Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Сол Фридляндер

ПИЙ XII И ТРЕТИЙ РЕЙХ

К оглавлению

Глава VII. Эволюция международного положения и большевистская угроза
(1942 г. –1943 г.)

 

С весны 1943 года боязнь большевизации Европы, кажется, доминирует над политическими соображениями Святого Престола.

Между тем, Пий XII никогда не займет открытой позиции против Советского Союза. Может быть, религиозные преследования в странах, оккупированных Германией, являлись одной из причин такой позиции. Возможная реакция народов, находящихся под немецким ярмом, и народов союзных стран являлась другой причиной.

 

I. Русское сопротивление (1942 г.)

 

1 апреля 1942 года Берген пишет:

 

«В связи со статьей, появившейся 15 февраля в газете «Фашистская критика» (La Critica faccista) под заголовком «Церковь и мировой кризис», которая упрекает Ватикан в том, что он не занял позиции против большевизма, я узнал, что Кардинал Пиццардо заявил Послу Италии, что Ватикан охотно занял бы позицию против большевизма, но что он не может этого сделать в настоящих условиях, не считаясь в то же время с тем, что происходило и происходит в Германии. Так как Святой Престол не хотел бы указывать на это, по отношению к Германии он должен воздержаться от принятия открытой позиции против большевизма».

 

Но какими бы ни были недомолвки Ватикана в принятии публичной позиции, его выбор, тем не мене, определяется фундаментальной позицией, которую он принял. Молчание в отношении «того, что происходит в Германии»,будет продиктовано необходимостью поддержать основной бастион против русской экспансии, который отныне был представлен Третьим Рейхом.

27 декабря 1942 года Берген был принят в частной аудиенции Папой по случаю обмена новогодними пожеланиями. В тот же день Берген передает Вайцзеккеру основное содержание своей встречи с Верховным Первосвященником:

 

«После обмена новогодними пожеланиями и окончания официальной части аудиенции Папа пригласил меня для продолжения частного разговора. Папа сам не стал затрагивать политические вопросы или вопросы религиозной политики и выразил свои одобрения на мои замечания только соответствующим движением головы: он это сделал также, когда я подчеркивал историческое значение, которое представляет для всего мира героическая борьба Германии на Востоке, опасность большевизма, в который англичане и американцы хотели ввергнуть Европу, смехотворность провозглашения Сталиным по вопросу религиозной свободы и т.п.

Папа ясно провозгласил согласие со мной, когда я, намекая на знаменитую фреску Рафаэля «Папа Леон Великий, отталкивающий Атиллу», сделал замечание, что полчища Сталина, в противовес рыцарям Атиллы, конечно, не обошли бы Рима и, очень вероятно, не сохранили бы ни собора Святого Петра, ни город Ватикан».

 

II. Следующие дни после Сталинграда

 

31 января 1943 года немецкая армия фельдмаршала Паулюса капитулировала в Сталинграде.

В Ватикане отдавали себе отчет, что в дальнейшем державы оси рискуют проиграть войну. 10-го марта Вайцзеккер излагает встречу, которую он только что имел с Министром Финляндии:

 

«Министр Финляндии ознакомил меня сегодня с содержанием разговора, который он имел со своим коллегой Грипанбергом, Министром Финляндии при Ватикане.

Грипанберг сказал ему, что в Ватикане придерживаются мнения, что силы держав Оси исчерпаются более быстро, чем силы их врагов, что время не работает на Ось»,

 

Кажется, в дальнейшем в интересах Ватикана было пытаться привести к сепаратному миру между англо-саксонскими державами и Осью. Такая возможность, конечно, стала очень ненадежной с момента заявления союзников от 27 января 1943 года, требовавшего безоговорочной капитуляции держав Оси и Японии. Между тем, этот сепаратный мир мог казаться тем более необходим Святому Престолу, так как в начале года верили в то, что между немцами и русскими имеют место секретные контакты:

 

«В кругах Ватикана, – пишет Берген 4 мая, – ходят слухи, касающиеся зондажа по поводу мира, который, якобы, имел место в эти последние месяцы в Швейцарии между представителями Рейха и Советской России.

Переговоры, якобы, провалились по причине преувеличенных требований русских, которые потребовали Бессарабию, Восточную Силезию и часть Польши, которую они оккупировали ранее. Зондаж, якобы, снова возобновился на базе новых условий, предложенных Германией».

 

Эти слухи частично верны. Контакты имели место не в Швейцарии, а в Швеции, при посредничестве японского полковника Ушигана и Посла Советского Союза в Стокгольме госпожи Коллонтай. Основным вдохновителем проводившегося зондажа с немецкой стороны являлся Риббентроп (без ведома Гитлера).

Святой Престол, может быть, игнорировал точные подробности германо-русских контактов в начале 1943 года, но перспектива нового германо-советского пакта, достаточно широкая, какой она могла быть, могла только воодушевить его усилия в направлении урегулирования между Рейхом и западными державами.

Имеющиеся в доступе на сегодняшний день подробности о попытках посредничества Святого Престола в 1943 году весьма конфузны. Вследствие этого мы не будем здесь воспроизводить очень противоречивые рапорты по этому поводу, ограничивающие нас в восстановлении указаний, относящихся к тому, что, может быть, было намерением Ватикана.

19 мая 1943 года Посол Италии в Берлине Альфиери встретился с новым немецким Государственным секретарем Стэнграхтом, который только что заменил Вайцзеккера (последний вскоре должен был занять новый пост – Посла при Ватикане). Альфиери, который сам был некогда Послом Италии при Святом Престоле, сохранил тесный контакт с Курией. Коснувшись встречи в Клессхейме между Фюрером и Дуче. Итальянский дипломат подошел к разговору о «европейской идее».

 

«Альфиери заговорил по своей собственной инициативе о европейской идее и подчеркнул, что можно было бы усилить антибольшевистский фронт соответствующим заявлением о будущей судьбе народов Европы. Он был убежден, что не представило бы трудности понудить Папу сделать жест, который мог бы быть интерпретирован как поддержка, выраженная антибольшевистскому фронту. Для этого было бы только необходимо на короткое время приостановить некоторые принятые меры в стране (Германии) против Церкви.

Я ответил Послу, – пишет Штейнграхт, – что с момента нашей последней встречи ничего не изменилось в этом вопросе и что мы собирали все наши силы, чтобы нанести решительный удар по большевизму.

Я боялся, что инициатива Папы могла быть расценена, как если бы мы были настроены заключить мир, в то время как известно, что наша политики направлена только на победу без компромиссов.

Альфиери ответил, что он говорил не о мирной инициативе Папы, а о том, что Папа воодушевлен глубоким патриотизмом по отношению к Италии и, согласно его неоднократным высказываниям, он питает большую симпатию к Германии. Чтобы облегчить борьбу держав оси, он, конечно, был бы расположен внести вклад в мобилизацию антибольшевистских сил Европы путем соответствующей инициативы…»

 

5 июля новый Посол Рейха при Святом Престоле, бывший Государственный секретарь Эрнст фон Вайцзеккер представляет свои верительные грамоты Пию XII. После официальной церемонии, Верховный Первосвященник принимает Вайцзеккера в частной аудиенции, которую последний описывает в следующих выражениях:

 

«Папа передал мне свои приветствия и свои пожелания Фюреру и вспомнил о визите господина Министра иностранных дел в Ватикан. Затем в процессе нашей встречи он остановился на трех темах:

1) Его чувство признательности за годы, проведенные в Германии в качестве нунция, а также его неизменная симпатия к Германии и немецкому народу.

2) Германо-ватиканские отношения: Папа коснулся вначале того, что конкордат с Рейхом явился результатом желания, выраженного Германией. К сожалению, отношения, развившиеся впоследствии, кажется, затруднили впредь до первого случая окончательное решение проблем, существующих между Германией и Ватиканом. Я убеждался в этой очень сдержанной манере представлять вещи так, будто это соответствует моей концепции о создавшемся положении. Папа заявил, что он, конечно, надеется, что позднее настоящие трудности найдут разрешение.

3) Общая ситуация: эта тема дала мне повод полностью оценить немецкие действия против большевизма. Папа рассказал о своем собственном опыте с коммунистами в Мюнхене в 1919 году. Он осудил неумную формулу наших врагов, которые требуют «безоговорочной капитуляции». В то же время он заявил, что в ближайшем будущем не существует никакой базы для конкретной попытки восстановления мира. Я ответил, что мое правительство и не ожидает ничего подобного.

Встреча, длившаяся около получаса, была проведена Папой без видимой страсти, но с единственным впечатляющим нюансом. Когда коснулись вопроса борьбы с большевизмом, в нем передалось признание общих интересов с Рейхом.

Мы согласились, что содержание этой встречи должно быть рассматриваемо, как совершенно доверительное».

 

Важность этого документа очевидна: впервые Папа сказал, что существует общность интересов между Ватиканом и Рейхом в борьбе против большевизма.

 

III. Высадка союзников в Сицилии и проблема защиты Рима

 

Коммунистическая угроза остается и, как мы это увидим, она останется главной заботой Святого Престола. Между тем, нельзя совсем не сказать о заботах, которые, кажется, вызывались в Ватикане распространением зоны войны на итальянскую землю, а также опасностью массированных бомбардировок, которая нависла над Вечным городом.

К тому же эти проблемы были косвенно связаны с боязнью коммунизма: хаос и нищета, которые могли быть вызваны боями и бомбардировками, могли только воодушевить левоэкстремистские движения среди населения страны. И еще более, для Ватикана речь шла о том, чтобы остаться в тесных отношениях как с союзниками, так и с немцами, чтобы побудить воюющих сохранить Рим в пределах возможного. И еще: Святой Престол должен был считаться с необходимостью поддерживать достаточно корректные отношения, какие только возможно, с Рейхом, чтобы добиться от немцев принятия условий, требуемых англо-саксами, в избежание бомбардировок Рима.

13 мая 1943 года силы Оси капитулировали в Тунисе. 10 июля союзники высадились в Сицилии. В тот же день Рузвельт направляет послание Папе:

 

«В момент, когда это послание поступит Вашему Святейшеству, английские и американские войска высадятся на итальянской земле. Наши солдаты приходят, чтобы освободить Италию от фашизма и от всех его несчастных символов, а также, чтобы изгнать нацистских угнетателей, которые опустошают ее землю…»

 

Согласно заявлению Вайцзеккера, послание американского Президента было плохо воспринято Святым Престолом. 12 июля Посол Рейха пишет в Берлин:

 

«Телеграмма, адресованная Рузвельтом Папе по поводу высадки американских войск в Сицилии, доставила мало удовольствия в Ватикане. Один из помощников Секретаря сказал мне сегодня, что эта телеграмма и, особенно, ее распространение агентствами прессы, явилась актом пропаганды, который позволил судить о нем настолько сурово, как если бы речь шла о рецидиве. Реакция была полностью исключена».

 

14-го Вайцзеккер более пространно описывает атмосферу в Ватикане с момента высадки союзников в Сицилии:

 

«Можно было бы думать, – пишет Посол, – что распространение зоны боев на итальянскую землю явится причиной некоторого беспокойства в Ватикане. Между тем, ничего нельзя заметить, по меньшей мере, внешне. Официальная газета Ватикана («Оссерваторе Романо») систематически воздерживает от публикации малейшей информации, касающейся военного положения. Она заходит в своей сдержанности так далеко, что до настоящего времени даже не коснулась боев в Сицилии.

Естественно, эти события не оставляют Ватикан безучастным. Нельзя абстрагироваться от того факта, что верхушку церковной иерархии почти полностью составляют итальянцы и вследствие этого они, в большей части, реагируют на события. Телеграмма Рузвельта здесь ничего не изменила.

Во время частной аудиенции, которую мне предоставил Папа на следующий день после высадки англо-американцев, он употребил в связи с положением в Сицилии слово «забота», но тут же сменил тему…»

 

19 июля, в день встречи Гитлера и Муссолини в Фельтре, Рим испытал свою первую бомбардировку. Было бы вне рамок нашей темы описывать здесь бесчисленные демарши, осуществленные Ватиканом перед союзниками и немцами во избежание того, чтобы итальянскую столицу постигла судьба основных населенных пунктов Рейха. Для Курии от немецкой стороны требовалось добиться эвакуации командных пунктов, расположенных в окрестностях города и особенно штаб-квартиры маршала Кессельринга. Эти демарши только частично достигли цели. Но каков бы ни был их успех, для Святого Престола было тем более резонным избежать прямых столкновений немцев с союзниками в этот период.

 

IV. Падение Муссолини. Правительство Бадолио
и сепаратное перемирие Италии (25 июля – 3 сентября 1943 года)

 

25 июля 1943 года, после более чем двадцатилетнего пребывания у власти, Муссолини был отстранен от своих обязанностей королем и затем арестован. Враждебные Дуче силы в Великом фашистском совете в союзе со Двором и армейской фракцией осуществили этот удивительный государственный переворот без боя. Фашистское правительство развалилось в один день. Известно, что при посредничестве Да Гаспери Ватикан по меньшей мере был в курсе планов одной из враждебных Дуче групп, но ни один документ не позволяет нам утверждать, что Святой Престол, как бы там ни было, воодушевлял или препятствовал заговору.

Король назначает маршала Бадолио главой нового правительства. Этот последний провозглашает, что Италия будет продолжать борьбу на стороне Рейха, но с момента прихода к власти он пытается, с согласия короля и членов своего кабинета, вывести Италию из войны.

27 июля Вайцзеккер докладывает о первой реакции Ватикана:

 

«В Статс-секретариате Ватикана, – пишет Посол, – еще в воскресенье думали, что Дуче оставит поле деятельности. Теперь, когда это уже сделано, Ватикан показывает по отношению к Дуче, в частности, как к лицу, подписавшему Латранское соглашение 1929 года, больше уважения, чем сам Рим. Изменение рассматривают как событие огромной важности.

Я только что нанес визит Кардиналу-Статс-секретарю Малионе… Кардинал с большим интересом спросил меня, какова немецкая реакция на события в Риме. Я ответил, что война продолжается без того, чтобы нужно было считаться с внутренними итальянскими событиями. В этом случае легко было дать себе отчет, что Кардинал не верит серьезно заявлению Ватикана: «Война продолжается».

В то же время Малионе заверил меня, что он еще ничего не слышал непосредственно от нового итальянского правительства. Он только что попросил д’Ажета (главу кабинета Чиано) придти к нему, чтобы узнать намерения итальянского правительства. Самого Чиано он принимать не желал. В то же время Кардинал заявил, что без приглашения со стороны итальянского правительства он сам и, тем более, Папа не приняли бы ничего, что касается вопроса мира. Очевидно, что Италия должна считаться с интересами Германии. Это замечание Малионе, возможно, позволяет определить с достаточной точностью позицию Курии. Она хочет мира; она хотела бы, чтобы этот мир был продиктован умеренностью и она с удовольствием предоставила бы свои добрые услуги. Она считает, что закрытый до настоящего момента путь может быть открыт уходом Дуче…»

 

Действительно, рапорты, касающиеся если не проводимой, то, по крайней мере, желаемой Ватиканом политики, в период эфемерного существования Бадолио остаются в своей совокупности немного ясными. Всегда признавали основным врагом коммунизм, но колебались в отношении наилучшего средства его разгрома. Сепаратное перемирие Италии ослабило бы Рейх и, наоборот, продолжение Италией войны вызывало риск благоприятствовать распространению коммунизма на полуострове. Несмотря на эти трудности, некоторые немецкие рапорты могут создать впечатление, как мы это увидим дальше, что в течение августа 1943 года Святой Престол вырабатывает достаточно четкие планы.

31 июля Посол Рейха в Париже передает следующую информацию на Вильгельмштрассе:

 

«Как сообщает Министр фон Крюг (Министр при правительстве Виши), Президент Лаваль сообщил ему, на основании встречи между одним из его сотрудников и нунцием Валерио Валери, что в Ватикане господствует сильная тенденция привести к сближению державы оси с англо-американцами, имея в виду их общую борьбу против большевизма.

 Министр фон Крюг узнал затем, что сотрудник  Президента Лаваля спросил у нунция, считает ли Папа сотрудничество с большевистской Россией как возможное? Нунций тут же ответил, что русско-ватиканское сотрудничество было бесплодным тысячу лет. Папа очень обеспокоен возможностью будущей победы Советского Союза и прилагает все усилия к тому, чтобы любыми средствами установить мир между Англией и Германией. Он надеется, что Англия признает, что она является европейской державой и потому ответственна за поддержание христианской культуры в Европе».

 

3 августа Вайцзеккер ссылается в телеграмме на содержание письма помощника Статс-секретаря монсиньора Монтини, которое не было разыскано:

Посол, в частности, пишет:

 

«Нет никакого сомнения в том, что письмо помощника Статс-секретаря Монтини выражает определенные мнения, имеющиеся в Ватикане. Положение Италии рассматривается Ватиканом как очень угрожающее. Больше не думают о победе Италии или стран оси. Что «хороший выход из войны» Италии соответствует желанию Ватикана.

По существу их самое серьезное беспокойство касается большевизма. Папа предупредил об опасностях, которые последний представляет, во время выступления, обращенного к итальянским рабочим 13 июля сего года. Текст выступления был распространен Церковью в виде брошюр на заводах, находящихся под коммунистическим влиянием. Я также хочу напомнить о предупреждениях архиепископа Милана монсиньора Шустера.

Я узнал, что Ватикан располагает значительными документальными материалам по поводу недавнего подъема коммунистической пропаганды во всех слоях населения, даже среди солдат. Эта пропаганда направлена на взятие власти пролетариатом».

 

Не зная текста письма монсиньора Монтини, на которое ссылается Вайцзеккер, кажется, что из первой фразы телеграммы можно заключить, что помощник Статс-секретаря был, наверное, из тех, кто благосклонно относился к сепаратному перемирию Италии.

Что касается подъема коммунистической агитации, то сведения, переданные Вайцзеккером, были в своей большей части точными. Фактически действия итальянской коммунистической партии проявились с июня 1942 года, когда вновь появилась газета «Унита».

В марте 1943 года коммунисты организовали в Турине широкое забастовочное движение, и с момента исчезновения фашистского режима их влияние в индустриальных городах севера Италии быстро растет.

4 августа Вайцзеккер добавляет некоторые элементы относительно позиции Ватикана к правительству Бадолио:

 

«По причинам внутренне политики Ватикан сдержанно относится к правительству Бадолио. Так называемая свобода, которую он пообещал, так открыла путь коммунистическом у движению, что они (коммунисты) могут распространять в Риме листовки, атакующие Церковь и Папу. Одна из этих листовок, которая находится у меня в руках, насмехается над симпатиями Папы к жертвам бомбардировки Рима американцами, критикует Папу (Пия XI, предшественника нынешнего Папы), который назвал Муссолини «человеком провидения» и т.д.

 

–-Фактом является то, что Церковь обеспокоена. Для нее коммунизм был и остается наиболее опасным врагом во внутренней и внешней политике. Меня заверили, что американское правительство получило предостережение от Ватикана против сильного давления на Италию, так как правительство Бадолио подверглось бы тогда риску «сползти» влево. Что касается английского правительства, один из наиболее близких сотрудников Папы заверил меня, что Англия полностью осознает советскую опасность, но не может в настоящих условиях открыто выразить свое мнение».

 

18 августа новой телеграммой из Парижа передается информация, полученная Министром фон Крюгом «из очень надежного источника». Согласно этой информации:

 

«Архиепископ Парижа кардинал Шухард выразил желание нанести визит Папе, чтобы объяснить ему, что немецкая армия и Церковь являются единственными щитами, способными оградить Европу от коммунизма. Поэтому все должно быть поставлено на службу помощи немецкой армии на Востоке для победы.

Ватикан прилагает усилия добиться не только перемирия, но и мира между англосаксами и Италией. Условие заключалось в том, чтобы англосаксы не оккупировали Италию и чтобы  немецкие войска покинули ее свободно. Этот мир должен был быть первым шагом к единству действий между англосаксами и немцами, чтобы создать единый европейско-американский и христианский фронт против Азии».

 

Информация, переданная фон Крюгом, подтверждается телеграммой из Лиссабона от 24 августа.

 

«Посол Португалии при Ватикане Корнейро Пашеко прибыл в Лиссабон и был принят Кардиналом-патриархом, – пишет министр Рейха Гене. – Итак, я узнал в доверительном порядке, что он (Пашеко) передал ему послание Кардинала-Статс-секретаря, указывающее на необходимость действия в пользу мира и особенно на воодушевление священников действовать посредством прессы и всеми другими средствами, находящимися в их распоряжении, чтобы разгромить коммунизм…

Тогда же мне стало известно, что Посол Пашеко доложил, что Папа прилагает громадные усилия через посредничество своих делегатов в Англии и в Соединенных Штатах, чтобы добиться почетного мира для Италии на условиях вывода воюющих сторон с итальянской земли. Он надеется добиться этого до сентября и считает, что затем сформируется коалиция для разгрома анархии и большевизма».

 

Соответствие информации, исходящей из Парижа и Лиссабона, создает впечатление, что в течение определенного времени Ватикан надеялся привести англосаксов и немцев к заключению соглашения на базе «демилитаризации» Италии и на основе этого локального соглашения приступить затем к более широкому сближению, которое переросло бы в коалицию западных держав против Советского Союза…

Соответствующая информация, имеющаяся в немецких документах, частично подтверждена рапортом, адресованным в июле 1943 года одному прелату Лондона его корреспондентом в Ватикане. Согласно этому рапорту, Пий XII в конце августа 1943 года отправил одного из своих близких сотрудников, архитектора Энрико Пьетро Галеацци, с миссией в Нью-Йорк с целью привести американское правительство при посредстве кардинала Спеллмана к взаимопониманию в отношении Германии и таким образом подготовить его сближение между англосаксами и Рейхом.

В тот же период Святой Престол еще раз определил свою позицию в отношении Рейха и Советского Союза в одном исключительно важном документе, с которым, как сказал Посол Вайцзеккер, он смог «случайно» ознакомиться в сентябре, но который был составлен в июле или августе, в то время, когда правительство Бадолио еще выполняло свои функции:

 

«Случайно, – пишет Посол, – я смог ознакомиться с тремя документами, раскрывающими политическую позицию Папы. Все три документа относятся к периоду после 25 июля (дата падения Муссолини). В первом содержится суть выступления Курии перед правительством Бадолио в пользу бывших фашистов, находящихся под преследованием. Во втором – суть вмешательства Курии по приказу Папы в пользу Дуче и его семьи, и все это с точным указанием по меньшей мере имен двадцати членов семьи. Между тем, среди них отсутствуют имена графа Чиано и Эдды Чиано.

Третий документ представляет особый интерес: он содержит изложение Кардинала Малионе, адресованное итальянскому правительству относительно опасностей, которые угрожают миру. Малионе заявляет, что судьба Европы зависит от победоносного сопротивления Германии на Восточном фронте. Немецкая армия является единственным возможным оплотом против большевизма. Если она развалится, судьба европейской культуры будет решена».

 

Нота Кардинала Малионе казалось бы подтверждает, что Святой Престол считал, что отныне победоносное сопротивление немецких армий на Востоке являлось основным для спасения Европы. Но еще раз, только архивы Ватикана могли бы нам прояснить точную формулировку этой ноты.

Немецкие документы, которые мы процитировали и которые мы еще будем цитировать, достаточно впечатляюще подкрепляют тезис, изложенный Кардиналом-Статс-секретарем итальянскому правительству.

Вмешательство Папы в пользу Муссолини и членов его семьи, исключая Чиано, также небезынтересно. Чиано с начала 1943 года был Послом Италии при Ватикане. Кажется, в этот период он пытался установить контакт с союзниками в интересах сепаратного перемирия Италии и одновременно подготовил заговор против Муссолини. Между тем, его деятельное сотрудничество с Муссолини, зятем которого он являлся, не предохраняло его от возможных мер правительства. Вмешательство Папы в его пользу не было бы бесполезным. Воздержание Верховного Первосвященника могло указывать, что он скрыто осудил политическую и дипломатическую деятельность Чиано в течение времени его пребывания в Ватикане.

3-го сентября Вайцзеккер отправляет в Берлин еще более ясную ноту, касающуюся политической позиции Пия XII.

 

«Я постоянно имею доказательства, – пишет Посол Рейха, – что англо-американская политика раздражает Ватикан до предела, так как представляющих ее рассматривают как предвестников большевизма.

Забота Ватикана о судьбе Италии и Германии растет. Один дипломат, имеющий особенно тесные отношения с Ватиканом, вчера заверил меня, что Папа осуждал все планы, направленные на ослабление Рейха. Один епископ, член Курии, сказал мне сегодня, что, по мнению Папы, сильная Германия абсолютно необходима для католической Церкви. Я узнал из конфиденциального текста встречи одного итальянского политического журналиста с Папой, что на вопрос: «Что вы думаете о немецком народе?» Папа ответил: «Это великий народ, который в своей борьбе против большевизма жертвует собой не только ради своих друзей, но также ради своих теперешних врагов».  На основании этой самой позиции Папа в своей речи от 1 сентября предупреждал и критиковал англо-американцев. Основное содержание речи является ясным и прямо направлено против наших западных врагов».

 

В тот же день, когда Вайцзеккер отправляет свою телеграмму, итальянцы секретно подписали перемирие с союзниками. 8 сентября американское радио объявляет об этом. 9-го  числа первые немецкие войска проникают в Рим.

 

V. Первые недели немецкой оккупации Рима

 

В Ватикане, конечно, сожалеют о необходимости оккупации Вечного Города силами Рейха, но коммунистическая опасность, по крайней мере, отныне будет предотвращена в части Италии, находящейся под немецким господством. Внимание Святого Престола особенно приковано к Востоку Европы.

 

«Интересно отметить, – пишет Вайцзеккер 24 сентября, – что события в Италии, которые развиваются на глазах у всех, здесь (в Ватикане) не рассматриваются как более важные, чем события на Восточном фронте. В Ватикане боятся, как бы под тяжестью событий на Востоке Германия не решилась в конечном счете отдаться в руки русским. Тезис, согласно которому немецкое и русское правительства уже находятся в контакте, неискоренимо.

Весьма крепкой остается мечта Ватикана о том, что западные державы со временем еще распознают, где находятся их истинные интересы, и будут действовать совместно с немцами для спасения от большевизма европейской культуры…»

 

24 сентября нунций Орсениго также выражает Государственному секретарю Штейнграхту необходимость совместных действий Рейха и Ватикана против коммунизма:

 

«Нунций нанес мне сегодня визит, – пишет Штейнграхт 24 сентября, – и по своей инициативе заговорил о печальных условиях, в которых оказалась Италия с момента капитуляции Бадолио, а затем об общей опасности, которую представляет для мира коммунизм. Я ему говорил о вооруженных коммунистических бандах, которые были созданы в Милане и Турине, и подчеркивал, что только путем быстрых действий с нашей стороны можно было бы избежать коммунистического хаоса в Италии.

Тогда нунций заявил, что только Германия и Ватикан – первая в материальном плане и второй в плане духовном – способны противостоять большевистской опасности. Он добавил, что бы Сталин ни делал, назначая православных епископов, это есть не что иное как комедия и мошенничество. К сожалению, некатолические христианские конфессии воспринимают епископское звание для всех своих служащих, отбрасывая также всякое достоинство этого звания…»

 

Несколько дней спустя Вайцзеккер также докладывает об отрицательной позиции Ватикана к мерам, благоприятствующим религии, принятым Сталиным:

 

«Подобно случаю разложения Коминтерна, – пишет Посол Рейха, – в Ватикане рассматривают и новую религиозную политику Сталина, как оппортунистическую инициативу, инспирированную союзниками, которая может быть со дня на день аннулирована. Крайне враждебная позиция Ватикана по отношению к Советскому Союзу не находится под влиянием церковной политики Сталина. Она к тому же не стесняет желание Римской Церкви окатоличить Россию…»

 

3 ноября немцы узнают, что в Ватикане считают, что продвижение русских на Балканы может победоносно продолжаться. * октября Вайцзеккер пытается еще раз подвести итог основного политического выбора Святого Престола перед лицом все более угрожающей международной ситуации:

 

«Я хотел бы представить несколько характерных замечаний по встречам, которые были у меня недавно с лицами, связанными с внешней политикой Ватикана, – пишет Посол Рейха.

Один или два дня спустя после 25 июля я спросил у помощника Статс-секретаря Тардини: «Что бы вы сделали сейчас, если бы вы были Бадолио?» Тардини ответил: «Я бы не принял этот пост». Я: «Но если бы я сейчас вас на него назначил?» Тардини: «Тогда бы я подал в отставку».

Другое лицо сказало мне, что Министерство Бадолио состоит из франко-масонов и насколько оно заведет нас влево можно только воображать.

Еще один священник (иезуит) заявил мне: «Церковь находится во взаимопонимании с фашизмом. В течение последних лет ее борьба против коммунизма в Италии была, можно сказать, очень легкой».

Я уже сообщал о вмешательстве Папы перед правительством Бадолио в пользу более подходящего содержания Дуче и его семьи. Он также вмешался в интересах покровительства преследуемых фашистов.

С 8 сентября эти господа из Ватикана, являющиеся почти все фашистами, стесняются, когда начинают говорить о своем соотечественнике Бадолио. Один прелат из Курии сказал мне в эти дни: «Бадолио покрыл нас всех позором».

После падения Дуче и позднее, и еще раз после предательства Бадолио Кардинал-Статс-секретарь Малионе заявил, что он с удовольствием сделал бы кое-что в пользу мира, но никогда для одной лишь Италии, а также он ничего бы не сделал и для одной Германии, не добившись согласия Японии. Курия не хочет участвовать в распадении нашего пакта. Публикации Британского правительства доказывают, что Курия не была замешана в переговорах о перемирии, которые вел Ватикан.

Излишне воспроизводить антибольшевистские выражения, я их слышу ежедневно.

Действительно, враждебность в отношении большевизма является фундаментальной основой внешней политики Ватикана.

Все то, что служит борьбе против большевизма, является хорошим для Курии. Союз англо-американцев с Советским Союзом кажется ей ненавистным. Она рассматривает поддержание этого союза как знак тупого упрямства, который только затягивает войну. Курия рассматривает как идеальное решение коалицию западных держав с Германией. Во всяком случае, она хочет иметь сильную Германию, как основной барьер против Советской России. Итальянские чувства отныне отложены в сторону. Игра сейчас идет ва-банк…»

 

Коммунистическая угроза Риму также заботит Святой Престол. 14 октября Кардинал-Статс-секретарь говорит об этом Вайцзеккеру:

 

«Кардинал Малионе сказал мне сегодня о коммунистической опасности, угрожающей священнослужителям Рима, если в случае перехода города из немецких рук в руки британцев полицейские силы и светская власть окажутся неэффективными…»

 

Вот в такой атмосфере была начата немецкая акция против евреев Рима.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова