Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы.
Трубецкой С.Н., кн. о Св. Софии, Русской церкви и вере православной. Отношение его к славянофилам *)
Трубецкая О. Трубецкой С.Н., кн. о Св. Софии, Русской церкви и вере православной. Отношение его к славянофилам // Путь. - №47. - Апрель - июнь 1935 г. - С. 3-14.
Кончая курс университета (в первой половине 80-х годов) кн. Сергей Николаевич Трубецкой думал избрать предметом своей диссертации «Учение о церкви и св. Софии». Мысль эта была им потом оставлена, хотя работа была уже достаточно продвинута. В своих воспоминаниях о брате Сергее, кн. Евгений Николаевич Трубецкой пишет:
«Его юношеские вдохновения, философские мечты его студенческих годов, которым не было суждено созреть для печати, были полны образов любви, собирающей мир и претворяющей хаос в космос. Я знаю, что он незадолго до окончания университетского курса работал над сочинением о св. Софии, которое он считала главною своей философской задачей, но рукописи его я не видал и не знаю, уцелела ли она. Но небольшой этюд его об астрологии я читал в юности. Помнится — это было необыкновенно красивое и необыкновенно характерное для него построение, навеянное ночным созерцанием бесчисленных миров. Основная мысль его резюмировалась известным изречением апостола: «ина слава солнцу, ина слава луне, ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе.»
Нет таинственнее загадки чем эти бесконечные огни, горящие над нами. Миры оторваны в бесконечном пространстве и взаимно отчуждены в своем бесконечном отда-
*) Настоящая статья — извлечение из Материала для биографии покойного кн. С. Н. Трубецкого, собран, кн. О. Н. Трубецкой.
3
лении. Но в предвечной любви собран этот распавшийся на части мир: — в предвечном замысле все едино и звезды, и мы, люди, которые их созерцаем из нашего беспредельного отдаления. Люди духовно связаны со звездами и от того то говорится в Писании о грядущей славе людей, облеченных в солнце и звезды. У каждого — своя звезда не в переносном а в буквальном значении слова. Ибо в мире, каким хотел и предвидел его от века Бог, нет мертвого вещества. Все вещество должно собраться вокруг перворожденного всей твари — человека — и в нем одухотвориться. И когда соберется вокруг человека, очеловечится все земное и небесное, тогда мир увидит человечество облеченное в солнце и звезды. В этом и заключается та грядущая слава человека и мира, о которой говорить слова апостола. Осуществится эта слава в полноте своей в конце веков. Но и сейчас судьба каждого человека духовно связана с предназначенною ему звездою и в этом заключается правда астрологии.
У меня нет под рукою ни этого этюда, ни других произведений покойного брата, о которых я знаю только из его рассказов, далеко не в полном виде сохраненных моей памятью, но я не сомневаюсь, что центральные первые его мысли, те мысли, которыми он жил, выразились именно в этих юношеских произведениях, а не в тех ученых трудах, которые увидели свет. Понятно почему это случилось. В этих юношеских произведениях он непосредственно молодо, а потому, быть может, иногда и наивно высказывал то, что больше всего любил и то, для чего он жил. Но к любви своей он относился с особенным целомудрием, которое составляет отличие подлинного мистика и с тем благоговением, которое боится оскорбить свою святыню грубым к ней прикосновением или неудачной попыткой выразить в словах неизреченное... А кроме того, он, веривший, что сердце человеческое есть око, которым познается высшее откровение Духа, был чужд той легкомысленной веры в чистоту этого ока, которое составляет характерное отличие многих современных мистиков. Он не доверял своим интуициям, тщательно проверял их судом своей христианской совести и в особенности тщательно готовился к тому, что он считал своим главным философскимделом» *).
*) Кн. Е. Трубецкой: «Из Прошлого». Книгоизд. «Русь». Вена.
4
К сожалению, только после кончины Евгения Николаевича нам удалось разыскать одну главу, и то только 12-ую, из труда С. Н. «О Церкви и св. Софии» — здесь между проч., рассуждая об оторванности народа от своей интеллигенции, от своего правящего класса, Сергей Николаевич пишет:
«Мы все чувствуем тяжко, мучительно этот разрыв и жаждем полноты народной жизни, без которой личная жизнь не полна, ненормальна, тревожна и несчастна: ибо каждым из нас сознательно или бессознательно чувствуется вселенский идеал цельности и полноты, преданный нам не только Церковью, но и органически и исторически — всей жизнью народа и земли Русской, собирающим и образующим началом которой был именно этот вселенский церковный идеал. Конечно многие его отрицают, другие его не сознают, но именно его отсутствие в жизни и ее несоответствие его идеальным требованиям резко ощущается всеми. Великое место оставлено пустым и целый мир кажется пустым, потому что он сам ничто перед этим местом и все идеалы, кроме вселенского, призрачны. Оттого Русь в своей необъятной широте тревожится в отсутствии глубины, ищет ее, потому что перестала его в себе чувствовать. Все члены огромного организма смещены колоссальным разрывом, ни один не занимает нормального места и потому ни одна деятельность ненормальна и нездорова при всем богатстве здоровья и сил народных. Все в тревожном искании, все в брожении, смута легко овладевает умами при всеобщем недовольстве. Мы недовольны всем, жизнь наша ложная, ненастоящая, идеалы призрачны и пусты, искусство ложно и не дает истинного удовлетворения, науки и школы у нас нет. Правительство слабо и всякое действие его есть лишь полумера и паллиатив, поддерживающий, но не реформирующий действительность, да и нет у него в руках средства на такую радикальную реформу. В самоуправлении неурядица, в хозяйстве государственном и частном разорение. Всюду хищение и неправда, и разврат, семейные и общественные отношения расшатаны».
«Если вселенская Церковь есть действительный и абсолютный идеал, образующий Русь, если мудрость народная погружена в мудрость вселенскую, то самый тайник народного творчества вытекает из-под Церкви и Ею чудотворно освящается. Идеал творчества — София Вселенская — есть совокупность творческих первообразов или идей и всякое истинное творчество из него вытекает и к нему возвращается. Вся история наша, все испытания, бедствия, которые мы пережили и переживаем, указывают нам на необходи-
5
мость умудриться... Без школы нет образования, без науки нет школы, а без философии нет науки. Для философии же прежде всего необходимо самое раскрытие вселенского идеала Церкви, т. е. вечной Софии, — необходимое философское исповедование православной веры. Если она вселенски истинна, то этим она победить все другие философские исповедования, манящие и смущающие умы православных суетной глубиной лжеименных знаний. Россия должна сознать свою мудрость в мудрости вселенской, ее ум (интеллигенция) должен в эту мудрость проникнуть и только исполненный ею он может образоваться и творить. Тогда он будет и все познавать в этой мудрости, все постигать и связывать ею и создаст вселенскую науку, которая не будет, однако, безнародной абстракцией, но будет обще-народной и русской, ибо вселенский идеал не исключает ничего кроме ложного самоутверждения ложных начал и стихий. и наконец тогда только явится истинная народная школа, которая будет образовывать и воспитывать ум народа, русскую интеллигенцию, сообразно вселенскому идеалу. А до тех пор и в настоящее время задача всякого патриота — будить сознание этого идеала в обществе и всякого ученого и мыслящего человека способствовать развитию русской философии. Не все могут быть философами умозрительными, но все должны любить мудрость всей волей, умом и делом: в этом смысле все должны философствовать, и кто не философ, тот не христианин, по выражению св. мученика Юстина». *)
В свои студенческие годы Сергей Николаевич находился под сильным влиянием славянофильства, но с самого начала 90-х годов он стал отходить от него и уже в статье его о К. Леонтьеве в 1892 году (**) заключалось, как он говорил, его формальное отречение от славянофильства. Однако, в своей характеристике общего философского миросозерцания Сергея Николаевича, Лев Мих. Лопатин указывает, что хотя он значительно эмансипировался от первоначального влияния славянофильства, тем не менее основное понятие его гносеологии, — понятиеверы, — общее у него с ними. У него, как и у славянофилов,вера является,
*) Вся эта выписка, к сожалению является сейчас единственным уцелевшим фрагментом из рукописи кн. С. Н. Трубецкого о св. Софии и Церкви.
**) См. «Разочарованный Славянофил» въ собр. соч. кн. С. Н. Трубецкого т. I, стр. 173 и «Вестник Европы» 1892. г.
6
как бы третьими источником познания, рядом с чувственностью и разумом. *)
Но Сергей Николаевич вообще чужд был догматической предвзятости, и внутренний критерий его сознания опирался на внутренний жизненный опыт религиозного характера и им освещался и просвещался. Подход к разрешению каждого вопроса был для него непосредственно жизненный, а потому утопичность славянофильства не могла не вскрыться перед ним при свете исторической критики и проверки их положении. Способствовало этому и сближение с Вл. Соловьевым и зима проведенная в Берлине, знакомство с Гарнаком и более широкий и глубокий подход к изучению церковных вопросов. «Verachte nur Vernunft und Wissenschaft», писал Сергей Николаевич одному своему приятелю, который нападал на гнилой Запада, и его мещанство **),— «вот что славянофилы слишком мало помнили точно также «как и их учителя, европейские романтики. Вся реакция позитивизма оправдывается этим недостатком уважения к «науке и непониманием научного духа, ненаучностью «романтической метафизики с ее гениальными интуициями. В конце концов вся философия, вся общая теория нашего славянофильства, все его широковещательные программы свелись лишь к какому-то многообещающему предисловию: сама книга не была написана, да и едва ли могла быть написана. Это во всяком случае урок всем нам, русским людям вообще и идеалистам в частности: книга еще не написана, а мы уже на нее ссылаемся и ею гордимся.
«... что касается мещанства, то я не знаю более мещанской интеллигенции, нежели именно наша: разница только в том, что европейская интеллигенция обеспеченнее. Мещанство везде есть, было и будет, и если восторжествуют идеалы социализма, то все человечество станет мещанством. Это не значит, разумеется, чтобы в области духа ему принадлежало грядущее царство: оно будет, как и теперь, группироваться вокруг вождей. У нас есть мещане марксизма, мещане позитивизма, мещане идеализма, аристократов духа у нас не больше, чем на Западе. И протесту противмещанства мы научились на Западе. Утверждать, что на Западе господствует мещанство духа и что там нет жажды
*) См. Л. М. Лопатин. «Философское миросозерцание кн. С. Н. Трубецкого» Вопросы философии и психологии 1906 г. № 1, стр. 126.
**) Из письма, найденного в бумагах Сергея Николаевича.
7
духовной и жизни духовной — значит не знать духовной жизни Запада нам современной. Я убежден, что если б Вы ознакомились с религиозной жизнью современной нам Германии (говорю о том, что ближе мне знакомо), Вы нашли бы ее более богатой, нежели Вы предполагаете, и изменили бы Ваше суждение. Укажу еще на скандинавскую литературу с великим Киргегором во главе, наконец на социальные движения, в которых сказывается не менее, нежели у нас религиозно-этическое творчество. Можно было бы указывать на слишком многое... между проч. и на самую науку, которая двигается вперед не мещанами духа и у которой Вы не отнимете печати ее священства».
В вышеупомянутой статье о К. Леонтьеве *) Сергей Николаевич указывал на довольно существенное и характерное недоразумение в богословских теориях славянофилов:
«Православие в течение стольких веков, обособлявшее христианский Восток от христианского Запада, является в их глазах новым принципом всечеловеческой всемирной культуры. С точки зрения Хомякова оно гармонически примиряет в себе противоположные крайности католицизма и протестантизма, единства и множества, авторитета и свободы. И в то же время в противность истории и не согласно ни с практикой нашей церкви, ни с авторитетными мнениями ее авторитетных богословов, — римская церковь и протестантские церкви не признаются церквами вовсе. В официальном учении нашей церкви, и в особенности в ее практике, мы не находим ни такого острого наступательного отношения к западному христианству, ни таких широких культурных замыслов. Римская церковь, сохранившая преемство апостольское, признается во всяком случае за церковь, раз что действительность ее не подлежащих повторению таинств (крещения, миропомазания, иногда и священства) на практике признается. Известно, что греки в этом отношении неоднократно изменяли свой взгляд, и главным образом по политическим соображениям. С большей принципиальной терпимостью, с более глубоким мистическим взглядом на божественный характер таинств, наша церковь видит в западных христианах крещенных членов церкви Христовой, предоставляя Христу судить их».
Сергей Николаевич замечает, что в своем учении о
*) См. разочарованный славянофил. В собр. соч. т. I стр. 180.
8
Церкви славянофилы постоянно смешивают в своих представлениях земную церковь и Небесную, а вместе с тем, вопреки истории и действительности рассматривают наш иерархический строй, как какую-то случайность, а не органический результат ее развития. Реформы всего церковногостроя, предлагавшиеся ими, по мнению Сергея Николаевича, «более подходят к каким-нибудь индепендентским общинам, чем к православной церкви. Эти преобразования — демократизация церкви, выборное священство, выборная иерархия, женатые архиереи, серьезно предлагавшиеся в славянофильском лагере, — несомненно свидетельствуют о недостаточном понимании духа православной церкви, ее прошлого, ее будущих задач... Равным образом и в других подробностях славянофильского богословия, даже в его полемике против западных исповеданий оказались протестантские влияния.
* * *
Для Сергея Николаевича церковные вопросы стояли всегда на первом плане и в самые трудные годы его профессорской деятельности не только положение университета удручало Сергея Николаевича. Самым тяжелым для него в современной действительности являлось положение православной церкви и оскудение церковного сознания среди верующих.
«... Грех против церкви, писал он (*), есть самый тяжкий из грехов русского государства, грех против Духа, особенно тягостный для всякого верующего патриота. Лучшие из публицистов наших обличали его со скорбью и ревностью. Напомним красноречивые страницы И. С. Аксакова и В. Соловьева, которые раскрыли с такой силою язвы нашей государственной церкви с ее антиканоническим управлением, отсутствием независимой духовной власти и церковной свободы. При взгляде на ее упадок и запустение, на невежественное духовенство, получающее дикое, безобразное воспитание, не способное ни понимать, ни удовлетворять духовных запросов своей паствы, при виде глубокого отчуждения от церкви всей образованной части общества и постепенного отпадения от церкви религиозных народных масс, влекомых духовной жаждой, при виде всей этой немощи и бессилия, оскудения духа, принижении и деморализа-
*) На Рубеже, посв. памяти Б. П. Чичерина (1904 г.) Напечатано впервые в «Московском Еженедельнике» после кончины Сергея Николаевича и в собр. соч. Т. I. См. стр. 477.
9
ции иерархии, порабощения церкви, что должен чувствовать истинно верующий православный человек, видящий в церкви положительную зиждующую основу не только государственности, но и жизни. Что должен чувствовать верный, искренний ревнитель церкви, движимый стремлением охранить ее от святотатственных посягательств, от осквернения и распадения. Сквозь золото риз он видит цепи, сковывающие церковь и как верный сын ее, он молится за ее освобождение»...
Но где же причина такого оскудения церковной жизни?
В безверии, равнодушии в просвещенных слоях общества, в расколе и сектантстве, разъедающих народ. «Если мы верим в божественную истину церкви, то мы должны верить, что «врата ада не одолеют ее». Но опасность существует не для истины, а для нас... Неужели Русь потеряет свою духовную твердыню, свою веру и перестанет быть православною? Мы так спокойно уверены в том, что православие есть наше вечное неотъемлемое достояние. Но вера не есть недвижимая собственность и православие не майорат. Тот кто знает его живую силу и правду, тот кто верить в него, должен испытать себя в своем к нему отношении: Верны ли мы церкви?... Образованное русское общество частью ушло, частью уходить из церкви. *) Наши предки жили церковною жизнью, а наша жизнь ничего церковного в себе не имеет... Средоточием религиозной жизни наших предков было православное богослужение: православный обряд проникал всю их жизнь, глубоко и властно дисциплинировал ее, служил источником и выражением религиозных идей, в которых наши предки рождались и умирали. Умалять великое социальное значение обряда, может только легкомыслие. Его общественное значение и сила неизмеримы: он соединял миллионы людей в одной мысли в одном чувстве, в одном образе, в одном религиозном действии. Обряд будил сознание высшего собирательного, мистического единства, того сознания, которое выражается в дивном песнопении: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат». Он служил реальной связью живых поколений с поколениями отжившими, которых обнимал в себе его древний храм. Обряд был высшей поэзией, высшим искусством, высшей философией наших предков и в его образах и действиях воплощалась для
*) «О современном положении русской церкви». (Отрывок из неоконченной работы). Собр. соч. кн. С. Н. Трубецкого. Т. I стр. 438.
10
них вся полнота христианского православного учения церкви. Догматическое развитие этого учения закончилось давно, в эпоху вселенских соборов. Православная церковь покончила с умозрительным богословием, ее задачей было хранить догмат и сделать его всеобщим достоянием. Ввести его в жизнь путем своих богослужебных действий. Ее задачей было воспитать народы в вере Христовой, запечатлеть эту веру в их сердцах, освятить их ею, а ее богослужение было вместе с проповедью, молитвой, таинством: оно было наглядным вероучением и нравоучением. И весь народ, как один человек, чтил церковь, как Храм Божий и правил ее обряд, сознавая тесную, органическую связь между этим обрядом и таинством, в нем выражавшимся... Естественно он не всегда мог отчетливо сознавать различие между тем и другим, между формой и содержанием. Отрицательной стороной этого обрядового христианства является ритуализм, пагубные последствия которого сказались в расколе. Тем не менее и вся история этого раскола не только умаляет значение обряда, но наоборот показывает всю степень его значения для раскольников и православных, одинаково засвидетельствовавших свою ревность к чистоте, к православию обряда, как ни превратно понималась многими эта чистота и это православие.
В наше время скорбят о неразумной ревности споривших, или глумятся над нею, но только немногие отдают себе отчет в великом историческом значении этого церковного спора. Раскололось единство обряда, составлявшего связующее звено религиозной жизни, и, вместе с тем, самый обряд утратил прежнюю силу и значение.
Замечательное дело, старообрядцу, по-видимому всего более дорожившие старым обрядом, положили начало религиозному дроблению, раскол породить сектантство. С другой стороны в церкви, которая исправила, очистила обряде и соблюла его единство он, несомненно утратил прежнюю дисциплинирующую, религиозную силу. В самом деле в древности обряд начинался в церкви, но не кончался, в ней и обнимал весь строй домашней и общественной жизни, проводя в ней религиозное начало».
Славянофильскую мечту о возвращении народного быта и жизни к до-петровским порядкам С. Н. считал вполне утопичной и также полагал невозможным возвращение к старине в одной религиозной сфере, ибо нельзя вернуться к старому строю жизни, не изменив всех условий современной культуры, быта и нравов. — Да и желательно ли? — спрашивал Сергей Николаевич, возвращение к ритуализму,
11
«для которого христианство не только не было мыслимо вне «определенных обрядовых форм, но нередко смешивалось с обрядом или даже заглушалось им».
Славянофилы приписывали отчуждение от Церкви русского современного общества реформам Петра, и западной культуре. «Нельзя от себя скрывать, писал Сергей Николаевич, что одну из причин указанного отчуждения надо искать в неполноте, несовершенстве исключительно ритуального понимания христианства, которое определялось обрядом... Новые сектантские движения распространяющиеся в народе нередко принимают характер борьбы и протеста против обряда и церкви, как обрядового института».
Но чем же заменить обряд и его значение в нашем быту? Что нужно, чтоб возродить церковную жизнь и религиозную жизнь нашего общества?
Сергей Николаевич не разделял оптимизма славянофилов и их последователей, видевших оплот православия в темных массах деревенского люда, в которых хранится еще столько языческого двоеверия и в котором раскол пустил такие глубокие корни. «Что бы сказал Царь Алексей Михайлович, если бы ему сообщили, что истинное православие вне монастырских стен хранится лишь в среде крестьянства и что оно утратилось в среде бояр, дворян, именитого купечества, среди приказных и даже среди многочисленных представителей мещанства»?
«И не изменяется ли духовный строй нашего народа у нас на глазах? Со всех сторон слышатся жалобы на дезорганизацию крестьянства, на распадение быта и преданий старины, на охлаждение народа к церкви. Громадные области России, на юге напр., колонизованные недавно, покрылись населением, представляющим новые бытовые особенности, среди которого целые поколения выросли без церкви и ушли в штунду и другие секты. Затем явилась фабрика, столь изменившая прежний строй, явилась вся совокупность условий «новой культуры, против действий которой не могло устоять и старообрядчество, иногда столь упорное в своем консерватизме. Теперь и оно разлагается, и сыновья и внуки прежних «ревнителей старой веры переходят к новым формам быта, чуждым всякой религиозности».
Сергей Николаевич видел «идеал восточной церкви не в развитии земной культуры, не в мире вообще. Высшее выражение ее духа в монастырях и в монашестве» *).
В одной из неизданных рукописей его мы читаем:
*) «Разочарованный Славянофил». Собр. соч. Т. I, стр. 181.
12
«Нигде христианский аскетизм не достигал такого чистого и высокого развития, как в православной церкви. И нам, православным, более всего надлежит понимать положительное значение его в жизни народа. Монастырь лучшее сокровище нашей жизни, ее гордость. Пусть их клеймят высокомерным презрением люди, не знающие духовной жизни, не задумывающиеся даже над теми могущественными побуждениями, которые заставляют столь многих людей добровольно идти на этот тяжкий и лютый подвиг. Пусть толкуют о распущенности иных монастырей, о праздности и лени монахов, их пороках. Мы знаем, что наши монахи не похожи на ангелов. Мы знаем, что нигде противоречие между идеалом и земной действительностью, между небом и землей не бывает глубже, хотя оно нигде глубже и трезвее не сознается, нигде оно не переживается мучительнее. Мы ценим монастырь, как институт, в котором выражено целое учение православной церкви, ее глубочайшая вера в невидимую Церковь бесплотных духов, молящихся Богу и славящих имя Его. И мы ценим монастыри, несмотря на их нечистоту, за те святые жемчужины, которые сияли из их стен. Пост и молитва русского монашества воспитали наш народ, и каково бы ни было это воспитание смирения, добровольного отречения, веры и послушничества, мы должны признать его дисциплинирующее значение, его великий нравственный престиж. Как бы не были несовершенны наши монастыри — их только и чтить наш народ, ими воспитывается он в сознании «Царства Божия», которое не от мира сего, которому надо служить самоотверженно, все принося ему в жертву.
Заканчивая на этом нашу статью, мы старались в ней возможно полнее воспроизвести мысли кн. С. Н. Трубецкого о русской церкви и православной вере, высказанные в мало известных и мало доступных сейчас статьях и еще неизданных рукописях. Мысли эти кристаллизировались в нем и высказывались в связи с полемикой его против славянофильства, славную роль которого в русской культуре он, однако не думал отрицать. Существенную заслугу старых славянофилов он видел в том, что они выдвинули принцип, совсем неведомый в до-петровской Руси, — принцип свободы совести, а главное — понятие о вселенской Церкви, которое не имело того значения в представлениях наших предков, какое получило после них (*). Несмотря на все разногласия с ними, он считал, что «славянофильство может еще ожить, не отрекаясь ни от церкви, ни от
*) Кн. С. Н. Трубецкой. «О современном положении русской Церкви». Собр. соч. Т. I, стр. 445.
13
своего широко понимаемого монархического идеала, ни от народолюбия, ни от славянства, ни от гласности и свободы совести, лишь бы его последователи или преемники отреклись от его ложного анти-исторического понимания Западного государства, западного христианства и западной культуры».
«Современная русская культура смешанная и соединяет в себе внешним образом два различных, отчасти противоположных друг другу начала — византийское и европейское. И между тем эти два начала в равной степени исторически необходимы: ни от того, ни от другого Россия не хочет и не может отречься, не отрекаясь от самой себя, от всей своей силы и своих верований, от своего народа и своей интеллигенции, от своего прошлого и будущего. В этом вся оригинальность, все трагическое своеобразие настоящего положения, в этом великая историческая задача России, от решения которой зависит вся ее судьба и судьба славянства» (*).
Кн. О. Т.
*) См. «Противоречие нашей культуры». Вестник Европы 1894 г. Т. IV, стр. 516 и 526 (Август).
14