Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Наталья Трауберг

<О РЫЦАРСТВЕ>

Послесловие к публикации перевода эссе Льюиса "О рыцарстве" в газете "Сегодня", 8 окт. 1994 г.

В России надо жить долго по разным причинам, в частности потому, что успеешь увидеть весь изогнутый путь той или иной ереси, частичной правды. Люди, давно живущие в России, испытали такой перекос в сторону силу, категоричности, неуклонной бодрости, что другой перекос - объясним, а то и трогателен. Мы знаем на своей шкуре, чем за него платят, знаем и из богословия; и тем не менее никак не доказано, что антитела против того, первого, больше не нужны. Никита Алексеевич Струве пишет в одной статье, что самое плохое у "советских" - беспощадность. Похоже на правду. Но хоть у советских, не у христианских!

Раньше было гораздо хуже, но одно - лучше: можно было сказать, что Бог просит щадить других, очень полагаться - на себя. Конечно, мирской ответ простой: "Да вы понимаете, как ужасно?.." Понимаю. Иначе неуместен глагол "щадить". Я говорю не о социальных вещах, о них судить - не женщине, наше дело - умирять, мужское - не знаю. Речь идет о самом тоне споров.

Почему некие "мы", знающие "как надо", должны быть удалыми, как у Федотова (помните, "нагуливать розовые щеки"?) Почему мы так похожи на бравых дружинников? Кто опять предъявит право на одиночество, сомнение, боль? Кто поручится, что оно не станет другой ересью, ведущей (как все они) к другой беспощадности? Привести цитаты из Честертона, Льюиса, еще каких-нибудь "правильных"? Скорее - не стоит. Найти их легко, взяты они - из Писания и Предания.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова