Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

игумен Евмений Перистый

БАТЮШКА, Я - НАРКОМАН!

К началу

Заполнение анкеты

 Обобщить и еще раз уточнить вышесказанное удобнее с помощью совместного заполнения приводимой ниже анкеты. Заполнение анкеты может показаться делом несложным, но только на первый взгляд. Почему так важно письменно зафиксировать итог первой встречи? Письменное обязательство — это договор об условиях и целях, с какими приехал к пастырю зависимый человек. У наркомана несколько раз в неделю может меняться настроение. В тех случаях, когда пастырю необходимо быть более строгим, он сможет настаивать на своих требованиях, основываясь исключительно на обязательствах и целях, поставленных самим наркоманом.

Итак, ниже приводится образец такой анкеты. Разумеется, ее можно улучшить или дополнить в соответствии с особенностями места, в котором будет проходить душепопечение, и другими факторами. Наш опыт показывает, что этот вариант наиболее эффективен.

 

ТЫ ПРИЕХАЛ В НАШУ ОБИТЕЛЬ,

ЧТОБЫ ДОСТИГНУТЬ

ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛИ

 

Чтобы достичь своей цели, необходимо четко сформулировать ее. Необходимо понять, чего конкретно ты хочешь? Правильно поставленная цель должна быть сформулирована положительно (чего я хочу, а не чего я не хочу). Формулировки типа «перестать принимать наркотики» или «бросить колоться», не подходят, т.к. буквально, зримо представить такую цель невозможно.

Я приехал в монастырь с целью:

Правильно поставленная цель должна быть практична и достижима                                                  Да o                      Нет

Она должна быть необходима: «Я осознаю, что действительно без этого больше не могу                       Да o                      Нет o

Должен существовать внешне и для всех очевидный механизм проверки «Я  узнАю, что я этого достиг, когда


Итак, уточним исходный замысел и возможность достижения поставленной цели.

РЕЗУЛЬТАТ

Чего я хочу достичь, находясь здесь?

(сформулирован

позитивно)

ВРЕМЯ

(конкретный срок:

Сколько мне (как мне кажется) потребуется для этого времени

лет, месяцев, дней)

 

 

 

ПРИЗНАКИ

(что я увижу, услышу

Как я узнаю, что я приближаюсь к цели или достиг ее?

и почувствую, когда

достигну цели)

 

 

 

УСЛОВИЯ

(указать конкретных

Где и с кем я смогу применить результаты того, чего я достиг?

людей и место)

 

 

 

 

СРЕДСТВА

(указать все, что

Чего мне не хватает для того, чтобы достичь цели, что мне необходимо?

необходимо: людей,

знания, навыки, мате-

риальные средства)

 

 

 

ОГРАНИЧЕНИЯ

Почему я не достиг этой цели раньше?

(исследовать все

прошлые попытки

достичь цели и указать,

что конкретно

помешало достижению)

 

ПОСЛЕДСТВИЯ

(от чего мне придется

Что произойдет, что изменится в моей жизни, если я достигну этой цели?

отказаться и что я

приобрету, достигнув

цель)

 

 

 

Что произойдет, если я не достигну цели?

 

 

 

 

ЦЕННОСТЬ

Стоит ли цель моих усилий? Почему?

(насколько важно для

меня достижение цели)

 

 

 

 

Далее будет уместным выяснить ряд практических вопросов совместной работы и проживания и передать ответственность за выздоровление (вместе с заполненным листочком) окормляемому вами человеку.

Умение ставить

долгосрочные цели

 

Если ты нашел направление движения, тебе остается только не останавливаться

Пословица

Замечено, что наркоманы, которые окончательно освободились от наркотической зависимости, при работе над собой в процессе своего исцеления, существенно отличались от тех, которые, на некоторое время бросив, опять возвращались к употреблению наркотиков. У первых были серьезные причины для того, чтобы жить. Это же явление наблюдается и в медицине: стремление реализовать определенную цель в жизни, лежит в основе успешного лечения. Эти задачи или цели могут быть разными: желание чего-то достигнуть в жизни, или создать семью, или изучить что-нибудь, или достижение каких-то целей, связанных с религиозными убеждениями. Какими бы ни были эти цели, все они были особо значимы для того, чтобы создать мотивацию к выздоровлению.

Постановка существенных  для данного человека целей может стать источником внутренней силы, особенно необходимой для восстановления лиц, употребляющих наркотики. Многие вич-инфицированные и наркоманы, которые осознают, что смертельно больны, просто «прекращают жить». Их существование становится бесцветным, они "доживают". Частично это можно объяснить неосознаваемой подготовкой к смерти. Организм начинает реагировать на такую "без­жизненную" установку соответствующим образом.

Полноценный, здоровый человек — это человек, который прислушивается к своим интеллектуальным, эмоциональным, физическим и духовным потребностям и предпринимает для их достижения соответствующие действия.

Мы обнаружили, что лучший способ создать наркоману мотивацию на исцеление — это предложить ему поставить перед собой задачу на будущее. Для некоторых это становится первой попыткой сознательно сформулировать причину для того, чтобы захотеть жить. Предлагая наркоману поставить перед собой определенные цели, пастырь тем самым помогает ему определиться с тем, для чего, ради чего он хочет жить, восстановить свою связь с жизнью. Преобразуя интеллектуальные, эмоциональные, физические и духовные потребности в жизнеутверждающее поведение, человек возвращается к жизни. Воля к жизни становится все сильнее, когда у человека есть ради чего жить, следуя воле Того, Кто сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанн, 14, 6).

Постановка целей укрепляет уверенность в том, что человек способен достигнуть их. Ставя цель, он еще раз подтверждает самому себе, что сам отвечает за свою жизнь и может достигнуть своих целей. Человек становится хозяином собственной жизни, переставая находиться во власти неподдающегося контролю наркотика. Важность такой позиции состоит в том, что она альтернативна состоянию беспомощности и безнадежности, которые сами по себе являются благоприятными условиями для наркомании. Когда человек принимает на себя ответственность за собственную жизнь, у него повышается чувство собственной ценности, он начинает дорожить собой, избавляясь тем самым от разрушительного поведения.

Признавая свои потребности и предпринимая усилия для достижения собственных целей, человек осознает, что он вызван Богом из небытия и у него есть определенная цель, определенное предназначение в этой жизни, ведь реализация своего жизненного предназначения состоит из реальных и совершенно очевидных шагов. Постановка цели концентрирует душевные силы, задает приоритеты, рождает желание с Божьей помощью достигнуть их, создает направление и смысл жизни.

В работе по постановке долговременных целей зависимые люди нередко поначалу довольно неохотно планируют свое будущее. Причины могут быть самые разные. Одни сомневаются в способности добиться их выполнения и боятся потерпеть неудачу. Другие не хотят быть похожими на слишком «целеустремленных» людей», которых они встречали в жизни и которые казались им слишком холодными и расчетливыми. Третьи же не видят смысла в том, чтобы ставить перед собою какие-то цели, потому что не верят, что доживут до их выполнения.

Одним из самых кратких и одновременно многозначительных упражнений в работе с зависимым человеком в период, пока отношения еще не приобрели доверительности и глубины, может стать следующее.

Пастырь может предложить своему подопечному на листе бумаги начертить отрезок. Один его конец представляет рождение, а другой — смерть. И пусть эти концы он обозначит точками. А затем можно предложить поставить крестик на том месте, где человек, как он сам считает, находится сейчас.

И после этого, без комментариев, предложить минут пять поразмышлять над этим.

Преодолевая это неосознаваемое сопротивление к жизни, пастырю стоит быть достаточно настойчивым, ведь главное значение постановки цели состоит в том, чтобы человек почувствовал себя вовлеченным в жизнь и ощутил желание устремиться к реализации того, что имеет для него смысл, ведь жизнь уже приобретает смысл в силу стремления к конкретным целям, а не благодаря их конечному достижению. Для этого уместно задать вопросы:

— Что в этой жизни важно для тебя?

— Что важного в достижении каждой конкретной цели?

— Какое значение для тебя будет иметь эта цель, когда ты ее достигнешь?

Важно, чтобы ставимые цели согласовывались с человеческими ценностями и с жизнью других людей.

Постановка цели — это ни что иное, как способ с Божией помощью направить свои душевные силы в нужном направлении. Цели могут меняться, что-то может добавиться, от чего-то со временем стоит отказаться.

Человек сам ответственен за то, чтобы осознать свои глубинные потребности и для их удовлетворения поставить перед собой разумные цели. Предпринимая шаги для достижения того, что имеет значение, человек тем самым наполняет свою жизнь смыслом.

Это и есть самый главный шаг к исцелению.

Уйти от проблемы
или решить задачу?

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным

Сенека

Наркотическую зависимость удобнее рассматривать как задачу, которую необходимо решить. До тех пор, пока мы только «осознаём проблему», мы не можем достигнуть цели. Проблема всегда исходит из некоторых ограничений, тогда как решение — из возможностей. Именно поэтому фиксация на проблеме завершается провалом, в то время как ориентация на решение в одном случае — новым решением, в другом — выходом из проблемной ситуации. Все здесь очень просто. Трудно чего-то добиться, если мы идем от проблемы. Но можно достигнуть многого, если мы идем к решению.

Точно так же происходит в случае борьбы с любым другим грехом. Борьба с грехом ценна не сама по себе, а ради обретения единения с Господом. Гораздо легче достигнуть победы, если человек двигается, преодолевая грех на пути движения ко Христу, ради того, чтобы в нас были «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2, 5).

Если мы долго и целенаправленно осмысливаем и осознаем то, что в нас греховно, а не то, кем мы являемся[79] и чего бы мы хотели достичь в будущем, мы топчемся на месте. И здесь, как и в работе с зависимостями, уместен вопрос:

— А что ты хочешь вместо этого?

— А ради чего ты бы мог отказаться от этого?

Движение от греха ко Христу, как к конечной цели нашей жизни, помогает преодолевать препятствия, встречающиеся на пути.

Именно такой подход соответствует Богом устроенной природе человеческого мышления. Если мы попросим о чем-то НЕ думать, то скорее всего человек будет думать об этом и тут же запрещать себе это делать. Разум понимает команду «не думать о...» довольно линейно. Поэтому любая «борьба с грехом» так или иначе связывает человека в одну связку с мыслями о том или ином грехе, с которым необходимо бороться.

Однако многие люди убегают «от» чего-то для них нежелательного. Вам, безусловно, знакомо выражение «изба­виться от проблем». Можно попросить кого-нибудь присутствующих в компании друзей поделиться тем, чего они хотят достигнуть в жизни. После того, как они подумают об этом, предложите им высказаться. Вы с удивлением заметите, что большинство людей скажут о том, чего они НЕ хотят.

Таким образом, можно убедиться в том, что людей, убегающих «от», (например, «я не хочу быть бедным», «я не хочу иметь  скандальную жену», «я не хочу умереть от наркотиков или спида» и т.д.) намного больше, чем людей, которые умеют в жизни ставить цели и делать шаги для их достижения. Именно люди, которые не хотят жить в бедности, не хотят иметь скандальную жену, не хотят зависеть от наркотиков, как правило, в своей жизни как раз с этим и сталкиваются, потому что они большее время думают о том, от чего хотят уйти..

Разговор о том, что лучше: «от» или «к», на первый взгляд покажется не очень существенным. Но на самом деле именно от правильного ответа на этот вопрос в значительной мере зависит конечный результат. Если человек приходит к врачу с просьбой избавить его от болезни, то можно лишь подразумевать или предполагать, что он хочет выздороветь. Самолет, вылетевший с аэродрома и не знающий конечной точки своего маршрута, летит в никуда.

Если человек фокусируется на препятствиях на пути к цели, они непременно встретятся.[80] Если же человек ориентируется на радость победы, предвкушает ее плоды, он тем самым уже становится ближе к своей цели.

Добровольные жертвы постоянных тревог сами придумывает себе кошмары, которые затем сбываются с неизбежностью пророчества и подтверждают своим поведением собственные опасения ("Так я и знал", "А, что я говорил?!") Такие люди неуклонно добиваются успеха именно в том, чего не хотели.

Однако люди, которые добивались в жизни значительных положительных результатов в избавлении от наркозависимости, шли не от наркомании, а двигались к чему-то большему, ради чего стоило бросить употреблять наркотик.

Почему так важно именно движение к цели? Потому что наркотическая зависимость — это опыт значительной части жизни человека. Если мы поможем человеку избавиться ОТ наркотической зависимости, а на этом месте не окажется ничего другого, если эта пустота не будет ничем заполнена, то на человеке может исполниться предупреждение Христа: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43-45).

Для работы над заполнением пустоты, которая может возникнуть после освобождения от зависимости, можно задать следующие вопросы:

— Предположим, что однажды утром случилось чудо и проблема, мучившая тебя, исчезла. По каким признакам ты бы узнал об этом?

— Что изменилось бы в тебе и в твоем восприятии окружающего мира?

— Что заметили бы в тебе окружающие?

— Что бы тогда стало по-другому?

После того, как эти вопросы заданы, с интересом ждите ответа. Однако ждите активно, переспрашивая, уточняя:

— А это как?

— А что еще?

— И что это для тебя значит?

Очень важно, чтобы человек сам, без намеков на "правильные" ответы с вашей стороны, научился отвечать на эти вопросы. Если же священник намекает или подсказывает свой ответ, его подопечный с этим, возможно, согласится, но это не будет его решением, а взять ответственность возможно только за свои решения.

Исходя из вышеизложенного, уместным видится постоянное стремление перехода от обсуждения "проблемы" к разговору о том, чего же наркоман в действительности хочет.[81]

Как скоро ты станешь

равнодушным к наркотикам?

 

Немаловажной частью работы с наркоманом является момент взятия им ответственности за временнЫе рамки своего выздоровления. Для этого его можно спросить:

— Как скоро ты планируешь стать полностью здоровым от последствий своей зависимости?

— Через какой срок ты намерен почувствовать эффективность нашей совместной работы и что будет первым признаком того, что наша работа успешна?

— Что ты при этом увидишь, услышишь, почувствуешь, когда сможешь себе с уверенностью сказать, что получил то, ради чего обратился за помощью ко мне?

На самом деле, как правило, внутренние изменения наступают гораздо раньше срока, если человек называет срок, за который готов взять ответственность. Ответив самому себе на эти вопросы, наркоман уже начинает изменять свое поведение и отношение, но иногда сразу этого не замечает.

Еще один уместный вопрос:

— Что ты будешь чувствовать, как ты будешь воспринимать себя, как будешь смотреть на мир и людей, когда достигнешь своей цели — исцеления и выздоровления?

— Что ты тогда скажешь самому себе?

На это стоит обратить внимание: что человек себе скажет, когда он поймет, что достиг своей цели. Что для него будет критерием достижения результата? И еще три вопроса:

— Как оценишь достигнутый результат?

— Изменится ли что-нибудь в твоем отношении к себе?

— Изменится ли что-нибудь в твоих отношениях с Богом?

Как правильно поставить цель

 

Если человек, имеющий зависимость, хочет достичь цели, то сформулировать ее нужно грамотно. В такой формулировке должно быть пять условий.

Прежде всего: цель должна быть сформулирована положительно.

Зависимый человек должен поставить цель: к чему он движется, а не от чего он хочет уйти. Т.е. он должен стремиться овладеть наукой принятия новых решений, а не умением убегать от старых проблем.

Обычно сознательное внимание людей сконцентрировано вокруг проблемы. Как работает сознание человека, который хочет бросить курить? У него периодически возникает желание покурить. Затем он запрещает себе, вытесняет, "борется" с этим желанием. Через некоторое время подавленное желание курить действует с новой интенсивностью, будучи усилено запрещением. Порочный круг «Проблема — нет Проблемы — Проблема» управляет сознанием.

Дело в том, что отрицание, частица «не» существует в языке, но не в опыте человека.

— Две минуты не думайте об утке, которая крякает в углу!», — попробуйте не думать, ровно две минуты!

— Представьте себе не розового слона!

Человеческий разум сосредотачивается на том, что упомянуто. Например, родители говорят ребенку:

Не проливай молоко.

Что происходит после этого?

Представьте, как это: «Кошка не гонится за собакой».

К сожалению, многие родители, не осознавая этого, специально тренируют своих детей, чтобы они думали в отрицательных категориях. «Не упади!», — сознание начинает формировать ситуацию падения.  «Не шуми!», «Не дерись!», «Не чешись»[82]. Таких примеров можно привести множество.

Для того чтобы выйти из этого порочного круга, необходимо сориентировать человека не на «борьбу с проблемой»,  а помочь ему определить и поставить цели, более значимые, чем то, что создает проблему. Для этого можно задать следующие вопросы:

Знаешь, а вот мне интересно, а что если чудо произойдет? Что изменится, если, например, начиная с послезавтра, в твоей жизни появится что-то настолько значимое и важное, что у тебя совершенно не останется времени на то, чтобы вспомнить о твоей зависимости и том, что ее запускает? Что бы это могло быть? Ты просыпаешься утром, а проблемы нет. Тогда что бы ты делал по-другому?

Это очень важный вопрос, потому что он вырывает людей из их порочного круга, позволяет им, по крайней мере, подумать:

— А какое могло бы быть решение?

Здесь обычно происходит какая-то вспышка, рождается новое представление.

Второе — необходимо, чтобы человек осознавал, что достижение цели зависит только от него и чтобы человек был готов использовать все возможности для достижения результата.

От формулировки зависит очень и очень многое. Язык в значительной мере формирует наш внутренний мир. Обычно люди, которые не могут добиться собственных целей, обвиняют при этом других людей или обстоятельства:

Ну, проблема вне меня, проблема в экономике. Я не могу получить работы из-за того, что в стране безработица, разрушена экономика, всю власть в стране захватили негодяи. Ну потом и родители у меня не как у нормальных людей... Ну как тут не пить (или не колоться)?

Как только человек говорит: «Не могу это сделать по причине, лежащей вне меня», то он сам себя обрекает на неудачу.

Человек должен знать, чего он хочет. И должен начать формулировать план, как он может это получить.

Многие люди говорят:

— У меня проблема — мой муж, он меня все время раздражает.

Или:

— Когда у моей жены такой голос, то мне просто хочется выпить.

Для каждого из них проблема — это его близкие. Или же он говорит, что проблема  в его друзьях:

— Если я прекращу пить, то потеряю всех друзей.

Если человек говорит о том, что разрешение его проблемы находится вне его, он автоматически превращается в жалобщика.

Нередко человек говорит о наркотике так, будто наркотик "контролирует" его, как будто наркотик — это какое-то самостоятельное существо. В таком случае ему будет сложно освободиться от зависимости. Сложность увеличивается еще и от того, что его врачи, родственники и даже священник начинают разделять эту точку зрения.

Итак, чтобы получить результат, люди должны идти по направлению к тому, чего они хотят, и иметь хоть какие-то идеи относительно того, какие шаги предпринять в самом начале пути.

Третье: чтобы получить результат, представление человека о том, чего он хочет, должно быть очень конкретным, чтобы его можно было достаточно точно описать.

Большинство людей довольно туманно представляют себе то, чего они хотят.

Я хочу себя чувствовать счастливым.

— Ну, хочу чего-нибудь интересное делать.

Если человек хочет чего-то расплывчатого, например, «чувствовать себя лучше», то как он узнает, что достиг этой цели? В хорошо сформулированном результате должны быть конкретные, измеримые шаги. Он должен знать, как это состояние будет ощущаться, как его результат будет выглядеть, как будет звучать его результат. Чем более конкретна и детальна наша цель, и шаги к ней, тем лучше. Только в этом случае человек сможет начать двигаться именно к ней.

В нашем случае наркоман должен увидеть, как будет выглядеть его выздоровление, что он будет чувствовать, какие звуки будут окружать его, обретшего ПОЛНОЦЕННУЮ ЖИЗНЬ.

Как только у человека появляется отчетливый образ себя, уже освободившегося от наркотической зависимости, как только он четко представит и почувствует как он будет выглядеть, достигнув поставленной цели, желание делать реальные шаги для изменения необыкновенно усиливается.

Когда наркоман действительно вовлекается в решение вопроса через конкретное внутреннее видение будущего, его сознание начинает активно работать. Оно открывается навстречу новым возможностям

Четвертое: нужно определить контекст, ответить на вопрос: где, когда, с кем он хочет осуществить поставленную цель?

Когда я работаю с человеком над постановкой цели, в этом месте я прошу его назвать конкретные сроки, когда эта цель будет достигнута. Я говорю обычно:

— Как тебе кажется, сколько времени тебе понадобится для того, чтобы достигнуть этого результата?

Время, которое наркоман называет, и является тем временем, за которое он предполагает достигнуть своей цели.

Еще маленький нюанс. Попросите его оценить по пятибалльной системе, насколько уверенно он произнес время (срок) достижения своей цели. Если это 4 и ниже, уточните, что мешает произнести на 5, и попросите произнести еще раз.

Пятое: результат должен быть уместным.

Что означает «уместным» в рассматриваемом контексте? Уместность — это связь результата с другими ценностями, с представлениями человека о смысле жизни, с другими людьми.

Обычно люди употребляют наркотики, разрушающие здоровье, потому что у них нет ощущения связанности с Богом, с другими людьми, с обществом, в котором они живут, со своей профессией, с работой, которая приносит удовлетворение, потому что у них нет осознания собственных ценностей. Для выхода из зависимости необходимо восстановить эту взаимосвязь, необходимо вновь воссоединить человека с окружающим его миром. В таком случае уместно спросить:

— Как достижение поставленной цели изменит твои отношения:

* с Богом... 

* с близкими людьми...

* с твоей профессией...

* с твоей жизнью...

* с тем, что тебе дорого в этом мире.

Очень важно обеспечить привязку желаемого результата к будущему, задав следующий вопрос:

— Ты можешь представить, как ты будешь вести себя трезвым — через месяц, через два, через полгода, через год?

Еще раз кратко напомним условия хорошо сформулированной цели:

1. Цель должна быть сформулирована положительно, "чего я хочу достигнуть", а не "чего я не хочу". Здесь стоит обратить внимание на наличие отрицание без частицы "не", например, "избежать...", "избавиться от...", "без...".

2. Достижение цели должно зависеть лично от человека, или, по крайней мере, человек должен сказать о своей части ответственности за достижение. Например, цель — "устроиться на работу". Поскольку достижение цели зависит и от работодателя, уместный вопрос: "Что конкретно сделаешь ты для того, чтобы устроиться на работу?"

3. У цели есть сенсорные критерии очевидности, т.е. можно совершенно очевидно заметить, что цель достигнута. Если же эти сенсорные, т.е. внешне наблюдаемые, критерии выявить невозможно, то, скорее всего, речь идет не о цели, а о ценности. Например, "семья" — это ценность, а "создание семьи" — это цель; "интересная работа" — это ценность, а "устройство на работу" — это цель, и т.д.

4. Для цели должен быть выбран соответствующий контекст: где, когда и с кем вы хотите реализовывать достигнутую цель. Например: "Я хочу научиться всегда принимать самостоятельные решения". Уместен вопрос: "Есть ли ситуации, когда (или — в которых) этот навык будет неуместным?"

5. Цель должна быть уместной, т.е. учитывающей ценности других людей и не вступающей в конфликт с другими ценностями самого человека.

Приемы и методы постановки цели

«от проблемы — к решению»

 

В практической работе нам, возможно, придется встретиться с людьми, которых достаточно трудно направить из проблемного состояния к решению. И здесь пастырю на помощь приходит умение правильно поставить вопрос. Некоторые люди считают, что мышление само по себе — ни что иное как процесс постановки вопросов и поиск ответов на них. Если человек хочет что-то изменить в своей жизни, он должен изменить привычные для него вопросы так, чтобы они направляли его внимание, образ мышления и душевное состояние в необходимом направлении. Ставить вопросы относительно человеческих ограничений и возможностей — все равно, что сокрушать стены.

Хороший ответ получает тот человек, который задает хороший вопрос. Разница между людьми, которые научились решать свои жизненные проблемы и теми, кто еще не научился этому, состоит в том, что первые умеют задавать себе такие вопросы, которые актуализируют поиск решения, в то время как вторые задают вопросы, ассоциирующие человека с проблемным состоянием.

Если человек задает сам себе вопросы, наподобие «Какая от этого польза?», «Зачем пытаться, все равно ничего не выйдет?», «За что мне такое наказание?», «Почему мне никак не удается это?», разум, поставленный ему в услужение, обязательно найдет какой-нибудь ответ. Самые вероятные ответы на эти вопросы, возможно, будут звучать так: «Никакой!», «Действительно, попытки ни к чему не приведут», «За то и за это», «Потому что ты этого не достоин».

Люди, которые достигали результатов в самых, казалось бы, безнадежных случаях, задавали себе вопросы, побуждающие обучаться и действовать:

— Какую пользу я могу из этого извлечь?

— Чему я научился из этого?

— Как я могу достигнуть своей цели при сложившихся обстоятельствах?

— Ради чего мне стоит преодолеть возникшее затруднение?

— Что мне необходимо для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации?

— Какие еще вопросы мне необходимо задать себе, чтобы достигнуть своей цели?

Итак, достижение результатов в любой области человеческой жизни во многом зависит от качества вопросов, которые человек перед собой ставит. И если он слишком ассоциирован с переживаемой проблемой, давайте пойдем ему навстречу, зададим такие вопросы, которые помогут ему построить путь от проблемы — к решению.

— Определи свою проблему. Какую проблему или состояние ты хотел бы изменить?

— Моя проблема заключается в том, что я...

— Исходя из формулировки проблемы, определи свою цель: Что ты хочешь прекратить или чего избежать?

— Я хочу прекратить...

Что противоположно проблемному состоянию?  Что я хочу ВМЕСТО этого?

— Взамен этого, я хочу...

Кто уже достигал состояния, или результата, сходного с желаемым мною?

— Я хочу действовать (или быть) как...

Какие важные принципы или ценности ты хотел бы воплотить в желаемом состоянии?[83]

— Я бы хотел воплотить...

Какие качества, связанные с  желаемым состоянием, у меня уже есть, и какие из них я хочу развить больше?

— Я хочу быть более...

Если бы у меня уже было желаемое состояние, что бы я делал или что бы я сделал еще?

— Если бы я уже достиг своего желаемого состояния, я бы...

После того, как цель определена, важно еще раз проверить, насколько грамотно она сформулирована.

 

Составление таблицы целей

 

И здесь мы можем предложить человеку составить список десяти важных для него жизненных целей, расположив их в иерархическом порядке, т.е. по степени значимости. Пастырь может помочь человеку провести каждую цель по пяти вышеперечисленным пунктам.

Возможно, одной из целей будет «выздоровление» или «исцелиться», «стать свободным». Пожалуйста, вспомните о необходимости уточнения критериев достижения этой цели: «Как ты наверняка узнаешь, что освободился от зависимости?»

 

Таблица жизненных целей

 

Мои жизненные цели

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

 

Далее мы предлагаем человеку перепроверить иерархию целей методом исключения, начиная снизу таблицы. Например, если на 5-м месте у человека стоит «создание семьи», а на 6-м — «устройство на хорошую работу», можно спросить его: «Ты устроишься на хорошую работу, но не создашь семью — или создашь семью, но не устроишься на хорошую работу... что для тебя важнее?». И если после такой перепроверки человек говорит, что «устройство на работу» для него важнее, мы предлагаем ему поменять местами эти цели в таблице.

Итак, мы помогли человеку сформулировать цели. Внимательно следите, чтобы это были его жизненные цели, а не его родителей и близких, и, разумеется, не цели самого пастыря.

 

Что необходимо?

 

После выяснения ответов на вопросы о жизненных целях, пастырю необходимо помочь в поиске того, что необходимо для достижения целей. И здесь пастырь может задать такие вопросы:

— Какие навыки и способности для достижения твоих целей уже есть у тебя?

— Что ты уже умеешь делать качественно и успешно?

— На какой прошлый опыт достижения целей ты можешь опереться в будущем?

— Встречал ли ты людей, которые достигали собственных целей? Кто это? Каким образом они осуществляли это?

— Чья помощь понадобится для достижения твоих целей и в какой конкретно форме и объеме?

— Чего тебе еще не хватает для достижения твоих целей?

— Какие конкретные шаги на моем месте ты посоветовал бы сделать человеку, обратившемуся за помощью в подобной ситуации?

 

Поиск ценностей

 

Следующим шагом в создании мотивации к исцелению может стать выявление жизненных ценностей человека.

Когда люди утрачивают возможность реализации своих ценностей, они одновременно теряют и смысл существования. Для психологически незрелого человека это наиболее опасный период — воронка наркотика может легко затянуть его именно в этот момент. Люди, не осознавшие или не обретшие своих ценностей, могут сидеть часами перед телевизором, переключать каналы, надеясь найти что-нибудь интересное, развлекательное. Со временем они обнаруживают, что движутся по жизни как бы на автопилоте и удивляются, куда ушло время.

Среди пожилых людей нередко можно найти настоящих ценителей жизни, людей, устремленных к вечным ценностям. Спросите у них, что они считают действительно важным. Ни один из них не скажет: «Как жаль, что я так мало сидела возле телевизора» или, например: «Мне следовало бы проводить больше времени в состоянии беспокойства о чем-нибудь». Чаще всего они говорят о важности отношений с Богом, семьей, друзьями, о любимой работе, о том, что человек должен оставить после себя на земле какую-то память. С уважением эти люди вспоминают о тех навыках и сложных жизненных ситуациях, благодаря которым они научились чему-то новому. Если пожилые люди о чем-то и сожалеют, то, как правило, не о том, что было сделано, а о том, чего сделать не удалось. Чаще всего они будут говорить, что слишком часто позволяли времени утекать сквозь пальцы.

Именно в среднем возрасте приходит осознание того, что во многом время было растрачено по мелочам. Такой вывод людей старшего поколения может послужить уроком и помочь молодым сделать достойный выбор.

Ценности тесно связаны с жизненными целями и, может быть, этому стоило посвятить отдельную книгу.

Если мы не живем в соответствии с нашими ценностями, если мы не воплощаем их в жизни, мы начинаем испытывать разочарование, пустоту и никчемность бытия, даже в том случае, когда находимся, казалось бы, на вершине жизненного успеха.

Ценности являются мерилом того смысла, который несет в себе жизнь для каждого из нас. Все наши цели, достижения и желания являются средствами, просто средствами для претворения в жизнь наших ценностей.

Предложите человеку написать десять важных для него ценностей, также расположив их в иерархическом порядке, т.е. по степени значимости.

Почему это важно? Можно поставить какие угодно цели, но если они вступают в конфликт с нашими ценностями и убеждениями, возникает внутреннее противоречие, мы теряем чувство цельности. Если человек достигает поставленной цели, поступившись своими убеждениями — внутренний конфликт неизбежен.

Зачем нужна шкала ценностей? Чтобы выявить наши глубоко личные убеждения о том, что — хорошо, а что — плохо, что для нас самое важное, а что — второстепенное. Например, у человека может возникнуть проблема с устройством на высокооплачиваемую работу, если ему с детства внушали, что деньги — зло, и что только безнравственные люди могут зарабатывать много денег. И здесь разрешить конфликт невозможно, если не вывести его с уровня эмоциональной памяти на уровень осознания и сознательно решить, что для него важнее: устройство на работу или верность семейной традиции, в которой считалось, что деньги — это зло.

Человеческие ценности, их иерархия могут меняться в зависимости от того, как изменяются наши убеждения, наши цели, наше осознание самих себя, насколько мы выросли духовно.

Многие наши ценности неосознаваемы. Поэтому нередко люди не могут объяснить, что они делают, они просто чувствуют, что нужно поступить именно так. Нередко люди с подозрением и недоброжелательностью относятся к тем, чьи ценности отличны от их собственных. Большинство конфликтов по сути дела является конфликтом ценностей.

У каждого человека существует своя, индивидуальная шкала ценностей. Для одних "честность" выше "дружбы", и поэтому, если в отношениях допущена ложь, дружба — врозь, а для других — наоборот, они считают, что можно сказать неправду, чтобы не расстроить друга.

Довольно непросто достигнуть внутреннего мира, если не сверяться с собственной шкалой ценностей. Большинство людей не знакомы с собственной иерархией ценностей. Более того, у многих людей существуют конфликтующие ценности. И первый шаг к пониманию себя — выявить их и выстроить их иерархию.

Важно, чтобы пастырь, который проделывает эту работу, не навязывал собственные ценности, а помог человеку найти свои и построить иерархию этих ценностей. Безусловно, он может рассказать своему подопечному о своих ценностях, но это — тема отдельного разговора.

 

Таблица Ценностей

 

Мои ценности

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

 

Далее мы предлагаем человеку перепроверить иерархию ценностей методом исключения, начиная снизу таблицы. Например, если на 7-м месте у человека стоит «чувствовать поддержку» а на 8-м — «испытывать радость жизни», можно спросить его: «Если ты будешь чувствовать поддержку, но не будешь испытывать радости жизни — или будешь испытывать радости жизни, но не будешь чувствовать поддержку: что для тебя важнее?» И если после такой перепроверки человек говорит, что «испытывать радости жизни» для него важнее, мы предлагаем ему поменять местами эти ценности в таблице.

Иногда люди теряются, не могут сразу сказать о своих ценностях. Им можно помочь, задавая вопросы:

— Что для тебя важно в твоих взаимоотношениях с Богом?

— Что для тебя важно в твоих взаимоотношениях с другими людьми?

— Что для тебя важно в твоей жизни, в твоем отношении к самому себе?

Составление таблицы

целей и ценностей

Следующий этап: мы предлагаем заполнить сводную таблицу целей и ценностей. И здесь важно будет обратить внимание на заполнение колонки: «Какие ценности будут поддерживать достижение этой цели».

 

Мои цели

Какие ценности будут поддерживать достижение этой цели

 

Мои ценности

1.

 

1.

 

 

 

2.

 

2.

 

 

 

3.

 

3.

 

 

 

4.

 

4.

 

 

 

5.

 

5.

 

 

 

6.

 

6.

 

 

 

7.

 

7.

 

 

 

8.

 

8.

 

 

 

9.

 

9.

 

 

 

10.

 

10.

 

 

 

После того, как человек осознает, что для достижения его жизненных целей у него уже есть значительное количество поддерживающих ценностей, он, как правило, испытывает чувство воодушевления от открывающихся возможностей, его желание двигаться в свое собственное будущее возрастает во много раз.

Работа с линией времени

На следующем этапе мы предлагаем человеку нарисовать линию своей жизни. Пусть эта линия выглядит как вектор, начальная точка которого — сегодняшний день.

Далее человек ответственно обозначает на этой линии даты реализации своих жизненных целей. Некоторые цели будут обозначены точками, например «переезд на новую квартиру», а некоторые — линиями, например «получение высшего образования». Некоторые цели будут реализованы последовательно, а некоторые — «внахлест», т.е. на протяженности одной цели будет расположено начало следующей.

Дайте на эту работу достаточное количество времени.

В конце попросите человека, который выполнил эту работу, рассказать о значимости для него дальнейшей жизни полученного опыта.

 

 

 

 

О советах
и об ответственности

Можно дать другому разумный совет, но этим нельзя его научить разумному поведению

Аристотель

И, чтоб не упасть до гордыни,

Считай себя ниже с людьми.

Не лезь к ним с наукой отныне,

А сам их сначала пойми

Александр Дольский

Независимо от того, живем мы в городе или в селе: время от времени мы спрашиваем у кого-нибудь совета, или у нас его спрашивают. Давайте разберемся, что же такое совет и как он действует.

Вот что говорит по этому поводу опытный пастырь, протоиерей Владислав Свешников: «Опытный духовник, священник, монах или просто навыкший духовному опыту человек даст совет ищущему воли Божией, не только не противоречащий опыту Церкви, но и особенно подходящий к обстоятельствам, ко времени, наконец, к личности испытующего, к особенностям его психологии, его рассуждения, к его возможностям и стремлениям, к его нравственному и духовному состоянию. Более того, — ищущий воли Божией может войти в отношения послушания к своему духовнику, что особенно полезно, когда духовник достаточно безошибочно открывает ему волю Божию.

Но в этом отношении как ищущему волю Божию, так и советчику, следует быть очень осторожным. Во-первых, и сами советы не всегда могут оказаться точными, и тогда в жизни могут совершаться более или менее серьезные нравственные и всякие иные ошибки. Эти ошибки тем серьезнее и постояннее, чем менее годится «советчик» для такой «роли», которую он на себя взял, и тогда будет по слову Евангельскому: «Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму» (Мф. 15, 14).

Во-вторых, нередки ошибки, состоящие в том, что безответственный и безвольный человек, вместо того, чтобы искать волю Божию, ищет личность, на которую он может «свалить» свою жизненную ответственность; при этом он может, лишившись одного вида рабства, войти в другой. «Не делайтесь рабами человеков», — говорит Слово Божие (1 Кор. 7, 23)».[84]

Об этом же читаем мы и у святителя Игнатия Брянчанинова: «Охранимся от великого бедствия — превратить легковерного новоначального из раба Божия в раба человеческого, привлекши его к творению падшей воли человеческой вместо всесвятой воли Божией».[85]

И далее святитель Игнатий пишет: «Тщеславие и самомнение любит учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностию, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального, и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню».[86]

«Заметим, что отцы воспрещают давать совет ближнему по собственному побуждению, без вопрошения ближнего: самовольное преподание совета есть признак сознания за собою ведения и достоинства духовных, в чем — явная гордость и самообольщение. Это не относится к настоятелям и начальникам, которые обязаны во всякое время, при всякой встретившейся нужде и не будучи спрошены, наставлять врученное им братство».[87]

Обычно, попав в затруднительную ситуацию и обнаружив недостаток информации для выхода из нее, человек начинает собирать дополнительные сведения о возможных путях решения возникшего затруднения. Он обращается за помощью к близким, друзьям, книгам, пастырям Церкви. Но часто то, что он ищет,— это чье-то готовое решение.

Вот здесь-то человека и поджидает ловушка потерянной ответственности. Принимая на вооружение чужой способ поведения в подобных обстоятельствах, мало кто учитывает различия субъективного внутреннего мира людей и объективных условий, в которых реализуется этот способ. Вспомните, много ли раз в жизни вы действительно были удовлетворены на все 100%, поступив в сложной ситуации так, как вам посоветовали? [88]

Например, использовав все известные подходы к воспитанию сына подростка, родители узнают, что их соседи Сидоровы своего отпрыска «дерут как Сидорову козу», и тот ведет себя как паинька. После долгих рассказов Сидоровых о многовековом опыте человечества в воспитании «кнутом», они решают все-таки применить этот чудо-способ у себя в семье и потом долго и тяжело переживают побег сына из дома. В результате к одной трудности могут добавиться еще несколько, в том числе и разрыв отношений с Сидоровыми, «из-за которых все произошло». Единственное, что успокаивает людей в такой ситуации, — ощущение, что они вроде бы ни при чем: виноваты Сидоровы с их «медвежьими услугами».

Как же быть пастырю в случае, если люди, обращающиеся к ним, жалуются на свою жизнь или спрашивают совета? Как им помочь? Прежде всего необходимо вовремя вспомнить о том, что ваш опыт и ваш внутренний мир совершенно уникален и отличен от опыта и внутреннего мира другого человека, и о том, что у каждого человека достаточно собственных ресурсов для достижения своих целей.

Нередко наркоманы оставляют за собой право на сомнение по поводу эффективности и "разумности" того или иного подхода к исцелению. Возможно, наркоман попытается переложить ответственность за свое исцеление на того, кто этим занимается: на доктора, священника, психолога. Вот здесь-то и наступает время разграничить ответственность совместной работы. Необходимо определить границы ответственности между пастырем и обратившимся к нему за помощью наркоманом. За что отвечает каждая из сторон? Если этого не произойдет, священник рискует оказаться в замкнутом круге, который нередко возникает во взаимоотношениях доктор — больной, начальник — подчиненный, пастырь — прихожанин.

Описанная ниже ситуация часто проявляется в процессе нашего общения в семье, на работе, в быту. Священнику, которому по роду своей деятельности приходится много общаться с людьми, знание об этом поможет избежать неприятных последствий нечетко построенных взаимоотношений. Поясним на примерах, как образуется замкнутый круг, о чем идет речь.

К врачу приходит пациент («жертва») и жалуется на болезнь. Врач («избавитель»), читая карту больного, говорит:

— Тот, кто вам все это выписывал («преследователь»), ничего не смыслит в медицине. Это не помогает от вашей болезни. Я-то точно знаю, что вам поможет!

А может быть, предыдущий специалист действительно не компетентен? Может быть. Только речь идет не о компетенции специалиста, а о существующей у людей внутренней структуре взаимоотношений с тремя ролями: «жертва», «преследователь» и «избавитель». Если врач включается в подобную структуру отношений, то, скорее всего, наступит момент, когда роли поменяются местами. И пациент, который не соблюдал режим и методику лечения, придя к заведующему отделением с жалобой на врача, выступит в роли «преследователя». А заведующий, если ему важно мнение о клинике, отстаивая компетентность врача, выступит в роли «избавителя». Или, пообещав решить этот вопрос, уволит врача, который выступит в роли «жертвы». Этот круг будет вращаться, а конфликт — расти как снежный ком, вовлекая все новых и новых людей. Порой остановить его очень непросто. Проблема состоит в том, что врач, не разделяя ответственности с пациентом, полностью берет ее на себя.

А теперь, дорогие читатели, вспомните, сколько раз вы оказывались в подобных ситуациях? Знакомая картина: духовные чада, периодически разочаровывающиеся то в одном, то в другом, то в третьем духовнике и вплетающие самих духовников в свои непростые взаимоотношения с «очарованиями» и «разочарова­ния­ми» в различных старцах и духовниках. Найдя, наконец «истинного» духовника, они прежде всего провоцируют его негативно отзываться о предыдущем духовном наставнике.

Как же сделать так, чтобы избежать возникновения такой ситуации? Нужно сразу четко обговорить с человеком, в чем состоит ваша ответственность как пастыря, в чем — просящего помощи человека, каковы сроки этой совместной работы (если речь идет о помощи наркозависимому человеку), в каких случаях сразу же последует удаление человека. Такая постановка вопроса вовсе не исключает христианского, милосердного отношения к больному. Как раз, наоборот. Наркоману очень важно изначально знать, какая грань проступка будет предельной.[89]

Если Вы заранее не предупредите человека о своих возможностях и правилах совместной работы, есть опасность попасть в замкнутый круг.

Еще один способ попасть в замкнутый круг — дать человеку совет: поступай так-то (это другой путь взять на себя чужую ответственность). Но можно давать советы по-разному. Благоразумный пастырь скорее всего использует «мягкий», косвенный способ. Например, скажет:

— Я знаю одного очень талантливого человека, который в этой ситуации поступил так-то. Но я не уверен, насколько это может подойти тебе.

В таком случае совет не навязывается, а предлагается, у человека остается выбор.

Обязательным условием пастырской помощи является создание устного или письменного договора. Сюда входит определение работы, которую вы берете на себя, и работы, которую оставляете вашему подопечному. Необходимо четко объяснить, что только вместе можно достичь положительного результата. Еще Гиппократ говорил: "Нас трое: врач, пациент и болезнь. На чьей вы, пациент, стороне, тот и побеждает".

Если же ВСТРЕЧА с пастырем, искренне желающим вывести человека из бездны наркотического ада при помощи содействующей благодати Божией все же произойдет, священник сможет передать больному христианское восприятие мира, зажжет в нем веру во Христа, надежду на Того, Кто действительно сможет помочь ему. Он обретет себя, после чего жизнь станет восприниматься в совершенно иной перспективе.

Если, благодаря усилиям мудрого и доброго пастыря, человек найдет смелость поставить себя перед лицом своей совести и Бога, то может начаться процесс его духовного возрождения, может начаться молитвенное общение, восстановится личная связь человека со своим Творцом, а это — гораздо важнее, чем бросить колоться.

Задача пастыря сводится к тому, чтобы посредством движения к более высоким ценностям, создать у наркомана безразличное отношение к наркотикам, показать ему опыт иной жизни, жизни с Богом.

Ответ на самый

важный вопрос

Однажды Ваня-Лапоток пришел среди многих на беседу с мудрецом. Тот отвечал на любые вопросы своих слушателей. После беседы Ваня подошел к нему с двумя конвертами и сказал:

— Вот в этом конверте лежит записка  с самым важным для меня вопросом. Вы не могли бы написать ответ, положить в другой конверт и запечатать его?

Мудрец невозмутимо исполнил просьбу. Но когда Ваня-Лапоток, поблагодарив, взял конверт и спрятал в карман, учитель не выдержал и поинтересовался:

— Когда же ты думаешь прочесть ответ?

— А что? Я хотел получить ответ на самый важный вопрос и получил. Зачем же его читать?


[79] «Потемневшей от времени иконой, образом Бога, нуждающимся в очищении», по словам митр. Антония Сурожского.

[80] Одной женщине ее умирающая, горячо любящая бабушка говорила: «Внученька! Если ты пойдешь по жизни с молотком, на твоем пути встретится достаточное количество гвоздей».

[81] Нам видятся не очень перспективными подходы некоторых психологических школ, утверждающих необходимость постоянного возвращения в собственное прошлое для «отреагирования» и «катарсиса». Более православным подходом нам видится покаяние пред Богом и полное доверие Его всепрощающему милосердию: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 8, 12). Если Сам Бог обещает раскаявшемуся не вспоминать прошлых грехов, то зачем же нам снова возвращать человека к тому, что прощено и забыто Самим Богом?

[82] Повторяющаяся реплика одной мамы в адрес дочери, страдающей кожным заболеванием. Девочка, вспоминая, что же она не должна делать, начинает, разумеется, еще больше чесаться.

[83] Например: «Я хотел бы воплотить доброту, любовь к людям и благодарность».

[84] Прот. Владислав Свешников, Очерки христианской этики, «Паломник», 2000 г., стр. 273.

[85] Сочинения Еп. Игнатия Брянчанинова. Том пятый. Приношение современному монашеству. СПб., 1905 г., стр. 80.

[86] Там же, стр. 77.

[87] Там же, стр. 80.

[88] Здесь и далее в этой главе использованы материалы и идеи Андрея Плигина и Александра Герасимова.

[89] Мне рассказывали о московском реабилитационном центре «Страна живых». Многих ребят, проходящих в нем реабилитацию, удерживает от срыва обозначенные в самом начале условия проживания, соблюдаемые неукоснительно. Сорвавшегося сразу же отправляют из центра.

А как же быть пастырю в случае, если срыв все же произойдет? Он оказывается перед непростой дилеммой: простить и оставить, или же соблюсти первоначальные условия и отправить человека для того, чтобы это было в назидание остальным? Здесь также не существует готовых ответов. Уникальность каждой конкретной ситуации и голос совести помогут сделать правильный выбор.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова