор.

 

Что же до собственно политических передач, то на сопках Останкино лежит ночная мгла. Если доперестроечное телевидение агитировало и пропагандировало с утра до вечера, хотя народ никуда особенно не лез и бунтовать не пытался, то нынешнее ТВ забыло про какую бы то ни было агитацию и расслабилось прямо на бивуаках, как будто уже решен вопрос, кто кого: демократы красно-коричневых или наоборот. Учитывая блестящее состояние дел с реформами, не менее блестящие результаты выборов 12 декабря, а также в Мытищах и на Кубани и общую ретираду демократии на всех фронтах, нам бы ни пропагандисты, ни агитаторы не помешали. А то, если присмотреться ко всем каналам, может сложиться впечатление, что к концу лета коммунистам и фашистам удалось-таки взять Останкино без штурма и грузовиков с анпиловцами. На ТВ есть цензура (хотя иногда удается ее обойти), но она направлена исключительно против демократов.

 

Еще год с лишним назад после 20 марта из эфира выкидывали мнения демократов, поданные за разгон ВС, а не мнения пламенных сторонников советской власти. Жириновский только что не ночевал в эфире, а мнения демократов по поводу необходимости роспуска такой Думы еще до ее созыва, сервированные в «Пресс-клубе» для новогодней передачи, никуда не пошли. Ведомство Киры Прошутинской вооружилось большими ножницами и, показав сюжеты журналистам, вырезало обсуждение вместе с самими сюжетами из новогоднего эфира для зрителей. Зачем народ против коммунистов возмущать? А с каким почтением в голосе произносит диктор РТВ фамилию сподвижника Владимира Вольфовича г-на Венгеровского, «влиятельного деятеля»! Как радуется их общему с президентом взгляду на защиту от притязаний эстонцев каждого сантиметра родной псковской земли! Митинги коммунистов транслируются долго и любовно, дикторы нежно перебирают их длинные хвосты... Пикеты демократов показывают сквозь зубы, издевательски, только что еще без термина «отщепенцы», высмеивая малочисленность, законопослушание, лозунги и цели. Если показывают вообще.

 

Бывает и прямая дезинформация, особенно по «Останкино». Когда речь заходит о Чечне, Балтии или Таджикистане, у всех дикторов всех пяти каналов в голосе появляется имперский металл. Политических расхождений между каналами не выявлено, а сходство есть: полнейшее равнодушие к судьбам демократии. Так что не надо волноваться насчет слияния «Останкино» и РТВ: если безответственность и равнодушие слить с равнодушием и безответственностью, в сумме останется тот же ноль плюрализма и ноль просветительства, а в финале такого забега нашей шестерки маячит седьмой конь. Конь Блед.

 

В последнюю минуту «Останкино» обозвали общественным каналом, оставив государству контрольный пакет акций в 51%, а остальные великодушно подарив «обществу» в лице тех же телевизионных «товаропроизводителей». Что ж, советское общество никогда не подводило родное государство и российское в таком составе тоже не подведет.

 

Жаль, что президент не может заявить: «Наше телевидение нам изменяет». Пример братания с коммунистами, жириновцами и прочими «оппонентами» подал именно он. Все изменяют всем со всеми и вдобавок самим себе. Поднаторев в демонстрации плясок Сажи Умалатовой, все пять каналов морально готовы запечатлеть ее же с головой Егора Гайдара на блюде. На сопках Останкино лежит тень нашей будущей Цусимы.


 



Ко входу в Библиотеку Якова Кротова