Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Георгий Федотов

СВЯТЫЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Москва: Московский рабочий, 1990.

Страницы этого издания указаны в прямых скобках и выделены линейкой; номер страницы предшествует тексту на ней.

Вернуться к оглавлению


КОММЕНТАРИИ

Книга Г. П. Федотова "Святые Древней Руси" переиздавалась на Западе трижды - в 1960 г. в Нью-Йорке и в 1985 г. и в 1989 г.- в Париже. Издания повторяли без каких-либо изменений первое парижское - 1931 г. Предпринимая переиздание книги Г. Федотова, мы постарались максимально сохранить особенности авторской орфографии и пунктуации. Авторский "Секст не нарушен - иногда лишь развернуты сокращения, которые могут быть непонятны читателю. На титульном листе опущено заключенное в скобки авторское указание на охват времени: X-XVII столетия, так как на самом деле рамки описываемого времени шире.

Издание снабжено комментарием. Почти половину его составляют переводы с церковнославянского языка. Комментарий также поможет читателю разобраться в тех богословских и нравственных проблемах, которые ставит писатель. Он по необходимости весьма краток.

Сложнее дело обстоит с библиографией, которая дана в конце книги самим Г. Федотовым. Скорее всего, это рабочий черновик, который автоматически был воспроизведен издателями. В нём много сокращений, которые мы вынуждены развернуть в приложении. Также пришлось снабдить инициалами фамилии тех авторов, на которых ссылается Федотов.

В конце книги дается краткий список современной библиографии по древнерусской литературе, с упоминанием указателя, составленного Н. Ф. Дробленковой, который поможет читателю глубже разобраться в той или иной проблеме.

Следует иметь в виду, что с 1931 г. опубликовано множество исследований по древнерусской литературе, которые не были и не могли быть учтены Г. Федотовым.

ВВЕДЕНИЕ

С. 27. Культурология Г. П. Федотова имеет свои отличительные черты. Вслед за П. А. Флоренским он признает, что родительским лоном культуры был культ, то есть религия. В статье, написанной год спустя после выхода книги "Святые Древней Руси" - "О Святом Духе в природе и культуре" и опубликованной в журнале "Путь", 1932, № 35, Г. П. Федотов пишет: "Можем ли мы признать основную правду эллинского мифа о священном происхождении культуры? Думается, можем, если серьезно примем слова Христа:

"Без Меня не можете творить ничего". Ничего, то есть ничего ценно-

//245//

го, конечно. Это исключает возможность и демонического происхождения прекрасных вещей, и ограничивает мысль о только человеческом характере культуры. Да, культура по преимуществу дело человека - человека, поставленного между Богом и космосом, но Богом вдохновленного на творчество". (Цитируется по сборнику "Россия, Европа и мы". Париж, 1973. С 219-220). Культурология Г. П. Федотова тесно перекликается с культурологией английского мыслителя Кристофера Доусона, опубликовавшего в 1929 г. книгу "Прогресс и религия". Вот, к примеру, одно из его высказываний:

"Тем нр менее, хотя культура существенно обусловлена материальными факторами, ими дело не исчерпывается. Культура формируется умственными и духовными элементами, для которых не существует расовых и географических границ. Религия и наука не умирают с культурой, часть которой они составляли. Они передаются от народа к народу и присутствуют как творческая сила в образовании новых культурных организмов". (Ch. Dawson. Progress and Religion. 1929. С. 45).

С. 28. "Добротолюбие" - сборники аскетических творений. повествующие о практике жизни христианских подвижников. Они назывались ^еще "Филокалиями". Наиболее полный из них был издан в 1782 г. в Венеции Иоанном Маврокордатом. Подобный же сборник был издан святым Никодимом Святогорским и Макарием Коринфским в конце XV11I века. Этот сборник был переведен на русский язык старцем Паисием Величковским (1722-1795), афонским монахом. В нем, в частности, описывается практика "умной молитвы", которой постоянно пользовались русские подвижники. На Соборе Русской Православной Церкви 1988 г. старец Паисий Величковский причислен к лику святых.

Агиография (от греч. ayioo - святой) - наука, занимающаяся изучением жизни святых.

Благодать - в христианской традиции духовный дар Божий. В это понятие входит и "крещенская благодать", то есть дар, который получает человек при таинстве крещения. В греческое слово "агиос" входит и чарующее сияние красоты, и внутреннее сияние доброты. Человек, получивший благодать, не утрачивает своих характерологических свойств, унаследованных им от предков ("благодать не насилует природы"), но его природные дарования усиливаются и раскрываются полнее.

Акривия (в переводе с греческого - вполне определенный, строгий, ясный) - те элементы христианского учения, которые являются неизменными.

С. 30. В. О. Ключевский высказал предположение...- имеется в виду труд В. О. Ключевского "Древнерусские жития святых как исторический источник". Москва, 1871 г.

Кондак - краткое православное песнопение на тему праздника.

Канон (в переводе с греческого - правило, образец) - в данном случае особая форма богослужебных песнопений, которые входят в состав утрени и некоторых других служб. Состоит из ряда песней, связанных единством воспеваемого праздника или святого. Всего в каноне девять песней, которые составлены по определенному образцу, взятому из Ветхого Завета. Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Ирмосы обычно поются, а тропари читаются.

С. 32. "Пролог" - древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов. Жития святых расположены в нем в соответствии с днями их церковной памяти.

//246//


Проложные жития отличаются предельной сухостью и краткостью. В "Пролог" включались назидательные сказания и проповеди.

С. 33. "...общение святых", о котором говорит "апостольский" символ веры - имеются в виду строки из древнехристианского исповедания веры (около V века), которое получило название "Апостольский символ". Речь идет о Церкви, представляющей неразрывное единое целое, объединяющее не только живущих, но и умерших, в том числе святых, которые, согласно церковному учению, деятельно принимают участие в жизни земной Церкви.

С. 34. ...горячий поборник двукратной "аллилуйи." - до реформ, предпринятых патриархом Никоном во второй половине XVII века, не считалось обязательным креститься двумя или тремя перстами, а также дважды или трижды произносить "аллилуйя", то есть в переводе с древнееврейского: "Хвалите Яхве!" После реформ, проведенных патриархом Никоном, возник старообрядческий раскол. Представители раскола продолжали креститься двумя перстами и оставались сторонниками двукратной "аллилуйи".

С. 36. Святейший Синод - возник в результате реформ, предпринятых Петром I. Один из высших органов управления в России в 1721-1917 гг. Создан по образцу протестантских коллегий, управлявших церквами. Ведал делами Православной Церкви. В Синод входили епископы Русской Православной Церкви. Особу императора представлял обер-прокурор, который фактически правил от лица императора Церковью. Обер-прокурор был светским лицом. Эта форма управления Русской Православной Церковью просуществовала два столетия (на Соборе 1917-1918 гг. был вновь избран патриарх). Синод сохранился до наших дней. Отныне в его состав не входят светские лица. Синод возглавляется патриархом.

С. 38. ...вскрытия мощей...- 16 февраля 1919 г. было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей. Предполагалось, что эта акция подорвет веру и авторитет Церкви. Действительно, для многих верующих вскрытие мощей оказалось тяжелым испытанием. 25 августа 1920 г. появился циркуляр о ликвидации мощей. Кампания по вскрытию и ликвидации мощей вызвала мощные протесты верующих, которые часто заканчивались массовыми арестами. Некоторые из сохранившихся мощей после Великой Отечественной войны были возвращены Русской Церкви, кроме мощей московских митрополитов и патриархов, доныне хранящихся в Успенском соборе Кремля.

ГЛАВА 1

С. 40. ...греков-митрополитов...- Русская Православная Церковь, принявшая крещение от Византийской, Константинопольской, Церкви, первого митрополита, главу Церкви, получила также из Византии.

Мученики - согласно христианскому преданию, те, которые погибают за свои убеждения мученической смертью. Поскольку основатель христианства Иисус Христос погиб па кресте, то смысл христианского мученичества состоит в том, чтобы подражать Христу. Известно христианское изречение: "Кровь мучеников-семя Церкви". Поэтому князья Борис и Глеб не были собственно мучениками для греков-митрополитов.

//247//

С. 41. Вышгород - место на берегу Днепра, где были погребены тела Бориса и Глеба.

Страстотерпцы - то есть претерпевшие страсти. Страстями назывались страдания, выпавшие на долю мучеников.

С. 42. Акафист - буквально "неседален". Церковное хвалебное песнопение, чин молитв, в которых прославляются святые. Состоит из 12 кондаков и 12 икосов. Исполняется стоя.

...("детеск телом") - ("юношеского сложения").

С. 43. Утреня - церковная служба, предваряющая литургию.

С. 44. Псалмы - наиболее употребимые молитвы из библейской книги. Псалтырь - струнный инструмент, часто упоминается в Библии вместе с гуслями. Форма псалтыри (псалтири) точно не известна. По имени псалтыри и получила название книга псалмов. В ней собраны лучшие образцы лирической поэзии древнего Израиля.

"Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старшего, поскольку отец мой умер, будет он мне вместо отца".

"Видите ли братья, какое послушание высокое испытывал святой к старшему брату. Если бы они противились ему, не были бы такого дара чудес сподоблены от Бога. Немало младших князей не покорялись старшим и сопротивлялись им, и были убиты, но никто из них не сподобился такой благодати, как эти святые".

С. 45. "Господь гордым противится, а смиренным дает благодать..." "Кто говорит: "Бога люблю", а брата своего ненавидит, тот лжет"... "Совершенная любовь изгоняет страх". "...Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал ради славы и княжения в мире этом отец мой до святого крещения. А ведь все это преходяще и непрочно, как паутина... Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы, и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные и резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани, и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими? Всего этого будто и не было: все с ними исчезло... Так и Соломон, все испытав, все видев, всем овладев и все собрав, говорил обо всем: "Суета сует - все суета!" Спасение только в добрых делах, в истинной вере, в нелицемерной любви". Размышления Бориса богато украшены цитатами как из Нового, так и из Ветхого Заветов.

С. 46. "Господи Иисусе Христе! Как Ты, в этом образе явившийся на землю и собственною волею давший пригвоздить Себя к кресту и принять страдание за грехи наши, сподобь и меня так принять страдание!" "...все перенести ради любви к слову Твоему..." "...Не восхотел противиться любви ради Христовой,- а ведь столько воинов держал под рукою своей!"... "Слава Тебе, что сподобил меня уйти от обольщений этой обманчивой жизни... сподоби меня подвига, достойного святых мучеников... Ради Тебя умерщвляют меня в сей день, уравняли меня с овном, уготовленным на убой. Знаешь Ты, Господи мой, не противлюсь я и не перечу".

"Все лицо его слез исполнилось, и он обливался слезами... "Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего... Сердце мое горит, душа мой разум смущает и не знаю, к кому обратиться"... "Увы мне, увы мне! Плачу горько но отце, а еще горше плачу и горюю, брат и господин мой, Борис, как пронзен был, как без жалости убит, не от врага, но от своего брата... Лучше бы мне умереть с тобою, нежели одинокому и осиротевшему без тебя жить на этом свете!"

//248//


С. 47. "Идя же путем своим, думал Борис о красоте и молодости своей и весь обливался слезами. И хотел сдержаться, но не сумел. И все видевшие его, тоже оплакивали юность его и красоту его телесную и духовную... Кто же не восплачется, представив пред очами сердца своего эту пагубную смерть ...весь облик его был уныл и сердце сокрушено"... "...в скорби и печали, с удрученным сердцем"... "...сон его тревожили тоскливые мысли и печаль горькая, и тяжелая и страшная..."

Заутреня - церковная служба, предваряющая утреню. На заутрени читаются псалмы.

Шестопсалмие - чтение шести избранных псалмов в начале утрени.

Сырорезание - живодерство.

С. 47-48. ".,..возрадовался душою" - "думал, приветствовать его хотят"... "Не трогайте меня, братья мои дорогие, не трогайте меня, никакого зла вам не причинившего... Пожалейте юность мою, помилуйте, повелители мои. Будьте господами моими, а я буду вашим рабом. Не губите меня несозревшего, не пожинайте колоса недо-зревшего... Не срезайте лозу, еще не выросшую..." "Если же кровью мое;ч насытиться хотите, то я, братья, в руках ваших и брата моего, а вашего князя"... "Убивают меня неведомо за что..."

С. 48-49. "Ты знаешь, Господи Боже мой! Помню слова Твои, сказанные апостолам Твоим: "За имя Мое, Меня ради поднимут на вас руки, и преданы будете родичами и друзьями, и брат брата предаст на смерть". "Лучше мне одному умереть, нежели стольким людям", ..."лучше одному из всех умереть, и сего ради отпустил их". "Как в древние времена Захария заклан был пред жертвенником Твоим, так и я ныне заклаюсь пред Тобою, Господи".

С. 49. "Христа ради оставившие преходящую славу земную. Царство земное возненавидевшие, и чистоту возлюбившие, и неправедное убийство претерпевшие, не противились вы закопавшему вас брату..."; "Принесенные в жертву чистому агнцу, погибшему нас ради. Спасителю душ наших".

С. 50. "Работники одиннадцатого часа" - одна из притч Христа, в которой повествуется о господине и работниках, которых он нанимает работать в винограднике. Одни трудились с утра, другие с полудня и наконец последние - с вечера. Но плату все получили одинаковую. Русь, принявшая христианство сравнительно с другими народами поздно, приравнивается Федотовым к "работникам одиннадцатого часа".

Виноградарь - подразумевается Иисус Христос.

"Отняли поношение от сынов русских" - сняли позор язычества и его заблуждений.

С. 51. "Вы наше оружие, земли русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем".

Апотропей - в переводе с греческого "отвращающий беду".

ГЛАВА 2

С. 53. "Привык жить один, не тегрпя суеты и шума..." С. 55. Патерики Египта и Сирии - сборники житий и изречений египетских и сирийских отшельников.

С. 56. Лаврский тип жизни - возникновение этого типа мона-

//249//


шества относится к началу IV века. Вначале это сообщества отшельников, которые жили в отдельных кельях и подчинялись настоятелю.

Киновия - общежительная форма монашества. Все иноки равны в правах и обязанностях. Личного имущества нет - всё общее: стол, одежда. Плоды своего труда иноки предоставляют монастырю. Распорядок жизни подчинен жесткому уставу, который предусматривает дисциплину и подчинение настоятелю монастыря и его духовнику.

С. 57. Virago - мужественная женщина (лат.). "...ибо была телом крепка и сильна, как мужчина. Бывало, что кто-либо, не видя ее, услышит, как она говорит, и подумает, что это мужчина", "...постоянно ходил в церковь... к детям играющим не приближался... отвращался детских игр"... "отдать его учителю поучиться божественным книгам... Скоро постиг он всю грамоту..."

С. 58. Соблазн аскетического отвержения культуры - несколько позже, в 1938 г., борясь с односторонними и излишне ригори-ческими взглядами на культуру, присущими аскетически настроенным христианам, Г. П. Федотов писал: "Ничто подлинно ценное в этом мире не пропадает. Культура воскреснет, подобно истлевшему телу, во славу. Тогда все наши фрагментарные достижения, все приблизительные истины, все несовершенные удачи найдут свое место, сложившись, как камни, в стены вечного Града". (Федотов Г. П. Эсхатология и культура. Новый град. Нью-Йорк, 1952. С. 330.) Этому взгляду на культуру вторит и высказывание известного культуролога и мыслителя протоиерея Георгия Флоровского: "...что войдет в вечность (то есть в рай) из истории? Я установил принцип:

человеческая личность в полноте ее конкретных данных, и стало быть, все личные соотношения: дружба, любовь... В этом смысле и культура, так как отпадение культурного облика в человеке его бы обезличило, личность без конкретного культурного облика была бы только обломком человека". (Вестник русского христианского движения. Париж, 1972. № 130. С. 52). Естественно, что аскетические сборники, поучения и патерики также являются частью культуры, органически входят в нее. Здесь уместно напомнить два отношения к культуре, данные Ф. М. Достоевским в его романе "Братья Карамазовы" - со стороны монаха ферапонта и старца Зосимы. Соблазн Ферапонта заключается в том, что он стремится отмести все лишнее. на его взгляд, мешающее достижению Царства Небесного. Старец Зосима воплощает более мудрый подход - он отбирает все самое ценное, что есть в мире.

Просвирник - человек, занимающийся выпечкой просфор, особой формы хлебов, необходимых для совершения литургии.

С. 58-59. "Послушай, мати, молю тебя, послушай! Ведь сам Господь Бог Иисус Христос подал нам пример уничижения и смирения, чтобы и мы, во Имя Его, смирялись".

С. 59. Уничижение, кенозис - богословский термин, обозначающий самоограничение божества, предоставляющего тварному миру свободу и самостоятельность. При этом неизбежно допускается существование зла как следствия своеволия сотворенных существ, ибо без своеволия неосуществима свобода - высший дар Бога. Воплотившись, Иисус Христос принял на себя, по словам апостола Павла, "зрак раба", то есть принял иной, "ю севтветствующий его природной норме облек.

"...как же не радоваться мне, что сподобил Он меня приобщиться

//250//


к плоти Своей" - в этих словах святого Феодосия заключен следующий смысл: во время литургии происходит таинство Пресуществле-ния - хлеб, просфора, превращается в тело Христа, а вино - в Его кровь. Поскольку Феодосии исполняет послушание просвирника и печет просфоры, значит, и он причастен к таинству Пресущест-вления.

Вериги - одно из средств умерщвления плоти, к которым прибегали аскеты. Иногда' это были цепи, которые одевались на тело, иногда - металлические обручи.

С. 60. ...("другоици... излез") - то есть "иногда же ...садился на склоне пещеры"; в житии говорится о том, что святой лишь иногда прибегал к подобному усмирению своей плоти.

Власяница - рубаха, сотканная из самого грубого полотна. Монахи одевали ее на голое тело, борясь с искушениями.

С. 61. Страхования - искушения аскета страхом. Всевозможные видения, вызывающие чувство страха.

С. 62. "видя место весьма скорбное и тесное". Устав Студийского монастыря в Константинополе был общежительным (то есть монахи не владели никакой собственностью), отличался суровыми правилами монашеского быта. "От невеглас" - "от невежд".

"Никогда ни на кого напрасно не гневался, не раздражался, но всегда был милосерд и тих"...

С. 63. "Когда ходите, держите руки скрестив на груди". ..."не уповать на запасы, на богатство".

С. 64. "Хорошо нам трудами рук своих кормить убогих и странников, а не пребывать в праздности, переходя из кельи в келью".

С. 65. "Покаяльные" отцы - право исповеди, право быть духовным отцом в Древней Руси не принадлежало всем без исключения священникам, а, по примеру Византийской Церкви, составляло привилегию наиболее опытных священников, и епископ обычно сам назначал духовника. Наиболее опытными духовниками признавались иереи из монахов. Всем мирянам предоставлялась полная свобода в выборе себе "покаяльных" отцов, но вместе с тем рекомендовалось держаться избранного духовника до конца жизни. Влияние монахов-духовников на недавно крестившийся народ было весьма значительным. Быть может, именно поэтому русское православие так тяготеет и по сей день к монашеской аскезе.

"Отец наш Феодосии многим заступник был пред судьями и князьями, которые не могли ослушаться его"... "Не пойду на пир Иезавелин и не прикоснусь к яствам, пропитанным кровью убиенных ".

С. 65. "Голос крови брата твоего взывает к Богу, как крови Аве-левой на Каина".

С. 66. "...всей душою желая оказаться в заточении". "А что может, благой владыка, гнев ваш против власти твоей? Но подобает нам обличать вас и поучать о спасении души, а вам следует выслушивать это",

ГЛАВА 3

С. 68. Современные печатные издания... - имеются в виду издания: "Патерик Киево-Печерского монастыря". 1911. Изд. Д. Абрамо вич; "Памятники русской литературы XII-XIII века". 1872. Изд. В. Яковлев.

//252//


С. 70. Тавматургия - буквально "чудотворения", то есть способность подвижника преодолевать материальные законы бытия: исцелять, предвидеть будущее.

Демонология - учение о демонах. Молитва Иисусова - кроме обычной, храмовой молитвы, подвижник прибегает к индивидуальной, келейной молитве. Но высшей ступенью подвижнического подвига исстари считалась молитва Иисусова: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного". При кажущейся внешней простоте этой молитвы она требует особого сосредоточения и определенной подготовки. Эту молитвенную практику называют "умной молитвой". Возникновение ее относят к началу монашества, а некоторые исследователи считают, что она возникла еще раньше - во времена апостолов. Произнесение имени Иисуса Христа почиталось равносильным Его присутствию. На пути этого молитвенного подвига различается немало ступеней. Высшей почиталась та, на которой молитва становилась "самодвижущей", то есть звучала помимо гласного произношения самостоятельно в сердце подвижника - средоточии духовной жизни человека. На этой ступени молитва становится постоянной, не прерываясь даже во время сна. Достижение высших молитвенных состояний сопровождается экстатическими состояниями, а также видением . "умного, или Фаворского" света. В Византии эта молитвенная практика получила развитие у исихастов - молчальников.

"Была жизнь его как птицы небесной... на невспаханной земле собирал несеяную пищу".

С. 71. ..."извыче из уст" - "выучил наизусть". С. 72. "Так как вы всю жизнь пребывали праздными, расхищая чужие труды, а сами не хотите трудиться, ныне же стойте здесь без дела годами и дальше до кончины своей".

С. 73. "Прельстил меня, диавол, уединившегося в одном месте. Более не хочу затворяться в пещере". ..."Не желая славы человеческой, начал юродствовать и пакостить и игумену, и братии".

С. 74. "Никита все книги Ветхого Завета знал прекрасно". Традиция... горы (Афонской)...- Афон - полуостров в Греции, на побережье Македонии, где в 962 г. возник первый православный монастырь. На Афоне есть несколько русских монастырей. Всеми делами ведает Совет старцев. В монастырях хранятся рукописи и книги, здесь процветала исихастская традиция. Со времен святого Антония Печерского между Русью и Афоном существовала постоянная связь.

С. 75. "Морозом и железом истончаем". Цата - в данном случае "монетка".

С. 76. "Не просил здоровья, но умножения болезни".

С. 77. "Социалъно-каритативный", каритативный - от латинского "caritas" - "уважение", "любовь". Каритативное служение, согласно евангельскому указанию Христа, служение своим близким. В функции многих русских монастырей входила обязанность социального служения. Для этого в монастырях устраивались богадельни, в которых принимали, кормили и ухаживали за нищими, убогими, стариками, оставшимися без присмотра.

. //252//


ГЛАВА 4

С. 80. "Ходил как один из нищих и стал юродивым".

С. 81. Экзегетика - наука, занимающаяся объяснением и толкова нием библейских и новозаветных текстов.

..."искусен в знании божественных книг".

..."на трапезы и на пиры он не ходил из-за многих ссор, которые там случаются из-за выбирающих себе места".

"Лицо же блаженного и тело были сильно изнурены, так что его кости и суставы можно было почитать мощами, и лицо его было бледным из-за великого труда, и воздержания, и бодрствования, и из-за многих проповедей".

Средовек - человек среднего возраста.

С. 82. "Был он образ и подобие Василия Великого: имел такую же черную бороду, только что голова у него была плешива".

"Он даже ночью мало спал, но совершал коленопреклонения, и тихо проливал из очей обильные слезы, и бил себя в грудь, и обращался к Богу, умоляя помиловать своих людей, отвратить гнев свой".

"И тогда начал блаженный Авраамий подвизаться с большим смирением, и плакал много с воздыханиями и стонами, напоминая сам себе о разлучении души с телом".

"Запрещал же разговаривать в храме, более же всего во время литургии".

Евхаристия - центральный момент литургии. Во время евхаристического канона происходит таинство Пресуществления, то есть хлеб и вино становятся телом и кровью Христа.

С. 83. "Я за тебя отвечаю перед Богом, а ты перестань проповедовать".

"Собрался же весь город на него, от мала до велика, иные кричат, что его необходимо заточить, другие - пригвоздить к стене и сжечь, а другие - утопить его, проведя через город".

"Посланные же слуги, схватив Авраамия, волочили его, как злодея, одни ругались над ним, бросая ему оскорбительные слова, другие насмехались над ним, и так делал весь город и по торгу и по улицам - везде много народу, и мужчины, и женщины, и дети, и было тяжело видеть это зрелище".

С. 84. "Граду сему великая епитимия будет, если ты искренне не раскаешься".

Епитимия - буквально "наказание", "кара". В церковном понимании - наказание, налагаемое духовником на мирянина (поклоны, пост, длительные молитвы).

"...Послал быстро ко всем игуменам и ко всем священникам, приказывая и запрещая произносить какие-либо злые слова о блаженном Авраамии".

С. 85. "...князю и властителям Бог смягчил сердце, а игумены и священники, если бы могли, съели бы его живьем".

"Одни называли его еретиком, иные же говорили о нем:

"Он читает глубинные книги"... другие же называли его пророком..."

"Так как по Божьей благодати он мог не только читать, но также толковать книги... потому что ничего в божественных писаниях не утаилось от него..."

С. 86. "Написал он две иконы: одну - Страшный суд второго пришествия, а другую - Испытание воздушных Мытарств..."

//253//

"Страшный день": "которого нигде не избежать, не скрыться от него, и огненная река течет перед судилищем, и раскрываются книги, и восседает судья, и явными становятся дела всех людей... Если уж страшно, братья, слышать об этом, то еще страшнее будет самому видеть".

"Блаженный Авраамий часто напоминал себе, как придут ангелы испытывать душу, и какое будет испытание на воздухе от бесовских мучений, как придется предстать перед Богом и дать обо всем ответ, и в какое место поведут, и как нужно будет во второе пришествие предстать перед судом страшного Бога, и какой приговор произнесет Судия, и как потечет огненная река, все сжигая..."

"...метаноическим" типом аскезы - метанойя буквально "покаяние". В данном случае Федотов говорит о том типе аскезы, в котором резко обозначена и главенствует тема покаяния.

Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова,- последняя книга Нового Завета, повествующая о судьбах мира в последние времена. Книга пророка Даниила, одна из книг Ветхого Завета, также относится к жанру апокалиптической литературы, которая посвящена тайнам метаистории, или тайнам божественного промысла, являемым в исторических событиях. Апокалиптическая литература характеризуется следующими чертами:

1) она чаще всего анонимна или псевдонимна (как книга пророка Даниила);

2) апокалиптики прибегают к сложной символике и аллегориям, требующим толкования;

3) они любят выражать свое учение прикровенно, с помощью мистических чисел;

4) в ряде произведений апокалиптической литературы чувствуется влияние дуализма и фатализма;

5) в произведениях большую роль играют образы духовных сил: ангелов и демонов;

6) ясно обозначен рост двух мировых полюсов добра и зла и их противоборство. (Подробнее см.: Менъ А. Человек и Слово Божие:

Словарь по библиологии. Т. I. Московская духовная академия, Загорск, 1984.)

Апокрифы - книги, претендовавшие на значение священных, но отвергнутые Церковью, не включенные в Священный канон. Первые ветхозаветные апокрифы появились на рубеже 1П и II веков до нашей эры и продолжали появляться вплоть до начала II века нашей эры.

С. 87. Богумильская литература - иногда: богомилы. Еретическое движение на Балканах в X-XIV веках характеризовалось дуализмом, близким манихейству.

С. 88. Православный гнозис - буквально "православное знание". Федотов подчеркивает, что стремление блаженного Авраамия к раз витию православного богословия сделало его мучеником, страсто терпнем.

ГЛАВА 5

С. 90. Вселенские соборы - проходили в эпоху единства хри стианских Церквей, с IV по VIII век. Всего их насчитывается семь На Вселенских соборах решались важные вероучительные проблемы формулировались православные догматы.

//254//


С. 92. "И был Владимир на Руси великим Константином. Он - новый Константин великого Рима, ибо и сам крестился и людей своих окрестил".

"Надлежит нам за него Бога молить, поскольку благодаря ему мы Бога познали".

"Видя Бог наше почитание его, прославил бы его".

"О святые цари Константин и Владимир, помогайте против врагов родственникам вашим и народ греческий и русский избавляйте от всяких бед".

"...нищие приходили во двор к нему постоянно, и каждый получал то, в чем имел нужду, а больным, которые не могли сами приходить, велел слугам приносить в дом".

"Если по неведению впадал в какие-нибудь прегрешения, то потом каялся и творил милостыню".

С. 94. "...отрезали ему язык, и заткнули рот ему полотенцем. и начали отсекать ему члены и отбрасывать, обрезали пальцы рук и ног, и уста, и уши, затем отсекли остальные члены, пока не остался труп. Затем содрали кожу с головы и насадили голову на копье".

"перейти в язычество и воевать на их стороне"... "пищи и питья от них не принял".

"Он же обливался слезами ...лицо его было уныло от многих мучений, которые принял от язычников".

С. 94-95. "Был же Василек лицом красив, очами светел и грозен взором, храбр безмерно на охоте, сердцем легок, с боярами ласков. Кто (из бояр) ему служил, и хлеб его ел, и пил из его чаши, тот из-за преданности Васильку никакому другому князю уже не мог служить. Крепко любил Василек слуг своих, мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили. Был он сведущ во всем и искусен".

С. 95. "...от юныя версты" - с юных лет.

С, 96. "...не прельщаться славою света сего, не поклоняться ни кусту... не принимать в уста свои ничего скверного".

"Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться,- не поклонюсь".

"Все за тебя и со всеми людьми своими примем епитимью".

"Не хочу только по имени христианином называться, а поступать как язычник".

"Тела их много дней лежали невредимыми"... "явился столп огненный... и пение ангельское слышалось".

"Разреши мне, брат, принять постриг, мысль эта была у меня и во время княжения: ныне же в нужде, болен, и жить не хочу".

С. 97. "Велел каждый день возить по городу еду и питье различное больным и нищим на пользу".

"...о готовящемся злодейском убийстве узнав своем заранее.. ни на что не рассчитывал..."

С. 98. "Перед своим племянником смирение проявил... а ныне противостань им".

"Если кто положит душу свою за друзей своих, тот великим наречется в Царствии Небесном: нам же ныне предстоит не за одного, не аа двух человек положить души свои, но за множество народа, тетчящегося в плену, а иные шз них убиты, а жены и дочери осквернены язычниками, и: ныне за- такое множество народа положим души свои, да вменится нам слово Господне во спасение".

//255//

С. 98-99. "Видите, дети мои, ведь не требует царь вас, детей моих, и никого иного, но только меня, моей головы желает. Если я уклонюсь, то владения мои в порабощении будут, множество христиан убито. Лучше уж мне умереть, положить душу свою за многие души".

С. 99. "Все ночи боролся со сном, да не воздремлет, не уснет, и хранил его ангел".

"Если один спасусь, людей своих оставив в такой беде, какую похвалу приобрету?"

С. 100. "Палея толковая" - памятник, в котором пересказываются с полемическими, антииудейскими толкованиями, а также с многочисленными дополнениями и комментариями библейские книги. "Палея" являлась своеобразной энциклопедией Древней Руси. Вопрос о ее датировке до сих пор не решен. В. М. Истрин полагает, что ее создание необходимо отнести к XIII веку. Различаются полная и краткая редакция "Палеи". Библейские тексты, которые даются в "Палее", обильно дополнены материалами из различных апокрифов - об Аврааме, о Мельхиседеке, "Заветы двенадцати патриархов" и другими.

С. 100. "Об умном, и кротком, и смышленом, о храбром, тезоименитом царю Александру Македонскому, подобном царю Ахиллесу крепкому и храброму, эта повесть о нем... И рост его выше, чем у многих людей, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа... Сила же его была частью силы Самсона; и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую".

С. 101. Война Езекии с Сеннахиримом - 716-687 гг. до нашей эры. Сеннахирим (Синахериб) - ассирийский царь, завоевавший окрестные царства и направившийся войной на Иудею. Езекия, царь иудейский, признал его власть и платил ему дань. Но Сенна-хириму показалось это недостаточным, тогда Езекия противостал превосходящему во много раз его войску. В стане ассирийцев вспыхнула эпидемия, и Сеннахирим вынужден был бесславно отступить.

"Так Бог прославил угодника своего, поскольку немало потрудился он ради земли Русской, и за Новгород, и за Псков, и за всю землю Русскую, жизнь свою полагая за православное христианство".

"Сильный воин был, во многих схватках мужество свое явил и добрый нрав. И всякими добродетелями украшен, был же приветлив и церкви украшал, и священников и нищих любил, и во все праздники священников и монахов кормил и милостыню раздавал".

С. 102. "Благоверный же князь Мстислав... был среднего роста, лицом красив, всеми добродетелями украшен и благонравен, и с любовью относился ко всем, более всего любил раздавать милостыню, заботился о монастырях, чернецов утешая... и о мирских церквах заботился, и священников и весь святительский чин почитая достойно; был же он крепок в схватках боевых, всегда желая погибнуть за землю Русскую и за христиан. Когда видел плененных язычниками христиан, так говорил дружине своей: "Братья! Разумейте, что если сегодня умрем за христиан, то очистимся от грехов своих и Бог вменит нам подвиг наш наравне с мученическим".

С. 105. "...благого патриота/своего города, великого Христова мученика Дмитрия, сказавшего о родине своей, городе Солуни:

"Господи, если погубишь город этот, то и я с ним погибну, если

//256//


спасешь, то и я спасен буду; этот (Михаил) так же решил сделать и положить душу свою за отечество".

"О светлая и пресветлая Русская земля! Ты украшена многими реками, и различными птицами, и зверями, и всяческою различною тварью. Бог, радуя человека, сотворил все это ради него на радость и яа потребу различных желаний человеческого естества. Потом даровал Господь православную веру, святое крещение, наполнил землю великими городами и домами церковными и насеял ее боголюбивыми книгами. И показал путь спасения, как достигнуть пресветлого света, и радости всех святых, и райской пищи, как исполниться неоскудной Божией благодатью, по делам нашим и соответственно трудам". (Зачин "Жития преподобного князя феодора Ярославского", XV век.)

С. 106. ..."мняше волшебство быти..." - "подозревая волшеб-

ГЛАВА 6

С. 111-112. "сами себе создавая гонителей"... "видя неправедные дела царей и веяьмож, видя истязаемых сирот, грабеж и хищения... царей обличали".

С. 112. "Иные в благоденствия жили и в богатых ризах ходили... да не уничижится святительский сан". ..."Но все это считали преходящим... подобно тени и сну... никогда хлеба досыта не ели, и всегда голос слышался: "Готово сердце мое, Боже, готово".

С. 112. "Приди к великому храму Премудрости Божией и возведи очи вокруг себя, и увидишь там пресветлые храмы святых, как звезды, как горы стоящие, им созданные. Если и не голосом - вещами говорят... это архиепископ Евфимий даровал мне".

Гора - символ, обозначающий епископа.

С. 112-113. ...("собрал множество переписчиков книг")... "к наполнению церквей Божиих".

С. 113. Теократия - буквально "боговластие". Принцип, согласно которому непосредственный носитель власти над народом и стря-нои - Бог, осуществляющий эту власть через своих служителей: священников и пророков. Термин впервые введен иудейским историком Иосифом Флавием для характеристики древнеиудейского строя государственной жизни. В эпоху Моисея этот строй действительно можно было назвать теократией. В эпоху средневековья осуществить теократию пытался католицизм. Глава Римской Церкви, папа, объявлялся наместником Христа на земле, которому должны подчиняться все правители. Это заблуждение дорого обошлось как народам, так и Церкви, поскольку забывались слова Христа: "Царство Мое не от мира сего".

Бог его "суровым к непокорным являл".

С. 114. Автокефалия Русской Церкви - самостоятельность Русской Церкви в данном случае от Византии, от Константинопольской Церкви, которая после крещения Руси назначала митрополитов, руководивших жизнью Русской Церкви.

С. 115. Стригольники - движение, возникшее во второй половине XIV - начале XV века. Учение стригольников весьма близко к протестантским: они отвергали таинства и церковную иерархию. Стригольники резко выступали против церковных порядков, обличали церковную иерархию в продажности, в том, что она

//257//

за деньги поставляет священников, что строго запрещалось церковными канонами.

Жидовствующие - новгородско-московская ересь, возникла в конце XV - начале XVI века в Новгороде и Москве. Они отвергали церковные обряды, авторитет Церкви. Именно в связи с ересью жидовствующих Новгородский архиепископ Геннадии впервые поставил вопрос о необходимости смертной казня через сжигание для еретиков. Учение представляло опасность еще и потому, что распространялось среди знати.

С. 116. "И видели лицо его, как лицо ангела, иные же пали замертво, а иные ослепли".

С. 118. "И разгневался Господь на противников: в тот же час покрыла их тьма: и начали истреблять друг друга и смерти предавать".

С. 119. "...видя козни против сограждан"... "добрый пастырь воистину готов душу свою за овец своих положить".

"Тихим взором на подданных взирай и свободных в рабство не отдавай".

"Если благочестиво будет жить и тихим взором на подданных взирать будет".

"Кто сможет повредить согражданам моим или кто уничижит величие города моего, если не междоусобицы приведут их в смятение и если не разделение низложит их".

С. 124. Флорентийская уния - попытка соединения церквей, предпринятая в 1439 г. римским папой Евгением IV. С этой целью во Флоренции был созван собор. В нем приняли участие главы восточных Церквей. Активное участие в его созыве сыграл византийский император Иоанн VI Палеолог, искавший военной помощи Запада. Положение Византии в этот период было чрезвычайно тяжелым - со всех сторон империю теснили турки-османы. Император предварительно договорился с папой, что на соборе будут присутствовать главы западных государств. Но они на собор не явились. Акт унии был подписан восточными главами Церквей, за исключением Марка Ефесского. Но вернувшись на родину, большинство восточных епископов отказалось от своих подписей, сославшись на то, что на них было оказано давление. Предполагавшееся воссоединение Западной и Восточной Церквей осталось, таким образом, лишь на бумаге.

С. 127. "Установишь празднование преставившимся и погребенным в великом храме Премудрости Божией русским князьям и архиепископам Великого Новгорода и всем православным христианам в 4 день октября... и сам будешь причтен с нами в царствии небесном как один из святых".

С. 129. "Несмотря на то, что многие явили подвиги и многие добродетели стяжали перед Богом... а некоторые от Бога были удостоены даже даров чудотворения и небесных почестей, каждый соответственно своему подвигу,- ни один из них не удостоился на земле празднования..."

//258//


ГЛАВА 7

С. 131. Православная Мария - в данном случае Федотов имеет в виду евангельский рассказ о двух сестрах - Марфе и Марии, которые почитали Иисуса Христа. Он часто гостил у них и у брата их Лазаря. Однажды он беседовал с Марией, в то время как Марфа хлопотала по дому. Она раздраженно обратилась к гостю, чтобы он указал сестре на необходимость помочь ей. На что последовал ответ Христа: "Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее". (Лука, гл. 10, ст. 41, 42). Православную Церковь (восточную) часто упрекали в уходе в созерцательную, молитвенную жизнь и в презрении насущных дел, в том числе и миссионерских. Именно поэтому Федотов избрал этот евангельский образ.

С. 132. Клирошанин - один из низших служителей церкви, обычно чтец или певец церковного хора, который поет на клиросе.

"...поскольку немало книг хранилось там".

С. 133. "...расспрашивая спешно о волнующих его вопросах".

...("постоянно имел их у себя")...

С. 134. 7000 г. от сотворения мира - в Древней Руси летосчисле-ние до реформ Петра I велось от начала сотворения мира. В средние века это была условная дата, искусственно вычисленная из данных Библии. Чтобы определить необходимую дату, необходимо вычесть от предлагаемого числа 5507 или 5508 лет.

Тиун - судья низшей категории, иногда - приказчик, управитель.

Доводчик - доносчик, фискал.

Пристав - надзиратель.

"От Москвы может ли что-то к нам доброе придти? Не оттуда ли приходят всякие беды, и дани тяжкие, и насилия?"

Ослопы - в данном случае жерди.

"Разводят костер, чтобы сжечь раба Божьего".

"...нарочитую кумирню..." - "...известное языческое святилище...".

"Обычай недобрый имеет - не начинает первым бой..."

С. 135. Часослов - церковно-богослужебная книга, содержащая:

вечерню, повечерие, полунощницу, утреню и часы.

Осмогласник, или Октоих,- церковно-богослужебная книга, содержащая в себе стихиры, каноны на каждый день недели, распределенные на восемь напевов, или гласов.

"Отеческих богов не оставляйте, и жертв и треб для них не забывайте, старую веру не покидайте..."

"...У христиан один Бог, а у нас много: много помощников, много заступников..."

С. 136. "Я не привык побеждать огонь и воду..."

Кафедральный город - город, в котором находилась епископская кафедра. Иначе говоря, Усть-Вымь стала духовным центром новой епархии.

С. 137. ...за сто двадцать лет до преставления мира - древнерусские книжники предполагали, что гибель мира должна наступить в 7000 г. от сотворения мира.

С. 138. "Лопъ дикая" - обозначение некрещеного, языческого народа.

259

ГЛАВА 8

С. 144. Хотьковский Покровский монастырь - один из первых монастырей, возникший на землях Московского княжества. Первое упоминание о нем относится к 1308 г. Сначала монастырь был "малженным", то есть в нем проживали и мужчины, и женщины. Позже он становится "девичим". Именно в этом монастыре, согласно рассказу Епифания Премудрого, постригся старший брат преподобного Сергия - Стефан, а затем и родители - Кирилл и Мария. В Покровском соборе хранились раки с мощами Кирилла и Марии. Расцвета монастырь достиг в XIX - начале XX века. Были перестроены сначала храм во имя Покрова Божией Матери (1816), затем Никольский собор (1904), возведена новая каменная колокольня, выстроены сестринские корпуса, обитель обнесена каменной стеной. После революции монастырь просуществовал недолго. Мощи родителей преподобного Сергия были увезены, местонахождение их неизвестно. С 1989 г. начал функционировать Покровский храм, переданный Московской патриархии.

С. 145. "Я, господа и братья,-говорит он им,-хотел один жить в пустыне и скончаться здесь. Но если так пожелал Бог и если угодно Ему, чтобы был на месте этом монастырь и многочисленная братия, да будет воля Господня".

"...одержало в нем верх его сердечное братолюбие..." С. 146-147. "Ошибся ты, о человек, и не знаешь, что говоришь:

отрок твой, когда нес ты его сюда, по пути от холода ослабел, и тебе показалось, что он умер... Ведь не может никто ожить до общего воскресения".

С. 147. "Чтобы я никогда не слышал, как вы моим именем этот источник называете. Ведь не я дал воду эту, но Господь даровал нам, недостойным".

"Воскрешая в уме жития великих светил, которые, во плоти живя на земле, ангельской жизнью прожили, то есть Антония Великого и Великого Евфимия, Савву Освященного, ангелоподобного Пахомия, Феодосия, создателя монашеского общежития, и прочих, их жизни и нравам дивился блаженный - как они, будучи из плоти, бесплотных врагов победили, ангелам подобны были, дьявола устрашили'. К ним цари и люди, удивляясь, приходили, больные различными недугами от них исцелялись, были они и от бед верные избавители, и от смерти быстрые заступники, на дорогах и в море они путь делали легким, нуждающимся обильно подавали, нищих кормильцами были, для вдов и сирот были неистощимым сокровищем".

С. 148- "О чада любимые! Если Господь Бог вам открыл, смогу ли я это утаить? Тот, кого вы видели,- ангел господень; и не только сегодня, но и всегда, по воле Божьей служу с ним я, недостойный. Но то, что вы видели, никому не рассказывайте, пока я не уйду из жизни этой".

"Когда служил святой,- рассказывал он,- виден был огонь, ходящий по жертвеннику, осеняющий алтарь и со всех сторон святую трапезу окружающий. А когда святой хотел причаститься, тогда божественный огонь свернулся, как некая плащаница, и вошел в святой потир; так преподобный причастился".

Жертвенник - четырехугольный стол, находящийся в алтаре с левой стороны. На жертвеннике приготовляются святые дары перед литургией и потребляются после нее.

//260//


Трапеза - в данном случае имеется в виду престол, то есть четырехугольный стол посреди алтаря, на котором совершается литургия.

Плащаница - украшенная ткань с изображением лежащего во гробе Иисуса Христа. В страстную пятницу выносится во время вечерни на середину храма для общего поклонения и остается там до празднования Воскресения, после чего переносится на престол до праздника Вознесения.

Потир - чаша для святых даров.

"Так же, как ты видел этих птиц, так и умножатся ученики твои и после твоей смерти не будут знать нужды, если захотят во всем последовать тебе".

"Не ужасайся, избранник мой! Ведь я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься, и об обители твоей,- и не скорби больше: ибо отныне всего будет здесь в изобилии, и не только при жизни твоей, но и после твоего ко Господу ухода не покину я обители твоей; все необходимое подавая в изобилии и снабжая всем и защищая".

С. 150. Фаворский свет - понятие связано с событием из жизни Иисуса Христа. Незадолго перед распятием, молясь на горе Фавор, Он предстал перед учениками в преображенном виде: "И когда Он молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме..." (Лука, 9, 29-31). В учении исихастов, которые в XIII-XIV веках развили и углубили практику "умной" молитвы, встреча с Фаворским светом - один из признаков богообщения в практике "умного делания". "Они (исихасты) отождествляют божественную реальность, являющуюся святым, со светом, который видели ученики Господа при Его Преображении на Фаворе. Этот Фаворский свет, свет Преображения, и есть "свет будущего века", предвосхищение Царства Божия". (Мейендорф И. "Введение в святоотеческое богословие". Нью-Йорк, 1982, С. 343).

С. 151. ...затворил все церкви в Нижнем...- обычная для католической Церкви практика интредикта, когда в области или стране, почему-либо отказавшейся подчиниться верховной власти папы римского, запрещается совершать богослужения и таинства. В православной Церкви эта практика применялась крайне редко.

С. 152. "Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь,- обязательно поможет тебе Бог".

"Владыка святой! Если не хочешь, чтобы ушел я, нищий, и не слышал святыню твою, больше не продолжай об этом говорить со мной, бедным".

С. 153. Киновит - монах, живущий в киновии, то есть в монастыре, где введен общежительный устав и никто из монахов не обладает собственным имуществом.

ГЛАВА 9

С. 158. "...ноги, как столпы...", "Когда прихожу в келью, то уже не могу сразу уйти"... "Так поступай всегда. Сначала в свою келью иди, и она научит тебя всему", "...непостническое, светское лицо, как у упивающихся".

//261/

"Утешение" - в монашеском лексиконе то или иное допустимое развлечение или разнообразие в пище. Однообразность монашеской жизни порой ввергает человека в уныние, а подобное "утешение", быть может, шутка игумена или добавочное блюдо, помогает преодолевать его.

С. 159. "Если захотим села и" °ть, принуждены будем печься о них, а это попечение может мешать Зратиям углубляться в молитву".

"А милостыню по возможности давайте: поскольку, господин, поститься не имеете возможности, а молиться ленитесь, то милостыня ваша, господин, эти недостатки восполнит".

С. 163. "Не убоялся ни казни, ни заточения, но вспомнил Иоанна Златоуста, сказавшего: гнев царский львиной ярости подобен ".

"Никогда не прекращал духовного делания" - то есть молитвы.

С. 164. "Научи ум твой единого Бога искать и прилежать к молитве..."

"В высоту ум свой вперяя и сердце свое очищая от всех страстных мятежей".

"...зрительное ума очищая" - "очи ума очищая".

"Очи ума очищая и свет божественного разума собирая в сердце своем... и созерцая славу Господню. Так вместилищем избран был Святому Духу".

"...гяавизну добродетелей" - главу, начало добродетелей.

ГЛАВА 10

С. 167. "Отгоняемые мною не прекращают меня почитать, не перестают докучать мне, и из-за этого немалые смущения бывают у нас".

"...начал говорить старец Нил, чтобы монастыри не владели селами, а жили бы монахи по пустыням, а на жизнь зарабатывали рукоделием".

"Бросьте тело мое в глуши этой, чтобы съели его звери и птицы, потому что грешило оно перед Богом много и недостойно погребения... Я стараюсь, насколько в моих силах, не быть сподобленным чести и славы века сего никакой - как в жизни этой, так и по смерти моей. Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу у всех. и от меня - прощение. Бог да простит всех".

С. 168. "...Средний путь, или с одним, или, самое большое, с двумя братьями жить..."

"...братьям моим всегдашним по сердцу моему: так называю вас, а не учениками. Один у нас Учитель..." "...беседами разумных и духовных мужей..." "...но таких мало осталось..." "...подлинно духовного наставника".

С. 169. "Писаний много, но не все они божественны". "Прежде всего уделяю внимание божественным писаниям, сначала заповедям Господним и их толкованиям, апостольским преданиям, также и учению святых отцов; изучаю их и, если согласны с моим разумением... переписываю и так учусь, в том жизнь и смысл имею".

"Прежде чем сделать что-либо, обращаюсь сначала к Божественному писанию; но если не нахожу в нем поддержки моему начинанию, отлагаю до тех пор, пока не найду поддержки".

"Переписывал с разных списков, пытаясь найти истину, и нашел в этих списках много ошибок. Насколько возможно моему худому разуму, исправлял их".

//262//


С. 169-170. "Без испытания разумом и доброе во зло обращается из-за того, что употребляется невовремя и без меры. Когда же размышление время и меру установит, то чудесный прибыток бывает.- Время безмолвию и время безмятежному разговору; время непрестанной молитве и время службе нелицемерной (церковной).- Прежде времени на высоте не удержишься.- Средним путем удобнее всего идти.- На среднем пути падений не бывает".

С. 170. "Каждый из вас подобающим вам путем да подвизается".

"...издревле все, угодившие Богу, скорбями и делами и благодаря тяжелым обстоятельствам спасались".

"Жизнь наша - пар, прах и пепел..." "В радости бывает тогда человек, не обретаемой в жизни земной".

"О пищи и питье. Каждый питается согласно силе своего тела, но более души... Здоровые и юные пусть утомляют тело постом, жаждою и трудом сколько могут; старые и немощные не дают себе излишнего покоя", "...все многообразие людей невозможно объять единым правилом, поскольку различие наблюдается и в крепости тел, как отличны медь и железо от воска".

С. 171. "Очисти келью твою, и скудость вещей научит тебя воздержанию. Возлюби нищету, и нестяжание, и смирение".

"Не приличествует нам сосуды священные из серебра и золота иметь, как, впрочем, и других излишеств, но только необходимое в храм приносить".

"...не пристало любоваться изделиями рук человеческих".

"Телесная деятельность - только лист; внутреннее, то есть умное - плод".

"Ложесна неплодные и сухие сосцы" - сравнения с бездетной женщиной.

"Откровенные рассказы странника" - книга, повествующая о практике "умной" молитвы. Написана, скорее всего, в середине XIX века в России. Выдержала много публикаций, в том числе и зарубежных. В советский период не переиздавалась. Различными исследователями приписывается святителю Феофану Затворнику, канонизованному на Соборе 1988 г. Другие полагают, что эта книга могла-быть создана кем-то из оптинских старцев или из круга, близкого к Оптиной пустыни. В ней ярко и талантливо повествуется в художественной форме о практике "умного делания", проходят типы русских людей из разных слоев общества.

С. 172. "...смотреть всегда в глубину сердечную и говорить:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного".

"И так повторять прилежно, или стоя, или лежа, или сидя, как удобнее, и не часто дышать..."

"Никаких мечтаний, ни видении не принимай, да не прельстишься".

"Бога внутри оставив, начинаешь его извне призывать".

"Возжигается в тебе воистину радость и умолкает язык... Вырывается же из сердца радость... и словно пьянеешь и радость объем-лет всего" - описывается экстатическое состояние, которое часто сопутствует "умной молитве".

С. 172-173. "Какой язык расскажет? Какой ум опишет? Какое слово Способно поведать об этом? Страшно, воистину страшно и превышает возможности слова. Вижу свет, его же нет в мире, посреди кельи сидя, внутри себя вижу Творца мира, 'и беседую и люблю, и питаюсь единым боговедением и соединяюсь

//263//

с Ним, восхожу на небеса: то всем известно и истинно. Где же тогда мое тело, не ведаю... И вот Владыка меня делает равным ангелам и даже совершеннее их".

С. 173. "Находят время и о братиях печься и проповедовать".

"...Сохранить бы тайну в молчании, но бываю безумным и юродствую, чтобы принести братиям пользу".

"Храни же себя и старайся никого ни в чем не укорить, не осудить и не взирай на то, что не благо".

"Нехорошо желать угодить всем людям. Если хочешь, одно избери: или о истине печься и ради нее умереть, зато жить будешь вовеки, или угождать людям и быть их любимцем, Богом же быть ненавидимым".

ГЛАВА 11

С. 175. "...иногда жезлом бил, иногда и в затвор посылал:

когда нужно, был жесток, а когда необходимо - милостив". С. 177. "Как простой невежда".

"Каждый стоял на своем месте, а на другое не смел перейти". С. 178. "Была же у Иосифа чистота в речи и быстрота во взоре, а в голосе сладость и в манере читать - умиление: нигде в те времена подобных ему не было".

С. 179. "Молитва Иисусова беспрестанно звучала в их устах и предваряла всякое пение.- Сами себя мучили Христовы страдальцы,- и в ночи, когда на молитве стояли, и днем, когда делами занимались".

"...слезами обливались... смертный час постоянно представляя... Все в лаптях и в заплатанных одеждах, неважно боярин ли, князь или вельможа".

"Иные панцирь на голом теле носили под рубахою, а иные вериги железные и поклоны клали - кто 1000, кто 2000, кто 3000, а иные спали только сидя".

"Нестерпима их жизнь; кто из нынешних людей может это вытерпеть?"

С. 180. "Необходимо церковную утварь создавать, святые иконы, и священные сосуды, и книги, и ризы, и братию кормить... и нищих, и странников, и путников кормить, и милостыню давать".

"...многие крестьяне увеличили стога свои и умножили жита". "...от голода истаивают и страждут от наготы..." "...таковые властители будут пребывать в мучениях вечно..." С. 181. "...об осторожном" трезвении... о "страшном немилосердном" суде... "Души наши положим за то, чтобы исполнить малейшую из заповедей Божиих".

"Из-за этого устрашаюсь и трепещу... Думаю, что ни великие светильники, ни духоносные отцы, ни святые мученики не пришли к своему смертному часу без истязания бесовскими мучениями".

С. 182. "Нельзя одному лишь настоятелю этого исполнить... Вас да страшится грешник более чем настоятеля... Есть необходимость отомстить ему, да не с ним примем гнев Божий".

"Неужели трудно не выходить из монастыря без благословения? Или какая в том скорбь - не разговаривать на павечернице? Неужели не хватает дня для разговоров?"

"...не только телесное благообразие явить, но и ум весь собрать

//264//


воедино с сердечным чувством..." "Прежде о телесном благообразии и благочинии будем заботиться, а потом уже о внутреннем".

С. 183. "Стисни свои руки, и соедини свои ноги, и очи смежи, и ум собери".

Калокагафия (точнее, калогатия) - в древнегреческой философии гармония внешних и внутренних качеств как идеал воспитания человека.

"Ступай кротко, голос должен быть умеренным, слово благочинно, пища и питье немятежны, взирай потребно, потребно говори, в ответах будь сладок, не излишествуй в беседе, беседуй со светлым лицом, чтобы излить веселье на беседующих с тобою".

С. 184. "Грешника и еретика что руками, что словом убить - все одно".

"...иным языки отрезать, иных на костре сжечь".

ГЛАВА 12

С. 186. Страх божий - богословское понятие, имеющее мало общего с понятием общечеловеческого страха. Наиболее глубокое понимание и истолкование этого термина принадлежит Рудольфу Отто (1869-1937), протестанту, профессору богословия Марбург-ского университета. В 1923 г. была издана его книга "Das Heilige". "Здесь, однако, этот термин (страх божий.-С. В.), при всем соответствии, взят все же по аналогии, чтобы дать имя совершенно особенному типу эмоциональной реакции, полностью отличающейся от испуга, но тем не менее между ними есть некоторая близость, так что эта аналогия помогает пролить свет на природу интересующего нас явления. В некоторых языках существуют специальные термины, обозначающие расплывчато или более точно этот "страх", который есть нечто большее, чем то, что заложено в собственном смысле этого слова... В современном русском языке есть выражение "благоговейный страх", в своем глубоком специфическом значении оно как раз приближается к тому, о чем мы говорим" ("Das Heilige". Гл. IV. С. 27-28).

С. 187. ...Православной культуры, умиравшей в Византии...- сегодня большинство крупных ученых (Д. С. Лихачев, С. С. Аверин-цев) сходятся во мнении, что культурное богатство, накопленное Византией к моменту ее гибели, превосходило культурный уровень большинства европейских стран.

С. 189. "...исходящий смрад и гниющую плоть".

"Если не в царском владении будет эта церковь, ничего ее не ждет, кроме оскудения".

С. 190. "Благопротяжная молитва" - длительная, долгая молитва.

"...буйного и диковинного зверя - плоть свою".

С. 191. "Нравом смирен, и обликом кроток, и в божественных писаниях трудолюбиво поучался, и все умом испытывал".

С. 192. "Блаженный же поучал их... утешил и простил им их грех".

С. 193. "Что такое любовь и какую заповедь повелеваешь хранить?"

"...сердце хранить умною молитвой от скверных помыслов".

С. 195. "Никогда жезла своего пастырского в руки не брал".

//265//4

С. 196. Списки Голубинского - имеются в виду церковный историк, академик Петербургской Академии наук Евгений Евстиг-неевич Голубинский (1834-1912) и его книга "История канонизации святых Русской Церкви", 1903 г.

ГЛАВА 13

С. 199. Праздник Покрова - один из наиболее чтимых на Руси, пришедший из Византии. Отмечается 14 октября по новому стилю. Он связан с видением юродивого Андрея (одни исследователи относят его жизнь к X, другие - к VII веку). Находясь на молитве во Влахернском храме в Константинополе, юродивый увидел, как Божья матерь во время совершения вечернего богослужения покрывает своим омофором молящихся. Именно во Влахернском храме хранились риза Божьей матери, омофор (длинная широкая полоса материи с изображениями крестов) и часть пояса. На Русь этот праздник пришел не позднее 1148 г.

С. 200. "Творя непотребства".

С. 201. I Коринфянам, I-IV - первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава I. именно так принято в богословской науке обозначать ссылки на Священное Писание. В данном случае Федотов имеет в виду стих 18-й I главы послания к Коринфянам ("Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну"), а также стих 10-й из IV главы этого же послания ("Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе;

мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии"). Эти мысли апостола Павла неоднократно, на протяжении веков, вызывали желание оспорить их. Смысл этих не совсем обычных мыслей можно уяснить следующим образом: "Человечество до Христа, руководимое естественным разумом, не познало Бога в Его вечной Премудрости, хотя людям дана была эта возможность. Поэтому Бог не мирскую мудрость избрал орудием спасения, но проповедь Креста, которая представляется безумием миру сему. Но если в глазах язычников с их рациональным умом эта проповедь - юродство, то для иудеев, чающих чуда, она соблазн, ибо утверждение, что Мессия умер позорною смертью, как преступник, представляется им кощунственным. То, в чем неверующие видят противоречие разуму и свидетельство немощи, открывается избранным, просвещенным благодатию, как Премудрость Божия, постыжающая мудрость века, и как Сила Божия, побеждающая мир". ("Ключ к пониманию Священного Писания", Брюссель, 1982. С. 371.)

С. 202. "...приемлет ради Христа житье юрода и в буйство ударился..."

"...по апостолу" - имеются в виду слова апостола Павла из первого послания к Коринфянам: "Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает мудрым быть в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым" (гл. III, ст. 18).

"...благ городу и людям".- Блага в данном случае прежде всего духовные.

"За беззаконные и неподобающие дела ужасно погибнут в огне и воде".

С. 203. "...светлым видением и веселым смехом".

//266//


С. 204. "Перед ним свеча горит, а он сидит и переписывает Деяния апостольские".

Темьян - тмин; на псковском наречии и в данном случае - ладан.

"Поберегите отцы, этого старца, этот человек нам родственник".

С. 205. Ширинка - в данном случае: полотенце.

Куща - шалаш.

Твердислов - тот, чье слово твердо, то есть истинно.

"С того самого времени, как умер Иоанн Волосатый милостивый, даже доныне хранилась на могиле его эта книжица, очень ветхая, Псалтырь Давида на латинском языке, по которой угодник божий читал молитвы Богу".

С. 206. Кощуны - в данном случае: кощунства.

Привременное счастье - временное, недолговечное счастье.

"Собираешь счастьем христианские души, в сребролюбие уловляешь".

С. 207. Флетчер Джайлс (1549-1611) -английский дипломат. В 1588-1589 гг. посол в Москве. Его перу принадлежит сочинение "О государстве русском", которое цитирует Г. Федотов.

С. 208. "...ужасными словами, чтобы перестал творить великие кровопролития".

Герберштейн Сигизмунд (1486-1566) - немецкий дипломат. Бывал в России в 1517 и 1526 г. Известны его "Записки о московит-ских делах". Последний раз переизданы Лениздатом в 1986 г. в сборнике "Россия XV-XVII веков глазами иностранцев".

С. 209. Говоря о том, что в XVI веке ослабевает иерархия и перестает исполнять "долг печалования за опальных и обличения неправды", Федотов подразумевает традицию, идущую от времен апостольских, когда епископам вменялось в долг не только защищать гонимых властями, но также и обличать неправедных властителей. История мучеников первых трех веков, а также жизнь таких епископов, как Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, была полна таких примеров. Немало подобных примеров наблюдалось и на Руси. Жизнь митрополита Филиппа (Колычева), мученически погибшего в царствование Иоанна Грозного,- один из них.

ГЛАВА 14

С. 211. "...оставил детские обычаи и возненавидел игры детские".

С. 212. "Блаженный ужаснулся и от того великого ужаса и грома испустил дух".

"Если гнев Божий или молния или гром поразят человека, то Я Сам буду судить раба Моего".

".^..канонизация убиенного царевича Димитрия..." - Один из самых спорных вопросов в отношении канонизации касается причисления к лику святых погибшего в Угличе Димитрия. Исторические источники сообщают, что Димитрий страдал эпилептическими припадками (одна из возможных версий его смерти: во время припадка он упал на нож), отличался в раннем возрасте изуверской жестокостью: пытал животных. Однако народное мнение, которое отразилось и в драме А. С. Пушкина "Борис Годунов", считавшее Б. Годунова убийцей царевича, почитало его невинно убиенным. Канонизован в 1606 г.

//267//

|ГД

С. 216. Кандило - в данном случае: лампада.

С. 217. "...не пришлось ей в девическом возрасте в храме бывать".

С. 218. Домовое строение - то есть все дела по домашнему хозяйству.

"...удовлять пищей и одеждой" - обеспечивать пищей и одеждой.

Сорокоусты - молитвы за усопших, которые продолжаются в течение сорока дней, так как по церковным представлениям душа новопреставленного, то есть только что умершего, в течение сорока дней проходит воздушные мытарства. И лишь по истечении сорока дней предстает перед Богом для определения посмертной участи. Именно поэтому Церковь предписывает особенно усиленно молиться за новопреставленного в течение сорока дней, чтобы облегчить его участь.

С. 219. Миро - благовонное масло, обычно изготавливается из ароматических трав, которые в большинстве своем произрастают в Палестине.

"От ужаса не смели посмотреть, только видели ноги ее и бедра невредимы",

С. 220. "Мы же сего не смели написать, поскольку не было свидетельств".- Подразумевается: церковных свидетельств.

ГЛАВА 15

С. 225. "...человека необычного, благоговейного видом, плешивого, и с большой круглою бородой, и прекрасного". Избодать - избить.

С. 227. "Игумен Антон заложил каменный храм, монастырь во имя Святой Богородицы".

"Архиепископ Нифонт поставил игуменом Антона". "...умер игумен Антон".

"Я, Антоний, худший из монахов, пришел на место это". С. 228. "...житие это - весьма смелый псевдоэпиграф..." - Эпиграф - в античности надпись на памятнике. В данном случае Федотов применяет термин "псевдоэпиграф" не в прямом смысле. Краткие сообщения в грамотах, по мнению исследователя, дали возможность позднему писателю сочинить житие, которое выдает свою поддельность многочисленными историческими несоответствиями.

Брестская уния - еще одна попытка воссоединения православной и католической Церквей в 1596 г. на Соборе в Бресте. Несмотря на то что Западная Украина и Белоруссия в лице своих епископов признали папу римского своим главой, большинство православных не признало унии и вело с ней ожесточенную борьбу. Нынешняя Украинская католическая Церковь, добивающаяся официального статуса,- сохранившаяся ветвь так называемых "католиков по православному обряду" (их еще называют униатами).

С. 229. "...рассказал головой своей отсеченной..." С. 231. Петр вменил в "уметы" свое "самодержание".- В подлиннике: "Сей же блаженный князь по Евангелию сотвори:

одержание свое, яко уметы вмени, да заповеди божия не разрушит".- "Сей же блаженный князь по Евангелию поступил:

пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божией не нарушить". Воздух - плат, или покровец, обычно богато расшитый, которым покрывают потир или дискос во время литургии.

//268//


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С. 234. "Страннолюбия не забывайте* - не забывайте оказывать всевозможные услуги странникам, нищим, убогим.

Монашеское духовничество - в Древней Руси приходской священник часто поставлялся из среды народа. Обычно избирался человек, знавший хотя бы начатки грамоты. Обремененный семьей, часто непосильным земледельческим трудом, приходской священник подчас не возвышался ни морально, ни интеллектуально над своей паствой. Монах, живущий в монастыре, имел больше возможности трудиться и над собственным совершенствованием, и над повышением уровня своих знаний. Монашеская школа давала ему возможность постичь богатое духовное наследие христианства. Именно поэтому монастыри на Руси почти всегда были очагами культуры, центрами по переписке и переводу литературы, причем не всегда только церковной. В глазах простого человека из народа монах почти всегда выигрывал в сравнении с приходским священником, поэтому именно в монастыри люди шли за духовной поддержкой и наставлением. Особенно ярко это проявилось в XIX веке, когда в Онтину пустынь приезжали братья Киреевские и Гоголь, Толстой, Достоевский, Леонтьев и другие русские интеллигенты.

С. 236., p>Бенедиктинцы - орден бенедиктинцев, созданный святым Бенедиктом Нурсийским (480-550), основоположником западного монашества. Л. П. Карсавин следующим образом характеризует особенности этого ордена: "Понимая монашеское общежитие как "школу служения Господу", он (Бенедикт) с необыкновенной ясностью оценил неосуществимость на долгое время и для многих идеала крайней аскезы и ввел монашескую жизнь в границы достижимого обычными людьми в климатических и бытовых условиях Запада. Бенсдиктинский устав видит главную цель монашества в достижении нравственного совершенства путем послушания и смирения, но он пропитан духом трезвости и, "е закрывая возможностей мистической жизни, не делает ее обязательной" {Карсавин Л. П. Культура средних веков. Петроград, 1918. С. 46).

Цистерианцы - орден белых монахов, основанный святым Робертом Молесмским в 1098 г. Называется так по местечку Цито, где возникло это монашеское движение, вначале весьма близкое к бенедиктинизму. Наиболее известно цистерианство стало при Бернарде Клервосском, который обновил его в 1112 г.

С. 237. "...обрядово-уставное благочестие.'.." - Федотов отстаивает оригинальный взгляд на происхождение русского обрядоверия. Термин "обрядоверие" получил свое развитие в конце XIX - начале XX века. Обрядоверие - поверхностное исполнение религиозных обрядов. Обрядоверцы - люди, которые смысл христианства видят в точном, неукоснительном исполнении предписанных Церковью обрядов. Наиболее яркий пример обрядоверия - русское ста-рообрядчйство. Федотов утверждает, что иосифлянство корнями уходит в Х-XI века. Еще Лесков утверждал, что христианство на Руси было лишь проповедано, но не укрепилось в глубине человеческих душ. В этом Федотов вослед Лескову видит трагедию древ-

//269//

нерусской святости. Об этом талантливо писал В. В. Розанов в "Апокалипсисе нашего времени".

Странничество, "взыскание Града" - этими терминами Федотов называет явления, столь присущие Русской Церкви в XIX веке. Странничество - вид подвижничества, когда человек оставляет свой дом и близких и становится странником, переходящим из дома в дом, из монастыря в монастырь. Отрыв от корней, уход от социальной активности - опасный симптом, говорящий о неблагополучии в церковном организме. "Взыскание Града" - цитата из послания к евреям: "Ибо он (Авраам) ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель-Бог" (гл. II, ст. 10). То есть речь в послании идет о граде небесном, который подробно описывается в последней главе Откровения Иоанна Богослова. Отказ от земной деятельности, устремленность лишь к небесному, считает Федотов, свидетельствует о неблагополучии в Церкви, которая по своей природе является организмом богочеловеческим. В ней присутствует как земное, человеческое, так и божественное начало. Более глубоко эта проблема рассмотрена в труде В. С. Соловьева "История и будущность теократии" (Соловьев В. С. Соч. Т. 4. С. 243).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова