Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

игумен Евмений Перистый

БАТЮШКА, Я - НАРКОМАН!

К началу

Как пастырю показать,

что ему доверять можно?

 

Построение доверительных взаимоотношений — задача непростая. Радеющий о духовных чадах пастырь, подражая Пастыреначальнику Христу, старается затронуть самую глубину личности пришедшего человека, ту глубину, о существовании которой человек даже не подозревал... Вспомним, какой замечательный пример подобного прикосновения к человеческой душе показал наш Господь в Своей беседе с женщиной-самарянкой у колодца.

Для построения доверительных отношений существуют несколько простых правил. Прежде всего человека не стоит "грузить" оценками, обвинять его, долго и подробно рассказывать ему, что он "должен" и чего "не должен".[65] В таком случае человек или сразу закроется, или (если нажим будет слишком сильный, а ваш подопечный окажется достаточно мягким в волевом отношении) окончательно сломается. Приходилось видеть, как под воздействием достаточно директивного пастырского руководства в людях окончательно рушилось волевое начало, они становились вялыми, апатичными и беспомощными. По какому-то странному недоразумению такое поведение называется "смиренным", полное отсутствие волевого начала считается для многих людей идеалом правильного духовного устроения.

Но ведь наша задача — помочь восстановить в пришедшем человеке волевое начало, вернуть ему право быть хозяином собственной жизни и научить его снова распоряжаться ею в соответствии с собственными ценностями и смыслами!

Святые отцы оставили нам описание того, что и как следует говорить в каждом конкретном случае: как узнать, когда быть построже, когда — помягче; в каком случае рассказать притчу, метафорическую историю, а в каком — предложить самому человеку рассказать, что он думает по тому или иному поводу; в каком случае нужно апеллировать к осознанию, а в каком  — непосредственно к сердцу. Одним из наиболее замечательных классических источников подобного рода является «Слово к Пастырю» преподобного Иоанна Лествичника.

Безусловно, через благодатных старцев и духовников действовала особая духовная сила. Действие благодати Божией не поддается человеческому описанию. Однако преподобный Иоанн свидетельствует о том, что умение говорить с человеком на его языке, раскрывать потаенные стороны человеческой души, строить доверительные отношения — навыки, которым можно (и должно!) обучиться.

Психологическая наука в последние годы довольно детально исследовала структуру человеческого общения. На основании изучения опыта людей, умеющих грамотно строить доверительные отношения и создавать желание измениться, было написано много книг и статей. Мы же остановимся здесь только на элементах помогающего общения, непосредственно касающихся работы с наркозависимыми.

К чему бы человек ни стремился, чего бы ни хотел достичь, он всегда имеет дело с другими людьми. И даже если человек имеет дело со многими организациями, в конечном счете, он будет общаться не с какой-то абстрактной организацией, а с конкретным человеком, представляющим эту организацию. Человек имеет дело не с медициной, а с врачом, не с юриспруденцией, а с адвокатом или с судьей, не с бизнесом, а с конкретным бизнесменом. Всегда перед нами другой человек. И очень часто достижение наших целей, зависит от другого человека, от того, какое впечатление мы производим на него, какие чувства у него остаются, когда он общается с нами, какие впечатления у него возникают в первый момент встречи. От этого нередко будут зависеть те решения, которые он будет принимать, и от этого зависят, достигнем мы наших целей или нет.

Общение может быть эффективным или неэффективным. И будь это общение между родителем и ребенком, между врачом и пациентом, между учителем и учеником, между начальником и подчиненным или между людьми, находящимися на равных, если это общение будет удачным, то это произойдет потому, что оно следует определенным законам. Пастырю, как никому другому, нужно научиться действовать в соответствии с этими законами. И одним из этих законов является уважение к ценностям другого человека, с тем, что для него дорого и ценно.

Работа с людьми, зависимыми от наркотиков, должна происходить без конфликта с их убеждениями и ценностями. Означает ли это полное согласие пастыря с убеждениями и ценностями наркомана? Вовсе нет. Задача пастыря, не входя в полемику по поводу различных точек зрения на те или иные вещи, раскрыть альтернативу, необъятный мир духовной жизни. И если пастырю удастся это осуществить, человек сам сделает свой выбор в пользу Христианства. Доверьте ему сделать этот выбор.

Если наркоман поверит в то, что священник его понимает и принимает таким, какой он есть, общение сдвинулось с мертвой точки. В противном случае результат будет такой: "и здесь меня не поняли".

Важным для начала общения видится наличие смиренного отношения пастыря к пришедшему. Полностью уврачевать и решить проблему человека может только Господь. Оставим же Ему, Незримому, но реально присутствующему, место в вашем общении. Не стоит назидать, лучше просто делиться тем, что вы думаете по тому или иному обсуждаемому вопросу. В таком случае ваши слова будут ложиться в сердце вашего собеседника. Нотации же, как правило, вызывают внутреннее сопротивление.

Нередко приходится встречать ситуации, когда служители Церкви говорят о Боге слишком «по-книжному». Бывшие наркоманы рассказывали, что нередко пастырь, не построив доверительных отношений, никем не став человеку, нагружает его «правильными» понятиями и представлениями. Видится важным необходимость смещения фокуса внимания в пастырской работе с холодного морализаторства и назидательства на обретение человеком собственного пути к Богу.

«Нет ничего более опасного для дела миссии в молодежной среде, чем нравоучения и назидания. У молодого человека это сразу ассоциируется с нотациями, которые им годами читают родители и учителя. И происходит рефлекторное отторжение такого рода проповеди. К тому же люди церковные слишком часто бывают склонны прибегать к непривычной и трудной для непосвященных схоластической риторике, нередко обильно сдобренной цитатами на славянском языке. Не исключаю, что у какой-то части молодежи все это может вызвать интерес, но, скорее всего, речь будет идти о людях, уже нашедших дорогу к храму, а вот те, кто всецело захвачены мирскими попечениями и поглощены страстями и соблазнами века сего, вряд ли откликнутся на подобное обращение к ним. Говорю об этом потому, что мне приходилось наблюдать реакцию молодежных аудиторий на такие выступления священников. И поэтому мы должны научиться разговаривать с современной молодежью на понятном и доступном ей языке».[66]

Пастырю нужно помнить, что словами выражается очень небольшая часть того, что мы хотим передать друг другу. Намного большая часть информации передается без слов: тоном голоса, жестами, мимикой. На формирование доверия и открытости влияет не столько то, что говорит священник, сколько как он говорит.

В любом общении на первых же минутах складывается определенная атмосфера между собеседниками. Эта атмосфера определяет дальнейший ход разговора, определяет, придем ли мы к согласию или не придем, удастся ли нам достичь наших целей или нет.

Первая встреча с незнакомым человеком имеет особое значение. Человек входит, вы здороваетесь, сказали друг другу буквально несколько слов, и уже с первых минут у каждого из собеседников возникли определенные чувства по отношению друг к другу. Их этих чувств складывается определенная атмосфера, которая и определяет 50-70 процентов того, что между вами произойдет потом.

Оказывается, от того, что происходит во внутреннем мире человека, его собеседник испытывает те или иные чувства. Внутреннее делание намного важнее внешнего. Если ты внутренне доброжелателен, то не очень важно то, что делаешь внешне: между вами возникает доброжелательная атмосфера. И наоборот, если вы будете сидеть напротив человека, изображать доброжелательность, говорить правильные фразы, даже время от времени улыбаться, и думать при этом: «Да когда ж ты уйдешь?», человек будет чувствовать себя дискомфортно. Почему? Внутреннее состояние противоречит внешнему деланию, а внутреннее намного значимей.

Ниже хочу предложить несколько маленьких упражнений, которые помогут молодому пастырю усовершенствовать навыки построения помогающего исцелению общения.

Осознание собственных чувств

 

Когда человек обращается за помощью к пастырю, важно первым делом помочь ему понять, что, прежде чем начать контролировать свои чувства, необходимо обучиться их осознавать. Замечено, что те чувства, которые человек пытается заглушить и проигнорировать в себе, начинают действовать в нем почти бесконтрольно. В общении нам необходимо дать понять обратившемуся за помощью человеку: что бы ни происходило с ним в прошлом — он безусловно принят пастырем таким, каков он есть.

Удивительно видеть, как в процессе обретения взаимопонимания жесткий, суровый и закрытый в себе человек вдруг может раскрыть пред, казалось бы, посторонним человеком, самую глубину своего сердца, выявляет потребность в общении, искренне признаётся в том, что он нуждается в поддержке, может даже расплакаться. Важно с уважением относится к недоверию человека, к его смущению, к стыду и не пытаться "разговорить" его, когда он действительно еще не готов общаться.

Наши эмоции и чувства помогают нам реагировать на опасность, любить ближних, понимать других, помогают выжить. Многие люди боятся своих чувств. Некоторых людей с детства обучают тому, что эмоции, чувства проявлять стыдно: «Мальчики никогда не плачут», «Хорошие дети так себя не ведут». Старшие нередко пугают детей, проявляющих свои искренние чувства, заглушая их с помощью грубых окриков и оскорбительных замечаний. На почве подавления эмоций и чувств могут возникать зависимости. Нереализованные душевные силы таким образом находят себе выход.

Если человеку нанесли душевную или физическую рану, а он не способен открыто проявить такие чувства как огорчение, страх, гнев, то в глубине души формируется отношение к жизни как месту, наполненному страданиями. Со временем человек начинает проявлять себя как "страдалец-по-жизни". Невыраженные чувства продолжают копиться, подобно большому снежному кому, который катится вниз, становясь все больше и грозя совсем раздавить человека. Накопленное страдание может так сжиться с человеком, что невозможно будет отделить реальную личность от созданного образа "страдальца-по-жизни". Нередко поэтому говорят о человеке, что «Анна Ивановна всегда в убитом настроении», «Николаев вечно на всех кричит», «Елена постоянно чем-то обеспокоена».

Каждый человек имеет реальные жизненные потребности, которые неразрывно связаны с повседневной жизнью. Такие потребности как внимание, любовь, сочувствие, питание, безопасность, кров, общение, творчество, признание своей личности другими людьми не всегда удовлетворяются. В раннем детстве ребенок не может объяснить окружающим, в чем он на данный момент нуждается. При таких обстоятельствах неосуществленные желания замораживаются на длительное время, и целые годы жизни могут быть потрачены на размораживание. Замороженные реальные потребности души человека — это потребности, которые не были удовлетворены тогда, когда он особенно в этом нуждался. Например, если в детстве человек уединялся, чтобы поплакать, значит, его потребности в ласке, внимании, защите игнорировались окружающими.

Не давая проявиться такого рода переживаниям, у человека сформировался именно такой образ восприятия окружающего мира. Это могло происходить таким образом. Человек проваливался в "страдальческое" состояние:

— Никому нет дела до того, что мне необходимо сочувствие, понимание, поэтому я так горько плачу.

Или:

— Я никому не нужен, никто меня не любит.

Или:

— Я одинок в этом мире и все делаю для себя сам, потому что никому нельзя доверять.

Так формируется устойчивое ощущение одиночества, заброшенности, собственной ненужности. Если это переживание повторяется, то велика вероятность приобретения того, что из грустного ребенка человек превратится в грустного взрослого человека, который будет считать для себя невозможным даже самым близким людям доверять свои переживания. Такой человек может получить признание в обществе, на работе, состоять в браке, иметь детей, но все равно чувствовать себя одиноким и несчастным, отверженным когда-то ребенком.

Мне приходилось консультировать людей с замороженными душевными потребностями. У некоторых из них такие естественные потребности как потребность в любви, сочувствии, понимании, признании воспринимаются чуть ли не как смертные грехи. Человек начинает запрещать и замораживать эти потребности, что, в конечном итоге, может привести к срыву или к зависимости.

Как разморозить

человеческую душу?

 

Как упражнение для размораживания чувств, в группах взаимопомощи предлагается такое упражнение. Участники соединяются в пары и выслушивают друг друга по очереди в течение десяти минут. Засекается время, один слушающий только кивает и внимательно вслушивается, а другой говорит и произносит все, что он хотел бы произнести, и что кажется для него важным.

Во время беседы происходят очень интересные вещи. Люди чувствуют неловкость и ведут себя по-разному: одни — волнуются, смеются, пытаются сказать своему собеседнику хоть что-нибудь, считая, что молчание невыносимо. Другие, пользуясь случаем, буквально впитывают внимание. Эти люди выливают на собеседника все свои тревоги и печали, все свои сокровенные мысли. Некоторые в процессе слушания перетягивают внимание на себя, как они это делают и в обычной жизни, говоря: «Да, у меня тоже была такая ситуация».

Большинство людей в процессе общения жаждут слышать о себе и слушают только себя. Но пока человек говорит о том, что он думает и чувствует, вряд ли у него возникнет душевная связь с другим человеческим существом. Потому что если вы рассказываете о том, что думаете и чувствуете, в это время вы не уделяете внимание СОБЕСЕДНИКУ, вы уделяете внимание ТОЛЬКО СЕБЕ. Мы не говорим, что это плохо. Но мы утверждаем, что это вряд ли приведет к ощущению большей связи с кем-то другим.

Пастырь вряд ли сможет обрести большее взаимопонимание с наркоманом, который сидит перед ним, если он, пастырь, в это время находится внутри самого себя: находясь в собственных воспоминаниях, что-то переживая, — а потом рассказывая об этом собеседнику. Подобный подход не обеспечит священнику взаимоотношения с наркоманом. Подопечный, возможно, много узнает о том, что происходит во внутреннем мире батюшки, но за все время общения ПАСТЫРЬ не уделяет внимания ЕМУ.

В подлинном же общении другой человек — собеседник — является тем, кто фокусирует наше внимание. И когда мы открываем для себя другого не как человека, которого можно использовать для утешения себя, не как объект, интересующийся мною («любимым»!), не как "свободные уши" для того, чтобы рассказать о себе, но как собеседника, который подлинно интересен нам, мы начинаем раскрывать целый мир.

Роскошь человеческого общения, мир внутренней глубины другого человека — это еще одна красота этой жизни, ради которой стоит оставить любую зависимость. Некоторые люди живут до 30, 40, 60 лет, так и не раскрыв другого для себя и не узнав, что такое другой человек, не узнав, что такое подлинная любовь.

Отсутствие любви, отсутствие близкого человека нередко ведет к зависимости. Зависимость в таком случае становится одним из способов выйти хоть куда-то из рамок своего трагического одиночества. Поэтому, наверное, самым лучшим лекарством от зависимости может стать любовь. Любовь как выход из себя навстречу другому. Любовь как выход из себя навстречу Богу. Вот эта способность дотянуться навстречу Богу, все-таки встретиться с Господом, соприкоснуться с Ним — довольно непростая задача и, как говорили святые отцы, невозможно любить Бога, Которого не видишь, если не любишь ближнего, которого видишь.

Построение глубоких и значимых отношений с Богом начинается с построения глубоких и значимых, подлинно открытых и беззащитных отношений с ближним. Беззащитных в том смысле, что человек не защищается от ближнего, полностью открыт ему, открыт как родному, как искреннему, открыт всей полнотой своего сердца.

Увидеть во взрослом ребенка

 

Для того чтобы понять, как внутреннее состояние влияет на качество построения доверительных взаимоотношений, попробуйте просто разглядеть в лице пришедшего человека лицо ребенка 3-4 лет. Вы будете удивлены, с какой легкостью в лице взрослого проступают черты ребенка. Они здесь, с ним, они никуда не делись. Вы можете подумать о том, был он веселым или грустным ребенком, за что его ругали, за что хвалили, были ли у него друзья, подруги. Конечно же, как и у каждого ребенка, были у него свои маленькие детские секреты, свои мечтания.

После того, как вы посмотрели на человека, сидящего рядом с вами, и своим внутренним взором представили его ребенком, прислушайтесь к себе — что вы при этом чувствовали. Чаще всего это чувства, которые человек испытывает по отношению к маленькому ребенку: чувство нежности, может быть, тревоги, желание защитить. Эти чувства настоящие, очень теплые, очень искренние, чувства, которые мы обычно испытываем по отношению только к очень близким и любимым людям. И это все возникло благодаря тому, что мы проделали внутреннее действие. Внешне не делалось ничего.

И еще, открою один маленький секрет: когда вы смотрите на человека и мысленно представляете его ребенком, очень часто тот, на кого смотрят, начинает вспоминать свое детство. Почему? Неизвестно. Что происходит? Практически мгновенно и очень просто создается атмосфера близости, доверия, открытости.

Не секрет, что к пастырю приходит множество людей, разных. И по-человечески они могут быть симпатичны или не очень, нравится своим поведением или видом. А вам нужно не только с ними говорить, но и расположить их к себе. Посмотрите на них и мысленно представьте, каким этот человек был ребенком. И он раскроется навстречу вам.

Прикоснуться к собеседнику

 

Известно, что через прикосновение передается очень много эмоциональной информации. Одним прикосновением можно передать свои чувства, свое отношение к человеку.

Прикосновение к другому человеку — важная часть жизни пастыря. Мы прикасаемся к человеку, когда преподаем благословение, читаем над его головой разрешительную молитву, совершаем Таинство Соборования, иногда — в процессе общения.

Важно понимать, прикосновение какого качества, какой силы, какого эмоционального содержания необходимо в тот или иной момент. Какое сообщение Вы хотели донести вашему подопечному, если бы это можно было сделать без слов, через прикосновение? В каком случае прикосновение будет уместным, а в каком — нет?

Рассказ о себе

Зависимые люди, возможно, не сразу откроют себя незнакомому человеку. Они уже не раз обожглись на непорядочности и давящем отношении мира взрослых, довериться кому-то снова бывает нелегко. У некоторых, когда они вплотную подходят к тому, чтобы рассказать о себе что-то важное и значимое, возникает ощущение внутреннего барьера.

Необходим определенный навык для того, чтобы помочь преодолеть этот барьер, помочь человеку высказаться. И здесь стоит подумать о разумном балансе между молчаливой готовностью выслушать и умением задавать раскрывающие вопросы.

Монолог или диалог?

Общение можно поделить на одностороннее — монолог и двустороннее — диалог. Одностороннее общение — один человек говорит, а другой не имеет такой возможности. Обычно это происходит в случаях, когда первый стоит выше по иерархической лестнице. Это может быть учитель, начальник, священник. Говорящему кажется, что он объясняет понятно, легко и доступно, а у тех, кто его слушает, могут возникать чувства неуверенности, подавленности, нервозности, злости на "свою бестолковость" и т.п.

Выход из этой ситуации простой: превратить одностороннее общение в двустороннее, обеспечить диалог, разрешить задавать вопросы, взаимодействовать. Только общаясь вместе люди могут установить взаимное понимание. А это цель любого общения. И это очень хорошо нужно помнить священнику.

Язык во многом формирует внутренний мир человека. Если вы хотите быть понятным только себе и говорить правильно со своей собственной точки зрения — тогда не стоит себя утруждать подыскиванием слов и фраз. Однако стоит помнить: если собеседник не будет уверен, что вы понимаете то, что происходит в его внутреннем мире, он вряд ли раскроется навстречу вам.

Если у вас есть интерес к человеку, и у него появился интерес к вам, то со временем непременно возникнет диалог, постепенно сформируется взаимопонимание.

О том, что в диалоге главное

Важным моментом построения отношений в процессе душепопечения является умение обрести нужный баланс между выслушиванием человека и заранее поставленной целью и непосредственным течением беседы. Для первого общения (если вы решили последовательно и основательно помочь человеку) вряд ли удобна исповедь, ведь ваш подопечный может даже не знать, что такое "грех" и в чем конкретно ему нужно покаяться. Возможно, это будет одним из следующих этапов совместной работы. Уместнее посидеть и просто поговорить с человеком.

Переходя непосредственно к самому процессу помощи наркозависимым, пастырю необходимо уяснить для себя следующее:

— Какова моя роль в этом процессе?

— Кому: мне или моему подопечному, принадлежит решающая роль в выборе направления движения?

— Почему конкретный человек выбрал именно меня и почему он продолжает доверять мне?

— Каким мне видится процесс и конечный результат изменения?

— Насколько мой подопечный готов участвовать в процессе изменений?

— Что мне необходимо сделать в процессе помощи, зависящее исключительно от меня?

— Что должно произойти в результате совместной работы?

— По истечении какого времени можно будет заметить первые результаты совместной работы и в чем они должны проявиться?

В общении мы сознательно или неосознанно влияем на своего собеседника, а он, в свою очередь, влияет на нас. И здесь необходимо быть готовым к взаимовлиянию, взаимопроникновению, к диалогу. К сожалению, приходится встречаться со священниками, которые убеждены в том, что общение с наркоманами должно быть односторонним, пастырь "глаголет" правильными словами и вовсе не смотрит и не прислушивается к тому, что происходит с собеседником, как эти "правильные слова" отзываются в нем.

Отличие обычного диалога от диалога в пастырском душепопечении заключается в том, что в этом процессе вы все глубже и глубже познаете своего подопечного и помогаете ему двигаться в желаемом для него направлении. По сути, меняется его мышление и, соответственно, меняется его воззрение на мир, его мировоззрение.

И одним из первых сообщений батюшки, которые будут полезны для начала общей работы, может быть сообщение о совместной работе, совместном труде:

— В чем я могу тебе помочь?

Этим вопросом пастырь дает сердцу человека понять, что будет осуществляться совместная работа, что только вместе вы будете идти к изменениям.

Юмор как средство

обретения взаимопонимания

 

Важным критерием того, насколько сохранилась эмоциональная структура внутреннего мира наркомана, является его реакция на юмор. Юмор — прекрасное средство для обретения взаимопонимания. Юмор является своего рода тестом на способность человека к быстрой переоценке ценностей, к множественности точек зрения на свою проблему.

«Существо смеха связано с раздвоением. Смех открывает в одном яв­лении другое, не соответствующее: в высоком — низкое, в духовном — материальное, в торжественном — будничное, в обнадеживающем — разочаровывающее. Смех делит мир надвое, создает бесконечное коли­чество двойников, создает смеховую «тень» действительности, раскалы­вает эту действительность.

Таким образом смех заключает в себе разрушительное и созидатель­ное начала одновременно. Смех нарушает существующие в жизни связи и значения. Смех показывает бессмысленность и нелепость отношений, существующих в социальном мире; отношений причинно-следственных, отношений, осмысляющих существующие явления; условностей челове­ческого поведения и жизни общества. Смех «оглупляет», «вскрывает», « разоблачает », « обнажает ».

Но смех имеет и некое созидательное начало, хотя и чисто психоло­гическое. Смех дает человеку ощущение своей «сторон­ности», незаинте­ресованности в случившемся и происходящем. Смех лечит душевные травмы, облегчает человеку его трудную жизнь, успокаивает.

Одной из самых характерных особенностей средневекового смеха яв­ляется его направленность на самого смеющегося. Смеющийся чаще всего смеется над самим собой, над своими злоключениями и неудача­ми. Смеясь, он изображает себя неудачником, дураком. В каком-то от­ношении «дурак» умен: он знает о мире больше, чем его современники.

Древнерусский юродивый также выступал в роли «дурака». Поступ­ки, жесты и слова юродивого одновременно смешны и страшны, они вызывают страх своею таинственной, скрытой значительностью и тем, что юродивый, в отличие от окружающих его людей, видит и слышит что-то истинное, находящееся за пределами обычной видимости и слы­шимости.

Функция смеха — обнажать, обнаруживать правду, сбрасывать с ре­альности покровы этикета, условностей, искусственного неравенства, всех мирских заблуждений. При этом «дурость» — это та же нагота по своей функции, это обнажение ума от всех условностей, от всех форм, привычек. Поэтому в широком общественном мнении считалось, что го­ворят и видят правду именно нищие духом. Они честны, правдивы, смелы. Они веселы, как веселы люди, ничего не имеющие в этом мире, от всего добровольно отказавшиеся. Поэтому они не понимают никаких условностей. Они правдолюбцы, близкие к святости.

Смех не только щит против гордыни, против преувеличения своих заслуг перед Богом, но и против всякого страха».[67]

Шутя, рассказывая различные смешные истории, мы можем видеть, способен ли человек быстро реагировать на сообщение, т.е. сохранилась ли в нем способность творчески мыслить для того, чтобы понять смысл произносимого вами.

О том, как поближе узнать

своего подопечного

Следующим шагом является более углубленное знакомство. Необходимо прояснить, какие взаимоотношения сложились в его семье, на работе или учебном заведении. Стоит обсудить эмоциональную, финансовую и духовную сферы жизни. Лучше всего предложить наркоману привести примеры того, когда он совершал нечто, чего бы никогда не совершил трезвым. В процессе такой работы человек сам увидит, сколько он потерял. Можно сначала поинтересоваться, изменилось ли его физическое здоровье со времени, когда он начал употреблять наркотики. Наркоманы часто утрачивают контроль над собственным телом, они могут заснуть за рулем или за рабочим столом. Их отношения с сотрудниками по работе сильно страдают, нередко они не способны выполнять свою текущую работу, поэтому оказываются на грани увольнения. Сейчас среди наркоманов довольно часто встречаются студенты первых-третьих курсов высших и средних учебных заведений. Часть из них вынуждена брать академический отпуск из-за неуспеваемости или пропусков, часть отчислена, т.е. из-за наркотика страдает процесс их обучения.

Наркоманам приходится тратить невероятные суммы денег, доставать их любыми путями. И тут на первый план выступают отношения с обществом — возникают проблемы с законом. Многие наркоманы неоднократно бывают задерживаемы милицией, некоторые из них находятся под следствием, их ожидает суд за распространение, употребление и хранение наркотиков. Редко можно встретить среди наркоманов таких, которые бы не воровали вещи из собственного дома, у своих родителей или у знакомых.

Употребление наркотиков пагубно отражается на отношениях наркоманов с членами их семей. Крайне тяжело приходится тем родителям молодых людей, которые на протяжении многих месяцев, а то и лет, возможно, не замечали, что их дети употребляют наркотики. Чаще всего, это обнаруживается, когда наркомания у детей зашла слишком далеко и требуется довольно серьезное вмешательство. Если родители пытаются повлиять на это положение, они нередко встречают не только словесное, но и физическое противодействие со стороны наркоманов.

Задача пастыря состоит в расширении рамок жизни для человека, оторвавшегося от реального мира и реальных отношений с тем, чтобы усилить осознание своей ответственности за себя и за других людей.

Необходимо подробнее узнать о контексте, в котором проявилась эта проблема, как человек конкретно себя ведет, когда срывается, каким способом он удовлетворяет свою страсть к наркотику, какие у него есть способности и возможности для преодоления недуга, каких ценностей и убеждений придерживается человек, кем в этой жизни он себя считает, каким он видит свой жизненный смысл.

В процессе общения с наркозависимым, духовник может узнать о том, какие темы для него являются провоцирующими, а что является для него желательным, что укрепляет его волю, его решимость выздороветь.[68]

Итак, прежде всего войдите в состояние готовности к работе, устройтесь со своим подопечным в удобной обстановке, где вы будете располагать временем, немного просто поговорите о его жизни.

Самые простые вопросы — самые сложные на самом деле. «Где ты родился?», «Где твой дом?», «Что ты делаешь?», «Куда ты идешь?»... Затем спросите его о том, как он создал беспорядок, в который попал. Иногда полезно подумать об этом, иногда полезно понаблюдать за тем, как с течением времени эти ответы будут изменяться.

Для этих целей можно говорить в свободном и спонтанном порядке, а можно воспользоваться предлагаемой нами последовательностью.

Сначала уместно спросить о среде и окружении обратившегося за помощью человека.

— Расскажи, где и с кем ты живешь?

— Что происходит вокруг тебя?

— Кем ты окружен в своей повседневной жизни?

— Какие у тебя взаимоотношения с окружающими тебя людьми? Как ты взаимодействуешь с ними?

— Расскажи о том, как возникла твоя наркотическая зависимость?

— Расскажи, пожалуйста, о твоей семье.

Затем стоит перейти к вопросу о его действиях, поведении.

— Ты принимал[69] наркотики для преодоления каких-то негативных состояний или при каждом удобном случае?

— Какие воспоминания или какие мысли запускали желание употребить наркотик?

— Как ты вел себя, приняв наркотик? Ты об этом помнишь сам, или тебе рассказывали об этом другие?

— Что делали твои знакомые в подобной ситуации?

— Насколько ты утрачивал контроль над собой после приема?

— Как реагировали твои родственники и близкие люди?

— Насколько, по твоему мнению, ты не мог контролировать себя не только в этом контексте, но и в других областях твоей жизни?

Следующие вопросы — о способностях.

— Каким способом, каким образом ты удовлетворял свои потребности в наркотике?

— Каких состояний ты достигал с помощью наркотика?

— Какие пустоты  в душе ты заполнял наркотиком?

— К каким важным для тебя душевным состояниям заблокирован доступ, открывавшийся наркотиком?

— Диапазон каких "дополнительных возможностей" открывал тебе наркотик?

Следующий этап — беседа об убеждениях, каково мировоззрение человека. Слово “мировоззрение” содержит в себе славянский корень «зреть», т.е. «видеть». Когда мы говорим о мировоззрении человека, мы исследуем то, как он видит окружающий мир, события и явления.

У каждого из нас есть убеждения, которые помогают нам жить в этом мире и достигать наших целей.

Например:

В мире много добрых людей, которые всегда готовы прийти на помощь;

— Бог всегда дает испытание по силам;

— Любая проблема — это возможность научиться чему-то новому;

— Все, что ни происходит, — к лучшему.

А есть убеждения ограничивающие. Например:

— Наркоманы и пьяницы — неисправимые люди;

— Без высшего образования человек ничего в жизни не достигнет;

— Научиться можно только на своих ошибках;

— Не делай людям добра — не дождешься от них зла;

 — Диабет неизлечим;

 — От рака умирают.

Убеждения представляют собой обобщения, которые могут не осознаваться ("Это само собой разумеется!") и не контролироваться нашим сознательным разумом.

В беседе с зависимым человеком нам достаточно выявить несколько блоков таких убеждений:

— Какое место занимал наркотик в твоей жизни, что наркотик для тебя значил, символом каких значимых для тебя состояний он являлся?[70]

— Каковы твои убеждения о возможностях освобождения от наркотической зависимости?

— Каков окружающий тебя мир и каковы люди вокруг тебя?

Следующий этап — личностное своеобразие, т.е., представление человека о себе самом.

— Что ты думаешь о себе, кем себя считаешь? Кто ты?

Очень важный вопрос:

— Выделяешь ли ты  себя как личность из окружающего мира, умеешь ли строить границы между собой и другими людьми?[71]

— Каковы способы взаимоотношений между тобой и остальным миром?

Для многих наркоманов прием наркотиков является единственным способом комфортного взаимодействия с окружающими его людьми.

Далее мы можем спросить о человека относительно его смысла жизни, жизненного предназначения.

— В чем ты видишь смысл собственной жизни? [72]

— В чем твое предназначение на этой земле?

— Что ты еще должен успеть сделать в своей жизни?

И наконец, важно узнать, какие у человека взаимоотношения с Господом.

— Каковы твои взаимоотношения с Богом на настоящий момент?

— Читал ли ты Евангелие?

— Ходишь ли в храм, и как часто?

— Бывали ли в твоей жизни случаи, когда Бог явно помогал тебе, отвечал на твои молитвы?

— Если тебе удобно будет ответить на этот вопрос, то скажи, давал ли ты Богу какие-нибудь обещания и исполнял ли их впоследствии?

"Перевоспитание" или обучение?

Дар священства раскрывается в сердце пастыря, как сораспятие своему стаду

Митр. Антоний Храповицкий

Работу с наркозависимыми уместно будет уподобить обучению. Не «перевоспитание», не «переделывание» человека, а именно обучение тому, чему он не научился в семье, в школе, в институте. Наркомана можно обучить более глубокому уровню проживания человека в этом мире, пониманию смысла этого проживания. Обучить тому, как организовать свой внутренний опыт, какие процессы лежат в основе внутреннего опыта человека и как можно управлять своими эмоциями и состояниями. Значительная часть внутренних реакций человека на внешние и внутренние раздражители является стереотипной и автоматической, но далеко не всегда полезной и эффективной.

В процессе изучения природы человеческой психики можно выделить осознаваемую сторону, т.е. то, что в настоящий момент осознает человек, и внутренний мир человека, т.е. накопившийся в нем опыт понимания, осмысления и реагирования. По мнению психологов, только 6-10% планов и действий человека являются осознаваемыми. 90-94% этих действий управляются из внутреннего мира, из эмоциональной памяти человека, и происходит это на неосознаваемом уровне.

Например, человек обучается езде на автомобиле. Пока он учится, он сознательно сконцентрирован на том, чтобы запоминать, какая операция следует после какой, что в это время должна делать правая рука, левая нога, в какой момент нажать нужную педаль, какие показатели на панели свидетельствуют о том или ином состоянии автомобиля. Но когда человек освоит езду на автомобиле довольно хорошо, сознание передает во внутренний мир функцию управления автомобилем. И после этого человек, управляя автомобилем, может вполне не задумываться о вождении, он может думать о чем-то своем, напевать какую-то мелодию, разговаривать с пассажиром. Таким образом, те или иные осознанные жизненные циклы, поведенческие шаблоны становятся неосознаваемыми.

Точно так же человек обучается работать с клавиатурой компьютера. Первое время он сознательно запоминает, где расположены буквы а, о, б, г, где находится запятая, как изменить регистр. Но впоследствии человек начинает работать не задумываясь, поскольку изнутри неосознаваемо поддерживается эта способность.

В сознании человека находится небольшая часть накопленной им жизненно-важной информации. Во внутреннем мире хранится полнота знаний о всех событиях и навыках, почерпнутых им на жизненном пути. Если же большая часть знаний и навыков хранится во внутреннем мире, в эмоциональной памяти человека, то именно там могут находиться причины различных психологических проблем и отклонений. И воздействовать на них сознательными усилиями, рационально и логично не всегда результативно. Работа пастыря будет гораздо эффективнее, если он построит доверительные взаимоотношения человеком не только на словесно-сознательном уровне, но и на уровне приятия и понимания его внутреннего мира.

Если человек не научился в реальной жизни ставить цели и достигать их, то предположительно, что из  кубиков своего внутреннего опыта он собрал не очень удачную фигуру. И со стороны пастыря предложение о том, чтобы вместе с ним собрать то, чего бы ему хотелось, будет уместно лишь в том случае, если сам пастырь работает над собой, если он научился понимать себя, научился строить иерархию ценностей в своем внутреннем мире.

Две капли масла

Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.

Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посреди зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными яствами, какие только можно было сыскать в этом краю.

Мудрец, не спеша, обходил гостей, и юноше пришлось два часа дожидаться своей очереди.

Наконец мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Пусть-ка юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа.

— И вот еще какая у меня к тебе просьба, — сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. — Возьми с собой эту ложечку и, когда будешь идти по залам, лестницам и коридорам, смотри, не разлей масло.

Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а через два часа вновь предстал перед Мудрецом.

— Ну, — молвил тот, — понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале? Деревья и цветы в саду, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет? Старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?

Пристыженный юноша признался, что ничего этого не видел, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему мудрец.

— Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме,— сказал тогда мудрец. — Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет.

С ложечкой в руке юноша вновь двинулся по залам, коридорам и лестницам. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Он осмотрел сады и окружавшие замок горы, оценил прелесть цветов и искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к мудрецу, он подробно перечислил все, что видел.

— А где те две капли масла, которые я просил донести? — спросил Мудрец.

И тут юноша увидел, что ложка пуста, капли пролиты.

— Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, — сказал ему мудрейший из мудрых. Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и прекрасен этот мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в своей чайной ложке.

 

Барьеры в пастырской работе

Необходимо отметить, что чувство собственной вины или стыда за свою зависимость[73] или зависимость своих близких может стать серьезным барьером в пастырском окормлении наркомана. Не исключено, что у некоторых священников могут быть родственники, больные алкоголизмом или наркоманией.

Занимаясь с наркоманом, священник может непроизвольно переносить свои чувства по поводу других известных ему алкоголиков и наркоманов на своего подопечного. Некоторые священники после одной-двух попыток помочь наркоманам, говорят:

— Да знаю я этих наркоманов, это конченые люди.

Откуда такое суждение? Несколько предыдущих опытов пастырь обобщает до уровня общей закономерности. И это может стать барьером для дальнейшей работы.

В этом случае может помочь только непредвзятая по отношению к окормляемому позиция, отстранение от своего прошлого опыта, от своих мыслей, идей и чувств по этому поводу. В процессе общения с наркоманом нужно находиться только в моменте взаимодействия с конкретным человеком, забыть на это время о близких и знакомых наркоманах и алкоголиках, но при этом знать, что такая реакция может проявиться на неосознаваемом уровне.

Большинство барьеров и трудностей в душепопечении приходят из нашего внутреннего мира на основании прежнего опыта. Окормляемый нами человек может замечать и реагировать на них. Нередко затруднения могут выражаться в виде немотивированной злобы и агрессии по отношению к наркоману или жалости к нему. Жалость, адресованная своим близким, проецируется  на подопечного, ввиду чего пастырь может «завязнуть» в слишком эмоциональных отношениях с окормляемым человеком, которому он искренне хочет помочь, и окажется в его же проблемном пространстве.

Еще один внутренний барьер в работе с наркоманами — это недостаток знаний о болезни и о методах душепопечения, страх столкнуться с собственной некомпетентностью.[74] Думается, что стремление восполнить недостаток собственных знаний по этому вопросу из научной литературы по наркомании — следствие глубокого смирения и вдумчивости со стороны священника, в отличие от самонадеянного желания уповать только на свои знания и собственный жизненный опыт.

На самом же деле, если вы нормально и серьезно побеседовали с человеком, построили отношения взаимопонимания и доверия, если оговорена ответственность каждого, собрана информация, сформулирован результат — все пойдет своим чередом.

Особенности пастырской работы

с наркозависимыми

Молодые люди, побывавшие в сетях наркотической зависимости, нередко имеют определенные трудности в налаживании близких отношений с другими людьми, им трудно вновь адаптироваться в общественной жизни. Препятствием в этом случае является неуверенность молодых людей в своих силах, страх быть непринятыми. В таком случае любая ситуация общения или обязательств является для молодого человека стрессовой. Человеку с заниженной самооценкой, с отсутствием уверенности в себе необходимо, чтобы некоторое время рядом был человек, который покажет, что он принимает его таким, каков он есть, не спешит указывать на ошибки, не спешит исправлять и поучать. Потому что как только «начинаются морали», попытки исправить человека, он закрывается в свою скорлупу и опять чувствует, что таким, каков он есть, он не принят даже священником, и уходит от него, теряя, может быть, последнюю надежду. Поэтому для пастырской работы важным и значимым является навык самого пастыря по установлению доверительных отношений, навык быть открытым, искренним, цельным по отношению к себе, к людям и к окружающему миру.

Мы не случайно еще раз остановились на личностных качествах пастыря. Как показывает наш опыт и изучение соответствующей литературы, личностные особенности священника, его способность построения отношений с другими людьми оказывают самое непосредственное и, зачастую, даже определяющее влияние на результативность исцеления каждого пришедшего за помощью человека.

Кроме того, важно понимать, что пастырь в группе наркозависимых — представитель взрослого мира, который (с точки зрения субъективного восприятия молодых людей) принес им немало огорчений. И здесь у наркомана могут возникать непроизвольные негативные реакции.

Братство (если восстановление проходит при монастыре) может оказать неоценимую помощь в процессе формирования новых отношений, освещенных светом Христовым, ценностями Евангелия. Если же пришедший за помощью почувствует в личных отношениях между братиями противоречия, это может породить недоверие в целом. Причем, у него может зародиться сомнение в том, что пастырь — это действительно тот человек, который может помочь. Поэтому мы хотели бы дать несколько принципов, предваряющих пастырскую работу.

*

Прежде всего пастырю нужно помнить, что не стоит претендовать на роль всезнающего старца. «Старцем самого себя не сделаешь, и, если можно так выразиться, старцами не рождаются, — считает митр. Антоний Сурожский, — Это люди, которых коснется благодать Святого Духа и которые отзовутся на нее и будут верными, верными тому, чему учит нас Христос, и верными тому, что говорит Дух Святой в их душах. Причем старец не обязательно будет давать приказания, он может давать советы... но он должен хранить, беречь нашу свободу, потому что Бог не ищет Себе рабов, а ищет Себе детей, братий, сестер: «Я не называю вас больше рабами, потому что раб не знает воли господина своего...» Это духовник должен помнить». [75]

Пастырь может чего-то не знать, он может ошибаться. И самой большой ошибкой со стороны пастыря будет настаивание на собственной непогрешимости в тех или иных вопросах. Если пастырь погорячился или был слишком требовательным, можно извиниться перед человеком. Это будет красивым поступком, который научит окормляемых им людей умению признавать и собственные ошибки.

Будьте более смелым в признании своих ошибок, предлагайте подумать вместе, спрашивайте совета всего братства, прислушивайтесь к точке зрения других людей.

 

*

Необходимо стремиться к постоянному получению "об­ратной связи" от окормляемых вами, спрашивать, что им интересно, что бы они хотели обсудить подробнее, что им нравится, что — не очень. И, соответственно, учитывая все это, стройте собственные подходы к душепопечению. Мне нередко приходилось встречаться с противоположным утверждением: наркоман — человек с греховным, помраченным сознанием, обратную связь от него можно игнорировать. В подобном подходе внутренний мир человека не служит отправной точкой душепопечения: наркоман вынуждается принять внутренний мир пастыря, его мировоззрение и язык. Наркомана обучают думать тем же образом, что и пастырь, и лишь затем начинается собственно его окормление. Кто же в центре внимания? Пастырь. Почему же игнорируется внутренний мир окормляемого, обратная связь? Пастырская Психология не разделяет такого подхода.

*

Не бойтесь в присутствии окормляемых вами быть самим собой. Чем в большей степени вы сможете быть искренним и живым человеком, тем быстрее возникнет необходимое для совместной работы взаимопонимание. Не гнушайтесь здорового чувства юмора. Имейте в виду, в настоящий момент вы являетесь не только в традиционно-церковном смысле, но и фактически, буквально приемным отцом для наркомана. Поэтому проявите по отношению к нему всю полноту отцовских чувств. Не бойтесь человека, который делает первые шаги к откровенности. Скажите и жесткое слово, если оно уместно. Если оно будет разумным, человек примет его.

С другой стороны — не поддавайтесь соблазну поиграть в навязанные наркоманом игры. Иногда вам будет навязываться роль палача, а человек будет разыгрывать привычную для него роль жертвы. Вовремя поймите это и перестаньте в это играть. Если вдруг вы заметите, что наркоман «раскрутил» вас на «духовную тему», после чего начинает вами манипулировать и добиваться своего, поймите это и остановите эту игру. Более того, скажите, что вы это поняли, и будьте максимально честны с вашим подопечным и с самим собой.

*

Старайтесь прежде всего выполнять сами то, чему вы учите. Любому педагогу и родителю известно, что люди обучаются не словами, а поступками.

*

Научитесь ставить собственные жизненные цели, только в этом случае вы поможете определиться с жизненными целями другим людям. В настоящей книге приведена анкета, которую можно было бы использовать в тот день, когда человек обратился к вам с определенными ожиданиями. Буквально в первой беседе можно задать вопросы:

— С какими ожиданиями ты пришел в наше братство?

— Есть ли у тебя какие-нибудь опасения и страхи по поводу того, как ты будешь проживать здесь?

— Чего бы ты хотел здесь получить, чему научиться?

Пастырь, наркоман, община

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного

Матф. 5, 16

Истинный пастырь прилагает определенные усилия для того, чтобы в монастыре или на приходе создать здоровую и духовно крепкую общину. «Проблемные люди», наркоманы, в подобном созидании — могут быть помехой.

Но вот в двери Обители постучался наркоман. Лишние проблемы, ненужные хлопоты... Кто знает, чего ждать от него?

Обратимся за советом к святым отцам. Не только к пастырю, но и к каждому христианину относятся слова святителя Григория Богослова, призывающие к милосердию и состраданию по отношению к тем, кто терпит кораблекрушение в жизни. Воистину, «корабле­крушение» — слово, которое как нельзя точно характеризует наркоманию:

 «Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал — упавшего и разбившегося; веселый — унывающего; наслаждающийся счастьем — утомленного несчастьями. Воздай что-нибудь Богу в благодарность за то, что ты смотришь в чужие руки, а другие — в твои... Будь для несчастного богом, подражая милосердию Божиему.

Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению... так и всякий, имеющий тело, близок к недугам телесным. Пока ты плывешь при благоприятном ветре, подавай руку помощи потерпевшему кораблекрушение; пока ты здоров и богат, помогай бедствующему. Если и ничего не имеешь, поплачь вместе со страждущими: великое лекарство для него — милость, исходящая из твоего сердца; и искренним состраданием намного облегчается горе».[76]

И далее: «Пришел нищий? Вспомни, как ты был беден и обогатился. Хлеба просит или воды, или может быть, другой Лазарь отверженный лежит у твоих дверей? Устыдись Таинственной Трапезы, к которой ты приступал, Хлеба, которого причастился, Чаши, которой приобщился, посвящаемый в страдания Христа... Странник припал к тебе, бездомный, бесприютный? Прими в лице его Странствовавшего ради тебя, Странствовавшего среди Своих, Вселившегося в тебя благодатью и Привлекшего тебя к горнему жилищу.

Будь Закхеем-мытарем вчера. Но щедрым сегодня...

Лежит больной и раненый? Своего здоровья устыдись и ран, от которых освободил тебя Христос».[77]

Иногда от верующих людей, даже священников, приходилось слышать: «Ну и пусть мучаются, это им наказание в этой жизни за то, что наркоманят и других втягивают...» Очень хочется ответить им словами святителя Григория:

 «Некоторые осмеливаются так говорить: «От Бога их страдания. Пусть будет им трудно, пусть бедствуют, пусть страдают, значит, заслужили!» Говорящие так только тогда боголюбивы, когда надо сберечь свои деньги... Но неизвестно еще, от Бога ли посылаются страдания тем несчастным, ведь и материя может сама по себе причинять расстройства. И кто знает, за злые ли дела наказывается один, и за похвальные ли возвышается другой? Может быть, совсем наоборот: этот возвышен из-за своей порочности, а тот испытывает из-за добродетели; этот выше возносится, чтобы и пасть глубже, а тот сверх обычного искушается, чтобы, пройдя испытание, как золото в горниле, освободиться и от самого малого зла, которое имеет.

Здесь все происходит по иному закону и иному знанию, и все направлено к той жизни; у Бога же, конечно, выравнивается и то, что кажется нам неровным»,— предостерегает св. Григорий от скоропалительных суждений свою паству в 14-м Слове.

Обобщая сказанное, можно утверждать: если пастырь найдет основание не принять в свою общину наркомана, обратившегося за помощью — он не примет его. Если же захочет ему помочь — он найдет для этого основания, силы, средства, сможет объяснить необходимость такого шага другим братьям и сестрам. Все зависит только от личного желания пастыря откликнуться на страдание ближнего, ведь если постучались к тебе — это уже не чужая боль.


Работа
по постановке целей

Как помочь вашему подопечному

поставить цели на ближайшее время

Ставить цель и быть настойчивым в ее достижении нас обучает наш Господь. Давайте откроем Евангелие:

 «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лук. 18, 35-43). Несмотря на то, что Христос, как Сердцеведец, знал причину обращения слепца, Он предлагает ему сформулировать цель своего обращения: «чего ты хочешь от Меня?». Священник, как ученик Пастыря Христа, должен обучить своего подопечного формулировать свои жизненные цели, начиная с цели его обращения к нему.

Наркоман — человек, разучившийся или вовсе никогда не умевший их ставить. По приезде в монастырь он может некоторое время «просто жить» до тех пор, пока его «не начнут доставать». Когда же его «достанут», он может благополучно сняться с места и отправится куда-нибудь еще. Поэтому лучшей мотивацией к началу работы может стать правильная постановка ближайших и долгосрочных целей.

Необходимо спросить наркомана о желаемом результате, спросить, чего он ожидает от общения со священником, от долгосрочного нахождения в монастыре или на приходе. Если мы не проясним этот вопрос, вся работа может оказаться напрасной. Если мы просто будем предполагать, что нужно наркоману, не дав ему возможность четко сформулировать свои цели, мы рискуем впустую потратить время.

Еще хуже пойдет дело, если мы автоматически, не выяснив его намерений и целей, начнем без поставленного с его стороны запроса, воцерковлять на уровне религиозного поведения: предлагать выстаивать длинные службы («Чтобы вышел бес наркомании!»), заставлять читать акафисты и кафизмы, класть поклоны, соблюдать посты, предполагая, что подобное религиозное поведение без осознания личной значимости того, зачем это нужно, поможет. По справедливому замечанию русского религиозного философа И.А. Ильина, “всякое религиозное принуждение — даже принуждение к истинной вере — повреждает духовность человека и умаляет силу, искренность и цельность его веры“.[78]

Пока мы конкретно не получим от наркомана ответ на вопрос: «Чего ты хочешь?», нет смысла начинать работу. Ниже приводятся вопросы, которые священник может поставить перед своим подопечным на следующем этапе своей работы для выяснения с ним желаемого результата.

Итак, первый вопрос — окружение.

— Хотел бы ты изменить окружение, в котором живешь, или выздоровление для тебя возможно в той среде, из которой ты приехал сюда?

Далее — вопрос о поведении:

— Что ты хотел бы делать вместо принятия наркотика, чем заполнить освободившееся время?

Следующий вопрос о способностях:

— Какие навыки тебе необходимы для преодоления зависимости и обретения устойчивости в здоровой жизни?

Четвертый  — убеждения и ценности:

— В чем ты уже убежден, раз ты решил бросить?

— Почему это важно для тебя?

— Какие убеждения тебе необходимы для того, чтобы больше не возвращаться к наркотику?

— Что тебе даст освобождение от зависимости?

Следующий вопрос об личностном своеобразии:

— Кем ты себя видишь в будущем? Опиши себя лет через пять после того, как ты бросил наркотик.

Далее мы можем спросить человека о смысле жизни и реализации жизненного предназначения. Пастырь может задать такие вопросы:

— Насколько твое желание освободиться от зависимости соотносится с твоими представлениями о смысле жизни?

— Как свобода от зависимости связана с исполнением твоего жизненного предназначения?

И самый последний вопрос — относительно представлений человека о Боге.

— Как освобождение от зависимости повлияет на твои взаимоотношения с Господом?

— Что тогда станет возможным для тебя?

 


[65] Если только дело не касается правил проживания в монастыре или при храме, эти рамки и ограничения лучше обговорить сразу.

[66] Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. Выступление на Съезде православной молодежи в мае 2001 года.

[67] Настольная книга священнослужителя, т. 8. Изд. Московской Патриархии, 1988 г., стр. 391-395.

[68] Вспоминается эпизод из доклада настоятеля одного из российских монастырей, рассказанный им на конференции, посвященной проблемам преодоления наркозависимости. Он много занимается наркоманами, принимает в их судьбе активное участие. Однажды один парень, который приехал в монастырь с целью восстановления, в ужасе прибежал к настоятелю:

— Батюшка, переселите меня, ради Бога, в другую келию!

— А в чем дело?

— А дело в том, что в той, в которой меня разместили, такие же обои, как и в комнате, где я получил свой первый укол. И я просто не могу...

Другой эпизод. В электричке, по пути в один из православных реабилитационных центров, я познакомился с одним молодым наркоманом, который рассказал, что панически боится телефона. Когда телефон звонит, у него возникает, "запускается" ощущение предвкушения наркотического кайфа, и после этого он ничего не может с собой поделать...

[69] Обратите внимание: здесь и далее с выздоравливающим наркоманом о приеме наркотиков мы говорим в прошедшем времени. Это очень важно, потому что этим мы постоянно неявно подчеркиваем: проблема осталась в прошлом, человек встал на путь исправления.

[70] Например, для кого-то наркотик может быть символом свободы и легкости взаимоотношений. Причем не только свободы взаимоотношений с людьми, но и с самим собой: «Становится легче наедине с собой».

[71] Если ответ отрицательный, то тогда человек фактически не существует для себя, он воспринимает себя как механическую куклу, которую каждый вправе подвинуть, переставить, усадить или выбросить.

[72] Постарайтесь быть для вашего подопечного настолько располагающим человеком, чтобы его ответ на этот вопрос носил не "правиль­ный", а честный характер. Поэтому НЕ оценивайте ответ, каким бы он ни был, покажите готовность просто принять то, что человек скажет.

[73] Если зависимость наличествует.

[74] Вспоминается беседа с одним священником средних лет, который утверждал, что внимания заслуживают лишь те рассуждения на тему алкоголизма и наркомании, которые «основаны на духовном опыте», (этот батюшка ни разу не пробовал наркотики) в то время как всякие научные знания по наркологии, психологии и психотерапии — «от лукавого».

[75] О духовничестве. Сост. Игумен Иларион (Алфеев), Москва, Христианская книга, 2001 г.

[76] Св. Григорий Богослов, Слово 14.

[77] Там же.

[78] И.А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова