Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Исаак Сирин

О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

К оглавлению


Беседа 2

 

Того же блаженного мар Исаака. Что есть признак появления1 лучей разумения в душе.2

1. Появление3 различных <признаков> разумения <состоит> в непрестанном восхвалении4 Бога разумными <существами>. То же <относится> и к тварности души, столь чудесной по естеству своему: не для чего иного сотворена она благим Создателем своим, кроме как для того, чтобы наслаждаться познанием божественной славы, наподобие того, как невидимые силы,5 сродники души, пребывают в постоянном наслаждении славой этого преславного Бытия.

2. Итак, душа, которая постоянно занята восхвалением Бога,6 пребывает в тварности естества своего.7 По этой причине и привел Он тварь в бытие, а именно - для того, чтобы она познавала Его и восхваляла Его, и чтобы благодаря этому возвышалась она до наслаждения вечной славой Того, Кто неописуем для всех и непостижим. Ибо слава божественного Естества через постоянное собеседование хвалы Богу открывается душе.

3. Также и тварь многоразличная мира сего с той же целью пришла в бытие, а именно - чтобы славу Божию познавал разум словесных <существ>, а не только ради того, чтобы ели, или пили, или вступали в брак, хотя многие невежды и воображают, что это так.

4. Ибо Бог мог создать всех людей, которые в мире, таким же образом, каким <Он создал> умные естества,8 без того, чтобы они происходили один от другого,9 но чтобы, подобно тем <естествам>, не нуждались они в пользовании стихиями для возрастания своего. И ясно, что цель этого творения - не в том, чтобы <люди> были оставлены в таком же состоянии10 навечно, как некоторые <думают>, ибо окончится все, что считается приятным и достославным в мире сем, и даст Бог людям другие формы бытия,11 благодаря чему откроется мирам цель, с которой прежде восхотел Он вести творение в этой форме бытия. <А цель заключается не в том>, чтобы оставить <человека> на животном уровне;12 ибо вот, многие даже здесь отвергают земные наслаждения.13 Напротив, всемудрый Бог прежде всего поместил эту видимую тварь <в мире сем>, дабы через видимое люди и другие словесные <существа> начали приближаться к познанию этого славного Естества.

5. Ибо не следует тому, кто передает знание ученикам, с самого начала подводить их к совершенному знанию <предмета>, не научив их прежде как следует буквам алфавита и чтению по складам.14 Также очень плохо,15 когда высокое предлагается прежде, чем проработано низкое.16 Опять же, если кто хочет пригласить много <людей> на обед, прежде всего выносит он на обозрение просто приготовленные блюда17 и менее драгоценную посуду,18 а потом постепенно <выносит> то, что и выглядит великолепно и приготовлено чудесно.

6. Таким же образом Бог, Господь всех, явил силу премудрости Своей и любви Своей в содержимом этого видимого мира, который, если можно так сказать, неописуемо более низок, чем те <блага>, что будут явлены впоследствии. Ибо напоследок оставил Он достославное блаженство и восхитительное зрение того изумительного мира, которому уготовано величием силы Его и обилием любви Его прийти в бытие.19

7. Таким же образом, как сказал я выше в этой Беседе, когда душа движима к наслаждению славы благодаря постоянному собеседованию с Ним и счастлива она пребывать в нем20 непрестанно, познает она, по благодати Духа Святого, то, во что в конце концов будет облечена. <Это дается ей> здесь словно в залог, насколько позволяет ограниченность человеческого естества, и удостаивается она образа жизни истинной свободы, как бы предвкушая ее здесь.21


     1 Или "откровения". ^

     2 Нумерация абзацев в этой Беседе принадлежит нам, однако соответствует делению текста в рукописи. ^

     3 Или "проявление". ^

     4 Букв. "непрестанности восхваления". ^

     5 Т.е. ангелы. ^

     6 Букв. "хвалами божественными". ^

     7 Т.е. в своем естественном тварном состоянии. ^

     8 Букв. "естества, <наделенные> знанием", т.е. ангелов. ^

     9 Букв. "следовали один за другим". ^

     10 Букв. "с теми же <вещами>". ^

     11 Букв. "и в других формах (образах) бытия устроит Бог людей". ^

     12 Букв. "почтить чин животных". ^

     13 Букв. "отвергают эти вещи". ^

     14 Букв. "буквам и слогам". Ср. Евагрий. Гностик 25. ^

     15 Букв. "весьма ненавистно". ^

     16 Букв. "когда высокие (вещи) предлагаются прежде служения низких". ^

     17 Букв. "низкие приготовления". ^

     18 Букв. "меньшие сосуды для использования". ^

     19 Или "быть явленным", "открыться". ^

     20 Т.е. в собеседовании. ^

     21 Букв. "вкушая ее здесь, словно в залоге". ^

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова