Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.
Да здравствует Димитрий, наш отец
Да здравствует Димитрий, наш отец // КоМок №14 (Красноярск), 10 апреля 1996. С. 5.
Если бы я, как отец Пимен, угодила в келью Чудова монастыря, то долгом, завещанным от Бога, я почитала бы не описание различных президентских указов, манифестов и «посланий к Коринфянам», а анализ поведения тех слоев населения, которые летописцы упорно именуют «чернью», а интеллигенция уважительно называет «народом». В конце концов, власть давно уже голая. Про политиков, особенно про президентов, мы все знаем: они лживы, беспринципны, корыстны, двуличны, жестоки и превыше всех своих обязанностей ставят собственную власть. На Западе такое поведение оправдать трудно: тепло, сытно, безопасно, бывший президент по миру не пойдет, в электрики обратно не загремит, как бедный Лех Валенса, да и в тюрьму не сядет, если, конечно, Лувр или Тауэр не украдет.
А у нас в России для того, чтобы выжить, президенты вынуждены отказываться от добродетели. Борис Ельцин пытался жить добродетельно целых два года, даже, пожалуй, три, потому что комбинацию, настоящую шулерскую комбинацию, причем против своих же карт, с закулисной сделкой с нардепами (обмен по бартеру Егора Гайдара на обязательство принять новую Конституцию, пойти на перевыборы etc), ему посоветовал тот же Гайдар, с того самого Съезда в Кремле гонимый из правительства за правду. Как мы это только что выяснили, гонимый за правду самим собой. Вон Горбачева у нас уволили в благодарность за дарованные свободы и права без выходного пособия, с нищенской пенсией (американские президенты прилично обеспечиваются до конца жизни). Так что жаль, если он был бескорыстен. При такой жизни корысть не роскошь, а средство передвижения.
В России Президент должен быть лжив и двуличен. Попробуй, скажи правду народу (черни): «Кормите-ка, братцы, себя сами! Я вам не сорока-ворона!» Скажи им: «Вступление в НАТО – благо, НАТО совсем не страшная организация, пусть расширяется на Запад, Восток, Север и Юг». Скажи-ка вслух: «Коммунисты – подонки. Не видать им власти как своих ушей. Скорее я утоплю их в Байкале, потому что это самое глубокое озеро в мире». Народ завопит, военщина завизжит, коммунисты завоют и побегут в международные правозащитные организации, чьи российские филиалы они закроют, расстреляв активистов, в первый же день после своего прихода к власти. На голоса народа, военных и пенсионеров после таких заявлений можно не рассчитывать.
Беспринципность тоже должна быть вменена в обязанность главе российского государства. Что было бы сейчас с нами, прояви Ельцин конституционную принципиальность в сентябре 1993 г.? Верховный Совет распускать нельзя, работу Конституционного Суда приостанавливать нельзя, стрелять по Белому дому нельзя: демократические принципы не дозволяют. Не могу поступиться принципами! И достались бы мы все на обед Руцкому, Зорькину, Баркашову и Анпилову. Обглодали бы они нас и косточки выплюнули.
А полное отсутствие жестокости привело к гибели первого русского царя-реформатора Григория Отрепьева (под псевдонимом «Димитрий»), Борис Ельцин, надо отдать ему должное, в России (о Чечне особый разговор) проявляет мало жестокости. Поэтому у него коммунисты и ходят уже прямо по обеденному столу, как мыши.
А не держаться в нашей ситуации за власть – просто безумие. Это все равно, что выпустить из рук длинную веревку, на которой ты висишь над бездонной пропастью. Один уже не держался. Николай II его звали. А теперь святая Церковь выясняет вопрос, считать его великомучеником или нет. С женой, детьми и прислугой. Трудно осудить Бориса Ельцина за то, что ему не хочется на тот свет вместе с Наиной Иосифовной, дочерьми, внуками и Коржаковым, Илюшиным и Лившицем. Если бы на подхвате стояли только Явлинский и Горбачев, он, может быть, и разжал бы руки. Но ведь внизу стоит Зюганов и зубами щелкает! И Жириновский с наручниками бегает. Так что не резон разжимать руки, да и нам не стоит очень пихать Бориса Николаевича: мы же свалимся с обрыва вместе с ним. Худо или бедно, интеллигенты, интеллектуалы или образованцы, но на этом мощном суку мы пять лет просидели, болтая ногами. И я отберу пилу у каждого, кто вздумает его пилить, не подостлав предварительно соломки внизу.
Так что с властью все в порядке: Президент Ельцин, благодаря демократической и недемократической прессе, давно гол. А вот с народом-Богоносцем остались неясности. Сначала он два года подряд упрашивал Провидение, чтобы оно «сжалилось над сирою Москвою, и на венец благословило Бориса». О’кей! «Да взыдет к небесам усердная молитва православных!» Чего, интересно, ожидали россияне от Бориса II? Скатерти-самобранки? Сапог-скороходов? Гуслей-самогудов? Когда не столько Бог, сколько коммунисты за 74 года их правления наслали на землю нашу глад, и к концу 1991 г. народ, видя пустые прилавки «завыл, в мученьях погибая», а Ельцин с Гайдаром дали возможность работать и есть, завалив страну продуктами, шмотками, сервисом, а заодно дав возможность вкалывать на разных негосударственных отхожих промыслах за зелененькие, что-то история повторилась: народ, беснуясь, стал своих благодетелей проклинать. «Вот черни суд! Ищи ж ее любовь!» Кто заставил Чубайса лгать о «черном переделе» всего достояния республики с помощью ваучеров? Страх перед россиянами не дал объяснить, что станки по колесикам, а нефть на стаканы не делятся. Что надо все за деньги продавать тем, у кого они есть. А у кого их нет, пусть пеняет на себя: он много против коммунизма боролся, чтобы теперь на что-то претендовать? Дорогие дедки, бабки, внучки и жучки с анпиловско-зюгановских митингов! Дорогой плебс! Вспомните свое босоногое пионерское детство, комсомольскую юность и зрелую партийную жизнь под благостной сенью КПСС! Это вы сами себя ограбили, унизили, растоптали, посадили, расстреляли, замучили и послали в Афганистан! Нынешнее состояние страны – дело ваших рук. Не ходите на митинги, а сидите дома, занавесив окна от стыда, а зеркала – потому, что вы все исторические покойники с советского кладбища, и нечего, подобно графу Дракуле, напрашиваться на осиновый кол!
В кабинете одного из демократических депутатов Госдумы лежит запрос избирателя. Избиратели требуют льготную путевку для лечения от астмы девятилетнего ребенка. У ребенка есть мать и бабушка (обе не работают) и отец, зарабатывающий 600 тысяч рублей. Дорогие избиратели! Мужчине в Москве стыдно зарабатывать 600 тысяч рублей! Не надо писать депутатам, президентам и дедушке Константину Макарычу, надо работать!
Словом, от народа все эти пять лет исходили злые импульсы безумия, за исключением дня проведения апрельского референдума. А ведь власть – это клумба, на которой народ должен выпалывать сорняки. Хотите иметь хорошую власть – изучайте садоводство! А во что вы превратили свою власть, уважаемые? Это ради вас разогнали всех профессионалов: Козырева, Чубайса, Гайдара, Старовойтову. Это все для вас: серый Каданников, старорежимный Примаков, конфронтация с НАТО, обновленный Союз с Лукашенко, который съест ваши же пенсии, зарплаты и пособия. Вы получили выбор, и вы выбрали. Вы хотели остановки реформ, вы хотели забиться от Запада в темную крысиную нору? Вы испугались света и стали, как сова, ухать и хлопать крыльями? Живите в темноте! Это для вас Ельцин повернул выключатель. Вы уже торопитесь к новому кумиру, под руку Зюганова, восклицая: «Да здравствует Димитрий, наш отец». Так ведь Зюганов не на Григория Отрепьева ориентируется, а на Иоанна Грозного! Вы забыли, что и Сталин, и Иван Васильевич изводили не только бояр, бояр было всегда меньше. В Новгороде царь топил в Волхове простых пролетариев, а Сталин после Троцкого и Бухарина (кстати, и до) не побрезговал крестьянами и рабочими. Соскучились при царе Борисе? А ведь при этом, в отличие от того, Годунова, вам не угрожают ни тюрьмы, ни Сибирь, ни клобук, ни кандалы. Большого террора захотелось? Мы единственный народ, который с таким энтузиазмом добивается своей погибели.
Президент и его деяния – это зеркало. Слава Богу, в нашем случае – кривое. Не все народные запросы выполняет Борис Николаевич, карточек еще нет, железного занавеса – тоже, головы на кольях не торчат...
А как же насчет невинного младенца, т.е. Чечни? Должна вас огорчить, россияне: этого младенца вы убили своими руками, и если Президент – вдохновитель, то вы исполнители, и вина самого последнего лопоухого солдатика, гниющего в окопах под Ачхой-Мартаном, и его родителей, отпустивших в эти свинцовые времена свое чадо в армию, с моей точки зрения, не меньше вины Президента РФ. А какова доля вины контрактников, которые за деньги нанимаются убивать несчастных чеченцев? А как назвать тех екатеринбургских омоновцев (красноярские, надеюсь, уже вернулись к своей картошке), которые рвутся в Чечню и негодуют, когда их губернатор, не желая похорон у себя в области, сдерживает их патриотический порыв и «не пущает»? Получить по 5 миллионов за творческую командировку и еще пограбить, оказывается, многим охота. А продавать танки, автоматы и ракеты, а захватывать мирных граждан, чтобы взять за них выкуп, а пытать пленных электротоком, а убивать журналистов – это тоже Президент приказал, или это естественные, природные наклонности нашей армии (а, значит, нашего народа)? Не надо отдавать преступные приказы, но не надо их и выполнять. Пока есть желающие исполнять, есть и всегда будут охотники отдавать оные.
Почему танки пошли через границу? В 1994 году, как в 1956-м, в 1968-м, в 1979-м? Нет, я хочу написать «ужасный донос» не на Президента. На него я уже написала, и не раз. Я лучше на свой народ напишу. Не уйдете вы, россияне, за войну с Чечней от суда мирского, как не уйдете от Божьего суда. Только правозащитники вправе обвинять Б. Ельцина за Чечню, но не воюющий в ней народ. Перед этим народом Борис Ельцин чист, как слеза.