Заметка о Семеновском монастыре1
Судьбы многих Ладожских храмов и монастырей в XVI
в. являют собой большую загадку. Неясна судьба упомянутых в писцовой
книге Дм.Китаева 1500 года церквей св. Петра2 и Спаса3,
мало данных о местоположении Рождественского монастыря4,
почти нет сведений о церкви Козьмы и Демьяна на Победище. В настоящее
время, пожалуй, только история Никольского монастыря в этом столетии
достаточно подробно исследована (Бранденбург 1896: 59; Гусева 1997).
Проблема истории Семеновского монастыря в Ладоге
была поднята еще Н.Е.Бранденбургом, многие исследователи до сих
пор не исключают, что это был седьмой каменный храм Ладоги XII в.
(ср., к примеру статью С.В.Лалазарова в настоящем сборнике). О самой
Семеновской церкви в Ладоге известно чрезвычайно мало. Писцовая
книга Дм. Китаева упоминает ее священника (НПК 1868: 960), а также
небольшие владения "Семиона Святого из Ладоги" в Ярвосольском погосте
(ВОИДР 1851: 463.). Позднее упоминание о священнике Семеновской
церкви в Ладоге мы встречаем в Книге записей Софийской пошлины 1576/77
гг. (Книга 1576/77: 130 об.). После Смутного времени сведений о
Семеновской церкви в Ладоге нет. Н.Е.Бранденбург гораздо шире датировал
существование Семеновской церкви в Ладоге. По мнению, этот храм
"исчез до 1711 года". Однако, молчание источников о Семеновской
церкви в XVII веке указывает, как нам представляется на то, что
она не возобновлялась после Смуты.
Локализация Семеновской церкви была осуществлена
Н.Е.Бранденбургом на основании сведений о памятном кресте с надписью,
стоявшим на месте бывшей Семеновской церкви, датированном январем
1711 г. (Бранденбург 1896: 42-43.) Храм, вероятно, находился близ
Успенского монастыря, на месте построенной в XIX в. Крестовоздвиженской
церкви, на правом берегу ручья Грубица.
В нашей небольшой заметке мы обратим внимание на
последнее из зафиксированных нами упоминание Семионовского монастыря.
Оно относится к 1612 г. и содержится в дозорной книге Корельской
половины Водской пятины, составленной в годы существования полунезависимого
Новгородского государства.
Как мы упоминали выше, монастырь владел землями в
Ярвосольском погосте. По писцовой книге 1500 г. это была небольшая
волость на речке Назье (4 деревни, 3 из которых имели в своем названии
топоним "Поречье). В конце XVI - начале XVII вв. монастырь выстраивает
в своем вотчинном селе Поречье церковь во имя св. Семиона Богоприимца.
Так об этом повествует дозорная книга: "Да Ярусольского погоста
вотчина Семиона Богоприимца. Сельцо Поречье, а в нем храм Семион
Богоприимец, (в) поп Юрий Мосеев да диячок Левка, живет с отцом,
(в) понамарь Сенка Мокеев, да бобыль Ромашко, кормитца от миру по
наймам <...> А у них грамота царя Феодора Ивановича Всеа Русии,
что им тягла не тянути за приписью дьяка Ивана Нарманского и за
печатью <...> А на дозоре были с Михайлом и с Иваном Семена
Богоприимца священник Юрий Мосеев да священник Николы Чюдотворца
с Воронья Ондреище Родионов" (Дозорная 1612).
Таким образом, Семеновский монастырь и в начале
XVII в. представлял собой значительное хозяйственное образование.
Его исчезновение, по всей видимости, относится уже ко времени отхода
шведов из Новгородского и Ладожского уездов. Ранее у нас вообще
были сомнения, что Семионовская церковь была главным храмом одноименного
монастыря. Считать Семеновскую церковь монастырем на основании того,
что в описании Ярвосольского погоста его владения были описаны в
разряде монастырских земель оснований нет; часто под этой категорией
описывались и церковные земли, а других указаний на то, что Семеновская
церковь была монастырской мы не имеем. Возможно, приводимые нами
сведения - все же подтверждение того, что Семеновский храм был монастырским.
Строительство церкви в своей вотчине приходским храмом - явление
для Новгородской земли необычное, для подгородного же монастыря
это - скорее правило (ср. строительство Никольским Медведским монастырем
храмов в рыбачьих рядках по берегу Ладожского озера в течение XVI
в. - Селин 1996).
Литература
Амвросий 1811 - архим. Амвросий (Орнатский).
История Российской иерархии. Т.3. М., 1811.
Бранденбург 1896 - Бранденбург Н. Е. Старая Ладога.
СПб., 1896.
Васильев 1995 - Васильев Б.Г. К истории древних
церквей северной части посада Ладоги // Чтения памяти Н.Е.Бранденбурга
(1839-1903). 17-е заседание древнерусского семинара "Храм и
культура". СПб Фонд культуры. Программа "Храм". Сборник материалов.
Вып. 8.
ВОИДР 1851 - Переписная и окладная книга Водской
пятины. Вторая половина / Публ. М.А.Оболенского // ВОИДР. Т.
11. М., 1851.
Гусева 1997 - Гусева О. Г. Об освящении храмов
и дате "возобновления" Староладожского Никольского собора в
XVI в. // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения памяти
Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г. Материалы
к чтениям. СПб., 1997. С. 60-64.
Дозорная 1612 - Дозорная книга Водской пятины
(Корельской половины). 1612 // ГАШ // СПбФИРИ, м/ф 349 (без
пагинации)
Зверинский 1897 - Зверинский В.В. Материалы для
топографического исследования о православных монастырях в Российской
империи. Т. 3. Монастыри, закрытые до царствования императрицы
Екатерины II. М., 1897.
Кирпичников 1985 - Кирпичников А.Н. Посад средневековой
Ладоги // Средневековая Ладога. Л., 1985
Книга 1576/77 - Книга записи Софийской пошлины
// ОР РНБ, Соф., 1548.
Мильчик 1995 - Мильчик М.И. Градостроительные
аспекты развития Старой Ладоги // Чтения памяти Н.Е.Бранденбурга
(1839-1903). 17-е заседание древнерусского семинара "Храм и
культура". СПб Фонд культуры. Программа "Храм". Сборник материалов.
Вып. 8.
НПК 1868 - Новгородские писцовые книги, издаваемые
Императорской археографической комиссией. СПб., 1868.
Прудников 1995 - Прудников О.А. Относительная
хронология Ладожских храмов XII в. // Чтения памяти Н.Е.Бранденбурга
(1839-1903). 17-е заседание древнерусского семинара "Храм и
культура". СПб Фонд культуры. Программа "Храм". Сборник материалов.
Вып. 8. С.133-134
Селин 1996 - Селин А.А. К исторической географии
Ладожского уезда (Неизвестный отрывок писцовой книги 1563-1564
г.) // Новгород и Новгородская земля. История и археология.
Вып. 10. Новгород, 1996. С. 225-228.
Царская грамота 1682 - Царская грамота новгородскому
воеводе Ив.Бутурлину о владении Ладожскому Успенскому монастырю
вотчинами и рыбными ловлями на основании прежних жалованных
грамот. 1682. 25.02 // ДАИ. Т. 9. СПб., 1875. № 94. С. 203-204.
Примечания
Данная статья написана при поддержке гранта РГНФ
№ 99-01-00252 "Историческая география Северо-Запада Новгородской
земли".
2 В Ладоге в начале XVI в. существовала
каменная церковь во имя св. Петра. В нашем распоряжении есть
только одно упоминание об этой церкви в писцовой книге Дм. Китаева,
в той ее части, которая описывает расположение дворов Ладожского
посада (НПК 1868: 959-960). Ни одного описания этого храма,
ни одного упоминания о церковных причетниках этой церкви в нашем
распоряжении нет. Церковь св. Петра локализована А.Н.Кирпичниковым
на коренном левом берегу р. Ладожки, выше ее слияния с Заклюкой,
в районе современного Музейного переулка с. Старая Ладога (Кирпичников
1985: 178.). Существуют мнения о том. что церковь св. Петра
была католической, впрочем, не вполне аргументированные (Васильев
1995: 72.)
3 Спасская церковь в Ладоге, возникшая
в XII в., в письменных источниках упоминается крайне мало. Известно
лишь одно указание на существование в XVI в. этой церкви в Ладоге
- упоминание писцовой книгой Дм. Китаева 1500 г. священника
и сторожа этого храма. Как полагают многие исследователи, Спасская
церковь являлась центром Спасского конца Ладоги XVI в. (Кирпичников
1985; Мильчик 1995: 123. Есть, впрочем, и противные мнения:
Прудников 1995: 133-134.) В более поздних документах ни описания
церкви, ни имен Спасских священников не указывается. Надо полагать,
храм исчез уже в середине XVI в. Спасская церковь была археологически
исследована Н.Е.Бранденбургом в конце XIX столетия. По сведениям,
приводимым этим исследователем, в середине XVIII в., а также
в 1813-1857 на месте этого храма существовала часовня. После
раскопок Н.Е.Бранденбурга, по его инициативе, на месте Спасской
церкви была выстроена новая кирпичная часовня, существующая
и поныне.
4 Рождественский монастырь в Ладоге
крайне скудно представлен в источниках. Впервые о Рождественской
церкви мы узнаем из писцовой книги Дм. Китаева 1500 г. В ней
же отмечены и владения Рождественского монастыря (ВОИДР 1851:
39). Писцовая книга 1568 г. отмечает, что монастырь был девичьим.
Позднее священник Рождественской церкви в Ладоге упомянуты в
Книге записей Софийской пошлины 1576/77 гг., а после Смутного
времени о Рождественском монастыре в известных нам источниках
ничего не сказано. По данным архим. Амвросия, в 1624 и 1628
гг. Рождественский Горицкий монастырь (с церковью Рождества
Христова) был уже упразднен (Амвросий 1811: 743). Упоминания
о Рождественском монастыре с Гориц в последний раз встречаются
в документах конца XVII в. (Царская грамота 1682). По мнению
Н.Е.Бранденбурга, Рождественский Ладожский монастырь располагался
в южной части Ладоги, к западу от Никольского монастыря (Бранденбург
1896: 56). Исследователь пользовался для локализации местоположения
монастыря материалами Генерального межевания).
|