Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Джованни Реале и Дарио Антисери

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

От романтизма до наших дней

К общему оглавлению

 

Номер страницы предшествует тексту на ней.


Книга 4
Оглавление

От редактора..................... XXVI
От переводчика.................... XXVII
Предисловие к итальянскому изданию ........ ХХVШ

Часть первая
РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА

Глава 1. Романтизм и преодоление просветительства...............3
1. Движение романтизма и его представители ........... 3 1.1. Первая ласточка романтизма: "Буря и натиск". 1.2. От классицизма к романтизму. 1.3. Неоднозначность феномена романтизма и его основные характеристики

2. Основатели романтизма: братья Шлегели, Новалис, Шлейермахер и Гёльдерлин........... 9
2.1. Образование кружка романтиков, журнал "Атеней" и распространение романтизма. 2.2. Фридрих Шлегель, понятие иронии и трактовка искусства как высшей формы духа. 2.3. Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии. 2.4. Шлейермахер: романтическая интерпретация религии, новый взгляд на Платона и герменевтика. 2.5. Гёльдерлин и обожествление природы.

3. Позиция Шиллера и Гёте ............ 19
3.1. Шиллер: понятие "прекрасной души" и эстетическое воспитание. 3.2. Гёте и его отношение к романтизму

4. Другие мыслители эпохи распада "просветительского разума" ..................... 22
4.1. Гаман: религиозный протест против просвещенного разума.
4.2. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры.
4.3. Гердер: антипросветительская концепция языка и истории.
4.4. Гумбольдт, идеал человечества и лингвистика.

5. Споры о кантианских апориях и прелюдия к идеализму (Рейнгольд, Шульце, Маймон и Бек)..........28


Глава 2. Обоснование идеализма: Фихте и Шеллинг 31
1. Фихте и эстетический идеализм......... 31
1.1. Жизненный путь и сочинения. 1.2. Фихтеанский идеализм как изложение "основания" кантианского критицизма.
1.3. "Наукоучение" и структура фихтеанского идеализма (1.3.1. Первый принцип: Я полагает самое себя; 1.3.2. Второй принцип фихтеанского идеализма: Я противополагает себе не-Я, 1.3.3. Третий принцип фихтеанского идеализма: взаимное ограничение и противопоставление Я ограниченного и ограниченного не-Я; 1.3.4. Идеалистическое объяснение познавательной деятельности; 1.3.5. Идеалистическое объяснение морали). 1.4. Мораль, право и государство. 1.5. Вторая фаза фихтеанства (1800-1814). 1.6. Заключение: Фихте и романтики

2. Шеллинг и романтические страдания идеализма 43
2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга.
2.2. Фихтеанские начала у Шеллинга и новые ферменты (1795- 1796). 2.3. Философия природы Шеллинга (1797-1799).
2.4. Идеализм трансцендентальный и идеализм эстетический (1800). 2.5. Философия тождества (1801-1804). 2.6. Теософия и философия свободы (1804-1811). 2.7. "Позитивная философия", или Философия мифологии и Откровения (с 1815 года). 2.8. Заключение


Часть вторая
АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕАЛИЗМА У ГЕГЕЛЯ

Глава 3. Гегелевская абсолютизация идеализма .... 59
1. Жизнь, сочинения и генезис мысли Гегеля ... 59
1.1. Жизненный путь. 1.2. Сочинения Гегеля. 1.3. Теологические сочинения раннего периода и генезис гегелевской мысли

2. Основы гегелевской системы.......... 64
2.1. Необходимость предварительного определения первооснов философии Гегеля. 2.2. Действительность как Дух: предварительное определение гегелевского понятия Духа. 2.3. Диалектика как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли. 2.4. Пространство "спекулятивного", значение "Aufheben" и "спекулятивное" утверждение

3. "Феноменология духа".............. 75
3.1. Значение и направленность "Феноменологии духа".
3.2. Схематика и "фигуры" "Феноменологии" (3.2.1. Этапы феноменологического пути; 3.2.2. Сознание (чувственная достоверность, восприятие и рассудок); 3.2.3. Самосознание (диалектика господина - раба, стоицизма - скептицизма и несчастного сознания); 3.2.4. Разум; 3.2.5. Дух; 3.2.6. Религия и абсолютное Знание). 3.3. Поливалентная природа и двусмысленность "Феноменологии духа".
4. Логика ..................... 87
4.1. Новая концепция логики. 4.2. Логика бытия. 4.3. Логика сущности. 4.4. Логика понятия
5. Философия природы............................ 95
5.1. Природа, ее место и значение в гегелевской системе.
5.2. Преодоление возрожденческого и романтического взгляда на природу. 5.3. Ступени и диалектические моменты философии Природы

6. Философия духа.............................. 98
6.1. Дух и три его момента. 6.2. Субъективный Дух. 6.3. Объективный Дух (6.3.1. Гегелевская концепция объективного Духа;
6.3.2. Три момента объективного Духа и смысл истории;
6.3.3. Природа государства и истории и философия истории). 6.4. Абсолютный Дух: искусство, религия и философия

7. Некоторые выводы............................. 107


Часть третья
ОТ ГЕГЕЛЬЯНСТВА К МАРКСИЗМУ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИЗМА

Глава 4. Правое и левое гегельянство ...................... 111
1. Правое гегельянство............................ 111
2. Левое гегельянство............................. 113
2.1. Давид Ф. Штраус: человечество как единство конечного и бесконечного

3. Людвиг Фейербах и сведение теологии к антропологии ................................... 113
3.1. От Бога к человеку. 3.2. Теология - это антропология
4. Утопический социализм............. стр. 117
4.1. Сен-Симон: наука и техника как основа нового общества.
4.2. Пьер Жозеф Прудон

5. Карл Маркс................... 120
5.1. Жизнь и творчество. 5.2. Маркс как критик Гегеля.
5.3. Маркс как критик левогегельянства. 5.4. Маркс как критик экономистов-классиков. 5.5. Маркс как критик утопического социализма. 5.6. Маркс как критик Прудона. 5.7. Маркс и критика религии. 5.8. Отчуждение труда. 5.9. Исторический материализм. 5.10. Классовая борьба и "Капитал"
6. Фридрих Энгельс и диамат........... 130
7. Открытые проблемы .............. 131


Часть четвертая
ВЕЛИКИЕ НИСПРОВЕРГАТЕЛИ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ: ГЕРБАРТ, ТРЕНДЕЛЕНБУРГ, ШОПЕНГАУЭР, КЬЕРКЕГОР

Глава 5. Великие ниспровергатели гегелевской системы 137
1. Реализм Иоганна Фридриха Гербарта...... .............137
1.1. Задача философии. 1.2. Бытие едино, но путей познания бытия множество. 1.3. Душа и Бог. 1.4. Эстетика и педагогика
2. Психологическая реакция на идеализм: Якоб Фриз............. 141
3. Адольф Тренделенбург, критик гегелевской диалектики .............141
4. Артур Шопенгауэр: мир как воля и представление .............143
4.1. Против Гегеля, "убийцы истины". 4.2. В защиту "невыгодной истины". 4.3. "Мир - это мое представление". 4.4. Категория каузальности. 4.5. Мир как воля. 4.6. Жизнь между страданием и скукой. 4.7. Освобождение через искусство. 4.8. Аскеза и раскрепощение
5. Серен Кьеркегор: индивид как "причина христианства............. .............152
5.1. Жизнь "того, кто не играл в христианство". 5.2. Кьеркегор как "христианский поэт". 5.3. "Смехотворное обоснование" гегелевской системы. 5.4. "Единичный" перед Богом. 5.5. Принцип христианства. 5.6. Возможность, страх и отчаяние. 5.7. Кьеркегор: наука и сциентизм. 5.8. Кьеркегор и "научная теология"


Часть пятая
ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РИСОРДЖИМЕНТО

Глава б. Итальянская философия эпохи Рисорджименто.....................166
1. Общие черты ............................... 166
2. "Гражданская философия" Джан Доменико Романьози.................................. 167
3. Карло Катганео: философия как наука "ассоциированных умов" и политика федерализма.................. 169
3.1. Карло Каттанео: философия как "милиция". 3.2. Философия как "наука ассоциированных умов". 3.3. Теория и политика федерализма
4. Джузеппе Феррари и "философия революции"..............173
5. Паскуале Галуппи и "философия опыта"..... 174
5.1. Реальность Я и существование внешнего мира
6. Антонио Розмини и философия идеального бытия 177
6.1. Жизнь и сочинения. 6.2. Критика сенсуализма и кантианского априоризма. 6.3. Идея бытия. 6.4. "Фундаментально телесное чувство" и "реальность внешнего мира". 6.5. Личность, свобода и собственность. 6.6. Государство, церковь и принцип моральности
7. Винченцо Джоберти и философия "реального бытия..........................183
7.1. Жизнь и сочинения. 7.2. Против психологизма в современной философии. 7.3. "Идеальная формула". 7.4. "Моральное и гражданское превосходство итальянцев"


Часть шестая
ПОЗИТИВИЗМ

Глава 7. Позитивизм .............................. 189
1. Общая характеристика........................... 189
2. Опост Конт и позитивизм во Франции................... 191
2.1. Закон трех стадий. 2.2. Учение о науке. 2.3. Социология как социальная физика. 2.4. Классификация наук. 2.5. Религия человечества. 2.6. "Обоснования" Конта

3. Джон Стюарт Милль и английский утилитаристский позитивизм................... стр. 197
3.1. Мальтузианские проблемы. 3.2. Классическая экономия: Адам Смит и Давид Рикардо. 3.3. Роберт Оуэн: от утилитаризма к утопическому социализму. 3.4. Утилитаризм Иеремии Бентама. 3.5. Джон Стюарт Милль: кризис двадцатилетнего философа. 3.6. Критика теории силлогизма. 3.7. Принцип индукции: единообразие природы. 3.8. Наука о морали, экономика и политика. 3.9. Защита свободы индивида

4. Эволюционистский позитивизм Герберта Спенсера .............208
4.1. Религия и наука "коррелятивны". 4.2. Эволюция вселенной: от гомогенного к гетерогенному. 4.3. Биология, этика и общество

5. Позитивизм в Италии..........................213
5.1. Общие положения. 5.2. Чезаре Ломброзо и социология преступления. 5.3. Медик-позитивист Сальваторе Томмази.
5.4. Августо Мурри: научный метод и логика диагноза.
5.5. Паскуале Виллари и позитивистская историография.
5.6. Аристид Габелли и обновление педагогики. 5.7. Роберто Ардиго: от сакральности религии к сакрализации факта. 5.8. Непознанное не есть непознаваемое. Эволюция от неразличимого к различному. 5.9. Мораль и общество


Часть седьмая
РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX ВЕКЕ. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ

Глава 8. Развитие науки в XIX веке.......................225
1. Общие вопросы................. .............225
1.1. Когда наука приобретает философский смысл. 1.2. Наука и общество в XIX веке
2. Процесс ригоризации математики........ .............227
3. Философское значение неевклидовой геометрии . .............228
4. Судьба эволюционной теории.......... .............230
4.1. Споры об эволюции во Франции: Ламарк, Кювье и Сент-Илер. 4.2. "Происхождение видов" Дарвина. 4.3. Происхождение человека. 4.4. Споры вокруг "Происхождения видов" и проблемы социального дарвинизма. 4.5. Томас Гексли и дарвинизм в Англии
5. Лингвистика: Вильгельм фон Гумбольдт и Франц Бопп. Закон Гримма и младограмматики .... .............238
6. Возникновение экспериментальной психологии .............240
6.1. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.
6.2. Вундт и Лейпцигская лаборатория экспериментальной психологии
7. У истоков научной социологии.......... 242
7.1. Эмиль Дюркгейм и правила социологического метода.
7.2. Суицид и аномия


Глава 9. Эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха............................. 247
1. Рихард Авенариус и критика "чистого опыта.............. .............. 247
1.1. Что такое "чистый опыт"? 1.2. Возвращение к "естественной концепции мира". 1.3. Выше различий "физического" и "психического". 1.4. Вред "интроекции"
2. Эрнст Мах: основа, структура и развитие науки .............. 250
2.1. Анализ ощущений. 2.2. Научное познание как биологическое событие. 2.3. Проблемы, гипотезы и отбор гипотез. 2.4. Наука как экономия мышления. 2.5. Критика ньютоновской механики


Глава 10. Конвенционализм Анри Пуанкаре и Пьера Дюгема............................ 257
1. Умеренный конвенционализм Анри Пуанкаре . .............. 257
1.1. Пуанкаре: конвенция не есть произвол. 1.2. Теория устанавливает факт: "Опыт - единственный источник истины". 1.3. Геометрические аксиомы как замаскированные дефиниции
2. Пьер Дюгем и природа физической теории ................ 259
2.1. Дюгем: что такое физическая теория? 2.2. Холистский контроль и отрицание "критического эксперимента"
3. К оценке конвенционализма........................ 261


Часть восьмая
ОТ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА - К ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА

Глава 11. Ницше. Верность земному и переоценка ценностей.......... 265
1. Ницше как интерпретатор собственной судьбы . . 265
2. Был ли Ницше пророком нацизма? ....... 266
3. Жизнь и сочинения............... 267
4. "Дионисийское" и "аполлоновское" начала и "проблема Сократа"................. .............268
5. Тупость фактов. "Насыщение историей" опасно . 269
6. Разрыв с Шопегауэром и Вагнером....... 270
7. Возвещение "смерти Бога"............ 271
8. Антихрист, или Христианство как порок..... 272
9. Генеалогия морали............... 274
10. Нигилизм, вечное возвращение и "amor fati........................275
11. Сверхчеловек - это соль земли......... .............276


Глава 12. Неокритицизм.
Марбургская и баденская школы ...... .............278
1. Общие замечания................ .............278
2. Марбургская школа............... .............279
2.1. Германн Коген: критика как методология науки. 2.2. Пауль Наторп: "Процесс и метод суть все"
3. Эрнст Кассирер и философия символических форм .............280 3.1. Субстанция и функция. 3.2. Символические формы
4. Баденская школа................ .............282
4.1. Вильгельм Виндельбанд. Философия как теория ценностей.
4.2. Генрих Риккерт: познавать - значит судить на основе истины как ценности


Глава 13. Немецкий историцизм............ .............286

1. Общие черты.................. .............286
2. Вильгельм Дильтей и "критика исторического разума" ...................... .............288
2.1. К "критике исторического разума". 2.2. Обоснование наук о духе. 2.3. Историчность человеческого мира
3. Вильгельм Виндельбанд: отличие наук номотетических от наук идеографических.......... .............291
4. Генрих Риккерт, отношение к ценностям и автономия исторического познания ....................... 293
5. Георг Зиммель: ценности историка и релятивизм фактов..................... .............294
6. Освальд Шпенглер и "Закат Европы"...... .............295
7. Эрнст Трёльч и абсолютность религиозных ценностей .............296
8. Мейнеке и поиск вечного в мгновении..... .............297


Глава 14. Макс Вебер.
Методология социально-исторических наук в "расколдованном" наукой мире....... 299
1. Сочинения Вебера............................. 299
2. "Наукоучение": цель и предмет историко-социальных наук.................................. 300
3. Вопрос "соотнесения с ценностями".................... 301
4. Теория "идеального типа"......................... 302
5. Объективная возможность и неравноценность причин исторических событий......................... 303
6. Спор по поводу "воздержания от оценки.............................. 303
7. "Протестантская этика и дух капитализма" ................. 305
8. Вебер и Маркс............................... 306
9. "Расколдование мира" и вера как "жертвоприношение" интеллекта.............................. 308


Глава 15. Прагматизм.............................. 314
1. Общие замечания............................. 314
2. Логический прагматизм Чарльза Сандерса Пирса .............. 314
2.1. Процедура фиксации верований. 2.2. Дедукция, индукция, абдукция. 2.3. Как сделать ясными наши идеи. Прагматическое правило. 2.4. Семиотика. 2.5. Фанероскопия. 2.6. Космология: тихизм, синехизм, агапизм
3. Радикальный эмпиризм Уильяма Джемса.................. 319
3.1. Прагматизм - только метод. 3.2. Истина идеи сводится к ее оперативной способности. 3.3. Принципы психологии и разум как инструмент приспособления. 3.4. Моральный вопрос: как упорядочить контрастные идеалы и сделать выбор между ними? 3.5. Многообразие религиозного опыта и плюралистический универсум
4. Итальянский прагматизм.......................... 322


Глава 16. Инструментализм Джона Дьюи........ 325
1. Опыт не сводится ни к сознанию, ни к познанию 325
2. Неустойчивость и рискованность существования . 326
3. Теория исследования............... 326
4. Здравый смысл и научное исследование: идеи как инструменты................... 327
5. Теория ценностей................ 328
6. Теория демократии................ 329


Глава 17. Итальянский неоидеализм Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле ........... 331
1. Идеализм в Италии до Кроче и Джентиле .... .............331
2. Бенедетто Кроче: неоидеализм как "абсолютный историцизм"................... .............333
2.1. Жизненный путь и сочинения. 2.2. "Что живо и что мертво в философии Гегеля", или Манифест нового спиритуализма. 2.3. Эстетика Кроче и понятие искусства. 2.4. Логика Кроче: понятия и псевдопонятия. 2.5. Практическая активность, экономика и этика. 2.6. История как мышление и как поступок. 2.7. Заключение
3. Джованни Джентиле: неоидеализм как актуализм .............345
3.1. Жизнь и сочинения. 3.2. Реформа гегелевской диалектики. 3.3. Основные положения актуализма. 3.4. Природа актуализма Джентиле. 3.5. Заключение


Часть девятая
ВКЛАД ИСПАНИИ В ФИЛОСОФИЮ XIX ВЕКА
Глава 18. Мигель де Унамуно и трагическое чувство жизни......... 355
1. Жизнь и сочинения............... 355
2. Сущность Испании............... 356
3. Против "власти джентльменов разума"...... 356
4. Жизнь не приемлет формул........... 357
5. Унамуно: "испанский Паскаль" и "брат Кьеркегора" 358
6. Значение философского творчества Унамуно ... 359


Глава 19. Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры..........360
1. Жизнь и сочинения............... 360
2. Индивид и его "обстоятельства"......... 361
3. Поколения кумулятивные, полемические и решительные ..................... 361
4. Когда идеи становятся "верованиями"...... 362
5. Природа и развитие научного познания..... 363
6. "Человек-масса"................. 364


Часть десятая
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ГЕРМЕНЕВТИКА
Глава 20. Эдмунд Гуссерль и феноменологическое движение....... 369
1. Общие черты ............................... 369
2. Эдмунд Гуссерль.............................. 371
2.1. Полемика с психологизмом. 2.2. Эйдетическая интуиция.
2.3. Региональные онтологии и формальная онтология.
2.4. Интенциональность сознания. 2.5. Eroche, или феноменологическая редукция. 2.6. Кризис европейских наук и "жизненный мир"
3. Макс Шелер................................ 377
3.1. Против кантианского формализма. 3.2. Иерерахия материальных ценностей. 3.3. Личность. 3.4. Социология знания
4. Николай Гаргман............................. 381
4.1. От неокритицизма к феноменологии. 4.2. Обоснование онтологии.
5. Феноменология религии.......................... 383
5.1. Рудольф Отто и опыт "совершенно иного"
6. Эдит Штейн: эмпатия и миссия христианской философии ................................... 384


Глава 21. Мартин Хайдеггер: от феноменологии к экзистенциализму............387
1. От феноменологии к экзистенциализму..... 387
2. Здесь-бытие и экзистенциальная аналитика ... 388
3. Бытие-в-мире и бытие-с-другими ........ 389
4. Бытие-к-смерги, экзистенция неподлинная и экзистенция подлинная................ 390
5. Мужество перед лицом страха.......... 392
6. Время...................... 393
7. Западная метафизика как забвение бытия. Поэтический язык как язык бытия ............ 394
8. Техника и Западный мир............. 395


Глава 22. Экзистенциализм.............. 397
1. Общие черты.................. .............397
2. Карл Ясперс и крушение экзистенции ..... .............399
2.1. Наука и философия. 2.2. Ориентация в мире и "объемлющее" (Umfassende). 2.3. Необъекгивируемость экзистенции.
2.4. Крушение экзистенции и шифры трансценденции.
2.5. Экзистенция и коммуникация
3. Ханна Арендт: бескомпромиссная борьба за индивидуальную свободу................ .............404
3.1. Жизнь и сочинения. 3.2. Антисемитизм, империализм и тоталитаризм. 3.3. Поступок как преимущественно политическая активность
4. Жан-Поль Сартр: от абсолютной и бесполезной свободы к свободе исторической......... .............406
4.1. Писать, чтобы понять себя. 4.2. "Тошнота" перед простой данностью. 4.3. "В-себе-бытие", "для-себя-бьггие" и "ничто".
4.4. "Бытие-для-других". 4.5. Экзистенциализм - это гуманизм. 4.6. Критика диалектического разума
5. Морис Мерло-Понти: между экзистенциализмом и феноменологией ................ .............412
5.1. Отношение сознания и тела, человека и мира. 5.2. "Обусловленная" свобода
6. Габриэль Марсель и христианский неосократизм .............415
6.1. Защита конкретного. 6.2. Асимметрия верования и верификации. 6.3. Проблема и метапроблема. 6.4. Быть и иметь.
6.5. Против культа морального абсурда
7. Влияние экзистенциализма на гуманитарные науки .............419


Глава 23. Ганс Георг Гадамер и герменевтическая теория 423
1. Что такое герменевтический круг?........ 423
2. "Предпонимание", "предрассудки" и инаковость текста...................... 424
3. Интерпретация и "история эффектов"...... 425

4. Предрассудки, разум и традиция. Бэкон, просветители и романтики................ 426
5. Теория "опыта"................. 428
6. Гадамер и гегелевский "диалектический опыт" . . 429


Глава 24. Дальнейшее развитие герменевтической теории 432
1. Эмилио Бетти и герменевтика как основная методика наук о духе................... 432
1.1. Жизненный путь и сочинения 1.2. Интерпретировать - значит понимать. 1.3. Отличие "интерпретации смысла" от "дарованного смысла". 1.4. Четыре канона герменевтического процесса
2. Поль Рикёр. Погрепшмость человека и конфликт интерпретаций.................. стр. 435
2.1. Жизнь и сочинения. 2.2. "Я подчиняюсь тому телу, которым управляю". 2.3. Человеческая небезгрешность и символика зла. 2.4. "Школа подозрения". 2.5. Конфликт интерпретаций и снова "личность"
3. Луиджи Парейсон. Личность как орган истины . .............. 440 3.1. Жизнь и сочинения. 3.2. Историческая условность, личностное начало и спекулятивная ценность философии.
3.3. Единство философии как "конфилософия". 3.4. Онтология неиссякаемого против мистицизма невыразимого. 3.5. Бог философов и Бог в религиозном опыте. 3.6. Сокровенный язык мифа
4. Джанни Ваттимо. Герменевтика, "дебольное" мышление, постмодернизм . . . :....................... 446
4.1. Жизнь и сочинения. 4.2. "Дебольное" мышление.
4.3. Герменевтические предпосылки "дебольного" мышления.
4.4. Модернизм и постмодернизм


Часть одиннадцатая
БЕРТРАН РАССЕЛ, ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН И ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

Глава 25. Бертран Рассел: отказ от идеализма и критика аналитической философии.................. 453
1. Отказ от идеализма ............................ 453
2. Логический атомизм и встреча Рассела с Пеано .............. 454
3. Рассел против "второго" Витгенштейна и аналитическая философия............................. 455
4. Рассел: мораль и христианство....................... 457
5. А. Н. Уайтхед: процесс и реальность.................... 458


Глава 26. Людвиг Витгенштейн: от "Логико-философского трактата" к "Философским исследованиям".................... 461
1. Жизнь................................... 461
2. "Логико-философский трактат"......... 463
3. Антиметафизика Витгенштейна......... 464
4. Ненеопозитивистская интерпретация "Трактата" .. 466
5. Возращение к философии............ 467
6. "Философские исследования" и теория языковых игр 467
7. Против эссенциализма ............. 468
8. Принцип пользования и философия как лингвистическая терапия................ 470
9. Витгенштейн - учитель начальной школы .... 471


Глава 27. Философия языка ............. 473
1. Аналитическое движение в Кембридже и Оксфорде 473
1.1. Аналитическая философия в Кембридже. 1.2. Аналитическая философия в Оксфорде
2. Аналитическая философия и обыденный язык .......... 477
3. Аналитическая философия и метафизика .... 479
4. Аналитическая философия и язык этики..... 480
5. Аналитическая философия и язык политики ... 482
6. Аналитическая философия и историография ... 483


Часть двенадцатая
СПИРИТУАЛИЗМ, ПЕРСОНАЛИЗМ, НОВАЯ ТЕОЛОГИЯ И НЕОСХОЛАСТИКА
Глава 28. Спиритуализм как европейский феномен.
Бергсон и творческая эволюция....... .............489
1. Спиритуализм. Общие черты .......... .............489

2. Анри Бергсон и творческая эволюция...... .............490
2.1. Оригинальность спиритуализма Бергсона. 2.2. Пространственное время и время как длительность. 2.3. Почему "длительность" обосновывает свободу. 2.4. Материя и память. 2.5. Жизненный порыв и творческая эволюция. 2.6. Инстинкт, разум и интуиция. 2.7. Река жизни. 2.8. Закрытое общество и открытое общество. 2.9. Статическая религия и динамическая религия

3. Эммануэль Мунье: "персоналистская и коммунитарная революция"................. стр. 501
3.1. "Личность" в теории Мунье. 3.2. Измерения личности.
3.3. Персонализм против морализма и индивидуализма.
3.4. "Персона" против капитализма и против марксизма.
3.5. К новому обществу. 3.6. Христианство должно покончить с узаконенным беспорядком


Глава 29. Неосхоластика............................. 508
1. Неосхоластическая философия и энциклика "Aeterni Patris"................................... 508
2. "Humani Generis", Второй Ватиканский собор и обращение Ионанна Павла II ....................... 509
3. Кардинал Мерсье и неосхоластика в Лувене ................ 510
4. Неосхоластика во Франции ........................ 513
4.1. Жак Маритен: "ступени познания" и "интегральный гуманизм". 4.2. Этьен Жильсон: почему нельзя зачеркнуть томизм
5. Неосхоластика в Миланском католическом университете ................................... 516


Глава 30. Мартин Бубер и Эммануэль Левинас.................. 519
1. Мартин Бубер и диалогический принцип.................. 519
1.1. Жизненный путь. 1.2. Можно говорить с Богом, но нельзя говорить о Боге
2. Эммануэль Левинас и феноменология лика Другого .............521
2.1. Жизнь и сочинения. 2.2. Где рождается подлинно сущее. 2.3. Феноменология лика Другого. 2.4. Когда Я - заложник Другого


Часть тринадцатая
МАРКСИЗМ ПОСЛЕ МАРКСА И ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

Глава 31. Марксизм после Маркса ....................... 527
1. Первый, Второй и Третий Интернационал ................. 527
2. Ревизионизм реформиста Эдуарда Бернштейна , .............. 528
2.1. Причины поражения марксизма. 2.2. Против "революции и диктатуры пролетариата". 2.3. Демократия как "высшая школа компромисса"
3. Споры о "реформизме" ............. стр. 531
3.1. Карл Каутский и ортодоксия. 3.2. Роза Люксембург: "Победа социализма не упадает с неба"
4. Австромарксизм................. .............533
4.1. Генезис и характеристики австромарксизма. 4.2. Макс Адлер и марксизм как "научная программа"
5. Марксизм в Советском Союзе.......... .............535
5.1. Плеханов и распространение "ортодоксии". 5.2. Ленин: партия как вооруженный авангард пролетариата. 5.3. Государство, революция, диктатура пролетариата и коммунистическая мораль. 5.4. Ленин против "махистов"
6. "Западный марксизм" Лукача, Корша и Блоха . . .............539
6.1. Лукач: тотальность и диалектика. 6.2. Класс и классовое сознание. 6.3. Лукач как историограф философии. 6.4. Карл Корш между "диалектикой" и "наукой". 6.5. Эрнст Блох: жизнь "утописта". 6.7. "Самое важное - научиться надеяться". 6.8. "Где есть надежда, там есть религия"

7. Неомарксизм во Франции............ .............546
7.1. Роже Гароди: ошибки советской системы. 7.2. Альтернатива. 7.3. Марксизм и христианство. 7.4. Луи Альтюссер: "эпистемологический излом" Маркса 1845 г. 7.5. Почему марксизм - это "антигуманизм" и "антиисторизм"

8. Неомарксизм в Италии............. 551
8.1. Антонио Лабриола: "Марксизм - это не позитивизм и не натурализм". 8.2. Материалистическое понимание истории. 8.3. Антонио Грамши: "философия практики" против "спекулятивной философии" Бенедетто Кроче. 8.4. "Диалектический метод" и революция против "Капитала". 8.5. Теория гегемонии Грамши. 8.6. Политическое общество и гражданское общество. 8.7. "Органический" интеллектуализм. Партия как "новый государь". Революция как "позиционная война"


Глава 32. Франкфуртская школа ........... .............559
1. Генезис, развитие и программа франкфуртской школы ..................... .............559
2. Адорно и "Негативная диалектика"....... 561
3. Адорно и Хоркхаймер: "Диалектика Просвещения 562
4. Культурная индустрия ............. 563
5. Макс Хоркхаймер: затмение разума....... 564
5.1. "Прибыль" и "планирование" порождают репрессии.
5.2. Инструментальный разум. 5.3. Философия как обличение инструментального разума. 5.4. Ностальгия по "совершенно Иному"
6. Герберт Маркузе и "великий отказ"....... .............569
6.1. Возможна ли "нерепрессивная цивилизация"? 6.2. Освобожденный эрос. 6.3. Одномерный человек
7. Эрих Фромм и "град бытия"........... 572
7.1. Порок ли неподчинение? 7.2. Быть или иметь?
8. Логика социальных наук: Адорно против Поппера .............. 575
9. "Диалектик" Юрген Хабермас против "сторонника выбора" Ганса Альберта.......................... 577


Часть четырнадцатая
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В XX ВЕКЕ. ФРЕЙД, ПСИХОАНАЛИЗ И СТРУКТУРАЛИЗМ

Глава 33. Гуманитарные науки в XX веке..................... 581
1. Общие вопросы.............................. 581
2. Психология формы (гештальтпсихология) ................. 582
2.1. Эренфельс, грацская школа, вюрцбургская школа. 2.2. Макс Вертхеймер и берлинская школа
3. Бихевиоризм................................ 586
3.1. Уотсон и схема "стимул-реакция". Павлов и "условные рефлексы". 3.2. Бихевиоризм и Скиннер
4. Генетическая эпистемология Жана Пиаже ................. 588 4.1. Что такое генетическая эпистемология? 4.2. Фазы умственного развития ребенка
5. Лингвистическая теория Соссюра и Хомского .............590
5.1. Фердинанд де Соссюр: семиология и знак 5.2. Первая оппозиция: язык и слово. 5.3. Вторая оппозиция: синхрония и диахрония. 5.4. Пражский лингвистический кружок. 5.5. Копенгагенский лингвистический кружок. 5.6. Порождающая грамматика Наома Хомского. 5.7. Компетенция и употребление

6. Культурная антропология ......................... 596
7. Карл Мангейм и социология познания................... 597
7.1. Частичное и тотальное понятие идеологии. 7.2. Идеологичен ли марксизм? Отличие идеологии от утопии. 7.3. "Реляционизм" и "релятивизм"
8. Хаим Перельман и "новая риторика".................... 601
8.1. Что такое теория аргументации? 8.2. "Рассудительность" - не рациональность и не эмоциональность. 8.3. Аргументация и аудитория


Глава 34. Развитие экономической теории: австрийский маржинализм и интервентизм Джона Мейнарда Кейнса 603
1. Австрийская школа экономики......... .............603
1.1. Отказ от теории трудовой стоимости. 1.2. Закон убывающей предельной полезности. 1.3. Четыре поколения австрийской школы экономистов
2. Либерализм Фридриха фон Хайека ....... .............607
2.1. Жизнь и сочинения. 2.2. Сознательные действия как данные социальных наук. 2.3. Ошибки конструктивизма. 2.4. Почему порочно любое централизованное планирование. 2.5. Кто контролирует средства, тот устанавливает цели. 2.6. Против смешения закона с законодательством. 2.7. Либерализм и защита слабых
3. Интервентизм Джона Мейнарда Кейнса..... .............612
3.1. Жизнь и сочинения. 3.2. Занятость определяется суммарным уровнем потребления и инвестиций


Глава 35. Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа ... .............616
1. От анатомии мозга к "гипнотическому катарсису" .............616
2. От гипнотизма - к психоанализу........ .............617
3. Бессознательное, вытеснение, цензура и толкование сновидений................... .............617
4. Понятие "либидо" и детская сексуальность ... 618
5. Эдипов комплекс................ 619
6. Развитие терапевтических техник и теория "трансфера" " 619
7. Структура психического аппарата: Оно, Я и сверх-Я " 620
8. Эрос и танатос и "неудовлетворенность цивилизацией" " 621
9. Психоанализ после Фрейда........... 621
9.1. "Индивидуальная психология" Альфреда Адлера.
9.2. "Аналитическая психология" Карла Густава Юнга.
9.3. Вильгельм Райх. Попытка синтеза марксизма и фрейдизма.
9.4. Психоанализ детства. Анна Фрейд и Мелани Клайн.
9.5. Непрямая терапия Карла Роджерса. 9.6. Роджерс: "подлинное общение", группа и индивид


Глава 36. Структурализм............... .............627
1. Научное и философское использование термина "структура"................... .............627
2. Клод Леви-Стросс и антропологический структурализм ..................... .............629
2.1. Элементарные структуры родства. 2.2. "Кантианство без трансцендентального субъекта". 2.3. Структура мифа
3. Мишель Фуко и структурализм в истории .... стр. 633
3.1. "Эпистемические структуры" и "дискурсивные практики".
3.2. Эпистемические структуры истории западной мысли
4. Жак Лакан и структурализм в психоанализе ................ 635
4.1. Бессознательное структурировано как язык. 4.2. Стадия зеркала. 4.3. Нужда, запрос, желание
5. Почему "человек мертв" в структурализме ................. 638
6. Иррационален ли структуралистский "рационализм"? .............640


Часть пятнадцатая
РАЗВИТИЕ НАУКИ И ЭПИСТЕМОЛОГИИ В XX ВЕКЕ
Глава 37. Логика, математика, физика и биология в XX веке .............645
1. Развитие логики и математики в XX веке.................. 645
1.1. Поиск оснований и открытие антиномий теории множеств.
1.2. Программа Гильберта и теоремы Гёделя. 1.3. Семантика Тарского и интуиционизм Брауэра
2. Развитие физики в XX веке ........................ 649
2.1. Общие вопросы. 2.2. Эйнштейн и теория относительности.
2.3. Квантовая теория
3. Биология после Дарвина.......................... 653
3.1. Неодарвинизм: Вейсман и де Фриз. 3.2. Открытие хромосом и новое открытие законов Менделя. 3.3. Гены внутри хромосом. 3.4. Генетический код


Глава 38. Критический рационализм Карла Поппера .............661
1. Жизнь и сочинения............... 661
2. Поппер, неопозитивизм и аналитическая философия ................662
3. Индукции не существует............. 662
4. Разум - не tabula rasa.............. 664
5. Проблемы и творчество. Генезис и проверка идей .............665
6. Критерий фальсифицируемости......... 665
7. Правдоподобие и вероятность теорий - цели несовместимые ..................... 666
8. Прогресс науки................. 667
9. Логическая фальсификация и методологическая фальсификация. Понимание фона и "новые проблемы" .............668
10. Значимость и критикуемость метафизических теорий .............669
11. Против диалектики. Нищета историцизма .... 671
12. Открытое общество............... 672
13. Враги открытого общества............ 675


Глава 39. Эпистемология после Поппера........ .............677
1. Томас Кун и структура научных революций ... .............677
1.1. Парадигмы, наука "нормальная" и "аномальная".
1.2. Научные революции. 1.3. "Ателеологическое" развитие науки
2. Имре Лакатос и методология программ научного исследования.................. .............680
2.1. Три типа фальсификационизма. 2.2. Программы научных исследований. 2.3. Как продвигается наука
3. Анархическая эпистемология Пола Фейерабенда .............683
3.1. Анархическая эпистемология и функции прогресса.
3.2. Эпистемологическая анархия и история науки. 3.3. Прово-кационность книги "Против метода"
4. Ларри Лаудан и методология исследовательских традиций...................... .............686
4.1. Цель науки - решение проблем. 4.2. Каковы исследовательские традиции?
5. Вопрос о прогрессе науки........... . .............689
5.1. Критика теории правдоподобия Поппера. 5.2. Прогресс науки в перспективе Ларри Лаудана.

6. Эпистемология и метафизика.......... .............692
6.1. Как и почему современные эпистемологи защищают метафизику. 6.2. Джон Уоткинс: подтверждаемая и влиятельная метафизика.

7. Эпистемология и марксизм........... .............695
7.1. Лакатос: марксизм как выродившаяся программа исследования. 7.2. Фейерабенд: "свободное общество" и марксизм.

8. Эпистемология и историография науки..... .............697
8.1. Какова история науки и почему. 8.2. Внутренняя и внешняя история. 8.3. Проблемы попперовской историографии науки.


Глава 40. Ведущие представители современной американской философии .............701
1. Концептуальный прагматизм Кларенса Ирвинга Льюиса..................... .............701
1.1. Жизнь и сочинения. 1.2. Для чего была введена узкая импликация. 1.3. Задача философии и, в частности метафизики. 1.4. Элемент "данности" познавательного опыта.
1.5. Априорные категории. 1.6. Прагматический выбор из априори. 1.7. Почему научные теории остаются фальсифицируемыми

2. Уиллард ван Орман Куайн: бихевиористская теория значения, методологический холизм и натурализованная эпистемология.............. стр. 707
2.1. Жизнь и сочинения. 2.2. Критика первой догмы эмпиризма - различия между "аналитическим" и "синтетическим". 2.3. Критика редукционизма и методологический холизм. 2.4. Ментальный эксперимент радикального перевода. 2.5. В принципе неопределенный перевод. 2.6. Онтологическая относительность. 2.7. На стороне материалистов. 2.8. Натурализованная эпистемология. 2.9. Законные и бессмысленные философские вопросы

3. Мортон Уайт и бунт против формализма.................. 717
3.1. Жизнь и творчество. 3.2. Анализ и защита либеральной мысли прагматической ориентации. 3.3. Бегство от формализма и погружение в конкретную историю. 3.4. Теоретическое основание критики формализма

4. Нелсон Гудмен: парадоксы подтверждения, плюрализм и когнитивный характер искусства.................. 720
4.1. Жизнь и сочинения. 4.2. Онтологический релятивизм и методологический номинализм. 4.3. Парадоксы подтверждения. 4.4. Предикаты проектируемы настолько, насколько защищены. 4.5. Плюралистические версии мира.
4.6. Познавательный характер эстетического опыта

5. Чарльз Моррис и основания семиотики.................. 724
5.1. Жизнь и сочинения. 5.2. Синтаксис, семантика и прагматика как три измерения семиотики. 5.3. Шестнадцать типов дискурса. 5.4. Наиболее значимые дискурсивные формы

6. Идеалистический прагматизм Николаса Решера .............. 728
6.1. Жизнь и сочинения. 6.2. Наука неполна, фаллибельна и неожиданна. 6.3. Ошибка Пола Фейерабенда. 6.4. Причины философских разногласий. 6.5. Преимущества плюрализма ориентаций в философии

7. Уильям Бартли: к более широкой теории рациональности ................................. 733
7.1. Жизнь и сочинения. 7.2. Панкритический рационализм.
7.3. Четыре метода критики. 7.4. К более широкой теории рациональности. 7.5. Причины поражения панрационализма и критического рационализма

8. Адольф Грюнбаум: от анализа теории относительности к анализу психоанализа....................... 737
8.1. Жизнь и сочинения. 8.2. Против герменевтической интерпретации психоанализа. 8.3. Фальсифицируем ли психоанализ?
8.4. Элиминирующая индукция для демаркации теорий.
8.5. Почему психоанализ Фрейда - плохая наука

9. Неопрагматизм Ричарда Рорти................. 741
9.1. Жизнь и сочинения. 9.2. Обосновывающая философия. 9.3. Забвение философской традиции: Дьюи, Витгенштейн и Хайдеггер. 9.4. Поучительная философия. 9.5. Нескончаемость диалога. 9.6. Историцизм, индивидуальная автономия и более справедливое сообщество. 9.7. Солидарность "иронического либерализма"

10. Хилари Патнэм: от метафизического реализма к внутреннему реализму.............. .............746
10.1. Биографическая справка. 10.2. Метафизический реализм.
10.3. От перспективы внешней к перспективе внутренней.
10.4. Внутренний реализм. 10.5. Концептуальная относительность. 10.6. Земля и ее близнец. 10.7. Мозги в чане

11. Дональд Дэвидсон и казуальная теория действия . .............751
11.1. Творческий путь. 11.2. Приоритет действия. 11.3. "Аномальный монизм"


Часть шестнадцатая
ИНДИВИД, РЫНОК И ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТОЛОГИИ.
РОЛС, НОЗИК И НОВАК
Глава 41. Неоконтрактуализм Джона Ролса ........................ 759
1. Против утилитаристской теории......... .............759
2. "Завеса невежества" характеризует "изначальную позицию".................... .............759
3. Первый принцип справедливости........ .............760
4. Второй принцип справедливости......... .............762


Глава 42. "Минимальное государство" Роберта Нозика .............763
1. Жизнь и сочинения............................763
2. Неприкосновенность прав индивидов и задачи "минимального государства"........... .............764
3. От естественного состояния к минимальному государству ..................... .............765
4. Права людей и права животных.....................766
5. В пользу исторической теории справедливости................767
6. Минимальное государство как единственно морально легитимное и терпимое состояние........ 767


Глава 43. Майкл Новак. Католическая теология демократического капитализма.............769
1. Жизнь и творчество............... 769
2. Природа и социально-историческое значение демократического капитализма............ 769
3. Католическая мысль и революция демократического капитализма................... 770
4. Теология демократического капитализма..... 771
5. Социализм и капитализм. Где же солидарность? .............772

Приложения
Хронологические таблицы............775
Библиография.................. 814
Именной указатель................ 838


Дж. РЕАЛЕ и Д. АНТИСЕРИ
Западная философия от истоков до наших дней
4.
От романтизма до наших дней
Перевод: канд. философ, н. Мальцева С. А.
Научный редактор: д. философ, н. Кимелев Ю. А.
Хронологические таблицы, именной указатель: Ермакова М. Т., Кривушина A. Л.
Редакторы: Иовчак Н. И., Павлова Е. Г.
Художник: Рассадина Н. В. Компьютерный набор: Кривуишн Е. Л.
Компьютерное макетирование: Копелевич М. Г., Костина Ю. Г., Маликова Е. К, Шевчук Г. В.,
Лицензия ЛР № 061171 от 3 июня 1997 г.
Сдано в набор 12.05.96. Подписано в печать 30.07.97. Формат 60Х90 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 55. Тираж 23 000 экз. Заказ № 792.
ТОО ТК «Петрополис». 191121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 7 «Г». Тел./факс 113-71-29.
Отпечатано с оригинал-макета в ГПП «Печатный Двор»
Государственного комитета Российской Федерации по печати.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


Книга Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней" представляет собой многотомное издание по истории философии, четвертый том которого посвящен XIX и XX веку. Авторы показали процесс формирования научных идей в XIX-XX веке, суммировали исследовательскую работу многих поколений западных историков философии и культуры. Предназначается для преподавателей и студентов высших учебных заведений.

ББК 87.3 - 4Ит
Р.31

G. REALE/ D. ANTISERI, Il pensiero occidentale dalle origini ad oggi.
(c) copyright by Editrice La Scuola, Brescia ( Italia ) 1983.

Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997. - 880 с.

Перевод С. Мальцевой
Научный редактор Ю. А. Кимелев


Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование".

Редакционный совет: В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадриков

Справочный материал подготовлен Ермаковой М. Г., Кривушиной А. Л.

ISBN 88-350-7272-7 (c) ТОО ТК "Петрополис", 1997 г.
ISBN 5-86708-105-2 (c) Мальцева С. А., перевод, 1997 г.



От редакции

Предлагаемая вниманию читателя книга завершает публикацию перевода труда итальянских историков философии Джованни Реале и Дарио Антисери "Западная философия от истоков до наших дней".

Заключительный 4-й том труда (3-й том оригинала) освещает движение западной философской мысли от эпохи романтизма до наших дней. Историко-философский материал рассматривается в контекстуальной увязке с изложением истории науки, что встречается крайне редко даже в самых обширных работах по истории философии. (Неслучайно в оригинале переведенный труд носит название "Западная мысль от истоков до наших дней".)

Мы уверены, что читатель должным образом оценит такие несомненные достоинства работы Дж. Реале и Д. Антисери, как широта охвата материала, панорамность видения, смелые, нередко новаторские обощения и др.

В то же время мы полагаем целесообразным отметить, что разделяем далеко не все позиции авторов. Это касается как характера отбора и компоновки материала, так и интерпретационных подходов.

От переводчика

Понимая суетность любых оправданий и запоздалых объяснений по поводу смысла тех или иных положений завершенной работы, я все же не оставляю надежды на то, что среди многочисленных критиков, анатомирующих созданный мной текст перевода, найдется читатель, который захочет прислушаться, как отзовется в его душе родная речь на попытку выразить в ней "чужеземные" идеи и настроения. Несовпадения рождающихся в таком диалоге тонких вибраций, возможно, воодушевят кого-то на новую попытку, что, собственно, и стало бы истинным исполнением моего замысла.

Выход в свет настоящего четырехтомного издания стал возможен благодаря участию и слаженным усилиям целой группы людей. Среди них я не могу не назвать директора издательства "La Scuola" Джузеппе Ковоне и его помощника Джованни Фальсину. Я выражаю искреннюю признательность директору программы "Образование" Московского представительства Института "Открытое общество" проф. Я. М. Бергеру и его коллегам Ю. А. Кимелеву, А. Э. Ореховой и Е. Н. Самойло, а также В. А. Галичину, стоявшему у истоков настоящего издательского проекта. В создании всех четырех томов приняли участие мои петербургские коллеги - Е. Г. Павлова (директор издательства "Петрополис"), редакторы М. Г. Ермакова и Н. И. Иовчак, а также коллектив издательства "Петрополис" - всем им я приношу глубокую благодарность.

Слова признательности я адресую Виктору Заславскому, в прошлом преподавателю Ленинградского университета, а ныне профессору Римского университета социальных исследований (LUISS), который провел апробацию первых томов и сделал ряд важных замечаний и советов. Наконец, достойно особого упоминания деятельное участие в создании текста перевода моих детей - Евдокима и Анастасии; они помогли мне выстоять в критические моменты, как и многие из моих студентов, непрямым образом способствовавшие на протяжении моей двадцатилетней преподавательской практики рождению и осуществлению замысла настоящего издания.

С. Мальцева

Предисловие

Нет окончательно определенных философских систем, ибо сама жизнь выше определений. Каждая философская система решает группу исторически данных проблем, готовя тем самым почву для постановки новых проблем и новых систем. Так всегда было и так всегда будет.
Бенедетто Кроче


Если судить о книге по объему, то наша версия истории западной философии покажется громоздкой. Вспомним, впрочем, сентенцию аббата Террасона, процитированную Кантом в предисловии к "Критике чистого разума": "...если измерять объем книги не числом листов, а временем, необходимым для ее понимания, то о многих книгах можно сказать, что они могли бы быть значительно короче".

И в самом деле, многие учебники по истории философии выиграли бы, будь они пространнее в серии разнообразных аргументов. Ведь краткость в экспозиции философских проблем не упрощает, а усложняет, делая их малопонятными, если не совсем бессмысленными. Так или иначе, но такого рода краткость фатально ведет к перечню точек зрения, дающих панораму философских высказываний, возможно инструктивную, но убогую по результатам.

Наш учебник предполагает наличие по меньшей мере четырех уровней анализа: ЧТО говорили философы (своего рода считку мнений древние называли доксографией), необходимо объяснить, ПОЧЕМУ они так говорили, а также нелишне понимать, КАК все это было сказано. Наконец, мы посчитали неизбежным указать ПОСЛЕДСТВИЯ, вызываемые теми или иными философскими и научными теориями.

Что касается объяснительного уровня - почему нечто утверждалось, - то всегда непросто разглядеть сплетения событийных рядов экономического, социального и культурного плана с теоретическими и спекулятивными мотивами. Принимая все это во внимание, мы, однако, старались избегать опасных редукций - социологических, психологических, историцистских - и удерживать специфическую идентичность философского дискурса.

Показывая то, как выражали мыслители свои доктрины, мы широко использовали прямую речь. Цитируемые тексты даны в дозах, соответствующих дидактической парадигме научающегося ума, входящего в незнакомый предмет. От предельно простого он мало-помалу переходит к философским категориям и конструкциям, развивая "мышцу мысли" и собственную способность к постижению все более сложных идей, выраженных в разных лингвистических тональностях непохожими и оттого притягательными голосами. Подобно тому как для постижения способа чувствования и воображения поэта мы вчитываемся в его стихи, так и в лабораторию мысли философа нельзя проникнуть иначе, как через глубоко личную экспрессивную форму.

Нельзя не отметить, что философы интересны не только тем, о чем они говорят, но и тем, о чем молчат; традициями, которым они дают начало. Одни из них способствуют рождению определенных идей, другие, напротив, препятствуют. По поводу последнего обстоятельства историки философии чаще хранят молчание. Тем важнее для нас сделать явным этот аспект, особенно в контексте сложных взаимоотношений между философскими, научными, религиозными, эстетическими и социополитическими идеями.

Учитывая, что в преподавании философии исходное - проблемы, которые она поднимала и решала, мы часто отдавали предпочтение синхроническому, а не диахроническому методу, который, впрочем, также использован в пределах его возможностей.

Что же касается поставленной цели, то она состоит в формировании теоретически обогащенных умов, владеющих научными методами, способных к постановке и методологической разработке проблем, готовых к критическому прочтению окружающей реальности во всей ее сложности. Именно этой цели служат означенные выше четыре уровня: содействовать самоконституирующемуся уму молодого человека реализовать себя в духе открытости новому, укрепляя его способность к самозащите перед лицом опасных искушений нашего века - бегства в иррациональное, капитуляции перед прагматизмом и убогим сциентизмом. Разум тогда открыт, когда имеет в самом себе корректирующее начало, устраняющее одну за другой ошибки (поскольку это человеческий разум) и высвобождающее энергию для продвижения по все новым маршрутам.

Предлагаемый читателю четвертый том содержит шестнадцать частей, расположенных в соответствии с логической и хронологической последовательностью. Широкий спектр идей, школ и направлений представлен в едином дидактическом ключе. Перед лицом нарастающего в XX веке потока информации мы спрашиваем себя: возможно ли системно-компактное изложение мировой философской мысли? Реально ли для учащегося, студента или преподавателя освоить этот "монблан" европейской мысли? Но даже если отрицательный ответ покажется печально очевидным, то и тогда не грех

повторить: conclusio non sequitur - вывод не следует. Разве из чистого только любопытства мы хотим иметь представление о максимально широком круге авторов, концепций и движений, достойных нашего внимания? Мир идей, философских проблем, теорий, аргументаций и противоречий в живой ткани ушедших эпох, так, как они возникали, формулировались и исчезали, - как почувствовать его дыхание в ритме современной жизни?

Философия не прейдет, пока есть человек, доискивающийся до смысла бытия и этических оснований, своей судьбы, разумности истории, структуры науки, назначения и целесообразности государства. И пока есть философия, существует ее история как история вопросов и ответов, жизненно важных для человека. Ибо лишь через историю мысли мы можем попытаться понять, кто мы и откуда.

АВТОРЫ

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова