Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Исаак Сирин

О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

К оглавлению


Беседа 19

 

Того же мар Исаака. Что такое естественные свойства, благодаря которым познающее естество1 получает божественное знание, и что встречается ему2 на этом пути.3

1. Каждое разумное4 естество, приведенное в бытие для получения божественного учения, особым образом из трех простых частей создано премудростью преславного Создателя: эти <части> суть желание, раздражение и разумение.5 Необходимо знать, из чего составлена каждая из этих частей, получающая <учение>.6

2. К первой части принадлежат: горячее стремление7 ко всему прекрасному и благому, которое путеводствует разумное мышление к божественным законам, смирению, кротости, самоуничижению, великому милосердию, и прочему. Мы созданы с этой желательной частью для того, чтобы получать <божественное учение>, когда она действует в нас.8 И когда эта часть главенствует в душе, тогда эти <качества>9 появляются в разумном естестве.

3. Ко второй части принадлежат: трезвение и усердие вместе с мужественным перенесением скорбей и всякого рода злостраданий, которые обычно <посылаются> ради достижения божественных благ;10 а также решительность,11 крепость и мужество сердца, способность противостоять всему вредоносному и устрашающему - будь то от демонов, от людей, от пресмыкающихся или от <диких> зверей, от голода, труда, нужды, болезни и прочего, даже от самой смерти: а все это по действию вражию случается с естеством человеческим ради имени Божия.12

4. К третьей части принадлежат: просветленная вера сердца, свобода от движений, надежда и непрестанное размышление о премудрости Божией.

5. Те первые <две> части вместе называются деятельной частью души, а эта <третья> - божественным созерцанием, то есть, добрым употреблением13 той познающей части, которая есть мышление.

6. И когда в той деятельной части мы усердствуем, то есть в постоянном раздумье14 о добродетели, воспринимаемой посредством тела, <тогда> эта созерцательная часть, которая есть добродетель, принадлежащая к разумности, к совершенному слиянию с Богом15 приводит мысль, заставляя ее всматриваться в светозарные и надмирные божественные тайны.16

7. Когда все происходит естественным образом, по пути этому обычно следуют как ученики, так и учителя. Если же и само естество желаем мы отрицать, тогда естество обычно направляется ко всему, что противоположно этим <вещам>, подготавливая деятельность своих телесных сил к делам сопротивника17 и подстрекая эту познавательную и разумную <часть> к упражнению во всех видах познания зла.18

8. Но этот правильный путь естества божественный Промысл сопровождает непрестанными благодеяниями,19 утешениями и божественными отдохновениями. Тот же другой, неправильный20 путь, <сопровождается> такими наказаниями, как постоянные безнадежные ситуации,21 оставленность во всякого рода опасностях и во всяком искушении, которое <могло бы> вести к исправлению.22

9. Когда добровольно стремимся мы к трудностям23 и посвящаем себя тому, чтобы упражняться в них,24 заботясь о страхе Божием, тогда, с помощью Божией, постоянно ощущаем мы наслаждения разума. Когда же из-за телесного расслабления25 мы бежим от них, словно ребенок, который бежит из школы, стремясь к праздной жизни, тогда по необходимости к этим трудностям, вопреки воле нашей, приближает нас божественная милость. Весьма печалит Отца духов26 беспорядочность разумного естества - даже больше, чем беспорядочность детей <огорчает> отцов их по плоти.

10. И если никоим образом невозможно избежать трудностей и подвигов,27 понесем их добровольно, как мудрецы, уважающие28 себя, дабы удостоились мы чести и наслаждения и дабы не нужно было приводить нас к ним29 в узах и кандалах.

11. Если же недостает нам доброй воли, будем переносить их с благодарением - даже те, которые приходят от диавола:30 тогда даже они приведут к добрым последствиям.31 После <всего сказанного воскликнем>: "О, как чудно милосердие Божие! Кто может измерить океан благодати Его?"


     1 Т.е. естество, наделенное познавательной способностью. ^

     2 Т.е. естеству. ^

     3 Букв. "и каковы вещи, существующие на пути его". ^

     4 Или "словесное". ^

     5 О трехчастном делении души см. прим. 58 к Беседе 1. ^

     6 Букв. "Что за вещи, из которых составлено каждое из этих <трех> для получения <учения>, необходимо знать". ^

     7 Букв. "стремление и возбуждение". ^

     8 Букв. "когда мы возбуждены ею". ^

     9 Т.е. смирение, кротость и прочее, перечисленное выше. ^

     10 Букв. "которые обычно приходят ради божественных вещей". ^

     11 Букв. "сильное расположение", "крепкое помышление". ^

     12 Букв. "все это составляет то, что враждебным образом случается с этим общим естеством". ^

     13 Или "правильным использованием". ^

     14 Букв. "в постоянстве размышления". ^

     15 Или "смешению с Богом", "растворению в Боге". ^

     16 Букв. "просветленным образом всматриваться в божественные тайны, которые превыше мира". ^

     17 Т.е. диавола. Вар. "к противным делам". ^

     18 Букв. "к открытиям злых знаний". ^

     19 Букв. "действиями, которые справа". ^

     20 Букв. "левый". ^

     21 Букв. "постоянные встречи с неприятностями, которые без надежды". ^

     22 Букв. "к восприятию исправления". ^

     23 Или "подвигам". ^

     24 Букв. "пребывать в них". ^

     25 Или "из-за лености со стороны тела". ^

     26 Ср. Евр.12:9. ^

     27 Вар. "трудных и утомительных <дел>". ^

     28 Или "чтущие". ^

     29 Т.е. к трудностям. ^

     30 Букв. "приходят слева". ^

     31 Или "благим результатам". ^

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова