Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

Семен Франк

НОВОЕ ИЗДАНИЕ БААДЕРА

Франк С.Л. Новое издание Баадера // Путь. - Июнь-июль 1926. - №4.

 


Творения Франца Баадера, быть может, величайшего немецкого мыслителя 19 века, оказавшего влияние и на Гегеля, и в особенности на Шеллинга, когда то (в 50-х годах 19 века), изданные в «Полном Собрании Сочинений», давно уже стали библиографической редкостью и доступны для пользования лишь в больших публичных библиотеках. В то время, как Фихте, Шеллинг, Гегель уже дождались нового, современного издания по крайней мере избранных своих сочинений, во многих томах, сочинения Баадера доселе пребывали в забвении. В 1921 году в собрании «Der Dom. Bucher der deutschen Mystik» (Insel Verlag) появился томик немногих избранных статей и отрывков из Баадера, совершенно неудовлетворительный во многих отношениях. В 1924 году появилась перепечатка части писем Баадера (собранных в 15-м томе Полн. Собр. Сочинений), без всякого вступления, без каких-либо пояснительных указаний. (Fritz WERLE. Baader und sein Kreis Ein Briefwechsel). Оба издания была явно недостаточны для знакомства с Баадером. Теперь этот пробел отчасти восполнен изданием в одном, но весьма объемистом томе (938 стр.) избранных сочинений Баадера по социальной философии, выпущенном в издаваемом OtmarSpahu-ом серии «DieHerdflamme. SammlunggesellschaftlicherGrundwerkeallerZeitenund. Volker»).*) В книге полностью перепечатаны 14 работ Баадера по социальной философии и обширное собрание социально-философских выдержек из его работ: впервые напечатаны письма Баадера к Людвигу I Баварскому и записка, представленная им баварскому правительству. В виде общефилософского приложения перепечатаны 2 (из 4-х) выпуска «Fermenta Cognitionis» и статья «Elementarbegriffe uber die Zeit». К книге приложена обширная биография Баадера и попытка систематического изложения его общефилософского и социально-философского мировоззрения. Здесь нет надобности подвергать детальной критике раcсматриваемую попытку подбора избранных сочинений Баадера (хотя она и не во всем удачна). Достаточно отметить, что она и в опубликованном материале, и в пояснительных статьях дает все же живое и достаточно полное представление по крайней мере о социально-философских идеалах Баадера, и хотя бы частично знакомит с его общим философским мировоззрением.

Баадер один из величайших немецких мыслителей, изумительный по богатству, полоновесности, жизненности и глубине своих идей, мало известен теперь даже немцам и совершенно неизвестен молодому поколению русских. Мы не можем здесь, даже в самых кратких чертах, обрисовать его мировоззрение. Ограничимся немногими словами, поясняющими его ценность для нас и нашего времени. Прежде всего Баадер — единственный из крупных немецких мыслителей 19-го века, который строит все свое философское мировоззрение на положительной церковно-христианской вере, понимает и с замечательным глубокомыслием обнаруживает философское значение догматов христианства. Будучи католиком, он вместе с тем в своем учении о всеединстве и соборности, в своем органическом понимании церкви и человеческого общества, в своей оценке любви и

__________________

*) Die Herdflamme. Franz von Baaders Schriften zur Gesellschaftsphilosophie. Herausgegeben, eingeleitet und erlautert von Johannes Sauter. Gustav Fitcher. Jena. 1925.

188

свободы, как основ человеческой жизни и веры, по существу совпадает с православным пониманием христианства. Его общественно-философские учения особенно ценны и своевременны тем, что он все время защищает позицию, одинаково противоположную, как гуманистическому либерализму, так и мертвящему формалистическому консерватизму, и неустанно борется сразу на эти два фронта. Его основная общественно-философская идея, что истинная свобода — не в изолированности, оторванности личности от целого, а именно в органическом единении ее с Богом, миром и людьми и что, с другой стороны, подлинная органическая целостность жизни возможна только через свободно-любовное единение, а не через насилие и механическую связанность, есть именно то самое важное, на что в настоящую эпоху развала и озлобления, революционного и контрреволюционного ослепления, должно быть направлено внимание и воля, стремящаяся к возрождению здоровых и прочных основ общественной жизни. Было бы весьма желательно, чтобы хоть краткое, но умело подобранное, издание избранных сочинений Баадера появилось на русском языке и стало доступным русской молодежи, ищущей религиозного обоснования общественного идеала. Такое издание могло бы быть ценнейшим пособием для русского религиозно-философского образования.

С. Франк.

189

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова