Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

 

Феодор Студит о Пасхе

Братья и отцы, страдания Господа нашего Иисуса Христа имеют силу рождать в наших душах трезвение всегда, когда мы размышляем о них, однако особенно в настоящие дни, когда они следуют одно за другим: совещание о предании Христа смерти, взятие под стражу иудеями, суд перед Пилатом, осуждение, заушения, оплевания, поругание, надсмеяние, распятие, пробивание рук и ног, напоение уксусом, прободение ребра и многое другое, чего не может подобающим образом описать не только человеческий, но и все ангельские языки.

О великая и сверхчудесная тайна! Солнце увидело происходящее – и угасло, узрела луна – и померкла, почувствовала земля – и сотряслась, ощутили камни – и разломились. Если бездушные и бесчувственные стихии склонились и изменились от страха Господня и зрения совершаемого, то останемся ли в эти дни рассеянными и равнодушными мы, удостоенные мысли, – мы, за кого умер Христос? Как мы, будучи бессмысленнее животных и бесчувственнее камней, можем оставаться в стороне от происходящего? – Нет, братья мои, нет! Стяжаем же боголепное трезвение, прольем слезы, изменимся добрым изменением и умертвим свои страсти.

Разве не видно, сколькими страданиями побуждает нас к этому божественная любовь? Был ли кто-нибудь из нас когда-либо заключен в тюрьму за своих друзей или пожертвовал ли собою за своих любимых? А наш благой Бог не одно и не два, но мириады страданий претерпел за нас осужденных. Так как святые не имели ничего, чем могли бы воздать Ему за эту любовь, то приносили Ему свои тела и кровь, становясь подвижниками и мучениками и воспевая песнь Давида: "Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?" (Пс. 115:3). Эту песнь, братья, повторяем непрестанно и мы, работая Господу с неутолимым чувством любви. Мы неустанно стремимся к вышним, чтобы стать подражателями Христа и святых.

Вот и пришло Святое Воскресение. Будем внимательны, чтобы нам провести этот праздник светло и боголепно, потому что это Пасха – первый и величайший дар Божьего домостроительства. С помощью благоговения обуздаем свое тело так, чтобы, хотя и переменится пища, не изменилось наше духовное состояние.

Душа радуется приходу Пасхи, потому что она несет ей покой и облегчение от множества трудов.

Почему же мы с таким нетерпением ждем Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы ее множество раз и раньше? И эта придет и уйдет – в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни.

Что же, – спросит кто-нибудь, – тогда не нужно радоваться Пасхе? – Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше – но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? – Это очищение грехов, сокрушение сердца, слезы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день. Тот же, кто не имеет перечисленного, но является рабом страстей, неспособен участвовать в празднике. Как может праздновать имеющий богом чрево, или разжигающийся от плотских желаний, либо одержимый сребролюбием, раб тщеславия и пленник иных страстей? Однако я верю, братья, что вы не таковы. Наша жизнь ничто иное, как приготовление к празднику: псалмопение сменяется псалмопением, познание познанием, поучение поучением, молитва молитвой – подобно некоему кругу, который ведет и соединяет нас с Богом.

О сколь прекрасна монашеская жизнь! Сколь блаженна и треблаженна! Итак, братья, поспешим навстречу Пасхе и будем праздновать ее всякий раз как можно усерднее, умерщвляя страсти и воскрешая добродетели, подражая Господу, Который "пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1 Пет. 2:21). Вместе с воскресением и тварь, сбрасывая с себя зимнюю угрюмость как некую омертвелость, вновь расцветает и оживает. И вот мы видим землю позеленевшей, море успокоенным, животных скачущими и все переменяющееся к лучшему.

Я неслучайно сказал об этом. Если даже бездушное и не имеющее разума настолько сопразднует пресветлому воскресению и украшает его, то сколь более нам, удостоенным иметь разум и быть образом Божиим, нужно украшать себя и благоухать! Истинное благоухание Христово есть тот, кто непрестанно украшается добродетелями, в чем нас убеждает апостол, говоря: "Ибо мы Христово благоухание Богу" (2 Кор. 2:15).

Добавим также, что и Адам, до того как пал, был благоуханием Богу, украшенным бессмертием и нетлением и пребывающим в небесных созерцаниях. Поэтому он, как некое благоуханное и многоцветное лимонное дерево, был насажден в раю.

Будем и мы, братья, благоухать духовным благоуханием, которым каждый из нас, подобно искуснейшему парфюмеру, может соделать себя, собирая добродетели. Это благовоние благословенно; это благовоние приятно Богу; это благовоние привлекает Ангелов и отвращает демонов.

Когда проходит Пасха и заканчивается праздник, да не думаем, что закончились радость и празднование, потому что мы можем радоваться и праздновать непрестанно. Как такое может быть? – Это возможно, если мы всегда имеем в себе живую память страстей Спасителя нашего Христа, то есть что Господь славы был распят за нас, сошел во гроб и воскрес в третий день, совоскрешая и сооживляя нас, так что мы можем сказать вместе с апостолом: "Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2:20). В этом заключается для нас смысл таинства: умереть для мира и жить только для Бога. Итак, необходимо и после Пасхи бодрствовать, молиться и трезвиться, плакать и просвещаться, каждый день вольно умирать, постоянно отчуждаясь от тела и усваивая себя Господу, умерщвляя плотские желания.

Не говори себе: четыредесятница закончилась, – для подвизающегося четыредесятница продолжается всегда. Не говори себе: я уже много лет подвизаюсь и теперь немного отдохну, – в этой жизни нет отдыха. Не говори: я уже состарился в добродетели и ничего не боюсь, – всегда существует опасность падения. Сатана многих состарившихся в добродетелях в один момент повергал в грех. Так что "кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10:12). Поэтому необходима осторожность и умеренность как во сне, так и в еде, в питье и всем остальном, чтобы тело порабощалось и не повергало нас – подобно дикому жеребенку, перекусившему узду, – в пропасть греха.

Если же когда-нибудь мы и падем от невнимания, тогда немедленно воззрим на распятого Иисуса и Господа славы, – и наша душа получит исцеление. Подобно тому как некогда израильтяне, когда их жалили ядовитые змеи, взирали на медного змея и исцелялись. Вам известно, что лукавые помыслы жалят как змеи, внося в душу яд, который нужно сразу же удалять, потому что если он останется в душе, то нам грозит смерть.

Кроме того, вы сами видите, как весна рождает в человеке кровь и желания: "Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти" (Гал. 5:17). Если побеждает одно, то терпит поражение другое. Итак, будем внимательны, чтобы наша душа не порабощалась плотью, но торжествовала над ней. Атлет считается победителем не если пробежит только одну или две стадии, но весь путь. И нам недостаточно подвизаться только в течение четыредесятницы или пятидесятницы, потому что, если всю свою жизнь мы не будем проводить в подвиге, избегая ловушек дьявола, то не получим венца победы.

Поэтому, братья мои, продолжим добрый подвиг, проливая пот, стяжая добродетели, закаляя плоть, порабощая тело, обращая в бегство страсти, "всегда нося в теле мертвость Господа Иисуса" (2 Кор. 4:10). Не будем переставать думать о Пасхе лишь потому, что праздник уже прошел, но да всегда имеем перед собой спасительные страсти нашего Господа, Его распятие, погребение, воскресение, – чтобы через непрестанное памятование о них пребывать нам непорабощенными страстями.

Вся наша жизнь с надеждой взирает на вечную Пасху, потому что нынешняя Пасха хоть и велика, и важна, но она является, как говорят Святые Отцы, лишь образом той Пасхи. Сия празднуется в один день и проходит, а та – вечна. "Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прошлое прошло" (Апок. 21:4). Там вечные радость, веселие и ликование, там глас празднующих, лик торжествующих и созерцание вечного света. Там блаженная трапеза Христа с изобилием вечных благ.

Памятуя обо всем этом, святые мужественно претерпевали все страдания, вменяя лишения в счастье, тесноты в утешение, мучения и подвиги в наслаждение, смерть в жизнь.

Стремясь к той вечной Пасхе, перетерпим мужественно настоящие скорби. Тогда наш благодетель и владыка Бог, если мы будем верно работать Ему до конца, удостоит нас насладиться той вечной и небесной Пасхи, которой да насладятся все благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, распятого и погребенного и воскресшего, Его же есть сила и слава, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отрывки взяты из 1, 2, 6, 66 и 73 слов из “Катехизиса” преп. Феодора Студита.

(перевел с греческого о. Кирилл Говорун)

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова