Лев Черепнин
К оглавлению
§ 14.
Сутки и их деление. В древнерусских источниках отсутствует, термин "сутки".
Вместо последнего употреблялось слово "день". При этом день (в значении суток)
делился на две части (светлую и темную): день в собственном смысле слова и ночь.
Трудно точно установить, когда
иа Руси вошло в обиход измерение времени часами. В древних источниках слово "час"
часто встречается не только в смысле единицы времени (= 1/24 суток), a в значении
неопределенного момента (например, "смертный час"). Но наряду с этим в целом ряде
источников мы находим, 24-часовое деление суток. Каждый час содержал в себе 6
"дробных часовцев" или 60 "чаcцев". Таким образом, часец означает минуту. Существовали
издавна и приборы для измерения времени. Уже от начала XV в. до нас дошло первое
описание механических часов: "Великий князь задумал устроить часник и подставил
его на своем дворе за церковью св. благовещения. Этот часник носил название часомерия
(прибора для измерения часов). Каждый час происходил удар молота в колокол, размерявший
и рассчитывавший часы ночные и дневные. Не человек ударял, но как бы рукою человека
сам собою совершался эвон. Это было устроено при помощи чело-веческого разума,
в высшей степени искусно и хитро". Мастером и художником, создавшим этот прибор,
был сербский выходец, -- монах по имени Лазарь. Цена "чаcника" превышала 150 рублей.
Знакомство с системой древне-русского
счета часов необходимо потому, что она отличалась от принятой в наше время и в
силу этого имеющиеся в источниках указания на части суток требуют перевода на
соответственные им часы, согласно современному делению суток.
При суточном измерении времени
в древней Руси люди исходили из наблюдений над естественной сменой дня и ночи
и приводили их в связь с часами церковных богослужений.
-48-
Сутки начинались
не в полночь, как это принято теперь, а в период вставания людей от сна и обращения
к обычной деятельности. Это совпадало с утренним богослужением ("заутреней"),
которое начиналось еще перед зарей и оканчивалось до восхода солнца. Князь XII
в. Владимир Мономах писал в "Поучении" своим детям: "Пусть не застанет вас солнце
в постели. Так делал мой отец и все добрые мужи: отдав богу заутреннюю хвалу,
и после солнечного восхода увидев солнце и прославив бога с радостью, открывал
совет с дружиной, или судил людей, или ехал на охоту...". Таким образом, с первого
часа дня (по древне-русскому счету) люди обращались к своим очередным делам. Время
от 3 часов до "полудня" -- период "обеда". В этот период в церкви служилась "обедня".
"Полдень" наступал в 6-7 часов. До захода солнца происходила очередная церковная
служба -- "вечерня", причем время дня после "вечерни" примыкало к вечеру. Ночь
тянулась от конца сумерек до первых признаков зари.
В древне-русских источниках время,
на которое приходится то или иное событие, часто указывается не в часах, а в церковных
службах. Поэтому необходимо было иа них остановиться.
В церковных календарях распределение
"дневных" и "ночных" часов было неодинаковым для различных месяцев, а также их
подразделений. Если в нашем быту день приравнивается условно ночи в течение всего
года (12 час. + 12 час.), а счет часов ведется сплошной (1 -- 24), то в древней
Руси, в зависимости от того или иного числа и месяца, продолжительность дня (а
соответственно и ночи) колебалась от 7 до 17 часов. Эти колебания зависели от
естественной смены темной и светлой частей суток а связи со сменой природных явлений.
Соответствие часов по древне-русскому
измерению времени, принятому в XVI-XVII вв., и позднейшему исчислению (XIX в.)
приводится в таблице XI.
При пользовании таблицей числа
месяцев мадо искать в следующем порядке (соответствующем их последовательности
в пределах календарного года): начиная со второй графы (внизу) -- вправо до конца
таблицы, затем поднявшись вверх, с крайней графы -- влево до конца таблицы.
При пользовании источниками следует
учитывать, что в ряде областей (например, в Новгороде) счет часов отличался от
московского. Но останавливаться на этих местных рсобенностях мы не будем.
|