О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 20
Того же мар Исаака другое рассуждение,1
в котором ясно <описываются> различные виды размышления,2
происходящего в сознании соответственно степени преуспеяния3
и мере знания, которых достиг человек.4
1. Мы начнем с описания различных видов5
человеческого знания, а также уровня, который ниже естества души,
и восхищений,6
которые превыше естества.
2. Когда та разумная сила, которая в нас, становится озаренной,
человек совершенно презирает страх смерти и бывает постоянно вдохновлен7
надеждой на воскресение, как если бы добродетель естества души начала
проявляться через указание помыслов ее: усиливается в нем попечение
о Суде Божием, и начинает он ночью и днем следить за поведением
своим, словами своими и мыслями своими; и если во всем подвижничестве8
своем совершает он прекрасные и благочестивые труды, это попечение
и это воспоминание не отходят от него. Ибо естественным движением
разумной души является эта мысль и этот помысел. Те же, в ком, пока
они не достигли любви, отсутствует этот помысел,9
знай, что лишены они знания, ибо полагаются на подвиги свои.10
Если же не полагаются они на подвиги свои, <значит>, ведут они
или духовный, или, наоборот, расслабленный образ жизни;11
на этих двух уровнях не может быть страха Суда. Эти <люди> -
либо с животными, лишенными разумения и помысла о воскресении, либо
с ангелами, которые существуют в другом <образе> знания и которые
не опускаются до подобных мыслей.12
Ибо иными переживаниями заняты они13
и о тайнах, которые выше мысли о Суде, думают они. В прочих же из-за
отсутствия трезвения и из-за помрачения души дремлет эта мысль.
3. В тех, кто пребывает на душевном уровне,14
эта мысль правильна, ибо естество в них бывает прекрасно движимо
естественной прекрасной <способностью> различения. И в просветлении
естественных помыслов живут они, соединенные с сопутствующей им
благодатью.
4. Ибо у того, чье сознание не помрачено воображением,15
когда <по пути> добродетельного образа жизни движется он к совершенству,
сознание16
не согласится17
успокоиться или утихнуть от этого движения.
5. Но я покажу, что, когда такое происходит, эта забота о помысле
его должным образом прекращается: поистине <это так>! Ведь когда
достиг он божественной любви, поднимается он превыше этой мысли
и пребывает в свободе от помыслов.18
божественная же любовь
<происходит> отнюдь не от душевного подвижничества19
и не от естественного движения души в служении добродетели, ибо
к этому уровню подвижничества относится страх, а ощутить божественную
любовь, <находясь на этом уровне>, совершенно невозможно. Последнее
не под силу душе, и восхищение это20
не принадлежит к естественному образу жизни;21
а божественная любовь принадлежит к духовному образу жизни.
6. Ибо добродетель есть естественный путь, который <заключается>
в смирении, трудах, милостынях, целомудрии,22
жертвах и молитвах уст, а также в милосердии. В новом же веке ничего
из этого не требуется, ведь духовный образ жизни <заключается>
в ином знании, которое появляется23
не в результате телесных или душевных трудов, и служение его24
не от них происходит.25
Тем, кто находится на этом уровне,26
свойственно мыслить. В духовном же образе жизни нет ни размышления,
ни помысла, ни возбуждения, ни движения. Помыслы приводятся в движение
на душевном уровне, а на духовном уровне нет помысла, так как ум
поднимается превыше образов мира сего и в ином знании пребывает.
Знание тех <людей>27
может быть описано обычным для нас словесным путем; что же касается
этих,28
то их знание не может быть описано даже в образе, в котором ум существует
там. Здешнее знание, конечно, предполагает движение помыслов, тогда
как тот29
образ жизни - превыше всех подобных вещей. Именно в таком состоянии
будем мы находиться после воскресения из мертвых вместе со святыми
ангелами; ангелы же уже сейчас пребывают в нем. Ибо за исключением
того <случая>, когда посылаются они Богом на какое-либо служение
в мир наш, не удаляются они от этого образа видения и умственного
расположения.
7. Но если человек скажет: "Как же возможно, чтобы непрестанным
было изумление Богом у тех, которые являются постоянными и неизменными,
но которые получают повеления о стихиях и <находится> рядом с
каждым человеком? И как возможно, чтобы описанный образ <жизни>
не препятствовал им постоянно пребывать <в изумлении>?" -
8. Такой <человек> весьма по-человечески мыслит об этих быстрых
и легких естествах, которым не препятствуют тела или действия по
причине быстроты и просветленности умов их. Не устают они от перемены
деятельности своей30
и не переутомляются; и во всем, что они делают, не нуждаются они
во времени и месте, которые могли бы воспрепятствовать им в служении
их. Ибо все совершают они быстро и мгновенно в соответствии с той
силой и изумительной способностью, дарованной естеству их. В них
подобие Самому Себе во всем, насколько это возможно, создало Бытие
- Творец, Который превыше всего.
9. Но оставим <свойства> духовных естеств и вернемся к нашей
теме31
- к <реальностям> мира сего; и продолжим рассуждение32
наше с того, на чем мы отклонились.
10. Итак, в тот миг, когда человек поднялся выше душевного служения
в мысли и знании своем, которое состоит в действенной добродетели,33
и сознание его возвышается к духовному образу жизни, насколько это
достижимо здесь для человеческого естества, тотчас изумление Богом
прилепляется к нему, и от движений прежних помыслов успокаивается
он и утихает, и этими духовными движениями любви возбуждается весь
разум его. Вместе с этим знанием страх отнимается от человека, и
свободой от помыслов,34
которая превыше всякого страха и мысленного страдания, бывает движимо
мышление по образу нового века: и это <потому, что> удостоился
он, по благодати Христовой, <принадлежащей> образу жизни нового
человека, тех движений, которые возникают в естестве там, в Царстве
Небесном.
11. И когда, опять же, удаляется он от них,35
<переживает> он душевную радость, и в мысли своей и в помыслах
своих он не таков, как чада мира сего, ибо с этого <времени>
возрос он в свободе от помыслов,36
наполненной движениями знания и изумления Богом. И поскольку он
живет в знании, которое превыше души, и поднялся над страхом, пребывает
он в радости о Боге в движении помыслов своих на всякий миг, как
свойственно детям.37
12. Таковы движения помыслов на этих трех уровнях и знание этих
движений.
13. Итак, кто телесен в знании своем, тому невозможно быть превыше
страха смерти в помыслах своих, но постоянно ужасается он при воспоминании
о ней. Будучи телесным, он и думает о телесном, а потому живет в
нем постоянно и сомнение в воскресении.
14. В душевном <человеке> живет38
страх. Не думает он об <относящемся> к телу - о смерти его, о
скорби его, о благах его, о злостраданиях его, - но легко принимает
он это ради грядущих <благ>. Ибо поистине он разумен; впрочем,
обладает он только <тем, что относится> к душе, то есть непрестанной
мыслью39
о воскресении из мертвых.40
15. Духовному же <человеку> ничто из этого <не свойственно>,
но пребывает он в знании и в радости божественной, ибо сделался
он сыном <Божиим> и причастником тайны Божией.
16. Из этого понимает человек меру знания своего и подвижничества
своего, <а именно> из тех движений, которые возникают в нем постоянно,
пока пребывает он в подвигах своих и в знании своем <в течение>
краткого срока земной жизни своей.41
17. Ибо бывает также, что <человек> в подвигах своих и в знании
своем оставил телесность, но еще не достиг душевного <уровня>,42
который есть совершенное покаяние и совершенство страха Божия. Тогда
с обеих сторон возникают в нем помыслы.
18. Ибо весьма малочисленны те, кто удостоился полноты душевного
<уровня>.43
Это - вершина44
покаяния. Это образ жизни, которым обладает кафолическая Матерь
наша.45
19. Бывает, опять же, что усовершенствовался <человек> в душевном
<делании>,46
но еще не вошел в духовный образ жизни, и лишь немногое <из последнего>
начало пробуждаться в нем. Пока во всем подвижничестве своем он
еще на душевном <уровне>, иногда случается, что некие духовные
движения время от времени возникают в нем неразличимо, и начинает
он ощущать в душе своей радость и сокровенное утешение: подобно
некоей вспыхивающей молнии, если уместно такое сравнение, некие
таинственные прозрения возникают и возбуждаются в разуме его. И
тотчас сердце его взрывается радостью. Даже если это скрывается
и отнимается от него, ясно, что разум его <остается> исполненным
надежды.
20. Знаю человека по соседству,47
который <ощущает> вкус этих вспышек молний. Но, хотя таинственное
прозрение мгновенно проносится через разум его и удаляется, тем
не менее вспышка радости от <этого прозрения> и вкус его длятся
долго, и тишина, происходящая от этого, спустя долгое время после
того, как это уходит, бывает разлита в мышлении его; также и состояние
тела и членов тела становится мирным, и <ощущают они> великое
отдохновение; а радость наслаждения этим чудом отмечена в высший
момент на мысленных устах его.48
При таких <переживаниях> недолго <требуется человеку>, чтобы
презреть временный мир, а утешению надежды на грядущее - чтобы прийти
к утомившемуся страннику.49
Это служит для него указанием, чтобы он не свернул на путь страстной
жизни,50
ибо с этих пор нет у него другой надежды, кроме этой.
21. Много кораблей сбилось с пути в этом океане. Хотя ушами они51
слышат и устами читают,52
силы знания этой надежды не коснулись53
они даже кончиком мизинца. По этой причине, несмотря на тяжкие и
трудоемкие труды54
кормчих своих и <несмотря на> восхитительное знание свое,55
не могут они в намерении своем презреть мир сей, что означает умерщвление
человеком сердца56
посредством смирения и самозабвения.57
22. Не следует нам воображать, будто в той малой частице, о которой
мы говорили, и заключается дар Господа нашего. Ибо есть, опять же,
такие <люди>, которые не только таким молниеподобным образом
вкушают от истинных тайн,58
но на тверди сердца их само Солнце правды59
взошло в сиянии60
лучей своих. "В чистом сердце запечатлелось новое небо, явление
которого есть свет, и место которого - духовно".61
23. Очевидно, что если сердце сподобилось сделаться местом неба
для Господа, удостоилось оно вершины всякого созерцания в видении
откровения.62
И это, конечно же,63
не на мгновение, как у тех, <о которых говорилось ранее>, и не
символически,64
но длится это часами - и даже не только часами, но и днями. Подтверждение
этому можно найти в повествованиях, посвященных Отцам.65
24. Что же касается меня, у которого раны заражены и гноятся, молю
Тебя, Господи, даруй мне воспринять образ покаяния в душе моей,
чтобы, когда руки мои простираются к милости <Твоей> и <когда>
сижу я у врат благодати <Твоей>, удостоился я той надежды, которую
получают от Тебя истинно кающиеся.
25. Удостой, Господи, раба Твоего слезами из очей его на всякий
миг смывать скверну дел его с души его, дабы, постоянно принимая
помощь Твою в немощи помыслов его, получил он, по благодати, доступ
ко спасению.66
Аминь.
26. Теперь, по благодати Господа нашего - как то, чему научились
мы у Отцов - укажем в настоящих67
Беседах, посредством какого труда начинает приближаться человек
к образу жизни и чину свободы, и <почему> не всякий человек может
вести такой образ жизни, но известно, что он должен пребывать в
этом <какое-то> время.68
Мы также укажем, когда <наступает> время его и в каком чине69
должен он подвижничать, и когда прилично человеку вести себя по
законам70
мира сего.
27. Известно, что, когда тело стало немощным, лишившись силы и прежней
подвижности своей, тогда людям, ведущим такой образ жизни, должно
сопутствовать внимательное постоянное размышление.71
Способ трудов его укажем мы в своем месте, а также, по порядку,72
и другие <делания>, соответствующие этому уровню.
1
Букв. "другая тема". ^
|
2
Букв. "которое ясно различает мысль (сир. renya)". ^
|
3
Букв. "чину поведения", "уровню образа жизни". ^
|
4
Букв. "в которых стоит человек". ^
|
5
Букв. "различения движений". ^
|
6
Или "подъемов", т.е. высоких духовных состояний. ^
|
7
Букв. "возбужден". ^
|
8
Или "поведении". ^
|
9
Букв. "в ком, прежде чем они достигли любви, мало этого помысла". ^
|
10
Или "на свое поведение". ^
|
11
Букв. "они в духовном образе жизни или в расслабленном (небрежном)
образе жизни". ^
|
12
Т.е. до мыслей о Суде. ^
|
13
Букв. "иные движения возбуждаются в них". ^
|
14
Букв. "на уровне душевного образа жизни", "в чине подвижничества
души". ^
|
15
Вар. "осуждением". Сир. термин msabbranuta соответствует греч.
fantasia и означает "воображение", или "ожидание". Термин
masbbranuta (который без огласовки имеет точно такое же написание,
как и msabbranuta) означает "мнение", "предположение", "сомнение",
"осуждение". ^
|
16
Или "совесть". ^
|
17
Или "не будет убеждено". ^
|
18
Букв. "в свободе помыслов". ^
|
19
Или "образа жизни". ^
|
20
Или "подъем этот". ^
|
21
Букв. "к естественному пути образа жизни (подвижничества)". ^
|
22
Букв. "целостности сознания", "целостности совести". ^
|
23
Букв. "существует". ^
|
24
Т.е. нового века. ^
|
25
Букв. "возбуждается". ^
|
26
Вар. "кто служит в этом образе жизни", "кто пребывает в таких
подвигах". ^
|
27
Т.е. находящихся на душевном уровне. ^
|
28
Т.е. находящихся на духовном уровне. ^
|
29
Духовный. ^
|
30
Букв. "в перемене своей и в деятельности своей". ^
|
31
Букв. "к нашему рассказу". ^
|
32
Букв. "слово". ^
|
33
Или "в добродетели деяний". ^
|
34
Букв. "свободой помыслов". ^
|
35
Т.е. от страха и страдания. ^
|
36
Или "свободе помыслов". ^
|
37
Букв. "чину детей". ^
|
38
Букв. "возбуждается", "движется". ^
|
39
Букв. "постоянством мысли". ^
|
40
Букв. "о вещах воскресения их мертвых", т.е. о том, что относится
к воскресению из мертвых. ^
|
41
Букв. "кратких дней этой <земной> обители". ^
|
42
Букв. "еще не вошел в душевность". ^
|
43
Букв. "душевности". ^
|
44
Или "совокупность". ^
|
45
Т.е. Церковь. ^
|
46
Букв. "в душевности". ^
|
47
Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. ^
|
48
Букв. "на нёбе мышления его". ^
|
49
Букв, "к страннику в утомлении его". Сир. aksenaya является
эквивалентом греч. xenos ("странник"): в контексте аскетической
письменности термин означает человека, сделавшегося чуждым
миру ("странным" для мира), т.е. отрекшегося от мира. ^
|
50
Или "жизни в похотях". ^
|
51
Т.е. корабли, под которыми в данном случае подразумеваются
люди. Характерный пример параллельного использования двух
различных образных рядов: 1) корабли, океан, кормчий; 2) уши,
уста, вкушение. ^
|
52
Выражение "устами читают" отражает распространенную в древности
практику чтения вслух. Читать про себя ("глазами") было не
принято даже наедине с собой. ^
|
53
Букв. "не вкусили". ^
|
54
В оригинале использованы однокоренные слова. ^
|
55
Букв. "восхитительность знания своего". ^
|
56
Букв. "умерщвленное (мертвое) сердце". ^
|
57
Или "отсутствия мысли о себе". ^
|
58
Или "от тайн истины". ^
|
59
Ср. Мал.3:20. ^
|
60
Вар. "воссияло в излиянии". ^
|
61
Преп. Исаак цитирует 39-е послание Евагрия Понтийского. ^
|
62
Преп. Исаак использует сразу три термина, которые у него обычно
означают мистическое видение: te'orya (созерцание), hzata
(видение), gelyana (откровение). ^
|
63
Букв. "опять же". ^
|
64
Употреблено наречие от слова remza, означающего в данном контексте
"знак", "жест", "предположение". ^
|
65
Букв. "написанных об Отцах". Имеются в виду прежде всего Apophthegmata
patrum ("Изречения пустынных Отцов"). ^
|
66
Букв. "вхождение в жизнь". ^
|
67
Так в рукописи Paris syr.298. По чтению Bodleian syr.e.7,
"предшествующих". ^
|
68
Вар. "но известно время, в течение которого должен он пребывать
в этих вещах". ^
|
69
Т.е. на каком уровне. ^
|
70
Или "<в соответствии> с целью". ^
|
71
Букв. "должно внимательно сопутствовать постоянное размышление".
По чтению Paris syr.298, "должно постоянно сопутствовать постоянное
размышление". ^
|
72
Букв. "одну за другой". ^
|
|