Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Лев Черепнин

РУССКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

К оглавлению

         § 24. Ключевые буквы. Зрячая пасхалия. Выше было указано, что "пасхальным пределом" является период времени с 22 марта по 25 апреля включительно, составляющий в общей сложности 35 суток. Пасха может праздноваться в один из дней только в этих границах. Порядковое место пасхи данного года в пасхальном пределе называется ключем границ. Например, в 1573 г. пасха приходится на 22 марта (ом. таблицу XV). Это -- наиболее ранний (первый из числа возможных) день пасхи. Следовательно, ключ границ 1573 г. = 1. В 1600 г. пасхальное воскресенье совпало с 23 марта (вторым по счету днем в 35-дневном пасхальном пределе). (см. ту же таблицу). Отсюда заключаем, что ключем границ для 1600 г. будет число 2. Рассуждая таким же образом далее, найдем, что самый большой ключ границ (35) будет иметь тот год, в котором пасха празднуется в наиболее поздний (крайний) срок.
        Технически определение ключа границ очень не сложно. Для мартовской пасхи оно производится путем вычитания из даты пасхального воскресенья числа 21, для апрельской -- путем прибавления к пасхальной дате числа 10. Например, в N-ом году пасха была 27 марта. Ключ границ этого года = 27 - 21 = 6. В N1-м году пасха -- 7 апреля. Следовательно, ключ границ = 7 + 10 = 17.
        В древне-русских пасхальных календарях ключевые цифры (1 -- 35) заменялись ключевыми буквами; причем для этой цели брались не только те из них, которые имели постоянное цифровое значение, но и такие буквы как б или ж, которые вообще говоря, в значении цифр не употреблялись. Просто соблюдалась обычная последовательность славянского алфавита, без всяких пропусков. Ключевая буква приобретала чисто условное значение. Каждому году соответствовала одна из 35 ключевых букв, которая определяла в данном году все даты подвижного пасхального календаря, начиная с основной -- пасхи.
        В древней Руси существовала особая таблица, известная под названием зрячей пасхалии. Она состояла из 35 ключевых букв, против которых указывались соответствующие подвижные церковные даты. Кроме того, зрячая пасхалия включала и даты неподвижных

-64-


праздников (например, рождество или благовещение) и приводила их в связь с определенными моментами подвижного церковного календаря. Скажем, благовещение всегда празднуется 25 марта, но в зависимости от дня пасхи оно в различные годы может совпасть или с пасхальной неделей или же с тем или иным моментом великого поста. Таким образом, зрячая пасхалия представляла собой интересную попытку сочетать данные постоянного солнечного Юлианского календаря с данными календаря передвижного, пасхального, лунного по своему построению, церковного по назначению.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова