О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 12
О созерцательном образе жизни и о том, как благотворное
безмолвие и одиночество способствуют этой цели духовного знания.
1. В жилище или келлии того, кто в своем образе
жизни достиг этой созерцательной беседы, ни один человек вовсе не
должен проводить ночь. И более, чем во всякое время, в часы ночи
он должен быть отрезан от всех и оставлен наедине, чтобы совершенное
безмолвие1
было в душе его. Ибо Спаситель наш тоже по ночам избирал пустынные
места, хотя чтил и любил безмолвие во все времена: "Пойдем, - говорит,
- в пустынное место и отдохнем наедине. И Он сел в
лодку и удалился в пустынное место - Он и ученики Его", и
так далее.2
Но в эти часы3
Он особенно удалялся от людей и пребывал в безмолвии. Не имел необходимости
так поступать Тот, Кто все может на всяком <месте>: и тем не
менее Он никогда не проводил ночи в обитаемых местах. Он взошел
на гору помолиться наедине и вечером оставался там один.4
Для научения сынов света, которые впоследствии пойдут по Его стопам,
<следуя> этому новому образу жизни, вел Он эту одинокую беседу
с Богом. Эта <беседа>, которой обладают только небесные чины,
была явлена людям в Сыне Божием, сошедшем до их жилища и показавшем
им служение невидимых <существ>, чья задача заключается в возношении
хвалений Богу в том великом безмолвии, что разлито по всему их миру
- чтобы посредством этого возводиться к созерцанию этого славного
естества Троицы и пребывать в изумлении, видя величие этой неизреченной
славы.
2. Такой образ жизни будет вести все человеческое естество после
всеобщего воскресения. Да удостоимся мы, как бы в залоге, наслаждения
уже здесь грядущими благами, по благодати Христа, Которому, вместе
с Его Отцом и со Святым Духом, да будет слава и честь во веки веков.
Аминь.
1
Букв. "безмолвие на безмолвие" (ср. "благодать на благодать"
в Ин.1:16). ^
|
2
Ср. Мр.6:31; Мф.14:13. ^
|
3
Ночью. ^
|
4
Мф.14:23. ^
|
|