Ульрих Цвингли
1527 год: крест Саттлера и меч Цвингли.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих, Х у л ь д р е й х (1484-1531),
швейцарский реформатор. Род. в семье зажиточного крестьянина. Предназначенный
родителями к церковнослужению, получил гуманистич. образование
в ун-тах Вены и Базеля. Рукоположен в 1506. Знакомство с *Эразмом
Роттердамским побудило Ц. обратиться к изучению евр. и греч. текстов
Писания (сохранился автограф Ц. с греч. текстом посланий ап.
Павла). Сопоставляя древние и ср.-век. толкования с самой Библией,
Ц. пришел к выводу, что они лишь затемняют ее текст. "Я начал, –
вспоминал он позднее, — просить Бога о просвещении, и Св. Писание
стало для меня более ясным". Злоупотребления, развившиеся в католич.
церк. практике, укрепили Ц. в замысле очистить христ. жизнь и веру
от всего, что обременяло ее на протяжении веков. В тезисах для диспута
в 1523 он заявил: "Те, кто говорят, что Евангелие ничто без одобрения
Церкви, поносят Бога". Деятельность Ц. развивалась параллельно с
деятельностью *Лютера и в сходном направлении. Возглавив протестантские
преобразования в Цюрихе, реформатор добился закрытия м-рей, изъятия
икон и статуй из храмов. Его реформы привели к военному конфликту
между Цюрихом и швейц. католич. кантонами. Ц. принял личное участие
в этой войне и был убит в сражении при Каппеле.
Ц. исповедовал взгляды, более радикально расходящиеся с церк.
Преданием, чем у Лютера. В частн., Евхаристию он понимал лишь как
символич. акт воспоминания. По его мнению, *боговдохновенность не
ограничена рамками Писания: Бог открывает Себя и вне библ. *Откровения.
Однако богословие Ц. отличал абсолютный христоцентризм. "Иисус Христос,
— писал он, — единственный Путеводитель к спасению; кто ищет
или указывает другую дверь, тот убийца и похититель душ. Христос
глава всех верующих, к-рые суть Его члены и без своего Главы мертвы
и бессильны". С помощью своего друга Лео Юда Ц. перевел Библию на
нем. язык (1529). Oн также написал ряд комментариев к Ветхому и
Новому Завету. Они носят преимущ. гомилетич. характер и направлены
на защиту идей реформатора.
u Werke, Bd.1-8, Z., 1828-42; Aus Zwinglis Predigten, Bd.1-2, Z.,
1957; в рус. пер.: Тезисы Цвингли, в кн. Порозовской (см.ниже).
l Б а г р е ц о в Л.М., Ульрих Ц., Харьков, 1909; Б р и г
е р Т., Реформация, в кн.: История Нового времени, под ред.
И.Пфлуг-Гартунга, СПб., 1913, т.1; Г е й с с е р Л., История
Реформации, М., 1882; П о р о з о в с к а я Б.Д., Ульрих Ц., его
жизнь и реформаторская деятельность, СПб., 1892; Р а н к е
Л., Отношение Ц. к Лютеру и спор их об Евхаристии, в кн.: Я.Г.Гуревич.
Историч. хрестоматия по Новой и Новейшей истории, СПб., 18792, т.1;
F a r n e r O., Huldrych Zwingli, der schweizarische Reformator,
Emmishofen (Schweiz), 1917 (англ. пер.: Zwingli the Reformer, N.Y.,
1952); проч. библиогр. см. в NСЕ, v.14; ОDСС, р. 1514.
|