Роджер Бэкон
Очерк Реале; Аполлонова; отрывки из Opus Tertium.
Бэкон Р. Избранное. Под ред. И.Лупандина. М.: Изд-во францисканцев, 2005. 481 с.
Заметки Кротова.
Биография и сочинения Роджера Бэкона.
Виноградов К.
(из предисловия к изд. 2005 г.).
Нам не много известно о жизни Роджера Бэкона. Прямых
свидетельств, которые могли бы точно нам указать время его рождения,
нет. На нынешний момент наиболее вероятной датой его рождения считают
1214 год, хотя были выдвинуты аргументы в пользу 1210 (Ш. Журдэн)
и 1220 (Д. Линдберг) годов [1]. Что касается места рождения
Бэкона, то достоверно известно лишь то, что он родился в Англии
[2]. Семья Бэкона – одна из многих,
носивших такую фамилию – была в хозяйственном отношении обеспеченной:
Бэкон сообщает, что он мог тратить более двух тысяч фунтов на книги,
таблицы, инструменты, и прочие необходимые для его научных работ
вещи. Впрочем, поддержка Генри III в борьбе против Симона де Монфора
и баронов, по-видимому, привела семью к финансовому разорению и
изгнанию, так что в 1266 году просьба Бэкона выслать денег не нашла
отклика. Известно, что у Бэкона были братья, один из которых был
ученым.
Первоначальное образование Бэкон, по-видимому, получил
в Оксфорде [3], хотя в этом вопросе тоже
нет никаких надежных свидетельств, на которые можно было бы опереться.
Поскольку труды Бэкона изобилуют ссылками на известных оксфордских
и парижских профессоров, некоторых из которых, как он утверждает,
он видел собственными глазами, то можно сделать вывод о том, что
его академическая карьера складывалась в университетах Оксфорда
и Парижа. Вероятно, в начале 1240-ых годов Роджер Бэкон переехал
в Париж, получив степень магистра искусств то ли в Оксфорде, то
ли уже в Париже. По крайней мере, если отталкиваться от его собственных
слов о том, что он видел Александра из Гельса, то выходит, что он
был в Париже еще до смерти Александра, последовавшей в 1245 году.
Несомненно, именно в 1240-ых годах Роджер читал
лекции по Аристотелю на факультете искусств в Париже [4]. Запрет на чтение лекций по
Аристотелю тогда видимо уже не воспринимался всерьез. По мнению
Линдберга, именно в этот период Бэкон составил цикл quaestiones
к "Физике" Аристотеля и, похоже, Роджер одним из первых начал читать
лекции по libri naturales Аристотеля.
Большинство исследователей сходится на том, что
примерно в 1247 году или же, по крайней мере, не позже 1250 года
Бэкон покидает Париж и возвращается в Оксфорд. Похоже, в это время
Бэкон посвящает себя частным занятиям, что сопровождалось малой
преподавательской активностью, вызванной по его словам неважным
состоянием здоровья. Некоторые исследователи, в частности Линдберг,
полагают, что именно в этот период в мировоззрении Бэкона происходит
смена мировоззренческих ориентиров, выразившаяся в некотором ослаблении
интереса к аристотелевской традиции и обращении к мысли Роберта
Гроссетеста и содержанию разнообразных арабских источников. Философия
Гроссетеста в этот период занимает все большее место в его мировоззрении.
Вероятно, в 1251 году Бэкон снова уезжает в Париж, но не надолго
[5].
Предположение о том, что в этот период Роджер Бэкон
мог быть учеником Роберта Гроссетеста довольно сомнительно в силу
того, что церковные дела и обязанности Гроссетеста, бывшего с 1235
года и вплоть до своей смерти в 1253 году епископом Линкольна, вероятно,
отнимали не мало времени и сил, что препятствовало серьезному вовлечению
в занятия натуральной философией. Кроме того, не смотря на то, что
Бэкон делает частые заявления о том, что знал или видел разных знаменитых
современников, и, не смотря на то, что он неоднократно превозносит
Гроссетеста, он совершенно не делает никаких заявлений о том, встречался
ли он с последним; и, как замечает Истон, было бы совершенно непохоже
на Бэкона, если бы он не извлек выгоды из такого события, случись
оно в его жизни. Несомненно, Бэкон испытал сильное влияние философии
Гроссетеста, но вероятно лишь через его сочинения.
Примерно в 1257 году Бэкон вступил во францисканский
орден. О причинах его вступления в орден мы можем лишь строить предположения.
Однако с обоснованной уверенностью можно утверждать, что Бэкон рассчитывал
на благосклонное отношение орденского начальства и братьев к его
занятиям. Как складывалась жизнь Бэкона в ордене – вопрос во многом
неясный. Известно, что в какой-то момент отношения Бэкона со старшими
и братьями по ордену портятся, однако каковы причины этого – точно
сказать невозможно [6]. В жалобах, изложенных Папе,
Бэкон обвиняет своих руководителей в том, что они беспрестанно нагружают
его разными обязанностями и в том, что он подвергается нападкам
с "невыразимой жестокостью"; он сообщает даже следующее: "мои руководители
и братья, подвергая меня наказанию голодом, держали меня под строгой
охраной и никому не позволяли прийти ко мне…" В 1265 году Бэкон,
будучи в Париже, пытается завязать дружбу с кардиналом Ги де Фулькесом,
надеясь на то, что тот окажет финансовую и иную поддержку его работам.
В ответ кардинал предписал Бэкону прислать сочинение, видимо предполагая,
что оно уже готово. Бэкону нечего было посылать, он испытывал острую
нужду в средствах - научные разработки потребовали бы покупки книг
и оборудования, оплаты работы писцов и ассистентов. Вероятно, в
это время Роджер попытался изыскать средства у семьи и друзей, впрочем,
с весьма скромными результатами. Нет никакой возможности выяснить,
как далеко продвинулся Бэкон, работая над заказанными сочинениями;
часть биографов полагает, что, не смотря на нехватку денег, работа
продвигалась быстро, в то время как другие считают, что он почти
совсем прекратил работать. В любом случае, обстоятельства драматически
изменились в феврале 1265 года, когда Ги де Фулькес был избран Папой
под именем Климента IV; человек, который однажды уже проявил интерес
к проектам Бэкона, теперь имел гораздо больше возможностей оказать
поддержку. Пытаясь максимально использовать удачное стечение обстоятельств,
Бэкон предпринимает очередные попытки наладить контакты, пересылая
Папе письмо через английского посланника Уильяма Бонекора. Папа
ответил в письме за июнь 1266 года, указав Бэкону выслать сочинение,
затребованное ранее, а также "раскрыть нам ваши средства решения
важных проблем, к которым недавно вы привлекли наше внимание как
можно быстрее, и насколько возможно конфиденциально". Бэкону предлагалось
изложить свои соображения по вопросам реформирования университетского
образования, церковной жизни и т. п. [7]. Однако в очередной раз Папа
не сделал ничего для того, чтобы продвинуть научные работы Бэкона.
Работы Бэкона, адресованные Папе – Opus maius,
Opus minus и Opus tertium, охватывают приблизительно
один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно
в одно время. Opus minus является дополнением к Opus maius,
а Opus tertium [8] представляет собой краткое
изложение идей, содержащихся в первом сочинении. В качестве приложения
к Opus maius и Opus minus Папе был послан также специальный
трактат De multiplicatione specierum, в котором находят свое
отражение натурфилософские взгляды Роджера Бэкона. Однако смерть
Папы, последовавшая в 1267 году, похоронила надежды Бэкона на осуществление
его замыслов.
О дальнейших примерно двадцати пяти годах жизни
Бэкона нам практически ничего неизвестно. Вероятно, в конце 1260-ых
он закончил работу над сочинениями Communia mathematica и
Communia naturalium. Compendium studii philosophie
по всей видимости был закончен примерно в 1272 году. Первые два
трактата представляют собой изложение и рассмотрение наиболее общих
и базовых вопросов математики и физики соответственно.
В Chronica XXIV Generalium Ordinis Minorum,
есть запись, датированная примерно 1370 годом, где сообщается, что
генерал францисканцев Иероним из Асколи по просьбе братии осудил
учение брата Роджера Бэкона, магистра священной теологии, за некие
подозрительные новшества [9] и по этой причине "этот Роджер" был заключен под
стражу. Многие не склонны доверять этому документу, написанному
почти сто лет спустя, не только ввиду отсутствия иных подтверждающих
свидетельств, но также и потому, что Роджер Бэкон здесь упомянут
в качестве "магистра священной теологии", каковым тот точно не был.
Как бы там ни было, многое говорит в пользу того, что Бэкон все
же был заточен в тюрьму. В этом вопросе сходятся все биографы Бэкона.
Различаются лишь оценки длительности заточения. Известно лишь, что
в 1292 году Бэкон был на свободе, и работал над сочинением Compendium
studii theologie, которое известно в отрывках и, видимо, так
и не было закончено. Примерно в 1292 или около того Роджер Бэкон
умер.
Теория распространения видов.
Основанная на оптике теория распространения видов,
или образов, которая составляет ядро физики Роджера Бэкона, получила
свое отражение во многих его сочинениях. В целом эту физическую
теорию можно отнести к разряду теорий, имеющих своим основанием
так называемую метафизику света. Метафоры, в которых фигурирует
понятие света, были довольно частым явлением в литературе и философии
уже в античное время. Их можно найти у Гомера, Гераклита, а также
у других греческих писателей и философов архаического периода, хотя
наиболее эффективно и удачно эти метафоры использовал в своей метафизике
Платон. Пожалуй, наиболее ярким подтверждением является знаменитый
аргумент Платона из его "Государства" о том, что точно также как
мы не в состоянии видеть телесные вещи, если их не освещает солнце,
мы не в состоянии иметь знание умопостигаемых вещей, если они не
озаряемы формой блага:
"…чем будет благо в умопостигаемой области
по отношению к уму и умопостигаемому, тем в области зримого
будет Солнце по отношению к зрению и зрительно воспринимаемым
вещам.
- Как это? Разбери мне подробнее.
- Ты знаешь, когда напрягаются, чтобы разглядеть предметы, озаренные
сумеречным сиянием ночи, а не те, цвет которых предстает в свете
дня, зрение притупляется, и человека можно принять чуть ли не
за слепого, как будто его глаза не в порядке.
- Действительно, это так.
- Между тем те же самые глаза отчетливо видят предметы, освещенные
Солнцем: это показывает, что зрение в порядке.
- И что же?
- Считай, что так бывает и с душой: всякий раз, когда она устремляется
туда, где сияет истина и бытие, она воспринимает их и познает,
что показывает ее разумность. Когда она уклоняется в область
смешения с мраком, возникновения и уничтожения, она тупеет,
становится подверженной мнениям, меняет их так и этак, и кажется,
что она лишилась ума…" [10]
Другим источником, который инспирировал развитие
метафизики света в христианской философской традиции, является Библия.
И Старый и Новый завет буквально изобилуют световыми метафорами.
В самом начале Евангелия от Иоанна читаем: "В начале было Слово,
и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что
начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет для людей; И свет
во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от
Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать
о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан,
чтобы свидетельствовать о свете. Был Свет истинный, который просвещает
всякого человека, приходящего в мир".
Примечания
[1] Подробнее об этом см. D. C.
Lindberg "Roger Bacon’s Philosophy of Nature. A Critical Edition,
with English Translation, Introduction, and Notes, of De multiplicatione
specierum and De speculis comburentibus". Oxford. 1983.
[2] Согласно одной традиции он родился
в Илчестре в Сомерсете, согласно же другой в Бисли в Глочестершире.
Впрочем, нам не известно на чем основываются эти традиции.
[3] Высказывалось предположение,
что одним из учителей Роджера Бэкона в этот период мог быть Роберт
Гроссетест. Однако возражения, выдвинутые Линдбергом и Истоном,
говорят в пользу того, что Бэкон вообще никогда не был лично знаком
с Гроссетестом. По этому вопросу см. D.C. Lindberg. "Roger Bacon’s
Philosophy of Nature...", S. Easton. "Roger Bacon and His Search
for Universal Science."
[4] Лекции Бэкона охватывали аристотелевы "Метафизику",
"Физику", "О чувстве и чувственно воспринимаемом",
вероятно, "О возникновении и уничтожении", "О
животных" и "О душе", и, возможно, "О небе и мире", а также приписывавшиеся
Аристотелю "О причинах" и "О растениях".
[5] Об этом говорит тот факт, что
Бэкон, по собственному его утверждению, сам наблюдал восстание пастушков,
произошедшее в это время Париже.
[6] Подробнее эта проблема рассматривается
в упомянутых выше работах Истона и Линдберга.
[7] Как пишет Линдберг "несомненно,
было большой честью получить от Папы указание предложить средства
от болезней христианского мира". см. D.C. Lindberg. "Roger Bacon’s
Philosophy of Nature..."
[8] Этот трактат, вероятно, так
и не был выслан Папе.
[9] Высказывалась мысль о том, что
реальной причиной заточения Бэкона под стражу была скорее резкая
критика в адрес многих уважаемых и влиятельных теологов, а также
неуживчивый характер францисканца, не умевшего ладить ни с братьями,
ни с руководством ордена.
[10] Платон. "Государство" VI.
508 b-e, перевод А. Н. Егунова.
|