Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Исаак Сирин

О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

К оглавлению


Беседа 32

 

Того же блаженного мар Исаака. Об изменении, <происходящем> от святых движений, и о просветленном пути в час молитвы, который дается нам милосердием Господа нашего.

1. Когда временами случается, что пламенной молитвы удостаивается человек из-за пробуждения1 благодати, тогда бывают у него напряженные и бесчисленные движения в молитве - молитвы усердные, мощные и горячие, словно огненные угли. И в движениях этих сильный вопль2 восходит из глубины сердца его вместе со смирением, которое <происходит> от сильной радости.3 И откуда исходят они, оттуда же сокровенным образом получает он некое вспоможение в движениях своих в такие минуты, <то есть> от самой молитвы; и пламенеющий огонь возникает в душе благодаря радости его - до тех пор, пока человек тот до самой бездны не смирится в помыслах своих. Итак, эти движения пробуждаются в нем благодаря молитве - молитвы чистые и сильные, напряженные и неудержимые в стремлении своем. Они появляются в сокровенности сердца4 вместе с неуклонным взиранием на Бога. И кажется человеку тому, что в теле своем приближается он к Господу нашему в ту минуту по причине искренности5 помыслов молитвы его, восходящей к Нему.

2. Если же удостоен он сознательной молитвы,6 то в тот миг, когда встречает он малейшее слово молитвы, тотчас иссыхает молитва на устах его и бывает он полностью успокоен от всяких движений, и достигает он неподвижной тишины в душе своей и в теле своем.

3. Кто прошел по этому пути, тот поймет сказанное об этих двух формах молитвы.7

4. Или, может быть, есть такой человек, который воображает, что чин и движение духовной молитвы есть что-либо одно из этого. Пусть же поймет думающий так, что все эти вещи и бесчисленные другие подобные им суть чин чистой молитвы и чистых душевных помыслов, возникающих в человеке во время молитвы.8 А в жизни духа <уже> нет молитвы. Всякая существующая молитва <состоит из> прекрасных помыслов и душевных движений. На духовном же уровне и в жизни <духа> нет ни помыслов, ни движения, нет даже какого-либо ощущения малейшего движения души относительно чего-либо, ибо естество полностью удаляется от этого и от всего, что свойственно ему. И пребывает <человек> в некоей несказанной и неизъяснимой тишине, ибо действие Духа Святого пробуждается в нем, и поднимается он выше области9 душевного знания.

5. Что же скажем? Где нет помыслов, там как можно говорить о молитве или о чем-либо еще?

6. Относительно этого чина если кто желает услышать в точности, пусть прочитает выше длинное Слово, написанное нами о духовной молитве;10 оттуда научится он ясно всей сути этого учения о жизни в молитве11 и о видах чистоты и нечистоты ее.12 <Научится он также тому>, что есть духовное движение и почему называется молитвой этот <духовный> подъем, который превыше движений душевности, несмотря на то, что на духовном <уровне>13 нет молитвы. Все это мы ясно написали там.


     1 Или "возбуждения". ^

     2 Ср. Евр.5:7. ^

     3 Букв. "от силы радости". ^

     4 Букв. "они весьма сокровенны в сердце". ^

     5 Или "точности". ^

     6 Букв. "молитвы знания". ^

     7 Букв. "тот поймет указания на эти две упомянутые формы молитвы". ^

     8 Букв. "с целью молитвы". ^

     9 Букв. "царства". ^

     10 Рукопись Bodleian syr.e.7 в этом месте содержит схолию на полях: "Это Слово написано в Первой части". Имеется в виду Слово 22 из 1-й части (в рус. пер. Слово 16). ^

     11 Букв. "об образе жизни молитвы". ^

     12 Т.е. молитвы. Букв. "о видах, соединенных с чистотой и нечистотой ее". ^

     13 Букв. "в духовности". ^

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова