Александр Ельчанинов
Его:
Записи. О Флоренсове.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЕЛЬЧАНИНОВ
Александр Викторович, свящ. (1881-1934), рус. правосл. церк. писатель. Род.
в г.Николаеве. Еще в детстве началась его дружба с П. А. Флоренским, впоследствии
известным богословом и ученым. Е. окончил историко-филологич. ф-т С.-Петерб.
ун-та, учился в МДА (занятия были прерваны из-за призыва в армию). В 1905 Е.
состоял первым секретарем религ.-филос. общества им. Вл.*Соловьева в С.-Петербурге.
В 1910 активно занялся педагогич. деятельностью. По словам близко знавшего его
*Булгакова, Е. был не только «педагогом по призванию», но и «пастырем ранее
своего пастырства». На Высших женских курсах Е. читал лекции по истории религии
и по истории рус. религ. мысли. В 20-х гг. Е. с семьей поселился в Ницце, где
и был рукоположен (1926). Как священник Е. «представлял собой явление необычайное
и исключительное, ибо он воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности
Православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного
предания» (прот. С. Булгаков).
Познание Слова Божьего было для Е. не теоретич. дисциплиной, а
неотъемлемой частью духовной жизни. В своей самой известной, изданной
посмертно книге «Записки» (4-е изд., Париж, 1978) он писал: «В нашем
восприятии Слова Божия различимы следующие моменты... слышание его,
разумение, принятие сердцем и, наконец, употребление его в жизни.
Проверьте себя — в какой из этих стадий вы находитесь. Всегда ли
вы хоть просто слышите его или часто ли берете в руки, чтобы прочесть?
Слыша, читая, даете ли себе труд вникнуть и понять его? Доходит
ли оно до вашего сознания, сердца, будит ли оно их? Если да, то
есть ли плоды этого, сдвигает ли оно вас хоть немного с мертвой
точки успокоенности обычной нашей жизнью? Проверьте себя — и медленно
и упорно начните свой подъем по этим ступеням».
При этом Е. считал, что такой подход к Писанию не исключает его
науч. познания. В этом он следовал по пути, указанному первыми представителями
*русской библ.-историч. школы. Свои исагогич. взгляды Е. изложил
в книге «История религи», к-рую подготовил совместно с П. Флоренским
и С. Булгаковым (М., 1909). В ней, в частн., он кратко излагает
основы *новой исагогики и приводит аргументы в пользу того, что
*Пятикнижие в своем окончат. виде, хотя и восходит к Моисею, является
«обработкой многих документов». В числе источников Пятикнижия Е.
указывает повествования Яхвиста, Элохиста и др. (см. ст. Четырех
источников Пятикнижия теория). Признавая эти источники Пятикнижия,
Е. тем не менее не соглашается с историко-эволюционной концепцией
школы *Велльхаузена. «Мы получаем право рассматривать еврейскую
религию генетически, — пишет Е., — но задача все же остается очень
трудной. Трудность построения исторического развития еврейской религии
состоит в следующем: с одной стороны, мы не можем буквально и без
критики принимать все то, что говорится о начальной религии евреев
в Пятикнижии... но, с другой стороны, у нас совершенно нет твердых
и безошибочных оснований отвергать то или иное свидетельство как
древнее и переносить его в позднейшие времена. Библия, например,
рассказывает о еврейской религии как имеющей универсальный характер
с первого же шага (обещание Аврааму: «благословятся в тебе все племена
земные»). Критика не считает это возможным: и единственным основанием
против приводит то соображение, что это было бы неестественно, необычайно,
непохоже на развитие других религий».
В противовес этому взгляду Е. показывает, что развитие библ. религии
действительно имело исключит. своеобразие, благодаря чему именно
из иудейства и «вышло христианство». Следуя Вл. Соловьеву, Е. отмечает
три черты, к-рые отличали ветхозав. религию. В противоположность
пантеистическим божествам Индии и Греции, Бог ВЗ — «живая, постоянно
действующая на мир Личность». В свою очередь, и народ, избранный
Им, «действует как свободная личность. Он определяет себя, как хочет,
он с в о б о д е н выбрать себе Бога или отвергнуть Его». И, наконец,
в отличие от одностороннего спиритуализма внебиблейских религий
в ветхозав. религии заключена вера в ценность земного мира как места,
где проявляет Себя Господь. Эта идея «святой телесности» определила
и позитивное отношение к вопросам социальной справедливости, и благоговейное
отношение к плоти, к-рая призвана быть чистым сосудом, уготованным
для Бога.
В вопросах новозав. исагогики Е. стоял на позициях *двух источников
теории. «Марк, — пишет он, — был источником для последующих евангелистов.
Но у Луки и Матфея оказывается буквальное совпадение и в таких рассказах,
которых нет у Марка. Это заставляет предположить, что до Матфея
и Луки существовал сборник изречений Христа, которым и пользовались
Лука и Матфей при составлении своих рассказов... Все три синоптика
по времени своего появления относятся ко второй половине I века:
в 60-х годах был написан Марк, в 70-х — Матфей и 80-х — Лука». Е.
не считал доказанным неисторичность 4-го Евангелия и, видимо, склонялся
к мысли, что оно было «написано хотя и не апостолом Иоанном, но
по его рассказам». Рассматривая учение о Царстве Божьем как центральное
в НЗ, Е. писал: «Спасение не только в том, что спасается каждая
отдельная человеческая душа, а в том, что спасается каждая тварь...
Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений называется
в Евангелии Царствием Божиим, или Царством Небесным. Учение о нем,
изложенное в Евангелии, двойственно и вместе с тем едино. Во-первых,
Царство понимается как внутреннее состояние преображенного человека
— «Царство Божие внутрь вас есть», оно достигается внутренними усилиями
личности; а с другой стороны, оно есть нечто, лежащее вне человека,
постепенно нарождающееся в мире путем органического процесса, преображающее
мир, как закваска — тесто, независимо от индивидуальных человеческих
усилий. Это кажущееся противоречие легко примиряется таким соображением.
Царство Небесное, идеальный божественный мир, существует от века,
но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого
личные усилия».
l Прот.Б у л г а к о в С., О. Александр Е., «Путь», 1934, № 45;
Памяти о. Александра Е., Париж, 1977. Подробной биографии и исследований,
посвященных творчеству Е., пока не существует.
|