Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 

НОВАЛИС

АФОРИЗМЫ*

 

 

Оп.: Трактаты о любви. М., 1994. Страницы указаны по этому изданию.

 

Всякий любимый нами
предмет есть
средоточие рая...
Миросоздания мало для
чувств проницательных;
только Любящим сердцем
спасен вечно стремя-
щийся дух.


София, или о женщинах

С любовью дело обстоит так же, как и с
философией - она является и должна являться
всем и каждым для всех. Итак, любовь есть
Я1 - идеал всякого устремления.
Ты есть лишь только с тем, что любишь ты.
Потребность в любви уже выдает в нас
известное раздвоение. Потребность всегда
выдает слабость.
С любовью обстоит так же, как с
убеждениями - сколь многие полагают, что
убеждены в чем-либо, а на деле не убеждены.
Только в истинном можно быть действительно
убежденным; только милое можно
действительно любить.

____________________
* Novalis. Briefe und Werke. Bd. 3.
B., 1943. Перевод А.Судакова.

58

Все достойное любви есть предмет (вещь).
- Бесконечно достойное любви есть
бесконечная вещь - нечто такое, что можно
обрести лишь непрестанной, бесконечной
деятельностью. Лишь вещью можно обладать.
Любовь есть конечная цель мировой истории
- вселенское Аминь.
Объятие есть дифиранб среди всех
чувственных действий. Следовательно, и
оценивать его нужно по законам его природы.
Упоение чувств так же относится к любви,
как сон относится к бодрствованию.
Учение о духах. Подлинная невинность -
есть абсолютная эластичность - ее не
одолеть.
Всякое очарование есть искусственно
вызванное безумие. Всякая страсть есть
очарование. Всякая привлекательная девушка
- более реальная чаровница, чем обычно
думают.
Этика. Всякой добродетели соответствует
специфическая невинность. Невинность есть
моральный инстинкт. Добродетель есть проза,
невинность - поэзия. Грубая невинность;
образованная невинность - добродетель
должна вновь исчезнуть и стать невинностью;
Иметь склонности и быть их господином
похвальнее, чем избегать склонностей.
Мужчина полагает себя всегда в качестве
объекта, женщина - в качестве субъекта.
Мужчина должен превращать свои ощущения в
понятия, женщина же - свои понятия в
ощущения. Его не обманет понятие, ее -
ощущение.
Прекрасная тайна женщин, делающая их
столь несказанно привлекательными, есть
предчувствие материнства, предугадание
будущего мира, который дремлет в ней и

59

развернется из чрева ее. Она есть самая
удачная аллегория будущего.
Любовь возникла вместе с женщинами, а
женщины - вместе с любовью, - поэтому-то
нельзя понять одно без другого. Кто хочет
найти женщин, которые бы не любили, и
любовь без женщин, тот поступает подобно
философам, рассматривавшим влечение помимо
объекта, а объект - без влечения, и не
усмотревшим единства обоих понятий в
понятии действия.
Брак есть высшее таинство. Брак у нас
стал популяризированным таинством.
Печально, что у нас есть лишь выбор между
браком и одиночеством. Это ведь крайности,
- но как мало людей способны на
действительный брак, - сколь немногие могут
также вынести одиночество. - Есть самые
разные способы соединения. Бесконечное
соединение есть брак. - Является ли женщина
целью мужчины, и является ли она сама
бесцельною?
Брак обозначает собою новую, высшую эпоху
любви, - любовь общения - любовь
принуждения - живую любовь. Философия
возникает вместе с браком.
Гамизм2 есть основа патриотизма.
Всякое неправое действие, всякое
недостойное восприятие есть неверность
своей любимой - есть прелюбодеяние.
Страстная теплота - страстная холодность.
Мужчины естественнее всего могут хорошо
развлечь разговором женщин, а женщины -
мужчин.
Любовь может, через посредство абсолютной
воли, перейти в религию.
Если мы сделаем возлюбленную богом, это
будет прикладная религия.

60

Среди людей нужно искать Бога. В
человеческих делах, в человеческих мыслях и
ощущениях отчетливее всего заметно от-
кровение духа небесного... Религию нельзя
проповедовать иначе, чем любовь и
патриотизм.
Искусство все превращать в Софии - и
наоборот.

61




НОВАЛИС

Собственное имя Георг Фридрих Филипп
барон фон Гарденберг). Немецкий поэт,
новеллист, мыслитель и афорист. Родился
02.05.1772 г. в Обервидерштедте (обл.
Гарц). Потомок старинного дворянского рода.
С 1790 г. учился в университете Йены, где
слушал лекции Ф.Шиллера, служившего для
Новалиса впоследствии образцом гуманности
(в отличие от Шлегеля, предпочитавшего ему
его великого друга Гёте). Закончил
образование в Виттенберге в 1794 г.
Поступил на службу мелким чиновником в
провинциальном городке Теннштедте. В это
время познакомился с двумя определившими
его духовную биографию явлениями: филосо-
фией И.Г.Фихте, в духе которой Новалис
мыслил и творил в течение всей недолгой
жизни, и двенадцатилетней Софи фон Кюн,
чистая романтическая любовь к которой также
осталась единственной страстью поэта,
трагизм которой придала безвременная смерть
девушки после тяжелого недуга в 1797 г. С
1798 г. издавал вместе со Шлегелем
"Атенеум". Умер в Вайсенфельсе от
туберкулеза легких 20.03.1801 г. Основные
произведения Новалиса: "Цветочная пыльца"
(собрание афоризмов, 1798), "Вера и Любовь
или король и королева" (1798), "Гимны к
Ночи" (1799), "Генрих фон Офтердинген"
(роман, часть 1, 1799), "Ученики в Саисе"
(набросок ромамана, 1798), "Христианство,
или Европа" (эссе, 1799).
Говорить сколько-нибудь подробно о
мировоззрении Новалиса было бы с нашей
стороны жестом слишком претенциозным, так
как взгляды свои этот представитель

288

раннеромантического течения выражал в
афористической форме, вычленить из которой
систему идей было бы, во-первых,
чрезвычайно сложно (как, например, из
индийской сутры), а во-вторых, это прямо
противоречило бы замыслу автора, который,
возможно, вовсе и не собирался сводить их в
системно-логическое целое и от души
посмеялся бы над пытающимися сделать это
вопреки ему, ибо ведь последнему (как то
было в случае Ницше) грозит от увлечения
системой понять свой предмет с
адекватностью, близкой к наоборот. Афорист
потому и афорист, что он - все сказал.


1. Абсолютное Я, которому здесь
уподобляется любовь фихтеанцем Новалисом,
есть центральная категория философии
позднего Фихте, у которого она близка
понятию божественного Абсолюта
христианства.
2. Под этим термином имеется, очевидно, в
виду моногамный брак как принцип. У Фихте
имеется специальная дедукция моногамного
брака, из чего ясно, что он был для него
единственно нравственным, если не
единственно возможным вообще видом брака.
Новалис же, как видите, предполагает хотя
возможность других его форм.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова