Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Бабу Ранганатан

Традиционное учение об аде имеет греческо-языческие корни

 

"THE SEOUL TIMES", 23 января 2007

. Немногие христиане представляют себе, насколько на раннехристианскую мысль повлияла античная греческая философия

Хотя я и являюсь консервативным баптистом, но более не верую в то, будто бы Библия учит, либо поддерживает традиционную точку зрения на ад, как средоточие вечных мук и страданий. Да Библия учит о вечном наказании , но это вечное воздаяние вовсе не означает вечных мук.

Сегодня только очень немногие христиане представляют себе, насколько на раннехристианскую мысль повлияла античная греческая философия. Древние греки верили и проповедовали, что человеческая душа бессмертна и неразрушима. И потому, когда раннее христианство восприняло это концепцию, из нее логически вытекало положение о том, что те, кто идет в ад обрекаются на вечные муки.

Библия, однако, учит, что человек по природе своей абсолютно смертен, а бессмертие - суть дар Божий, который осуществится в день Воскресения для тех, кто доверился Иисусу Христу ради спасения.

Конечно души грешивших в этом мире будут некоторое время пребывать в аду, где будут испытывать страдания за свои прегрешения. Однако вечное наказание состоит вовсе не в этом. Оно заключается в вечной смерти как души, так и тела, в утрате дара бессмертия навечно. Вот что понимается в Библии под вечным наказанием. Интересно, что даже Адам и Ева изначально не были сотворены бессмертными. Именно поэтому посреди Эдемского сада Бог поместил Дерево Добра и Зла.

В книге Бытие (2:17) Бог наказывает Адаму не есть плода с определенного дерева, а именно Древа познания Добра и Зла. Бог говорит, что как только он отпробует этот плод, то тут же умрет. Но библейское повествование рассказывает, что Адам вовсе не умер физически в тот день, когда он не подчинился Богу и вкусил запретный плод. Значит речь шла о смерти духовной, а вовсе не физической?

Однако в оригинальном еврейском тексте Бытия 2:17 глагол "умереть" дан в несовершенном виде, что обозначает продолжающийся процесс. Так что в действительности Бог сказал Адаму, что с момент вкушения плода он начнет умирать. Буквально эти слова можно перевести так: "умирая, умрешь". И Бог имел в виду именно физическую, а не духовную смерть. И то обстоятельство, что Бог не позволил Адаму и Еве вкусить также от Древа Жизни (Бытие 3:22-3:24) для того, чтобы они могли жить вечно, подтверждает еще раз, что Бог имел в виду физическую, а не духовную смерть.

Наказание за грехи есть смерть, как души, так и тела. Человек не может жить вечно во грехе. Но Бог вовсе не жесток в своей вечной каре. Он просто не может позволить Своему моральному творению жить с грехом. Бог не обессмеривает грех и зло, делая бессмертными души грешников в аду. Все это, безусловно, противоречит традиционной доктрине и учению, преподносимому во многих христианских церквах, в частное и о том, что грешники также обретут бессмертные душу и тело, но в аду.

Ну а что тогда с "вечным пламенем", "неугасимым адовым огнем", "рыданием и скрежетом зубов на веки вечные", упоминаемые Иисусом в притче о богаче и бедном Лазаре, а также других евангельских стихах. Они, казалось, однозначно говорят, о вечных адовых муках. Но ключом к разгадке может стать контекст, в котором те или иные слова произносились в разных местах писания.

Так, например, оборот "неугасимый огонь" используется для обозначения того, что процесс разрушения неостановливаем и необратим. В книге пророка Иезикииля (20: 47-48), когда Бог говорит, что Его кара грядет наземлю и всякое дерево будет испепелено "огнем неугасимым". Естественно это не означает, что ветхозаветные деревья тлеют до сих пор.

В Библии есть места, повествующие о том, как гнев Господен был предотвращен и остановлен, например, в случае Моисея, ходатайствовавшего пред Богом за мятежных евреев. Поэтому, когда Бог говорит о том, что в конце времен грешники будут испепелены огнем неугасимым, Он всего лишь имел в виду, что никто не может остановить Его в приведении этого замысла в исполнение. Недаром в писании Бог часто описан как всепожирающий огонь. Но гнев Господень в наказании не есть конец всему, это только средство для того, чтобы положить конец всему.

Другой пример значение слова "вовеки", "навсегда". Его эквивалент в Писании далеко не всегда означает бесконечное или вечное по продолжительности. Это слово в еврейском или греческом тексте Библии означает некую продолжительность для чего-либо или кого-либо в течение полного промежутка времениили цикла его существования. По отношению к чему-либо действительно непреходящему, оно может и означает вечность. Но применительно к людям, либо к чему-либо еще смертному по своей природе оно не может определяться как вечность. а только лишь как ограниченное во времени бытие.

Необходимо основывать наши представления об аде и жизни грядущей на Библии, а не на традиции или философских спекуляций. Не стоит применять философские умопостроения к тому, что открыто Богом в Священном Писании. Немногие знают, что для обозначения ада в Новом Завете применяются два разных греческих слова. Тем не менее переводятся они, как правило, словом одним. Эти слова "Ha-ades" и " geheena" имеют различный смысл. Первое эквивалентно ивритскому слову "шеол", означающему потустороннюю обитель душ. А вот "геенна" - это именно наказание для грешников. И в том месте притчи о богаче и Бедном Лазаре, где Господь говорит об огне адском для грешников, в качестве обозначения преисподней используется первое слово, означающее временоое пристанище для душ умерших.

Притча о богаче и Лазаре, как и другие притчи используются Господом для того, чтобы обозначить конец эпохи фарисеев, эпохи иудейского закона (обозначенного осужденным на наказание богачом) и начало эпохи христианского откровения для язычников, которое представлено Лазарем. Он также представлял и бедных иудеев того времени, что были отвергнуты своими религиозными лидерами, но вместе с язычниками были приняты в лоно Авраамово через Христа-Мессию. А вот религиозная еврейская элита той эпохи была занята самой собой, а вовсе не духовными исканиями людей.

Концепция о том что hades- шеол это место разделенное на две части, в одной из которых находятся осужденные на вечные муки, а в другой блаженствуют праведники, -это иудейское верование появилось в промежуток между Ветхим и Новым заветом. Такое видение неканонично, оно никак не соотносится с тем, что Бог открыл иудеям в Писании.Нигде нет и намека на то, что ад - это место, где души грешников ожидают последнего суда в геене - огненном озере. Такая концепция возникла под влиянием учения греческих философов о душе на иудейских мыслителей.

В притче о богаче и Лазаре Иисус всего лишь использует популярный образ ада из иудейского религиозного фольклора для того, чтобы проиллюстрировать перспективу для фарисеев и религиозных лидеров своей эпохи, но это не обязательно означает, что такая фольклорная иллюстрация доктринально соответствует Его учению. В различных местах писания, в частности в псалмах имеются пассажи, указывающие на то, что какая-либо форма сознания в шеоле-аду отсутствует.

Многие возразят, заявляя, что история о богаче и Лазаре не является притчей, поскольку формально Иисус не утверждал, что рассказывает таковую. Но Иисус не всегда говорил, что сейчас он рассказывает притчу, например у Матфея гл.21, в притче о хозяине земли, прямо направленной против фарисеев не было такого указания. Но очевидно, что Господь использовал для своей проповеди формы и образы из реальной жизни того времени, и в частности в притче о богаче и бедном Лазаре для того, чтобы создать ткань повествования использовался популярный религиозный миф.

Бабу Ранганатан, "THE SEOUL TIMES" (перевод "Портала-Credo.Ru")

23 января 2007 г.

© Портал-Credo.Ru, 2002-2007. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.


 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова