О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ:
ИЗБРАННОЕ
Владимир Соловьев, 1883 год, письмо И.Аксакову:
"Не в моей власти исцелить разделенные церкви, но в моей власти и обязанности
не растравлять их ран полемикой, а смягчать их словом справедливости и примирения.
... Вы смотрите только на папизм, а я смотрю прежде всего на великий, святой и
вечный Рим, основную и неотъемлемую часть вселенской церкви. В этот Рим я верю,
пред ним преклоняюсь, его люблю всем сердцем и всеми силами своей души желаю его
восстановления для единства и целости всемирной церкви, и будь я проклят как отцеубийца,
если когда-нибудь произнесу слово осуждения на святыню Рима".
Владимир Соловьев, статья "Великий спор и христианская политика", 1883 год:
"Задача не в том, чтобы создать единую Вселенскую Церковь, которая и без того
уже есть в существе дела, а только в том, чтобы сообразовать видимое явление
Церкви с ее существом. [...] Каждую из двух исторических половин Церкви должно
признать в отдельности за часть Церкви, а за целую или Вселенскую Церковь можно
признать ее только в соединении с другою половиною — соединении, которое и не
нарушалось в области чисто-религиозной — по отношению к Христу, в области же общественной
и исторической оно нарушено и должно быть восстановлено".
Владимир Соловьев, 12 ноября 1883 года, из письма А.Кирееву:
"По Вашему, эти "новые" догматы, т.е. "infallibilitas" и "immaculata conceptio",
к которым Вы присоединяете также ""filioque", составляют ересь и лишают католичество
значения Церкви в истинном смысле этого слова. По-моему, эти догматы и не новы
и никакой ереси ни по существу, ни формально в себе не заключают, а, следовательно,
и не могут отнимать у католичества характера истинной Церкви, так как истинная
церковь не зависит от большего или меньшего прогресса в раскрытии и формулировании
догматических частностей, а зависит от присутствия апостольского преемства, от
православной веры в Христа как совершенного Бога и совершенного человека, и, наконец,
от полноты таинств. Все это одинаково находится и у нас, и у католиков, следовательно,
и мы и они составляем вместе единую святую кафолическую и апостольскую Церковь,
несмотря на наше историческое временное разделение, не соответствующее истине
дела и тем более печальное".
Владимир Соловьев, 19 августа 1887 года, из письма священнику Мартынову:
"Я считал бы возможным без всякой игры словами обозначить себя как православного
русского. Оставляя в стороне общий смысл этого термина (правоверный), по которому
всякий человек считает себя православным, я беру это слово в его теснейшем специальном
значении, как присвоенное той Восточной церкви, к которой принадлежит большая
часть русского и некоторые другие народы.
Эта восточная православная Церковь, de jure не отделена от Церкви католической,
фактическое же отделение иерархии и церковной школы не имеет в настоящее время
никакого решающего значения и никого ни к чему не обязывает. ... Я восстаю против
местной иерархии во имя вселенского предания и я ли не православный?
Взгляд на Папу как на наместника Петрова и верховного учителя Вселенской Церкви
есть несомннено взгляд древнейший, освященный вселенскими соборами. ... А противный
взгляд опирается на предание сравнительно новое, не освящен ни одним вселенским
собором. ... Но зачем сложные рассуждения, вот факт: открыто заявляя свои взгляды
и провозглашенный в нашей печати тайным иезуитом, я регулярно исповедаюсь и причащаюсь
у православных священников, знающих мой образ мыслей".
Журнал "Звезда" опубликовал подборку ранее неизвестных архивных
материалов: Владимир Соловьев в восьмидесятые годы. По его письмам к А.Ф.Аксаковой,
также по записям и переписке А.А.Киреева. - Звезда. 1996. №1. С. 140-158. Публ.
Д.Соловьева. Отрывки из этой публикации, интересные для вопроса о единстве Церкви,
приводятся ниже.
Александр Алексеевич Киреев, активный славянофил, так описал в своем дневнике
(в августе 1884 г.) свой письменный диалог с обер-прокурором Синода К.Победоносцевым:
Победоносцев пишет: "Прекратите Ваш спор с Соловьевым, он душевно больной,
как Толстой (Лев)". ... Выписки из моего ответа Победоносцеву: "...Не можем же
мы, православные, согласиться с Соловьевым в том, что наша Церковь не правоспособна,
не имеет возможности высказать безусловную истину, созвав наш Восточный, но вполне
и все-таки вселенский собор ... Отмалчиваться нельзя, никто не поверит, что мы
молчим вследствие сознания нашей силы ... Да и сами-то мы, сознайтесь, не очень
верим в эту силу, сидит она где-то за семью дверями и не проявляется".
В своем письме А.Ф.Аксаковой (дочери поэта Тютчева, жены Ивана Аксакова, одного
из лидеров славянофилов) от 4 августа 1887 года Соловьев писал:
"Шли однажды вместе св. Никола и св. Касьян. Дело было поздней
осенью. Видят они, мужик с возом увяз в грязи. Никола говорит: нужно мужику пособить.
А Касьян: Что ты? А ризы-то наши райские? Не в грязи же их марать? - Ну, - говорит
Никола, - ты, братец, как знаешь, хоть меня подожди, хоть ступай, а я пойду мужика
выручать. - Касьян стал в сторонке, а Никола полез сам в грязь, возился, возился,
Касьян уж было совсем на него рукой махнул, однако вытащил наконец Никола мужиков
воз, а сам вылез весь в грязи с ног до головы. Пришли они в рай. Бог как взглянул,
так даже руками всплеснул: "Где это, говорит, ты, Никола, так вымазался? - Да
вот с мужиком возился, воз его вытаскивал. - А ты, Касьян, разве не с ним был?
Что ж ты такой чистый? - Да я не хотел райские ризы марать: он там в грязи валандался.
- Ну, - сказал Бог, - тебе, Никола, за то, что ты грязи не побоялся, будет два
больших праздника каждый год, а тебе, Касьян, при чистоте твоей, довольно будет
малого праздника в один только високос, - через три года на четвертый.
Грязный Никола - это западная Церковь, а чистый Касьян - восточная. Я уважаю
и Касьяна, но пока воз еще в грязи - приходится держаться больше за Николу". (С.
151)
Аксакова ответила, видимо, Соловьеву рассказом о святом старце, которого
она встретила в Киево-Печерском монастыре, и в письме от 11 сентября 1887 года
Соловьев написал:
"Разве я говорил когда-нибудь, что благочестие и глубина внутренней религиозной
жизни не присущи Православной Церкви? Дело совсем в другом — в общественной деятельности.
Именно этого совершенно лишена наша Церковь, что и подразумевается, когда говорят
о безжизненности. Уже одно то, что нашу религиозную жизнь приходится разыскивать
в дальних пещерах, представляет достаточное доказательство моей правоты. Истинные
представители нашей Церкви прячутся под землею, а самой Церковью заправляют Никанор
и Победоносцев. Должна же быть какая-то причина столыь плачевному положению, а
следовательно, и способ выйти из него. Мне известны и причина, и способ, и пока
еще ни один человек не указал ничего другого" (С. 152).
* * *
Что изменилось за сто десять лет в отношении христиан к тем вопросам, которые
затронул Соловьев в этих словах?
Во-первых, совершенно иначе мы представляем, что означает "держаться" за Церковь:
не только думать о ней, хотеть ей единства, но и участвовать в её жизни. Вл. Соловьев,
как и большинсто европейских христиан его времени, православных и католиков, причащался
очень редко, смотрел на христианство прежде всего как на учение, которое может
и должно помочь в организации земной жизни сверху, от начальства.
Во-вторых, сегодня большинство христиан лучше понимают, что христианство прежде
всего дает вечную жизнь, и дает через Евхаристию, литургию, молитву, которые есть
часть этой вечной жизни уже здесь и сейчас. Любое улучшение во временной, земной
жизни может быть лишь следствием нашего вхождения в вечную жизнь с Богом, но никак
не целью. (Конечно, это не исключает того, что есть и многие православные и католики,
которые видят в Церкви прежде всего средство укрепления нации, государства, семьи).
Русская Церковь освободилась от деспотического контроля со стороны государства,
воплощавшегося в фигуре обер-прокурора. Однако, в России так и не появилось независимое
от государства гражданское общество, не создалось подлинно демократического и
правового общества. Принципы свободы совести провозглашены, но не осуществлены,
нет действительного равенства всех религий перед правительством. Общественная
деятельность Русской Церкви, как и сто лет назад, ограничена, теперь уже не по
причинам внешнего порядка. Влияние христианства в целом резко упало, большинство
населения России не веруют ни во что и лишь формально считают себя христианами.
Тем острее нужда в проповеди Христа как Спасителя, объединяющего людей в Своей
Церкви. Свободы стало больше, и это дар Божий христианам для проповеди об Иисусе
Воскресшем, для любви друг ко другу и ко всем людям.
Яков Кротов
|