Йохан Хейзинга
HOMO LUDENS
К оглавлению
IX
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФИИ
В центре круга, который мы пытаемся очертить с помощью
понятия игры, располагается фигура греческого софиста. Софист --
это слегка сбившийся с пути преемник того главного персонажа архаической
культурной жизни, о котором мы поочередно говорили как о пророке,
шамане, ясновидце, чудодее, поэте и которого мы, пожалуй, все-таки
будем именовать vates. Желание как можно лучше разыграть
представление, стремление в открытой схватке одержать верх над соперником
-- эти два мотора всеобщей социальной игры -- в функции софиста
явлены со всей откровенностью. Не забудем однако, что еще у Эсхила
именем софиста назван мудрый герой -- Прометей или Паламед1*. Оба они, преисполненные гордости, перечисляют все
те искусства, которые они измыслили на пользу людям. Именно хвастовством
по поводу своих обширных познаний уподобляются они позднейшим софистам,
таким, как Гиппий2*, всезнайка, помнивший все на свете, тысячеискусник
и герой экономической автаркии, похвалявшийся, что все имеющееся
у него сделано им самим; что на всех рыночных площадях ему всегда
открыт путь в Олимпию3*; предлагавший рассуждать с ним на любую тему из
числа тех, кои были им лучше всего подготовлены, и ответить на все
вопросы, кем бы они ни были заданы, и утверждавший, что никогда
еще не встречал он кого-либо, кто превзошел бы его'. Все это еще
вполне стиль жреца Яджнавалкьи, разгадывающего загадки, из литературы
брахманов.
Эпидейксис (эпидейксис), представление, исполнение,
показывание -- так называется выступление софиста. И он располагает,
как уже было показано, репертуаром для своих представлений. Он получает
за них гонорар -- речь идет о вещах, предлагаемых по твердой цене:
так, например, 50 драхм за выступление Продика4*.
Горгий получал столь высокие гонорары, что мог позволить себе заказать
собственную массивную золотую статую и посвятить ее богу в Дельфах5*.
Странствующие софисты, как Протагор6*,
пользуются баснословным успехом. Целое событие -- когда знаменитость
из них удостаивает своим посещением какой-нибудь город. На них взирают
как на чудотворцев, их сравнивают с борцами, короче говоря, деятельность
софистов попадает полностью в сферу спорта. Зрители рукоплещут им,
и каждый удачный ход встречается смехом. Эта чистая игра: соперники
ловят друг друга в свои словесные сети2,
отправляют в нокаут3, похваляются,
что ответы на их неизменно каверзные вопросы всегда будут ложными.
144 Глава IX
Когда Протагор называет софистику "древним искусством" -- технен
палайан4 (технен палайан),
он попадает в самую суть. Это древняя игра ума, которая в архаической
культуре, уже в самый ранний ее период, от вещей священных то и
дело скатывается к чистому развлечению; то она вдруг соприкасается
с высшей мудростью, то вновь становится чисто игровым со-стязанием.
Вернер Йегер считает, что против "neuere Mode, Pythagoras als eine
Art von Medizinmann hinzustellen" ["новейшей моды выставлять Пифа-гора
неким врачевателем"] не стоит и возражать5.
Он забывает, что враче-яатель по отношению к философам и софистам
и в самом деле -- воистину исторически -- как был, так и остался
их старшим братом. И черты этого древнего родства все еще сохраняются.
Сами софисты прекрасно осознавали игровой характер всей своей
деятельности. Горгий назвал свою Похвалу Елене игрой -- эмон
де пайгнион (эмон де пайгнион); его сочинение О природе
также толковали как риторическую игру6.
Тому, кто против этого возражает7,
следовало бы принять во внимание, что в сфере софистической риторики
четкие границы между игрой и серьезностью провести невозможно и
что квалифицировать ее как игру фактически значит прекрасно уловить
ее изначальный характер. Тот, кто называет пародией и карикатурой
облик, в котором Платон изображает софистов8,
забывает, что все игровые и, пожалуй, сомнительные черты в софисте
как персонаже культуры неразрывно связаны с его архаической сущностью.
По самой своей натуре софист принадлежит в той или иной мере к "бродячему
племени". Он так или иначе скиталец и прихлебатель уже par droit
de naissance [no праву рождения].
Но в то же время не кто иной, как софисты создали среду, в которой
приняли очертания эллинские идеи воспитания и культуры. Греческая
философия и греческая наука выросли не в лоне школы (в нынешнем
значении этого слова), и с этим ничего не поделаешь. Эти знания
не приобретались как побочный продукт обучения полезным и доходным
профессиям. Для эллина они были плодом его свободного времени, схоле
(схоле), -- а для свободного гражданина все то время, которое не
было востребовано государственной службой, войной или отправлением
культа, было свободным9. Так
что слово школа имеет примечательную предысторию. И в этой
вот среде свободного препровождения времени свободными гражданами
софист издавна являл собою пример жизни, проводимой в размышлениях
и умственных опытах.
Если типичный продукт деятельности софиста, а именно софизм, Рассматривать
с чисто технической стороны, как форму выражения, он тотчас же обнаруживает
все свои связи с той примитивной игрой, но-сителем которой был уже
встречавшийся нам его предшественник vates. Софизм стоит рядом с
загадкой. Это фехтовальный прием. В слове проблема (проблема)
изначально присутствуют два конкретных значения: тo, что кто-либо
держит или ставит перед собою, дабы себя защитить, например щит,
-- и то, что бросают другому, чтобы тот это принял. В переносном
смысле оба эти значения подходят для описания искусства
145 Homo ludens
софиста10. Его вопросы и
аргументы суть те же проблемы, и именно в этом смысле. Игра-состязание
в остроумии, с подзадориванием друг друга каверзными вопросами,
занимала ощутимое место в греческой манере вести беседу. Различные
типы каверзных вопросов были систематизированы и имели следующие
специальные наименования-соритес, апофаскон утис, псеудбменос,
антистрефону (соритес, апофаскон утис, псеудбменос,
антистрефон) -- громоздящий кучу, отрицающий никто, лжец, обращающий
и т.д. Клеарх, ученик Аристотеля, написал теорию загадок, а именно
таких, которым он дал наименование грифос (грифос) -- сети,
шутливые вопросы, завершавшиеся наказанием или наградой. -- Что
одинаково везде и нигде? Ответ: время. -- Что есть я то не есть
ты. Я -- человек. Следовательно, ты -- не человек. На что Диоген7* якобы возразил: если хочешь, чтобы это было истиной,
то начни с меня11. О некоторых софизмах Хрисипп8*
написал целый трактат. Все эти Fangschlusse [вопросы-ловушки] молчаливо
основываются на предварительном условии, что поле логического смысла
сводится к некоему игровому пространству, в пределах которого согласен
оставаться соперник, не делая каких-либо шагов в сторону из опасения
неминуемо разрушить это пространство -- что как раз и было проделано
Диогеном. Стилистически эти пропозиции могут быть выстроены как
художественные формы, с ритмом, повторами, параллелизмами и т. д.
Переход от таких Spielereien [забав] к обстоятельным ораторским
выступлениям софистов и философским спорам в манере Сократа происходил
постепенно. Софизм стоит вплотную к обычной загадке, которая есть
не что иное, как развлечение, -- но благодаря этому также и к священной
космогонической загадке. Евтидем9*
играет то грамматически и логически детским софизмом12,
то вопросом на грани загадки о мире или познании13.
Наиболее глубокомысленные суждения ранней греческой философии, как,
например, один из выводов элеатов10*: "нет множества, нет движения, нет становления",
-- рождались в форме вопросов и ответов. Для осознания такого абстрактного
заключения, как невозможность существования одного обобщающего суждения,
прибегали к внешней форме сорита, цепочки вопросов. Когда
высыпают мешок зерна, производит ли шум первое зернышко? -- Нет.
-- Тогда, может, второе? И т. д.
Сами греки прекрасно отдавали себе отчет, до какой степени они
попадали со всем этим в сферу игры. В Евтидеме Сократ отбрасывает
вопросы-ловушки как забавы чисто школярского свойства. С помощью
всего этого, говорит он, ничему не научаются относительно сути самих
вещей -- разве что тому, как, изощряясь в словах, дурачить людей;
все равно что дать подножку или выдернуть из-под кого-нибудь стул.
Когда вы утверждаете, что хотите наделить мудростью этого юношу,
говорится там далее, что это: игра или вы заняты этим всерьез?14
В Софисте Платона Теэтет11* вынужден признаться чужеземцу из Элеи, что софист по своему
складу относится к ярмарочным шутам, буквально -- к пробав-
146 Глава IX
шимся игрою: тон тэс пайдиас метехонтон15
(тон тэс пайдиас метехон-тон) Парменид12*,
побуждаемый высказаться по вопросу о существова-нии, называет эту
задачу "игрой в трудные игры": прагматейоде пайдиан пайдзейн16
(прагматейоде пайдиан пайдзейн), -- после чего принимается рассуждать
о глубочайших вопросах бытия. И все это, конечно же, про-текает
как игра в вопросы и ответы. Единое не может состоять из час-тей,
оно неограниченно, а значит, бесформенно, оно нигде, оно непод-вижно
вневременно, непознаваемо. Далее рассуждение строится в об-ратном
порядке, затем этот процесс повторяется снова и снова17. Доводы, уподобляясь челноку ткацкого станка, снуют
туда и обратно, и в
этом движении мудрствование принимает форму благородной игры.
Не только софисты, но также Сократ, да и сам Платон играют в эту
игру18.
По Аристотелю, Зенон Элейский первым писал диалоги в той форме
вопросов и ответов, которая была свойственна как философам из Мегары13*, так и софистам. Это была техника, рассчитанная
на то, чтобы расставить сети противнику. Платон скорее всего следовал
в своих диалогах более всего поэту, автору мимов Софрону14*;
Аристотель также называет диалог формой мима19,
фарсом, который сам опять-таки есть форма комедии. Причисление к
роду фокусников, жонглеров, чудодеев, к которому относили софистов,
не миновало ни Сократа, ни даже Платона20.
Если всего этого еще не достаточно, чтобы явственно выделить игровой
элемент философии, то он может быть обнаружен в самих Платоновых
диалогах. Диалог -- форма искусственная. Это своего рода фикция.
На какую бы высоту ни поднималось у греков действительная беседа,
она тем не менее никогда полностью не отвечала форме литературного
диалога. Диалог у Платона -- это легкая, игровая форма искусства.
Возьмем новеллистический замысел Парменида, начало Кратила,
легкую, живую интонацию этих двух и многих других диалогов. Определенное
сходство с шутовством, с мимом здесь и в самом деле не признать
невозможно. В шутливой форме затрагиваются в Софисте основные
положения мудрецов более раннего времени21.
Совершенно в юмористическом тоне пересказывается в Протагоре
миф об Эпи-метее и Прометее22
15*. "По поводу облика и имени
этих богов, -- говорит Сократ в Кратиле, -- есть и серьезное,
и шутливое объяснение, ибо также и боги не прочь позабавиться":
филопайсмонес гар кай гой теой (фило-пайсмонес гар кай гой
теой). В другом месте того же диалога Платон говорит устами Сократа:
"если бы я выслушал пятидесятидрахмовый урок Про-дика, ты тотчас
бы это узнал, но я внял лишь однодрахмовому назиданию"23.
и опять в том же тоне, продолжая, судя по всему, намеренно бес-мысленную,
сатирически нацеленную этимологическую игру: "а теперь смотри, какой
фокус сделаю я со всем тем, чего не могу объяснить"24.
И наконец даже так: "Я уже давно прихожу в изумление от своей
собст-вeннoй мудрости, так, что и самому мне не верится". Что уж
тут говорить, если Протагор завершается обращением вспять
всех исходных позиций и eсли можно спорить о том, всерьез или нет
звучит надгробная речь в Ме-нексене?16*
147 Homo ludens
У Платона собеседники сами расценивают свои философские занятия
как приятное времяпрепровождение. Юношеской страсти к спору противостоит
желание старших, чтобы к ним испытывали почтение25.
"Так обстоит дело с истиной, -- говорит Калликл в Горгии26,
-- и ты поймешь это, если оставишь в покое философию и займешься
делами более важными. Ибо философия -- вещь приятная, если заниматься
ею в юные годы и с соблюдением меры, но она же и гибель для того,
кто предается ей дольше, чем следует".
Итак, лишь юношескую игру видели в философии те, кто для наследовавшего
им мира заложил непреходящие основы мудрости и любомудрия. Чтобы
раз и навсегда раскрыть перед всеми основную ошибку софистов, их
логические и этические изъяны, Платон не пренебрегал этой легкой
манерой непринужденного диалога. Ибо и для него любомудрие, при
всей углубленности, продолжало оставаться некоей благородной игрой.
И если не только Платон, но и Аристотель считал достойными самых
серьезных возражений словесные ухищрения и уловки софистов, то это
потому, что и их собственное мудрствование, их собственное мышление
еще не высвободились из сферы игры. Да и произойдет ли это когда-либо
вообще?
Последовательность основных стадий развития философии можно наметить
в общих чертах следующим образом. В глубокой древности она берет
начало в священной игре в загадки и в словопрение, выполняющие,
однако, также функцию праздничного развлечения. Сакральная сторона
всего этого вырастает в глубокую тео- и философию Упа-нишад
и досократиков, игровая сторона -- в деятельность софистов. Эти
сферы не отделены полностью друг от друга. Платон возводит философию
как благороднейшее стремление к истине на такие высоты, достичь
которых мог только он один, но всегда делает это в такой легкой,
непринужденной форме, которая была одним из характерных элементов
его философии. При этом философия одновременно развивается и в своей
сниженной форме: как словопрение, игра ума, софистика и риторика.
Однако агональный фактор в эллинском мире был настолько значителен,
что риторика могла расширять свое поле деятельности за счет философии
в ее более чистом виде и, будучи культурой более многочисленных
групп, затмевала ее, угрожая и вовсе свести на нет. Гор-гий, отвернувшийся
от глубинного знания ради того, чтобы превозносить силу блестящего
слова -- и злоупотреблять этим, являет собою вполне определенный
тип культурного вырождения. Доведенные до высшей точки соперничество
и школярство в ремесле философов шли рука об руку. И это был не
единственный раз, когда эпоха, искавшая смысл вещей, сменялась временем,
которое готово было вполне удовлетвориться лишь словом и формулой.
Игровое содержание этих явлений невозможно обрисовать четкими контурами.
Далеко не всегда можно провести явную границу между ре-бяческой
Spielerei [забавой] и лукавым умом, что временами подходит
148 Глава IX
вплотную к самым глубоким истинам. Знаменитое сочинение Горгия
О несуществующем, полностью отрекавшееся от всякого серьезного
знания в пользу радикального нигилизма, можно точно так же назвать
игрой, как и декламацию о Елене, которой он сам дал такое название.
Отсутствие ясно осознанных границ между игрою и мудрствованием видно
и из того, что стоики обсуждают не имеющие смысла, построенные на
грамматических ловушках софизмы заодно с вполне серьезными аргументами
Мегарской школы27.
Повсеместно воцаряются диспут и декламация. Эта последняя также
становится постоянным предметом публичных состязаний. Говорить значило
хвастливо щеголять словами, выставлять себя напоказ. Словесный поединок
был для эллина самой подходящей литературной формой, чтобы отобразить
и обсудить тот или иной щекотливый вопрос. Так, Фукидид выводит
на подмостки вопрос о войне или мире в споре Архидама и Сфенелада,
разные другие вопросы в спорах Никия и Алкивиада, Клеона и Диодота.
Так обсуждает он конфликт между властью и правом, на примере нарушения
нейтралитета острова Мелос, в споре, который целиком строится как
софистическая игра из вопросов и ответов. Аристофан в Облаках
пародирует страсть к парадным диспутам в риторической дуэли логоса
праведного -- с неправедным17*.
Значение любимой софистами антилогии [противо-речия], или двойственного
высказывания, заключается, впрочем, не только в игровой ценности
указанной формы. Она, кроме того, способна метко выражать извечное
свойство неопределенности человеческого суждения: сказать можно
и так и этак. Именно игровой характер речи проявляется в том, что
побеждать в словесной дуэли все-таки остается до некоторой степени
чистым искусством. Речь софиста сразу же становится намеренной ложью,
как только в свое искусство слов и понятий он вкладывает безнравственный
умысел, как это делает Калликл, распространяясь о "Herrenmoral"
["морали господ"]28 18*.
В каком-то смысле будет лживым и сам агональный задор, если дать
ему волю ценой отказа от истины. Для всех тех, кого зовут софистами
или риторами, не стремление к истине, а желание личной, индивидуальной
правоты служит путеводной нитью и целью. Архаическая ситуация состязания
-- вот что является здесь единственным воодушевляющим стимулом.
Если относительно Ницше следует полагать, как того хотят некоторые29,
что он и в самом Деле возродил агонистический дух мудрствования,
то тем самым он вернул философию к ее древнейшему состоянию возникновения
в лоне первозданной культуры.
Мы не хотели бы здесь углубляться в пространный вопрос, в какой
степени наши речевые средства в основе своей носят характер игровых
правил, то есть значимы лишь в тех интеллектуальных границах, кото-рые
мы признаем в качестве обязательных. Всегда ли в логике вообще и
в силлогизме в особенности в игру вступает некое молчаливое соглаше-ние
о том, что действенности терминов и понятий следует придержи-ваться
здесь точно так же, как это имеет место для шахматных фигур и
149 Homo ludens
полей шахматной доски? Пусть кто-нибудь ответит на этот вопрос.
Мы же ограничимся беглым обзором фактических качеств игры в практике
диспутов и декламации более позднего времени по сравнению с эпохой
греческой цивилизации. Особой обстоятельности здесь не требуется
поскольку явление это постоянно вновь воспроизводится в весьма схожих
формах, а также и потому, что в своем развитии в западной культуре
оно в самой высокой степени продолжает сохранять зависимость от
греческого образца.
Квинтилиан принес теоретические положения риторики и декламации
в латинскую литературу. В эпоху Римской империи практика диспутов
и словесных парадов не ограничивалась рамками школы. Ритор Дион
Хрисостом19* рассказывает нам об уличных философах, своего рода
деклассированных софистах, морочивших голову рабам и людям морского
занятия мешаниной из пустой болтовни, побасенок и плоских острот.
Сюда, возможно, просачивалась и бунтарская пропаганда, судя по декрету
Веспасиана, по которому из Рима были изгнаны все философы20*.
И снова серьезные умы вынуждены были предостерегать от переоценки
привлекательности софизмов, отдельные примеры которых были постоянно
в ходу. Августин говорит о пагубной страсти к слово-прениям и ребяческой
манере при всех, напоказ, втягивать в них противника30.
Остроты вроде следующей: "У тебя есть рога, -- ты же не терял рогов,
значит, они все еще у тебя"31,
-- пользуются широким и неизменным успехом в литературе схоластики.
Очевидно, было не так уж легко заметить логическую ошибку, делавшую
такие остроты весьма ловкой шуткой.
Переход вестготов из арианства в католицизм был отмечен официальным
богословским турниром между представителями высшего духовенства
с обеих сторон в Толедо в 589 г.21*.
Весьма выразительный пример спортивного характера мудрствования
во времена раннего Средневековья дает нам рассказ о Герберте, будущем
папе Сильвестре II, и его противнике Ортрике Магдебургском, встретившихся
при дворе императора Отгона II в Равенне в 980 г.32 22*. Соборный схоласт Ортрик завидовал славе Герберта
и послал своего человека в Реймс тайно слушать его поучения, дабы
в конце концов поймать его на каком-нибудь неверном суждении. Лазутчик
превратно понимает Герберта и доносит двору, что, по его мнению,
он услышал. В следующем году император призывает обоих ученых мужей
в Равенну, чтобы устроить между ними ученый спор перед самой почетной
аудиторией, пока день не придет к концу и не иссякнет внимание слушателей.
Центральный пункт диспута следующий: Ортрик упрекает противника
в том, что тот назвал математику областью физики33
23*. На самом же деле Герберт
называл ее наравне и одновременно с последней.
Стоило бы как-нибудь проследить, не было ли в так называемом Каро-лингском
возрождении, этом пышном насаждении учености, поэзии и благочестия,
участники которого украшали себя классическими и библейскими
150
Глава IX
именами: Алкуин звался Горацием, Ангильберт -- Гомером, сам Карл
-- Давидом; не было ли собственно игровое качество здесь самым существен-ным.
Придворная культура сама по себе особенно восприимчива к игровым
формам. Круг ее по необходимости узок и замкнут. Уже само почитание
монаршего величества обязывает придерживаться всевозможных правил
и фикций. В Academia Palatina [Палатинской академии] Карла Великого,
воплощавшей провозглашенный идеал Athenae novae [Новых Афин], невзирая
на благочестивые намерения, царило настроение благородной забавы24*.
Там состязались в искусстве версификации и в обоюдных насмешках.
Стремление к классическому изяществу не исключало при этом определенных
черт примитивности. "Что есть письменность?" -- спрашивает юный
Пипин, сын Карла, и Алкуин отвечает: "Хранительница науки". -- "Что
есть слово? -- Разглашатель мысли. -- Кто породил слово? -- Язык.
-- Что есть язык? -- Бич воздуха. -- Что есть воздух? -- Хранитель
жизни. -- Что есть жизнь? -- Радость счастливых, горе несчастных,
ожидание смерти. -- Что есть человек? -- Раб смерти, гость в уголке
Земли, путник, который проходит мимо"25*.
Все это звучит далеко не ново. Здесь опять-таки приходят на память
игры в вопросы-ответы, состязания в загадывании загадок, ответы
в древне-норвежских кеннингах, короче говоря, все те черты
игр-мудрствований, которые мы ранее отмечали в Индии Вед,
у арабов, у скандинавов.
Когда к концу XI в. проявляется огромная тяга к знанию о бытии
и обо всем, что бытийствует, -- которая вскоре даст урожай: в кожуре
Университета принесет плод Схоластики, продолжая разрастаться во
всех направлениях в живое движение духа, -- то происходит это почти
с лихорадочной быстротой, как порою бывает свойственно периодам
значительного культурного обновления. Агонистический момент при
этом неминуемо выступает явно на первый план. Стремление победить
противника словом превращается в некий спорт, во многих отношениях
стоящий в одном ряду с вооруженной схваткой. Распространение древнейшей,
кровавой формы турнира -- группового, с участием выходцев из разных
частей страны, или индивидуального поединка рыцарей, странствующих
в поисках противника, -- странным образом совпадает с тем злом,
на которое жалуется Петр Дамиани26*: появлением спорщиков, которые (подобно греческим
софистам) бродят повсюду, восхваляя свое искусство и торжествуя
свою очередную победу. В школах XII в. процветают бурные словесные
состязания, с клеветою и поношениями. Церковные авторы оставили
нам беглые зарисовки школьного обучения, гдe бросается в глаза игра
издевок и остроумия. Все норовят провести друг друга тысячами словесных
фокусов и уловок, расставляют ловушки и сети из слогов и слов. Почитатели
прославленных мастеров буквально охотятся за своими кумирами, хвастаясь
затем, что видели их и следовали за ними34.
Те же зарабатывают немалые деньги, совсем как в прежние времена
греческие софисты. Росцелин в злой инвективе рису-ет нам Абеляра,
пересчитывающего по вечерам деньги, которые прино-сят ему ежедневно
его лживые поучения, и тратящего их затем на бес-
151 Homo ludens
путства. Абеляр и сам признается, что брался за подобные занятия
ради денег и что немало так зарабатывал. В одном споре он, будучи
подстрекаем товарищами, в виде кунштюка., берется толковать
Священное Писание, тогда как до этого преподавал только физику
-- то есть философию35. Уже давно отдал он предпочтение оружию диалектики
перед оружием войны, странствуя в тех краях, где процветало ораторское
искусство, пока "не разбил военный лагерь своей школы" на холме
Св. Женевьевы, дабы "держать в осаде" своего соперника, занявшего
Парижскую кафедру36 27*.
Подобные же черты смешения сфер красноречия, войны и игры мы находим
и в ученых состязаниях мусульманских богословов37.
В течение всего периода развития Схоластики и Университета аго-нальный
элемент занимает видное место настолько, насколько это возможно.
Длительное увлечение проблемой универсалий как центральной темой
философских дискуссий, участники которых делились на реалистов и
номиналистов, несомненно, связано с изначальной потребностью людей
образовывать разные партии при обсуждении спорных вопросов, что
в высшей степени характерно для всякой культуры в периоды ее духовного
роста. Вся деятельность средневекового университета облекалась в
игровые формы. Непрерывные диспуты, этот непременный способ устного
общения ученой братии, пышно расцветавшие университетские церемонии,
обычай группироваться в nationes28*, раскол по направлениям всевозможного рода
-- все эти явления так или иначе оказываются в сфере состязания
и действия игровых правил. Эразм все еще ясно ощущал эту взаимосвязь,
когда в письме к своему упорному оппоненту Ноэлю Бедье жаловался
на узость, с которой школа считается только с тем, что дали предшественники,
а при столкновении мнений исходит лишь из уже утвердившихся положений.
"По моему разумению, в школе вовсе не следует делать таких вещей,
к коим прибегают при игре в осаду замка29*, в карты и в кости. Ибо там ясно, что при отсутствии
согласия в правилах никакой игры не получится. Касательно же научных
доводов, нельзя почитать за что-то неслыханное или опасное, если
кем-нибудь будет затронуто что-либо новое..."38.
Наука, включая и философию, полемична по самой своей природе,
а полемическое неотделимо от агонального. В эпохи, когда в мир вторгается
новое, агональный фактор, как правило, выходит явно на первый план.
Так было, например, в XVII в., когда естественные науки достигли
блестящего расцвета и завоевывали все новые территории, затрагивая
тем самым и влияние Античности, и авторитет веры. И всякий раз люди
собираются в лагери или партии. Одни -- картезианцы, другие решительно
против этой доктрины; одни придерживаются Anciens, другие
примыкают к Modernes, выступают, в том числе и далеко за
пределами ученого круга, за или против Ньютона, за или против сплющенности
земного шара, прививок и т.д. и т.п.30*
Век XVIII, с его оживленным ду-ховным общением, за ограниченностью
средств еще не перешедшим в
152 Глава IX
хаотическое изобилие, неминуемо должен был стать эпохой преимуще-ственно
чернильных баталий. Последние - вместе с музыкой, парика-
ми, фривольным рационализмом, грациозностью Рококо и очарованием
салонов - черезвычайно активно участвовали в формировании того все-общего
игрового характера, который у XVIII в. никто, пожалуй, не будет
оспаривать и из-за чего мы ему порою завидуем.
|