Февраль 2009 г., с любезного разрешения автора Я.Кротову
Предисловие
Большинство верующих в республиках Северного Кавказа составляют мусульмане. На этом фоне выделяется Северная Осетия, о которой часто говорят как о преимущественно православной республике, но где на самом деле проживает много людей, придерживающихся языческих представлений, о которых в современном религиоведении принято говорить как о традиционных верованиях. Есть в Северной Осетии и достаточно заметное мусульманское меньшинство.
По последней переписи населения (2002 г.) в Северной Осетии проживает 445 300 осетин (62,7% всего населения), 164 000 русских (23,1%), 21 400 ингушей (3,0%), 17 100 армян (2,4%), 12 700 кумыков (1,8%), 10 800 грузин (1,5%) и т.д. В последнее время в республике увеличивается количество чеченцев, переселяющихся в Моздок и Моздокский район.
Русское население, в основном, исповедует православие, но и среди самих осетин немало православных, тем более что исторические корни осетинского православия уходят в средневековую Аланию.
Я предлагаю читателям две статьи. Одна из них написана социологами из Владикавказа Тимуром Дзерановым и Ольгой Олейниковой и посвящена анализу результатов социологических опросов, проведенных ими в республике. Вторая статья написана мной, в ней рассказывается о мусульманах Северной Осетии.
*************
Предлагаемый вниманию читателей материал подготовлен при поддержке французского исследовательского фонда «Дом наук о человеке» (Fondation Maison des Sciences de l’Homme).
Михаил Рощин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Дзеранов Тимур Ефимович, канд. философских наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева
Олейникова Ольга Леонидовна, старший преподаватель Северо-Кавказского горно-металлургического института
Религиозная ситуация в Республике Северная Осетия-Алания
В конфессиональном пространстве России по данным Минюста Российской Федерации на 1 января 2001 года представлено свыше 20-ти тысяч различных религиозных организаций, представляющих почти 60 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. В Северной Осетии, подобные показатели следующие: на тот же момент Минюстом Республики Северная Осетия – Алания было зарегистрировано 62 религиозные организации различного толка, из которых 15 православных, 8 – исламских, 10 – «Свидетели Иеговы», 8 – баптистские, 4 – христиане веры евангельской (ХВЕ), 2 – католические и другие. По данным на 2003 года количество зарегистрированных религиозных организаций в РСО-А выросло до 70. А в 2006 их число возросло до 75. В настоящий момент их около 80. Расширение конфессионального пространства идет в основном за счет появления новых мусульманских и протестантских деноминаций. Рост зарегистрированных организаций свидетельствует не столько о степени религиозности населения, сколько о нормализации отношений государства и религиозных организаций и о демократизации общества.
Разнообразие исповедуемых населением форм религии всегда было типичнымдля Северного Кавказа явлением. Основой данного феномена является этническое многообразие края, культурные и политические связи жителей Северного Кавказа с народами Востока и Запада. Здесь проходит граница двух культурных миров – христианского и мусульманского, сталкиваются геополитические интересы лидировавших держав Азии и Европы, отражавшиеся на конфессиональной ситуации в регионе.
Но, если для северокавказского региона конфессиональные различия отражают, прежде всего, полиэтничность населения, то в его центральной части – Северной Осетии они характерны и для единого народа – осетин.
Среди осетин есть представители, как православного, так и мусульманского вероисповедания. Помимо этого в осетинском этносе сохранились уходящие корнями в «язычество» традиционные национальные верования в древних богов (Хуыцата), «святых» (дзуарта) и духов (дауджита), которые стали частью национального самосознания. Кроме того, среди осетин активно действуют последователи протестантских деноминаций и таких не традиционных для региона религиозных общин как кришнаиты и бахаи.
Такое сочетание различных конфессий в рамках одного этноса, при наличии других национальностей с их вероисповеданиями, делает совместное проживание осетин и представителей других народов своеобразным феноменом общественной жизни. Население Осетии выработало традиции мирного сосуществования представителей разных этносов и конфессий – после нашествия Тимура в Осетии не было столкновений на религиозной почве.
Для более полного представления о процессах, происходящих среди основного этноса республики – осетин, необходимо постоянное изучение мнения населения обо всех проблемах и явлениях их совместного проживания, тем более о религиозных верованиях и настроениях, которые в последнее десятилетие начали играть все более активную роль в формировании мировоззрения современного человека.
По заданию министерства по делам национальностей Республики Северная Осетия-Алания авторами данной статьи в конце 2007 – начале 2008 года был проведен мониторинг религиозной ситуации в республике.
Среди населения проводилось анкетирование, интервью и т.д. Анализ полученных результатов представлен в сравнении с другими годами, так как мы проводили мониторинговое исследование религиозной ситуации в республике, начиная с 1998 года.
Всего было опрошено 465 человек, из которых 38% опрошенных составляют мужчины, остальные женщины (62%). Данное распределение соответствует распределению мужчин и женщин в генеральной совокупности – взрослой части населения РСО-А. Второй по степени важности показатель для целей нашего исследования – это национальность. Подавляющее большинство опрошенных – осетины, их в выборке 81%.
В социологии традиционно выделяются три основных характеристики религиозного сознания: наличие веры в бога; конфессиональная самоидентификация; устойчивое религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совершение религиозных обрядов и таинств). Мы различили следующие типы сознания: верующие в Бога: испытывающие колебания между верой и неверием; неверующие; атеисты. Эти характеристики стали основными в ходе анализа полученного материала.
По результатам опроса 67% опрошенных считают себя верующими, это немного больше, чем 4 года назад в 2002 году (на 5 процентных пункта). Естественно такому приросту есть свое объяснение, чем дальше мы уходим в своем историческом развитии от советского периода, тем меньше иллюзий у простого человека относительно его социальной безопасности.
В настоящее время 86% населения республики считает себя верующими, из них 18,6% колеблются между верой и неверием. Неверующими себя считает 5,2% опрошенных и 2,1% относит себя к атеистам. Распределение ответов респондентов в республике в полной мере отражает те общие тенденции, которые происходят на постсоветском пространстве.
-
- Как видно на рисунке неуклонно, от года в год снижается количество испытывающих колебание между верой и неверием, с 22,8% в 2000 году до 18,6% в 2007 году.
-
- Доля атеистически настроенного населения оставалась достаточно стабильной, в пределах 4-5 %, но в 2008 году она сократилась до 2%. Достаточно стабильна доля неверующих 5-6%. Здесь следует сделать пояснение, что неверующие и атеисты – это две разные категории людей, так как атеизм предполагает активное отстаивание своих атеистических взглядов на мир, в то время как неверие в Бога предполагает пассивную жизненную позицию по отношению к религии. Однако в ходе проведения опросов мы выявили одну интересную закономерность. Эти позиции по отношению к вере, не мешают ни тем, ни других активно участвовать в исполнении религиозных обрядов и ритуалов; здесь отражается восприятие этих обрядов не столько конфессиональными, сколько национальными.
-
- Итак, кто же по вероисповеданию современные осетины и представители других национальных групп в РСО-А? Ответы на этот вопрос представлены на графике 2.
-
График № 2. Конфессиональная самоидентификация респондентов - осетин.
Как видим, большинство опрошенных идентифицирует себя с православием, хотя анализ по годам показывает нам снижение их доли в среднем с подавляющего большинства (70%) в 1998 году до двух пятых в 2002 году и некоторому росту численности православных в 2007 году. Этот момент мы впервые зафиксировали в ходе полевого исследования в Беслане, после 2004 года, когда многие стали идентифицировать себя с христианством, как бы в пику мусульманству.
Доля «язычников» достаточно стабильна на протяжении нескольких лет, хотя в 2002 году она достигала своего пика (30%), но в последние два года снова вышла на средний годовой показатель 20%.
Доля тех, кто идентифицирует себя с мусульманством, достаточно стабильна 8-10%. Здесь не учтены такие группы населения как ингуши, которые локально проживают в ряде населенных пунктах республики.
На рубеже XX и XXI веков в духовной жизни осетин сложилась достаточно интересная конфессиональная картина. Здесь мы подходим к анализу такого феномена в жизни современного осетинского общества, как наличие в мировоззрении современного человека двойного стандарта веры. С одной стороны, вера в единого Бога и вера во многих богов и «святых» (дзуаров), пришедших в современность из глубины веков осетинской истории. Мы назвали этот феномен «христоязычество» и «мусульманоязычество».
Учитывая описанные выше феномены общественной жизни, мы задаем своим респондентам вопрос: «Какой все-таки вере Вы отдаете предпочтение?» Ответы среди респондентов осетин представлены на графике № 3.
График № 3. Конфессиональная самоидентификация респондентов-осетин.(%)
Итак, что происходит с самоидентификацией осетинского общества? Постоянно растет доля тех, кто считает себя язычниками, то есть в национальном самосознании народа укрепляется год от года вера в своих национальных «святых» (дзуаров).
Помимо этого как видно на графике часть респондентов идентифицирует себя с «христоязычниками» (в среднем этот процент составляет от 22 до 34% в разные годы исследования).
Возможно, православие предъявляет менее жесткие требования к своим последователям, чем ислам и поэтому респондентов, идентифицировавших себя как «мусульманоязычники», на порядок меньше. Как, впрочем, меньше и вся численность верующих мусульман в республике. Растет число «чистых мусульман», что по нашему мнению связано с их освоением основ ислама
С другой стороны, становление христианства на Кавказе шло непростыми путями, и многие герои осетинского нартовского эпоса – «языческие» божества были адаптированы православной церковью как «святые».
В исследовании 1999 года респондентам задавали вопрос «Как бы Вы оценили свое отношение к мнению, что для осетинского народа, его менталитета подходит какая-то одна религия?» 37,1 % ответили, что такой религией, может быть язычество, что чаще других это мнение высказывают респонденты – мужчины (42,5%), воспринимающие «язычество» как «национальную религию». Думается, что с того времени это мнение, вряд ли изменилось, скорее, наоборот выросла доля тех, кто так считает. В настоящее время в Минюст республики подано два заявления на регистрацию неоязыческих общин.
Такова на сегодняшний момент краткая характеристика религиозной ситуации в Северной Осетии.
Михаил Рощин
Ислам в Северной Осетии
Известно, что один из боевиков, участвовавших в захвате школы в Беслане, - Владимир Ходов был жителем осетинского села Эльхотово. Он был русским по национальности, но, закончив медресе, примкнул к так называемым ваххабитам, как принято именовать сторонников мусульманского фундаментализма на Северном Кавказе, и позднее стал поваром в чеченском отряде Руслана Гелаева. (1) Сегодня достаточно хорошо известно, что некоторые из осетинских мусульман вливаются в ряды движения северокавказского мусульманского сопротивления, и существует предположение, что североосетинский джамаат «Катаиб аль-Хауль» причастен к убийству 26 ноября 2008 г. мэра Владикавказа (столицы Северной Осетии) Виталия Караева.
О мусульманах Северной Осетии за ее пределами известно немного. Однако, по оценкам специалистов, около 15% населения республики являются мусульманами. Центральная мечеть Владикавказа (столицы Северной Осетии) была построена в начале XX века. Средства на строительство дал азербайджанский нефтяной магнат Мухтаров, женатый на осетинке Тугановой. Мечеть была построена в египетском стиле. По своей архитектуре она не имеет аналогов на Северном Кавказе.
В советское время на территории Северной Осетии все мечети были закрыты, но во время религиозного подъема, наступившего в годы перестройки и продолжившегося после распада СССР, наблюдается оживление религиозной жизни осетинских мусульман. С одной стороны активизируется старшее поколение мусульман-традиционалистов, наиболее ярким представителем которых был Дзанхот Хекилаев, скончавшийся летом 2004 г. С другой – тысячи молодых людей в Северной Осетии стали активно исповедовать ислам, причем преимущественно в форме "ваххабизма". Это привело к созданию двух параллельных мусульманских структур в республике. Мусульмане-традиционалисты в 1990 г. создали Духовное управление мусульман Северной Осетии, а мусульманская молодежь стала создавать свою организацию, которую она неформально называла «Джамаатом» и которая была официально зарегистрирована как Исламский культурный центр в 1996 г. Своим председателем или амиром молодые мусульмане выбрали Ермака Тегаева, сорокалетнего человека с уголовным прошлым, отсидевшего в тюрьме еще в советское время 12 лет.
В состав "Джамаата", по словам его вице-амира и имама Центральной мечети Владикавказа Сулеймана Мамиева, с которым автору этих строк неоднократно доводилось встречаться, входили также мусульманские общины Беслана и Эльхотово. Осетинский "Джамаат" тесно сотрудничал с "Джамаатом" Кабардино-Балкарии, возглавлявшимся популярным среди местной молодежи имамом Мусой Мукожевым, позднее перешедшим на нелегальное положение и ставшего одним из руководителей исламской вооруженной оппозиции в Кабардино-Балкарии. Сулейман Мамиев рассказывал автору, что в общине Владикавказа в начале 2000-х гг. было около 500 человек, большинство из которых - осетины. До трагедии в Беслане было много чеченских и ингушских студентов, но после бесланских событий (1-3 сентября 2004) их отчислили из вузов и вынудили покинуть Владикавказ.
Как сообщала мусульманская газета Северной Осетии "Да'уа", 2 февраля 2005 сотрудники УФСБ России по Северной Осетии совместно с сотрудниками УБОП МВД ворвались в дом председателя Исламского культурного центра, 48-летнего Ермака Тегаева. По словам "Да'уа", на глазах у очевидцев ему была подброшена взрывчатка, на основании чего он был задержан. Caucasus Times, ссылаясь на правоохранительные органы республики, cообщал, что во время задержания у Ермака Тегаева было обнаружено 270 грамм пластида и 3 электродетонатора, а также изъята религиозная литература, учебные пособия и видео- и аудиокассеты экстремистского характера.
По мнению не только сторонников Ермака Тегаева, но и других мусульман, его задержание являлось специальной акцией, направленной на разгром осетинского «Джамаата» и Исламского культурного центра. Позднее в августе того же 2005 г. Советский районный суд Владикавказа приговорил Ермака к заключению на 2,5 года в колонии-поселении, а в течение года после этого имам Владикавказской мечети Сулейман Мамиев вместе с матерью уехал в Турцию.
В апреле 2005 года главой Духовного управления мусульман Северной Осетии становится Мурат-хаджи Тавказахов, проживающий в пригороде Владикавказа Карца, населенном преимущественно ингушами. Однако осетину Тавказахову не удалось улучшить осетино-ингушские взаимоотношения внутри мусульманской общины Осетии. Кроме того, многие мусульмане республики подозревали его в коррумпированности и присвоении средств, поступавших из различных мусульманских фондов на поддержку ислама в Осетии.
В феврале 2008 г. новым муфтием Духовного управления мусульман Северной Осетии был избран Али-хаджи Евтеев. Он родился в Москве в 1974 г. в смешанной семье: отец – русский, мать – осетинка (в девичестве Комаева), родом из семьи этнических мусульман. В раннем детстве Али-хаджи Евтеев переехал с родителями в Беслан, где и вырос. В 22 года он принял ислам и в конце 1990-х гг. принимал активное участие в создании осетинского «Джамаата», в частности он был одним из тех, кто поддержал избрание Ермака Тегаева в качестве амира. Позднее в 2000 г., разочаровавшись в Ермаке Тегаеве и самом «Джамаате», Али-хаджи уехал в Каир вместе с кумыками из Северной Осетии и поступил на подготовительные курсы мусульманского университета Аль-Азхар, где проучился 4 года.
В 2004 г. он поехал на малое паломничество в Саудовскую Аравию и поступил в Международный университет Медины. Однако, находясь, на обучении в арабских странах он не терял связи с Осетией, приезжал домой каждое лето и уже в 2004 г. стал заместителем муфтия республики. Когда Али-хаджи Евтеева выбрали муфтием, он был в Медине на учебе, но взял академический отпуск и решил вернуться. Оказавшись руководителем Духовного управления Северной Осетии, Евтеев обнаружил, что его касса пуста: работу приходилось начинать практически с нуля. Главную свою задачу новый муфтий видит в объединении мусульман Осетии: и молодежи, прежде ориентировавшейся или до сих пор ориентирующейся на «Джамаат», и сторонников традиционного ислама, верующих старшего поколения. Взгляды Али-хаджи я бы охарактеризовал как умеренно-салафитские. Он является противником вооруженной борьбы мусульман на Северном Кавказе, поскольку она не соответствует шариату, понимаемому не формально, а во всей его полноте. Вместе с тем, возврат к истокам, переосмысление мусульманского миросозерцания на основе опыта Корана и Сунны, по его мнению, помогут мусульманам Северной Осетии найти свое место в современном мире. Не всем такая позиция нравится. Муфтии соседних республик Северного Кавказа не общаются с Евтеевым и отказываются принять его в состав Координационного Совета мусульман Северного Кавказа. Это, на мой взгляд, связано с тем, что остальные муфтии являются последователями традиционного ислама, а кроме того, ни один из них не получил такого всестороннего мусульманского образования, как Али-хаджи Евтеев.
Несмотря на все трудности последних лет, связанные, прежде всего, с неурегулированностью осетино-ингушского конфликта, мусульманские общины в Северной Осетии постепенно растут, причем в значительной степени, за счет осетин. Как я заметил во время своей последней поездки во Владикавказ во второй половине ноября 2008, во время пятничной молитвы в центральной мечети было больше молящихся, чем я видел в предыдущие годы, причем не только мужчин, но и женщин.
Примечание
(1) "Владимир Ходов переехал в Северную Осетию в детстве, в 1979 году, когда его мать - жительница Бердянска вышла замуж за уроженца села Эльхотово осетина Анатолия Ходова. Кто его отец - неизвестно, однако воспитывался он в осетинском селе осетинским приемным отцом. Село Эльхотово считается мусульманским. Местная мечеть построена в 1902 году. По словам односельчан, Анатолий Ходов - бывший военный - пользовался в селе уважением, семья была по местным меркам довольно состоятельной. Владимир первый раз был объявлен в розыск по обвинению в изнасиловании еще в 1998 году. Но с тех пор неоднократно приезжал в село и именно в это время поступил на обучение в одно из дагестанских медресе. После его окончания медресе Владимир Ходов серьезно изменился и (примкнул к тем, кого на Северном Кавказе называют "ваххабитами" - прим. автора). В Эльхотово он приезжал регулярно, навещал мать. Каждый день по много часов проводил в мечети. С 2002 года Ходов обвинялся в организации взрыва во Владикавказе и организации диверсии на железной дороге недалеко от Эльхотово. Об этом сообщалось по всей Северной Осетии. Тем не менее, на его жизни в родном селе это почти не отразилось. Он там жил - не постоянно, но довольно часто. Соседи также поддерживали с ним обычные соседские отношения. Затем случилась трагедия Беслана, после чего последовало решение схода о выселении из села его матери”. Цит. по: Юрий Квятковский "История села Эльхотово" http://www.globalrus.ru/comments/138416
|