Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы.
ОБ УМНОЙ ИЛИ ВНУТРЕННЕЙ МОЛИТВЕ
(из отцов Церкви).
Об
умной или внутренней молитве // Путь. - - Июнь-июль 1926. - №4. - С. 117-120.
СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ: «Выну хвала Его во устех моих». Думается, невозможно то, что говорить пророк. Каким образом хваление Божие может быть всегда во устах человеческих? Когда человек ведет обычную житейскую беседу, он не имеет во устах хвалу Божию; когда спит, молчит, конечно; когда ест и пьет, как уста его совершают хвалу? На это отвечаем, что есть умные уста внутреннейшего человека, посредством которых человек, питаясь, становится причастником жизненного Слова Божия, которое есть хлеб, сшедший с небес. Об этих устах говорит пророк: Уста моя отверзох и привлекох Дух; эти уста и Господь призывает нас иметь отверстыми ко принятию пищи истинной: расшири, говорит Он, уста твоя, и исполню я. Может однажды начертанная и запечатленная в разуме души мысль о Боге именоваться хвалою, от Бога всегда пребывающею в душе; может, и по Апостольскому Слову, старательный все творить во Славу Божию. Ибо всякое делание, и всякое слово, и всякое действие умное имеет силу хваления. Праведник — есть ли он, или пьет, или иное что делает, все во славу Божию делает; у него даже и спящего «сердце бдит».
СВ. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: Всегда делай ум храмом Богу, чтобы иметь внутри своего сердца невещественное пребывание Царю.
СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ: Болезнуешь ли душою? Не можешь и не вопить, ибо весьма болезнующему свойственно так молиться и так просить, как я сказал. Ибо и Моисей, болезнуя, так молился и болезнь его была услышана, почему и сказал ему Бог: Что вопиеши ко Мне? (Исх. 14-15) И Анна, опять же хотя и голоса ее не было слышно, всего достигла, чего хотела: так как сердце ее вопияло. И Авель, не молча ли и даже не по кончине ли своей молится? И кровь его издавала
117
глас, светлейший трубы. Стени так же, как Св. Моисей, не возбраняю. Раздери, как повелел пророк, сердце твое, а не ризы; из глубины призови Бога. Из глубины, сказал он, воззвах к Тебе, Господи. От низу, от сердца возвыси голос; сделай таинством твою молитву. Ты не людям молишься, но Богу, везде сущему и слышающему прежде, нежели ты скажешь, и знающему прежде, нежели ты подумаешь: если так молишься, великую получишь награду. Ибо отец твой, сказано, видяй в тайне, воздаст тебе явно. Он, будучи невидим, хочет, чтобы и молитва твоя была такова же.
ПРЕП. МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ: Христианин должен всегда иметь память о Боге, ибо написано: Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, чтобы он не только тогда, когда входит в молитвенный дом, любил Господа, но и тогда, когда ходит, беседует, ест, и пьет, имел память о Боге и любовь и желание, ибо сказано: иде же есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше.
ПРЕП. СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ: Святые отцы наши, слыша Слово Господа, яко от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, и та суть сквернящая человека (Mф. 15:19), учившего очищать внутреннее скляницы, да и внешнее ее будет чисто (Mф. 23:26), оставивши мысль о всяком ином делании, подвизались в этом хранении сердца, несомненно зная, что при хранении сердца они и всякое иное делание без труда соблюдут, без него же никакая добродетель удержаться не может.
СВ. МАРК ЕФЕССКИЙ: Подобало бы, по повелевающей заповеди непрестанно молитися и духом и истиною поклонение Богу возносить; но расположение к житейским помыслам и тяжесть попечений о теле отводят и отстраняют многих от Царства Божия, внутри нас сущего, как возвещает Слово Господне, и препятствует пребывать у умного жертвенника, принося от себя Богу духовные и словесные жертвы по Божественному Апостолу, сказавшему, что мы храм Бога, живущего в нас и что Дух Его Божественный живет в нас. И нет ничего удивительного, если это обычно бывает с многими, живущими по плоти, когда мы видим и некоторых отрекшихся от всего морского, мысленно обуреваемых действиями страстей, подвергающихся вследствие этого великому смущению, омрачающему разумную часть души, и потому не могущих достигнуть, при всем желании их, истинной молитвы. Сладостна бывающая в сердце чистая и постоянная память об Иисусе и происходящее от нее неизреченное просвещение.
СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (Из Слова на Введение во храм Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии): Пресвятая Дева Богородица, пребывая во Святая Святых и уразумевшая из Свящ. Писания о погибающем ради преслушания своего роде человеческом, исполнившись к нему крайнего мило-
118
сердия, восприяла умную молитву к Богу о скорейшем помиловании и спасении рода человеческого. Не усматривая из всего существующего ничего лучше этой молитвы подходящего для человека, устремляясь к молению крепко со всем старанием, новотворит большее и совершеннейшее и изобретает, и исполняет, и преподает последующим деяние, как высочайшее восхождение к видению. Но собравшись уже все в себя и очистивши ум, услышьте величие таинства: ибо я хочу сказать слово, полезное для всего христоименитого собрания, особенно же относящееся к отрекшимся от миpa. Отречения же ради вкусивший уже кое-что от оных будущих благ, ставший уже в сонме ангелов и стяжавший жительство на небесах, пусть пожелает подражать по силе своей Первой и Единой с младенчества отрекшейся от миpa во имя мира Приснодевственной Невесте... И так, ищущи сказанного, Дева обретает священное безмолвие, как самое необходимое молитвенникам для собеседования, каковым бывает молитва: безмолвие ума, удаление от миpa, забвение земных, проникновение горных разумений на изменение к лучшему: это деяние, как поистине восхождение к видению Сущего поистине, или, гораздо правильнее сказать, к Боговидению, есть как бы краткое указание душе, стяжавшей его поистине. Всякая иная добродетель есть как бы врачевание в применение к душевным недугам, и от малодушия укоренившимся лукавым страстям. Боговидение же есть плод здравствующей души, как некоторое конечное совершенство, а вместе и образ Богодеяний. Поэтому человек боготворится не от словес, не от видимых действий предусмотрительной умеренности, ибо все это и земно, и низменно, и человеческо; но от пребывания в безмолвии, потому что вследствие этого мы отрешаемся и освобождаемся от земного и восходим к Богу. И пребывая на высоте безмолвного жития, ночью и днем терпеливо подвизаясь в молитвах и молениях, мы приближаемся некиим образом и приступаем к оному Неприступному и Блаженному Естеству. И таким образом, т. е. терпеливо творящим им молитву, растворившуюся неизъяснимо Сущему выше ума и чувства Свету, они видят в себе, как в зеркале, Бога, очистивши сердце священным безмолвием. Оно есть скорое и сокращенное руководство, как успешнейшее и с Богом соединяющее, особенно для держащихся его во всем вполне. Вот почему и Пречистая, отрекшись, так сказать, от самого житейского пребывания и молвы, удалилась от людей, и уклонившись виновного жительства, предпочла жизнь всем невидимую и необщительную, пребывая в невходных. Здесь, отрешившись от всех вещественных уз, отказавшись от всякого общения и любви ко всему и превзойдя снисхождение к собственному своему телу, она собрала ум к одному с Ним сообращению и пребыванию и вниманию и к непрестанной Божественной молитве. И через нее сама в себе бывши и устроившись превыше многообразного мятежа и помышлений и просто — всякого вида и вещи, она открыла новый и неизреченный путь на небо, который есть, скажу так, мысленное молчание. Прилежа
119
ему и внимая умом, Она перелетает все создания и твари; лучше, нежели Моисей зрит Славу Божию, созерцает Божественную благодать, ни в какой мере не подлежащую силе чувства, а также душ и умов нескверных благорадостное и священное видение, ставши причастницей Которого, Она, по Божественным песнопевцам, является светлым облаком живой поистине воды, зарею мысленного дня и огнеобразною колесницею Слова.
120