О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 29
Его же. О великих благах, рождающихся от собеседования
с Писанием, от сокровенного служения и от размышления о нем и постоянного
исследования его, и от поиска цели учения его. И против тех, кто
считает ненужным прилежно заниматься этим чудным и божественным
трудом. И ублажение тех, кто удостоился в этом размышлении и полезном
труде провести дни свои в мире сем.
1. Удивляюсь я также людям, которые, когда видят
человека, трудящегося в чтении Святых
Писаний и усердно изыскивающего смысл их,1
постоянно пребывающего в собеседовании с этими и подобными размышлениями
на тему сокровенного служения, говорят ему некое весьма грубое слово,
безвкусное и безумное, вроде: "Сколько бы ни читал ты и ни трудился,
труд <твой> бесполезен". Особенно же <удивляюсь я> тем, которые
<говорят что-либо> вроде: "Какой смысл в этих исследованиях,
и какая польза для тебя праздно проводить время в изыскании смысла
Писания и тому подобного? Делом надо заниматься! Если мы исполняем
то, что знаем, нам не нужно целыми днями корпеть над Писаниями и
заниматься другими подобными вещами".2
2. Не понимают они, что говорят, и не знают, что именно это
- то есть чтобы ум человека был наполнен3
<мыслью> о божественном домостроительстве и постоянной памятью4
о нем благодаря восхитительной мысли, посеянной в <уме> чтением
<Писания> и поиском его сокровенного смысла5
- <это самое> и есть настоящее дело6
и исполнение7
всех заповедей Господа нашего.
3. Ибо упражняться только в телесных подвигах - значит идти путем
мирян и быть на их уровне.8
Но тот, у кого память постоянно связана с Господом нашим посредством
чтения и молитвы, кто доискивается той цели, к которой <направлены>
движения разума, утешение и надежда на сокровенное,9
кто посредством этого10
обуздывает ум свой, <дабы не> блуждал среди страстей, а также
посредством наслаждения собеседования с Богом11
- такой <человек> преуспел во всех добродетелях12
и достиг всецелого совершенства13
без какого-либо недостатка. Все же прочие, кто - каждый в свою меру
- исполняет те или иные добродетели,14
находятся ниже этого <человека> на пути <исполнения> заповедей.
4. Мы же возрадуемся и возблагодарим Бога за то, что удостоились
хотя бы на малое время возможности избежать болтовни и разговора
со страстями, хотя с целью борьбы15
мы можем быть заняты ими; ибо мы оказываемся хотя бы на один миг
благодаря собеседованию с каким-либо прекрасным размышлением превыше
борений и размышления о состязаниях <со страстями> и об образах
страстей. А без постоянного чтения в безмолвии, без мысли <о
Боге>, без поиска сокровенного смысла16
и без молитвы приобрести это невозможно.
5. Чтение, конечно же, есть источник и родитель молитвы; оба они17
к любви Божией переносят нас. И, подобно меду в сотах,18
изливается в сердце наше сладость <любви этой> постоянно; и ликует
душа наша от того вкуса, который изливают в сердце наше сокровенное
служение и чтение.
6. Кто когда-либо познал то пламя, которое охватывает сердце благодаря
этому?19
7. Если хранение сердца намного важнее, чем что бы то ни было, оно
никоим образом не может появиться благодаря борениям и ухищрениям,
но только благодаря собеседованию с Богом. Поэтому блаженны те,
кто удостоился этого, ибо, соединившись с Господом нашим в мысли
сердечной и полноте ума, благодаря постоянной памяти о Нем удостоились
они избежать собеседования и разговора со страстями, возжелав одного
лишь собеседования с Богом.20
Постоянное чтение с прекрасными21
размышлениями, исследованием и поиском тайн - все это есть прекрасное22
собеседование с Богом. Кто постоянен в этом, тот придет к всецелой
совокупности телесных служений.23
Многократно благодаря этому24
<случается>, что даже воспоминание мирских образов не появляется
в разуме, особенно у тех, кто читает и размышляет с той целью, чтобы
ум их произрастил некую тайну истины25
по причине постоянного наслаждения великими словами, над которыми
размышляют26
они ночью и днем.
8. Прекрасным деланием инока27
и главным служением его является то, чтобы в мысли своей и воспоминании
своем был он соединен с Господом нашим, хотя бы частично. Если человек
достиг этого, то какой еще работы требуют от рук наших те "умники",28
которые имеют праздный ум и <в действительности сами> являются
неучами?29
9. Блажен ум, удостоившийся того, что является <плодом> постоянного
размышления о Боге, раздумья30
и мысли о тайнах Его. Исполняется на нем на всякий миг сказанное:
Господи, Ты исполнил сердце мое веселием.31
И что может быть более великим, чем то, когда человек постоянно
радуется в Боге и на всякий миг славит Его новым славословием, которое
вырывается <у него> от изумления и от радующегося сердца - вместе
со <всем> прочим, что рождается отсюда,32
<как например> та молитва, что изливается внезапно, постоянно
и невольно, из глубины сердца, ставшего искателем созерцаний?33
10. Поистине, утомление в чтении словно бы обличает того, кто читает,
и это относится к области праздности.34
Оно35
отгоняет от нас мысль о Боге, и беседа с ним заставляет ум наш думать
о мире, воображать людей и их дела, словопрения, и прочее. Иногда
же <люди> читают только ради начитанности,36
чтобы получить благодаря <Писаниям> человеческую славу или чтобы
изощрить разум.
11. Тот же, кто ради истины занимается Писаниями, постоянно находится
умом на небе и разговаривает с Богом на всякий миг, и помысел его
вращается в мыслях о будущем веке.37
И всегда презирает он мир сей;38
разум же его размышляет о надежде на грядущее. И в течение всей
жизни своей не избирает он делания, труда или служения, которые
были бы выше этого.
12. Что сравнится с этим? То, чтобы человек в мире сем уподобился
ангелам и мысль его была постоянно о Боге и о божественном.39
Даже если у такого человека как все-таки облеченного в плотское
естество появляется по временам какая-либо человеческая страсть,
она быстро отходит от него, не будучи в силах как-либо повредить
ему. И если случится с ним, что он будет действовать как связанный
с плотским естеством, без промедления исцеляется он тем, что немедленно
отвращается от этого и снова возвращается40
к своим обычным мыслям - тем, которыми сердце его само постоянно
занято. И на высоту собеседования с ними возводится он, и никакого
даже малейшего следа или дуновения41
той страсти не остается в нем.
1
Букв. "прозрения, которые в них". ^
|
2
Букв. "Зачем исследовать, и какая польза для вас делать себя
праздными в поисках созерцаний (te'oryas - духовных значений)
и тому подобных вещей? Деятельность - вот что требуется! Если
мы исполняем то, что знаем, нам не нужен великий труд над
Писаниями и занятия подобного рода". ^
|
3
Вар. "чтобы человек наполнил свой ум". ^
|
4
Букв. "постоянством памяти". ^
|
5
Букв. "поиском сокровенных <вещей>". ^
|
6
Букв. "совершенная деятельность". ^
|
7
Букв. "совокупность". ^
|
8
Букв. "Ибо если человек исполняет только дела, которые совершаются
<при помощи> тела - это путь и чин мирян". ^
|
9
Вар. "посредством чтения, молитвы и поиска той цели, которая
<предполагает> движения ума, утешение и надежду на сокровенные
<вещи>". ^
|
10
Т.е. посредством движений ума, утешения и надежды на сокровенное. ^
|
11
Или "наслаждения, <происходящего> от собеседования с Богом". ^
|
12
Букв. "такой человек все деяния добродетелей утвердил в себе". ^
|
13
Вар. "довел <их> до полного совершенства". ^
|
14
Букв. "кто трудится на всех уровнях (мерах) всех добродетелей". ^
|
15
Или "в форме борьбы", "под видом подвига". ^
|
16
Букв. "поиска сокровенных <вещей>". ^
|
17
Т.е. чтение и молитва. ^
|
18
Букв. "меду и сотам". ^
|
19
Букв. "благодаря этим <вещам>", т.е. благодаря любви Божией
и ее сладости. ^
|
20
Букв. "благодаря возвышению в желании собеседования с Богом". ^
|
21
Или "добродетельными". ^
|
22
Или "добродетельное". ^
|
23
Т.е. кто упражняется в духовном делании, тот тем самым как
бы совершает все телесные подвиги. ^
|
24
Т.е. благодаря молитве и чтению. ^
|
25
Или "некое таинство истины"; или "некий истинный символ". ^
|
26
Букв. "трудятся", "работают". ^
|
27
Или "отшельника", "монаха". ^
|
28
Или "мудрецы" (слово употреблено в ироническом смысле). ^
|
29
Преп. Исаак продолжает полемику с теми людьми, которые говорят
"Делом надо заниматься!" (см. параграф 1-й настоящей Беседы). ^
|
30
Букв. "блуждания". ^
|
31
Пс.4:7-8. ^
|
32
Букв. "вместе с прочими <вещами>, которые рождаются отсюда". ^
|
33
Или "искателем духовных значений <Писания>". ^
|
34
Вар. "и это - удел праздных". ^
|
35
Т.е. утомление. ^
|
36
Или "ради вычитывания". ^
|
37
Букв. "помысел его блуждает в стремлении к будущему веку". ^
|
38
Букв. "презираем в очах его мир сей". ^
|
39
Букв. "о божественных <вещах>". ^
|
40
Или "немедленно возвращается от этого и снова обращается". ^
|
41
Вар. "запаха". ^
|
|