Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Валерия Новодворская

У нас в Техасе

У нас в Техасе  // Новое время. - 1997. - №42.


Мы все делаем с некоторым опозданием. Небольшим, конечно: этак на век, на два… Как в американских боевиках в стиле «фэнтези», когда вполне средневековые субъекты с мечами, феями, волшебниками, империей и стражами с алебардами (не считая вполне средневековых войн и такой же морали) располагают лазерами, бластерами, энергетическими полями и владеют методикой пространственного нуль — перехода. Один из этих боевиков называется «Гордон Флэш», другой — «Хозяева вселенной». Есть и еще, но эти очень уж смешные. На космических сверхсветовых кораблях летают тролли и гоблины, а живущие в космическую эру народы, вылезая из ракет, сохраняют родо-племенной строй. И это отнюдь не безвкусная американская эклектика. C'est la vie.

Дано: у нас эпоха первоначального накопления. Романтика. Дикий Запад. Старатели. Золотые прииски. Эльдорадо. Бизоны. Мустанги. Ковбои. Бандиты. Дилижансы. Шерифы.

Впрочем, на всех бандитов шерифов не хватает. И более того, нет выборных хороших парней со звездой на груди. Есть плохие парни-бандиты, плохие — парни Омоновцы, которые кидают лицом в снег мирных торговцев или таких же мирных банкиров. Или даже берут под стражу без ордера несчастного Собчака. Звезды тоже имеются, но отдельно, над Кремлем. Не вполне американская картинка. А дальше и вовсе нечто невообразимое. Пока на дальнем Западе шла эпоха первоначального накопления, скотоводы часто угоняли друг у друга табуны. В случае необходимости в дело пускался «Смит-и-вессон». Но прошло время, нравы смягчились, дилижансы больше не грабят, скот не угоняют, скотоводы скинули сапоги и надели приличные костюмы с галстуками. Конфликты решаются. Как говаривал Брехт, что такое грабитель банка по сравнению с владельцем банка, и что значит отмычка по сравнению с акцией? А представьте себя, что телевидение и радио были бы изобретены на век раньше, и все эти разборки происходили бы на экране. В живом эфире. Первобытная грубость нравов и реакций — и информационная эра.

На счастье для Америки, там бизнес успел пообтесаться задолго до того, как он попал на экран. И теперь даже не скажешь, что кому принадлежит и кто кого лоббирует. Все делается в перчатках. Культурно. Завулированно. Скрытой камерой. Пресса — это товар очень хрупкий. Здесь нужны нюансы, полутона. Импрессионизм, словом Клод Моне. А у нас все произошло с этим когда выясняют отношения в сфере банковского капитала, то кажется, что на экранах в танце проходит спартакиада неандертальцев. Сревом, топотом, прихлопами, притопами и дубинами.

«Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел!» Давать политическим и экономическим неандертальцам в руки масс-медиа, да еще электронные, не менее опасно, чем вручать им же ядерные боеголовки. Все сейчас очень боятся, что ядерные заряды будут скуплены или украдены террористами. Похоже, что этот процесс уже дошел до наших СМИ. Причем учтите, что у них в Техасе никто на экране смит-и-вессон не показывал, за неимением экрана. Ну, тихо кого-то застрелили, а остальная Америка мирно жевала свою говядину и не знала, чем занимаются на досуге ее производители. А у нас раз ты купил себе СМИ, то используй его против соперника, прикупившего конкурирующее издание по формуле:


Дрался Мишка с Гришкой,

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове —

Вместо книжки стало две.


Культурный уровень каналов, кроме не участвующего в свалке второго, понизился до нуля. Идейный же — уже где-то в области отрицательных величин. И какой там уж имирессионизм! Все по Маяковскому:


«Я сразу смазал карту будней,

плеснувши краску из стакана».


В народе уже все знают. Первый канал — личная собственность Березовского, НТВ владеет Гусинский, а TV-центр «ушел под кепку». Но ведь такая тонкая материя, как сфера идей, прямой и грубой приватизации не подлежит. Надо хотя бы делать вид, что печешься об общественном интересе. Поди определи, кому принадлежит Си-Эн-Эн.

Не надо забывать визитные карточки на месте преступления. Полиции нравов не над чем будет работать. Кто же поверит каналам, ушедшим кто под кепку, кто под шляпу, кто под берет? На экранах не дуэль, не информационная война, а какое-то Ледовое побоище. Все рубят, колют, режут. И непонятно, за что. Как бы народ православный не сделал Оргвыводы: «Долой Монтекки вместе с Капулетти!» И зачем, спрашивается, телезрителям или читателям ломать себе голову над тем, кому достался «Связьинвест»? Не им же.

Голубой экран — это не лоханка воды с «Ариэлем», где банкиры будут прилюдно стирать свое грязное белье, а потом еще выплеснут вместе с мыльной водой общенародное достояние — Анатолия Чубайса, каждый день пребывания которого в правительстве на какие-то сантиметры оттаскивает страну от бездны социализма. Так и хочется сказать дорогим ОРТ и НТВ: «Подавитесь своими аукционами и не замайте нашего Чубайса». Страшно видеть, как НТВ выталкивает на сцену универсального Минкина, который, как тот самый рабочий, который Пастернака не читал, но осуждает, лезет в абсолютно непонятное ему дело с издательством и гонораром А.Коха и интервью Чубайса по этому поводу. Ведь Минкин, в силу полной некомпетентности и неосведомленности (соответствующие органы еще не подкинули соответствующие пленки) только и мог сказать, что не надо верить Чубайсу, потому что он лгун и отец лжи. И он, Минкин, ему не верит. А Минкину-то мы почему должны верить, который на виртуальной даче Гайдара нашел виртуальный казенный диван?

Стыдно стало смотреть на С.Доренко и С.Киселева. Хозяева употребляют их вместо финки. Когда из либеральных журналистов делают орудия для убийства демократии, ибо отстранение Чубайса от дел означает новый застой, а то и новый регресс, это просто страшно. А если придут коммунисты, они будут читать тассовки о казнях врагов народа? Ведь сейчас они говорят не под дулом автомата. И каковы мотивы добровольного палачества бывшего журналиста Павла Вощанова, который выполняет роль Вышинского при полумертвом, прикованном к постели Анатолии Собчаке, головы которого он требует с чисто чекистской кровожадностью? Если он требует этого бесплатно, то еще хуже. Значит, надо менять профессию и идти на бойню. Но убивать за плату — это немногим лучше. Журналист — это апостол и хранитель общественной свободы. И у него не может, не должно быть хозяина, ошейника, будки. И если есть школы служебного собаководства, то тех журналистов, которые получили там диплом, надо посылать не в СМИ, а в пограничные войска.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова