Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Ю.Н. Садовская (Москва)

 

РОСПИСЬ ПЕЩЕРНОЙ ЦЕРКВИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ЭГРИТАШ) IX-Х ВВ. В КАППАДОКИИ


Ист.:


В долине Ихлара находятся несколько пещерных храмов (Эгриташ, Кокар, Агачалты, Пюренлы Секи, Яланли), росписи которых вызвали оживленные дискуссии об их стилистической и иконографической принадлежности, поскольку они резко выделялись из общего ряда каппадокийских росписей и представляли, по мнению М.Рестле, отдельную группу.1 Авторы первой подробной публикации этих памятников Н. и М.Тьерри на основании сирийских источниках иконографии, стилистики росписей, близкой к коптским образцам, отнесли их к т.н. восточной группе, вернувшись к старой гипотезе о сиро-коптской традиции в Каппадокии.2 Тогда же Ж.Лафонтен-Дозонь высказала предположение, что храмы долины Ихлара созданы армянской колонией, подтвердив это сопоставлением с миниатюрами некоторых армянских рукописей и фактом об установлении в этой местности армянских поселений Львом Мудрым. В более поздних статьях Н.Тьерри подтвердила предположение Лафонтен-Дозонь об армянском авторстве росписей данных храмов.3

Один из этих памятников - церковь Пресвятой Богородицы (Эгриташ) в долине Ихлара, привлекает внимание как яркий и бесспорный пример восточного типа росписей. Источниками иконографии ряда сцен являются апокрифы сирийского и армянского происхождения. Стиль росписи свода также позволяет предположить об участии восточных мастеров.

Архитектура и местоположение

Храм является частью обширного пещерного монастырского комплекса и признан самым ранним в долине Ихлара. Он вырублен в скале перпендикулярно ее поверхности. Собственно храмовое пространство и нижележащая крипта являются одним объемом, разделенным в прошлом деревянными перекрытиями. Пазы для балок и пола-настила были врезаны в боковые стены церкви. Возможно, что это архитектурное решение более позднее, чем храм и его росписи, и возникло при обвале каменного пола. Храм утратил западную и часть северной стены; он прямоугольный в плане, с одной апсидой и слегка вогнутым сводом. В южной стене существует боковой вход, видимо, из нижних помещений. В южном входе расположены: Спаситель на престоле, Даниил во рву львином, Три отрока в пещи огненной. В небольшом пространстве входа сохранилась роспись. В южной и северной стенах вырублены орнаментированные ниши.

Исторические сведения

На южной стороне восточной стены, справа от алтаря, сохранилась поврежденная ктиторская надпись, прочтение которой принадлежит N.Oikonomides и I.Beldiceanu-Steinherr.4 Согласно прочтению, данный храм был содеян при императорах Константине VII и Романе Лекапене (921-944) турмархом, начальником турмы Христофором. Рядом с надписью располагаются симметрично образы свв.Василия Великого и Григория Богослова. Ктиторская надпись и образы великих каппадокийцев принадлежат более позднему времени, чем роспись свода церкви. Ближе в краю апсиды находится еще более поздняя роспись - фигура св.Евпраксии (или Кириаки, или Параскевы) с ктиторшей (XI в.).

Система росписи

Живопись в апсиде состоит из двух слоев, но оба в плачевном состоянии, сильно обгоревшие и потемневшие. В одном слое живописи возможно различить фрагменты композиции Вознесение; в другом - образ Богоматери на престоле в окружении архангелов. Фрагменты росписи уцелели на алтарной арке.
В самом лучшем состоянии сохранности находится роспись свода. По различным мнениям она принадлежит VII, 2-ой половине IX -   началу X в.; XI в. По центру расположен большой неравноконечный (латинский) крест, перекрестьем к западу; в полях креста и вне его располагаются по три яруса сюжетов. Четвертый, плохо сохранившийся ярус расположен ниже, на плоскостях южной и северной стен.

Программа росписи свода представляет собой богородичный цикл. В полях креста в первом ярусе с южной стороны, с востока на запад расположены: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы и служанка. В следующем, втором ярусе - Рождество Христово, включающее Поклонение пастухов и Омовение. Третий ярус: Сон Иакова, Бегство в Египет, Избиение младенцев. Четвертый ярус: Крещение, Вход во Иерусалим.

С северной стороны в первом ярусе, с востока на запад расположено Поклонение Богоматери. Во втором ярусе Благовещение у кладезя, Видение волхвов, приносящих дары ко Христу трех разных возрастов и фрагмент композиции пастухов, имена которых составляют магический квадрат (Sator, Areto, Tenet, Opera, Rotas, но сохранились только два первых имени). Третий ярус: Гефсиманский сад, Тайная вечеря, Омовение ног, Отречение апостола Петра. В четвертом ярусе располагается фрагмент сцены Жен-мироносиц.

Что касается иконографических источников, то сюжет Благовещения у кладезя содержится в Армянской книге Детства, а также в Евангелии Псевдо-Матфея и в Протоевангелии Иакова. Сюжет “Видение волхвов”, послуживший источником этого изображения, включен в сирийскую хронику VIII в. из монастыря Зукнин в окрестностях г.Диарбекира. В первой части этой хроники, содержится апокрифическое сказание о Пещере сокровищ, частью которого является рассказ о волхвах, узревших Христа в нескольких различных видениях. Также этот апокриф есть в Армянской книге Детства.
Стиль росписи восходит к стилю восточных миниатюр, сирийских или армянских. Отличительная черта фрагмента, включающего “Благовещение”, “Видение волхвов” - это белый санкирь личного письма. Во всей остальной росписи санкирь оливково-охристый.

Наличие двух сюжетов одного письменного источника приводит к мысли об армянском происхождении первоначальной росписи храма. Действительно, в приграничных областях империи преобладало армянское население. С начала арабского завоевания армянская эмиграция усилилась и особенно возросла в X-XI вв., причем большую часть составляли армяне-халкидониты, которые и могли быть авторами данных росписей.


1. M.Restle. Wall paintings in Asia Minor. Reclinghausen, 1967. Vol.I.
2. Thierry N. Nouvelles eglises rupestres de Cappadoce. Region du Hasan Dagi. Paris, 1963.
3. Thierry N. Notes critiques a propos des peintures rupestres de Cappadoce. //Peintures d’Asie Mineure et de Transcaucasie du Xe et XIe siecles. Variorum Reprints, London, 1977, pp.337-371.
4. N.Oikonomides. The dedicatory inscription of Egri tas kilisesi (Cappadocia).//Harvard Ukrainian Studies VII, 1983, pp.501-506; I.Beldiceanu-Steinherr. Une tourma revelee par l’inscription de l’eglise Egri Tas de Cappadoce.//JOBG, 38 (1988), pp.395-420.



 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова