В эфире “Радио Свобода”. У микрофона Яков Кротов. Разговор о христианстве в интернете хочется начать с упоминания
антихристианства, потому что на многих интернетных сайтах можно встретить памфлет под названием “Письмо отца
Серафимия”. От имени священника, настоятеля церкви “всех скорбящих дикой радости” - это такой уровень юмора
- который даже не знал, что для подключения к интернету нужен компьютер, и, когда ему в интернет-конторе дали
адрес, и “сказали, что я - поп, у меня глаз нет, еще что-то про точку ру, что я уже не понял, я стерпел это
оскорбление и подставил левую щеку к мобилу”. А потом этому священнику долго объясняли, что “серафим собака”
— это вовсе не ругательство, а это такой его адрес и прочее, и прочее. “И еще много подобной ереси он изрекал”.
Вот этот памфлет висит на атеистическом сайте www.atheism.ru и душой этого сайта является один студент МГИМО,
а самым активным автором - Евграф Калиньевич Дулуман, который прославился еще треть века назад. Он был кандидатом
богословия, православным, публично отрекся от Церкви и всю жизнь проповедовал атеизм. Проповедует и теперь,
и пишет в интернете открытым текстом православному собеседнику (цитирую): “Твои попытки защищать найденное для
своей души православное дерьмо несостоятельны. Твои письма с защитой Бога это визг побитой хозяином собаки”.
Раньше, при Советской власти, атеисты так не выражались — да здравствует свобода слова, теперь мы знаем, что
у некоторых, по крайней мере, атеистов за душой. Откуда этот натиск атеизма в интернете? Говорит Марк Смирнов,
руководитель религиозного новостного проекта НТВ. 1-51
Марк Смирнов: Сам Дулуман, видимо, не так прост, как мы думали в тот самый антирелигиозный период, когда он
выступал как официальный атеист и идеолог атеизма. Я думаю, что в жизни этого человека (а я знакомился с его
писаниями именно в интернете в настоящее время), видимо, произошла какая-то трагедия. Во всяком случае, именно
так можно описать его потерю веры, разочарование в Церкви. И в тот период, на самом деле, человеку интеллигентному
в Церкви было нелегко, Вы сами знаете. А уж если он ушел из Церкви, то куда ему вообще идти? На завод либо в
дворники?... Непонятно. На самом деле, это люди, которые с религиозным, я бы сказал, трепетом относятся к возможности
заявить, что они неверующие. Может быть, это звучит парадоксально, но они с религиозным чувством к этому относятся,
то есть они также убеждены в своей правоте, что они имеют право на существование, и... надо сказать, что ведь
сегодня судьба атеистов незавидная. Где атеистические общества, союзы безбожников или общество “Знание” — оно
почему-то не поддерживает людей, которые могут о себе заявить: “Я неверующий!”. Или, допустим: “Я — агностик”.
Вот где им объединяться? И они объединяются на подобных этому сайтах. 1-30
Яков Кротов. Говорил Марк Смирнов. И, конечно, когда священник не умеет пользоваться интернетом, неверующие
люди над этим смеются, когда священник умеет пользоваться интернетом, тоже говорят, что это как раз хотят охмурить
народ при помощи новых технологий. Это логика нелюбви и неприязни. Конечно, главная проблема не в том, что в
интернете на христиан нападаются атеисты. Скорее, проблема все-таки в том, что никому, кроме атеистов, христианские
страницы интернета не интересны. По счетчикам, по различным указателям в русской части интернета около семисот
религиозных сайтов. Из них две трети связаны с христианством, примерно половина с православием. Рекордсмены
по посещаемости - сайты ру-скай, сайт “Форум дьякона Кураева”. Какая там посещаемость? Уникальных посещений
в день порядка ста-двухсот. Но это же необычайно все-таки мало, даже по сравнению с другими разделами русского
интернета. Поэтому здесь состязания из-за десятков человек представляются довольно смешными. а такие состязания
идут среди христианских сайтов — кто более популярен? К тому же популярность христиане разных конфессий делят
с сатанистами, во многих рубриках их определяют в одну категорию (“Непознанное”) и оказывается, что астрология,
гадание, сатанизм привлекают даже больше народу. Даже атеистические сайты часто привлекают больше народу, чем
христианские. Почему же тогда интернетчики игнорируют христианство в интернете. Можно ли говорить об интернетчике
как определенном духовном типе? Говорит Наталья Черняк, руководительница одного из новостных агентств интернета.
1-02
Наталья Черняк. На мой взгляд, этот тип существует и представляет собой конгломерат людей, которые очень активны
по своей жизненной позиции, чаще всего ищут — но не находят, потому что христианство в общем плане представлено
в интернете (не только в России, а вообще) представляет собой довольно убогое впечатление. Потому что западные
институты считают, что им это неинтересно, они совершенно не понимают, как нужно в это вкладываться, где нужно
работать, что нужно предлагать людям. Интернетчики люди очень специальные, особенно здесь (наверное, там тоже).
Они очень не любят, когда им начинают говорить: “Ребята, да вы что?! Истина, она ведь — у нас! Мы сейчас вам
все объясним, как надо жить!!!” Они предпочитают придти, прочитать, посмотреть, поспорить, уйти, потом, может
быть, вернуться — или не вернуться. Они предпочтут искать сами и приходить туда, где им не будут капать на мозги,
что “парень, ты не спасешься, если ты сейчас не сделаешь того, что мы тебе говорим”. 1-14
Яков Кротов. Говорила Наталья Черняк. Слабое развитие христианского интернета в России видно из того, что многие
совершенно замечательные адреса просто не заняты. www.hristos. ru - свободно. Сайт www.vera.ru — это фирма веб-дизайна
с совершенно умопомрачительным названием “Вера ЛТД”, то есть “вера с ограниченными обязанностями”. Это, конечно,
интересно, но к вере отношения не имеет. Очень популярный сайт www.pravoslavie.ru — это сайт Сретенского монастыря
в Москве. Что здесь? Интервью с генералом Маниловым в поддержку войны в Чечне, призыв к Русской Церкви выйти
из экуменического движения. И именно такие сайты составляют большинство. Что за специфика у этого русского христианского
интернета? Говорит Марк Смирнов. 0-51
Марк Смирнов. Меня как создателя одного из интернет-сайтов интересовал русский интернет, и вот очень странная
картина. Она прежде всего складывается из того, что, конечно, представлены основные религиозные организации.
Но на первом месте очень часто (когда мы можем посмотреть через поисковую машину, например, рэмблер), мы можем
увидеть, что на первом месте окажется, например, национал-патриотический сайт “Русское небо”, ру-скай, со всем
комплексом национал-патриотизма и консервативного православия. Он занимает первое место среди пользователей!
Интернет во многом оказался местом, где живут так называемые “альтернативные” группы людей, те, кто захотел
использовать это достижение современности для того, чтобы заявить о себе. Трудно это сделать в печатном виде,
трудно издать книгу, газету, а вот можно заявить о себе. Изначально было тусовка. Сначала там, видимо, сильно
присутствовали хипповые (или “джинсовые”) настроения, но постепенно это пространство стали осваивать наши политические,
или патриотические, или даже национал-православные маргиналы. 1-26
Яков Кротов. Своеобразие русского христианского интернета в том, что это как бы опрокинутый мир. Это негативное
отображение реальной жизни. И это его отличие от английского интернета, где пропорционально представлены основные
христианские конфессии. А в русском интернете сатанистов намного больше, чем в реальной жизни, и каждое маленькое
движение стремится заявить о себе. Поэтому, например, адрес www.church.ru, то есть “русская церковь”, оккупировали
представители Русской Православной Церкви Зарубежом, община епископа Валентина Суздальского, а Московская патриархия,
пришедшая в интернет позже, вынуждена довольствоваться длиннющим адресом ..., который запомнить, а тем более
написать, чрезвычайно сложно. Но этот опрокинутый мир не совсем последовательно опрокинут, потому что, хотя
маргиналы-черносотенцы, которых в реальном, газетном киоске не сыскать, в интернете представлены широко. А где
маргиналы-либералы? Ведь говорят, что они есть, либеральные христиане, и что их гонят и давят. А почему они
в интернете себя не реализуют? Говорит Марк Смирнов. 1-11
Марк Смирнов. Больше говорится о существовании либеральных христиан, а когда на поверку скажешь: “Ау! Где вы,
либеральные христиане?” — то мы увидим, что их практически-то и нет. Есть христианский Церковно-общественный
канал, который безусловно занимает либеральную нишу, и у него есть свой сайт, но если смотреть по рейтингам,
официально, через яндекс или рэмблер, то мы не видим большого спроса. А вот, скажем, газета “Радонеж”, у нее
довольно сильная аудитория. И само общество, и потребители, те, кто связан с компьютером, с интернетом, в своей
массе являют людей, склонных к самоидентификации как “русский-православный”, для них православие это часть национальной
культуры, но перетекающая в понятие “национальная религия”. Ну вот, например, много можно найти сайтов протестантских.
Они не очень мощные, разные, например, “Радиоцерковь” — не такой плохой сайт, там можно прочесть новости, или
“Теос”, но в этих сайтах сразу тоже чувствуется своя определенная тенденция. Они конфессиональны. Они все конфессиональны.
Во-первых, своя стилистика языка. Новости подаются не как новости, а как некая проповедь. Ну, скажите на милость,
кому же нужны такие новости? Мы хотим просто узнать: где, что, когда? Сегодня только я получил ссылку на новый
сайт, раскрываю по адресу — называется religiya.narod.ru — и вижу: открылся совсем недавно, первого сентября
двухтысячного года. Что мы видим: во-первых, сразу по этой стилистике я могу сказать, что это нечто протестантское.
“Рок-группа “Петра” — или “Петра”? читай, как хочешь — приглашены выступать в зале славы евангельской музыки.
По одному этому названию я уже дальше читать не хочу. Приведу еще одну замечательную вещь, которая тоже хороша,
по-моему: “Руководитель ВМФ США, адмирал — сын служителя и посвященный христианин”. Ну, поверьте — после такого
анонса читать это уже не хочется. С таким сайтом выступать просто нельзя, потому что один раз зайдет на него
человек, и забудет, и больше не вспомнит. А называется, смотрите, как красиво: религия! народ! ру! А, в общем,
и религии тут маловато, и народ сюда заходить вряд ли будет. 2-42
Яков Кротов. Говорил Марк Смирнов. Конечно, интернет, русский во всяком случае, по социальному составу представляет
аудиторию как бы прямо социологически противоположную аудитории христианства в России. В церковь, и не только
в православную, в России ходят люди, прежде всего, пожилого возраста, с низким уровнем образования, с низким
доходом. Интернет это сфера молодых, с высоким уровнем образования, с высоким, сравнительно, уровнем дохода,
в основном, горожане. И при этом, когда мы смотрим на то, что эти люди с высоким уровнем образования делают...
Например — очень популярный в интернете (сравнительно, напомню — речь идет о десятках посещений в день) журнал
“Фома”. Делают студенты московского университета для привлечения людей к христианству. Там идет малоаппетитная
возня с единоверцами, которые не туда пошли, не то сказали... Таково большинство сайтов русского христианского
интернета, не только православных. Они довольно скучны, как будто это не молодые люди, а молодые старички. Почему
так? Почему интернетчики, люди, казалось бы, по определению наиболее мобильные, наиболее открытые, работают
так, как будто это седовласые иеромонахи не самого лучшего пошиба. Говорит Борис Малышев, редактор интернет-журнала
“Мир религий”. 1-30
Борис Малышев. Высшее образование и студенческая скамья, университетская аудитория являются далеко не единственным
фактором формирования человеческого мировоззрения, ведь это как хвост кометы, за этим тянется очень и очень
многое. Университетский этап это следующий этап, он дает определенную сумму знаний, что он и должен давать,
но вовсе не обязательно университет полностью и тотально формирует человека. К сожалению. И вот такие явления...
Ведь мы в университетской среде сейчас, к сожалению, можем встретить среди студентов, а иногда и среди преподавателей
людей крайне радикальных, а иногда и просто профашистских взглядов. И, тем не менее, они сохраняют этот статус.
0-43
Яков Кротов. Говорил Борис Малышев. А в принципе, с точки зрения христианина, может ли интернет быть средством
проповеди? Мнение Василия Максимова — скажу так: интернетчика... и католика. 0-12
Василий Максимов. Скорее, это все-таки информация, в первую очередь информация. Как проповедь, мне кажется,
интернет в России на нынешнем этапе — это мало возможно, потому что человек, который специально не ищет, ему
достаточно трудно, потому что интернет это скопление огромного количества идей, мыслей, слов. Клубок, в котором
можно разобраться, только если очень целенаправленно искать. Современного человека, мне кажется, если у него
специально не возникает такое желание, достаточно сложно его привлечь на ту или иную страницу, какие бы прекрасные
вещи на ней ни говорились, но в реальности, мне кажется, посещаемость будет просто мала. Это иногда видно по
рейтингу. К сожалению. Увы. Если бумажная Библия, в бумажном варианте — очень читаемая книга, то, допустим,
опубликованная в интернете она привлечет небольшое количество читателей. 0-59
Яков Кротов. Говорил Василий Максимов. Пока все-таки в русском христианском интернете самое интересное — это
библиотеки. Они довольно многочисленны, их несколько десятков. С библиотеки на сайте www/librarium ортодоксия
ру - там есть и указания на прочие, более мелкие библиотеки. Хорошая библиотека на сайте Константина Костюка,
хорошая библиотека есть у тверских кальвинистов, библиотека Олега Воскресенского... Но! Все все эти библиотеки
сделаны не так, как настоящие, и здесь христиане разделяют общие недостатки русского интернета: непрофессиональная
работа. Слишком поверхностное, нехристианское, я бы сказал, отношение к тому, что ты делаешь. Потому что нет
указаний, где и когда издана книга. Казалось бы, ничтожная деталь, но это показывает, что человек не реализовал
свое высшее образование. А сайты, где сделана попытка заговорить с посетителем — ведь это самая сильная сторона
интернета — они тоже, как правило, не пользуются популярностью. Это в основном разговор людей, которые только
вошли в Церковь и плохо понимают, что к чему. Это разговор немых с немыми. В результате все, как правило, сворачивает
на брань и ругань, и не только духовную. Но стоит ли тогда христианину вообще соваться в интернет и развивать
участие Церкви в интернете через интерактивность — главное, что отличает интернет от книги, от библиотеки, от
газета? Говорит Наталья Черняк. 1-40
Наталья Черняк. Мне кажется, что да. По крайней мере, мой опыт свидетельствует о том, что говорить значительно
легче с человеком, который тебе возражает, который принимает участие в разговоре. Гораздо легче общаться с человеком,
который отбивает мячик, с тем, который кивнет: “Да...”, повернется и уйдет. Или просто не ответит. Что, опять
же, особенность интернета: ты можешь бросить мячик и не поймешь, попал он куда-нибудь или нет. Но, с другой
стороны, ты обязан его бросить, потому что, как говорил один хороший человек, христианская проповедь это как
граната, которую ты бросаешь человеку и говоришь: “Подержи!” Ты не знаешь, что происходит, ты не знаешь, когда
она рванет, но твоя обязанность — бросить. Это твой долг, твоя задача. В интернете это проще всего — ты можешь
разбросать море мячиков. Какие-то вернутся к тебе сразу, какие-то не вернутся никогда. Но ты не должен знать
о результатах своей деятельности, потому что про результат никто никому не обещал. Для христианства основное
сейчас — это не опоздать. Тут нужно работать. Это очередная среда, это просто кусок мира, который нельзя потерять,
потому что, условно говоря, если христианство тут не будет проповедано, мы Второго пришествия не дождемся. Интернет
в данном случае среда наиболее гуманная, что ли. Есть, конечно, люди, которые могут откликнуться, встретив на
улице человека, который скажет: “Пойдем! Вот тебе книжка...” Но очень много людей, не готовых говорить об этом.
Это слишком болезненная тема для большинства людей. Здесь есть некая анонимность, здесь есть абсолютное право
выбора. Ты пришел, ты увидел, ты услышал, ты обдумал. Ты можешь ни с кем это не обсуждать, ты можешь это обдумывать
сам. Ты можешь это обсуждать, у тебя есть такая возможность! И именно в интернете это можно реализовать проще
всего и доступнее всего, и, в общем, комфортнее всего для человека. 2-16
Яков Кротов. Говорила Наталья Черняк. Не знаешь, где взорвется проповедь христианства... Поэтому, наверное,
на сайте www.jesus.ru размещено просто Евангелие от Иоанна, без всяких комментариев, без всякого чата или конференции
— вдруг у кого-то в голове взорвутся эти строки. Наверное, стоит назвать самые лучшие сайты русского христианского
интернета. На мой вкус, это пользующиеся большой (сравнительно, речь опять идет о десятках посетителей) сайт,
посвященный творчества отца Александра Меня, где есть все, что полагается - и интерактивность, и полный текст
книг, и книги о нем. Огромный, хорошо сделанный сайт www.amen.org. ru. Есть еще один очень любопытный сайт Юрия
Аммосова. Вообще все хорошие сайты держатся пока в России на личной инициативе, все сайты казенные просто провальные
и скучные. Сайт Юрия Аммосова называется “Еретики” — www.heretics.com. Название заманчивое, но, как говорит
сам автор сайта: “Веб-мастер этого сайта посвящает его апологии христианства, потому что настоящая вера в Бога
в современном мире это ересь”. И тут есть и антихристианская литература, тут соблюдается святая заповедь интернета
— чтобы человек имел выбор, прочесть тексты на любой вкус, выслушать все аргументы, не уходя далеко. И поэтому
этот сайт действительно очень приманчивый. Конечно, русский христианский интернет, как интернет вообще, очень
молод. Автор этого обзора присутствует в нем еще с 1994-го года, еще со времен fidonet. Сейчас на моем сайте
(www.krotov.org) — прежде всего библиотека, собрание христианских текстов. И, конечно, интернет для хрнистианина
это способ обновить свою веру. Прежде всего не проповедь, а проверка себя. Ты можешь быть христианином, когда
на тебя никто не смотрит, или ты сорвешься и пойдешь блуждать, заниматься серфингом там, где блуждать не стоит?
И если мы, христиане, выдержим это испытание интернетом, то, наверное, и христианство станет интереснее для
неверующих обитателей интернета.
*
Смирнов Марк (Валерий Аркадьевич) 1951 г.р. Директор международного независимого исследовательского центра
"Религия и общество в странах СНГ и Балтии" (Москва). Выпускник Православной Ленинградской духовной
академии, по окончании которой написал работу "Личность и религиозно-нравственные идеалы Владимира Соловьева".
Был келейником у митр. Никодима Ротова, настоятелем собора в Выборге, в конце 1970-х внезапно внедрился в греко-католическое
духовенство, оформив "переход" у о. Станислава Добровольского. Уехал в Германию, работал на радио
"Свобода" и в греко-католическом центре в Мюнхене, в начале путинского правления вернулся в Россию
и сменил Максима Шевченко как руководительр религ. отдела "НГ". Иногда выступает еще с "либеральными"
заявлениями (против введения в школах Закона Божия), но чаще поддерживает Моск. патриархию. Защищал
сотрудничество церковных лидеров с КГБ, критикуя Якунина.
В 1980-х гг. - участник неофициального религиозного движения в СССР.
Редактор-составитель сборника статей "На пути к свободе совести" (М.: Прогресс, 1989). С 1991 по
1995 г. редактор программы "Религия в современном мире" на Радио Свобода (Мюнхен). В конце 1996 г.
в издательстве "Der Christliche Osten", Wu rzburg, под редакцией М. Смирнова вышел сборник статей
"Religion und Gesellschaft im postsowjetischen Raum" ("Религия и общество в постсоветском пространстве").
Главный редактор выходящего в Москве ежегодника "Диа-Логос: Религия и общество". Основатель интернет-сайта
"Мир-религий": www.religio.ru.
|