Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.
Написано «Манчестер» — читай «Ливерпуль»
Написано «Манчестер» — читай «Ливерпуль» // Газета "Комок" №31, 7 августа 1996
С обновкой вас, дорогие россияне! Наконец-то у нас есть долгожданная возможность сбросить со своих натруженных плеч бремя старого, грязного и рваного советского Уголовного кодекса и покрасоваться в современном уголовном Уложении Российской Федерации, сшитом, как нам сообщили, согласно лучшим моделям Лондона и Филадельфии! Правда, сразу возникает вопрос: а в каком это ателье шилась наша обновка? И когда выясняется, что наш индпошив помещается в коммунистической Думе, а в кройке, шитье и примерках поучаствовала известная фирма, вернее, торговый дом «Лукьянов, Илюхин и сыновья», к новому юридическому платью начинаешь относиться настороженно, как к той тунике, пропитанной ядом, с помощью которой ревнивая жена прикончила бессмертного Геракла.
Как всегда, наши скорбные предчувствия нас не обманули.
И если мы будем читать УК слева направо, то обнаружим, что с оглавлением все в порядке: теперь «преступления против личности» — это Особенная часть, т.е. «особо опасные», а «преступления против государственной власти», с которых советский УК начинал, плетутся где-то в арьергарде, в разделе X.
А как там дела внутри?
Знаменитое дело Вадима Поэгли, журналиста «Московского комсомольца», назвавшего бывшего нашего воеводу г-на Грачева «Пашей-мерседесом». Статья мемориальная. «Оскорбление», в бывшем УК — «131», в новом — «130».
Суд установил, что «мерседесы» были, а домов для военнослужащих, напротив, не было. Павел Сергеевич— это явно «Паша» (хотя бы в далеком детстве). Тем не менее суд осудил Поэгли, а Мосгорсуд автоматически утвердил решение районного суда. Холодная, отлично смазанная машина подавления среагировала на справедливое выступление журналиста, но отнюдь не на реплики самого Павла Сергеевича в адрес депутатов Юшенкова, Ковалева и Ко, которых он обозвал «гаденышами, на которых негде ставить пробу» (суммарно).
Скажите, а где можно ставить пробу на нашем «правосудии», вдохновленном идеями сталинской инквизиции, или там на нашей прокуратуре, сделавшей себе жизнь с товарищей Берии и Ягоды (не считая Ежова), а идеологические установки почерпнувшей из речей т. Вышинского? Про следствие я уж и не говорю. Следователь Александра Никитина, эколога, брошенного в застенки петербургской ФСБ за «шпионаж», обещал ему сгноить его в тюрьме и поклялся не выпускать живым. Хотя на выборах победил не Зюганов, Никитин продолжает сидеть в тюрьме, в одиночке, как Эдмон Дантес в замке Иф. Неизвестно за что. Э. Дантес не был бонапартистом. А. Никитин — не шпион, а о том, что наши радиоактивные помои отравили северные моря, все газеты пишут. Но наша военщина не любит, когда стирают ее грязное белье и выливают (за нее) ее грязные помои. Поэтому А. Никитин сидит с 6 февраля.
Я это к чему? А к тому, что не один Грачев такой обидчивый. Много генералов, много воров, много дач, много списанного оружия, много преступлений против мира и безопасности человечества (в Чечне). Статья 130 будет востребована для запугивания журналистов. И что теперь по ней светит по сравнению с советским вариантом? Раньше можно было схлопотать 2 года исправительных работ в собственной редакции или штраф до 20 минимальных зарплат. Теперь исправительные работы убавили до года, зато прибавили «обязательные работы» (рытье канав, уборка улиц) на срок до 180 ч. Если бы гордый журналист воспротивился — он получил бы по дню ареста за каждые 8 часов. То есть 22,5 дней ареста в пыточных условиях современной тюрьмы. А штраф увеличен до 200 минимальных зарплат. То есть 15 «лимонов»! Не можешь заплатить — арест.
Кодекс изменился в худшую сторону, он ужесточен. Поэгли спасла амнистия. Что спасет тех, кто пойдет по мукам за ним? Ведь нет ни малейших оснований думать, что эта статья будет применена к газете «Завтра», которая только что не материла президента и всех честных демократов до выборов и продолжает в том же духе. Эту статью злонравные судьи, следователи и прокуроры, тяжелое наследие советского режима, применят к тем журналистам, что попытаются бороться со злом (с войной в Чечне, с коррупцией, жестокостью, произволом, глупостью, коммунистами).
Давайте посмотрим, как трансформировалась моя фамильная статья 74, которую мне сшили в том же ателье («Лукьянов, Илюхин и сыновья»). Ведь нет оснований предполагать опять-таки, что за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды когда-нибудь при нашей жизни понесут ответственность многочисленные нацисты-антисемиты из «Завтра», «Аль-Кодс» и родственных изданий со свастиками, специалисты по безопасности, считающие главными подрывными элементами мормонов, или функционеры ФСБ, заявляющие с телеэкранов, будто все чеченцы — воры и убийцы.
Так что то, что в новом УК есть прекрасные статьи, по которым можно покарать генерала, полковника, прокурора, солдата с автоматом на блок-посту, чиновника, губернатора или министра за воспрепятствование деятельности журналиста, или воспрепятствование проведению митинга (знаменитая 2001 — 6 месяцев тюрьмы за несанкционированный митинг после 1-го привлечения к административной ответственности — исключена из УК), или за запрещенные средства и методы ведения войны (20 лет!), что повлекло бы за собой арест 1/4 состава федеральных войск в Чечне плюс всех тамошних федеральных генералов — так это все ни о чем не говорит, и пусть оно не греет вашу одинокую душу. Наши законы, которые как дышло, поворачиваются всегда против личности, свободы, человеческого достоинства, в пользу власти и насилия. Да, Зюганов на выборах не прошел, слава Богу. Мы выбрали Ельцина. Но выбирали мы только президента, а не следователей, прокуроров и судей. Это большое упущение с нашей стороны, потому что персонал этот нам достался по наследству от Брежнева, Андропова, Черненко, и хотя он несколько протух (как осетрина, но вот юстиция у нас явно второй свежести), нового долго придется ждать. Так что когда вы видите хороший закон, знайте, что он никогда не будет применен. А плохой обязательно пойдет в дело. Наш кодекс, свеженький и тепленький, будут читать так, как англичане советуют читать свои тексты: «Написано «Манчестер» — читайте «Ливерпуль».
Если статья 74 в старом кодексе («Возбуждение национальной вражды») сулит мне за критическое исследование истории собственного народа при Иоанне Грозном и Сталине штраф в 16 минимальных зарплат или до 3 лет тюрьмы, то по статье 282 в новом УК я получила бы штраф в 500-800 минимальных зарплат (запредельные суммы в десятки миллионов), ограничение свободы до 3 лет (тюрьма с визитами) или лишение свободы на срок от 2 до 4 лет. Опять ужесточение, и вполне зверское. В статью «Массовые беспорядки» (которые устраивать, конечно, нехорошо) в новом УК зачем-то добавлены «призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти».
Арест от 2 до 4 месяцев либо тюрьма до трех лет. Мало ли чего захотят местные власти «красного пояса»! Пожалуй, нарушат Федеральное законодательство и митинги вообще запретят. Как белорусский Торквемада Александр Лукашенко.
Но «лучше» всего переделали статью о государственной измене. Упоминание о дохлом СССР исчезло, зато появился малоприятный довесок. Теперь, правда, смертной казни по этой статье не причитается, но от 12 до 20 лет в наших тюрьмах — это еще хуже. Я бы предпочла расстрел. И главное, теперь не надо шпионить или выдавать гостайну, дабы оказаться изменником. Тонкое дополнение: «...либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности...» Какой помощи? Не сказано! Иной! А судьи кто? Да все те же брежневцы-андроповцы-ежовцы. Любая деятельность может быть «иная». Здесь просто полет валькирий сталинской фантазии. А организация какая имеется в виду? ЦРУ? Фонд Сороса? Сенат США? Мормоны? Масоны? А что такое «враждебная деятельность»? А будущие толкователи из ФСБ все как один — птенцы бериевского гнезда.
По всем политическим статьям ужесточение: штрафы — как в США, зарплата — как в РФ; предусмотрены тюремные сроки за «клевету» на судей, прокуроров и следователей (что не знают законов, что невежественны etc); за отказ от будущей альтернативной службы в армии (4 года в стройбате) предусмотрен срок...
Даже есть специальная статья за пропаганду «удержания власти». (Не свержения! Удержания!). И тоже срок (скажем, до выборов мы призывали Ельцина не отдавать власть Зюганову) даже в случае проигрыша!
Правда, эта газонокосилка (новый УК) будет действовать с 1 января 1997 г., но боюсь, что на следующих выборах будет та же ситуация.
Подписав этот УК, гарант Конституции взял на себя тяжелую обязанность колесить по стране, указами о помиловании прикрывая огрехи составителей кодекса и мизантропию судов и прокуратур...