Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Андрей Шкрабюк

ЛЬВОВ В НОЯБРЕ 2004 ГОДА

 

 


Заметки после трех дней в Киеве (29, 30 ноября и 1 декабря 2004 года)

 

1. Революция как тяжелая работа и как праздник То, что видно на Майдане, то есть, то, что преимущественно показывают масс-медии, это только одна сторона революции, праздничная ее сторона. Майдан существует для того, чтобы давать вдохновение и утешение тяжело работающим на революцию людям. Потому что тяжело часами в напряжении пикетировать правительственные и государственные здания, днем и ночью. Я постоял в пикете 5 часов под Кабинетом Министров в ночь с 28 на 29 ноября и устал так, как никогда. Рабочая сторона революции - это пикеты (мы не просто пикетируем здания, мы никого туда не пускаем из чиновников, пока не будет сформировано новое правительство), это напряженный график на обычных рабочих местах (потому что люди заменяют друг друга, чтобы кто-нибудь постоянно мог быть в Киеве), это тысячи и тысячи людей, готовящих еду, чай, кофе, принимающих у себя дома в Киеве приезжих революционеров и терпящих много бытовых неудобств. Поэтому на Майдане люди должны слышать утешительное слово (Ющенко и другие лидеры оппозиции обращаются к ним практически каждый день), им надо "отрываться" под музыку, веселиться и праздновать.

2. Негласный запрет на алкоголь

Среди революционеров нет пьяных. Изредка на Майдане появляется кто-нибудь из бутылкой пива в руке, но его быстро одергивают. Украинцы очень даже любят выпить, и эта теперешняя решимость отказаться от обычного удовольствия несказанно всех удивляет. Но, зачем пить? На Майдане господствует такой прекрасный веселый дух, такая хорошая энергия, что всякий алкоголь был бы только жалкой пародией.

3. Жить не для себя

Может быть, это одно из самых больших открытий украинской революции: люди почувствовали, какое счастье служить Вышнему, помогать друг другу, отказываться от обычных удобств. Такое открытие можно сделать только в празднике, в чистой веселости духа. Украинцы теперь открыты как никогда в своей истории.

4. Формирование политической нации

Украинская революция не делит людей по национальному, этническому признаку. Теперь огромные массы русскоязычных и этнических русских, живущих на Украине, стали украинскими политическими патриотами, то есть патриотами фундаментальных прав и свобод человека. Это действительно брак национализма и демократии. Этот национализм - не этнический, а именно политический. Русский, живущий на Украине, хочет создать в Украине другую политическую систему. И против украинских песен, стихов и флагов ничего такой русский не имеет против.

5. Параллельная власть

Революция уже целую неделю существует через свои параллельные структуры, являющиеся структурами гражданского общества. Функции охраны порядка в Киеве, организации столовых и медпунктов - взяли на себя неправительственные организации. Огромное число офисов разных фирм и обществ превратились в штабы и пункты отдыха революционеров. Я лично ночевал и питался в Институте Литературы Академии Наук. Число криминальных преступлений в Киеве сократилось за последнюю неделю на треть.


Заметки в середине ноября 2004 года

Миллионы на улицах наших городов (и деревень уже тоже) являются не толпой, не люмпеном, а гражданами. У нас - полностью вменяемое неповиновение шулерской власти. Именно: вменяемое, не взахлебное.

Огромная, неслыханная гражданская солидарность. Наверное, рос. масс-медии представляют дело так, что на Украине сейчас - цитирую Глеба Павловского - "задействованны революционные технологии". Этот циник везде, очевидно, видит "технологии" и не видит граждан. Вы себе не представляете, какая взаимопомощь сейчас здесь. Люди (напр., простые жители Киева, предприниматели и т. д.) привозят демонстрантам еду, теплые вещи, помогают чем могут.

Я уже говорил о полной вменяемости наших людей. Из этого же происходит их поразительная дисциплинированность. Люди строго исполняют только прямые указания штаба оппозиции. Моментально вылавливают провокаторов, пьяных и т. п. и спокойно, без агрессии, их выдаляют. Поведение стотысячных масс - подчеркнуто неагрессивное, мирное. Это христианская революция, христианская по духу, по осмысленности действий, по подчеркнутой неагрессивности. Гражданская солидарность пронизывает теперь все слои общества. Можете не верить, но это так. То, что у нас происходит, - чудо Господне.

Эта революция развеивает миф о разделенности, разрозненности Украины. Украинцы "оказались" единой политической нацией, несмотря на разницу в языке или конфессиональной принадлежности.

Это - рождение гражданского общества у нас. Очевидно, рос. СМИ неспособны это понять в силу известных причин. Мы сейчас переживаем то, что пережила Польша с "Солидарностью" 25 лет назад или центральноевропейские страны в конце 80-ых. Вы, может быть, видите только картинку на экране: стотысячные митинги в Киеве и т. д. Но ведь это только поверхность. Гражданское неповиновение захватило две трети народа. Люди, которые не присутствуют на акциях во многих городах, поддерживают эти акции на своих местах. Невиданная взаимосолидарность! Украинцы долго запрягают, но быстро ездят. Это наша Пасха, Исход из постсоветского маразма.

Аптекари и фармацевты фактически обеспечили сотни тысяч манифестантов всеми необходимыми лекарствами и средствами для первой помощи.

Во Львове таксисты добровольно патрулируют улицы и сообщают о хулиганах, пьяных или подозрительных лицах (в Киеве, думаю, то же самое).

Водители сообщают на FM-станции о тех дорогах, где особенно тяжело проехать из-за критических погодных условий - и крестьяне из деревень, примыкающих к основным автотрассам Центральной и Западной Украины сами расчищают эти трассы ото льда и снега.

На Западной Украине народ берет власть на местах, выражая через городские и сельские советы недоверие тем или иным чиновникам, а потом вполне мирно захватывая - строго без насилия! - здания учреждений. Этот процесс - уже уверенно можно сказать - с часу на час будет перемещаться на Центр. Украину.

Ну, что, что, что еще приводить примером?! Да у нас слезы наворачиваются на глаза, когда мы видим все это множество самоорганизованных медпунктов, столовых, объявлений о добровольных пожертвований. Это как "Благословенно Царство..."

Я вроде бы не считал себя эмоциональным человеком, скорее всего, я - дубина бесчувственная, но у меня и у тысяч людей грудь сжимается от неимоверной радости за все это. Велий еси, Господи!

Я согласен с профессором психиатрии Олександром Фильцом (Львов), который говорит, что нашу уникальную "оранжевую революцию" будут изучать как поразительный феномен. Она отличается невероятной организованностью, дисциплиной и взаимопомощью огромных масс. Ее феноменальность в том - это уже можно констатировать с полной уверенностью - что она является примером упорядоченного прямого народовластия, необходимого в тот момент, когда все другие формы власти действуют явно для всех преступно.

Ющенко и его соратники апеллируют не к "массам", а к народу как суверену. И народ, как вдруг оказывается, действительно в состоянии непосредственно осуществлять власть в этот переломный момент. К принудительно привезенным в Киев из восточных областей сторонникам Януковича (их максимум несколько тысяч), сотни тысяч "оранжевых" проявляют какое-то гандийское терпение и уважение.

Кстати, Ющенко приветствует эту "акцию" бандовласти - принудительную "мобилизацию" донбасского люмпена в Киев. Потому что киевское всеобщее настроение настолько одухотворенное, светлое, пасхальное, что оно не может не влиять на донецко-луганских гостей. Именно поэтому еще раз утверждаю: украинская политическая нация, состоящая из украинцев, русских, евреев, армян, поляков и Бог его знает кого еще, - в эти часы стала реальностью. Именно потому, что "оранжевые" никоим образом не демонизируют "донбасовцев-януковичевцев", постоянно подчеркивают уважение к их выбору".

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова