Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

ОТ АБСОЛЮТА СВОБОДЫ
К РОМАНТИКЕ РАВЕНСТВА
(ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ)

Москва
1994

 
ББК 66.01
 О 80
Ответственные редакторы:
 кандидат философских наук
М.М.Федорова
 доктор философских наук М.А.Хевеши
 
Рецензенты:
 доктора филос. наук В.Н.Кузнецов;
Н.Н.Козлова;
 доктор ист. наук З.П.Яхимович;
 кандидат ист. наук А.А.Кара-Мурза
 


 О 80 От абсолюта свободы к
 романтике равенства (Из 
 истории политической философии.
- М., 1994. - 212
с.
 
 Основная проблема, объединяющая
 все статьи, проблема свободы и
 равенства является едва ли не
 центральной проблемой всей
 политической философии, хотя
 рассмотрение категорий в единстве
 (пусть и противоречивом) дело
 исторически недавнее и довольно
 относительное. В книге выделены и
 охвачены все направления
 политической философии: от
 либерализма и консерватизма до
 анархизма и социализма. Читателю
 предлагается сопоставить различные
 ветви политической философии и
 проследить различие культурно-
 национальных традиций.
 Книга адресована прежде всего
 специалистам в области истории
 политической философии и всем
 интересующимся этой темой.
 
 
 
 

 ISBN 5-201-01849-1 ИФРАН, 1994

http://www.philosophy.ru/iphras/library/absol.htm
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие..............................3 ЧАСТЬ I. Антиномии свободы и равенства в истории западно-европейской философии ............................6 Б.Г.Капустин Мораль и политика в западно- европейской политической философии....6 М.М.Федорова Либеральный консерватизм и консервативный либерализм (сравнительный анализ английской и французской политической философии времен Великой Французской революции)...........................34 А.Б.Баллаев Свобода и равенство в младогегельянстве (М.Штирнер и К.Маркс) ...............50 В.П.Перевалов О романтизме в марксистской концепции деятельности...............67 А.Н.Мочкин Метаморфозы консерватизма в философии А.Шопенгауэра и Ф.Ницше............................88 Р.М.Габитова Свобода. Авторитет. Порядок. (Политическая философия современного неоконсерватизма)...................102 ЧАСТЬ II. Дилеммы романтического антикапитализма.....................126 И.К.Пантин Идеология большевизма: доктрина и реальность..........................126 А.Л.Отт Миф о построении социализма в одной стране..............................141 Е.А.Самарская Мифологический социализм Ж.Сореля............................160 С.П.Поцелуев, М.А.Хевеши Мессианско-утопическое восприятие Октябрьской революции у Д.Лукача....179 М.А.Хевеши Антикапиталистический бунт "новых левых"..............................195

Научное издание ОТ АБСОЛЮТА СВОБОДЫ К РОМАНТИКЕ РАВЕНСТВА (Из истории политической философии) Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Корректор Н.П.Юрченко Лицензия ЛР 020831 от 12.10.93 г. Подписано в печать с оригинал-макета 00.00.94. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл.печ.л. 6,63. Уч.-изд.л. 13,33. Тираж 500 экз. Заказ ь 039. Оригинал-макет подготовлен к печати в Институте философии РАН 119842, Москва, Волхонка, 14. Оператор А.К.Смольянинова Программист М.В.Лескинен Отпечатано в ЦОП Института философии РАН 119842, Москва, Волхонка, 14

ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая книга посвящена истории политической философии с конца XVIII в. до наших дней. Рубеж XVIII-ХIХ веков с точки зрения авторов был периодом становления в формировании политической философии в ее современном значении, периодом окончательного отхода от традиционной формы политического дискурса, в котором господствовала идея Блага. Шаг за шагом представители политической философии переносят акцент на проблемы легитимности общественного устройства и связанные с этим проблемы свободы и равенства в их взаимосвязи и взаимоотталкивании. Быстро меняющаяся историческая ситуация во многом определяла то конкретное содержание, которым пополнялись эти центральные политико-философские категории, а также преобладающую значимость каждой из них в рамках определенной доктрины или теории. Понятие свободы, привнесенное в политическое мышление из чисто морального философствования, проходит свой путь раз- вития в сознании людей от представления как своего рода привилегии в сословно- феодальном обществе к свободе как условию саморазвития личности. По разному мыслится и категория равенства: в ее эволюции можно 4 выделить два направления. Одно из них (консервативное) более тесно связано с христианским равенством всех перед Создателем и провозглашает равенство как внутренне присущее природе всего сотворенного. Общество при этом мыслится как строго иерархизированная структура. Второе направление, задаваемое либерализмом, почти полностью порывает с христианскими представлениями: оно исходит из идеи радикального неравенства, свойственного природе всех вещей и ин- дивидов; к равенству же еще предстоит прийти путем рациональной реорганизации социального поля. Путь этот сложен и изви- лист, человек сталкивается на нем с препятствиями, приводящими мыслителей порой к подмене равенства понятием справедливости или равенства в правах - равенством в положениях. В первой части - "Антиномия свободы и равенства в западноевропейской политической философии" - исследуется развитие этих идей в период утверждения, расцвета "свободного" капитализма (ХVIII-ХIХ вв.). В этой части речь идет о либерализме как идеологии и философии нового европейского порядка, становления западной цивилизации, где политика превращается в особую сферу общественной жизни. Наряду с либерализмом в работе исследуется и консерватизм, в истории политической философии они оказались неразрывно связанными между собой. Авторы стремятся показать, что либеральной абсолютизации свободы противостояли, с одной стороны, аристократический радикализм Шопенгауэра и 5 Ницше, поставивших под сомнение ценность гражданских свобод, веру в разум и прогресс, подчеркивавших аморализм личности. С другой стороны, либерализм на- шел критика в лице демократического радикализма Маркса. Марксизм не отрицал свободу личности, но ставил ее в зависи- мость от преобразования отношений собственности. Рассматривая взгляды Локка, Юма, Руссо, Токвилля, Шопенгауэра, Ницше, Маркса, авторы берут из всего богатства идей западноевропейской политической традиции лишь один, но принципиальный важности аспект - идеи свободы и равенства в их взаимопритяжении и взаимоотталкивании. Вторая часть книги посвящена рассмотрению проблем свободы и равенства в ХХ в., но уже не в буржуазной философии, а в рамках противостоящих ей направлений, не приемлющих капитализм. Отсюда и название этой части книги - "Дилеммы романтического антикапитализма". Политические теории этого направления характеризуются обострением чувства неприятия всего, что связано с общественно-политическими и культурными явлениями капитализма, жаждой немедленного, радикального переустройства общества, всех сфер его жизни. На первый план выступает момент революционного отрицания, сам переход от сущего к долженствованию мыслителя расплывчат, неясен. В данном контексте под термином "романтизм" понимается стремление связать теоретические проекты с реальностью, в которой они неосуществимы. При этом предполагается, что соответствующая реальность возникает неизбежно, ибо таков сам ход истории, ее историческая закономерность. Под 6 "романтизмом"подразумевается неадекватность имеющихся в распоряжении общества средств целям устранения противоречий капитализма, разрыв между желаемым и достижимым в заданном отрезке исторического времени. В политической и философской литературе термин "романтический антикапитализм" получил определенные права гражданства. В основе его лежит воспевание свободы индивида, высвобождение его от пут отчуждения. Не случайно, в философии романтического антикапитализма проблема отчуждения занимает одно из центральных мест. Не находя в существующем обществе действительных возможностей для установления желанной свободы, романтический антикапитализм далек от реальной политики и даже презирает ее. Большевизм, как правило, не рассматривается в рамках этого направления, более того, противопоставляется ему. Это имеет достаточные основания, ибо большевизм весь включен в практическую жизнь, поглощен реальной политикой. Проблема отчуждения выпадает из поля зрения большевистских теоретиков. И даже Ленин, придававший столь большое значение гегелевской философии, не обращает никакого внимания на эту проблему. И тем не менее, в определенном смысле, авторы считают правомерным отнести взгляды Маркса и Ленина к романтическому антикапитализму. Предложенные ими пути достижения свободы, равенства, преодоления противоречий капитализма по определенным параметрам оказались не соотнесенными с реалиями социальной жизни. Преодоление капитализма на путях развития классовой 7 борьбы и, прежде всего, диктатуры пролетариата оказалось неосуществимым, толкало к насилию над действительностью. Особенно четко это выявилось в послемарксовом социализме, когда возник особый тип теории, генетически связанный с Марксом, с предложенной им парадигмой, тем не менее, отличавшейся от исходного образца. Обнаружение сферы действи- тельности, в которой ход событий определяется разрешением противоречий на политическом уровне, а экономическое разви- тие рассматривается лишь как общая детерминанта социальной эволюции, было, вне сомнения, шагом вперед в развитии теории. Но этот же подход был чреват и серьезными опасностями: пренебрежением реальными пределами исторического действия, пере- оценкой роли и значения революционного насилия. Вряд ли этот подход можно истолковать просто как поддающееся исправлению досадное заблуждение Ленина и большевиков. Видимо корни такого подхода были заложены в самой философии истории Маркса, в которой таился романтический элемент, предопределивший расхождение принципов и результатов теории марксизма. Речь идет о своеобразном пределе истины, который может быть преодолен лишь в ходе дальнейшего развития теории и практики. Феномен романтического антикапитализма, романтического истолкования свободы, равенства не теряет своей актуальности и в наши дни, ибо он сопутствует периоду острых цивилизационных противоречий, наличию опасных социокультурных трещин и изломов как в развитых странах Запада, так и в ходе "вестернизации" менее развитых стран. 8 Поэтому эта проблематика не принадлежит лишь прошлому, она актуальна и в наши дни, с ней не может не считаться любое реформаторское движение в политике, в том числе и в нашей стране.
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова