О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 9
О доверии к Богу, рождающемся от знания истины
и от истинной веры. И о благой ревности души. И о том, что, если
естественным образом направляет душа ревность свою, не остается
в человеке никакого телесного побуждения.1
1. Тот, кто боится греха, не боится сатаны. И
все, кто жаждут дарования, не боятся искушений.2
И тот, кто твердо верует,3
что перст4
<Бога> управляет всем творением Его, ничем не бывает обеспокоен.
2. Ибо знание истины наполняет сердце миром и укрепляет человека
в радости и уверенности. Многи и восхитительны советы его: они истинны
и просвещают очи.5
3. Оно6
советует человеку, говоря: "Не беспокойся, ибо не оставлено творение
на произвол <судьбы>7
и не по своей воле движется оно; есть у него Путеводитель, Который
не дремлет и не спит;8
и не забывает Он ни о какой твари".9
4. Суетные помыслы10
и неведение подобным животному делают человека, лишая его веры,11
беспокоя ум его и наполняя его призраками рассеянных помыслов. Ибо
отсутствие веры лишает человека12
истинного знания о Боге13
и того доверия к Нему, которое должен он иметь на всякое мгновение.
5. Во времена этих искушений, когда так помрачен человек, он должен
пасть на лицо свое в молитве и не вставать до тех пор, пока не придут
к нему с неба сила и свет, который поддержит сердце его в несомненной
вере. У Того, Кто дал жизни движение и душе дыхание, сила не столь
мала, чтобы человек не мог ощутить ее и насладиться ею. Да будет
поклоняем Тот, Кто переменами в Своем действовании возбуждает нас
к познанию Его, так чтобы мы умудрились относительно Его и в благополучных
обстоятельствах и в испытаниях.14
6. Когда сокровенный и всесильный перст <Божий> возбудит в человеке
то святое побуждение к вере, которое внезапно воссиявает изнутри
его в то время, когда человек находится в опасности, тотчас кажется
ему, если можно так выразиться, будто тысяча вооруженных людей окружает
его и охраняет его; ибо немедленно множество15
свидетельств возбуждается внутри него, которые суть дивные и благие
помыслы: они свидетельствуют о помощи Бога человеку <и о том>,
сколь близок и сколь прилеплен он к Нему ночью и днем, так что нет
уже для него нужды бояться ни человека, ни демонов, ни дикого зверя,
ни пресмыкающегося. Ибо когда прилепляемся мы к Богу крепкой любовью,16
все они служат к нашей пользе и ни в чем не вредят нам; напротив,
пребывают они в полном умиротворении в нашем присутствии, как служители
воли Божией.
7. Опять же, когда в результате некоего небрежения помрачается человек
и иссыхает в нем этот святой свет, тотчас отбегают и скрываются
от него все эти <блага>. И такой человек снова становится безумным
и лишенным разума в своих помыслах. И исполняется на нем сказанное:
Свет очей моих - и того нет у меня;17
и: Повергли жизнь мою в яму и забросали меня камнями.18
8. И, может быть, то святое осенение19
промыслительным образом производит это, чтобы не превозносился человек
в сознании своем20
и чтобы понял он, что не ему принадлежат эти мир и покой. Хотя по
временам покидает оно его, так что становится он слабым и немощным,
оно затем снова поддерживает и укрепляет его. Не то, чтобы оно на
самом деле удалялось от него в такие времена, когда происходит с
ним эта перемена; скорее, вовсе не удаляясь от него, оно словно
удерживает себя, не позволяя пробудиться этим святым движениям вспоможения
и утешения. И тотчас ослабевает душа и страдает. Но потом снова
являет оно себя душе сокровенным образом, и она приобретает силу,
радуется и укрепляется.
9. Такими переменами21
бывает научаема блаженная душа, ведомая божественным промышлением.
10. Эти изменения происходят в человеке для того, чтобы постоянно
пребывал он в смирении.
11. Таким вот образом во все времена и на всех этапах подвижнической
жизни помощь и немощь поочередно присутствуют в человеке. Бывает,
что воздвигаются в нем бури против целомудрия; бывает, что сменяются
состояния радости и уныния. По временам бывают у человека светоносные
и радостные состояния, но вдруг опять появляются туча и мрак. Иногда
нечто открывается ему в таинственных и божественных прозрениях в
истину. Такие же перемены переживает человек, который пребывает
в служении Богу. Иногда ощущает он помощь от божественной силы,
которая внезапно появляется в уме; иногда же испытывает он противоположное
ощущение, цель которого - в том, чтобы осознал человек немощность
естества своего, и сколь слабо оно, немощно, неразумно и младенчественно,
и вместе с тем, сколь молниеносно поднимается оно в знании и ощущении
своем на славные и чудные высоты.22
12. Таковы дела Бога, и таковы вспомоществования, употребляемые
волей Его по отношению к человечеству. Но может случиться, что,
когда прилепляемся мы к какому-либо греху в сознании нашем или в
делах наших, Он даст указания относительно нас одному из этих Своих
истязателей, о которых говорилось выше:23
тех, которые, пока мы двигались правильным путем <и пока> воля
наша была полностью направлена к добродетели, служили нам на пользу,
- и они сурово накажут нас, чтобы тем или иным образом не отдалились
мы от Бога.
13. Теперь, однако, с благодатной помощью <Божией>,24
закончим об этом и приблизимся к богатству естества Его, к океану
творчества Его и к волнам и великолепию бытия Его.
1
Букв. "побуждения относительно естества тела". ^
|
2
Ср. преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические, с.388 (Слово
78): "Бог не дает великого дарования без великого искушения".
^
|
3
Букв. "кто удостоверен и верует". ^
|
4
Вар. "власть", "воля", "Промысл" (сир. remza). ^
|
5
Ср. Пс.18:9. ^
|
6
Знание истины. ^
|
7
Или "на <волю> случая". ^
|
8
Ср. Пс.120:4. ^
|
9
Букв. "не забывает Он о чем-либо из всего, что в нем". ^
|
10
Или "пустые (тщетные) помыслы" (сир. huššabe sriqe). ^
|
11
Букв. "опустошая его от веры". ^
|
12
Букв. "опустошает человека от". ^
|
13
Или "знания истины о Боге". ^
|
14
Букв. "в десных и в шуиих". ^
|
15
Букв. "десятки тысяч". ^
|
16
Вар. "соответствующей любовью". ^
|
17
Пс.37:11. ^
|
18
Плач 3:53. ^
|
19
Сир. maggnanuta (осенение, заступничество, сошествие). ^
|
20
Или "в совести своей". ^
|
21
Вар. "такой неровностью". ^
|
22
Мы перевели этот абзац свободно. Вот вариант более буквального
перевода: "Таким вот образом чередование помощи с немощью
происходит в человеке на всякое мгновение и на всех этапах
подвижнической жизни: будь то в бурях, воздвигаемых против
целомудрия, или в сменах <состояний> радости и уныния.
Ибо по временам бывают <у человека> светоносные и радостные
движения, но вдруг опять появляется туча и мрак. Таким же
образом <происходит> с вещами, которые открываются в каких-либо
таинственных и божественных прозрениях в истину. Такие же
перемены переживаются человеком, который служит <Богу>,
с ощущением помощи от божественной силы, которая внезапно
прилепляется к уму, или с противоположным <ощущением>,
когда цель заключается в том, чтобы он осознал слабость <своего>
естества, и каково его естество, и насколько оно слабо, немощно,
неразумно и младенчественно - и потом, в мгновение ока, до
каких высот он поднимается в своем знании и в славных и чудных
вещах, которые он ощущает в себе!" ^
|
23
Термин "истязатели" (сир. qestonare, калька с греч. kouaistionarioi,
заимствованного, в свою очередь, из латыни) указывает на людей,
демонов, диких зверей и пресмыкающихся, о которых шла речь
в пункте 6 настоящей Беседы. ^
|
24
Букв. "с помощью <Божией>, которая - от благодати". ^
|
|