О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 24
О том, что нет пользы в телесных трудах, которые
не сопровождаются мыслительной деятельностью,1
если человек полностью возлагает на них надежду <на достижение
цели своего> пути и мыслит и думает только о них.2
1. Телесное служение, сопровождающееся праздностью
мышления, бывает тщетно и бесполезно, если истинно слово блаженного
Марка: "Много тех, кто трудится <для достижения> праведности,
но лукавыми помыслами разрушают они прекрасные труды свои".3
Ибо, во всяком случае, тот, у кого разум лишен сокровенного служения4
или постоянной мысли5
о знании и размышления, у того помыслы бывают праздными.6
2. Ибо в мысленном служении тело не остается без труда, даже если
оно весьма немощно, так как труд разума иссушает и изнуряет тело,
делая его подобным сухому дереву. Ибо достаточно для него жара,
<происходящего> от <того> пламени радости, которым тело постоянно
охвачено. А через то сладостное мысленное страдание о Боге и через
ту животворную скорбь, о которой говорил Апостол,7
рождаются в разуме, в соответствии с различными <видами> размышления,
печаль по Богу, или радость о Нем, и сердце погруженное в надежду,
которая не иссякает в нем.8
Своим жаром и своей силой страдание и радость обжигают, попаляют
и иссушают тело, а кровь обильно распространяется через вены и дает
жар, ибо пламя движений разума согревает весь <телесный> состав
вследствие жара тайного служения. <Это тайное служение> на всякий
миг вызывает некое чудное изменение, дающее радость, или, <наоборот>,
доставляющее сильное страдание душе и телу; оно ночью и днем <заставляет
человека> бодрствовать в заботе о спасении, усердно молиться и ревностно
приносить Богу прошения об этом, с пламенеющим сердцем и неразвлекаемой
мыслью.9
3. При таких изменениях какое тело будет <настолько> железным,
чтобы не погибнуть и не сгореть и не сделаться подобным тени из-за
своей немощи? Итак, насколько тело иссушается и ослабевает в этих
божественных изменениях, настолько же душа день ото дня обновляется
и процветает благодаря восхождению10
к Богу посредством своего духовного знания.
4. Необычайность и пользу11
этого сладостного труда знают те, кто провел в этом служении все
дни жизни своей.
5. Ибо постоянное ограничение надежды, которое <свойственно>
только внешнему служению, <принадлежит> незрелому и фарисейскому12
образу мысли тех, кто гордится своими постами, своими десятинами
и продолжительностью молитв своих, по слову Господа нашего,13
тогда как внутри нет у них помысла знания или правильной мысли о
Боге,14
дабы <могли они> украсить внутренность свою возрастанием надежды.
1
Букв. "которые совершаются без служения мышления". Под "служением
мышления" ("умственной деятельностью") понимаются прежде всего
молитва и размышление о Боге. ^
|
2
Букв. "только ими ограничивает движение помысла в своем служении
и своей мысли". ^
|
3
Ср. Марк Подвижник. О духовном законе 170. ^
|
4
Сир. pulhana kasia ("сокровенное служение"), по-видимому,
соответствует греческому kripte melete ("тайное поучение",
"сокровенная забота"). Последний термин в византийской аскетической
традиции означал внутреннюю молитву ума, в частности, Иисусову
молитву. У преп. Исаака он означает не только молитву, но
и упражнение в чтении Священного Писания. ^
|
5
Букв. "постоянства мысли". ^
|
6
Букв. "помыслы свободны для праздных <вещей>". ^
|
7
Ср. 2 Кор.7:10. ^
|
8
Вар. "на которую взирает оно постоянно". ^
|
9
Букв. "и движением, которое не отклоняется". ^
|
10
Букв. "возрастанию". ^
|
11
Букв. "полезную восхитительность". ^
|
12
Букв. "детскому и иудейскому". ^
|
13
Ср. Мф.6:16; 21:13; 21:23. ^
|
14
Букв. "правильной мысли, <направленной> к Богу". ^
|
|