В начале книги, когда шла речь о первой встрече, первой беседе священника с обратившимся за помощью человеком, мы предлагали пастырю исследовать, на каком уровне осознания бытия заявлена проблема зависимости. Как правило, люди с большей готовностью сначала производят изменение некоторых привычек на более низких уровнях: — Чтобы избавиться от того, что напоминает о зависимости, мне необходимо сменить место жительства (работы или учебы) (уровень «Окружение»); — Я принимал наркотики, а теперь постараюсь их не принимать (уровень «Поведение»)...[143] Для чего необходимо определения этого уровня? Как уже было упомянуто, проблема, заявленная на более низком уровне осознания бытия, разрешается на более высоком. Например: — Я живу среди наркоманов, все мои друзья колются... Проблема заявлена на уровне окружения. Можно задать вопрос на уровне поведения: — А что бы ты мог сделать, чтобы не зависеть от влияния твоего окружения? Еще один пример: — Без наркотика я себя не контролирую, выкидываю всякие фокусы, короче, причиняю людям различные неприятности... Проблема сформулирована на уровне поведения. И здесь уместен будет вопрос, как минимум, из уровня способностей: — Если я правильно тебя понимаю, ты хотел бы научиться контролировать свои поступки, свое поведение без наркотика? И еще один пример: — Я не могу ничего с собой сделать, когда мне хочется вмазаться... В словах слышно убеждение о собственной неспособности справиться с проблемой. Приведу пример, как задать вопрос на любом из более высоких уровней: — Скажи, а кем ты себя считаешь в этой жизни? Кто ты? (Вопрос об идентичности) — А ради чего более важного и значимого, чем даже твоя собственная жизнь, ты готов работать над достижением полного выздоровления? (Вопрос на уровне предназначения) — Насколько ты веришь в то, что Бог способен тотчас подать тебе силы для преодоления зависимости, если ты об этом попросишь Его от всего сердца? (Вопрос на уровне духовности). Для человека, который считает, что имеет пристрастие к наркотикам, изменение возможно, хотя этот процесс может оказаться достаточно продолжительным. И наоборот, у человека, который считает себя наркоманом, риск возвращения к употреблению наркотиков во много раз больше. Почему? Да потому, что он считает, что он именно таков: он не имеет пристрастия к наркотикам, но и является наркоманом! Помните, в главе об ограничивающих убеждениях мы говорили о том, что если человек имеет какое-нибудь убеждение, он игнорирует или защищается от любого свидетельства, которое противоречит его убеждению. Такой человек в глубине души просто не верит, что может осуществить долгосрочные изменения, это убеждение будет направлять его дальнейшее поведение.[144] Этот человек может оправдывать свою зависимость тем, что не может собой управлять, что он — таков, вместо того, чтобы честно признаться в том, что употребление наркотиков является его сознательным решением. Самой большой проблемой для человека, который уверен, что он — наркоман (уровень идентичности) является ответ на вопросы: «Чем он заменит эту индивидуальность?». «Кем он станет?» «Освободившимся ОТ НАРКОТИКОВ»?.. Только в том случае, если человек обретет новое личностное своеобразие «Христианин», «Глава семьи», «Сотрудник реабилитационного центра», «Консультант», «Руководитель организации», «Живой пример того, что не существует неразрешимых проблем» — вот тогда-то и изменяется его поведение![145] Когда мы обретаем новые убеждения относительно того, кем мы являемся, наше поведение изменяется с целью поддержания нашего убеждения о нашей собственной личности.[146] Если человек делал неоднократные попытки произвести конкретные изменения в своей жизни и в то же время делал себе постоянные уступки, причина пробуксовки, возможно, состояла в том, что его эмоциональные состояния и поведение входили в конфликт с тем, кем человек себя считает, какие у него убеждения о своем личностном своеобразии.
Интеграцияуровней осознания бытия
Предлагаемое нами в завершение всей душепопечительной работы пастыря упражнение поможет человеку выстроить всю вертикаль уровней осознания своей жизни, более детально представить свое будущее. В процессе этой работы пастырю необходимо удержаться даже от самых благих попыток подсказать собственное видение, собственные ответы. Пусть человек подумает об этом сам, пусть он сам найдет в своей жизни то, желаемое и важное, на что он теперь мог бы опереться. Прежде всего, попросите человека еще раз подумать о своем исцелении, о той цели, которую он ставил себе в начале совместной работы. Далее, имея в виду вышеупомянутые уровни осознания бытия, начните двигаться вверх с уровня
Предложите человеку ответить на вопросы: — Где ты живешь? — Кто твои ближние, кто находится вокруг тебя? — Где и с кем ты проводишь обычно свое время? — Подумай о том, какие значимые для твоего выздоровления люди, условия и обстоятельства уже имеются в твоем окружении?.. — В каком окружении ты чувствуешь, что ты по-настоящему возвращаешься домой, к себе, для того, чтобы восстановить себя, соединиться с собой? — В каком окружении ты чувствуешь себя по-настоящему в безопасности? Не торопитесь. Если человек не может сразу ответить, пусть подумает... Внутренняя работа происходит именно в этих паузах молчания. Ответы НЕ НУЖНО корректировать, поправлять, пусть человек подумает о том, что сейчас само приходит ему в голову. Задача помогающего этой работе — быть внимательным слушателем и просто задавать вопросы.
Далее: — Подумай о том, какие важные для твоей цели особенности поведения ты уже используешь в данном окружении со значимыми людьми, в этих условиях, при этих обстоятельствах для своего исцеления? — Что ты уже делаешь для достижения исцеления, полного освобождения от зависимости? — Возможно, ты иногда чувствуешь, что ты сам не свой. Какие действия ты предпринимаешь для того, чтобы вернуться обратно, к себе? Может, это прогулка на лоне природы или игра на музыкальном инструменте, приготовление пищи или чтение? — Что ты делаешь, когда тебе по-настоящему надо сконцентрироваться? Подумай об этих действиях. Пусть человек терпеливо прислушается к своим внутренним ответам и, при желании, скажет об этом.
Следующий шаг «Способности». Здесь вопросы звучат так: — Теперь обрати внимание на свой разум. Какие способности поддерживают эти проявления твоего поведения в данном окружении, что ты уже можешь делать для достижения своих целей? — Были ли у тебя в жизни ситуации, когда ты использовал свои способности для достижения своих целей, преодоления внутреннего кризиса? — Что ты говорил себе для того, чтобы справиться с искушением в сложной ситуации, приобрести самообладание и уверенность? — Что возвращало тебе равновесие? — Что помогает тебе восстановить душевные силы и внутренний покой?
Далее человеку можно задать такие вопросы: — А теперь обрати внимание на свое сердце — центр и средоточие твоих убеждений и ценностей. Почему, на основании каких значимых для тебя убеждений и ценностей ты будешь стремиться к достижению выздоровления? — Какие убеждения и ценности определяют твои способности в связи с твоим желанием достигнуть полного выздоровления? — Почему для тебя важно полностью выздороветь? — Какие убеждения и ценности восстанавливают в тебе твои душевные силы, помогают преодолевать встречающиеся на пути выздоровления трудности? — Какие убеждения и ценности помогают тебе принимать верные решения в сложных ситуациях? — Что по-настоящему ценно и важно для тебя, во что ты искренне веришь? Здесь важно иметь в виду: «ценности» — это то, что ценно для конкретного человека, «убеждения» — это то, в чем он субъективно убежден. С убеждениями и ценностями человека, каковыми бы они ни были, не стоит спорить. Тем более не стоит здесь предлагать свои ценности. Следует просто принять то, что человек формулирует сам как нечто важное и значимое для себя.
— А сейчас подумай о том, что, собственно, представляешь собой ты. Кто ты, имеющий эти ценности и убеждения? — В чем твоя уникальность как личности, чем ты отличаешься по своей сути от всех других людей в твоем окружении? — Кем ты станешь, когда достигнешь выздоровления? — Какое проявление твоей личности является самой сущностью тебя? Может быть, это твоя непосредственность, твоя естественность и искренность, или твой творческий потенциал, а может, это твоя способность быть оптимистом, вера в то, что, несмотря ни на что, все хорошо закончится?
Прежде, чем сделать следующий шаг, предложите человеку представить себя в будущем как можно более детально, себя, человека, который полностью достиг выздоровления и подумать о своем предназначении, о своей жизненной миссии, о том, зачем он появился на этот свет, что он должен осуществить в своей жизни: — А теперь подумай, пожалуйста, ради чего ты стремишься к выздоровлению, ради чего ты захотел избавиться от зависимости? Подумай о своем жизненном предназначении, о том, как ты себя чувствуешь, когда осознаешь то, к чему ты действительно призван, что положительного может принести достижение полного выздоровления для тебя, твоих близких, твоего окружения, твоей страны? — Какие новые возможности откроются тебе, когда ты станешь полностью свободным от власти наркотика? — Что изменится в этом мире, когда ты достигнешь этой своей цели? — Насколько достижение выздоровления объединит тебя с другими людьми в этом мире? Представь, как будешь выглядеть ты после того, как ты станешь свободным от наркотика и осуществишь свое предназначение... Опиши как ты будешь выглядеть... Попросите рассказать о том, какое видение мира, мировосприятие будет у человека, который когда-то давно исцелившегося от зависимости, обретшего свое жизненное предназначение и живущего в согласии с ним.
И далее я предлагаю человеку подумать о том, насколько его выздоровление согласно с его представлениями о воле Божией относительно его жизни: — И сейчас подумай о том, что для тебя означает жизнь по воле Создателя? — Из Священного Писания нам известно, что Господь бесконечен, Его любовь беспредельна, ты можешь с избытком черпать у Него силы любви и благодати. Кто для тебя Господь: Отец, Учитель, Наставник, Источник душевных сил? — Как тебе кажется, как Он смотрит на тебя, исцелившегося и начавшего осуществлять то, к чему Он тебя призывает? Подумай о том, что необходимо для того, чтобы всегда помнить о Господе, ощущать свою связь с Ним, Источником веры, надежды и любви. Предоставьте человеку возможность уделить этой работе столько времени, сколько необходимо, не торопите его. Именно здесь ему предоставляется возможность понять для себя что-то важное... Пусть именно сейчас он увидит, услышит, обретет решимость для достижения поставленных жизненных целей и осознания своего предназначения в целом. Если для человека важно будет проговорить что-то, — бережно и внимательно выслушайте, если же на этом уровне ему захочется просто побыть и помолчать, — не требуйте никаких ответов... Вторая часть упражнения позволит привнести осознание воли Божией в представления о собственном предназначении в контекст реальной жизни. После того, как он подумал над своими отношениями с Богом, предложите ему вернуться к своему
еще раз. Пусть заново, с пониманием воли Господа, подумает о себе, о том, как это влияет на его жизненную миссию. Далее спросите о его
— Кто ты, человек имеющий такое жизненное предназначение? — Кем, по твоим представлениям, является человек, который обрел уверенность в возможности полного выздоровления и глубинное осознание своего предназначения? Следующий шаг возвращает человека к его
— Что для тебя важно сейчас? — В чем ты убежден, имея это предназначение? — Какие новые убеждения возникли в связи с осознанием возможности полного исцеления, с осознанием воли Господа в твоей жизни? Теперь сделаем еще один шаг к
— Что теперь ты способен делать для реализации своего предназначения? — Насколько ты теперь способен быть честным с самим собой, открытым, понимающим, чутким к другим людям? Далее можно предложить подумать, каким образом изменились
человека, каким образом обогатилось понимание всего того, что человек осуществит в своей обычной жизни? И, наконец, предложите ему проследить, как ясность осознания себя, своего предназначения, своих ценностей, убеждений и способностей повлияет на его жизнь в конкретном
Что изменится в его семье, как преобразится отношение к нему его прежних друзей, как повлияет полученное сегодня новое понимание на его окружение в целом. По мере того, как человек привносит осознание собственного жизненного предназначения на каждый из уровней осознания бытия, предлагайте ему произносить то новое, что возникает при каждом новом шаге. Пусть он подумает про себя или проговорит (если ему так легче), что необходимо сделать для изменения, что необходимо добавить в Убеждения, Способности, Поведение, Окружение для дальнейшего движения вперед. Продвигаясь от уровня «Предназначение» к «Окружению», важно уточнять соподчиненность всех уровней осознания бытия: — Какая «Идентичность» будет более полно отвечать данному «Предназначению»? — Какие «Убеждения и Ценности» будут соответствовать такой «Идентичности»? и т.д. После возвращения на уровень «Окружение» предложите человеку взять с собой все то новое, что он понял, выполняя это упражнение, и сказать о том, какими будут его первые шаги по реализации собственного жизненного предназначения. Осознание уровней бытия собственной жизни дает поразительные результаты не только для наркомана, но и для пастыря, вселяя в обоих веру в полную победу с Божьей помощью в преодолении зависимости. Большинство людей, которые, так или иначе, желают помочь наркозависимым: родители, врачи, педагоги, довольствуются только изменением поведенческого уровня. Если же мы хотим достигнуть значительных результатов, мы должны говорить не ниже, чем с позиции убеждений и ценностей. У большинства наркоманов не было в жизни человека, который бы глубоко, и в то же время ненавязчиво, говорил с ними о том, кем мы являемся в этом мире, что наиболее важно для нас, о взаимоотношениях между человеком и Богом, о том, какое место в этих отношениях отводится свободе человека. Нужно быть готовым к тому, что для многих зависимых людей именно эти разговоры будут представлять особую трудность, они обычно уходят от этого, как они говорят, «съезжают с темы». Здесь необходима особая мудрость, такт, умение слушать и слышать собеседника, уважать его уникальность, ни в коем случае не говорить с ним «с высоты собственного духовного уровня». Эта работа даст возможность все разложить «по полочкам». Если кого-нибудь из читателей предлагаемый алгоритм работы натолкнет на полезные размышления или создание других шагов или других вариантов работы, — напишите мне. Пускай каждый новый шаг этой работы будет наполнен искренностью и пониманием, что критерием качества любой работы является достигнутый совместный результат.
Заключение
Мудрость приходит тогда, когда два человека могут сесть за столом друг напротив друга и обсуждать свои различия без необходимости друг друга изменять Сократ
Мысли тоже рождаются, как живые дети, их тоже долго вынашивают, прежде чем выпустить в свет Михаил Пришвин Ну, вот и все, дорогой читатель. Надеюсь, в этой книге ты почерпнул для себя что-то нужное, важное, полезное, если ты действительно хочешь помогать тем, кто впал в тяжкий недуг наркотической зависимости. Некоторые пастыри считают, что наркоманы в глубине души не хотят меняться. Но я думаю, что это не так. Люди часто сомневаются, могут ли они измениться. А потом — оказаться в новом, незнакомом состоянии страшно. Возможно, пастырская мудрость состоит в том, чтобы не стремиться изменить человека, а доверить это дело Господу, дав возможность самому человеку увидеть варианты изменений и помочь ему осуществить их в своей жизни. Для осуществления своего служения пастырю необходимо не только рукоположение, но и научение определенным практическим навыкам помощи и построения взаимоотношений. Пастырю также необходимо постоянно работать над своим ученичеством Христу. Что означает быть учеником Христа? «Быть учеником Христа — это значит верить в человека, начиная с себя и продолжая всеми другими. Мы убеждены, что в каждом человеке есть свет, есть добро. Свет во тьме светит. Тьма не всегда этот свет принимает, но она не в состоянии заглушить или потушить его. Свет имеет самобытность, силу, жизнь, тогда как тьма — отсутствие всего этого. В этом отношении мы готовы в человека верить. Кроме того, в Евангелии мы находим много указаний на то, каким образом мы можем осуществлять свою веру в человека вместе с Богом, как можем вместе с Богом надеяться до последнего мгновения жизни на то, что даже преступник может вырасти в меру достоинства своего человеческого звания. Случается, что человек проживет недостойно в течение всей своей жизни, а вдруг, оказавшись лицом к лицу с возможностью, более того, с уверенностью в том, что ему грозит смерть, опомнится и станет совершенно другим человеком. Человек может прожить преступником, а умереть праведником. Об этом косвенно свидетельствует преп. Серафим Саровский. Он говорит, что начало жизни, годы детства и конец жизни большей частью покойны, светлы и хороши, но в середине жизни бывает сплошная буря. С этим мы должны считаться, когда думаем о себе и о других».[147] Из этой книги также вы узнали, что качество жизни человека определяется умением строить качественные взаимоотношения: с Богом, с другими людьми, с самим собой. Человек может направить в свой мозг, разум позитивные, созидательные сигналы и сформировать в себе поддерживающие убеждения, а может такие, которые будут сообщать о том, что ему что-то не по силам, парализующие. Верующий человек может найти выход из любой ситуации, извлечь из нее полезный урок для себя. Все дискуссии по поводу душепопечения наркоманов можно свести к следующему вопросу: что необходимо для исцеления со стороны пастыря — ВОЗдействие на наркомана (ограничение свободы, подавление "греховной воли", посредством различных религиозных обрядов до сознательного прихода ко Христу) или СОдействие, совместное движение к внутренней цельности-исцелению, ко Христу, Истинному Богу нашему. Со-творчество, синергия, принятие ("принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию", Рим. 15, 7) и совместное движение к Любящему Богу — основа предлагаемого в этой книге подхода. Когда люди обращаются за помощью, совершенно очевидно, что они хотят измениться. И мудрость пастыря состоит в том, чтобы не давать готовых рецептов. Необходимо просто протянуть руку помощи и помочь разобраться в жизни. Если пастырь сможет расположить к себе человека доверием, то обратившийся согласится дальше идти с ним вместе. При встрече двух людей: пастыря и пришедшего к нему за помощью человека, свет одного источника пересекается со светом другого. Вначале речь идет, конечно, вовсе не о помощи. Прежде всего одна жизнь соприкасается с другой. Такое прикосновение может принести пользу, если хотя бы одна из жизней гармонична. Если же в жизнь одного человека вторгается «эго» другого, у которого убеждение: «Я знаю, что в твоей жизни неправильно, что и каким образом надо наладить», то это уже совсем другая история. Если в жизнь одного человека вторгается эгоизм и гордыня другого (пусть даже под видом душепопечения), то, по слову митрополита Антония Сурожского, теряется уважение к тайне личности человека. Для того, чтобы этого не происходило, для того, чтобы пастырь не вел человека к своим собственным результатам, очень важно каждый раз, на каждом этапе роста и изменения, спрашивать: — Это действительно то, чего ты хотел? А показывая человеку следующий этап изменений, уточнять: — Вот следующий шаг. Ты хочешь попасть туда? Тебе туда нужно? Если "да", то давай вместе подумаем, как это сделать. Священник на опыте может понять, что люди хотят идти только в том направлении, которое они выбирают сами. Встретившись с таким подходом, наркоманы, которые уже имеют опыт "реабилитации" в различных центрах и монастырях, оказываются просто в шоке. Они не могут поверить, что священнику действительно интересно то, куда они хотят идти, чего они хотят от жизни, интересны их ценности и цели. Они ищут объяснение этому, иногда ищут подвоха, поскольку не могут поверить, что кто-то может уважать то, что действительно происходит в их внутреннем мире... Сделав несколько шагов вместе, можно оглядеться: как человек ощущает себя в процессе этого движения. Будет человек и далее держаться за руку пастыря или нет, зависит от того, какая рука его ведет: властная или дружеская. Если пастырь — спутник на пути ко Христу, то это дружественная рука. Хочется еще раз кратко резюмировать основные идеи этой книги:
* Если мы, служители Церкви Христовой, хотим быть услышанными, нам надо учиться говорить на языке наших современников. * Если мы хотим быть эффективными в помощи другим людям, нам нужно использовать все возможности, все подходы, все средства для того, чтобы оказать эту помощь. * Если мы хотим благовествовать о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе, то нам нужно научиться понимать и принимать окружающих нас людей, для того, чтобы радость веры во Христа достигла и зажгла их сердца.
Для пастыря важно научить человека понимать самого себя, вернуть ответственность за собственную жизнь. Если человек понял, что жизнь — это драгоценный подарок Божий, осознал ценность собственной жизни в очах Божиих, то он сам с благодарностью принесет ее к свету любящих лучей Солнца Правды — Христа. Главная идея книги: станьте деятельными! Берите на себя ответственность! Предпринимайте решительные действия. Используйте все, чему научила вас эта книга, и прямо сейчас. Пользы от действий больше, чем от программ, концепций и «научно-практических конференций», которых в последнее время и так достаточно. Мало только говорить. Необходимо произносимые правильные слова обязательно воплощать в дело. Автор этой книги вполне согласен с древней мудростью: “Лучше сделать немного добра, чем писать сложные книги”. В античные времена жили два великих оратора: Цицерон и Демосфен. Хотя жили они в разное время и в разных государствах, но обоим им приходилось призывать сограждан к оружию. Когда Цицерон заканчивал свою речь, люди устраивали ему овацию, стоя, и долго хвалили за блестящую речь. А вот Демосфена никто не хвалил и не восхищался его красноречием. Когда он заканчивал свою речь, люди говорили: "Пора в поход", и отправлялись на битву. Вот в чем разница между искусством создавать концепции и программы и желанием вдохновить на поступок, предоставив для этого карту маршрута движения. Если вы прочтете мою книгу и воскликните: «Да, много интересного, есть над чем подумать, а кое с чем можно не согласиться...», но при этом практически ничего в вашей жизни не изменится, мы с вами зря потратили время. Но если она даст вам уверенность в том, что вы уже имеете от Господа все, что необходимо для деятельной помощи наркоманам и будете пользоваться этой книгой как руководством к действию, если вы сами подумаете над тем, чтобы записать ваш опыт помощи и поделиться им с другими людьми, — тогда мое время, затраченное на написание этой книги, и время читателя не было потрачено даром. Меня несколько раз приглашали на различные конференции по православному окормлению наркоманов. К сожалению, обсуждения на подобных встречах строятся вокруг поиска самого эффективного способа воцерковления наркомана. Любой другой способ работы, дающий пусть даже самые высокие результаты, нередко обвиняется в «неправославности» и бездуховности. Но ведь воцерковление — это уже несколько иная задача, ее стоит начать решать, если человек получил ответ на тот вопрос, с которым пришел, и сам поставил вопрос о воцерковлении. Если же мы начинаем исключительно с воцерковления и катехизации, то рискуем подменить цели обратившегося за помощью своими целями. Подводя итоги четырех лет работы в направлении пастырского окормления наркоманов, значительная часть которой легла в основу этой книги, хочется еще раз подчеркнуть: нет смысла бороться с наркоманией как с "глобальной проблемой". Против "наркомании" и против наркотика лекарств не существует. Но если в жизни конкретного наркомана найдется хотя бы один конкретный человек, который разбудит его от этого сна, возьмет за руку, вытянет, поможет вернуться в реальный мир, обрести веру, то человек вернется к жизни. Если же в жизни он встретит людей, которые будут "нагружать" его чувством вины, предлагать выполнять бессмысленную, трудную и, возможно, не имеющую практической ценности работу (даже если все это будет называться "реабилитацией" или еще какими-нибудь иностранными словами), то, в лучшем случае, никакого пробуждения не произойдет, а в худшем — наркоман с надломленной волей сломается окончательно. Возможно он станет образцовым прихожанином, который всю ответственность за собственную жизнь переложит на приходского батюшку и будет очень доволен тем, что теперь, наконец-то, ничего решать не нужно, все за тебя будет решать кто-то другой... Мне приходилось наблюдать плоды и такого подхода к "реабилитации". Если эту книгу читает священник, (которому, в принципе-то, она и адресована) мне хочется, еще раз обобщая все вышесказанное, обратиться лично к нему: — Дорогой отче! Пойми: мы с тобой имеем дело с проблемой, внутри которой не можем иметь даже приблизительного опыта. Наше Родное Православие сформировало у нас цельность и постоянство внутреннего мира, стремление управлять своими страстями, достигать посредством молитвы и Богослужения душевного мира, воспитало чувство долга. Современный человек устроен по-другому. Ценностные ориентиры, чувство ответственности за себя, за свою семью, религиозное чувство у него частично или полностью атрофированы. Потребность в ясности восприятия мира, осознание цели и смысла утрачено. Цельное проживание собственной жизни, личностная зрелость, психологическая устойчивость у многих современных молодых людей отсутствует. Ради испытания нового опыта, ради удовольствия, ради так просто и быстро достигаемой возможности уйти от самого себя, от решения насущных жизненных проблем, он уходит в виртуальную реальность кайфа. Если не мы откликнемся на его боль, его беду, то кто же? Я вполне могу предположить, что те способы работы с наркоманами, которые предлагаются в этой книге, совершенно не похожи на увещевающие беседы или на словесные воздействия на грешника с целью его исправления. Моя задача, как автора, прежде всего дать практические методы работы. Буду рад получить отзывы, замечания и предложения всех, кому эта книга попала в руки. Безусловно, если говорить о преодолении этой проблемы, то, в конечном итоге, все дело не столько в тех или иных методиках, не столько в яркости и силы духа людей, которые будут заниматься этим нелегким делом, сколько в обращении ко Христу, о создании возможности для современного человека получить хотя бы элементарные навыки и знания о христианстве, о жизни с Богом. Но помочь можно только конкретному человеку, тому, кто обратился лично к тебе. И в этом — наше призвание, наше служение. «Душа священника, — пишет архимандрит Софроний (Сахаров), — неизбежно множество раз дойдет до изнеможения от видения всякого рода страданий, с одной стороны, и неправд и насилий, с другой. Именно сии безобразия и кажущиеся бессмысленными едва ли не все действия людей являются показателями падения нашего мира. Упорным подвигом мы должны удержать неумаленным наше вдохновение на Литургическую молитву за все человечество. Все страсти и гадости греха, в нас ли самих, в других ли вне нас, и составляют содержание сей универсальной молитвы... Вот почему мы, встречаясь со вседавящей массой греха, в нас ли самих, вне ли нас, не перестаем пребывать внутри литургического акта. При таком сознании о священстве вся наша жизнь является служением спасению мира... Для нас, человеков, последняя доступная нам мера — молиться за всего Адама как за самого себя...»[148] Да, действительно, наше главное дело — молиться за мир. Но благовествовать, разделять боль этого мира, и исцелять раны этого мира любовью Христовой — тоже наше дело. ...Просматривая уже написанные главы, я долго думал над кажущимся противоречием этой книги. С одной стороны, «помочь может только Господь», с другой — «не спешите вести наркомана к Таинствам». Действительно, помочь может только Господь, при сознательном обращении к Нему. Действительно, ни в коем случае не стоит тянуть человека к Причастию и Исповеди, потому что без осознания в этих Таинствах самого главного — Таинства Встречи с Господом —они не принесут автоматически никакого значительного результата. Но как же быть, если наркоман рядом с вами, но он не задает никаких духовных вопросов? Дело в том, что священство, пастырство — это тоже Таинство. Таинство, дающее нам, пастырям, не только благодать совершения других Таинств, но и возможность осознания себя в этом мире, по слову владыки Антония Сурожского, Христовыми любящими руками, Его добрыми устами, Его чутким сердцем. Именно через нас, пастырей Церкви, Бог Вселенной благоволил вразумлять, наставлять, приводить к покаянию и спасению Своих детей. Если мы будем действовать так, как в Своей земной жизни действовал Он, бессильно будет все, что станет на нашем пути, потому что любовь, смирение и искренность в своей беззащитности непобедимы. Как наказ или как совет опытных пастырей прошлого столетия звучат нам с пожелтевших страниц «Памятной книжки для священника» слова, как никогда актуальные сегодня: «О, если б ты с любовию Павла мог сказать им: свидетель мне Бог, что все не тесно вмещаетесь в сердце моем! (2Кор. 6, 11). Если бы ты так от сердца мог говорить овцам, то как бы они стали внимать тебе? Как открыли бы тебе свои сердца? Как принимали бы наставления твои, как сохраняли бы твои повеления? Как потекли бы за тобою по путям твоим? Те суть истинные учители, которые, сделавшись отцами чрез строгость порядка, умеют быть матерями чрез милость любви. Итак, иерей, будь для овец Христовых милосердою матерью, не устами, но сердцем, и делом. Иисус прошел, благотворя и исцеляя всех: последуй Ему. Если увидишь овцу, стенящую под бременем нищеты; облегчи с кротостию бремя ее, по возможности, раменами твоими и милостынями. Если увидишь немощного, изнемогающего под бременем недуга; то помоги ему советом, и, если можно, врачевством, одушеви утешением. Если кто придет, обремененный тяжестью грехов; то, как отец блудного сына, пади на выю его, с благостью прими погибшую овцу и омой ее слезами сострадания. Если придет малодушный, то подкрепи его кротким наставлением. Если найдешь упорного непреклонного, и ты, крепкий, понеси немощи сего немощного. Переноси равнодушно противоречия овец твоих. Не падай духом, если, посеяв пшеницу, пожнешь терние: Иисус Христос, от яслей до Креста, не престал трудиться для спасения душ, и, однако, не многие спасаются. Не думай, что можно вдруг исторгнуть все пороки: неблагоразумная ревность к истреблению пороков может более ожесточить души и укрепить во зле. Иное надобно лучше понемногу развязать, нежели вдруг рассечь; а об ином надобно помолчать; иное потерпеть до времени. Некоторые души прежде надобно испытать любовию, чем бесполезно посрамлять стыдом строгого обличения. Итак, старайся приобрести сердца любовию прежде, нежели приступишь к исправлению их чрез обличение. [149] Будем же совершать
наше служение с благоговением и мужеством, в духе всепобеждающей Любви Христовой.
И да помогает нам в этом деле Тот, Кто Призвал нас на эту стезю и обещал пребыть
с нами и содействовать нам до скончания века.
Сказка
|