Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

 

Передача для радио "Свобода": с христианской точки зрения

Август 2003 года:

Протоколы Сионских мудрецов

Яков Кротов:

Этот выпуск нашей передачи будет посвящен столетию первой публикации так называемых "Протоколов сионских мудрецов".

У нас в гостях публицист и историк Валерий Каджая, автор ряда печатных работ по истории "протоколов".

В конце августа 1903 года в петербургской газете "Знамя" началась публикация текста, озаглавленного "Протоколы сионских мудрецов". Эта публикация положила начало целой веренице изданий. За прошедшие сто лет в мире "Протоколы сионских мудрецов" изданы на нескольких десятках языков, их суммарный тираж превысил, скорее всего, и сочинения Льва Толстого, и Федора Достоевского. "Протоколы" оказались крупнейшим вкладом России в мировую, если можно так выразиться, культуру.

Суть "протоколов" проста: якобы на некоем конгрессе старейшины всего иудейского народа, старейшины Израиля разработали тончайший и хитроумнейший план порабощения всего мира, под видом насаждения идей либерализма и демократии, через клевету на церковь, на христианство (в "протоколах" конкретно говорится о клевете на Папу Римского) все люди приводятся под "золотую пяту". Будет процветание, будет благополучие, но ценой расставания со свободой.

"Протоколы" впервые получили широкую известность в годы гражданской войны в России, затем в гитлеровской Германии. Но все-таки первая публикация - это именно 1903-й год. Чем была вызвана эта публикация и каково, собственно, происхождение текста?

Валерий Каджая:

1903-й год - это уже канун революции, уже в России этот вал приближается. Естественно, активизируется и в это время так называемая "черная сотня". Одним из руководителей и организаторов которой был очень крупный молдавский землевладелец и представитель древнего рода Павел Крушеван, который издавал единственную на русском языке в Кишиневе газету "Бесарабец".

И вот весной 1903-го года был найден труп христианского мальчика, и, естественно, сразу возникли слухи, что это ритуальное убийство, которое обычно перед Пасхой совершают евреи. Это из другого мифа, это миф о кровавом навете, мы сейчас не будем отвлекаться на него. Но, во всяком случае, два месяца шла очень упорная в "Бессарабце" агитация антиеврейская: вот, мол, они такие изверги. Описывалось красочно, как мучили бедного мальчика в подземелье, чтобы выцедить из него всю кровь, которая затем используется для мацы. Причем, эти публикации перепечатывались в петербургских газетах "Новое время" и "Слово", тоже черносотенных изданиях.

И вдруг следствие выясняет, что мальчика убил его двоюродный брат только за то, что их общий дед отписал все свое имущество в наследство этому мальчику, а второму ничего. И тут и "Бессарабец", и все остальные газеты как в рот воды набрали. И в массе населения, которое читало эту газету, а в Кишиневе было население пятьдесят на пятьдесят - пятьдесят тысяч евреев, пятьдесят тысяч православных – образовался, естественно, осадок, этот дух боевой отмстить, потому что все время призывали отомстить за убиенного.

Наступила Пасха, еврейская Пасха. Последний день еврейской Пасхи совпадал в тот год с началом православной Пасхи, и в этот день начался погром, который потряс весь мир. Естественно, об этом писали в Европе и в Америке, естественно, это вызвало очень негативное отношение к России в целом. И вот осенью, спустя несколько месяцев, опять же в газете, которая принадлежала тому же Крушевану, но издавалась уже в Петербурге, называлась она "Знамя", начинается публикация вот этого манифеста (по-другому не назовешь), который был озаглавлен "Протоколы сионских мудрецов".

Яков Кротов:

У нас есть звонок в студию. Слово слушателю.

Слушатель:

Добрый день. Батюшка, объясните мне, пожалуйста, я вас очень уважаю, а насчет христианства - это гуманная религия?

Яков Кротов:

Христианство - это христианская религия. А в чем смысл вопроса?

Слушатель:

Вы понимаете, вот такой момент: когда в Евангелии начинают смаковаться мучения Христа, ведь это потом какое-то чувство мести начинает рождать у людей, вот в чем дело.

Яков Кротов:

Роман Васильевич, дело в том, что многие сегодняшние публицисты и историки говорят о том, что антисемитизм восходит к самому первому поколению христиан, и что особенно в Евангелии от Матфея, где много говорится о вине евреев, это начало антисемитизма. Однако, если мы обратимся к реальным историческим фактам, это не подтвердится, потому что антисемитизм был до христианства задолго, он известен был и в античном мире, более того, первые христиане ведь тоже были евреи. Когда они говорили о вине своих соотечественников, это совсем другое - это внутрисемейный спор. И, конечно, здесь не было никакого призыва к мести и к ненависти, это был призыв к тем, кто не принял Иисуса как мессию обратиться и покаяться.

Что до смакований страданиями Христа, мне кажется, что здесь подробный рассказ о страстях Господних вызван отнюдь не желанием обличить в чем-то евреев, это совершенно другое. Это желание человека, который любит Иисуса и который переживает Его страдания как боль свою, которая еще продолжается. Ему все равно, кто эту боль причинил. Римский солдат, еврей, Ирод, -неважно… Человек вспоминает эту боль, потому что, сочувствуя Христу, человек сострадает всему человечеству, а отнюдь не призывает к мщению. Читая о страданиях Спасителя, мы рано или поздно приходим к фразе о том, что Иисус на кресте сказал "Прости их", и это первый и последний долг христианина, а отнюдь не призывать к мщению, как это делал Крушеван.

Валерий, текст "Протоколы сионских мудрецов", откуда он появился?

Валерий Каджая:

Это целая детективная история. Десять дней публиковался этот манифест, газета была очень малотиражная, ее не очень читали, и вообще тогда еще "черная сотня" не очень пользовалась большим уважением в российском обществе, особенно в образованном, а газеты читали люди образованные, как вы понимаете. Через два года уже эти "протоколы" были напечатаны известным духовным писателем Сергеем Нилусом в его книге "Великое в малом", и он прямо туда включил эти "протоколы".

Нилус был патологическим антисемитом, именно патологическим, он видел в евреях коллективного антихриста. И эта книга была передана Николаю Второму для прочтения. Николай прочел с восторгом, потому что, во-первых, он сам был антисемит, а, во-вторых, он был мистический человек, склонный к мистицизму, так же, как и его жена, к сожалению. Николай прочел с большим интересом, и говорил: "Вот вся революция откуда, вот вся революция 1905-го года, вот где рука руководящая и направляющая". В конце он надписал: "Нет никаких сомнений в подлинности "протоколов".

Когда об этом узнали ведущие наши антисемиты, тот же самый Крушеван, Марков, они обратились к Столыпину, который был премьер-министром и министром внутренних дел, давайте против революционеров используем это, это же такой документ, и царь благословил. Столыпин был человек очень умный и очень рассудительный. Он прочел эти "протоколы", понял, что это такая белиберда, что дальше некуда, и тут же велел провести расследование.

Яков Кротов:

У нас есть звонок. Слово слушателю.

Слушатель:

Здравствуйте, Яков Гаврилович. Меня зовут Валерий. Я бы хотел сказать, что все-таки отцы церкви вели полемику с иудеями, а не были антисемитами. Не расовую или национальную основу имела эта политика, а именно религиозную. Нельзя путать полемику христианских отцов с иудеями, с иудейской религией. Второе: все-таки из 21-го века, 2003-го года, если посмотреть объективно - исполнена эта программа или нет? Не впадая в вульгарный антисемитизм, но учитывая, что все-таки лица семитского происхождения все-таки занимают ключевые посты в мире?

Яков Кротов:

Вы имеете в виду арабов или кого-то еще?

Слушатель:

Я имею в виду исповедующих иудаизм, но, не впадая опять же в расизм, объективно.

Яков Кротов:

Спасибо. Наш традиционный слушатель, очень приятно. Процентное содержание лиц еврейского происхождения - великий вопрос. Но здесь есть один любопытный момент. Мы еще вернемся к происхождению самих протоколов. Замечу, что в 1806 году французский аббат Агюстен де Борюль получил письмо от одного итальянского офицера Симонине. И в этом письме, которое, видимо, было составлено французской тайной политической полицией, говорилось о том, что именно евреи организовали французскую революцию и задумали свергнуть христианскую монархию. Видимо, письмо было фальшивкой, оно было нацелено на то, чтобы убедить Наполеона Первого отказаться от своих планов дать евреям гражданские права, выпустить из гетто.

Таким образом, русские "протоколы" лишь воспроизводят тот миф, который появился в среде консерваторов, в том числе христиан-консерваторов, потому что заявление Борюля с восторгом принял католический философ Жосеф де Местер и повторил их Александру Первому, что это евреи устроили во Франции переворот. Между тем, конечно, в начале 19-го века говорить о каком-либо присутствии евреев среди мировой элиты - это было, конечно, смешно. Мы видим здесь любопытный факт: есть ли еврей, нет ли еврея, антисемитизм есть. И, мне кажется, выражение "вульгарный антисемитизм" или "патологический" - это избыточные выражения, никаким другим антисемитизм в этом смысле быть не может. И все-таки, Валерий, вернемся к происхождению самого текста - кем и когда он написан?

Валерий Каджая:

Так вот раз уж мы начали говорить о Наполеоне, то мы давайте перейдем во Францию. Дело в том, что это не чисто русский вклад. "Протоколы сионских мудрецов" растут все-таки из Франции. Во Франции к концу 19-го века евреи, получившие гражданские права, свободы, очень широко использовали эти права, их было много среди адвокатов, финансистов, врачей и других свободных профессий, что, конечно, вызывало то же самое, что вызывает всегда другой народ, находясь в массе коренного народа.

Так вот Столыпин дал указание, причем, выделил двух высших, очень опытных полковников жандармских, выяснить, в чем дело с «Протоколами». Те выяснили, что, оказывается, ноги-то растут из резидентуры нашей охранки в Париже, которой заведовал Петр Рачковский. Петр Рачковский - потрясающая личность, о нем можно рассказывать, целый роман написать. Но, к сожалению, он тоже был патологическим антисемитом, родом из Дубоссар, оттуда же, откуда и Крушеван. Я должен сказать, что в Румынии и в русских областях Румынии антисемитизм тоже был очень и очень сильно развит.

Слушатель:

Добрый день. Я хотел сказать о том, что корни антисемитизма - это все-таки Евангелие, где указано и это подняла церковь, знаменем сделала свои. Антисемитизм был в церкви христианской, в частности, православной. Убийство Меня - это коллективный заговор.

Яков Кротов:

Извините, дело в том, что, хотя не хочется об этом лишний раз напоминать, отец Александр Мень был христианин. И если бы у нас в паспортах возобновили графу "национальность", пятый пункт, то там надо было бы писать "христианин" или что-то другое. Христианин - последователь Христа. Но, конечно, он был и евреем, и когда рядом антисемиты, он это подчеркивал. Но, тем не менее, убил его кто-то один. И все-таки, будучи евреем, отец Александр Мень был в Православной Церкви, не покидал православие и протестовал против антисемитизма, оставаясь внутри православия. Поэтому мы не можем сказать, что большинство православных антисемиты. Кто голосовал?

Социологические опросы современные показывают, что в России сегодня примерно 20% православных антисемиты, но в секулярной среде, атеистической таковых 15%. Так что ненамного больше. И, видимо, дело не в том, что православие поощряет антисемитизм, а в том, что в православие, к сожалению, часто приходят люди определенного склада ума, которые ищут идейную базу для того, что у них уже есть. Поэтому чуть-чуть антисемитизм у нас повышен, но не намного.

Валерий Каджая:

Я, к сожалению, не захватил с собой выступление Патриарха Алексия Второго на встрече с раввинами в Нью-Йорке, где он как раз очень много говорит о том, что православие, настоящее русское православие, оно не только не несет в себе антисемитизма, а, наоборот, оно родственно православие иудаизму, это родственные религии.

Но давайте вернемся к нашим "Протоколам". Рачковский был послан специально, его миссия заключалась не в том, чтобы с секретного завода планы доставать и технологии, он был специально послан туда для того, чтобы наблюдать за русскими революционерами. Потому что в Париже среди эмигрантов большую часть составляли не аристократы, которые приезжали погулять и потратить деньги, а жили в эмиграции многие русские революционеры, бежавшие от преследования, которым грозила тюрьма или другие неприятности. И, конечно, среди них было достаточно много евреев. Тем более еще и потому еврейская молодежь стремилась в Париж - там не было процентной нормы. В России нельзя было еврею поступить в высшее учебное заведение, надо было принять христианство, отказаться от своей религии, что не очень красиво, а для евреев - процентная норма. А во Францию он приезжал и спокойно учился. Рачковский за ними не просто наблюдал, даже открыл маленький ресторанчик, где за дешевую плату кормил русскими блюдами русских эмигрантов. Они все приходили, естественно, громко разговаривали о том, как надо совершить революцию, как с самодержавием бороться, он все это, естественно, фиксировал.

Яков Кротов:

Между тем, непосредственный автор "Протоколов" Матвей Головинский родился, между прочим, в Симбирской губернии в 1865-м году. Его отец проходил по тому же делу, что и Достоевский, был приговорен к смерти, но помилован. В 10 лет Головинский осиротел и стал агентом охранки. Некоторым журналистам через него платили, он заказывал, как теперь говорят, "джинсу" в газетах, выгодную правительству. Но Максим Горький публично назвал его доносчиком. После этого Головинский уехал во Францию, там писал по заданию Рачковского статьи проправительственные. И, наконец, ему было поручено написать документ, который бы доказывал, что все революционные заговоры, идеи исходят не от социального вопроса, а от национального. И тогда Головинский нашел в парижской библиотеке книгу некоего Мориса Жоли, памфлет против Наполеона Третьего и просто ее переписал. Но только памфлет Жоли был направлен против Наполеона Третьего, а Головинский туда напихал туда евреев, просто механически вставляя "сыны Сиона" вместо того, где у Жоли было "либерал". Так появились "Протоколы". Это выяснилось в 1921-м году, когда книга Жоли случайно попала на глаза человеку, знакомому и с "Протоколами". Фальшивка была разоблачена, но, однако, она не исчезла.

И, наверное, здесь дело не в своих "Протоколах", и до них был антисемитизм, а дело, конечно, в психологии. Потому что была огромная психологическая потребность видеть заговор. И мы сегодня видели в нашей передаче, что эта потребность не только у антисемитов, к сожалению, она часто бывает и у людей противоположного духа. Все время хочется думать, что кто-то злой придумал заговор, убить отца Александра Меня, ввести компьютеры, распространить технику или эсперанто. То есть это вера в то, что в мире главное совершается невидимо, главное совершается очень активным меньшинством, которое сосредоточено на власти, а большинство людей - это такое быдло, просто как овец их загоняют в стойло, манипулируют.

И здесь, видимо, проблема не в том, что евреи стали получать гражданские права и чаще попадаться на глаза, все-таки первая проблема - это появление современного индустриального или, как мы сегодня говорим, глобального общества. Трудно вынести ту свободу, ту ответственность, которую современная цивилизация предоставляет человеку. Она наваливает на него, на плечи каждого, то, что до этого лежало на плечах церковных иерархов, политиков, монархов. Каждый сам творец своей судьбы - в это чрезвычайно трудно поверить. И тогда люди ищут - а кто мешает мне? И находят, кто велосипедистов, кто евреев. Какова роль "Протоколов сионских мудрецов" вот в этой панике, в этом страхе перед современной цивилизацией? Почему именно религиозные темы именно в России получают такое значение?

Первый мой вопрос Валерию Каджая в связи с происхождением непосредственно текста "Протоколов". Итак, автор Матвей Головинский. Его функции?

Валерий Каджая:

Матвей Головинский не только не автор, он даже не соавтор. Матвей Головинский работал в газете "Фигаро", и там работал сын Жоли. Я долго искал, почему именно эта книга попала в руки Головинскому? Сын рассказал об отце , а отец Жоли - это был очень известный в эпоху Наполеона Третьего публицист, сам он по профессии юрист, очень демократических и либеральных взглядов, с хорошим пером. Он написал брошюру, работу публицистическую, которую назвал "Диалоги в аду между Монтескье и Маккиавелли". Монтескье - это известный просветитель, философ французский, а Макиавелли - это идеолог абсолютизма, тоталитаризма, я бы даже сказал, поэтому это антиподы. Наполеон Третий в этих диалогах был выведен под именем Маккиавелли. Они беседуют и, естественно, Монтескье доказывает, что развитие то, которое вы предлагаете, оно тупиковое, оно не приведет человечество к счастью. А Макиавелли наоборот доказывает, что нужно это сделать, то есть вся программа деспотического правления.

Жоли напечатал в Брюсселе, потому что в Париже сразу поймут, о ком идет речь. Наполеон Третий достаточно прозрачно выглядел. Но он недооценил силы и информированности тайной полиции Наполеона Третьего. На границе весь тираж арестовали, самого Жоли тоже арестовали, посадили в тюрьму, он там несколько месяцев просидел. Весь тираж был уничтожен, осталось всего несколько экземпляров. Один экземпляр был во французской Национальной библиотеке, один, видимо, экземпляр сын Жоли дал прочесть Головинскому.

Головинский, уже в то время с Рачковским они все время об этом говорили, он был человеком достаточно талантливым, способным, на все способным, как говорится. И поэтому он тут же взялся за это, естественно, мы там не присутствовали, но, я думаю, они обсуждали с Рачковским, Рачковский дал добро. А Рачковкий очень любил это, он даже сочинил фальшивое письмо Плеханова, в котором Плеханов якобы обвинял революционеров в том, что они служат британской разведке. Плеханов потом не мог отмыться несколько лет от этой фальшивки.

Яков Кротов:

Вычеркиваем "Макиавелли" и пишем "евреи".

Слушательница:

Добрый день. Татьяна Алексеевна. Бог, чтобы спасти человечество, пожертвовал сыном и послал его в самую черную дыру человечества - Израиль, чтобы святости хоть каплю.

Яков Кротов:

Дело в том, что когда мы открываем Слово Божье и когда мы открываем Священное писание мы читаем там действительно, Татьяна Алексеевна права, громогласные обличения Израиля. Уж как только ни называли пророки Божьи израильтян! Блудница - это самое мягкое слово. Но ведь сами пророки были иудеи и евреи, сам Иисус был сыном Марии, иудейки. И когда мы читаем о Его любви к Иерусалиму, это любовь не к черной дыре, а любовь к городу святому, городу мира. Более того, сам Иисус, безусловно, разделял отношение евреев к окружающему миру как к нуждающемуся в спасении. "Я послан к овцам дома Израилева". К овцам, не к козлам. Козлы, к сожалению, за периферией. И я боюсь, что, с точки зрения Спасителя, и Россия все-таки место не совсем овечье. Таков древний взгляд на мир - свои всегда лучше окружающих. В антисемитизме эта парадигма воспроизводится. Итак, вернемся непосредственно к происхождению ""Протоколов"".

Валерий Каджая:

Я хочу все-таки завершить. И вот эти "Протоколы", потом, может быть, мы еще будем говорить, как они во время гражданской войны распространение получили огромное в Белой армии. Но дело в том, что, когда «Протоколы» попали в Европу, то там все были уверены, что это действительно произведение, которое написано евреями. И даже английская газета "Таймс" напечатала частично эти "протоколы" и такое заключение дала: "Неужели мы все эти трагические годы вели борьбу за уничтожение, искоренение немецкого владычества лишь для того, чтобы обнаружить за ним другое, более опасное, поскольку более тайное? Неужели, напрягая все силы нации, мы избежали гнета всегерманского союза только для того, чтобы попасть в тенета всеиудейского союза? Предположительно, что они написаны евреями и для евреев. Если так, то при каких обстоятельствах они были созданы, для решения каких внутриеврейских проблем?". Вы понимаете, такая авторитетная газета, такая солидная, умная, она "клюнула" на эту фальшивку.

Слушатель:

Добрый день. Я с большим уважением отношусь к вам, но все-таки мне неприятно, что вы уходите от некоторых вопросов. Вам был задан вопрос о процентном содержании евреев в мировой элите, вы ничего не ответили. Есть такие сведения или их нет? Предположим, заодно бы я дополнил англосакское.

Яков Кротов:

А вы кого, извините, больше боитесь - евреев или англосаксов?

Слушатель:

Я никого не боюсь, мне просто интересен этот вопрос.

Яков Кротов:

У вас есть какие-то свои данные?

Слушатель:

У меня нет. Я чувствую, что многие интересуются, а вы почему-то уходите от ответа.

Валерий Каджая:

Моя мама сейчас лежит в больнице, вы знаете. Я зашел и услышал разговор. Пожилые женщины, все военного времени, я сам родился в 42-м году, накануне Сталинградской битвы. Они разговаривали и идет разговор о том, что евреи не воевали, они все занимали теплые местечки. Я специалист по этому вопросу, я сделал несколько статей. Есть "закон больших чисел", нельзя говорить о статистике, сколько евреев богатых, сколько бедных и так далее. Я вам простую статистику приведу, что евреи воевали во время войны, есть статистика Министерства обороны СССР, ровно в таком же процентном отношении, как все другие народы, но по количеству Героев Советского Союза на число этих воевавших евреи вышли на первое место. Кроме того, почти из полумиллиона воевавших евреев половина погибли, это значит, что все они были на передовой, не "Абрам в "рабкопе", а Иван в окопе". Нет, они в окопах погибали, а почти сто тысяч вернулись ранеными. Очень много в нашей жизни мифов, и мы часто живем в атмосфере этих мифов. Один из этих мифов - "Протоколы сионских мудрецов", которые приобрели огромное распространение и, к сожалению, сыграли страшную роль в истории не только евреев, вообще всех европейских народов.

Яков Кротов:

Я думаю, что страшную роль сыграли не сами "Протоколы", а антисемитизм или шире - ксенофобия, потому что антисемитизм это частный случай ксенофобии. Например, в 1902-м году англичанин Гобсон обнародовал теорию империализма, Владимир Ильич ее сразу взял на вооружение. Гобсон утверждал, что империализм приносит богатство не Великобритании в целом, а лишь меньшинству ее населения. Это совершенная копия идеологии составителей "протоколов". Не все выигрывают от еврейского господства, а еврейское меньшинство, вот ради него все и происходит. Дело в том, что эту логику нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Мы скажем, что евреев мало в мировой элите (а их действительно мало), а нам скажут - видите, как законспирировались, поэтому их мало.

Опыт изучения антисемитизма показывает: когда евреи жили в гетто, когда их никуда не пускали, когда им не давали заниматься сельским хозяйством, их обвиняли в изоляционизме - они не хотят с нами общаться. Когда индустриальная цивилизация выпустила всех из гетто, не только евреев, евреев стали обвинять в том, что они не сидят в гетто. То обвиняли, что они плохие земледельцы, теперь, когда из Израиля в Россию посылают апельсины, виноваты, что хорошие земледельцы. Таким образом, здесь самооправдывающаяся логика.

Слушатель:

Здравствуйте. У меня к вам такой вопрос: всем известно, что движущей силой обоих русских революций были евреи. Меня зовут Гарифулин Марат. Умалчиваются факты, что большинство большевиков были евреями.

Яков Кротов:

Марат, вы сами изучали этот вопрос или основываетесь на каких-то материалах других исследователей?

Слушатель:

Я изучал, книги читал.

Яков Кротов:

Какие именно?

Слушатель:

Может быть, плохо сказать, что он антисемит, но, например, Климова книги, Григория Климова.

Яков Кротов:

Спасибо большое. Я не буду сейчас говорить о том, что процент евреев среди большевиков был больше или меньше, как это представляется их врагам, хотя статистика эта не научная и не достоверная. Проблема все-таки не в этом, проблема в том, что если человек настроен видеть заговор, он его найдет. Более того, историки подчеркивают, что когда консерваторы 19 века, католики, фундаменталисты обнаружили, что ужасно боятся заговорщиков, тогда социалисты стили имитировать заговоры. Это тот случай, когда страх сам порождает то, чего он боится.

То же самое иногда происходило и в России с революционерами. Революционеры преувеличивали степень своего величия, могущества, им было выгодно казаться более сильными, чем они были на самом деле. И в результате "Протоколы" это смысле отражают, это как речь цыганки на вокзале, которая буквально гипнотизирует прохожих, идет поток слов, которые обволакивают сознание. Говорят человеку, что ты такой хороший, но ты такой несчастный. А кто у нас не считает себя несчастным, кто считает себя плохим? Значит, это все примут как святую правду. Так и "Протоколы", так и большевистская концепция империализма, как источника всеобщих бед или классовой розни. Это пророчества, которые носят мифологический характер, наука здесь близко не лежит.

Валерий Каджая:

Прежде, чем перейти к "Протоколам", я хочу сказать Марату: изучите крестьянский вопрос, земельный вопрос в России. Основной движущей силой революции в России было безземелье массы крестьянства. Когда от крепостного права освободил Александр Второй русское крестьянство, он оставил их без земли. Это все равно, что голым выпустить человека на мороз. И вот тогда начала накапливаться революционная энергия, тогда идут Чернышевский и так далее. И в конце концов в 17-м году это привело к революции. Основной движущей силой как раз был вопрос крестьянский.

Но мы обратимся сейчас к газете "Таймс", о которой говорили. Это тоже детективная история, как к корреспонденту в Стамбуле газеты "Таймс" пришел русский помещик Михаил Рославлев и продал ему за 337 фунтов каким-то образом к нему попавший, это надо целое расследование проводить, экземпляр брошюры Жоли "Диалоги в аду". Филипп Грейвс, собственный корреспондент газеты "Таймс" в Стамбуле, блестяще знал французский язык. Когда он прочел, он ахнул - это те же самые "Протоколы", только вместо евреев там Монтескье и Макиавелли. Он тут же пересылает это в редакцию. Редакция богатая, авторитетная, они сажают экспертов, и те выясняют, что две пятых этих "протоколов" списаны один к одному с "Диалогов" Жоли, а три остальные пятых слегка переделаны и только одна пятая чистая рука видна Головинского.

Слушатель:

Добрый день, Яков Гаврилович. Николай, Москва. Мне кажется, что сам ярлык антисемита в нашей сегодняшней жизни употребляется настолько часто и настолько безразборчиво, в том числе по адресу многих евреев, что почти утратил смысл и превратился в бессодержательное ругательство. Мне кажется, посоветуйте мне, в нашей сегодняшней жизни, с нашей историей, с тем, что происходило, что нужно делать, что говорить, чтобы тебя кто-то не счел антисемитом.

Яков Кротов:

Спасибо, Николай. Я еще раз напомню статистику: лишь 20% жителей России разделяют антисемитские взгляды. Это, кстати, даже меньше, чем в Польше, где таковых около 25-28%. Поэтому, когда наши антисемиты говорят, что идет огульная травля антисемитов, они, видимо, не очень понимают, что составляют меньшинство. Я ничего здесь не могу посоветовать. Антисемитизм - это реальность, как и коммунизм, это набор взглядов, когда национальный вопрос совершенно иррациональным образом ставится на первый план. И если мы видим антисемитские заявления, надо говорить, что это антисемитские заявления, это обязанность человека как разумного существа.

Если мы вернемся к "Протоколам", ведь в них сильный религиозный элемент. В них говорится от имени Наполеона Третьего, он же Макиавелли: "Священничество гоев (то есть христиан) мы уже озаботились дискредитировать и этим разорить их миссию, которая ныне могла бы очень мешать. С каждым днем его (священства) влияние на народы падает, свобода совести провозглашена теперь всюду, следовательно, нас только годы отделяют от момента полного крушения христианской религии".

Мы здесь видим пропаганду тезиса о том, что христианство владеет сердцами и умами людей лишь до тех пор, пока нет свободы совести. Для Жоли такая постановка вопроса понятна, он был человек вполне светский, антиклерикал в лучших французских традициях. Конечно, христианин с этим согласиться не может. Опыт 20-го века, когда в большинстве европейских стран христианство было гонимой религией, в том числе во Франции, показал, что свобода совести отнюдь не ведет к полному крушению христианской религии, как писал Жоли-Головинский, наоборот, христианство за последние сто лет скорее укрепилось, оно стало меньше, может быть, количественно, но, безусловно, прочнее.

Слушатель:

Такой маленький штрих. Вадим Некрасов, город Москва. Пару лет назад, отец Яков, одна бабушка в церкви, был праздник, по-моему, Пасха, говорила: евреи распяли Иисуса Христа за то, что он учил в русскую веру веровать.

Яков Кротов:

Спасибо. Да, действительно, часто христианство воспринимается как сугубо российская религия. И что отношение не только к евреям. Часто на православных греков смотрят свысока, как на людей, которые потеряли свою столицу, значит православие их поврежденное (концепция еще 16-го столетия). Это частный случай ксенофобии. Если мы говорим о религиозных истоках, в том числе антисемитизма, антиимпериализма, антиглобализма, потому что это все случаи конспиративизма, так называемого, веры в то, что мировая история определяется заговором, не большинство делает историю, а меньшинство, глубоко скрытое, мы видим здесь как раз христианский исток, а исток манихейский, грубо говоря, деление мира на белое и черное. И вот эти два начала, независимо от человеческой воли борются друг с другом, а люди это прежде всего пешки на шахматной доске, которыми двигают высшие силы. Мой вопрос к нашему сегодняшнему гостю: "Протоколы сионских мудрецов" в истории 20-го века, в истории развития этой мании - боязни заговора, как бы вы ее охарактеризовали?

Валерий Каджая:

Прежде всего я хочу подчеркнуть, что когда вы берете книгу "Близ есть предверех" Нилуса, а в нее включены во всех изданиях "Протоколы сионских мудрецов" или в отдельных изданиях вы покупаете, а их полно на всех книжных развалах, можно купить как и "Майн кампф" "Протоколы сионских мудрецов", в первую очередь должны думать, что это не "Протоколы сионских мудрецов", а это плагиат работы французского публициста Жоли, которые были перелопачены, более чем на половину переписаны Рачковским и Головинским, сотрудниками царской охранки. То есть это фальшивка.

Яков Кротов:

Но еще покойный Адольф Шикельгрубер, известный также правоохранительным органам как Адольф Гитлер, говорил, что не так важно, подлинны ли "Протоколы", как важно, что по ним все происходит. И нам сегодня это сказал один из слушателей. Мне кажется, здесь очень важно существование Японии, потому что в Японии "Протокол" выдержали 60 изданий при том, что в Японии евреев нет и отличить еврея от шведа вряд ли средний японец сумеет. Тем не менее, в Японии есть термин "еврейская опасность". И некоторые японские антисемиты считают, что то, что когда коммодор Перри открыл Японию для западного мира - это часть еврейского заговора. Хотя, какой уж коммодор Перри еврей?

Валерий Каджая:

Раз вы вспомнили японцев, я должен очень смешной случай рассказать. Настолько в головах людей засело, что "Протоколы сионских мудрецов" написали евреи, что это действительно какая-то еврейская задумка, что несколько лет тому назад очень известный японский писатель приехал в Израиль, был принят на высшем уровне. И Вы что думаете? Он от сердца подарил Бегину подарочное издание великолепно изданных "Протоколов сионских мудрецов", изданных на японском языке, и сказал: "Какие вы умные, евреи, что могли такую прекрасную теорию разработать".

У Бегина глаза стали квадратными, он растерялся, а потом сказал: "Вы знаете, это самый страшный поклеп на евреев, который существует за все время их существования". Писатель очень растерялся, долго извинялся, но сам факт интересен. Вы понимаете, как этот миф внедрился, даже сегодня, а что же было в 20-х годах.

Слушатель:

Гельман Моисей, Москва. Я, во-первых, хочу выразить признательность за эту передачу и особенно Валерию за то, что он не постеснялся и не стесняется освещать эту проблему, о которой многие стесняются говорить. Я хотел бы напомнить об одном анекдоте, он имеет несколько версий. Вариант такой: азербайджанец обращается к азербайджанцу: "Берегите евреев". На вопрос, почему? "Если они уедут, то за нас примутся".

К большому сожалению, эта версия получает сегодня очень широкое развитие. И, мне кажется, что имело бы смысл оставшееся время посвятить, если вы сочтете это целесообразным, посвятить анализу того, а почему не только этот миф, а вообще антисемитизм, не только антисемитизм, а ксенофобия сегодня живучи? Ведь этим пользуются в КПРФ, тот же самый батька Кондратенко. В 97-м году я работал тогда в газете "Правда-5", мне удалось опубликовать статью на фоне того потока, который был тогда там в газете, наши журналисты протестовали против этого. Мне некоторыми усилиями удалось опубликовать статью, она называлась "Скрытый пособник сионизма". Речь шла о батьке Кондратенко, который выступил тогда с громогласной речью, которой он обвинял евреев во всех смертных грехах и говорил о том, что бабушка Ленина была еврейкой...

Яков Кротов:

Моисей, к сожалению, время наше почти закончилось.

Валерий Каджая:

В историю "протоколов" мы так и не уложились, придется продолжить.

Яков Кротов:

История "Протоколов" велика. Тем не менее, остается вопрос, почему те страхи, та тревожность, которые породили "Протоколы", живы и по сей день. Мне кажется, вопрос этот объясняется отчасти религиозной психологией. Потому что "Протоколы", как и боязнь глобализма, империализма и Запада - это все страх апокалипсиса, это неверие в свои силы, это неверие в силу Божью, которая может предотвратить разрушение и конец мира.

Тот же Сергей Нилус, хотя и называл себя православным, но был человеком панического мироощущения, он собирал все предметы, на которых были изображены треугольники, а уж тем более шестиконечные звезды, видя в этом печать грядущего Антихриста. То есть, если на галошах треугольник, а они уже тогда были, значит «близ есть, при дверех». Точно та же мания, как сегодня многие православные, хотя еще раз подчеркну, меньшинство, боятся числа 666. И это магическое сознание. В сущности внутри христианства сохраняются магического сознания, когда мир воспринимается как вереница заклинаний. И тогда человек оказывается далек от Бога, потому что вера в Бога освобождает от страха и перед людьми, и пред Антихристом, и перед ложными заговорами, и даже перед настоящими, человек приобретает настоящий источник силы.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова