О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 25
О том, что, если среди тяжких испытаний1
человек ищет в себе знания истины, оно сохранит разум его в покое
и невозмутимой тишине, когда они встречаются <ему>. Но когда
неразумными помыслами возмущен <человек>, еще более безумно сетует
он на них и <тем лишь> добавляет огонь к скорби своей.2
Знание же, напротив, утешает человека и успокаивает; и с легкостью
дает ему Бог выйти из уныния3
его, когда принимает он от Него труд разума своего.4
1. Человек, который помнит, что по воле Божией
случаются с ним <периоды> отдохновения и уныния, - так что, когда
повелевает Бог, имеет он отдохновение, но по воле Того же <Бога>
оставлен он в скорби, каким бы образом это ни происходило, - сколько
бы ни боролся он, будет он постоянно пребывать без гнева или уныния
в разуме своем <в течение> всей жизни своей и во всех изменениях,
которые промыслительно происходят с телом его или с разумом его.
И в этом знании ликует сердце его в тишине, и взирает он на Бога
в великом покое и <в великой> надежде. И благодарит он Промысл
Его по отношению к людям, который в соответствии с нуждами их заботится
о них и ведет их постоянно. <Такой человек> не обвиняет в унынии
своем демонов, или людей, или тело, - ведь от них5
происходит всякое уныние,6
- ибо сознает он, что именно Бог движет всем этим: не по воле одного
из тех <трех> наступают отдохновение его или уныние его, но <по
воле> Того, Кто движет ими. Ибо ни один помысел отдохновения не
приводится в движение, кроме как по дару Божию.7
Даже если человек оказывает нам самое малое утешение, он подвигнут
к этому <Богом>, и для исправления жизни нашей необходимо это.
2. О знание, сколь исполнено ты отдохновения! И какое великое благодеяние
- пребывать в тебе, происходящем от Бога! Блажен, кто в <трудных>
обстоятельствах не приходит в смущение из-за собственной поспешности!8
1
Вар. "несчастных случаев", "болезненных обстоятельств". ^
|
2
Букв. "добавляет к огню скорби своей". ^
|
3
Или "упадка", "расслабления". ^
|
4
Т.е. когда человек принимает подвиги духовной жизни как нечто
заповеданное ему Самим Богом. ^
|
5
Букв. "от этих трех". ^
|
6
Букв. "происходят всякие уныния, которые существуют". ^
|
7
Букв. "кроме как по дару, который от Него". ^
|
8
Букв. "блажен, кто не приходит в смущение в делах из-за своей
поспешности, когда они случаются". ^
|
|