Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Лев Черепнин

РУССКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

К оглавлению

I. ВВЕДЕНИЕ

         § 1. Предмет и задачи хронологии как вспомогательной исторической дисциплины. Термин "хронология" происходит от двух греческих слов: "хронос" - время и "логос" - слово, знание, учение. Таким образом, хронология - это наука об измерении времени.
        Наука эта распадается на два раздела: 1) хронологию математическую и 2) хронологию историческую (или, как её называют иначе, - техническую). Математическая хронология, ставит своей целью установление, при помощи соответственных вычислений, точного астрономического времени по движению небесных тел. Задачей исторической хронологии является определение, путём изучения дошедших до нас документальных данных, времени отдельных исторических событий. В этом разрезе (который и является предметом дальнейшего изложения), хронология должна заниматься научной разработкой имеющихся в исторических источниках дат (т. е. цифровых знаков, указывающих на время, к которому относится тот или иной исторический факт). Счёт времени у различных народов в различные периоды их прошлого не был одинаков, в силу чего в исторических источниках наблюдается необычайное разнообразие датировок. Для правильного понимания последних необходимо знакомство с системами времясчислений, применявшимися в разные эпохи разными народами, и умение перевести даты со старинного счёта на современный, выразив их в единообразных единицах измерения времени, принятых в наши дни.
        Хронология, таким образом, является важной вспомогательной исторической дисциплиной, т. к. размещение событий во времени (или, как принято говорить, в правильной хронологической последовательности) представляет необходимое условие научного изучения исторического прошлого. Это исчерпывающим образом вскрыто в постановлении Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г.: "О преподавании гражданской истории в школах СССР". "Решающим условием, - говорится в этом постановлении, - прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важнейших исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории мож,ет обеспечить необходимые для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории"

-9-


        Хронологическими датами принято называть даты исторических событий не в том сыром виде, в каком мы извлекаем их из источников. Этот термин .применяется в отношении дат научно обработанных теми техническими средствами, которые даёт в руки историкам вспомогательная дисциплина - историческая, или техническая хронология.
        Историческая (техническая) хронология разрабатывает методы научного анализа источников на основе тех данных, которыми располагает хронология математическая, т. к. различные системы измерения времени находятся в тесной связи с наблюдениями над природными (астрономическими) явлениями. В этом отношении историк должен работать рука-об-руку с математиком-астрономом, используя в своих целях выводы последнего.
         § 2. Астрономические явления как основа времясчисления. Любая хронологическая система должна, во-первых, выработать единообразные, твёрдые и точные единицы для измерения времени, а во-вторых, остановиться на какой-то отправной, исходной точке, от которой бы и начинался счёт.
        Путь к разрешению первой задачи подсказывала сама природа. Не трудно заметить, что в ряде астрономических явлений наблюдается закономерная повторяемость. Достаточно указать на периодическую смену дня и ночи, лунных фаз, времён год и т. д. Эта строгая периодичность в жизни природы, зависящая от движения небесных тел, была давно вскрыта людьми и положена ими в основу измерения времени. Уже на ранних ступенях исторического развития хозяйственные потребности отдельных народов выдвигали настоятельную нужду в применении астрономических данных к счёту времени. Энгельс отметил в "Диалектике природы", что "...астрономия - уже из-за времён года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов" (Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 438).
        Если мы присмотримся к тем основным единицам счёта времени, которыми пользуется большинство современных культурных народов, т. е. к суткам, месяцу и году, то легко убедимся, что эти три единицы определяются тремя астрономическими факторами: вращением земли вокруг своей оси, обращением луны вокруг земли и движением земли вокруг солнца. Средний период времени, в течение которого земля совершает полный оборот вокруг своей оси, составляет до 24 часов и носит в астрономии название солнечных суток. Период.наблюдаемого нами чередования лунных фаз (т. е. новолуния, первой четверти, полнолуния и последней четверти), зависящий от движения луны вокруг земли, астрономы называют синодическим месяцем. Его длина =29,5306 суток или 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды. Слово месяц имеет таким образом двойное значение. Им одновременно обозначается и луна, и единица времени, определяющаяся периодическими перемещениями этого небесного тела. Это очень показательно для отмеченной выше непосредственной связи между астрономическими явлениями и времясчислением. Термин "синодический" происходит от греческого слова, означающего схождение. Промежуток времени

-10-


между двумя новолуниями получил название синодического месяца потому, что луна, обращаясь вокруг земли, приходит в различные положения относительно солнца и в конце указанного периода как будто сходится с ним. Время обращения земли вокруг солнца в астрономической науке принято называть солнечным или тропическим годом. Его продолжительность составляет величину, равную 365,2422 средних суток = 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. У различных народов начало года приходится в разное время. Для вычисления длины тропического года астрономы берут за основу постоянную величину - весеннее равноденствие, т. е. время, когда продолжительность дня и ночи является одинаковой.
         § 3. Виды календарей. Система времясчисления, строющаяся на определённом, точно установленном взаимоотношении отдельных единиц измерения в виде года, месяца, суток, называется календарём. Последний термин происходит от латинского слова "календы", которым в древнем Риме обозначалось первое число каждого месяца.
        Среди многочисленных различных календарных систем можно наметить два основных типа: 1) солнечные календари, астрономическую основу которых составляет тропический год или период годичного обращения земли вокруг солнца и 2) календари лунные, возникшие на основе синодического месяца или законченного периода чередования лунных фаз.
        Трудность построения календаря любого из двух названных типов заключается в том, что ни тропический год, ни синодический месяц не заключают в себе полного количества суток. Поэтому при установлении продолжительности календарных года и месяца приходится отступать от точных астрономических данных. Отсюда возникают понятия "тропический год" и "календарный год", "синодический месяц" и "календарный месяц".
         § 4. Солнечные календари. Египетский календарь. Солнечный календарь обычно исходит из равенства года или 365 или 366 суткам, округляя таким образом астрономически установленную величину - 365,2422 суток. История знает две основных разновидности солнечного календаря: 1) так называемую "блуждающую" календарную систему и 2) систему високоса. Блуждающий солнечный календарь зародился в очень давние времена, в древнем Египте. Египтяне принимали продолжительность календарного года за 365 суток, т. е. почти на целую четверть суток менее длины тропического года (=365,2422 суток - 365 суток = почти 0,25 суток). В результате такого отступления от астрономических данных, начало египетского года, меньшего по величине, чем тропический, постепенно и медленно передвигалось в пределах последнего, падая на различные сезоны (лето, осень, зиму, весну). Отсюда позднейшее название египетского календаря "блуждающим". Наблюдая за этим "блужданием", нетрудно убедиться, что при расхождении между египетским календарём и тропическим годом на величину около четверти суток, через каждые 1460 лет начало египетского календаря возвращалось к одному и тому же моменту солнечного года (4 х 365 = 1460). Этот промежуток в 1460 лет получил назва-

-11-


ние "периода Сотиса". "Сотис" - греческое наименование звезды Сириуса. Своё летосчисление египтяне связывали с наблюдениями за движением Сириуса, положение которого на небе менялось в связи с годичным обращением земли вокруг солнца и восход которого раз в 1460 лет совпадал с разливом реки Нила.
        Из народов СССР египетскую календарную систему применяли армяне, о чём будет сказано в специальном разделе, посвященном древне-армянской хронологии.
         § 5. Юлианский календарь. Неудобство "блуждающего" календаря вызвало современем переход к так называемой системе високоса. Её смысл заключается в том, что в качестве средней лродолжительности календарного года берётся величина в 365,25 суток, почти равная длине тропического года (365,2422 суток). Но поскольку неудобно считать в году неполное количество суток, постольку указанная система строится на чередовании простых годов (в 365 суток) и удлиннёиных, с одним добавочным днём (в 366 суток).
        Введение в жизнь подобного календаря связано с именем знаменитого римского государственного деятеля Юлия Цезаря, осуществившего это начинание при участии египетского астронома Созигена в 46 г. до н. э. Нам нет надобности останавливаться на структуре древне-римского календаря, предшествовавшего реформе Цезаря. Достаточно отметить основной принцип этой реформы: на каждое четырёхлетие приходится три года простых (по 365 суток) и один удлинённый или високосный (в 366 суток). При таком построении календаря средняя продолжительность года (365,25 суток) оказывается весьма близкой к астрономическим данным (365,2422 суток). Самое название "високос", "високосный" происходит от латинского слова "биссекстум", т. е. "второй шестой". Дело в том, что добавочным днём для удлиннённого года в римском календаре было второе 24 февраля. Римляне, как было указано выше, вели счёт календами (название первого числа каждого месяца), но не вперёд, а назад. Поскольку в феврале было 28 дней, постольку 23 февраля являлось шестым днём до мартовских календ (до 1-го марта). А добавочный день после 23 марта получил название двойного шестого ("биссекстум" - "високос"). Отсюда самый год с одним дополнительным днём в феврале стал называться, в отличие от простого, високосным. В нашем современном календаре, ведущем своё происхождение от римского, добавочным днём в високосном году является 29 февраля. Февраль простого года имеет 28 дней, февраль високосного - 29 дней. Остальные месяцы, как в простом, так и високосном, году насчитывают или по 30 дней (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь), или по 31 (январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь). Тем, кто затруднится запомнить количество дней в каждом месяце, рекомендуется для счёта дней в отдельных месяцах пользоваться косточками пальцев на руках и промежутками между ними. Располагая месяцы в порядке их следования в пределах года, надо иметь в виду, что.те из них, которые лридутся на косточки, будут содержать по 31 дню, те .же, которые

-12-


окажутся между двумя косточками, - по 30 дней (за исключением февраля).
        Для того, чтобы определить по цифровому обозначению года, является ли он простым или високосным, следует руководствоваться признаками делимости числа на 4, т. к. високосным является каждый четвёртый год. Поэтому, если две последних цифры числа, обозначающего год, делятся на 4, или же если это число оканчивается двумя нулями, следовательно, год - високосный. Во всех других случаях год - простой. Например, и 1600 и 1820 годы будут високосными, т. к. первое число оканчивается двумя нулями, а второе цифрой 20, делящейся на четыре. Но 1943-й год - простой, т. к. 43 на четыре не делится.
        Юлианский календарь лёг в основу календарной системы, которой пользуется в настоящее время большинство культурных стгран, и в частности и СССР, но не в чистом виде. В XVI в. этот календарь подвергся дальнейшей реформе, задачи и характер которых будут вскрыты ниже.
         § 6. Григорианский календарь. Юлианский календарь, конечно, являлся шагом вперёд по сравнению с египетским, т. к. он гораздо удачнее разрешал проблему приближения средней продолжительности года к величине, установленной астрономическими вычислениями. Однако, этот календарь ещё не был совершенным. Если египетский год был короче тропического, то Юлианский оказывался, наоборот, несколько длиннее последнего. Юлианский календарный год, хоть и незаметно, но систематически отставал от тропического года. Это, на первый взгляд как будто совершенно незначительное отставание (365,25 - 365,2422 суток) достигало целых суток в течение каждых 128 лет, а к концу XVI в. дошло уже до 16 суток (т. к. Юлианский календарь был принят к употреблению в христианских странах на соборе в Никее в 325 г., т. е. в начале IV в.). Встал вопрос о новой реформе календаря, которая и была осуществлена в 1582 г. особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Эта реформа преследовала правда не столько научные цели, сколько задачи церковного характера, связанные с определением дня празднования пасхи. Но её результаты имели вполне научное значение
        Перед комиссией, возглавляемой папой Григорием XIII, стояли две основных задачи: 1) ликвидировать каким-либо способом разницу в 10 суток между тропическим и календарным годом, накопившуюся за прежние столетия; 2) путём соответствующих изменений в структуре Юлианского календаря, устранить, или во всяком случае уменьшить, эту разницу на будущее время.
        Первая задача была разрешена чисто административным порядком. Соответствующим папским декретом было предписано 5 октября 1582 г. считать 15-м октября. Таким образом, текущий 1582 год был укорочен на 10 суток и этим было восстановлено нарушенное соответствие, несколько отставшего в прошлом Юлианского календаря, тропическому году.
        В целях дальнейшего приближения календарного года к тропическому, комиссия пошла по естественному пути сокращения

-13-


количества високосных годов. Действительно, принимая каждый четвёртый год за високосный, Юлианский календарь исходил из предпосылки о средней продолжительности года в 365,25 суток. Но ведь эта средняя величина несколько превышает астрономические данные (год = 395, 2422 суток). Если основываться на последних, то уже не каждый четвёртый год придётся считать за високосный. Григорианская реформа и исключила в пределах каждого 400-летия три високосных года. Это сокращение конкретно коснулось некоторых из тех годов, которые завершают столетия, или другими словами, цифровое обозначение которых оканчивается двумя нулями. Чтобы наглядно представить себе, в чём дело, возьмём за исходную точку 1582 год - момент реформы. Выпишем те годы (после 1582 г.), которыми заканчиваются четыре последовательных столетия. Это:
        1600 г. (грань между XVI и XVII вв.)
        1700 г. (грань между XVII и XVIIl вв.)
        1800 г. (грань между XVIII и XIX вв.)
        1900: г. (грань между XIX и XX вв.).
        Все эти годы, по Юлианскому календарю, являются високосными, т. к. обозначающие их цифры заканчиваются двумя нулями. Григорианская комиссия предложила считать из этих лет за високосные только те, у которых две первых цифры делятся на 4. Следовательно, по Григорианскому календарю високосным будет только 1600 г. (т. к. цифра 16 делится на 4). Остальные три года относятся к числу простых, т. к. ни 17, ни 18, ни 19 на четыре не делятся.
        Надо твёрдо усвоить, что это нововведение, связанное с именем папы Григория XIII, касалось исключительно только тех годов, которые отделяли друг от .друга соседние столетия и обозначались цифрами с двумя нулями на конце. Григорианская реформа отнюдь не затрагивала тех годов, которые находились внутри, столетия. Для распределения их на простые; и високосные оставалось в силе старое правило, .которому подчинялся Юлианский календарь, т. е. признаки делимости на четыре. Скажем, признав 1700 год (как заканчивающий век) простым, в силу того, что его две первых цифры не делятся на четыре, Григорианская комиссия вовсе не устанавливала, что и все дальнейшие годы, следующие за 1700-м (именно 1701, 1702, 1703, 1704 и т. д.), по той же самой причине будут простыми. Для выявления високосных лет в этих случаях, как и в Юлианском календаре, имели значение не первые две цифры, а наоборот, две последние. Так 1701 год, - простой, т. к. число 01 на четыре не:делится, а 1704-й - високосный (несмотря на то, что 17 не делится на четыре), в силу того, что 04 на четыре делится. Но как только дело доходит до очередного года на грани двух столетий (скажем, 1800), так решающим признаком для отнесения его к разряду простых или високосных является делимость на четыре двух первых цифр.
        Словом, в Григорианском календаре каждый период в 400 лет; имеет на три високосных года меньше, чем в Юлианском. В силу этого средняя продолжительность Григорианского календарного

-14-


года меньше, чем Юлианского; Григорианский календарь совершеннее, чем Юлианский. Расхождение между Григорианским календарным годом и тропическим на одни сутки наступает уже не в 128 лет (как в Юлианском календаре), а в 3500 лет.
        Григорианский календарь был принят в различных странах в разное время. В России он был введен только после Октябрьской революции, на основании декрета Совнаркома, с 14 февраля 1918 г.
         § 7. Взаимоотношение Юлианского и Григорианского календарей ("старого" и "нового" стилей). Одновременное существование в различных странах двух календарных систем вылилось в разницу двух "стилей": "старого" (Юлианский календарный счёт) и "нового" (Григорианский календарный счёт).
        В России, до Октябрьской революции господствовал "старый стиль". В 1918 г., как указано, наша страна перешла на "новый стиль". Мы привыкли считать, что "старый стиль" отстаёт от "нового" на 13 суток. Скажем, 15 апреля 1943г. по "новому стилю" соответствует 2 апреля 1943 г. по "старому стилю". Но не все отдают себе отчёт, откуда происходит эта разница на 13 суток между двумя календарными "стилями". Не умея объяснить этого обстоятельства, многие впадают в грубую ошибку, когда желая выразить, по "новому стилю" некоторые даты прошлых столетий (ХIХ-го, XVIII-ro и более ранних), не долго думая, увеличивают их на 13 суток.
        Чтобы уяснить себе в чём состоит эта распространённая ошибка, мы должны вернуться к тому моменту, начиная с которого ведет своё существование Григорианский календарь, - к реформе 1582 г. Реформа Юлианского календаря была вызвана, как мы знаем, тем, что последний отстал от тропического года на 10 суток. Декрет папы Григория XIII ликвидировал эту разницу. Следовательно, те страны, которые перешли на Григорианский календарный ("новый") стиль, стали считать на 10 суток вперёд. Те страны, которые сохранили Юлианский календарь ("старый стиль"), отставали в своём счёте на 10 суток.
        Эта разница, на 10 суток между "старым" и "новым" стилями, сложившаяся к XVI в., не могла оставаться постоянной. Ведь Григорианский календарь насчитывает меньше високосных годов, чем Юлианский. Следовательно, рано или поздно должен был наступить такой год, который будучи високосным (=366 суток) по Юлианскому календарю, по Григорианскому был бы простым (=365 суток). Тогда расхождение между двумя "стилями" вылилось бы уже в 11 суток (на одни сутки больше). Когда же наступит этот момент? Ясно, что решающим может быть только один из годов, оканчивающих век (1600-й, 1700-й, 1800-й, 1900-й и т. д.), т. к. для всех других годов в пределах столетий распределение на високосные и простые остаётся одинаковым и по Юлианскому, и по Григорианскому календарному счёту.
        Рассмотрим же по очереди все годы, завершающие столетия (с XVI по XIX). 1600 год (являющийся гранью между XVI и XVII вв.) будет високосным и по Юлианскому календарю (т. к. цифровое обозначение его оканчивается двумя нулями), и по Гри-

-15-


горианскому (т. к. две его первых цифры делятся на четыре). Следовательно, в XVII столетии разница между "старым" и "новым" стилями не увеличится, оставаясь равной полрежнему 10 суткам.
        1700 год (грань между XVII и XVIII вв.) - високосный (= 366 суткам) по Юлианскому календарю (т. к. цифровое обозначение его оканчивается двумя нулями) и простой (= 365 суткам) по Григорианскому (т. к. две его первых цифры -17 - не делятся на четыре). Следовательно, в XVIII в. разница между двумя "стилями" возрастёт уже до 11 суток (на сутки больше).
        В XIX в. эта разница доходит до 12 суток (1800 год, на основания указанных выше признаков, является високосным по Юлианскому календарному счёту и простым - по Григорианскому счёту). И, наконец, в XX в. расхождение "стилей" достигает 13 суток (1900 год - високосный по Юлианскому календарю, простой по Григорианскому).
        Вот чем объясняется это несовпадение на 13 суток между "старым" и "новым" стилями, которое установилось к XX столетию. И вот почему нельзя исходить из этой цифры - 13 при переводе на "новый стиль" дат прошлых столетий. Надо усвоить себе следующее правило, к которому привели нас все предшествующие рассуждения: для перевода на "новый стиль" дат XVI-XVII вв. следует их увеличить на 10 суток, даты XVIII в. при переводе увеличиваются на 11 суток, даты XIX в. - на 12 суток, даты XX в. - на 13 суток. Поэтому 15 октября 1586 г., "старого стиля" соответствует 25 октября 1586 г. "нового стиля". 17 июля 1643г. "старого стиля" = 27 июля 1643 г. "нового стиля". 21 мая 1741 г. "старого стиля" - 1 июня 1741 г. "нового стиля". 15 апреля 1833 г. "старого стиля" = 27 апреля 1833 г., "нового стиля". 18 августа 1901 г. "старого стиля" = 31 августа 1901 г. "нового стиля".
        He ограничиваясь историей взаимоотношения Юлианского и Григорианского календарей в прошлом, мы можем заглянуть в будущее и поинтересоваться, когда наступит момент дальнейшего расхождения "старого" и "нового" стилей. Очевидно, не в ХХI столетии, т. к. находящийся на грани - XX и XXI веков 2000 год будет високосным и по Юлианскому и по Григорианскому счёту (число 2000 оканчивается двумя нулями, а 20 делится на 4). Таким образом, на 14 суток Григорианский календарь обгонит Юлианский только в XXII в.
        Помимо Юлианской и Григорианской календарных систем, история знает и другие попытки создания солнечного календаря на основе, по возможности, максимального приближения к средней продолжительности тропического года. Таков, например, опыт Великой Французской буржуазной революции, во время которой в 1793 г. был создан своеобразный революционный календарь. Он не устанавливал никакой постоянной системы високоса. Его начало совпадало с моментом осеннего равноденствия (временем равенства дня и ночи) и определялось каждый раз специальными астрономическими вычислениями.
        Можно отметить также Ново-Юлианскую календарную систему,

-16-


разработанную в 1923 г. в связи с переходом Балканских стран на "новый стиль". Её задачей являлось, путём соответствующего распределения простых и високосных лет, ещё более уточнить (по сравнению с Григорианским календарём) соответствие календарного года тропическому.
        Мы не будем останавливаться подробно на всех разновидностях солнечного календаря, выработанных различными народами в различные эпохи. Для понимания русской хронологии достаточно хорошо представить себе соотношение календарей: Юлианского, бывшего в употреблении до Октябрьской революции, и Григорианского, вошедшего в обиход с 1918 г.
         § 8. Лунные календари. Сказанное выше относится к русской хронологии. Но многие нерусские национальности, входящие в состав Советского Союза, пользовались в прошлом (а некоторые пользуются и теперь) различными системами лунного календарного счёта. Поэтому коротко необходимо остановиться и на последнем. Его основная задача - добиться чтобы начало каждого месяца приходилось всегда на одни и те же фазы луны. Если солнечный календарь исходит, в качестве постоянной величины, из периода обращения земли вокруг солнца, определяющего чередование времён года, то лунный календарь берёт за исходную величину продолжительность синодического месяца, т. е. законченного периода смены лунных фаз.
        Известны две основных разновидности лунных календарных систем. Первая получила распространение в мусульманских странах. В её основу положен год, состоящий из 12 календарных лунных месяцев, при чём продолжительность каждого из них (в среднем 29,5 суток) приблизительно равна длине синодического лунного месяца (29,5306 суток). Поскольку календарный месяц не может заключать в себе неполного количества суток (29,5), обычно принята система чередования пустых и полных лунных месяцев(т. е. календарных месяцев по 29 и 30 суток). Таким образом, длительность календарного лунного года выражается в 354 сутках (29,5 суток х 12). Благодаря тому, что средний календарный лунный месяц (=29,5 суток) несколько короче месяца синодического (=29,5306 суток), с течением времени нарушалось соответствие начального числа каждого месяца определённым лунным фазам. Для восстановления утраченного равновесия было необходимо в пределах какого-то, соответственным образом рассчитанного, цикла лет, наряду с простыми годами (по 354 суток), вставить некоторое количество удлинённых (високосных) годов (по 355 суток). Таким путём в какой-то мере парализовалось отставание синодического месяца от календарного.
        Лунный календарный год, складывающийся из 354-355 суток, носит название свободного или блуждающего, т. к. он не находится ни в какой связи с годом тропическим (солнечным). Его начало ежегодно перемещается (блуждает) по различным числам в пределах солнечного календаря.
        Календарные системы другого типа, именуемые обычно связанными или лунно-солнечными, ставили своей задачей установить со-

-17-


ответствие между двумя величинами: продолжительностью солнечного тропического года (= 365,2422 суток) и лунного месяца (=29,5306 суток).
        Солнечный год не содержит в себе полного количества лунных месяцев. Поэтому указанное выше соответствие может быть достигнуто только при условии, если какой-то (строго рассчитанный), период будет заключать в себе определённое количество календарных лет продолжительностью в 12 лунных месяцев и некоторое число лет, имеющих по 13 лунных месяцев. (Частное от деления 365,2422 на 29,5306 будет больше 12, но меньше 13). Задача построения лунно-солнечного календаря была разрешена монголами.
        Ниже, при изучении систем летосчислений народов СССР мы столкнёмся и детально познакомимся с обеими указанными календарными системами: свободной лунной (мусульманской) и связанной лунно-солнечной (тюрко-монгольской).
         § 9. Эры. Для того, чтобы ориентироваться в хронологических данных, далеко не достаточно одного знакомства с разными видами календарей, применявшимися в прошлом различными народами. Необходимо знать также эры этих народов, т. е. системы счёта лет от того или иного исходного момента. Ведь совершенно очевидно, что какой-бы календарный год ни имелся в виду, солнечный или лунный, блуждающий или високосный, - этот год, независимо от своей продолжительности, должен иметь какой-то порядковый номер. Он должен быть таким-то по счёту от какой-то даты, принятой за основу летосчисления. Самый термин "эра", как предполагают, складывается из четырёх начальных букв отдельных слов следующей фразы: "ab exordio regni Augusti", т. е. "от начала царствования Августа" (aera - эра). Такое происхождение слова объясняется тем, что в ряду различных систем летосчисления, употреблявшихся в прошлом, одно время пользовалась распространением "эра Августа" (в Александрии).
        В основе эр различных народов часто лежат даты каких-либо событий, имевших в своё время политическое значение, например, начальные даты правления царей или высших должностных лиц и т. д. Но эры отнюдь не обязательно должны носить реальный характер. Большим распространением пользовались также фиктивные эры, за исходный пункт которых принимались явно вымышленные мифические события, например, "сотворение мира" или основание Рима, год которого в действительности не известен. Фиктивный характер эры отнюдь не мешает точности датировки событий, реально имевших место в истории. Ведь для правильности счёта важно лишь соблюдение точности для тех промежутков времени, которые отделяют друг от друга подлежащие датировке факты. Но абсолютно не имеет значения достоверность или же вымышленность исходной точки, от которой ведётся счёт.
        При изучении русской хронологии следует обратить внимание на две эры (обе фиктивные): от "сотворения мира" и от "рождества христова". Первая система летосчисления была принята в Византии, оттуда перешла в Россию (после принятия последней

-18-


христианства) и (применялась в русских источниках до 1700 г. С этого времени Россия перешла на христианскую эру.
        Христианская эра, или система летосчисления от "рождества христова" была создана искусственно римским монахом Дионисием Малым в VI в. н .э. В его время была в ходу так называемая "эра Диоклетиана", т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана. Путём разных фантастических вычислений года рождения Христа, Дионисий отнёс это мифическое событие ко времени за 284 года до начала эры Диоклетиана, или другими словами, приравнял начальный год царствования последнего к 284 г. христианской эры.
        Эра Дионисия принята в настоящее время большинством культурных народов. В России она вошла в употребление, как указано, с Петра I.
         § 10. Задачи конкордации и редукции хронологических дат. Разнообразие систем датировок, с которыми сталкивается исследователь при изучении исторических источников различных времён и народов, выдвигает необходимость их согласования. Поэтому хронология, как вспомогательная историческая дисциплина, ставит перед собою две задачи: 1) конкордации и 2) редукции хронологических дат.
        Конкордация дат состоит в установлении взаимоотношения между различными системами летосчисления (календарями и эрами). Редукция заключается в выработке принципов перевода дат с одной хронологической системы на другую (с учётом разницы в календарном счёте и эре).
        В дальнейшем предметом нашего рассмотрения будет древнерусская хронология и хронологические системы различных народов СССР. Мы должны будем указать на принципы конкордации и ознакомиться с методами редукции дат, встречающихся в источниках по истории древней Руси и народов СССР, - на эру от "рождества христова".

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова